Чтение литературы в подготовительной группе на март. Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы. Я бы многого хотела

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Октябрь.

    Задачи: Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям запомнить стихотворения и упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов.

    Занятия Совместная деятельность
    1. Рассказ воспитателя о А. С. Пушкине.
    2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
    3. Интересно ли слушать рассказы о животных?
    4. Заучивание стихотворений Д. Хармса по выбору детей («Удивительная кошка», «Очень страшная история», «Что это было?»)
    1. Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина. Чтение сказок Андерсена.
    2. Чтение детям стихотворений об осени (по выбору воспитателя). Чтение стихотворений Д. Хармса.
    3. Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»
    4. Расскажем стихи руками.
    5. Заучивание стихотворений об осени.

    Ноябрь.

    Задачи: Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла. Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения этого поэта. Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи.

    Декабрь.

    Задачи: Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на зимнюю тематику.

    Занятия. Совместная деятельность.
    1. Беседа «Зачем нужны стихи».
    2. Знакомимся с новыми стихотворениями. Заучиваем понравившиеся.
    3. Сказки и повести К. Паустовского.
    4. В этот вечер у нас в гостях...
    1. Чтение произведений К. Паустовского «Тёплый хлеб», «Квакша», «Дремучий медведь».
    2. Чтение сказок Э. Топелиуса «Три ржаных колоска»
    3. Чтение стихотворений о зиме Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина и др.
    4. Чтение в лицах «Песни воли», С. Маршака «Драматизация сказки», Д. Хармса «Лиса и заяц».
    5. Чтение детям колядок - обрядовых песен русского народа, стихотворение «Коляда» В. Брюсова.

    Январь.

    Задачи: Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками - иллюстраторами. Помочь детям разобраться, почему сказку Л. Ремизова «Хлебный голос» называют мудрой сказкой. Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми. Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной речи детей.

    Занятия. Совместная деятельность.
    1. Беседа «Знаем ли мы сказки».
    2. Саша Чёрный и его поэзия.
    3. Мой любимый весёлый рассказ.
    4. Час загадок, скороговорок и считалок.
    1. Чтение новогодних сказок: «Двенадцать месяцев», сказки Н. Телешова «Крупеничка», и русской народной сказки «Рифмы».
    2. Чтение стихотворений о зиме: С. Есенина, М. Пожарова и др. Чтение стихотворений С. Чёрного «Волшебник», «Перед сном», «На коньках», «Жеребёнок» и др. Чтение произведений С. Маршака «Почта», «Пудель», «Багаж».
    3. Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.
    4. Чтение глав из книги Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».

    Февраль.

    Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова, «Никита-Кожемяка» из сборника А. Афанасьева. Помочь детям вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с новыми сказками. Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи.

    Занятия Совместная деятельность
    1. Великий Сказочник X. К. Андерсен.
    2. Знакомство со стихами Р. Сефа, Ю. Тувима, М. Карема.
    3. Любимые толстые книжки.
    4. Инсценирование «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа.
    1. Чтение детям «докучных сказок» («Сивка-бурка», «Никита-Кожемяка»). Чтение сказок X. К. Андерсена.
    2. Чтение стихотворений Р. Софа «Приятель», «Совет», «Апчхи!», «Бесконечные стихи», «Враньё», «Чудо», «Лиловое стихотворение». Чтение и инсценировка произведений Ю. Тувима «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про пана Турлялинского». Чтение стихотворений А. Милна: «Баллада о королевском бутерброде», «Непослушная мама», «Воспаление хитрости», «Мы с Пухом».
    3. Чтение рассказов Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе.
    4. Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга».

    Март.

    Задачи: Познакомить детей с писателем Д. Маминым-Сибиряком и его сказками. Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. Развивать интерес к театрализованной деятельности.

    Занятия Совместная деятельность
    1. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
    2. Знакомство со стихами Е. Благининой, Э. Успенского, В. Берестова, Э. Мошковской.
    3. Инсценирование сказки Г. Сапгира «Смеянцы».
    4. Рассказы о животных.
    1. Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост», «Серая шейка», «Зелёная волна».
    2. Чтение стихов, посвященных весне, мамам и бабушкам. 3. Чтение детям рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Чтение глав из повести Э. Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
    3. Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все».

    Апрель.

    Задачи: Уточнить и систематизировать имеющиеся у дошкольников представления о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям вспомнить сказки Пушкина, познакомить детей с новыми произведениями поэта. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

    Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

    Зачем дошкольникам художественная литература

    К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

    1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
    2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
    3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
    4. Развитие способности к сопереживанию героям.

    В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного

    В старшей группе список задач расширяется:

    1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
    2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
    3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
    4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
    5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
    6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

    Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие

    К задачам подготовительной группы относятся:

    1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
    2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
    3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
    4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
    5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

    Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

    Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

    Какие приёмы и методы можно использовать

    На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

    1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
    2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
    3. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
    4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

    Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

    1. Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
    2. Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
    3. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
    4. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

    Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения

    Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.

    Как объяснять детям незнакомые слова

    Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

    Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов

    Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

    Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

    После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

    Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

    • Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
    • На кого бы вы хотели быть похожи?
    • С кем бы вы не стали дружить?

    Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

    • Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
    • Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?

    Вопросы на обнаружение мотива:

    • Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
    • Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
    • Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

    Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

    С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека

    Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.

    Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц

    Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.

    Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников

    Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи (девочка, медведь) и ключевые моменты повествования (лес, избушка, пирожки, короб) Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения

    Как показывать детям иллюстрации

    Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

    И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям

    Общая структура занятия по чтению

    Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:

    1. Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие.
    2. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.
    3. Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления восприятия и закрепления впечатления.

    Типы занятий по чтению в детском саду

    Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:


    Мотивирующее начало занятия

    Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.

    Появление игрового персонажа

    В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).

    Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова

    Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).

    Послание от героя

    Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.

    Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками

    Предварительная беседа

    В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.

    Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку

    Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).

    Ознакомление с наглядными материалами

    Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.

    После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца

    Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.

    После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям

    Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.

    Примеры конспектов занятий

    С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:

    • Каранова М.С., «Медвежонок Бурик» (вторая младшая группа) ;
    • Романова Н., «Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень» (средняя группа) ;
    • Коновалова Д.В., «Поговорим о дружбе (чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»)» (подготовительная группа) .

    Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

    В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.

    Первая младшая группа

    • Стихотворение А. Барто «Мишка».
    • Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
    • Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
    • Русская народная песенка «Петушок, петушок…».
    • Русская народная сказка «Репка».
    • Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…».
    • Русская народная песенка «Как у нашего кота…».
    • «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай…».
    • Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
    • Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского.
    • Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…».
    • Стихотворение А. Барто «Грузовик».
    • Стихотворение С. Капутикян «Все спят».
    • Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».
    • Русская народная песенка «Коза-дереза».
    • Русская народная песенка «Заяц Егорка…».
    • Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…».
    • Произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

      Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)

    • Рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь…».
    • Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
    • Стихотворение А. Барто «Слон».
    • Потешка «Ой ты, заюшка-пострел…» (перевод с молдавского И. Токмаковой).
    • Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).
    • Русская народная песенка «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
    • Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».
    • Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик»
    • Стихотворение П. Воронько «Обновки».
    • Стихотворение Н. Сынгаевского «Помощница».
    • Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
    • Стихотворение В. Хорола «Зайчик».

      Стихотворение Хорола про зайчика - очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений

    • Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».
    • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
    • Стихотворение О. Высотской «Холодно».
    • Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
    • Стихотворение А. Барто «Зайка».
    • Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?».
    • Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
    • Немецкая песенка «Снегирёк» (перевод В. Викторова).
    • Стихотворение А. Барто «Кораблик».
    • Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
    • «В магазине игрушек» (главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика», перевод с польского В. Приходько).
    • Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко».
    • Закличка «Дождик, дождик, веселей…».

      Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики

    • Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
    • Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
    • «Ветер по морю гуляет…» (отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
    • Стихотворение А. Введенского «Мышка».
    • Стихотворение Г. Сапгира «Кошка».
    • Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…».
    • Сказка В. Бианки «Лис и мышонок».
    • Рассказ Г. Балла «Желтячок».
    • Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка».

      Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные

    • Стихотворение К. Чуковского «Путаница».
    • Сказка Д. Биссета «Га-га-га» (перевод с английского Н. Шерешевской).
    • Русская народная потешка «Огуречик, огуречик…».
    • Стихотворение «Сапожник» (перевод с польского в обработке Б. Заходера).
    • Стихотворение Б. Заходера «Кискино горе».
    • Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
    • Сказка Н. Павловой «Земляничка».
    • «Друзья» (глава из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»).

    Вторая младшая группа


    Средняя группа


    Старшая группа

    • Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
    • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».
    • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень».
    • Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».
    • Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
    • Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
    • Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
    • Чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
    • Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

      Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность

    • Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».
    • Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
    • Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
    • Чтение глав повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
    • Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».
    • Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого).
    • Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
    • Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
    • Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
    • Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» (обр. К. Шавровой).
    • С. Городецкий «Котёнок» (чтение в лицах).
    • Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
    • Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка».
    • Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
    • Чтение произведения Г. Снегирёва «Пингвиний пляж».
    • Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». Лепка «Щенок»
    • Чтение стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищурил…».
    • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
    • Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка».

      Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей

    • Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
    • Чтение отрывков произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».
    • Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
    • Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
    • Русская народная сказка «Лиса и заяц».
    • Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
    • Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

      Сказка «У страха глаза велики» - по сути психологическая

    • Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».
    • Инсценирование отрывка русской народной сказки «Маша и медведь».
    • Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день».
    • Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
    • Пересказ украинской народной сказки «Колосок».
    • Чтение отрывка произведения К. Паустовского «Кот-ворюга».
    • Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зелёный…» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
    • Любимые сказки А. С. Пушкина.
    • Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок».
    • Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».

    Подготовительная группа


    Кружок по чтению художественной литературы в детском саду

    В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.

    Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка

    Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:

    • произведения различных жанров (варианты названий: «В гости к книжке», «Литературная гостиная», «Волшебный мир книг»);
    • только сказки («Сказки - добрые друзья», «В гостях у сказки», «Сказка мудростью богата…»);
    • стихотворения (дети выразительно их читают и заучивают наизусть).

    Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.

    В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.

    Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:

    • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
    • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
    • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
    • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
    • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
    • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
    • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

    Цель - углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы

    Одна из важных форм работы по чтению - открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:

    • применение информационно-компьютерных технологий - ИКТ (слайды с изображением эпизодов произведения, его отдельных героев);
    • пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицы (это направление всегда вызывает интерес);
    • новаторской может быть даже физкультминутка - обязательный элемент большинства занятий (например, с использованием камушков для усиления ритма, кстати, этот приём можно применять и при чтении стихотворений).

    Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно

    Интересная идея - подключить к мероприятию музыкального руководителя либо использовать аудиозаписи. Например, в той же самой сказке «Маша и медведь» музыка передаст, как девочка собирает в лесу грибы и ягоды, а мишка тяжёлой поступью идёт по лесу. Дети будут просто в восторге от такого глубокого погружения в произведение.

    Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.

    Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.

    Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению

    Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.

    Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.

    Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства - литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.

    Структура литературного праздника сходна с построением утренника:

    1. Торжественное открытие со вступительным словом ведущего.
    2. Показ концертных номеров.
    3. Демонстрация выставки книг.
    4. Завершение.

    Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.

    Декламация стихов - неотъемлемая часть литературного праздника

    Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы - игрушки, картинки, различные предметы.

    Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).

    Видеоматериалы по теме

    Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.

    Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)

    https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI Video can’t be loaded: Отрывок занятия во второй младшей группе по ознако (https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI)

    Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)

    https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI Video can’t be loaded: НООД по художественной литературе во второй младшей группе по сказке «Теремок» (https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI)

    Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)

    Video can’t be loaded: Открытое занятие на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» (https://youtube.com/watch?v=4Xu1mx2qkgk)

    Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)

    https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ Video can’t be loaded: Интегрированное занятие-путешествие по сказке «Гуси - лебеди» (https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ)

    Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад - первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники - скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.

    Ху дожественная литература

    Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

    Для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки.

    «Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

    «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

    «Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

    «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

    Заклички .

    «Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

    «Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

    Русские народные сказки.

    «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

    «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

    «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

    «Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

    «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

    «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия.

    В. Брюсов. «Колыбельная»;

    И. Бунин. «Первый снег»;

    С. Городецкий. «Котенок»;

    С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

    А. Майков. «Летний дождь»;

    Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

    И. Никитин. «Встреча зимы»;

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

    А. Плещеев. «Мой садик»;

    А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

    И. Тургенев. «Воробей»;

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

    А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

    М. Цветаева. «У кроватки»;

    С. Черный. «Волк»;

    Я. Аким. «Жадина»;

    А. Барто. «Веревочка»;

    Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

    В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

    С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

    Д. Хармс. «Веселые чижи»;

    Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

    Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

    Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

    М. Яснов. «Мирная считалка».

    Проза.

    В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

    Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

    С. Черный. «Кот на велосипеде»;

    Б. Алмазов. «Горбушка»;

    М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

    А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

    С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

    В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

    Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

    Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

    М. Москвина. «Кроха»;

    Н. Носов. «Живая шляпа»;

    Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

    К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

    Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

    Фольклор народов мира

    Песенки.

    «Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

    «Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

    «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

    «Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

    «Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

    «Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

    Сказки .

    «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

    «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

    «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

    «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

    «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

    «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

    «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

    «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия.

    Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

    А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

    Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

    Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

    В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

    Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

    Литературные сказки.

    Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

    А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

    X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

    О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

    Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

    Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

    Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

    Для заучивания наизусть

    «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

    И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

    Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

    Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

    С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

    М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

    М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

    А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

    А. Плещеев. «Осень наступила...»;

    И. Суриков. «Вот моя деревня».

    Для чтения в лицах

    Ю. Владимиров. «Чудаки»;

    С. Городецкий. «Котенок»;

    В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

    Э. Успенский. «Разгром».

    Литературные сказки.

    А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

    Н. Телешов. «Крупеничка»;

    Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

    П. Бажов. «Серебряное копытце»;

    В. Бианки. «Сова»;

    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

    Б. Заходер. «Серая звездочка»;

    В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

    А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

    Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

    Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».


    Булычева Александра Валерьевна

    Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

    Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

    Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

    Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

    Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

    В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

    проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "

    краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...

    Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

    В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....

    Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область: «чтение художественной литературы»

    Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...

    НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

    Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...