Цветовая символика в романе Ф. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ЖОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Совершенно особый подход к цвету, мы наблюдаем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Лучшие романы Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» значительно менее красочны, чем «Война и мир» Толстого и «Анна Каренина». Хотя нельзя не отметить общие черты в эволюции колорита в романах Толстого и Достоевского. У обоих писателей переход к зрелости ознаменован снижением и ограничением цветности.

В чем же причина резкого понижения цветности в русской демократической литературе 50-80 годов XIX века? Может быть, это отражение остроконфликтных, кризисных состояний эпохи, приближающих не только литературу, но и часть живописи к атмосфере трагедии?

Достоевский пишет в «Подростке»: «Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего, а главное - от литературных красот». Художник, как известно, не был мастером пейзажного искусства, в его произведениях пейзажи малочисленны. Но закатов, изображений закатного солнца у него много. Целых 45 описаний! И из них - поразительная вещь - только в четырех упоминается цвет. Остальные лишены красок вовсе, зато очень грустны. «Пейзаж - это состояние души», - сказал кто-то. К Достоевскому этот афоризм имеет самое прямое отношение. У него особая, своеобразная восприимчивость к цвету.

Достоевский - творец психологически акцентированного, острозвучащего цветового штриха. И этот штрих всегда направлен, ему придается множество сложных оттенков, бытовых и психологических подтекстов. Достоевский дает примеры использования экспрессивного цвета. Экспрессия эта создается применением цвета обычного, но рядом идет острая сюжетная разработка. Достоевский вводит читателя в мир усложненной, но чрезвычайно выразительной трактовки цвета. Он создает совершенно оригинальное направление в использовании его в литературе.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА»
Факультет_______ русского языка и литературы _____________________
Кафедра____________ литературы _ __________________________
Курсовая работа
Тема. Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Курсовая работа
Студента 5 курса
Морозовой Марии
ОЗО литфак

Научный руководитель:
к. ф. н., доц. Кондратьева В. В.

Таганрог
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ЦВЕТОПИСЬ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
2.1. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
2.2. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ
2.3. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕТЕРБУРГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа представляет собой попытку выявления и исследования символического значения цвета в прозе Ф. М. Достоевского. Стремление наиболее полно выявить множество очевидных и скрытых смыслов, содержащихся в образах, диктуется желанием понять духовный мир писателя и систему его ценностей.
Содержание работы находится в русле тенденций современного литературоведения, активно разрабатывающего проблему интерпретации художественного текста.
Чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно знать "язык цветов", их символический смысл. В работе выявлена символика цветов в русской литературе на примере романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Актуальность данной работы определяется следующими фактами:
1) Символика цвета в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» недостаточно изучена.
2) Достоевский по праву считается одним из лучших писателей в мире. Тонкий психологический анализ внутреннего мира героев его романов ещё глубже раскрывается через призму символики цвета, где не последнее место занимают христианские символы.
Несмотря на большое количество работ, исследующих смысловое многообразие произведений писателя, этот аспект изучения его творчества остается актуальным, поскольку процесс постижения смысла великих художественных творений, к числу которых принадлежат произведения Ф.М. Достоевского, нескончаем. Никакому акту осмысления произведений искусства (даже самому проникновенному и глубокому) не дано оказаться единственно и исчерпывающе правильным, ведь любой художественный текст является, по определению Б. М. Гаспарова, «частицей непрерывно движущегося потока человеческого опыта» и каждый раз существует в новой смысловой среде, какой является «каждый новый случай предложения и восприятия текста».
Предмет исследования: Символика цвета в романе Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание».
Объект исследования: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Целью исследования данной работы является раскрытие символики цвета в романе «Преступление и наказание».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Задачи:
1) Изучить теорию вопроса по проблеме цветописи в художественном тексте.
2) Исследование теоретического материала по символике цвета.
3) Перечислить цвета в романе Ф. М. Достоевского и выявить их связь с образами героев.
4)Анализ символики цвета «Преступления и наказания»
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемы символа и его связь с реалистическим искусством (А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский), работы по изучению символики света Достоевского в данном произведении (А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский).

ГЛАВА 1. ЦВЕТОПИСЬ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
...Символ только тогда истинный символ,
когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский(О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы)

Вопрос об использовании цвета в литературном творчестве как особого приема, средства передачи авторского сознания и особенности идиостиля еще тщательно не разработан, не имеет четкой теоретической основы. Но говорить об абсолютном отсутствии информации по данной теме нельзя, так как цвет изучается и в других сферах: дизайне, психолингвистике, искусстве вообще, иконографии, фольклоре и мифологии.
Цветопись – Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.[Кузнецов А. С. эл. ресурс]
Для исследователей цвет в литературе имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, использует его интуитивно, подсознательно, что говорит об индивидуальном миросозерцании, неординарном взгляде на окружающий мир. Хотя употребление того или иного цвета может быть объяснено религиозными убеждениями, образованием, воспитанием, именно в этом и есть принципиальное различие цвета в литературе от цвета, например, в живописи, где использование цвета часто, но не всегда, подчинено традициям, в которой колорит входит в систему изучения живописи непосредственно. Закономерность в использовании цветообозначений уходит корнями в глубокую древность. В памятниках древнерусской письменности преимущественно названными, по свидетельству Д. С. Лихачева, оказываются белый, черный, красный цвета [Лихачев Д. С. эл ресурс]. В работе Л. В. Зубовой та же особенность отмечена и для русской классической литературы.[Зубова Л. В. эл. ресурс] Проблема цвета интересует представителей разных наук.
С помощью цвета можно вызвать у читателя сложную гамму чувств и настроений при восприятии художественного произведения, так как он обладает огромной силой эмоционального воздействия, способностью выражать не только "видимые", внешние признаки, но и тончайшие психологические состояния. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение. Следует также помнить, что в каждой национальной культуре присутствует специфическое восприятие цвета. Все это необходимо учитывать при анализе произведений, для обозначения стиля автора.
Все цветообозначения можно условно разделить на две функциональные группы:1)называющие цвет предмета в натуре[Лихачев Д. С. эл. ресурс], - изображение одной из реальных характеристик чего-либо. В таком рассмотрении цвета нельзя говорить об абсолютном отсутствии символического значения, так как в каждой культуре есть исторически сложившиеся ассоциации, параллели цвета с другими объектами и явлениями действительности. [Кандинский В. эл. ресурс] 2) несущие в себе подчас трудноразличимое символическое значение. Именно эта группа цветообозначений в большей мере может раскрыть отдельные грани индивидуального стиля писателя.
Цвет играет важную роль в литературных произведениях, причем важно учитывать, что изображение цвета не является целью писателя, а служит реализацией творческих замыслов. В использовании цвета раскрывается индивидуальный стиль писателя, авторское виденье мира и его воплощение в произведениях.

ГЛ. 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ЖОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Совершенно особый подход к цвету мы наблюдаем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Лучшие романы Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» значительно менее красочны, чем «Война и мир» Толстого и «Анна Каренина». Хотя нельзя не отметить общие черты в эволюции колорита в романах Толстого и Достоевского. У обоих писателей переход к зрелости ознаменован снижением и ограничением цветности.
В чем же причина резкого понижения цветности в русской демократической литературе 50-80 годов XIX века? Может быть, это отражение остроконфликтных, кризисных состояний эпохи, приближающих не только литературу, но и часть живописи к атмосфере трагедии?
Достоевский пишет в «Подростке»: «Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего, а главное – от литературных красот».[Достоевский, с. 2] Художник, как известно, не был мастером пейзажного искусства, в его произведениях пейзажи малочисленны. Но закатов, изображений закатного солнца у него много. Целых 45 описаний! И из них – поразительная вещь – только в четырех упоминается цвет. Остальные лишены красок вовсе, зато очень грустны. «Пейзаж – это состояние души», – сказал кто-то. К Достоевскому этот афоризм имеет самое прямое отношение. У него особая, своеобразная восприимчивость к цвету.
Достоевский – творец психологически акцентированного, острозвучащего цветового штриха. И этот штрих всегда направлен, ему придается множество сложных оттенков, бытовых и психологических подтекстов. Достоевский дает примеры использования экспрессивного цвета. Экспрессия эта создается применением цвета обычного, но рядом идет острая сюжетная разработка. Достоевский вводит читателя в мир усложненной, но чрезвычайно выразительной трактовки цвета. Он создает совершенно оригинальное направление в использовании его в литературе.
2.1. РОЛЬ ЦВЕТА В РАСКРЫТИИ ОБРАЗА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА.
Произведение Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно высказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия. Герой интересует Достоевского не как элемент действительности, обладающий определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально- характерологическими признаками, не как определенный облик, слагающийся из черт односмысленных и объективных, в своей совокупности отвечающих на вопрос – "кто он?". Нет, герой интересует Достоевского, как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого. [Бахтин М. М. эл. ресурс]
Умами многих людей прошлого века владела ложная идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа - Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.
Родион Раскольников - главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны.
Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку(1, эл. ресурс), взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.
Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступлением. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:
Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель... Так доселе велось и так всегда будет!(1, эл. ресурс)
Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он - «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести.
И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».(1, эл. ресурс)
После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за совершенное преступление.
Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь - безусловная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека.
Трагизм Раскольникова - в ложности его собственной теории. Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.
Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и даже является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев. С. М. Соловьев, пишет, что произведение Достоевского создано при использовании фактически одного желтого фона! Этот желтый фон - великолепное, целостное живописное дополнение к драматическим переживаниям героев[Соловьев С. М. эл. ресурс]. Достоевский явно не любит желтый цвет: свое отрицательное отношение к желтому он высказывал неоднократно. Кроме воспоминаний о детстве, на отношение к цвету влияли, должно быть, и другие факторы, прежде всего – знания традиционного к нему отношения в народе, в христианстве.
Пронзительно желтый цвет в народной символике связывается с завистью и ревностью (“желтый от зависти»). Чаще всего желтый цвет понимается как цвет Солнца: по своей двоякой природе это “цвет чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, всепроникающая и всепросветляющая. Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости; бледно-желтый – к коварной агрессивности, например в представлении о цвете одежды Иуды.[Лосев А. Ф. эл. ресурс] Поэтому в средние века иудеи должны были носить желтые одежды.
В романе «Преступление и наказание», видимо, желтый (грязный, бледный, выгоревший) и имеет такой смысл: агрессивной коварности, измены, предательства, болезненности, нездоровой атмосферы как таковой. Проанализируем два примера: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару». «Когда он очнулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою..»(1, эл ресурс)
«Желтый сахар» сочетается с надтреснутым чайником (сломанным, т. е. больным) и спитым чаем, который тоже имеет желтый цвет. Во втором примере «желтый стакан», то есть давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая ржавая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненную убогую желтизну мы встречаем и при описании других вещей, например: «пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т. д.
Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. Мебель вся очень старая и из желтого дерева грошовые картинки в желтых рамах» 2 . Так описывает Достоевский квартиру Алены Ивановны. А вот описание бедного жилища Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями» 2 .
В постоянном, демонстративном использовании этого цвета - горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, - это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона.
Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе - очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям.
Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки - импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным.
Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета.
Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими - именно этого жаждет герой в романе.
Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что «желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности.[Соловьев С. М. эл. ресурс]
Исследователи творчества Достоевского, отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят не с литературой, а с живописью, с творческими исканиями голландского художника

Ван-Гога. Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами,свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет. “В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление… Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.[Уоллэйс Р. эл. ресурс]
Результаты исследования колористики как функционального явления в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что как немногочисленность использования, так и выбор цветов в романе ни в коей мере не должны рассматриваться в качестве случайных или малозначащих явлений. Колористика, даже ее кажущаяся бедность, здесь носят огромную смысловую нагрузку и используются как средство выразительности замысла и мировоззрения Ф.Достоевского, выполняя прежде всего функции раскрытия духовно-философского содержания и эмоционально-психологического воздействия, и очень редко - описательную функцию.
Достоевский постепенно раскрывает образ Раскольникова: мы видим его как любимого сына и брата, понимаем его социальное и материальное положение, чувствуем его гордый дух и убеждаемся в отзывчивости и сострадательности его сердца. При этом Достоевский уклоняется от открытых описаний характера, души, мировоззрения главного героя.
Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героя и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор как бы наблюдает за своим героем через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете.
Большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь - красный. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться они могут по-разному. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая на первых страницах романа описывалась в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклой крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки. «Красное, ну а на красном кровь неприметнее», - рассудилось было ему.(1, эл. ресурс) Контраст красного цвета на фоне привычного желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. «Господи! С ума, что ли, я схожу?» - думает он. Кажется, что эпизод убийства Алены Ивановны окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание).
Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.
В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница.
Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.
Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по “чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты” 2 . Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.
Подводя итог, можно отметить, что использование немногих цветов в романе не случайно. Достоевский таким образом хотел показать постепенное раскрытие и развитие образа Родиона Раскольникова и использовал для достижения этой цели в том числе и символику цвета. Все цветовые символы носят огромную смысловую нагрузку и используются как средство выразительности замысла и мировоззрения Ф. М. Достоевского, выполняя, прежде всего, функции раскрытия духовно-философского содержания и эмоционально-психологического воздействия
2.2. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ
Соня Мармеладова - своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. « С тех пор, государь мой, – продолжал он после некоторого молчания, – с тех пор, по одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц, – чему особенно способствовала Дарья Францовна, за то будто бы, что ей в надлежащем почтении манкировали, – с тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела…».(1, эл. ресурс) И снова мы наблюдаем использование автором желтого цвета, как показателя нездорового, губительного положения Сони. Автор прямо не указывает на род занятий Сони, и именно этим обуславливается использования определения «желтый билет».
Это - мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних. Соня исповедует нравственные заветы, которые, с точки зрения Достоевского, наиболее близки народу, - заветы смирения, всепрощения, жертвенной любви. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и перед людьми.
Сонечке Мармеладовой суждено разделить глубину душевных мук Раскольникова, именно ей герой решает поведать свою страшную, мучительную тайну. В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак.(1, эл. ресурс) «Натура» требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.
Теперь о голубом цвете. Известно, что голубой – цвет неба, и видимого, и духовного.
Замечательными голубыми глазами наделил Достоевский любимую героиню – Сонечку Мармеладову. Но голубой цвет выражает не всегда однозначное отношение к нему автора и героев. У другого героя тот же цвет производит совершенно иное впечатление. Голубой цвет глаз порочного, циничного, внутренне опустошённого Свидригайлова приобретает странное, двойственное, лживое значение, дополняет характеристику негодяя и распутника. Голубой цвет его глаз употребляется со словом «слишком», что вызывает вновь ассоциации опасности, чрезмерности чего бы то ни было, и это сразу настораживает. Сам Свидригайлов при этом со своими голубыми глазами выглядит отвратительно: глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице.(1, эл. ресурс)
Голубой цвет используется и в другом качестве – как средство усиления иронии, даже насмешки, «участвует» в карикатурной сцене для описания туалета Луизы Ивановны – пышной, багрово-красной дамы, хозяйки «благородного дома».(1, эл. ресурс)
Значение белого цвета в жизни - это воздух, солнце, чистота, прозрение, непорочность, невинность. Также белый цвет означает святость, спасение, священство, духовную власть. В христианстве этот цвет всегда означал невинность души, чистоту и святость жизни. А также этот цвет может означать изоляцию, бесплодность, разочарование, окоченение, скуку, чопорность.
Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
Встречается в романе и зеленый цвет. И, как правило, символично. Зеленый цвет – цвет защиты. Обращаясь к церковным канонам, мы видим, что зеленые купола могут быть и у Троицких соборов, поскольку зеленый - это цвет Святого Духа.(7, эл.ресурс)
Зелени как элемента летнего пейзажа в произведении почти нет, несмотря на то, что события происходят в летнее время года, в июле. Кроме картины, представившейся Свидригайлову в полудреме накануне самоубийства. Достоевский указывает праздник - Троицын день, день Пресвятой Троицы, праздник, посвященный единству Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Это праздник гармонии духа, души и тела. Только в такой гармонии возможно развитие, благополучие, цветение, рост.
Но самым ярким символом в произведении звучит зеленый драдедамовый платок. Причем в сравнении с другими характеристиками этого символа (большой, драдедамовый, общий, фамильный) зеленый цвет в нем несет наибольшую функциональную нагрузку. Это символ того, что семья Мармеладовых как-будто находится под защитой некой Высшей силы. Сам предмет – платок и его цвет, наводят на мысль о Покрове Богородицы. На первых страницах романа, в рассказе Мармеладова, в этом платке появляется Соня после принесения себя в жертву ради ближних. На последних страницах «Преступления и наказания» также присутствует ее образ в зеленом платке, образ героини, вернувшей Раскольникова к жизни.
Однако, несмотря на довольно ясное объективное и определенное символическое использование зеленого цвета в романе «Преступление и наказание», полезно знать все значения зеленого, чтобы убедиться в замысле автора относительно присутствия и роли зеленого цвета в произведении, а также прочувствовать все его семантические нюансы. Поэтому обращаемся к Энциклопедии символов:
Зеленый, как и многие другие цвета, имеет в символическом смысле двойственное значение… В народных представлениях зеленый цвет символизирует прежде всего надежду. Где распускается зелень, там просто естество, там само собой разумеющийся вырост… переживание весны. Когда, например, даже дьявол является как “Зеленый”, это значит, что он остался там в обличье античного растительного бога. Однако этому противостоит и негативное содержание: безмерное появление зелени во всех снах означает перенасыщение отрицательными природными влечениями. [Эппли Э эл. ресурс] Христианская символика находит этот цвет цветом середины и посредничества, равноудаленным как от голубизны небес, так и от красноты ада, успокаивающим, освежающим, цветом созерцательности, ожидания возрождения. Крест Христов как символ надежды и Спасения часто представляется зеленым… престол Высшего Судии - как бы состоящим из зеленого ясписа (яшмы) (Откр. 4: 3). [Эппли Э. эл. ресурс]
Как видим, Достоевский не случайно так сдержан в использовании зеленого цвета: в изображаемом им мире нет «перенасыщения природными влечениями», они обличительно выступают лишь в бреду Свидригайлова накануне его самоубийства. Недостаток зелени говорит об отсутствии даже необходимого развития того, что дано природой.
Детально рассматривая использование цветовой гаммы при создании образа Сони Мармеладовой, мы можем отметить, что Достоевский вводит цвета практические противоположные использованным при сотворении Родиона Раскольникова. В этом проявляется отражение мировоззренческой позиции самого автора и проявление его как писателя-гуманиста. Образ Сони – любимый образ Достоевского, выступает в романе как основа добра, милосердия, самопожертвования и сострадания.
2.3. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕТЕРБУРГА.
Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин, то – город трущоб и узеньких улочек – «каменных мешков». Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той художественной задачей, которая стояла перед ним. Петербург в «Преступлении и наказании» – город одиночества. Нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитать в Петербурге ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Создав образ Петербурга, писатель тем самым показа ту базу, с помощью которой определяется личность, мировоззрение человека в нем. Здесь родилась и теория Раскольникова. Известно, что Достоевский отнюдь не выдумал ее, а почти полностью заимствовал из жизни. Подобные идеи действительно витали в воздухе в те годы. Они приобретали различные формы, но сам принцип – "вседозволенность" – был единым. Именно он, этот принцип, объединяет в романе Раскольникова, Лужина, Свидригайлова и, пожалуй, Лебезятникова, они лишь объясняют его по-разному, каждый для себя..
Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, сов
и т.д.................


Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечность и жестокость современной ему жизни. Трагическому содержанию романа соответствуют образные средства, используемые писателем. Это портреты героев, их речевая характеристика, описание их комнат, городские пейзажи.
Важную роль в образном строе романа играет цвет. Особенно интересно то, что автор использует в произведении всего несколько цветов. Самый важный цвет в романе - желтый. Отчасти это произошло потому, что «Преступление и наказание» - петербургский роман, а в русской литературе образ Петербурга часто ассоциировался с желтым цветом. И это не только потому, что цвет многих официальных и парадных зданий Петербурга - желтый, но и потому, что желтый цвет - это цвет предательства, горя, болезни. Критик Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Этот желтый фон - великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев. «Желтый цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали», - делает вывод Соловьев.
Действительно, Петербург Достоевского болен, и больны, нравственно и физически, большинство персонажей его произведения. Важной чертой, по которой мы узнаем «больную» обстановку и больных людей, является неприятный, навязчивый, нездоровый желтый цвет, которым полны описания в романе. Это желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, «желтое от постоянного пьянства» лицо Мармеладова, встреченного Раскольниковым в распивочной, желтая, «похожая на шкаф или на сундук», производящая гнетущее впечатление каморка самого Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом. С развитием действия желтого цвета становится все больше. В комнате у Сони - «желтоватые обшмыганные и истасканные обои». В кабинете у Порфирия Петровича - «мебель из отполированного желтого дерева». В номере гостиницы, где остановился Свидригайлов, - желтый цвет обоев. И даже перстень на руке у Лужина украшен желтым камнем. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных героев и предвещают что-то недоброе. Наконец, принципиально важно то, что Сонечка Мармеладова живет по желтому билету, который олицетворяет все низкое, подлое, унизительное и грешное в жизни. (Содержание этого абзаца явно можно было бы развернуть и написать гораздо подробнее о значении желтого цвета в каждом из описанных контекстов.)
Следует обратить внимание также на сопоставление двух однокоренных слов - желтый и желчный, которые не раз встречаются в романе рядом. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам», «Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке». Писатель показывает взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и окружающего мира. В этом взаимодействии, видимо, и заключен тот сложный смысл, который приобретает в романе желтый цвет.
Однако в «Преступлении и наказании» мы иногда видим и зеленый цвет, цвет надежды. Это цвет зелени на Островах, где Раскольников видит хоть что-то живое и прекрасное. Символично, что это также цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу, приводящую к нравственному возрождению. Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в совершенном преступлении, Соня накидывает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину героя. В эпилоге, в сцене, предвещающей возрождение Раскольникова, Соня появляется в этом же платке. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения оказывается более значимым, чем желтый цвет страдания и безнадежности.
В этой победе зеленого над желтым - важный символический смысл. Достоевский надеется на лучшее будущее героев. В противоборстве добра и зла побеждает добро. Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная сила произведений писателя.

---
Тема сочинения раскрыта, все основные положения верны. Работа написана хорошим литературным языком. Однако краткость и даже некоторая конспективность изложения, а также чрезмерная ориентация на критическую литературу не дают возможности поставить «отлично». Оценка - «хорошо» .

Лекция, реферат. Роль цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.










Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Цвет в жизни человека сопровождает его повсюду каждое мгновение и его психологическое влияние является колоссальным. В природе нет неокрашенных предметов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика. Психологи считают, что цвет бросает вызов человеку, призывает его к действию, оттенки вызывают различные настроения.

История изучения цвета насчитывает века. Попытки постижения его феномена охватывают все стороны деятельности человека: обыденный опыт, художественное познание мира, научный анализ. В разное время множество ученых занимались исследованием влияния цвета на ощущения человека.

Гете помимо своей литературной деятельности интересовался живописью и ее влиянием на искусство, им был создал труд “Учение о цветах”. В нем содержится раздел, посвященный “чувственно-нравственному” действию цвета. Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета:

«Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает столь высокое место, несомненно с большим многообразием выполняя положенный ему простой круг действий, то мы не будем удивлены, если узнаем, что он в своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и формы материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душевное настроение…Взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям» (Иоганн Вольфганг Фон Гете "Учение о цвете" 1810г.)

Прием применения цвета как символа активно используется в литературе, это так называемый «язык цветов» , чтобы максимально точно передать смысл и настроение произведения. Один из ярких примеров - роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Автор использует цвет как символ, и этим символизмом проникнут весь роман. Достоевский - писатель-психолог, в его произведении часто используются цвета, некоторые из которых часто повторяются, никак не может быть случайным.

Цвет помогает нам понять душевное состояние, характер героев, он активно используется в описании города и помещений, в которых разворачиваются действия и позволяет читателю эмоционально настроиться на восприятие романа.

Основным и практически фоновым цветом в произведении является желтый и его оттенки. В обычной жизни это позитивный цвет, он ассоциируется с солнцем. Гете писал о нем: «Это ближайший к свету цвет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если еще присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете; также и яркий желтый оттенок, выступающий на блестящем шелке, например на атласе, производит великолепное и благородное впечатление.

Если этот цвет в своей чистоте и ясности приятен и радостен, в своей полной силе имеет что-то веселое и благородное, то, с другой стороны, он очень чувствителен и производит неприятное впечатление, если он загрязнен или до известной степени сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное. Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному, где этот цвет не может проявиться с полной силой. Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия.»(Иоганн Вольфганг Фон Гете "Учение о цвете" 1810г.)

Именно такой грязноватый желтый встречается в «Преступлении и наказании». Обои в комнатушке у Раскольникова «грязные желтые с одним неуклюжим белым цветком», у старушки «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах», ее «истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Такого же цвета лица некоторых героев произведения: Мармеладова - «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками», Порфирия Петровича - «цвета больного, темно-желтого», лицо у спившейся женщины, которая хочет покончить с собой и кидается в реку: «он увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом», Катерины Ивановны перед смертью: «Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад».

В эпизоде, когда Раскольникову становится плохо в полиции «Он оглянулся и увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою».

Настасья приносит Раскольникову в комнату чай от хозяйки:

«Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару».

«Шапка Раскольникова «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» - желтый здесь превращается в рыжий, для того чтобы показать крайнюю его степень, ужасную заношенность.

Часто этот цвет встречается в описании Петербурга, где разворачиваются события.

«Характерно, что и самое место действия романа - Петербург (его роль в романе огромна) - на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории, которая вот - вот рассеется, как туман, и сгинет. И Петербург как бы лишен внутренних оснований для оправданной стабилизации, и он - на пороге» (Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.) Немного позже я приведу его цитату по поводу того, почему герои у Достоевского часто оказываются на пороге. Возвращаясь к теме цветовой гаммы романа - ярко-желтые дома встречаются на грязной окраине на пути Свидригайлову за несколько минут до его самоубийства: «Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями.»

Комната главного героя настолько ничтожно мала, что сравнивается автором с желтым шкафом и описана так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями».

Все это описание убогой желтизны звучит монотонно и вызывает общее ощущение грязноватости, душевного расстройства, болезненности. Жизнь героев представляется в убогой атмосфере, детали отражают гнетущую безысходность:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».

Художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет:

«Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: 1) осуществляется чисто физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, подобно гастроному с лакомым куском во рту. Или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Во всяком случае все эти ощущения физические и, как таковые они непродолжительны. Они также поверхностны и не оставляют после себя никакого длительного впечатления, если душа закрыта. Как при прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода, и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.»(Василий Васильевич Кандинский "О духовном в искусстве", глава "Действие цвета", 1992 г.)

Так и в «Преступлении и наказании» - желтый встречается так часто, что запоминается читателем, оставляет стойкое ощущение подавленности.

Помимо основного, в романе используются и другие цвета, но все они выступают на его фоне.

Автору было важно указать не только цвет глаз Сони, но и Раскольникова: «прекрасные темные глаза его с горящим взглядом» - не случайно взгляд обоих героев «горящий», ведь к концу романа выяснилось, что у них в целом много общего и герои становятся близкими людьми. На протяжении романа взгляд Раскольникова меняется: он из «горящего» переходит в «воспаленный», а ближе к концу даже становится «помертвевшим». Эти метаморфозы происходят по ходу сюжета и тоже не случайны, то есть демонстрируют постоянно изменяющееся душевное состояние героя.

В описании внешности Сони упоминается, что у нее голубой цвет глаз: «замечательные голубые глаза». Голубой цвет встречается в сне Раскольникова перед убийством. Он видит пустыню и оазис с голубой водой, которой хочет напиться. Здесь можно провести параллель с тем, что Соня необходима ему, как вода, она является его спасением.

И у Свидригайлова глаза голубого цвета, но автор упоминает, что «смотрели они холодно, пристально и вдумчиво», «с холодным, тяжелым взглядом». В данном случае один и тот же цвет в разном контексте несет противоположный смысл. В рамках одного произведения символ может иметь несколько з?аче??й. Читатель может проследить, как меняются эти з?аче??я в соответствии с развитием сюжета. Используя этот прием, Достоевский прекрасно передает изменения, которые происходят в характере главного героя после совершенного им убийства, а также описывает других героев.

Красный появляется в большом количестве в момент убийства Алены Ивановны. Ее квартира, описанная до этого в желтых тонах, резко принимает красный, как кровь, оттенок. Там «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки», «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана».

Красный цвет символизирует опасность, заставляет насторожиться, он означает переломный момент в жизни Раскольникова. На фоне монотонно повторяющегося и унылого желтого это очень активный цвет, и он производит сильнейшее впечатление на героя.

Красный цвет встречается в первом сне Раскольникова, а сюжеты сновидений в романе не случайны. Бахтин пишет в «Проблеме поэтики Достоевского» об этом приеме: «Достоевский очень широко использовал художественные возможности сна почти во всех его вариациях и оттенках. Пожалуй, во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую и существенную роль, как у Достоевского. Вспомним сны Раскольникова, Свидригайлова, Мышкина, Ипполита, подростка, Версилова, Алеши и Дмитрия Карамазова и ту роль, которую они играют в осуществлении идейного замысла соответствующих романов». (Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.)

Перед тем, как заснуть, главный герой размышляет об убийстве старушки-процентщицы, принимает окончательное решение совершить задуманное, но затем во сне видит сцену убийства лошади, засеченной ее хозяином. «- Мое добро! - кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами.», «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы...». Сон описан с множеством жестоких подробностей и приводится не случайно - автор передает характер главного героя и намекает на то, что его натура все же не приемлет убийства, несмотря на задуманное им злодеяние. Этот эпизод заранее опровергает его теорию о причастности к разряду особенных людей, которые «право имеют».

Ярко-красный цвет встречается в описании заката в тот вечер, когда Раскольников отказался от своего «наваждения». Как будто природа поддержала его в принятом решении и хочет отгородить от жестокости. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца.»

Зеленый цвет в романе контрастирует с желтым и красным. Зеленый ассоциируется с чем-то свежим и чистым, как весенняя трава и листья, поэтому он так выделяется на фоне грязного желтого и радикального красного.

Зеленый, как и красный, встречается в первом сне Раскольникова и выделяется на общем фоне - «серенькое время», «удушливый день», «чернеющийся вдали лесок», «пьяные и красные лица» и противопоставление - зеленый купол церкви, который виднеется вдали.

«Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам» - когда герой в болезненном состоянии идет куда глаза глядят и выходит за город. Зеленый в приведенных примерах символизирует покров, защиту, надежду на преображение и хоть его очень мало по сравнению с другими цветами, он все же встречается, чтобы показать, что в дальнейшем все будет хорошо.

Зеленого цвета дом, в котором живет Сонечка Мармеладова: «Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета», и ее платок, которым она покрывает голову Раскольникова перед тем, как он идет сознаваться в совершенном преступлении, она как бы благославляет его на этот поступок. «Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный». Этот же платок она надевает в тот день, когда Раскольников раскаивается, понимает, как сильно он влюблен в нее и его жизнь обретает новый смысл. Зеленый здесь символизирует духовную чистоту, искренность и начало новой жизни.

В обоих эпизодах, когда герой приходит к Алене Ивановне, присутствует черный цвет. Он поднимается по «чёрной» лестнице «тёмной и узкой», в тёмную квартиру старушки:

«Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки», «Молодой человек переступил через порог в темную прихожую», «Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен».

Эта лестница встречается во сне, который приснился Раскольникову после того первого разговора с Порфирием и после появления мещанина, назвавшего героя «убивцем».

Черный символизирует неизвестность, загадку. Он еще не принял решение и не уверен в том, что готов на убийство ради идеи. И когда он приходит во второй раз, «два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты». Тогда он решается ступить в эту темноту и неизвестность. Бахтин в «Проблеме поэтики Достоевского» анализирует этот сон и пишет об интересной особенности автора ставить героя на порог:

«В приведенном сне Раскольникова пространство получает дополнительное осмысление в духе карнавальной символики. Верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка получают значение «точки», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают запретную черту, обновляются или гибнут.

Действие в произведениях Достоевского и совершается преимущественно в этих «точках». Внутреннего же пространства дома, комнат, далекого от своих границ, то есть от порога, Достоевский почти никогда не использует кроме, конечно, сцен скандалов и развенчаний, когда внутреннее пространство (гостиной или зала) становится заместителем площади. Достоевский «перескакивает» через обжитое, устроенное и прочное, далекое от порога, внутреннее пространство домов, квартир и комнат, потому что та жизнь, которую он изображает, проходит не в этом пространстве. Достоевский был менее всего усадебно - домашне - комнатно - квартирно - семейным писателем. В обжитом внутреннем пространстве, вдали от порога, люди живут биографической жизнью в биографическом времени: рождаются, переживают детство юность, вступают в брак, рожают детей, стареют, умирают. И через это биографическое время Достоевский также «перескакивает». На пороге и на площади возможно только кризисное время, в котором миг приравнивается к годам, десятилетиям, даже к «биллиону лет» (как в «Сне смешного человека»).

Если мы теперь от сна Раскольникова обратимся к тому, что совершается в романе уже наяву, то убедимся, что порог и его заместители являются в нем основными «точками» действия.

Прежде всего Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната, «гроб» (десь - карнавальный символ) выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает (то есть это незамкнутое внутреннее пространство). В этом « гробу » нельзя жить биографической жизнью, - здесь можно только переживать кризис, принимать последние решения, умирать или возрождаться (как в гробах в «Бобке» или в гробу «смешного человека»). На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живет и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привел пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи). У порога убитой им старухи процентщицы переживает он страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы, стоят пришедшие к ней посетители и дергают звонок. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения. На пороге в коридоре у фонаря происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю квартиру, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону двери их подслушивает Свидригайлов). Нет, разумеется, никакой необходимости перечислять все « действа », совершающиеся на пороге, вблизи порога или в живом ощущении порога в этом романе.

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени ее, открытые на лестницу двери, ворота дворов, а вне этого - город: площади, улицы, фасады, кабаки, притоны, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И, в сущности, вовсе нет того, забывшего о пороге, интерьера гостиных, столовых, залов, кабинетов, спален, в которых проходит биографическая жизнь и совершаются события в романах Тургенева, Толстого, Гончарова и других. Конечно, такую же организацию пространства мы обнаружим и в других романах Достоевского». (Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.)

Белый цвет мы встречаем во сне Свидригайлова. Он видит девочку-утопленницу, которую осквернил и тем самым погубил.

Бахтин пишет, что образ униженной несчастной девочки встречается во многих произведениях Достоевского: «Отметим еще тему обиженной девочки, которая проходит через ряд произведений Достоевского: мы встречаем ее в «Униженных и оскорбленных» (Нелли), в сне Свидригайлова перед самоубийством, в «исповеди Ставрогина», в «Вечном муже» (Лиза); тема страдающего ребенка - одна из ведущих тем «Братьев Карамазовых» (образы страдающих детей в главе «Бунт», образ Илюшечки, «дитё плачет» в сне Дмитрия)».(Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.)

Несчастная девочка, оскорбленная Свидригайловым, предпочла утопиться, чем жить опозоренной. Он видит «букеты белых и нежных нарцизов», «на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Этот гроб был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нем девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора, руками». Белый ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью, которые он оскорбил. Нарциссы - это цветы печали, в Древней Греции они считались траурными. Ангелы на небесах в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру.

Все эти цвета в «Преступлении и Наказании» Достоевскому удается шире раскрыть содержание, скрытые смыслы и характеры внимательному читателю. Он использование цвета в качестве символа удивительно метко.

цвет литература роман достоевский

Список использованной литературы

Иоганн Вольфганг Фон Гете "Учение о цвете" 1810г., отрывкиhttp://psyfactor.org/lib/gete.htm

Василий Васильевич Кандинский "О духовном в искусстве", глава "Действие цвета", 1992 г.http://lib.ru/CULTURE/KANDINSKIJ/kandinskij.txt#BM5

Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.http://philosophy.ru/library/bahtin/01/p_5.html

В произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.

Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» — здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» — история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

Но – что любопытно! – символика цветов мы ощущаем как бы через Раскольникова, а символику цифр – через автора. Ведь, если можно так выразиться, на преступление Родион Романович решился будто бы «без участия» Ф.М.Достоевского, а к перемене мировоззрения и к началу новой жизни был, по-моему, приведен именно им.

Итак, Ф.М. Достоевский нашел очень интересный психологический подход к читателю с помощью знаков и символов. Это вносит в сюжет некоторую загадку, которую после прочтения романа и осознания сути происходящего с некой ноткой здравого рассуждения можно разгадать.