Аргументы для текстаегэ. Сочинение по произведению «Дети подземелья

Сочинение

Милосердие - это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию - потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася - сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой - разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман - это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Аргументы к написанию сочинения ЕГЭ 11 класс

1 проблема веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям: Дж. Олдридж «Последний дюйм» Десятилетний Дэви не растерялся в тяжёлые минуты, когда его отец после нападения акул чудом остался в живых. Мальчик, преодолевая страх и ужас, сумел перевязать раны отца и вести самолёт по его указке. Так они благополучно добрались до аэродрома в Каире, и врачи сумели спасти Бену жизнь. Трудности, совместно преодолённые испытания сплачивают и объединяют людей, даже если между ними лежит целая пропасть. Рассказ Олдриджа – это ещё один яркий пример веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям, если рядом есть товарищ, на которого можно положиться.

2 Проблема подлинных и мнимых ценностей: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Безымянный герой из Сан-Франциско умирает в ресторане первоклассного отеля на побережье тёплого моря. А те люди, которые ещё недавно стремились ублажить любую прихоть господина, стремятся избавиться от тела как можно быстрее и во что бы то ни стало. Назад господин едет уже не пассажиром первого класса, а обременяющим грузом, небрежно брошенным в чёрном трюме. Могущество господина из Сан-Франциско, как утверждал А.Т. Твардовский, оказывается эфемерным перед лицом одинакового для всех смертного итога.

3 Проблема милосердия, сострадания, отзывчивости, бескорыстия, взаимопомощи: «Юшка» Безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

Вася, главный герой произведения В. Короленко «В дурном обществе», изменился после встречи с «детьми подземелья». Эти изменения повернули его к людям, превратили в доброго и сострадательного человека. Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом. История, рассказанная В.Г. Короленко, - урок милосердия и любви к людям.

Многие современники А.П. Чехова в своих воспоминаниях отмечали такие черты натуры писателя, как сострадание, милосердие. Проявлялись они в том, что Антон Павлович делал подарки людям, которые в чём-либо нуждались. И делал он это тайно, чаще всего посылая их в виде сюрпризов по почте. А буквально на смертном одре Чехов хлопотал о переводе какого-то студента, сына дьякона, из одного университета в другой. Пожалуй, это единственная просьба, оставшаяся невыполненной, да и то по причине вполне уважительной: Чехов умер.

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

О человеческом бездушии, равнодушии к чужой беде с необыкновенной открытостью и силой трагического переживания книга Валентина Распутина «Деньги для Марии». Недостача в 1000 рублей становится бедой для семьи Марии и Кузьмы. Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии: люди, готовые оказать помочь и и люди завистливые, корыстные, жадные. Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»

4 проблема нравственного выбора: В финале драмы Ф. Шиллера «Разбойники» Карла Моора охватывают тяжёлые сомнения. Он задаётся вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл. Понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Крл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор желает добровольно сдаться властям. Автор изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, задавшись вопросом: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником? Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения.

5 Проблема (запоздавшего)раскаяния человека: В рассказе «Цифры» И.А. Бунин выступает замечательным психологом, повествуя о человеке, которого много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. С горечью говорит дядя о своей гордости, раздражении, которые погасили радость маленького мальчика, беспощадно анализирует своё поведение, не пытаясь прикрыться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Грустная и поучительная история, ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях.

6 проблема выбора жизненной позиции, призыв к гражданской активности:

Ф. Кривин «Два камня» Осуждение пассивности мы находим в сказке Салтыкова-Щедрина «Примудрый пискарь», главный герой которой – «умеренно-либеральный пискарь» - всю жизнь просидел в своей норе, не сделав ничего полезного. В этой сказке, как и в произведении Ф. Кривина, следует видеть не только политический подтекст, но и общечеловеческий смысл.

В «Премудром пискаре» М.Е. Салтыкова-Щедрина столетний пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не решился хотя бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, он, больной и умирающий, без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил ли вообще когда-нибудь этот пискарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы «премудрого» никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечёт бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнёт или заплачет.

А. П. Чехов «Ионыч» гибнет в Ионычечеловек , призванный служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».

Рассказ учит вырабатыванию в себе силы сопротивления обстоятельствам, наглядно показывает, что может стать с человеком, поддавшимся губительному влиянию уродливой среды.

Карлаш Римма

В данной зачетной работе ученица рассматривает тему милосердия и сострадания в повести Короленко "Дети подземелья"

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Выполнила ученица 6 «Б» классаМБОУ СОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Карлаш Римма.Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна.

Слайд 3
Вступление (тема милосердия и сострадания в литературе)Словарная работа (дать понятия МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ)Слово об авторе.История создания повести «Дети подземелья». Сюжет.Характеристика главного героя (портрет, его отношения с отцом, сестрой, чем занимался)Знакомство с «детьми подземелья»Характеристика этих детей.Как сложились отношения Васи и этих детей.Как автор раскрыл тему милосердия и сострадания в повести?Как изменилась жизнь Васи после всех событий?Выводы: чему учит нас эта история.

Слайд 4
В русской литературе много писателей, которые затрагивали тему милосердия и сострадания. Например, такие как: Оскар Уайльд, Достоевский, Чехов и т.д. И В. Г. Короленко был не исключением.

Слайд 5
Милосердие-это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 6
Писатель, общественный деятель. Сын уездного судьи. Учась в гимназии, увлекся русской классической литературой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных.

Слайд 7
В истории Васи угадывается судьба самого писателя.Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод. Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно меняется его понимание жизненных процессов, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет.

Слайд 8
В повести Короленко "Дети подземелья" главным героем является девятилетний мальчик Вася. Ему было всего шесть лет, когда после тяжелой болезни умерла мать Васи. Отец его совершенно позабыл о нем, целиком погрузившись в свое безутешное горе. Мальчик вырастал будто одинокое дикое деревце в поле, - ничьей заботой он не был окружен, однако никто и не сковывал его воли. Портрет Васи:Все его звали бродягой, негодным мальчишкой, лет семи восьми, любопытный дружелюбный, отец его был судьей, мать умерла, и после этого лицо отца всегда было суровое.«Он чувствовал,что не имеет на меня не малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже.»«Сестре моей было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовь; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену»

Слайд 9
«Хоть незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку, но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из- под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня своими детскими-любопытными голубыми глазками»... Так состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.

Слайд 10
Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно
Валек и Маруся

Слайд 11
Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно.
Маруся с куклой

Слайд 12
СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась
МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно

Слайд 13
С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров. «Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат». «Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Куклу искали хозяева. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни».

Слайд 14
В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без просу отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

Слайд 15
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».«Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали эту могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей березы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий родно город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»Вася понял, что не все живут как он, что есть такие люди которым жить трудно. Им негде жить, нечего есть.Он полностью изменил свое отношение к жизни, людям, окружавшим его.

Слайд 16
Эта история учит нас тому, что надо помогать всем кто бы это не был, проявлять сочувствие и милосердие к людям при любой ситуации.Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Слайд 17
Составить синквейн об одном из героев (Вася, Валек, Маруся).Составить синквейн «Доброта», «Сострадание»

Два мира - мир богатых и бедных - это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте». Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» - девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.

«Равнодушие и отзывчивость»

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.



Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения.

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль »

Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор »

В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.



М. Горький «На дне »

В драме писатель показывает, как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны).

В. Железников «Чучело »

В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание »

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.

(В. Г. Короленко. «Дети подземелья»)

Милосердие — это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию — потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася — сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой — разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман — это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.