Александрия (Кировоградская область). Александрия

Александрия – древнейший египетский город. Основан в 332 году до нашей эры Александром Македонским. Представляет собой огромный музей под открытым небом. И хотя известная на весь мир Александрийская библиотека и седьмое чудо света – Фаросский маяк не уцелели, тут сосредоточено огромное количество памятников разных культур и эпох.

Расположенный на берегу Средиземного моря город был лакомым куском для многих. Здесь господствовали греки, римляне, византийцы, турки, его завоёвывали французы и англичане. Он переживал периоды небывалого расцвета, когда становился значимым торговым и культурным центром. Но также познал времена забвения, упадка и разграбления.

Сейчас Александрия второй по величине город Египта, после Каира . Это крупный торговый, промышленный и финансовый центр, который сильно отличается от других египетских городов. Современная Александрия – это сочетание Востока и Запада, исламской и христианской культуры, соседство элитных бизнес-центров с древними катакомбами и античными строениями.

Александрия до сих пор хранит много тайн. Они скрыты под толстым слоем земли и в прибрежных водах. В городе нередко случались землетрясения и наводнения. Они и разрушили огромную часть достопримечательностей. Археологи до сих пор ищут место захоронения Александра Македонского. Он был похоронен именно здесь, в столице созданной им великой империи – Александрии.

Климат

Погода в Александрии несколько отличается от египетской. Здесь встречаются два климата: средиземноморский и тропический пустынный. Такая встреча избавляет жителей города и туристов от резких перепадов дневных и ночных температур. Летом градусники днём поднимаются до +30, но благодаря лёгкому морскому бризу сильная жара не ощущается и легко переносится.

Средняя температура воздуха зимой – 18-20 градусов. Вода показывает примерно такие же значения. Дождливыми считаются месяцы с ноября по февраль, в остальное время года осадки большая редкость.

Самая благоприятная погода для туристов в мае и июне.

Транспорт

В Александрии очень развита транспортная сеть. Есть два международных аэропорта.

  • Александрийский или Эль-Нуза находится в семи километрах юго-восточнее центра города. В год он обслуживает более миллиона пассажиров.
  • Борг эль-Араб расположен в 40 километрах западнее центра. Раньше эта воздушная гавань принимала лишь военные самолеты. Но в 2003 году, когда Александрийский аэропорт ремонтировали, этот воздушный порт стал и остаётся гражданскими воротами Александрии. Здесь принимают около 400 тысяч пассажиров в год.

Воздушное сообщение связывает Александрию с Ливией, Марокко, Ливаном, Иорданией, Турцией, Кувейтом, Саудовской Аравией, Катаром, Бахрейном и ОАЭ.

Основные автомагистрали соединяют Александрию с Каиром, Порт-Саидом и Ливией. Главный автовокзал города находится в районе Мухаррам-Бей. Отсюда в путь ежедневно отправляются десятки междугородних комфортабельных автобусов. В самой Александрии очень популярны маршрутки, они связывают практически весь город. Также на дорогах нередко встречаются двухэтажные красные автобусы, они ходят по известным туристическим маршрутам.

Такси легко заметить в общей веренице машин. Все они окрашены в желто-чёрные цвета. У многих вызывает удивление, а иногда и ностальгию марка автомобилей, в большинстве случаев таксисты передвигаются на «Жигулях». С водителями нужно торговаться. Для туристов цену за поездку они обычно увеличивают в несколько раз.

Главным общественным транспортом в городе остаётся трамвай. Первые вагоны на местных улицах появились в 1860 году. Сейчас в зависимости от района ходят желтые, красные, синие составы. Все они двухэтажные. Всего такие трамваи можно увидеть лишь в трех городах мира: в Александрии, Гонконге и английском Блэкпуле.

Железнодорожное сообщение связывает Александрию с крупными египетскими городами.

Население

Проживает около 4 миллионов человек, люди разных национальностей и вероисповеданий. Это арабы-сунниты, греки, армяне, палестинцы, итальянцы, евреи. В Александрии мечети соседствуют с православными храмами, католическими церквями и синагогами.

Экономика

Александрия – значимый для экономики страны город. Это главный морской порт. Отсюда в другие страны везут нефтепродукты, древесину, уголь, зерно, удобрения, металл. Больше половины внешнеторгового оборота Египта приходится именно на Александрийский порт.

В городе работает множество промышленных предприятий. Это нефтеперерабатывающие, фармацевтические, химические, судостроительные заводы. Здесь шьют обувь, выпускают бытовые приборы. Развита лёгкая промышленность и сельское хозяйство. Вдобавок в Александрии сосредоточена и финансовая жизнь страны, работают отделения международных банков и фондовая биржа.

Туризм

В городе открыты гостиницы различного уровня: от пяти до трёх звёзд. Самый старый и известный своей роскошью отель — Windsor Palace. Он расположен на берегу Средиземного моря. В сутки стандартный номер на человека обойдётся в 6 тысяч рублей. Королевский люкс с видом на море в 16 тысяч. В Александрии гостиницы имеют известные мировые сети: Hilton, Sheraton, Radisson.

Все прибрежные отели гарантируют отдельные пляжи. Постояльцам гостиниц, расположенных в городе придётся посещать муниципальные. Все они песчаные, на некоторых песок перемешан с мелкими ракушками.

В Александрии очень развит дайвинг. При погружении можно рассмотреть не только коралловые рифы, но и древние сооружения, например, дворец Клеопатры или руины Фаросского маяка.

Питание

Кафе и рестораны буквально на каждом шагу. Здесь представлены греческая, итальянская, русская, французская и, конечно, местная кухня, где самые популярные блюда – паста из бобов и «кушар» — смесь риса, макарон, чечевицы.

Вдоль набережной еду готовят на открытом воздухе, здесь жарят вкуснейшие тигровые креветки.

Сладости лучше покупать в небольших кондитерских, где всегда свежая и недорогая продукция: арабские сладости, шоколад, выпечка.

Покупки

В Александрии торговля идет в крупных торговых центрах, на восточных рынках, в небольших лавках и магазинчиках. Туристы в память о стране увозят украшения, ковры, фигурки египетских божеств, фараонов, чай, кальяны, различные благовония, папирусы.

Единственное, что отсюда нельзя увезти – это кораллы. За попытку вывоза национального достояния грозит крупный штраф или реальный срок. И ещё что не стоит покупать в Александрии – солнцезащитный крем. Здесь он очень дорогой, поэтому о покупке нужно позаботиться еще на родине.

История

После строительства в 1754 году крепости Святой Елисаветы (впоследствии города Елисаветграда) здесь был размещён военный гарнизон . В составе военных, которые несли здесь службу в российской армии были сербы , румыны , хорваты , болгары . Появилось новое название поселения - Бечея , напоминавшее сербам о местности, откуда они пришли .

В послевоенные годы Александрия стала городом шахтёров и машиностроителей. В течение 1951-1981 годов построено около 20 промышленных предприятий, 10 из них для добычи и переработки бурого угля . Среди известных на Украине и за её пределами машиностроительные предприятия: научно-производственное объединение «Этал», фирма «Вира-Сервис», завод «Автоштамп», продукцией которых являлись электротехнические аппараты, подъемно-транспортное оборудование, сельскохозяйственные машины. Большой вклад в экономическое развитие города оказали фабрика диаграммных бумаг и швейная фабрика. Большое значение для Александрии, которая находится на перекрестке главных транспортных артерий Украины, имеют связь, почта, телеграф, телефон. С 1 августа 2003 года открыто движение на скоростной железнодорожной линии Киев - Днепропетровск , которая проходит через Александрию, построено новое здание железнодорожного вокзала.

К 2006 году буроугольная отрасль практически прекратила в городе своё существование, и город был отнесён в разряд депрессивных, вымирающих.

В Александрии родились и провели детские и юношеские годы ученый-славист с мировым именем Чижевский Дмитрий Иванович , дважды Герой Советского Союза , маршал Кошевой Петр Кириллович , 47-й космонавт Советского Союза Леонид Иванович Попов , экс-министр внутренних дел Украины Юрий Федорович Кравченко и выдающийся краевед-публицист Анатолий Ильич Кохан. С Александрией также связаны судьбы казацкого философа Семена Климовского (автора песни «Ехал казак за Дунай»), декабристов Ивана Сухинова и Александра Пестова, актёра Гната Юры , писателя и драматурга В. Билль-Белоцерковского , художника Бориса Йогансона , «поющего ректора» Михаила Поплавского и депутата Верховного Совета Украины 5 созыва от Партии Регионов Степана Цапюка.

Городским головой (в третий раз из пяти городских глав эпохи независимости Украины , прозванный за это «Вечным мэром») в настоящее время является Почётный гражданин города Александрии Степан Кириллович Цапюк.

География

Город расположен на 32° 15" восточной долготы, 48° 30" северной широты, на востоке области, в 75 км северо-восточнее Кропивницкого . Вместе с подчинёнными Александрии посёлками Димитровым, Пантаевкой площадь города составляет 6142 га. По диаметру города проходит автодорога Кишинёв - Волгоград. Через Александрию протекают две реки: Ингулец и Березовка, Березовка впадает в Ингулец на территории города.

Рельеф

Александрия расположена на Приднепровской возвышенности с общим наклоном территории с северо-запада на юго-восток. Рельеф представляет собой преимущественно плато или возвышенную волнистую равнину, расчленённую густой сетью речных долин и балок , а также оврагов . В балках, протянувшихся с запада на восток, южные склоны пологие, а северные - крутые, сильно покрыты оврагами, в таких местах открываются древние докембрийские породы .

Средняя высота плато - около 200 м над уровнем моря. Однако наблюдается значительная разница абсолютных высот. Окружают город с трёх сторон высоты, имеющие отметки 136-142 м. Именно на них расположены основные промышленные зоны города.

Климат

Александрия – популярный средиземноморски й курорт, органично сочетающий в себе отголоски древнеегипетской истории и тенденции современного пляжного отдыха. По культуре и в целом атмосфере Александрия заметно отличается от других египетских городов – она больше похожа на Европу.

Туристы любят Александрию за возможность совмещения пляжного и насыщенного экскурсионного отдыха, мягкий климат, множество интересных занятий и достопримечатель ностей. Курорт славится своей ночной жизнью, комфортабельными отелями, отличными пляжами, многочисленными памятниками, музеями, экскурсионными программами и очень интересными мероприятиями.

Александрия расположена на средиземноморско м побережье. Это второй по величине египетский город и первый по размерам порт.

Местоположение города заметно сказалось на его характере. Александрия сегодня – это «пограничный пункт» между западным христианским и восточным мусульманским мирами, «врата» из древнеегипетской истории в современность этого государства. И хотя расстояние между столичным Каиром и Александрией составляет порядка 230 км, атмосфера в двух городах кардинально различается. Прогуливаясь по рассматриваемому курорту, вы можете увидеть белые домики в европейском стиле, соседствующие с пестрыми арабскими базарами, позавтракать в кафе с египетской кухней, а пообедать в греческой таверне – такой вот многогранный город.

Здесь вас ждут прекрасные условия для курортного отдыха и богатейшее историческое наследие. Суммарная протяженность пляжей в городе и ближайших прилегающих территориях оставляет порядка 40 км.

Курорт характеризуется мягким теплым климатом. Сырой и дождливой здесь практически не бывает, а если и случаются осадки, то их объемы и продолжительност ь крайне малы. Но захватить с собой в путешествие пару легких теплых вещиц для вечерних прогулок определенно не будет лишним.

Снега в Александрии не бывает. Нет, конечно же, подобное явление случается и в Египте, однако если снежинки и выпадают, то скудно и примерно раз в 15-20 лет. Поэтому купаться можно и в зимнее время. Конечно, александрийское море не такое теплое, как, к примеру, в Шарм-эль-Шейхе, но свои +18-21°С вы получите. При этом зима в данной местности длится не более двух месяцев – в течение и .

Климатические условия тоже радуют – на улицах редко бывает жарче +30-33°С, ночью холодает в среднем до +17-24°С. Подобная погода позволяет как на пляже полежать, так и по экскурсиям поездить. Для сравнения: в Каире воздух в популярных туристических местах может прогреваться и до +50°С.

Море тоже довольно теплое – до +25-26°С. Можно купаться, нырять, заниматься дайвингом и в целом находиться в воде столько, сколько захочется.

Наиболее благоприятные комфортные условия в Александрии отмечаются в период со второй половины до середины , но хорошо отдохнуть здесь можно в любую пору года.

Где остановиться в Александрии?

Отели Александрии радуют высоким уровнем сервиса и сравнительно доступными ценами. Здесь есть как фешенебельные апартаменты для путешественников с высоким уровнем достатка, так и бюджетные варианты для туристов с более скромными запросами. Мы же предлагаем вам тройку популярных представителей разных ценовых категорий – выбирайте на свой вкус.

Шикарный с собственным пляжем. Очень удачное расположение – это одновременно и побережье, и центр города. Радует вид из окон на море. Отель располагает сразу двумя бассейнами и современным спа-салоном.

Каждый местный номер оформлен в соответствии с современными дизайнерскими тенденциями и оснащен балконом. Апартаменты класса люкс могут похвастать наличием отдельной гостиной зоны с добротным диваном, большим телевизором и прочими удобствами. Ванные также укомплектованы по высшему уровню.

В собственном ресторане комплекса подают завтраки по системе «шведский стол» и готовят вкуснейшие блюда. За легкими закусками рекомендуется отправиться в местный же ресторан на морском берегу. Вкусные коктейли предлагает здешний лаунж-бар.

Любителям спорта предлагает посетить фитнес-центр, а после тренировки расслабиться за сеансом массажа в спа-салоне, сходить в паровую баню либо полежать в гидромассажной ванне.

Дорога сюда из аэропорта не отнимет много вашего времени – расстояние не превышает 10 км. Беспроводной интернет предоставляется по запросу.

Тип номера Число гостей Цена за 10 ночей (сентябрь 2015), завтрак включен
2 + 1 ребенок 109 776 руб.
Стандартный двухместный номер с 1 кроватью и видом на море 1 + 1 ребенок 89 817 руб.
Полулюкс
60 м²
2 + 1 ребенок 174 644 руб.

Четырехзвездочны й комплекс на побережье. построен в Саба Паша – это элегантный и благополучный район Александрии. Вне зависимости от выбранного номера, из своих окон вы будете любоваться морем.

Все номера комплекса просторные, чистые и красивые. Полы украшены коврами, а весь декор выдержан в нейтральных светлых тонах. Окна широкие и очень высокие. Есть мини-бар и спутниковое ТВ.

К услугам гостей два ресторана. В Le Clovis повара готовят вкуснейшие блюда французской кухни, а в Mermaid можно насладиться местным и международным меню.

Удаленность от аэропорта – порядка 10 км.

Очень хороший трехзвездочник в центре Александрии. В номерах все, как положено: балкон, кондиционер, интернет, ванная, мини-бар, спутниковое ТВ и прочие необходимые удобства. Из окон открывается красивый обзор епископальной церкви.

Завтрак можно заказать в номер либо же спуститься для этого в местное кафе. Еду подают по принципу «шведского стола». На территории работает ресторан с местной кухней. Неподалеку от комплекса находится множество ресторанов на любой вкус.

Прогулка на набережную Корниш займет у вас не более 5 минут. На поездку в аэропорт тоже не уйдет много времени – расстояние не превышает 5 км. К услугам постояльцев прокат автомобилей и бесплатная стоянка.

Лучшие пляжи

В городе есть множество отличных пляжей с чистым песком и кристально прозрачной водой: Сан-Стефано, Монтаза, а также Сиди-Бишр, Маамура и многие др.

Выехав за пределы Александрии и направившись немного на запад, вы попадете в Агами – это оживленная зона с очень хорошо развитой туристической инфраструктурой. Восточнее Александрии расположен Абукир. Эта местность известна, помимо всего прочего, тем, что именно здесь встретились войска Нельсона и Наполеона. В настоящее время Абукир является спокойным и очень уютным городком с лучшими рыбными ресторанами.

На территории курорта есть множество бесплатных общественных и частных (отельных) пляжей.

Важно! Если вы планируете остановиться в отеле, предварительно узнайте, какой состав имеет песок на их пляже. Далеко не на всем побережье песок однородный и приятных, в отдельных местах в нем присутствуют примеси измельченных ракушек. Учитывайте этот момент.

Помните: Александрия хоть и имеет хорошо развитую инфраструктуру, множество , обустроенных пляжей и различных развлечений, но назвать этот город тихим спокойным курортом нельзя – это все же портовой четырехмиллионни к. В целом же Александрию выбирают туристы, отдающие предпочтение насыщенному отдыху. При этом проводить здесь отпуск можно в течение всего года. В зимнее время побережье становится интересным еще и за счет того, что сюда прибывает множество яхт, а это очень красивое и интересное зрелище.

Что посмотреть в Александрии?

В нашем замечательном мире очень много чудес, но главных и наиболее выдающихся, согласно общепринятым меркам, семь. Два чуда из этого перечня в былые времена находились в Египте. И если сохранились до нашего времени, то второй объект – Александрийский маяк – медленно, но уверенно был уничтожен силами природы. На его развалинах и был возведен форт Кайт-бей, являющийся на сегодня одной из ключевых достопримечательностей Александрии. Обязательно включите посещение этого форта в свою экскурсионную программу. Он расположен в северной части Восточной бухты.

Не менее знаковое сооружение — библиотека Александрина. Ее также настоятельно рекомендуется включить в экскурсионный маршрут по городу.

Популярным туристическим объектом является колонна Помпея. Монумент имеет 25-метровую высоту и сделан из розового гранита. Ранее этот памятник истории входил в состав целой колоннады большого храма. Туристам запрещено подниматься прямо на эту колонну, однако снизу никто любоваться конструкцией и близлежащими руинами храма не запрещает. За отдельную, конечно же, плату (около 10 местных фунтов) и по расписанию (традиционно в промежутке 9-16 часов).

Недалеко от рассмотренной выше колонны вы сможете лицезреть катакомбы Ком-эль-Шукафа. В здешних катакомбах расположено множество погребальных камер и саркофагов. Здесь же вам предоставляется возможность лично увидеть, как живет бедное население города. Неподалеку от катакомб работает очень хороший базар тканей.

Отдыхая здесь, постарайтесь сходить в мечеть Абу-эль-Аббаса. Возведение монумента завершилось в 1767 г. Во времена Второй мировой мечеть очень сильно пострадала, но была восстановлена.

Любителям археологических и исторических памяток следует обязательно заглянуть в район Рушди. Здесь вниманию отдыхающих предстает несколько могил времен Птолемеев, «доживших» до нашего времени.

Еще одним знаковым местом является Греко-римский музей. Здесь вы сможете ознакомиться с произведениями, созданными 24-25 столетий назад. По возможности загляните в Музей изящных искусств, а также в Музей королевских драгоценностей. Маленьким путешественникам можно порекомендовать к посещению музей гидробиологии, расположенный поблизости форта Кайт-бей.

При желании вы можете записаться в организованный тур. Самый популярный маршрут длится один день и охватывает следующие места: руины Озириса в Бург-аль-Араб, маяк времен Птолемеев у озера Мариут и другие памятки истории и архитектуры.

Александрия – город с мягким теплым климатом, приветливым населением, прекрасной природой, хорошими отелями, богатым историческим наследием, множеством развлечений и в целом всем необходимым для проведения интересного, веселого и запоминающегося отпуска.

Хорошего вам отдыха!

Таблица. Краткая характеристика Александрии

Погодные условия Популярные отели Лучшие пляжи в городе и окрестностях Ключевые достопримечательности
Теплый мягкий климат в течение всего года, осадки бывают крайне редко.

В теплое время года воздух прогревается в среднем до +29-33°С, ночью остывает до +17-24°С, в море - +25-26°С.

В холодные периоды на улицах до +20-25°С днем и +8-14°С ночью, в море – до +20-22°С.

Mediterranean Azur Hotel – шикарный пятизвездочный отель;

Mercure Alexandria Romance – очень хороший четырехзвездочник;

Alexander The Great Hotel-ALEXOTEL – неплохие трехзвездочные апартаменты.

Сан-Стефано;
Ассафра;
Сиди-Бишр;
Маамура и др.
Форт Кайт-бей, построен на руинах маяка, одного из семи мировых чудес;
библиотека Александрина;
колонна Помпея;
мечеть Абу-эль-Аббаса;
могилы времен Птолемеев в районе Рушди;
катакомбы Ком-эль-Шукафа;
Греко-римский музей, Музей изящных искусств, королевских драгоценностей и др.

Видео – Египет Александрия

Александрия — город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта. Простирается на 32 км вдоль побережья Средиземного моря.

История
Эллинистический период (IV—I века до н. э.)
.
В 332 году до н. э. Александр Македонский без боя захватил персидскую сатрапию Египет, заручился поддержкой местного жречества и в западной части дельты Нила заложил новый город — Александрию Египетскую. В 331 году до н. э., пополнив в Египте свои войска, он направился через Сирию в Месопотамию. После смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) один из его командиров, Птолемей I Сотер, получил в управление Египет и вскоре сделал его наследственным царством. Для усиления престижа своей власти, как наследника великого царя, Птолемей захватил тело Александра, которое предполагалось похоронить в Македонии. С этой целью он напал в Сирии на траурную процессию и увез забальзамированные останки Александра Великого в Египет, где захоронил в Александрии в специально сооруженной для этого усыпальнице.
Александрия была построена по плану двух греческих архитекторов — Динократа из Родоса и Сострата из Книда. Город, разделенный на пять кварталов, был прорезан двумя магистралями и состоял из широких, прямых улиц. Мостовые, парки, театры, ипподромы, водопровод и уличное освещение — все указывало на благоустроенную и богатую жизнь крупнейшего эллинистического города. Особым великолепием отличалась царская часть, занимавшая около трети всей городской территории. Пышные сады, зверинцы с редкими животными, роскошные бани и театры, помещения для многочисленной прислуги примыкали к богатейшим царским дворцам, составляя сложное целое резиденции Птолемеев. Здесь же находились и царские гробницы династии, в одной из которых покоилось выкраденное тело Александра Македонского.
В этой же части города находились знаменитые Александрийский музей и Александрийская библиотека . Египетские цари любили проявлять свою просвещенность и покровительствовать культуре, благодаря чему Александрийский музей был крупнейшим центром науки и искусства на всем протяжении правления Птолемеев. Под музей была отведена часть дворцовых построек вдоль гавани, окруженных пристройками, залами и аллеями. В состав музея, кроме библиотеки, входили астрономическая башня, ботанический и зоологический сады. При Птолемеях музей напоминал своей деятельностью скорее современную академию наук, а при римлянах превратился в подобие университета. Выдающиеся ученые и писатели той эпохи, стекавшиеся со всех концов эллинистического мира и объединявшиеся вокруг музея, получали жалованье и бесплатный стол от царя; в портиках и тенистых аллеях, созданных наподобие афинских, они вели жаркие диспуты и передавали знания своим ученикам. В Александрийской библиотеке хранились сотни тысяч рукописей, для переписывания, реставрации и изучения которых имелся многочисленный штат. В музее, ставшем центром «Александрийской школы», процветали грамматика, литература, философия, теология, медицина, география, математика и астрономия. Александрия быстро превратилась в ведущий экономический и культурный центр восточной части Средиземноморья и всего эллинистического мира. Через город на рынки Средиземноморья вывозили зерно, льняные ткани, стекло, папирус, масло, соль и рабов. Из Аравии Птолемеи импортировали ароматические вещества, золото и драгоценные камни, из Индии — слоновую кость, жемчуг, драгоценные камни, хлопковые ткани, красящие вещества, специи и рис, из Китая — шелковые ткани. Сухопутная торговля с Востоком шла через Иран, Аравию и Южную Сирию, морская — по Красному морю и каналу, соединившему море с Нилом.

Население Александрии
отличалось большой этнической и религиозной пестротой. Кроме греков, македонян, фракийцев, критян и египтян в отдельных кварталах проживали евреи, арабы, сирийцы и персы. Правящий аппарат Птолемеев состоял в основном из пришлых македонян и местных греков. Главной опорой царя была многочисленная армия, костяк которой комплектовался из греко-македонских наемников. Также Птолемеи покровительствовали египетскому жречеству, представлявшему собой влиятельную экономическую силу. Еще при основателе династии Птолемее I в стране образовался новый культ бога Сераписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Принятый как греками, так и большей частью египетского жречества, Серапис стал верховным богом всего Египта, покровителем Птолемеев и Александрии. Из числа египтян и евреев выдвигались чиновники местной администрации, в том числе номархи, откупщики и сборщики налогов, которые охотно усваивали эллинскую культуру. Евреи массово мигрировали в благополучную А
лександрию, где для них были созданы благоприятные условия в сфере ремесел, торговли, сельского хозяйства и даже государственной и военной службы. Постепенно евреи, уже при Птолемее I имевшие равные с греками права, составили значительную часть населения города и стали играть большую роль в его социально-экономической жизни. Они населяли два из пяти кварталов Александрии, имели довольно большую политическую и религиозную свободу, а глава общины ведал всеми судебными и другими вопросами внутри еврейской автономии. Некоторые евреи города были очень богаты, но основная масса состояла из мелких и средних ремесленников и торговцев. На средства зажиточных евреев в Александрии была построена великолепная синагога, а иудейские храмы поскромнее существовали во всех частях города.
В 273 году до н. э. Птолемей II Филадельф послал в Рим посольство с предложением союза и дружбы; тогда же впервые римские послы посетили с ответным визитом Александрию. Не особо поднаторевшие в коммерции римляне в своих торговых экспедициях редко заходили дальше Александрии, выступая лишь перекупщиками восточных товаров у более сноровистых и опытных купцов, коими на тот период считались греки, сирийцы, финикийцы и евреи. В 221 году до н. э., вскоре после смерти Птолемея III Эвергета, его сын Птолемей IV Филопатор приказал слугам умертвить свою мать и соправительницу Беренику II. При Птолемее IV евреи, отказавшиеся участвовать в богослужении по греческому обряду, лишались гражданских прав и даже преследовались египетскими властями. В конце II — начале III века до н. э. происходит ослабление Египта и потеря им первенствующего положения в эллинистическом мире. В 204 году до н. э. в результате массовых волнений солдат-египтян и заговора знати был убит Птолемей IV Филопатор, оставивший своим наследником малолетнего Птолемея V Эпифана. В Александрии начались обычные в таких случаях придворные интриги и смуты за право быть регентом царя. Министры убили мать Птолемея V Арсиною III, но вскоре толпа линчевала и нового регента. Этим ослаблением захотели воспользоваться извечные соперники Птолемеев, Македония и Сирия, решившие произвести совместный раздел заморских владений Египта, но их планам помешал Рим, стремившийся не допустить прекращения поставок зерна из Александрии и начавший свой поход на Восток. Когда Антиох III Великий в 192 году до н. э. высадился в Греции, Птолемей V предложил Риму большую денежную помощь. После двух удачных походов, совершенных в 169 и 168 годах до н. э., Селевкиды подчинили себе почти всю территорию Египта. В руках Птолемеев оставалась лишь осажденная Александрия, но под давлением римского посольства сирийцы были вынуждены вывести свои войска из долины Нила.
В Египте римская дипломатия старательно раздувала распри между двумя правившими братьями — Птолемеем VI Филометором и Птолемеем VIII Эвергетом, ослабляя тем самым страну. В 152 году до н. э. соправителем Египта был провозглашен сын Птолемея VI — Птолемей VII, что еще более обострило и так натянутые отношения между братьями. Дальнейшему ослаблению Египта способствовала и часто возникавшая вражда существовавших при дворе Птолемеев группировок греко-македонской, египетской и еврейской знати. Последняя имела поддержку многочисленных соплеменников, ведь при Птолемее VI в Александрии поселилось множество евреев, бежавших из Палестины от гонений сирийцев.
В 145 году до н. э., после смерти Птолемея VI в сирийском походе, Птолемей VIII женился на вдове брата и своей сестре Клеопатре II, убил своего племянника и ее сына Птолемея VII, а также всех недовольных, после чего столица лишилась многих видных ученых и чиновников, оппозиционных царю. В 131 году до н. э. при массовой поддержке жителей Александрии Клеопатра II подняла восстание и изгнала из страны Птолемея VIII и его жену Клеопатру III, приходившуюся ей дочерью. В 125 году до н. э. Клеопатра II была вынуждена бежать в Сирию, в 124 году до н. э. помирилась с братом и правила до его смерти в 116 году до н. э., после чего трон перешел Клеопатре III и ее старшему сыну Птолемею IX. В 88 году до н. э. Птолемей X убил свою мать Клеопатру III, но в связи с народным недовольством был вынужден бежать из столицы, умерев по дороге на Кипр. В 80 году до н. э. Береника III была вынуждена выйти замуж за ставленника римского диктатора Суллы и своего двоюродного брата Птолемея XI, который
убил ее через несколько недель после свадьбы. Узнав об этом преступлении, толпа возмущенных горожан выволокла царя из дворца и убила. Во время смуты 58 года до н. э. Птолемей XII Неос Дионис, проигнорировавший завоевание Римом Кипра, где правил его брат, был изгнан народом из Египта, а на троне воцарились его дочери Трифаэна и Береника IV. В 55 году до н. э. войска римского наместника Сирии Авла Габиния без одобрения сената овладели Александрией и восстановили на престоле Птолемея XII, который с помощью римских клинков жестоко расправился с заговорщиками, казнив даже свою дочь Бенерику. После смерти Птолемея XII на египетский престол взошли его верная дочь Клеопатра VII, сопровождавшая отца в вынужденной ссылке, и ее малолетний брат Птолемей XIII Теос Филопатор, сочетавшиеся формальным браком. В 48 году до н. э., опасаясь заговора влиятельных придворных регентов брата, Клеопатра бежала в Сирию и оттуда с наёмным войском двинулась в поход на Птолемея XIII.
Цезарь, вернувшийся в Рим триумфатором, с помощью видного египетского астронома и математика Созигена провел реформу календаря. В 46 году до н. э. Клеопатра прибыла в Рим, но после убийства Цезаря была вынуждена вернуться в Александрию. Вскоре после этого Птолемей XIV был отравлен, а его наследником стал сын Клеопатры от Цезаря Птолемей XV Цезарион. В 43 году до н. э. в Египте разразился голод, почти все съестные запасы шли на обеспечение склонной к бунтам Александрии, из-за чего пришлось даже вывести из страны бесчинствующие римские легионы. Зимой 41 года до н. э. в Александрию ко двору Клеопатры прибыл Марк Антоний, так же, как и Цезарь, очарованный царицей. После сплошных пиров и веселья весной 40 года до н. э. он был вынужден покинуть Египет и вернуться в Рим.
Марк Антоний поселился в Александрии, и в компании Клеопатры вёл праздную жизнь типичного восточного правителя, попутно наделяя её детей частями римских восточных владений. В 36 году до н. э. он совершил неудачный поход в Парфию, однако два года спустя ему удалось взять в плен армянского царя Артавазда II, в честь чего Антоний устроил в Александрии пышный триумф. В 32 году до н. э. Октавиан Август начал открытую войну против Антония, а в 31 году до н. э. в битве при Акциуме нанес решительное поражение флоту Антония и Клеопатры, бежавших в Александрию.

Римский период (I век до н. э. — IV век н. э.)
. Летом 30 года до н. э. Октавиан подошел к Александрии, и легионы Антония перешли на его сторону. Опечаленный предательством, Антоний совершил самоубийство, после чего его примеру последовала и Клеопатра. Расчищая путь к абсолютной власти, Октавиан приказал убить старшего сына Антония и сына Клеопатры от Цезаря, Птолемея XV Цезариона. В руки римлян попали не только казна и огромные богатства Птолемеев, но и одна из богатейших стран того времени. Захватив Египет, Октавиан положил конец почти трехвековому правлению греческой династии Птолемеев, после чего страна стала римской провинцией, а фактически — личной вотчиной императорской семьи. Александрия, оказавшись в составе огромного государства, но, уступая в нем лишь Риму, укрепила свон значение как крупный торговый центр Средиземноморья и морские ворота Египта — хлебной житницы империи. При Октавиане в Египте размещалось три римских легиона, позже — два. Префекты Египта и восточные легионы довольно часто вмешивались во внутренние дела Рима, выдвигая или поддерживая того или иного кандидата на трон.

Первые римские префекты Египта
, начиная с Корнелия Галла, довольно успешно расширяли границы провинции, совершали военные походы в соседние Нубию и Аравию, даже возрождали земледелие и расчищали засорившиеся при последних Птолемеях ирриграционные каналы. В 26-25 годах до н. э., когда префект Египта с основными войсками совершал поход в Аравию, на провинцию напали племена нубийцев, но в 24 году до н. э. вернувшаяся римская армия восстановила границу между Египтом и Нубией. В 8 году до н. э. в Александрии лагерем стал XXII Дейотаров легион, который в основном предотвращал или пресекал насилие между местными греками, египтянами и евреями. Римляне сделали ставку на местных греков и эллинизированных египтян, которые в качестве средних и мелких чиновников, откупщиков и купцов играли главную роль в хозяйственной жизни провинции. Египетские евреи напротив были отнесены к низшему классу и отстранены от государственной и военной службы, что привело к росту антагонизма между этими крупнейшими общинами города. Со временем социальные противоречия лишь усилились, часто выплёскиваясь в открытые столкновения. В 38 году, в ответ на требование евреев предоставить им полные гражданские права, греки при полном попустительстве римского наместника осквернили синагоги, установив в них статуи императора Калигулы, и массово разграбили дома в еврейских кварталах Александрии. После беспорядков, которые считаются первым упоминаемым в истории еврейским погромом, руководители общины были подвергнуты публичному бичеванию, синагоги закрыты, а всем евреям власти предписали проживать лишь в одном из кварталов города. По смерти Калигулы евреи вооружились и напали на ненавистных греков, но римские войска жестоко подавили бунт. Император Клавдий, наследовавший трон, вернул александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. С начала римского правления еврейскую общину возглавляли уже не этнархи, а совет из 71 старейшины. Жители Александрии из числа греков и римлян яростно противились вступлению евреев в число полноправных граждан.
В середине I века в Египте стало распространяться христианство, и вскоре Александрия превратилась в один из главных центров новой религии. По преданиям, основал христианскую церковь в Египте сам апостол и евангелист Марк, ставший в 42 году первым епископом Александрии. В 68 году во время празднества, посвященного богу Серапису, он скончался от истязаний язычников, оставив во главе церкви своего ученика Аниана. Вообще, в первые столетия египетским христианам активно противостояли последователи различных религий, культов и сект многонациональной Александрии, в том числе язычники Сераписа, гностики-сифиане и иудеи. Со второй половины I века для Египта на столетие настал «золотой век» процветания и достатка. Однако, в 66 году под влиянием Первой Иудейской войны александрийские евреи массово восстали против римского гнёта. Во время ожесточенных уличных боев, в которых активно принимали участие III Киренаикский и VII Клавдиев легионы, усмирявшие восстание, около 50 тыс. евреев было убито. Летом 69 года римские войска провозгласили в Александрии новым императором Веспасиана. После разрушения Иерусалима Александрия надолго стала мировым центром иудейской религии и культуры. Бежавшие из Палестины евреи нашли убежище в Египте и в 73 году подбили местных евреев на новое восстание против римлян. Веспасиан жестоко подавил мятеж, приказав в наказание за неповиновение разрушить знаменитый не только в Египте Ониасов храм.
Во II веке в Александрии было основано первое в христианском мире высшее учебное заведение, положившее начало знаменитой Александрийской богословской школе. В этот же период, отличавшийся процветанием города, в Александрии насчитывалось почти 50 тыс. домов, около 2,5 тыс. храмов и более 1,5 тыс. так любимых римлянами терм. Летом 106 года принял мученическую смерть александрийский епископ Кедрон. В 115 году в городе начались новые массовые беспорядки между греками и евреями.
В 172 году на фоне вспыхнувшей эпидемии чумы буколы подняли в Нижнем Египте новое восстание, едва не овладев Александрией. К буколам, в их недоступные селения, спрятанные в камышах и болотах дельты Нила, бежали все обездоленные люди Египта и, собравшись там в организованные отряды, делали постоянные вылазки на административные центры и римские гарнизоны. Римляне под командованием полководца и сирийского наместника Гая Авидия Кассия с большим трудом подавили мятеж, который сильно подорвал египетскую экономику. В 175 году Кассий сам поднял восстание и при поддержке египетских и сирийских легионов объявил себя императором, однако при приближении Марка Аврелия был низложен и убит своими же солдатами. Новое восстание узурпатора было подавлено в 193 году, когда сирийский губернатор Песценний Нигер при поддержке восточных легионов и парфян объявил себя императором и взял под свой контроль Сирию, Египет и часть Малой Азии, но вскоре был разбит Септимием Севером. В 202 году император Септимий Север посетил Александрию и сделал ее столицей провинции Египет, даровав жителям города много прав и привилегий, а также проведя в Египте административную и налоговую реформы.
С середины III века александрийские епископы стали носить почетный титул папы. Также с III века благодаря деятельности Антония Великого в Александрийской церкви появилось монашество. В 262 году III Киренаикский легион перешел под командование влиятельного пальмирского царя Одената, которого в благодарность за помощь Галлиен признал своим соправителем на Востоке. В 267 году, после убийства Одената, его вдова Зенобия присоединила Египет к своим владениям. В 272 году римский император Аврелиан, разрушивший Пальмиру, осадил Александрию, а в Е
гипте началась война между сторонниками и противниками Рима. В 273 году римляне под командованием Аврелиана штурмом захватили город, разрушив при этом Александрийский музей и библиотеку, за поддержку горожанами Зенобии срыли городские стены, а затем разбили египетского правителя Фирма, ставшего на сторону пальмирцев.
Летом 297 года узурпатор Домиций Домициан поднял восстание против Диоклетиана и объявил себя императором, но вскоре Диоклетиан осадил Александрию. В декабре 297 года Домициан скончался, назначив своим преемником Ахиллея. В марте 298 года после изнурительной восьмимесячной осады город сдался, римляне жестоко расправились с мятежниками и казнили Ахиллея. Значительная часть античной Александрии исчезла именно при Диоклетиане, как в результате масштабных разрушений, так и нового строительства. Диоклетиан разделил Египет на три провинции, а на южной границе согласился платить ежегодную дань варварским племенам в обмен на ненападение. При нем усилился налоговый гнет, латинский язык заменил греческий в качестве официального языка, а копты начали счёт лет в своём календаре с года воцарения Диоклетиана (284 год). В 302 году император возобновил гонения на христиан , но уже в 313 году Константин I Великий своим эдиктом легализовал христианство по всей Римской империи. В период гонений императоров Диоклетиана и Максимиана епископ Петр покинул Александрию и странствовал по империи, не переставая выступать против зарождавшегося арианства. В 305 году по велению взошедшего на престол императора Максимина II Даза была казнена христианская великомученица Екатерина Александрийская. В 311 году Петра арестовали в Александрии и, несмотря на массовые волнения верующих, вскоре казнили.

Антиохийский собор 341 года осудил учение александрийского епископа Афанасия, преемника Александра Александрийского, и поддержал арианство. К середине IV века Афанасий Великий остался единственным епископом Востока, не принявшим арианство. В 335 году он был обвинен в причастности к убийству мелетианского епископа Арсения и сослан в Германию, где распространил идеи монашества, но в 337 году, после смерти Константина, смог вернуться. В 340 году Афанасий был повторно изгнан из Александрии, а после смерти местного арианского епископа Григория в 345 году вернулся на родную кафедру. В 355 году Афанасий был осужден Миланским собором, после чего вновь бежал из Александрии и скрывался в Верхнем Египте до самой смерти покровительствовавшего арианам императора Констанция II в 361 году. После реформ Юлиана II, уравнявшего все ветви христианства и даже язычество, Афанасий вернулся в Александрию, но после смерти Юлиана Отступника в 363 году поборник арианства Валент II начал новые преследования опальных епископов. Афанасий вновь бежал из Александрии, но вскоре вернулся и до своей смерти в 373 году занимал епископскую кафедру. Летом 365 года в результате мощного землетрясения, унесшего жизни более 50 тыс. жителей, частично разрушился Александрийский маяк, ушли под воду расположенные в приморской части города дворцы Птолемеев, храм Посейдона, некоторые дома знати и соседний остров Антиродос. В 374 году римский префект Египта Палладий ворвался с толпой во время службы в храм и учинил погром. Преемник Афанасия Петр II бежал из Египта, а ариане при поддержке Палладия возвели на александрийскую кафедру своего ставленника Лукия.
В Риме Петр II нашел поддержку у папы Дамасия I, но смог вернуться в Александрию лишь после смерти в 378 году покровителя ариан Валента II и изгнания народом в 379 году Лукия. В 379 году императором стал Феодосий I Великий, защитник учения Афанасия, при котором Константинопольский собор 381 года вновь осудил арианство. Однако этот же собор уравнял кафедры Рима и Константинополя, сместив Александрийскую кафедру на третье место, хотя до этого Александрийская церковь, как более древняя и притом апостольского происхождения, считалась первой по значению на всем христианском Востоке. В 391 году из-за острого конфликта между язычниками и христианами в Александрии вспыхнули массовые волнения. В 392 году христиане разрушили храм Диониса, театр, значительную часть античных статуй, но главное — грандиозные Серапеумы в Александрии и Канобе.

Византийский период (IV—VII века)
. В 395 году, после смерти Феодосия I, Римская империя окончательно была разделена между его сыновьями Аркадием и Гонорием на западную и восточную части, а Египет отошёл Византии. К началу византийского периода еврейское население Александрии вновь заметно возросло, но тогда же начались преследования иудеев со стороны христианской церкви. В 412 году епископом Александрии стал Кирилл, который не только закрыл церкви катар и преследовал язычников, но и активно конфликтовал со светскими властями города, опираясь на преданных ему вооруженных монахов. В 415 году сторонники Кирилла убили главу Александрийской школы неоплатонизма Гипатию, избили префекта Ореста, а затем, после прокатившейся волны еврейских погромов, изгнали из города иудеев, разграбив их синагоги и дома. Большая часть верующих Египта поддержала популярного в народе Диоскора, что в свою очередь заложило основу для формирования Коптской церкви. Меньшая часть, преимущественно греки, осталась верна православному учению византийского обряда и стала основой Мелькитской церкви. После изгнания из города Диоскора патриархом Александрии был назначен ставленник Маркиана и ученик Кирилла Протерий, но последователи опального Диоскора восстали против него и даже истребили византийских солдат, посланных для усмирения волнений.
Во второй половине V века Александрия стала мировым центром монофизитского учения, сформировавшегося в среде радикальных последователей Кирилла Александрийского, а египетские монофизиты обособились от православной митрополии. После смерти императора Маркиана александрийские монофизиты, воспользовавшись отсутствием в городе византийского наместника, в марте 457 года убили патриарха Протерия и провозгласили новым патриархом монаха Тимофея. С этого времени конфликт коптов с Византией еще более усилил церковный раскол, что привело к созданию в Александрийской церкви двух параллельных иерархий — греческой, которую поддерживали преимущественно жители городов, и альтернативной ей монофизитской, опиравшейся на сельское население Египта. Константинопольские патриархи активно боролись против коптской литургии и коптского обряда как такового, пытаясь добиться унификации богослужения на Востоке под византийские стандарты, но, несмотря на это, вскоре коптский язык повсеместно стал вытеснять из богослужения греческий.
В 509 году в Александрии произошли массовые столкновения между сторонниками монофизитского патриарха Иоанна III Никиота и войсками гарнизона, в ходе которых даже сгорела резиденция патриарха. Византийские императоры Флавий Зенон и Анастасий I придерживались монофизитского учения, но воцарение Юстина I (518 год) ознаменовалось поворотом к строгому православию и сближением Константинополя с Римом, после чего многие византийские монофизиты бежали в Александрию под крыло тамошних патриархов. Очередное обострение религиозных отношений между монофизитами и православными произошло в 535 году, когда одновременно освободились престолы константинопольского и александрийского патриархатов. Последовавшая за этим череда назначений и смещений привела к тому, что когда в 536 году александрийский патриарх Феодосий I был смешен, а на его место при поддержке константинопольского патриарха Мина поставили Павла Тавеннисиота, это не было признано египетскими монофизитами и привело к очередному расколу и появлению отдельной линии коптских патриархов. Эти церковные события сопровождались ожесточенным
и столкновениями на улицах Александрии, в которых принимали участие не только верующие, но и византийские войска под командованием знаменитого полководца Нарсеса, вернувшиеся с очередной войны с Персией.
Все это привело к ужесточению имперской политики в отношении Египта, который имел ключевое значение в поставках хлеба на рынки Византии. Теперь александрийские патриархи назначались из Константинополя, а в обязанности префекта входил личный контроль над отправкой караванов судов с зерном. Со времён императора Юстиниана I, жена которого Феодора симпатизировала монофизитам, и вплоть до арабского завоевания Египта коптские патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией монастырь Святого Макария в горной части страны. В 540 году Павел Тавеннисиот был смещен, а новым патриархом избрали монаха Зоила. С 541 года египетская политика Константинополя, занятого изнурительными войнами с персами и остготами, несколько смягчилась, а местная администрация провинции стала в большей мере формироваться из числа египтян.
В 540—541 годах в Египте вспыхнула эпидемия чумы, вскоре перекинувшаяся на остальные части Византии, а в 551 году Юстиниан I низложил александрийского патриарха Зоила. К началу VII века из шести миллионов египетских христиан православные составляли всего около 5 %, а остальные причисляли себя к коптам. В 615 году персидский царь Хосров II Парвиз после долгой осады хитростью взял Александрию и захватил огромные богатства. Губернатор Египта Никита вместе с патриархом Иоанном V были вынуждены бежать на Кипр, а затем в Константинополь. В 629 году византийцы смогли вернуть себе власть над Египтом, и после потери Антиохии и Иерусалима (638 год) даже пытались укрепить его границы, но уже в 640 году в страну вторглись мусульмане, нашедшие поддержку у притесняемых властями коптов и евреев. В 633 году александрийский патриарх Кир, стремившийся в связи с угрозой арабского завоевания заручиться поддержкой населения, заключил унию с коптами и вскоре был назначен префектом Египта, однако церковный собор 649 года осудил унию с монофизитами.
Арабский период (VII—XII века) . В ноябре 641 года после 14-месячной осады византийцы сдали Александрию арабам, которые позволили 40 тыс. евреям остаться в городе. Греческий патриарх Александрии Петр IV был вынужден c остатками армии бежать в Константинополь, после чего Александрийская церковь окончательно пришла в упадок и находилась в сильной зависимости от властей Византии. В том же году арабы основали в дельте Нила новую столицу Египта — город Фустат, позже ставший районом Каира. В 645 году византийцы атакой с моря вернули себе Александрию, но в 646 году их армия была разбита арабами. В 654 году византийский император Констант II в последний раз послал флот для отвоевания Египта, но он был вновь разбит арабами. С середины VII века вследствие бегства большей части греческого населения внешняя торговля Александрии стала постепенно угасать. Притеснявшаяся византийцами, Коптская церковь Египта при арабском правлении долгое время пользовалась относительной свободой, в то время как оставшиеся в стране православные подвергались преследованиям со стороны мусульманских властей, рассматривавших греков как потенциальных политических сторонников Византии.
В VIII—IX веках еврейская община Александрии вновь процветала, а мусульманские правители даже предоставляли евреям возможность совершать паломничество в Иерусалим. В 706 году арабский язык становится официальным языком Египта, в 725 году египетские копты поднимают восстание против мусульман, подавленное последними лишь в 733 году. В 727 году в противовес непокорным коптам и при поддержке византийского императора Льва III Исавра, активно боровшегося с арабами, на дотоле пустовавший православный Александрийский престол был избран деятельный патриарх Косма I.
В 868 году власть над Еги
птом переходит в руки членов тюркской династии Тулунидов, но в 905—935 годах страна вновь оказалась под прямым правлением аббасидских халифов Багдада. В 914 году в Египет из Туниса вторглась армия Фатимидов и заняла Александрию, но вскоре она была разбита подошедшими войсками Аббасидского халифа. В 919 году Убейдаллах вновь вторгся в Египет и захватил Александрию, но флот Фатимидов был потоплен у Рашида, а сухопутные силы в конце 920 года вытеснены войсками Аббасидов.Весной 969 года фатимидская армия при поддержке притесняемых властями египетских шиитов всё же захватила Египет, где с 935 года правила тюркская династия Ихшидов. Фатимиды сделали своей столицей Каир, расположенный по соседству с бывшей египетской резиденцией халифов Фустатом. Основу административного аппарата Фатимидов составляли более образованные копты и евреи, многие из которых были выходцами из Александрии. К концу X века евреи считались самыми влиятельными купцами и ростовщиками как Александрии, так и всего Египта. Они держали в своих руках торговлю с Аравией и Индией, и даже кредитовали фатимидских халифов и визирей.
С 1012 года халиф Аль-Хаким стал преследовать евреев и христиан, многие из них были вынуждены покинуть Александрию. После Первого крестового похода в городе осело немало палестинских евреев. К XII веку александрийская гавань и каналы, связывавшие город с Нилом, обмелели и заполнились илом, после чего порт пришел в упадок, что нанесло сильный удар по экономике и благосостоянию города. Также к началу XII века везде в коптском обряде, кроме коптских монастырей, демонстративно игнорировавших Константинополь, служились литургии, близкие к византийскому обряду.
Османский период (XVI—XX века) . В 1517 году Египет захватил османский султан Селим I, разбивший войска мамлюков. Турки сняли с евреев ограничения, наложенные на них при мамлюках, и разрешили им свободное отправление религиозных обрядов. Вскоре евреи заняли ключевые позиции в финансовой администрации страны, а в Александрию вновь потянулись беженцы-сефарды из Испании и Португалии. В монофизитском богослужении арабский язык стал повсеместно вытеснять коптский, но в целом коптское богослужение приблизилось к византийскому, хотя и испытало некоторое влияние сирийского, иудейского и мусульманского обрядов.
Резиденция александрийского православного патриарха была перенесена в Константинополь (Стамбул), что способствовало окончательному закреплению византийской литургии в богослужении Александрийской церкви. Патриарх Иоаким I Афинянин добился у турецких властей гарантий патриарших привилегий, но египетские православные приходы находились в тяжёлом финансовом положении и выживали только благодаря помощи других восточных патриархов и православных государств, прежде всего России. После тяжёлого поражения турецкого флота в битве при Лепанто от объединённых сил Священной лиги (1571 год) по Египту прокатилась волна христианских погромов.
Александрия середины XIX века
В 1602 году чума заставила бежать из Александрии большинство жителей. В середине XVII века в городе осела волна еврейских беженцев с Украины. В 1700 году переселившиеся в Александрию евреи-рыбаки из соседнего города Рашид образовали новый еврейский квартал у морского побережья; во второй половине XVIII века в нём посел

Город, заложенный великим завоевателем Александром Македонским, - единственная из многих основанных им «Александрии», ставшая влиятельным городом нашего времени, одним из крупнейших портов африканского Средиземноморья. Здесь когда-то стоял знаменитый Фаросский маяк - одно из семи чудес света - и правила легендарная царица Клеопатра.

ОАЗИС ЗНАНИЙ

Несколько веков Александрия была культурным центром античного мира.

Основанная лично великим завоевателем античного мира Александром Македонским в январе - апреле 331 г до н. э., Александрия сразу стала столицей новой, македонской династии правителей Египта . Получив Египет после смерти Александра фактически в личный удел, Птолемей I, один из ближайших сподвижников великого полководца, добился того, чтобы могила Александра Македонского оказалась именно в Александрии. Согласно преданиям, для этого Птолемею даже пришлось обмануть другого македонского полководца - Пердикку. В золотом саркофаге к Пердикке была якобы отправлена кукла, а настоящее тело Александра Македонского было срочно доставлено в Александрию.

Александрия изначально создавалась как город античной цивилизации - египетское население даже отказывалось пользоваться названием «Александрия», предпочитая называть новую столицу словом «Ракотис» - «строительная площадка». Александрия изначально строилась по единому плану, с широкими улицами, прекрасными храмами, дворцами и площадями. Египтяне были умелыми строителями и даже в осуществлении планов иной цивилизации преуспели.

Богатства Египта, которые попали в распоряжение династии Птолемеев, позволили им широко покровительствовать ученым, художникам, скульпторам, архитекторам, поэтам и придать Александрии настоящий столичный лоск. Александрийский Музей, как международный античный научный центр, и созданная при нем Александрийская библиотека были знамениты во всем культурном мире III в. до н. э. Этот период стал «золотым веком» Александрии. Со всех концов эллинистического мира сюда стремились молодые люди для получения образования, уже известные деятели науки и культуры ехали, чтобы представить ко двору Птолемеев свои достижения, а книготорговцы везли отсюда списки новых книг

В Александрии получил образование знаменитый ученый Архимед из Сиракуз . Он же, согласно легенде, оставил воспоминания об «Отце геометрии» Евклиде, который жил и творил в Александрии, и сказал Птолемею I, желавшему быстро изучить геометрию, что царских путей в науке нет Личный врач Птолемея II Герофил из Халкедона совершил важнейшие открытия в анатомии человека, астроном Аристарх Самосский выдвинул идею о том, что Солнце находится в центре Вселенной, Стратон Лампасакский создал теорию вакуума, и так далее, и так далее... Герон Александрийский уже в I в. до н. э. создавал автоматические приборы, программируемые устройства (например, валик, на который наматывалась веревка и наносились штырьки, регулировавшие ее натяжение) и даже паровую турбину. Словом, эллинистический мир был на пороге технической революции. И находился этот «порог» именно в Александрии.

Немало изобретений из этого города было использовано всей античной цивилизацией. Чему немало способствовала Александрийская библиотека, в которой, по самым скромным подсчетам, хранилось и активно использовалось не менее 400 тысяч папирусных свитков. В 2003 г на месте давно разрушенной Александрийской библиотеки, чье собрание погибло в многочисленных войнах, была построена библиотека «Александрина», или Новая Александрийская библиотека. Средства на ее создание выделили ЮНЕСКО, правительство Египта и многие страны мира. Новая библиотека рассчитана на 8 миллионов томов. Так современная Александрия продолжает культурные традиции античного города.

В эллинистические времена в Александрии проживало до миллиона человек, однако, когда здесь высадился в 1798 г. будущий император Наполеон, от былого величия остались только руины. Новую жизнь в древний город вдохнул правитель Египта Мухаммед-Али-паша в XIX в.

ПОЛПРЕД МУСУЛЬМАНСКОЙ ОЙКУМЕНЫ

В 2010 г Александрия была объявлена туристической столицей арабского мира - и по праву.

В 2010 г министры туризма арабских стран выбрали Александрию туристической столицей из 12 городов, претендовавших на это звание. «Этот город за свою историю был центром разных цивилизаций - римской, греческой, коптской и мусульманской», заявил министр туризма Египта Зухейр Гарана на праздновании события. А губернатор Александрии Адель Лябиб подчеркнул, что «в Александрии есть все составляющие туристического города - это и красивый ландшафт, и чистый воздух, и исторические памятники различных цивилизаций, не говоря уже о столпе мировой культуры - Александрийской библиотеке».

Всех, кто интересуется античной историей и тем, как она сохраняется, здесь ждет немало открытий. В городе строятся новые отели, восстанавливаются памятники и модернизируется аэропорт, приводятся в порядок набережная и основные улицы города, восстанавливаются фасады исторических зданий, отреставрирован и Греко-римский музей. В планах города - и восстановление одного из семи чудес света - знаменитого Фаросского маяка. Тысячу лет (с 283 г до н. э. до 1375 г.) этот маяк освещал путь морякам. Его высота 140 м - делала маяк самым высоким зданием своего времени.

Хотя от античной Александрии сохранилось не так уж много и ее большая часть сегодня находится на морском дне, все равно этот город можно себе представить, например посетив Греко-римский музей, где находятся десятки тысяч экспонатов эпохи Птолемеев.

Так называемая колонна Помпея (на самом деле не имеющая к Помпею никакого отношения) из красного гранита на александрийском акрополе установлена при императоре Диоклетиане (245-313). В Александрии можно осмотреть захоронения эпохи Птолемеев, а в последние годы раскопки позволили увидеть целый археологический комплекс в районе Ком-ад-Дик-ка - античный университет, который до 2008 г принимали за амфитеатр, античные бани, жилые дома и виллы с мозаичными украшениями.

От всех периодов истории Александрии городу остались свои воспоминания. Так, христианская церковь Египта называется Коптской православной церковью Александрии, и основана она была самим евангелистом святым Марком, принявшим мученическую смерть в Александрии в 68 г н. э. Считается, что собор Святого Марка в Александрии построен на месте дома первого христианина Александрии сапожника Анания. Собор не раз перестраивался, но в нем сохранились древние росписи. А мечеть Абу-Эль-Аббас-Эль-Мурси (XVIII в.) считается шедевром строительного искусства.

Александрийский Музей королевских драгоценностей, расположенный во дворце Фатима-Эль-Захраа и открытый после реставрации в 2006 г., демонстрирует собранные Мухаммедом Али-пашой и его наследниками коллекции драгоценных артефактов. Здесь можно увидеть платиновую корону, украшенную тысячами алмазов, собственный алмаз Мохаммеда Али-паши, золотые шахматы короля Фарука, а также садовые инструменты короля они украшены алмазами.

В 2005 г открылся Национальный музей Александрии, в котором, помимо прочих экспонатов, посвященных разным периодам истории Египта , демонстрируются предметы, поднятые со дна Средиземного моря при раскопках на месте ушедших под воду районов античной Александрии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Александрия - город знаменитой царицы Клеопатры, чья судьба и истории любви с Юлием Цезарем и Марком Антонием многократно описаны в книгах и фильмах. На самом деле Клеопатра была не одна - эта, последняя царица Египта, вошла в историю под номером «семь» - Клеопатра VII Филопатра.

■ В центре Александрии, как сообщают античные историки, через два года после смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) прямо на территории дворцового комплекса македонских правителей Египта была воздвигнута роскошная гробница покойного царя. Позже династия Птолемеев объединила захоронения всех своих представителей с могилой великого полководца. Александр Македонский был обожествлен, в Александрии поддерживался его культ, и новые фараоны Египта всячески пытались представить его членом правящей династии и ее покровителем. Сохранилось свидетельство историка Светония о том, как тело Александра было показано Октавиану Августу.

■ В Александрии жила, работала и погибла первая женщина-математик гречанка Ги-патия (370-415). Она преподавала в Александрийской школе неоплатонизма и была убита религиозными фанатиками.

■ Большая часть древней Александрии в результате землетрясений ушла под воду, поэтому именно подводным археологам, возможно, удалось недавно найти в море у побережья современной Александрии 15-тонный гранитный порог гробницы Клеопатры. Уже понятно, что восстановление облика античной Александрии будет возможно только после масштабных подводных исследований. Так, остатки легендарного Фаросского маяка до сих пор находятся на дне Восточной бухты.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Некрополь Эль-Анфуши;
■ Серапеум и колонна Помпея;
■ Катакомбы Ком-Эль-Шукафа;
■ Мечеть Эль-Аттарин;
■ Мечеть Абу-Эль-Аббас-Эль-Мурси;
■ Форт Кайт-Бей;
■ Дворец и парк Монтаза;
■ Греко-римский музей;
■ Музей изобразительных искусств;
■ Музей королевских драгоценностей;
■ Гидробиологический музей;
■ Национальный музей Александрии;
■ Библиотека «Александрина»;
■ Форт Эль-Силсила;
■ Христианское кладбища Эль-Шатби;
■ Форт Эль-Атта;
■ Дворец Рас-Эль-Тин;
■ Церковь Святой Екатерины;
■ Собор Благовещения Пресвятой Богородицы;
■ Собор Святого Марка;
■ Археологический комплекс «Александрийский университет и римские бани» (Ком-ад-Дикка).

Атлас. Целый мир в твоих руках №43

Читайте в этом номере: