Бизнес подсолнечное масло из семечек. Нужно ли разрешение для открытия. Разлив и упаковка

В каталоге представлены производители растительного масла в России. Налажена продажа крупным и мелким оптом. В список внесено 100 компаний на 2019 год. Оптовые цены установлены напрямую поставщиками.

Подсолнечное масло составляет более 80% рынка растительных масел. За ним следуют соевое, кукурузное и рапсовое. Основная доля производства, от 40%, принадлежит регионам ЮФО — Кубань, Ростовская область и др. Маслоэкстракционные заводы выпускают продукцию методом холодного или горячего отжима.

Известные российские предприятия:

  • Красногорский жировой комбинат,
  • ЗАО «ДонМаслоПродукт»,
  • ООО Маслозавод Алтай-Родино,
  • СХП «Солнечное Поле»,
  • «Кулундинский маслозавод» и пр.

Производители растительного масла приглашают к сотрудничеству оптовиков, дилеров и представителей в регионах. С целью купить продукты питания оптом, скачать прайс — обратитесь к менеджерам изготовителей на их страницах. Список регулярно обновляется.

Растительное масло – незаменимый продукт на кухне каждой хозяйки. По сути, оно представляет собой растительный жир, извлечённый из плодов или семян растений, например, кукурузы, сои, подсолнечника. Маслом заправляют салаты, его добавляют в кондитерские изделия, на нём жарят – существует множество вариантов его использования.

Значительная доля рынка растительного масла в России приходится на подсолнечное масло. В нашей стране ежегодно потребляется около 2 миллионов тонн такого продукта. Его производством занимаются в основном мелкие и средние предприятия. Высокая популярность продукта, а также отсутствие территориальных ограничений для его реализации делают идею изготовления подсолнечного масла интересной для бизнеса. Попробуем разобраться, как организовать такое производство и насколько это может быть выгодно.

Технология производства подсолнечного масла

Как известно, подсолнечное масло бывает двух видов: рафинированное и нерафинированное. Принципиальное их отличие состоит в степени очистки. Нерафинированное подсолнечное масло имеет тёмный цвет, поскольку содержит больше примесей. Оно обладает приятным ярко выраженным запахом. Такое масло считается более полезным. Однако у него есть и недостатки: горьковатый привкус и небольшой срок хранения.

Рафинированное масло отличается тем, что практически не содержит посторонних примесей в своём составе. Поэтому оно почти прозрачное на вид, имеет нейтральный вкус и запах. Но главное преимущество рафинированного подсолнечного масла – долгий срок хранения: от 4 до 12 месяцев против 2 месяцев, в течение которых может быть пригодным нерафинированное масло. Технология производства подсолнечного масла этих двух видов различна.

Мелкие производители обычно применяют систему холодного отжима. Эта технология не даёт высоких объёмов: за 1 час из 100 кг семян подсолнечника можно получить 38 л масла высокого качества. Семена дробят, и выдавливают из них масло, используя винтовой пресс. Затем масло несколько раз пропускают через специальные матерчатые фильтры. Такой способ отлично подходит для производства подсолнечного масла в домашних условиях. Масло, полученное в результате холодного отжима, высоко ценится потребителями, так как в нём сохраняются все микроэлементы, входящие в состав исходного продукта.

Более крупные производители в процессе изготовления масла используют специальные жаровни, нагревающие семечки до высокой температуры, а также мощные быстродействующие прессы, в результате чего масло темнеет, теряя аромат и полезные свойства.

Технологический процесс на типичном маслоэкстракционном заводе состоит из следующих этапов:

  • обработка семян с помощью вибросита (или специального сепаратора), в ходе которой сырьё очищается от крупного мусора и различных примесей;
  • очистка семечек от кожуры в рушально-веечных аппаратах (дробление семян с последующим выдуванием шелухи струёй воздуха);
  • обработка полученной массы с помощью пресса со шнеком (воздействие на дроблёные семена силой в 2 500 т при температуре более 100 градусов);
  • рафинация с использованием различных фильтров (как правило, отбельной глины или диатомита – порошка из водорослей);
  • розлив готового масла в тару.

Хорошее оборудование позволяет за 1 час из 50 т семечек получить 20 000 бутылок подсолнечного масла объёмом 1 л каждая. То есть из 2,5 кг семян подсолнечника можно произвести 1 л масла.

Выгодной особенностью содержания маслоэкстракционного завода считается то, что, такое производство является практически безотходным. Шрот, оставшийся от переработки семечек, закупают фермерские и рыбоводческие хозяйства, а шелуху приобретают кирпичные заводы.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Как организовать бизнес по изготовлению подсолнечного масла

Итак, первое, что следует сделать, – это выбрать формат деятельности, который в большей степени подходит именно вам. Отталкиваться необходимо в первую очередь от бюджета и имеющегося опыта.

Варианты организации собственного производства

Маслоэкстракционный завод – это дорогостоящий проект с объёмом капитальных вложений на старте не менее 12 млн руб. и сроком окупаемости около трёх лет. Это не самый лучший вариант для начинающего предпринимателя. Он больше подойдёт тем, кто имеет за плечами «приличный» опыт в сфере хозяйствования и разбирается во всех тонкостях производственного процесса.

Открытие же небольшого цеха производительностью от 5 до 10 т масла в сутки не требует слишком высоких затрат на входе. Можно уложиться в сумму около 3 млн руб., а со временем, закрепившись на рынке, расширять производство, закупать дополнительное оборудование и увеличивать объёмы.

Домашнее производство подсолнечного масла – бюджетный проект, который не принесёт большой прибыли, но тем не менее позволит стабильно зарабатывать и обеспечивать нужды целой семьи (см., ). Бытовые аппараты для отжима масла отличаются низкой производительностью (около 5 л/час), их стоимость, соответственно, значительно ниже, чем цена на профессиональное оборудование. Так, небольшой шнековый маслопресс для холодного отжима можно приобрести всего за 150 000 руб.

А о том, как получить масло с помощью деревянного маслопресса в домашних условиях и какие сорта подсолнечника лучше использовать, говорится в следующем видео:

Ещё один из вариантов, который можно рассматривать в качестве дополнительного вида деятельности – это выращивание подсолнечника как бизнес. Средняя урожайность этой культуры составляет 12-15 центнеров с 1 га. По приблизительным данным, если использовать площадь 100 гектаров, то расходы на каждый выращенный гектар составят около 3 500 руб., а возможный доход – от 6 000 руб. Выращивание подсолнечника с целью дальнейшей переработки позволяет получить полный цикл производства и увеличить его эффективность в несколько раз.

Юридическая база

Деятельность по производству растительного масла из семян подсолнечника в обязательном порядке необходимо оформить в Федеральной налоговой службе (ФНС). Вы можете самостоятельно выбрать наиболее удобную форму хозяйствования: получить статус индивидуального предпринимателя (ИП) или зарегистрировать юридическое лицо.

Получения лицензии такая деятельность не требует. Но некоторые дополнительные документы вам всё же понадобятся, чтобы работать спокойно и конкурировать с другими производителями на рынке.

Прежде всего вам необходимо выбрать подходящее производственное помещение и подготовить его в соответствии с СанПиН 1197-74. «Санитарные правила для предприятий по производству растительных масел». Этот нормативный документ содержит всю информацию о том, какие требования предъявляются к устройству, освещённости, вентиляции, отоплению производственных, складских и бытовых помещений таких предприятий.

Подтвердить соответствие вашего цеха всем установленным требованиям, а также помочь с разработкой программы производственного контроля, которая также является обязательным документом, сможет местное представительство службы Роспотребнадзора. Кроме этой инстанции, вам нужно будет обратиться в территориальное отделение МЧС и получить заключение о соблюдении в помещениях норм пожарной безопасности.

Следующий важный документ – декларация о соответствии вашего продукта Техническому регламенту Таможенного Союза (ТР ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Оформить такую декларацию можно в любом аккредитованном сертификационном центре. Она выдаётся на срок от 1 года до 5 лет. Средняя стоимость услуг декларирования составляет 7 000 руб.

На этом список основных документов, необходимых для запуска деятельности по производству масла заканчивается. И мы переходим к вопросу материально-технического оснащения.

Помещение цеха и производственное оборудование

Для размещения даже небольшого производства потребуется довольно просторное помещение. Высота потолков в цехе должна быть не меньше 3,5 м. Помещение необходимо разделить на несколько зон:

  • для очистки, дробления и отжима семян;
  • для осуществления рафинации;
  • для розлива и упаковки продукции;
  • для хранения сырья;
  • для хранения готового продукта;
  • для хранения и переработки отходов;
  • для административно-бытовых целей.

Общая площадь цеха должна быть не менее 300 кв. м, при этом большая его часть будет приходиться на склад сырья.

Важно! Система электроснабжения в цеху должна быть трёхфазной с напряжением 380 В. Это необходимо для обеспечения бесперебойной работы производственного оборудования.

Оборудование для изготовления масла и персонал

Перечень необходимого оборудования для производства подсолнечного масла с примерными ценами:

  • сепаратор для первичной очистки семечек – 50 000 руб.;
  • рушально-веечный автомат для отделения кожуры – 70 000 руб.;
  • вальцевой станок для размола семян – 500 000 руб.;
  • жаровня – 350 000 руб.;
  • пресс для отжима – 600 000 руб.;
  • оборудование для рафинации – 700 000 руб.;
  • линия розлива – 300 000 руб.

Общие затраты на оборудование составят около 2 570 000 руб.

Для обслуживания такой производственной линии понадобится около 10-12 человек, включая технолога. Следует особое внимание уделить подбору кандидатов на должность технолога производства. Такой специалист должен хорошо разбираться в ГОСТах и других нормативных документах, понимать стратегию и перспективы развития предприятия, знать методы оценки эффективности производства. В его обязанности будет входить контроль входящего сырья, участие в разработке системы качества продукции, технологическая поддержка работы всего производственного цикла.

Требования к остальным работникам минимальны: они должны быть аккуратны и ответственны. Все сотрудники предприятия должны иметь личные медицинские книжки с актуальными отметками о профосмотрах.

Текущие расходы предприятия и предполагаемая прибыль

Ежемесячные расходы на содержание цеха складываются из арендной платы, оплаты труда, коммунальных и транспортных услуг, налогов, затрат на приобретение сырья и расходных материалов (тары).

Оптовая цена подсолнечника масличного составляет около 15 000 руб. за 1 тонну. Возможности оборудования в нашем случае позволяют переработать около 5 т сырья за смену, то есть, 150 т в месяц. Затраты на приобретение подсолнечника составят примерно 2 250 000 руб. Закупка расходных материалов обойдётся в 200 000 руб.

На оплату труда и страховые взносы за работников следует закладывать в бюджет около 250 000 руб. На транспортные расходы, коммунальные услуги и рекламу – ещё около 100 000 руб. Арендная плата составит около 100 000 руб. Итого в месяц сумма расходов будет на уровне 2 900 000 руб.

Теперь попробуем рассчитать возможный доход. Средняя оптовая цена рафинированного подсолнечного масла составляет 50 руб. за 1 л. Из 150 т семян подсолнечника можно получить 60 000 л масла. Выручка от реализации одного только масла составит 3 000 000 руб., а если вы будете продавать свою продукцию ещё и через собственные розничные точки, то доход увеличится.

Основная цель предпринимательской деятельности – получение прибыли при относительно небольших вложениях. Производство растительных масел в качестве бизнес-идеи как нельзя лучше подходит для бизнесмена, который желает открыть свое дело в востребованной области.

Производство растительного масла как бизнес стратегия

В России около 50% масла изготавливается на средних или даже малых (домашних) предприятиях и заводах. Данная статистика обусловлена небольшими затратами предпринимателя на ранних этапах ведения бизнеса по производству масел растительного происхождения и быстрой окупаемостью. Объемы могут быть ограничены только количеством изначального сырья, которое способно выкупить фирма.

Насколько сегодня выгодно вкладывать свой капитал в выработку растительного масла? Какое оборудование понадобится на начальном этапе производства и сколько оно будет стоить?

О производстве растительного масла

Растительное масло в наше время без преувеличения можно отнести к продуктам первой необходимости. Практически ни одно блюдо нельзя приготовить, не употребив при этом достаточного количества растительного масла. Но кулинария – далеко не единственная сфера-потребитель растительных масел. Они незаменимы при производстве:

  • консервов (от овощных и фруктовых до рыбных и мясных),
  • мыла,
  • красок для ремонта,
  • медицинских препаратов (кремы, мази),
  • косметических средств (кремы, лосьоны, пудры, помады).

Растительным масло называют потому, что его делают из листьев, семян, орехов или плодов различного рода растений: оливок, кукурузы, семян подсолнуха или льна, орехов кедра или макадамии. Существует так же животный жир, получаемый из органов какого-либо животного или рыбы: козы, гуся, коровы, медведя, барсука, рыбы, кита.

В зависимости от сырья, растительное масло подразделяют на:

  • льняное,
  • горчичное,
  • кукурузное,
  • оливковое,
  • подсолнечное и т.п.

Масло может быть твердым или жидким.

Разновидности растительных масел зависят от сырья, из которого их изготавливают

Исходя из способа очистки, выделяют такие типы растительных масел, как:

  • нерафинированные (механически очищенные) имеют характерный натуральный запах и вкус, а также светло-желтый оттенок;
  • рафинированные (механически очищенные, гидратированные и нейтрализованные) имеют те же характерные натуральные запах и вкус, но менее выраженный цвет;
  • рафинированные дезодорированные (полностью очищенные, без запаха и вкуса).

От того, какой тип очистки был выбран, будут зависеть химические и физические показатели масла.

На внешний вид конечного продукта влияет и степень рафинации. Всего существует 6 степеней: чем степень выше, тем результат чище и, соответственно, светлее.

Подсолнечник – известный источник масла растительного происхождения. Самым популярным рынком сбытом в России всегда было и до сих пор является производство и продажа подсолнечного масла. Его можно получить путем холодного или горячего отжима. Горячее прессование оставляет вкус сырья (в данном случае жаренных подсолнечных семечек), а холодное – больше нивелирует такие показатели.

Процесс производства растительного масла

Технология производства растительного масла из семян подсолнечника — достаточно сложный процесс, который подразделяется на несколько основных этапов:

  1. Очистка сырья (подсолнечных семян) от примеси (шелухи, песка, земли, листьев, стеблей). Используется сепаратор (стоимость до 45 тыс. руб.).
  2. Провеевание для удаления незначительных остатков мусора и высушивания семян. Используется рушильно-вееечное оборудование (до 75 тыс. руб.).
  3. Очистка от собственной лузги (черной оболочки), дальнейшее измельчение до состояния маслянистой кашицы. Используется вальцевый станок (от 430 тыс. руб.).
  4. Прогревание в паровых или огневых жаровнях до 1100°C. Используется огневая (до 83 тыс. руб.) и паровая (до 350 тыс. руб.) жаровни.
  5. Отжим сырья и отделение жмыха (мятки) от маслянистой жидкости. Жмых отправляют на повторный отжим. Используется шнековый пресс (от 650 тыс. руб.).
  6. Первичная фильтрация маслянистой жидкости от остатков жмыха. Используется специализированное фильтрующие оборудование (около 95 тыс. руб.).
  7. На дополнительном этапе состав можно подвергнуть нескольким стадиям фильтрации, а также сделать его рафинированным, отбелить и дезодорировать (удалить запахи). На окончательной стадии прессования остаются собственно масло и жмых, который все еще содержит около 10% масла от всей своей массы. На дальнейших дополнительных этапах производитель стремится извлечь из жмыха максимально возможные остатки масляного состава.
  8. Экстрагирование (еще один дополнительный этап) – это размачивание остатков (жмыха) в растворителях (ацетоне, бензине, гексане), позволяющий из 10% получить хотя бы 7% масла. Используется экстрактор (от 520 тыс. руб.). Считается менее экологичным, но более экономичным способом получения сырья.
  9. Готовый продукт разливают в тары. Используют разливное устройство (от 400 тыс. руб.).

Краткая схема технологии производства растительного масла

Компании, специализирующиеся на масличном производстве, могут использовать только один из способов (прессование или экстрагирование) или же применять поочередно оба.

Производство подсолнечного масла – процедура безотходная, потому как остатки, образующиеся на всем протяжении отжима, можно использовать повторно для иных целей. После экстрагирования остаются практически полностью обезжиренный жмых (шрот) и остатки масла в растворители (мисцелла). К примеру, шрот укомплектовывают и отправляют на фермы по разведению крупного и мелкого скота: там выжимки добавляют в качестве питательной добавки в корм для животных. А мисцелла становится основой для лакокрасочных материалов (олифы) для ремонта. Кроме того, жмых снова можно отжать и получить фуз – биотопливо для котловых установок.

Обязательно ли рафинировать готовый продукт? В целом, после первичной фильтрации (VI этап) масло уже готово для разлива в упаковочные тары. Однако такой продукт называют «сырым», так как в нем все еще остаются ненужные белковые соединения, жирные кислоты, красящие вещества, фосфолипиды и воск, поэтому для повышения качества конечного результата можно и даже нужно проводить вторичную фильтрацию, или рафинацию. Различают следующие способы рафинирования:

  • физический (центрифугирование, отстаивание),
  • химический (щелочная рафинация, гидрация),
  • физико-химический (дезодорация, отбеливание).

Условия для производства растительного масла

Производство подсолнечного масла – очень выгодное предприятие. Одновременно с этим ниша довольно плотно занята уже конкурентоспособными производителями, которые уже не первый год способны оставаться на плаву. Если бизнесмен все же хочет вложить именно в подобного рода предприятие, то ему следует хорошо взвесить все «за» и «против», чтобы его дело не стало убыточным еще на стадии становления.

Растительное масло можно производить: в заводах, мини-цехах, небольших маслобойнях и домашних условиях.

Требования к производителю

Будущий предприниматель, связывающий себя с бизнесом по производству подсолнечного масла, должен соответствовать некоторым требованиям:

  • иметь правовой статус (лучше всего учредителя ООО и сельхозпроизводителя, которые получают налоговые преимущества и льготы от государства),
  • иметь опыт реализации продуктов для розничной торговли,
  • иметь связи с поставщиками и рынком сбыта.

В случае, когда предприниматель пока не соответствует этим минимальным условиям, есть смысл заняться производством редких видов масла (кокосового, из авокадо) и реализовывать его друзьям или в небольшие магазины.

Оборудование для фильтрации растительного масла

Требования к помещению

Основные требования к помещению зависят от объемов производства. Если делец хочет наладить серьезное производство масла из растительного сырья, ему понадобится соответствующее помещение. Оно должно быть:

  • площадью от 1500 кв м,
  • разделено на несколько секций (производственная, склад для хранения привозимого сырья, склад для хранения готовой продукции),
  • оборудовано коммуникационными сетями (электричеством, водопроводом, канализацией),
  • безопасным (защищенным от самовозгорания, со средствами тушения пожаров),
  • соответствовать нормам санитарии.

Если производиться масло будет не в промышленных масштабах, а в маслобойне, то помещение арендовать можно площадью до 150 кв м.

Для домашнего отжима допустимо использование комнаты.

Требования к оборудованию

На сегодняшний день едва ли ни каждый производственный процесс автоматизирован. Не станет исключением и выработка растительного масла. В подзаголовке, описывающем технологии производства растительного масла из семян подсолнечника, уже подробнее описывалось необходимое оборудование и его примерная стоимость для налаживания крупного производства. Резюмируя, можно добавить, что весь процесс с точки зрения аппаратной составляющей будет выглядеть так :

  1. Приборы для производства (от 2 млн руб.).
  2. Приборы для рафинации (от 2100 тыс. руб.).
  3. Приборы для упаковки (от 2200 тыс. руб.).

Таким образом, затраты на оборудование мини-цеха по изготовлению продукта растительного отжима составят около 6300 тыс. руб.

Для маслобойни достаточно будет приобрести шнековый маслопресс и упаковочный станок.

Требования к персоналу

Серьезный завод по маслобойне зачастую бывает полностью автоматизирован. Все же еще необходимы рабочие, которые будут следить за технологией производства и вносить своевременные коррективы . Какой же персонал нужен для производства растительных масел?

  • работники, имеющие профильное технологическое и химическое образование (мастера, технологи, инженеры, химики),
  • вольнонаемные работники без вредных привычек (грузчики, уборщики).

На большое производство в цех требуется до 50 человек, в маслобойню будет достаточно нанять человек 7.

В заключении

Производство растительного масла – относительно не затратное и окупаемое предприятие. Но нестабильность финального результата и отсутствие сертификата качества сильно сужают рынки реализации в больших торговых сетях и магазинах. Все же домашняя маслобойня или мини-цех будут хорошим стартом для начала бизнеса с дальнейшим расширением до завода.

Представляет рейтинг производителей растительного масла, которое по праву может считаться «№1» отечественного экспорта агропродукции. Ведь Украина поставляет масло в более чем 100 стран мира, расположенных на пяти континентах.

Успех украинских компаний, экспортирующих подсолнечное масло, подкрепляется ростом внутреннего производства. Так, в 2016 г. посевные площади под подсолнечником составили 6 млн га против 5,1 млн га в 2015 году. Производство семян подсолнечника в 2016 г. превысило 13,6 млн т, что больше уровня прошлого года на 21,6%.

В течение 2016 г. производство подсолнечного масла и животных жиров увеличилось на 41,8%, а в январе-июле 2017 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года — на 33,1%.

Согласно данным Государственной службы статистики, выручка от реализации подсолнечного масла и животных жиров в январе-июле 2017 г. в целом по Украине составила 69,2 млрд грн, в том числе часть от зарубежных поставок — 63,8%.

В тройке лидеров по производству растительного масла в 2016/17 МГ находятся Николаевский маслоэкстракционный завод, Запорожский и Винницкий масложировые комбинаты, принадлежащие, соответственно, компаниям , и . На эти три вместе взятые производственные предприятия приходится практически пятая часть производства подсолнечного масла, а на всю десятку предприятий — 50,0%.

Николаевский маслоэкстракционный завод

Запорожский масложировой комбинат

Винницкий масложировой комбинат

МЭЗ «Эллада»

Объем производства, тыс. т: 252

Доля на рынке, %: 4,8

До 2016 г. завод «Эллада» входил в агрогруппу ». В феврале прошлого года агрохолдинг выкупил права требования на этот завод у «Укргазбанка». Сумма сделки составила около $100 млн. Производственные мощности завода позволяют перерабатывать 560 тыс. т семян подсолнечника в год.

«Кернел» — один из крупнейших агрохолдингов Украины, организованный по принципу вертикальной интеграции. Компания имеет неоспоримое лидерство в производстве и экспорте подсолнечного масла в Черноморском регионе. За огромными объемами внешних поставок стоит мощнейшее агропроизводство компании. Кроме Николаевского и Бандурского МЭЗов, «Кернел» владеет заводами по переработке семян подсолнечника в Полтавской, Кировоградской и Одесской областях.

Земельный банк агрохолдинга «Кернел» составляет 602,5 тыс. га. В середине лета холдинг завершил поглощение компаний и .

За 3 квартала 2017 финансового года «Кернел» реализовал 92,2 тыс. т бутилированного масла на сумму $98,5 млн и 802,1 тыс. т сырого масла наливом на сумму $783,7 млн. EBITDA от сегмента подсолнечного масла компании за этот период равняется $77,9 млн, что меньше прошлогоднего показателя на 26,20%, и составляет 27,5% общей EBITDA «Кернел».

В этой статье:

Подсолнечное масло еще со времен, когда Петр 1 привез неизвестный заморский цветок на территорию России, занимает лидирующие позиции среди товаров первой необходимости. Объем российского рынка подсолнечного масла стремительно растет с каждым годом, ежегодный прирост составляет около 3 %, а в стоимостном выражении – 82 млрд. рублей. Готовая продукция изготовляется не только крупными корпорациями и компаниями, но и фермерскими хозяйствами.

Спрос на подсолнечное масло стабилен и не подвержен сезонности, поэтому при грамотной маркетинговой, ценовой политике производство подсолнечного масла в России – выгодный бизнес, для организации которого необходимы инвестиции. Особое преимущество данного вида бизнеса – возможность получения дополнительного источника финансовых средств при реализации отходов производства.

Особенности производства подсолнечного масла

Перед тем как начать организацию частного предприятия по изготовлению подсолнечного масла необходимо ознакомиться с особенностями его производства.

По технологическому признаку весь процесс производства подсолнечного масла можно разделить на такие основные этапы:

1. Хранение и очистка масличных семян – включает переработку семенной массы от органических, минеральных и масличных примесей.

Очистка семян осуществляется на специальном оборудовании: сепараторах, камнеотборниках, аспираторах.

Переработка семенной массы может производиться следующими методами:

  • путем просеивания посредством сита с отверстиями разнообразных форм, размеров;
  • путем продувки семян воздухом;
  • вследствие разделения семян по ферромагнитным свойствам.

2. Подготовка и обработка масличных семян к извлечению масла – включает разделение семян по размерам, кондиционирование семян, обрушивание семян, отделение ядра от оболочки и измельчение ядер.

Шелушение оболочки масличных семян может осуществляться следующими способами:

  • вследствие раскалывания оболочки ударом;
  • сжатием оболочки;
  • разрезанием оболочки семян;
  • в результате обдирания оболочки о шероховатую поверхность. Поэтому оборудование по производству подсолнечного масла на предприятиях может быть разнообразным, в зависимости от метода обрушивания оболочек масличных семян.

3. Непосредственное извлечение масла – может осуществляться путем прессования или экстракции. Но основе этих двух способов на предприятиях по изготовлению подсолнечного масла могут быть разработаны следующие схемы производственного процесса:

  • однократного прессования;
  • двукратного прессования с последующим отжимом;
  • холодного прессования;
  • экстракции;
  • прямой экстракции.

4. Рафинация подсолнечного масл а – процесс очищения масла от сопутствующих примесей. Существуют такие методы рафинации:

  • физические;
  • химические;
  • физико-химические.

5. Розлив – осуществляется в транспортную тару. На современных предприятиях розлив подсолнечного масла осуществляется на автоматических линиях, в которых присутствуют формовочная, наполнительная, герметизирующая, этикетировочная машина.

6. Упаковка и маркировка готовой продукции – масло в полимерных бутылках герметично укупоривается и маркируется.

Технологическая схема производства подсолнечного масла отображена на схеме ниже.

Нормативные документы, регулирующие деятельность предприятий, изготавливающих подсолнечное масло

Для того чтобы открыть завод по производству подсолнечного масла необходимо ознакомиться с такими нормативными документами, регулирующими деятельность:

  • СанПиН 1197-74 – санитарные правила для предприятий по производству растительных масел;
  • ГОСТ 22391-77 – нормы, регулирующие качество семян подсолнечника, поставляемых на завод;
  • ГОСТ 1129-73* — документ, регулирующий качество подсолнечного масла;
  • ГОСТ 22391-89 – нормы хранения масличного сырья («Подсолнечник. Требования при заготовках и поставках»).

Технология производства подсолнечного масла

На рынке России наибольшим спросом пользуется рафинированное подсолнечное масло, не имеющее запаха, вкуса и цвета. Поэтому многие предприятия по производству подсолнечного масла изготавливают данный вид[ продукта. Процесс изготовления рафинированного подсолнечного масла включает этапы:

1. Отжим масла – осуществляется в прессах под высоким давлением. Предварительно сырье нагревают в специальных жаровнях при температуре около 110° С. Если на предприятии изготовление масла осуществляется в результате холодного прессования, тогда сырье предварительно не подвергают термической обработке. Жмых, получаемый в процессе отжима масла, используется в животноводстве. Поэтому реализуя жмых, предприятия получают дополнительный источник дохода.

2. Рафинация масла – происходит в течение таких этапов:

  • устранение механических примесей в результате отстаивания, центрифугирования или фильтрации. На этом этапе рафинации получают нерафинированное подсолнечное масло;
  • обработка растительного масла горячей водой позволяет устранить фосфатиды;
  • выведение жирных кислот позволяет получить рафинированное не дезодорированное подсолнечное масло;
  • дезодорация позволяет удалить пигменты, летучие соединения, запах и делает растительное масло светлого цвета;
  • вымораживание – в течение данного процесса удаляются воски.

3. Упаковка и маркировка готовых товаров .

Оборудование для производства подсолнечного масла

Закупка комплекта оборудования или линий по изготовлению подсолнечного масла зависит от мощности завода, поэтому целесообразно сделать такие заключения:

  • Если завод должен производить около 30 тонн готовой продукции в сутки, тогда необходима покупка линии отжима, рафинации масла. Линия по производству подсолнечного масла в среднем стоит от 1,5 млн. евро без учета затрат на монтаж.
  • Если производительность предприятия будет составлять 5-10 тонн подсолнечного масла в сутки, тогда целесообразно закупать отдельно каждый вид оборудования. В среднем общая стоимость оборудования составит около 7000000 рублей.

Бизнес план производства подсолнечного масла

Данный бизнес план включает организацию цеха производительностью 5-10 тонн ежедневно.

Затраты на оборудование предполагают:

  • Покупку линии по изготовлению масла – 2 000 000 рублей;
  • Приобретение линии рафинации – 2 100 000 рублей;
  • Покупку линии упаковки – 2 200 000 рублей.

Итого общие затраты на комплект оборудования составляют: 6 300 000 рублей.

Затраты на монтаж и доставку оборудования в цех будут составлять: 2 150 000 рублей.

Оборотные средства, включающие покупку сырья, ежемесячные расходы и прочие затраты составляют: 3 600 000 рублей.

Общие капитальные затраты для организации цеха по производству подсолнечного масла составляют: 12 050 000 рублей. Далее необходимо установить площадь помещения для размещения производственного оборудования, хранения сырья и склада готовой продукции.

Для установки линии по отжиму подсолнечного масла необходимо помещение площадью не менее 55 кв. м.

Для монтажа линии рафинации требуется цех площадью более 100 кв. м.

Установка линии по упаковке готовой продукции предполагает наличие помещения площадью 60 кв. м.

Итого для организации предприятия по изготовлению подсолнечного масла требуется:

  • Более 220 кв. м для производственных помещений;
  • Более 200 кв. м для складского помещения.

Для обеспечения бесперебойной работы предприятия необходимо всего 25 рабочих, общий фонд заработной платы которых составит 417 000 рублей ежемесячно.

Количество смен за месяц для рабочих: 30.

Общие ежемесячные расходы для предприятия составляют: 760 000 рублей.

Ежемесячная выручка – 5900000 рублей.

Себестоимость – 4 700 000 рублей.

Рентабельность предприятия составляет 8 %.

Срок окупаемость – 2 года и 1 месяц.

Высокий показатель рентабельности предприятия свидетельствует о том, что производство подсолнечного масла – выгодный бизнес, срок окупаемости которого составляет всего 2 года.

Организация мини-маслобойки для изготовления подсолнечного масла

Организация мини-маслобойки для получения подсолнечного масла предполагает минимальные капитальные вложения денежных средств.

Ведь стоимость маслобойки с производительностью 10 — 17 л/час может варьироваться в ценовом диапазоне: 200-400 $, фильтр для очистки масла стоит около 100-200 $, затраты на покупку дополнительных инструментов и изделий будут составлять всего 100 $. Поэтому многие сельхозпроизводители организовывают деятельность частных мини-маслобоек.

Основное оборудование для мини-предприятия – маслобойка

Современная маслобойка представляет собой пресс-экструдер, который внешне напоминает мясорубку. Конструкция пресса-экструдера включает три части:

  • Бункер для подачи семян;
  • Шнековую часть, измельчающую масличные семена;
  • Насадку для выжима масла.

Полученное подсолнечное масло из маслобойки необходимо профильтровать. Если объемы производства небольшие, тогда для фильтрации можно использовать холщовые мешки. После того как масло профильтровалось, необходимо его отстоять и спустя некоторое время слить в тару. Оставшийся осадок можно повторно профильтровать. Если маслобойка более высокой производительности, тогда необходима покупка специальных фильтров для очистки подсолнечного масла.

Мини-предприятие целесообразно открывать тогда, когда его владелец самостоятельно выращивает подсолнухи. Благодаря этому будут отсутствовать затраты на покупку сырья и его транспортировку.