Барышников артист балета личная жизнь. Михаил Барышников: биография, личная жизнь, дети, достижения в балете и фото. Балетная миниатюра «Вестрис»

Мода 20-х годов была идеальным сочетанием стиля и функциональности. Красивая одежда, которая позволяла женщинам свободно двигаться.

Даже через 90 лет после того, как Ревущие двадцатые остались в прошлом, сложно забыть стиль той эпохи: шляпки клок, платья флаппер, туфли на высоких каблуках и великие модельеры, подарившие женщинам все это великолепие.

Краткая историческая справка о моде 20-х годов

Мода того времени формировалась под влиянием общества и значимых событий, происходивших вокруг. Мода того или иного периода всегда является отражением своей эпохи.

Коко Шанель сказала:

«Мода живет не только в платьях, мода витает в воздухе, ее приносит ветер, мы предчувствуем ее, дышим ею, она в небе и на земле, она неотделима от людей, нравов, событий»

Мода 20-х годов знаменита, прежде всего, тем, что претерпела значительные изменения в сравнении с веяниями предыдущей эпохи.

Мир начал быстро меняться после Первой мировой войны: обычаи, технологии, производство. Общество сильно ускорилось в это время. Люди путешествовали на автомобилях по городам страны, а, благодаря самолетам, стало возможным добраться в любую страну за несколько часов. Поэтому мода 20-х годов отражает быстрое движение и изменение общества.

Женщины больше не хотели жертвовать своей мобильностью в угоду старых тяжеловесных традиций викторианской эпохи. Старомодные «пыточные устройства» , такие как корсет и кринолин более были не нужны молодым женщинам, которые хотели танцевать, ходить на работу, сидеть в автомобилях и прогуливаться по городу.

Общество изменилось, и мода поменялась вместе с ним. Край подола стал быстро подниматься, за год его длина сократилась до середины голени, а в следующем году уже чуть ниже колена.

«Мальчишеский» образ

Говорят, что стиль флапперс зародился с того, что однажды утром Коко Шанель надела мужской свитер, повязав его пояском вокруг талии. Казалось бы, незначительный факт в биографии Шанель, переросший в целое направление, которое определило моду 20-х годов.

Общество было готово к крупным переменам. Женщины восстали против статус-кво. Они не только стали водить автомобили, курить, пить и заниматься любовью, как мужчины, но они также присвоили их одежду. Но это не значит, что женщины стали менее сексуальными в этот период.

В то время как одежда Шанель, устроившая революцию и определившая моду 20-х годов, имела «мужскую» направленность, другой французский модельер – Мадлен Вионне создала платья, которые восхваляли женские формы и также стали революционными в моде того времени.

Не все было «мальчишеским» в моде 20-х годов, женщины по-прежнему излучали женственность, стиль и изящество, только наряды немного изменились.

Великие модельеры 20-х годов

Великие войны приносят великие надежды. Именно в переломные периоды истории женщины кардинально меняли не только свое мировосприятие, но и внешний вид. Граница между модой и стилем 19 и 20 веков очень четко разделила модные направления на "до" и "после".

Платья в стиле 20-х - характеристики

Винтажные платья 20-х годов имели свободный силуэт, укороченную длину и мягкую заниженную талию. О возвращении корсета не могло быть и речи. Именно в этот период очень большую популярность приобрела застежка молния.

Длина платья 20-х годов постепенно укорачивалась. Сначала модной считалась длина до щиколотки, через пять лет женщины стали надевать более короткие наряды немного ниже колен. В конце концов мы получили смелые по тем временам платья в стиле 20-х немного выше колена.

Что касается кроя, то крой винтажного платья 20-х годов был прямым и довольно мягким. В почете были , небольшие складочки на юбках и жакетах, ценилась декоративная отделка.

Свадебные платья 20-х годов

Свадебные платья 20х годов 20 века шили разных фасонов. Оно могло быть прямым с лаконичными линиями, популярностью пользовало платье-труба, модели на тонких бретелях или без них. Мода платьев в стиле 20 годов предлагала заниженную талию, это касалось и свадебных нарядов.

Длина варьировалась от смелого мини и до максимальной длины в пол. В почете были глубокое декольте и украшения из жемчуга. Длинная нить жемчуга, порой она достигала двух метров, обвивала шею в несколько витков, что было невероятно модным.

Вечерние платья 20-х годов

Основным силуэтом платьев 20-х годов для особого случая была узкая пряма труба. Длина его варьировалась от голени до щиколотки. Часто это был наряд без рукавов на тонких бретелях. Спереди было низкое декольте с V-образным вырезом. Платья периода 20 годов Чикаго были особенно сексуальны. Их украшали множеством бантов, полупрозрачными композициями из ткани или перьями.

28.04.2013 7804

Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. В 1974 году уехал на гастроли в Канаду и решил там остаться. Был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Биография

Михаил Барышников родился в семье советского офицера. Семья Барышниковых переехала в Латвию, когда отца Михаила отправили на службу. Барышников-отец был человеком жестоким, отношения с женой и сыном не сложились. Мать Миши стремилась привить ему любовь к прекрасному: ходила с ним в театр, филармонию. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он заявил, что хочет учиться в балетном училище и планирует сдать экзамен. Михаил начал учиться в Рижском хореографическом училище. Он хотел солировать на сцене, но препятствием был небольшой рост. Однажды педагог Хелена Тангиева сказала ему, что нужно вырасти. Михаил Барышников ежедневно выполнял сложные упражнения, превозмогая боль. Так будущий артист вырос на 4 сантиметра.


Михаил Барышников, фото в молодости

В 12 лет мама отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась обратно в Ригу, где покончила с собой. Что послужило причиной этого поступка до сих пор неизвестно. Отец в скором времени женился во второй раз. Жизнь Михаила в новой семье отца была непростой. Михаил Барышников уже в молодости показал себя как сильная и целеустремленная личность. Он переезжает в Ленинград, и с того времени не общается с папой.

В 1964 году Латвийская национальная опера приезжает на гастроли в Ленинград. На афишах было имя и Михаила Барышникова. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Сначала Михаил стал учеником в знаменитой школе русского балета, а потом - солистом Мариинки. В Мариинский театр Михаил Барышников поступил в 1967 году и прослужил там 7 лет.

В 1973 году получает звание Народного артиста РСФСР.

В 1974 году в составе труппы Большого театра он едет на гастроли в Канаду. Он решает не возвращаться в СССР и просит политического убежища и становится «невозвращенцем». Решение остаться на Западе ему далось нелегко.

27 июля 197 4 года артист впервые вышел к американским зрителям. Он танцевал партию «Жизель» на сцене Метрополитен-опера.

С 1974-1978 он трудится в труппе «Американского театра балета».

С 1980-1989 годы работает там же, но уже в статусе директора, балетмейстера и солиста.

С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» во Флориде. Труппа была организована совместно с Марком Моррисом.

С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова».

Балет

Михаил Барышников - выдающийся танцовщик XX века. Виртуозная техника, чистый стиль и невероятная физическая сила - все это сделало его одним из самых знаменитых представителей мужского танца в XX веке. Михаил Барышников - мигрант, которым гордится Россия. Он отвоевал свое место на сцене благодаря тому, что мог прыгать выше и приземляться ниже, чем другие танцоры.

Балетная миниатюра «Вестрис»

Это номер, с которым Михаил Барышников выступал на Первом международном конкурсе артистов балета в Москве в 1969 году. Тогда он завоевал первое место и золотую медаль. Майя Плисецкая как член жюри поставила ему 13 баллов из 12 максимально возможных. Миниатюра была навеяна образом легендарного танцовщика XVIII века Гаэтано Вестриса, которого прозвали «богом танца».


Фурор в России

В 1973 году Михаилу Барышникову было разрешено организовать творческий вечер и самому выбрать репертуар в Мариинке. Он пригласил современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В тот вечер танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Данфиса и Хлою». Это событие стало вершиной его творчества в России.

Балет А. Адана «Жизель»

В роли принца Альберта Барышников вышел на сцену Метрополитен-опера через месяц после своего «побега» на Запад в 1974 году. Его партнершей стала Наталья Макарова. Спектакль имел невероятный успех: на первом представлении занавес поднимали 24 раза. Прочтение образа принца у Михаила Барышникова отличалась от принятой в советском балете: он играл трагедию высокой романтической любви, а не социальную драму. Зрители были восхищены его безупречной техникой, одухотворенностью и харизмой, мощь которой влияла на остальных артистов.



Балет Л. Минкуса «Дон Кихот»

Во время работы в Американском театре балета сделал свою постановку классического произведения, которая была основана на хореографии XIX века. Сам танцовщик называет ее «хаотичной, но любимой».

В такой интерпретации «Дон Кихот» позже шел во многих театрах мира. Михаил Барышников выступил в этом спектакле в роли цирюльника Базиля. Его «Танец с кубками» признан одним из шедевров мирового балетного искусства.

Балет И. Стравинского «Аполлон»

Спектакль легендарного хореографа Джорджа Баланчина, который был впервые поставлен им во времена «Русских сезонов» Дягилева. Он был задуман как образец балетной неоклассики. В центре спектакля - образ Аполлона и его отношения с тремя нимфами: Терпсихорой, Каллиопой и Полигимнией. Михаил Барышников в роли Аполлона воплотил образ Бога-творца, который обретает свое величие с помощью искусства.


Нью-Йоркский городской балет

В 1978 году Михаил Барышников начал работу с Баланчиным в Нью-Йоркском городском балете. Тогда театр зависел от расположения приглашенных звезд. Но Михаил Барышников неожиданно заявил, что он не будет заключать контракты со знаменитостями. Его хореография «Щелкунчика» и «Дон Кихота» понравилась публике, но в 1984 году его «Золушка» попала под атаку критиков, несмотря на то, что была весьма популярна и подарила возможность освободиться от долгов. Критическими были отзывы и на «Лебединое озеро», что повергло Михаила Барышникова в депрессию. Неудачи были временны. Уже через год Михаил Барышников блистательно танцевал в кино.


Спектакль «Бродский / Барышников»

Театр - еще одна сфера интересов Михаила Барышникова. Он принимал участие в различных постановках, но особенного внимания заслуживает спектакль «Бродский / Барышников». Это моноспектакль в исполнении танцовщика и актера Михаила Барышникова, который специально под артиста создал художественный руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис. В основе постановки - стихотворения нобелевского лауреата Бродского.

Иосиф Бродский и Михаил Барышников познакомились в Нью-Йорке в 1974 году и дружили до самой смерти поэта. Он поздравил Михаила Барышникова с Днем рождения в 1996 накануне своей кончины. «Барышников / Бродский» - стихотворное путешествие сквозь жизнь поэта, рассказ о смерти, об аде одиночества и изгнания, о русском народе, о невозможности вернуться в Россию. А еще он о трогательной дружбе Михаила Барышникова и Бродского.

Проникновенная поэзия Бродского и потрясающая пластика Михаила Барышникова, который, по признаниям зрителей, «двигается как Бог», заставляют пережить настоящий катарсис. 23 июня 2017 года спектакль будут давать в Цюрихе. Клуб путешествий Михаила Кожухова организует на это поистине удивительное событие в сопровождении известных людей. Прогулка по городу, знакомство с культурой Германии и посещение спектакля в приятной компании - мечта, которая может стать реальностью.


Фильмы

Фильмография Михаила Барышникова весьма разнообразна. Свой путь в кино он начал с советских фильмов, документальных и тех, где он играл практически себя.

· В 1968 году дебютировал в фильме-концерте «Город и песня», сыграв роль танцора.

· 1969 год запомнился ролью Никишки в фильме-балете «Сказ о холопе Никишке».

· В 1970 году артист украсил документальный фильм «Молодой балет мира».

· В 1971 году Михаил Барышников сыграл матадора Педро Ромеро в телеспектакле по роману Э.Хемингуэя «Фиеста».

· 1977 год стал значимым благодаря роли танцора Юрия Копейкина в фильме «Поворотный пункт». Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. В этой картине артист доказал, что может играть драматические роли так же талантливо, как и танцевать. За что и получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». В одном из эпизодов киноленты Михаил Барышников играет на гитаре и исполняет песню своего близкого друга Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».


· В 1977 году Михаил Барышников сыграл Принца в «Щелкунчике».

· 1980-й запомнился ролью Хосе в «Кармен».

· 1984-й подарил возможность сыграть Базиля в «Дон Кихоте».

· В 1985 году Михаил Барышников сыграл в танцора Колю Родченко в фильме «Белые ночи», который во многом автобиографичен: герой Михаила так же, как когда-то он сам, бежит на Запад в поисках свободы. В картине есть кадры, снятые на улицах Ленинграда, - их специально для картины тайно снимали финские операторы. Самые известный эпизод киноленты - невероятный танец Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».


· 1987-й год подарил роль Тони в картине «Танцоры».

· В 1991 году Михаил Барышников перевоплотился в Сезара для фильма Питера Селларса «Кабинет доктора Рамиреса» (ремейк фильма «Кабинет доктора Калигарри»).

· В том же году Михаил Барышников сыграл Петра Ивановича Грущенко в фильме «Дело фирмы».

· В 2004 году Михаил Барышников украсил финал 6-го сезона сериала «Секс в большом городе», сыграв русского художника Александра Петровского. Александр - возлюбленный героини Сары Джессики Паркер - Кэрри Брэдшоу.

Как потом призналась Паркер, команда переживала, гадая, согласиться ли «крутой парень» на съемки. Одна из сцен «Секса в большом городе» была снята в ресторане артиста «Русский самовар». За девять часов работы в помещении продюсеры заплатили $10 000. Герой Михаила Барышникова, художник Александр Петровский предложил своей возлюбленной национальный напиток - чай с вишней.

· В 2011году вышел фильм о мальчике, который мечтал танцевать - «Мой папа Барышников».

· В 2014 году Михаил перевоплотился в министра внутренних дел России Сергея Сорокина для фильма «Джек Райан: Теория хаоса».


Книги

В интернете вы найдете множество статей и разрозненных фактов о танцовщике, однако наиболее полное представление о его личной и профессиональной жизни можно получить из книг.

· Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 344 с.

Эта первая российская книга о прославленном русском артисте балета, который с середины 70-х прошлого века стал кумиром Америки. Автор книги - балетный фотограф и критик Нина Аловерт. Она - свидетельница творческого пути Михаила Барышникова, который начался в Ленинграде, продолжился в Кировском театре, а затем - на Западе.

Книга увлекательно рассказывает о любви, быте, друзьях и коллегах артиста, о непростых взаимоотношениях в труппе, о причине, заставившей остаться на Западе и многом другом.

Нине Аловерт удалось создать удивительную фотолетопись - от момента окончания Ленинградского хореографического училища до драматического спектакля «Доктор и Пациент», которым Михаил Барышников отметил 30-летие своей творческой жизни на Западе.

· Красовская В. Михаил Барышников //Профили танца. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. - С. 331-352. - 400 с.

Сборник крупнейшего балетоведа Веры Красовской объединяет статьи разных лет о судьбах выдающихся артистов, окончивших Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Эта книга создает история Школы и Театра в лицах. Михаилу Барышникову отводится целая глава. В ней можно найти интересные факты о творческой жизни артиста.


Личная жизнь Михаила Барышникова

Актриса Джессика Лэнг была одной из главных женщин в жизни Михаила Барышникова. Они познакомились в ресторане. Когда Михаил Барышников узнал, что Джессика - «девушка Кинг Конга», решил добиться ее расположения. В этом союзе появилась дочь Александра. Михаил Барышников и Лэнг прожили вместе достаточно долго, но в итоге расстались. В 1982 году она покинула Мишу ради актёра Сэма Шепарда и забрала с собой дочь.


Джессика Лэнг и Михаил Барышников

Позднее Михаил говорил о расставании с сожалением: «Она - одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Еще одна значимая женщина - Лайза Минелли. После каждого спектакля, который проходил в Нью-Йорке, она летела на самолете к гению (как она его называла) в Вашингтон. После расставания бывшим влюбленным удалось сохранить дружеские отношения.

Уже более 20 лет артист балета живет в браке с бывшей балериной Лизой Рейнхарт, внучкой выдающегося театрального режиссера Макса Рейнхарта. Плодами этой любви стали дети Михаила Барышникова: Питер, Анна и София. Анна Барышникова - актриса. На премьерах фильмов ее нередко сопровождает знаменитый отец.

Интересные факты

    Имя Михаила Барышникова упоминается в молодежной комедии «Американский пирог». На банкете по случаю свадьбы один герой говорит другому: «Я научу тебя танцевать как Барышников».

    Имя артиста балета неоднократно называли в американском мультсериале «Симпсоны».

    Сергей Довлатов часто упоминал Михаила Барышникова в своем дневнике.

    Михаил Барышников появляется в произведении Э.Лимонова «История его слуги» как Лодыжников.

    Об артисте писал Стивен Кинг в романе «Нужные вещи».

    Иосиф Бродский посвятил своему другу несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» (сборник «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (книга «Пейзаж с наводнением»).

    Танцора «вспоминают» в песне Guacala Que Rico, которую исполняет мексиканская группа Molotov.

    Михаил Барышников дружил с Владимиром Высоцким.



Михаил Барышников и Владимир Высоцкий

    Вместе с близким другом, поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в конце 80-х Михаил Барышников открыл ресторан «Русский самовар». Михаил вложил все свои накопленные деньги, а Бродский - Нобелевскую премию по литературе.

    Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм не получил ни одной из 11 номинаций, в которых был представлен.

    Будущая принцесса Уэльская Диана не пропускала ни одного выступления артиста. Однажды стояла в очереди, чтобы получить автограф танцора.

    Михаил Барышников пробовал заниматься и другим, не ресторанным бизнесом: выпускал парфюм Misha, марку одежды для танцовщиков Baryshnikov.

    Для того чтобы открыть свой центр, Михаил Барышников продал картину из своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» кисти Петра Верещагина. Картина была продана за 740 000 долларов.

    В апреле 2017 Михаил Барышников получил латвийское гражданство.

    19 апреля 2017 года пуанты Михаила Барышникова c его автографом были выставлены на аукционном вечере «Искусство ради жизни», организованном благотворительным фондом «Обретая Возможность» в московском ресторане La Prima. Целью организаторов стал сбор средств для строительства жилого корпуса реабилитационного центра «Чайка», который помогает людям с ограниченными возможностями и ДЦП.

    Балетные туфли Михаила Барышникова ушли с молотка за 1 000 000 рублей.

Стих Иосифа Бродского - Михаилу Барышникову

Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.

В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.

Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.

Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был -- маршал Ней.

В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, --
земля везде тверда; рекомендую США.

Он эмигрировал в Штаты в 1974 году. В духе голливудских боевиков. Оттанцевав гастрольный концерт в составе кировского балета в Торонто, сквозь толпу поклонников он помчался вдрут к поджидавшей его машине, машина рванула с места и... Барышников стал невозвращенцем. Пресса писала, что причина его внезапного побега - тайная любовь. На поверку оказалось - даже любовный треугольник: у Барышникова в Ленинграде осталась девушка, а за океаном ждала Свобода.

Он выбрал последнюю. Михаила Барышникова сейчас часто упрекают: как виртуозно он сумел перевоплотиться в американца! Стал солистом Американского театра балета, затем его директором. Все как у западных звезд, кроме одного: шлейф его славы, как ни странно, не украшали известия о победах и поражениях на любовном фронте, что всегда считается неотъемлемым признаком звезды. Он не только считает Америку своей страной, но и к жизни относится совершенно по-чужестрански: научился зарабатывать не искусством, а бизнесом - танцует исключительно для удовольствия, а для заработка владеет какими-то ресторанами, домами и гостиницами, массу времени посвящает деловым переговорам.



Mikhail Baryshnikov during his student days at the Vaganova Ballet Academy, circa 1962

О его личной жизни и любовных похождениях почти ничего не известно. Звезды обычно никогда не отказывают себе в удовольствии раззвонить на весь свет о своих явных и мнимых романах, справедливо полагая, что их актерский имидж от этого только выигрывает. Барышников же в амплуа героя-любовника является исключительно в классических балетах. За артистом закрепилась репутация "человека в футляре", русского чудака. Очень многим казалось чрезвычайно соблазнительным взять эту крепость приступом, тем более, что на светских вечеринках небольшого роста улыбчивый живчик со странным именем Мisha вовсе не казался монстром. Не тут-то было. «Загадочная русская душа» - решили про себя американцы. И отступились.



Mikhail Baryshnikov by Ted Thai for LIFE, 1994



Но не все. И все упорнее расползались слухи о его жестоких романах... У изредка наезжавших русских друзей непроизвольно открывались рты от называемых в кулуарах имен: Лайза Миннелли, Джессика Лэнг, Шэрон Стоун, Изабелла Росселлини... Но на все прямые и косвенные вопросы о той или иной «жертве» Барышников отвечал дипломатично и неизменно: «Она прекрасная женщина. Мы очень уважаем друг друга». И больше ни полслова. Американцы такую невиданную сдержанность приписывали его советскому прошлому. В совдеповской тюрьме, шептались в театре, Барышников приучился молчать и ничем не выдавать своих чувств.



Был ли у Михаила роман с Шэрон Стоун? Газеты говорят: да!
Misha и Шэрон молчат...

В 1977 году на экраны выходит фильм режиссера Герберта Росса «Поворотный пункт», где Барышников решил попробовать себя в качестве киноактера и сыграл некоего господина Копейкина - вертлявое существо, главной страстью которого были женщины. Роль удалась необыкновенно. Барышников в амплуа сердцееда выглядел столь убедительно, что невольно срабатывал эффект узнавания: таков он и в жизни! Никто не хотел верить его повадкам скромника.




Наконец, всему свету открылся его роман с одной из самых ярких голливудских звезд Джессикой Лэнг. Сплетники торжествовали: то-то же - оказался как все! А то уж возвышенная у всех на виду дружба с Иосифом Бродским и впрямь стала наводить на мысль, что эти русские устроены как-то по-особенному.



Mikhail Baryshnikov and Jessica Lange, 1982
by Ron Galella

Пресса накинулась на роман Барышникова с Лэнг, как голодная собака на кость. Писали, что Барышников ведет себя как жесткий сумасброд: Джессику периодически избивает, заставляст готовить невиданные русские блюда и на коленях мыть полы. Что Лэнг подала всуд на артиста за то, что он принуждал ее к любви. «В любое время, даже ночью, - сообщала одна нью-йоркская газета, - в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке».



Jessica Lange and Mikhail Baryshnikov

И это при том, что на время их романа пришелся актерский пик Джессики: она подряд снялась в таких фильмах, как «КингКонг», «Весь этот джаз», «Почтальон всегда звонит дважды».

Барышников непроницаемо молчал в ответ на провокационные вопросы журналистов. Однако нельзя было не заметить, что его далекий от совершенства английский неожиданно приобрел фривольную разговорность и артисту стали легче даваться ругательства.

Неожиданно стало известно, что за год жизни с Барышниковым Джессика Лэнг побила все рекорды посещаемости психоаналитика. В среднем рядовой американец наносит ему примерно 14 визитов в год. Лэнг посетила врача не менее пятидесяти раз! Если учесть, что час общения со специалистом стоил около $ 250, можно себе представить, во что обошелся актрисе ее экзотический роман.




Однажды Джессика поведала целителю душ, что ее возлюбленный одиннадцатилетним мальчиком остался без матери, которая покончила с собой. «У Барышникова - материнский комплекс!», «Страх перед женщинами!» - пресса с восторгом муссировала вынесенный психоаналитиком диагноз и ставила свои: Барышников маленького роста, всю юность смертельно боялся, что ему не стать солистом, если не дотянет несчастных двух сантиметров, - у него наполеоновский комплекс! И если уж весь мир - у ног Барышникова-танцовщика, то он просто обязан бессознательно хотеть, чтобы у его ног были и все женщины.



Mikhail Baryshnikov
by Eve Arnold, 1987

Джессика и вправду стала замечать, что Барышников чересчур много времени проводит на репетициях. В 1979 году ему сделали весьма необычное предложение - принять участие в мюзикле «Барышников на Бродвее»... «Из чувства благодарности стране, которая меня приняла, я просто не мог отказаться от своего вклада в ее национальный жанр», - говорил Барышников. Но мюзикл - это в первую очередь пение, игра, да и танец здесь совершенно особенный. Надо было учиться, и роль наставника по собственному почину взяла на себя Лайза Миннелли.



на Бродвее 1980

Она и не думала скрывать, что загадочно сдержанный русский танцовщик всегда ей нравился. Она по восемь часов в день обучала его пению, новым ритмам, произношению и даже позволяла себе критиковать его танцевальные па. Друзья просто не узнавали Барышникова во время этих занятий: его хмурость как рукой сняло. Всем без исключения было ясно - он по уши влюблен. Что касается Миннелли, то она недавно рассталась со своим вторым мужем, телепродюссром Джеком Хэйли-младшим, и жаждала новой страсти.



Mikhail Baryshnikov and Liza Minnelli, 1980

В сияющих глазах Лайзы, в её бесконтрольной искренности и готовности к авантюрам, Барышникову, похоже, чудилось что-то родное. В отличие от добропорядочной Джессики с ее сексом по расписанию (как у всех работающих американцев - по уик-эндам) Лайза была к его услугам всегда и всегда полна энтузиазма. Лэнг безумно ревновала - Барышников парил в облаках. Он часами читал своей новой подруге Бродского - она широко раскрывала глаза и восхищалась, он ставил ей записи своих друзей Окуджавы и Высоцкого - она еще шире раскрывала глаза и снова восхищалась.



Liza Minnelli and Mikhail Baryshnikov at Studio 54, 1977

В отличие от Лэнг Лайза обожала принимать участие в ночных кухонных посиделках русских. Досадно Лайзе было только одно: Мisha, с которым появиться на людях было так «очаровательно и престижно», никуда ее не водил, не рассказывал репортерам об их связи, в конце концов, не хвастался ею. Как-то не выдержав, Миннелли спросила свою приятельницу Марину Влади, жену Владимира Высоцкого: «Твой что, тоже с тобой только разговаривает да стихи читает?»



Liza Minnelli, Mikhail Baryshnikov and Halston at Studio 54, 1977

Барышников стал замечать, что горящий в глазах Лайзы энтузиазм стал иссякать. Однажды они гуляли по дождливому НьюЙорку и Лайза вдруг задумчиво заявила, что подумывает, не выйти ли ей замуж за известного театрального менеджера и скульптора Марка Геро. Барышников оторопел от такой прямоты. «Я давно поняла - ты мечтатель, - с неожиданным раздражением произнесла Миннелли. - Мне хочется настоящей жизни, а с тобой можно только грезить да разговаривать. Все приключения ты давно пережил в своих балетных сказках».

Жестокая, но правда. Романтика переживалась на сцене - в «Жизели»,«Щелкунчике». «Лебедином озере». А в жизни он проглядел, что его подружка уже наслаждается благосклонностью мэтра бродвейской сцены Марка Геро.



Михаил Барышников и Лайза Минелли

В апреле 1980 года состоялась триумфальная премьера мюзикла «Барышников на Бродвее», в котором русский танцовщик и Миннелли выступили вместе. Но к этому времени любовники уже расстались.



Михаил Барышников и Лайза Минелли

Мудрее всех оказалась Джессика Лэнг. В 1981 году она родила Михаилу дочь Александру, тем самым вернув его себе еще на пару лет. Но как ни старались оба ради дочери, из их союза, продержавшегося около шести лет, так ничего и не вышло.

Разойдясь с Лэнг, Барышников изменил своей обычной сдержанности и сделал историческое признание: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, - но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня». Это был его единственный комментарий развалившихся отношений.



Михаил Барышников с обладательницей двух Оскаров Джессикой Лэнг и их дочерью Александрой 1981 год



Михаил Барышников с дочерью Анной, октябрь 2016

Прошло несколько лет. Барышников стал директором и художественным руководителем собственной труппы современного танца "White Oak Project". Давая интервью какому-то модному журналу, пишущему о частной жизни, король танца даже словом не обмолвился о своем втором гражданском браке с балериной Лизой Райнхарт. Зато рассказывал многочисленные байки о своих собаках. Насмерть разобиженная Лиза потребовала объяснений, и тогда Барышников поведал ей очень старую историю.



Mikhail Baryshnikov and Mark Morris by Annie Leibovitz, New York City, 1988

Еще в детстве латышка Эрика Витиньш, заменившая ему мать, внушила мальчику боязнь сглаза, особенно в личных отношениях. Эрика утверждала, что, если много народу знает, например, про твою любовь или успех в деньгах - неизбежная зависть и недоброжечательство породят "плохие вибрации", то есть сглаз. Тогда - конец и любви, и деньгам. Эрика приводила тому впечатляющие примеры, и Барышников навсегда это запомнил. Лиза знает, что, действительно, он - человек суеверный: ни одного дела не начнет в момент убывающей луны - плохая примета. Так же и с женщинами.



Михаил Барышников с балериной Лизой Райнхарт (у них трое детей)

Впрочем, Лиза совершенно равнодушна к его тайным романам, если даже они и случаются. Немка по происхождению, она играет но его правилам, и в результате они вместе и у них трое детей. Она никогда не спрашивает его о работе и не включает телевизор, если идет передача или постановка с участием мужа, не бывает с ним в свете, не шьет себе нарядов у модных портных. Если верить психоаналитику Джессики Лэнг, в лице Лизы артист обрел то, что искал, - замену матери. Американцев эта пара, безусловно, по-прежнему удивляет не меньше, чем когда-то удивлял холостой Барышников. Загадочная русская душа - пожимают они плечами.

Александр Кучкин.
"Караван историй"


Mikhail Baryshnikov in Leningrad
photo by V. Plotnikov


Isabella Rossellini and Mikhail Baryshnikov by Eve Arnold, 1985


Isabella Rossellini Mikhail Baryshnikov

Не так давно агентство Washington ProFile опубликовало рейтинг самых влиятельных и известных выходцев из СССР. Первое место в списке занял танцовщик Михаил Барышников, которого уже при жизни называют легендой. О его уникальной судьбе, а также о том, как он связан с голливудскими дивами Лайзой Миннелли и Джессикой Лэнг - в нашем расследовании.

Михаил Барышников уверяет: «Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни». Он очень хотел. Именно его небывалое трудолюбие, переходящее в перфекционизм, а также талант (все-таки без этого никуда) позволили нашему герою стать тем, кем он является на сегодняшний день.

…Он даже внешне не очень походил на звезду балета. Невысокого роста, щуплый, будто стесняющийся себя. Однако когда Михаил выходил на сцену и начинал танцевать, происходила невероятная трансформация. Из скромного застенчивого юноши он превращался в сексуального брутального мужчину, устоять перед чарами которого было просто невозможно.

Со стороны казалось, у Барышникова в Советском Союзе было все что нужно для счастья: место в престижнейшей труппе Мариинки, почитание публики, уютная квартира, личная жизнь. А он задыхался в тесных рамках, которые пыталось ему поставить руководство. Близкий друг Барышникова, великий поэт и бизнес-партнер по ресторану «Русский самовар» Иосиф Бродский, на вопрос, какая судьба ждала бы танцора на родине, в СССР, очень коротко, но емко ответил: «Спился бы».

…Побег Барышникова к свободе был обставлен очень театрально. В 1974 году он выступал в Торонто вместе со своей родной труппой. После концерта прошел сквозь толпу поклонников, раздавая автографы, а потом рванул к машине, которая предусмотрительно поджидала его поблизости.

Позже близкий друг Михаила, бывший танцор все той же Мариинки Александр Минц (именно он и подготовил побег), скажет: этот шаг дался Барышникову очень нелегко. Да и сам артист, описывая день, перевернувший его жизнь, признается, что в какой-то момент чуть было не передумал: «Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, были только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был».

Премьер-лига

Скандал тогда разразился, конечно, страшный. Чтобы как-то отмести политическую составляющую этого побега, некоторые советские газеты сообщили: мол, причиной столь дерзкого поступка стала тайная любовь.

Однако любовь у Барышникова осталась как раз в Советском Союзе. Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке, танцевала там же, в Мариинке. Понимая, как ей придется несладко, Барышников, по его признанию, очень переживал. Но и оставаться в СССР, где он уже достиг пика своей карьеры, тоже не мог. Тогда, после побега, он выпил такое количество спиртного - чтобы заглушить все переживания, - сколько обычный человек вряд ли мог осилить.

А уже через месяц вышел на сцену Метрополитен-опера в спектакле «Жизель» - вместе со своей давней партнершей Натальей Макаровой, к тому времени тоже эмигрировавшей в Америку за четыре года до побега Барышникова, в 1970 году. Еще спустя год Михаил стал премьером Американской балетной труппы. На сегодняшний момент он один из самых известных русских, который добился всемирной славы и узнаваемости. В Америке один из таких камертонов - цитируют ли тебя в сериале «Симпсоны». Так вот имя Барышникова в «Симпсонах» упоминалось не один, не два и даже не пять раз.

Писатель Сергей Довлатов так писал о популярности Барышникова в Америке: «...Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи... И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава - это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет... Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно - в хозяйственной лавке…».

Помимо карьеры в Американском театре балета наш герой активно осваивал подмостки бродвейских театров и участвовал в заметных голливудских проектах.

В 1977 году на экраны вышел фильм «Поворотный пункт», в котором Барышников сыграл роль второго плана, написанную специально для него (в этой картине он исполняет песню Владимира Высоцкого «Хрустальный дом»). И - тут же был номинирован сразу на две престижнейшие кинопремии - «Золотой глобус» и «Оскар». Картину «Белые ночи» так и вовсе можно назвать автобиографической - она про побег из России (к слову, именно оттуда знаменитый танец под песню все того же Высоцкого «Кони привередливые», который уже давно стал отдельным, самостоятельным номером). В 1989 году Барышников был номинирован на «Тони» за роль в бродвейском мюзикле «Метаморфозы». Также у него в копилке три премии «Эмми» за участие в различных телепередачах. И, конечно, все помнят его роль русского художника Александра Петровского, который завел роман с Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе».

Любовь в большом городе

Кадр из сериала "Секс в большом городе"

«Нельзя быть счастливым в семейной жизни, будучи несчастливым в работе», - сказал как-то Барышников. Его мысль можно продолжить: нельзя быть счастливым на работе, будучи несчастливым в семье. У премьера были романы с самыми красивыми дамами Голливуда. Хотя сам он даже несколько стесняется от такого внимания к собственной персоне: «Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. По-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее». А когда его в лоб спрашивали о знаменитых любовницах, лишь скромно отвечал: «Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга».

По этой причине в прессе ему дали прозвище «человек в футляре»: от Барышникова невозможно было добиться рассказов о личной жизни. Известно, что когда он только переехал в Америку - его связывали отношения с партнершей по одному из танцевальных проектов Гелси Киркланд. Также в числе его возлюбленных называют Лайзу Миннелли, Шэрон Стоун, Изабеллу Росселлини. Доподлинно известно лишь об одной его долгой связи, в которой Барышников признавался сам.

Девушка Кинг-Конга

…Она с детства постоянно была в дороге. Отец Джессики Лэнг служил коммивояжером средней руки, поэтому их семья вечно кочевала с места на место. В детские годы Джессика переезжала восемнадцать раз! Видимо, эта страсть к путешествиям так и осталась у нее. После школы (точнее, нескольких школ в самых разных штатах) Джесс поступила в университет в Миннесоте, однако спустя время неожиданно бросила учебу и отправилась на поиски приключений. На это ее сподвиг первый муж - художник Франциско Пако Гранде. Вместе они проехали по всей Америке - Северной и Южной. Жили в коммунах хиппи, ходили на рок-концерты, участвовали в акциях протеста против войны. Но все-таки в какой-то момент Джессике надоела жизнь в стиле рок-н-ролла и в особенности - делить своего мужа с другими девушками, которые встречались на их пути.

Она решила, что с нее хватит скитаться по миру и бросила якорь в Париже. Вот только официально оформить развод решилась не сразу, оставив эту неприятную процедуру на будущее. Потом Лэнг, к слову, очень пожалела о своем решении - Франциско подал на развод в 1981 году, когда она стала вполне успешной актрисой, и смог отсудить приличную сумму в качестве алиментов.

Ну а пока гром не грянул, Джесс наслаждалась парижскими буднями. Она поступила в школу пантомимы, где ее преподавателем был известный мим Этьен де Круа, выступала в качестве танцовщицы в «Опере Комик». А потом и Франция Лэнг надоела - не сидеть же на одном месте!

Вернувшись в Америку, первое время Лэнг работала моделью в одном из агентств. И именно это перевернуло ее судьбу. Ее фото однажды увидел продюсер Дино Де Лаурентис, который как раз искал главную героиню в картину «Кинг-Конг». Так Джессика сыграла одну из самых известных своих ролей, которая сразу же сделала 27-летнюю дебютантку узнаваемой личностью. Именно в это время ее и увидел Барышников. «Мы познакомились на вечеринке комика Бака Генри, а представил нас друг другу Милош Форман, - вспоминал танцор. - Помню, я спросил у Милоша: «А это кто еще такая?». Он ответил: «Девушка Кинг-Конга». В общем, у нас случилась любовь с первого взгляда».

Танцы вдвоем

Почти сразу они стали жить вместе. Когда в прессу просочилась информация об их связи, влюбленные тут же стали объектом пристального внимания. Всем было интересно: каков он в реальной жизни, этот загадочный русский танцовщик, «человек в футляре»? Но поскольку сам Барышников по-прежнему обходил стороной все разговоры о своей личной жизни, то публикации в некоторых американских изданиях поражали невиданной фантазией и выдумкой их авторов. Так, в одной газете появилась информация, что Михаил любит унижать голливудскую звезду, заставляет готовить ему чудаковатые блюда русской кухни и на коленях, как принято в Советском Союзе, мыть пол. «В любое время, даже ночью, в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке», - сообщала другая газета.

А когда в одном интервью Джессика, рассказывая о своем возлюбленном, сообщила с горечью, что он в одиннадцать лет потерял мать (та покончила жизнь самоубийством), тут же появился новый вал публикаций. Смысл их сводился к тому, что у русского танцора существует стойкий страх перед женщинами - и именно по этой причине он-де и бывает столь жесток с Джессикой.

Тем не менее вместе Барышников и Лэнг прожили примерно шесть лет. Сказать, что это было безоблачные для обоих годы, было бы неверным. Хотя бы потому, что в прессе то и дело писали об увлечениях Джессики (например, ей приписывали бурный роман с режиссером картины Бобом Рейфелсоном, у которого она снималась в фильме «Почтальон всегда звонит дважды»). А вскоре повод для разговоров дал и сам Барышников.

Бродвейские страсти

Когда танцора пригласили в очередной кинопроект с названием «Барышников на Бродвее», он, конечно, не сомневался ни минуты. Во-первых, для него это был новый опыт, а он всегда стремился расширить рамки своих возможностей. Во-вторых, его партнершей была утверждена несравненная Лайза Миннелли, к тому времени сыгравшая в культовом фильме «Кабаре». Именно Лайза стала его наставницей при подготовке мюзикла - ведь нужно было не только танцевать, но и петь. Говорят, они репетировали по восемь часов кряду, но и потом не спешили расставаться.

И если Барышников вновь обходился без комментариев относительно своих отношений с актрисой, то Лайза оказалась более словоохотливой. Рассказывая о танцовщике в интервью, актриса не скрывала, что очарована этим загадочным русским: «Он милый, обаятельный гений и человек потрясающей красоты». А еще «мускулистый и безукоризненный в любви друг». На тот момент Миннелли была абсолютно свободна - она только рассталась со своим вторым мужем, телепродюсером Джеком Хейли-младшим. Поэтому она, по слухам, стала инициатором отношений с русским премьером.

Правда, в какой-то момент Лайзу стало утомлять то, что принято называть «загадочной русской душой»: странный Misha мог часами говорить с ней о поэзии, а вот о своих чувствах к ней предпочитал молчать. Рассказывают, что однажды Миннелли обратилась с вопросом к своей приятельнице Марине Влади: «Скажи, а твой тебе тоже только стихи читает да о высоких материях разговаривает?» В итоге к моменту премьеры мюзикла «Барышников на Бродвее», где Михаил и Лайза выступали в тандеме, их романтическая связь вне театра была уже завершена.

Зато у Барышникова наладились отношения с Джессикой Лэнг. В 1981 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Впрочем, этот второй шанс они тоже не смогли использовать по-настоящему. Позже Барышников признается, что виной всему - разность менталитетов: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, - но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня».

Несмотря на расставание, Михаил и Джессика смогли сохранить хорошие отношения. Они до сих пор время от времени встречаются и общаются довольно мило. «Это останется со мной на всю жизнь, - разоткровенничался однажды Михаил. - Она одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Следующая избранница Барышникова была не американкой. Но и не русской, как можно предположить. Вот уже много лет премьер живет в браке с балериной Лизой Райнхарт, чьи предки родом из Австрии и Германии. Лиза - внучка знаменитого театрального режиссера Макса Райнхарта, который когда-то организовал первый Зальцбургский фестиваль, а потом, уже в Америке, поставил киноверсию «Сна в летнюю ночь». Ради Михаила Лиза, которая танцевала в труппе Мэрса Каннингема, бросила сцену и стала обычной домохозяйкой. Она смогла создать ту тихую гавань, которая, как выясняется, и была ему нужна. Не бурные страсти, не жизнь под прицелом камер папарацци, а спокойные семейные будни.

Супруги воспитывают троих детей. Их первенец, которого назвали Питер Эндрю, появился на свет в 1989 году. Позже родились две дочки - Анна Катерина и София Луиза.