Вопросы по повести первая любовь. Чему учит повесть? По портретному описанию узнайте героя произведения

Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев

Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. Как каждая из этих составных частей общей структуры "работает" на то, чтобы читатель С вниманием и интересом читал повесть?

Глава I - экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его занятиях, в главах II, III, IV осуществляется завязка - знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В главе XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, доказывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дружеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне госпожи Дольской. Особенностью этой тургеневской повести о любви является постоянная напряженность действия, динамизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стремятся к разгадке.

Тургенев говорил, как свидетельствуют современники, что "это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… "Первая любовь" - это пережито". Могут ли эти слова Тургенева убедить нас в том, что "Первая любовь" - автобиографическая повесть?

Конечно, ведь писатель говорит о переживании тех чувств, которые он испытывал в юности. Удовольствие от перечитывания повести, которая не сочинена, а "сама жизнь", свидетельствует о близости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.

В процессе работы над повестью автор особенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были "прекрасные глаза", потом "глубокие темно-серые глаза", затем "ласковые, чудесные глаза", "светлые живые глаза" и, наконец, "светлые глаза". Попробуйте обосновать этот окончательный вариант Тургенева.

Пожалуй, "светлые глаза" самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия "прекрасные", "ласковые, чудесные", "живые", так как эпитет "светлые" имеет не только цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность героини, а она, эта сущность, - светлая, независимо от более точных цветовых оттенков.

Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.

Сны отражают настроение героев повести и предвещают наступление решительных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавленный Беловзоров гневно грозит отцу. Этот сон как бы подводит итог сюжетным событиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и трагический конец Зинаиды.

Тургенев - признанный мастер пейзажа. Найдите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.

Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. "На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы". Герой признается, что немые молнии, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины природы с рисунком чувств, ощущаемых Владимиром.

В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный рывок от восторга к прозаическому поступку: "Сад… Фонтан… - подумал я. - Пойду-ка я в сад". Как можно объяснить это сопоставление?

Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.

Помогло ли вам раздумье над текстом "Первой любви" понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?

Герой повести - почти ребенок, и каждое его переживание несет печать его возраста. Его любовь - светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти бескорыстное. Оно охватывает человека, который только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожиданий. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства. Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и любви: "О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое употребить бы не сумела…"

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к повести И. С. Тургенева «Первая любовь» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
    Ход размышлений популярного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы популярного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например: Но если б не страдали нравы,Я балы б до сих пор любил.(1 глава, XXX стих) Условий света свергнув бремя...(1 глава, XLV стих) Кто жил и мыслил, тот
    Повесть посвящена П. В. Анненкову, состоит из двадцати двух глав, которым предшествует небольшое вступление. Здесь писатель поэтически рисует чувство любви, которое приносит человеку и радость, и горе, но всегда делает его лучше, чище и возвышеннее. План Встреча в гостях. Рассказ Владимира Петровича о своей первой любви: поездка на дачу, встреча с девушкой; знакомство с семьей Засекиных; любовь к Зинаиде; страшная новость, отъезд в город; свидание с Зинаидой в Москве; смерть отца; известие
    Вам знакома инверсия - перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого. Что создает в каждой строчке инверсия? Приближался апрель к середине…Лоб его бороздила забота…Непочатого хлеба ковригу…Бил ручей, упадая с откоса… "Апрель приближался к середине…" - инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений. "Забота бороздила его лоб…" - инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот героя. "Ковригу непочатого хлеба…"
    10. 09. 2012. Провел весь день дома. Взял с полки повесть Александра Ивановича Куприна "Поединок", начал читать. …Это что-то необыкновенное! Захватывающее! До самой ночи не мог оторваться. С самого начала повесть захватила меня. 11.09.2012. …Всё еще под впечатлением повести, читаю послесловие… 12.09.2012. Сегодня дочитал повесть. Я никак не могу поверить, что прототипом для Ромашова послужил сам Куприн, то есть все мысли и переживания исходили из сердца Куприна. Но если это так, то я восхищаюсь умением писателя оценивать
    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 3. Образ России в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 6. Мир природы в повести Н. С. Лескова " Очарованный странник ". 7. Судьба и случай в повести
    Поэма Шота Руставели - свидетельство высокого уровня грузинской культуры XII века. (Поэма могла появиться лишь в период расцвета грузинской культуры, ибо создать столь великое произведение мог не просто одаренный мастер художественного слова, а гений, опиравшийся на многовековую культурную традицию родного народа. Автор, безусловно, был знаком с творениями грузинских писателей и поэтов. Руставели глубоко освоил достижения всемирной культуры своего времени.) "Витязь в тигровой шкуре" - памятник грузинской культуры. Воссоздание древней истории

Тема урока : История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»

Имя урока: “«Первая любовь» – это пережито” (И.С. Тургенев)

Эпиграф:

«Это единственная вещь, которая мне самому

до сих пор доставляет удовольствие,

потому что это сама жизнь, это не сочинено…»

И.С.Тургенев

Цель урока: Проверка первичного восприятия текста.

Выделение идейно-эмоционального содержания повести.

Знакомство с автобиографической основой.

Задачи:

Продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

Совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

Ход урока.

1.Оргмомент. Сообщение темы, имени и эпиграфа урока.

Учитель. Прослушайте и ответьте на вопрос: О чем стихотворение? Какие чувства автора передает? Каким образом перекликается с содержанием повести? Слайд 3.

Прослушивание романса на стихи Тургенева «Утро туманное»

Слайд с текстом.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, как жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Многое вспомнишь родное, далекое…

Романс посвящен теме любви. Воспоминания, об ушедших любовных переживаниях, что роднит содержание повести и романс. Рассказчик Владимир Петрович вспоминает о своей первой юношеской любви.

2.Изучение нового материала

Учитель. Я просила вас подобрать дома цитаты Тургенева о любви. Прочтите их, пожалуйста.

Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.

Учитель. Какой вывод о Тургеневе, как о человеке, вы могли бы сделать, прослушав романс, высказывания писателя? Как он относится к этому чувству?

ответ: Любовь…Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев – один из писателей, трепетно изображающих рождение вечно юного чувства –любви . Он ставит чувство любви превыше всех человеческих чувств. Любовь пробуждает в нас все лучшее. Счастлив человек, умеющий любить и испытывающий это чувство. А первая любовь самая трепетная. Говорят, что она не забывается.

Учитель. Согласны ли вы с этим? Ваши впечатления от прочтения повести.

Актуально ли произведение, ведь она написана более 150 лет назад?

ответы: Сфера человеческих переживаний не изменилась за эти годы. Проблема первой любви так же актуальна для человечества, как и в 19 веке. Главный герой – почти ровесник. Его трепетные переживания. Нравственная чистота.

Учитель. Думаю, что вам хотелось бы узнать о повести побольше.

Посмотрите внимательно на имя урока и эпиграф. Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока.

Вам помогут данные опорные слова (на доске дописываю цели):

    Основа …

    Посвящение …

    Мнение …

Примерные ответы учащихся:

    Имя урока подсказывает, что у произведения автобиографическая основа. Так ли это?

    Кто такой Анненков? Почему именно ему посвящено произведение?

    Мнение моих одноклассников и современников Тургенева о произведении.

Работа в группах

Учитель. Предлагаю начать с посвящения. Прослушайте индивидуальное сообщение и составьте тезисный план.

Примерный план:

Близкий друг И.С. Тургенева

Литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф

Учился в Горном институте Петербурга

Вольнослушатель историко-филологического факультета

Дружба с Гоголем и Белинским

Поездка в Европу

- «Письма из-за границы» и «Путевые записки»

Учитель. Сравните свои записи с записями на доске.

ОБ Анненкове.

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову (1813–1887). Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина. Родился в семье богатого симбирского помещика, получил соответствующее дворянам того времени домашнее образование. Учился сначала в Горном институте Петербурга, из которого ушёл в 1832 г. и стал вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1833 г. был зачислен в канцелярию Министерства финансов в чине коллежского секретаря, но вскоре оставил службу. Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, начавшаяся в эти годы, определила будущую литературную судьбу Анненкова. 1840-1843 гг. он провёл за границей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках». Анненков вместе с Гоголем жил в Риме и переписал под его диктовку первый том “Мёртвых душ”, был свидетелем работы В.Г. Белинского над “Письмом к Гоголю”. В петербургский период (1843-1845 гг.) П.В. Анненков ещё больше сблизился с Белинским и его друзьями Герценом, Огарёвым, Грановским и др. Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком. Выступая в мемуарном жанре, отразил всё богатство личных впечатлений, умело сочетая их с исследовательским элементом. Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

Для меня было бы интересно узнать мнение Анненкова о повести, посвященной ему, но, к сожалению, я не нашла ничего по этому поводу. Думаю, что и у каждого из вас сложилось определенное мнение о произведении, каждый сделал для себя определенные выводы. Но современниками Тургенева повесть “Первая любовь” была воспринята неоднозначно. Для нас прежде всего важны мнения тех читателей, к кому внимательно прислушивался сам Тургенев. Это Луи Виардо и Гюстав Флобер.

В письме французского писателя и критика пластических искусств Луи Виардо к Тургеневу (Париж, 11/23 ноября 1860 года) мы читаем резкую критику повести: “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью (одиозный - вызывающий к себе крайне отрицательное отношение). Словарная работа.

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь.… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».

3.ФИЗМИНУТКА

Литературный спор (дискуссия). (Беседа на выявление первичного восприятия).

Учитель. Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Обоснуйте свою точку зрения, аргументируя ответ цитатами из текста.

Так что же представляет тургеневская повесть: образец «нездоровой литературы» или «вершину»?

Фронтальная беседа

Наводящие вопросы на тот случай, если учащиеся вяло отреагируют на предложение сформулировать свою точку зрения.

Перечислите героев и персонажи повести. Что в них одиозного? Чем это можно оправдать, как объяснить?

Дайте краткую характеристику каждому из них.

Встретились ли вам эпизоды, поступки героев, вызвавшие какие-либо негативные чувства?

Кто из героев вызвал симпатию? Почему?

Какова основная мысль повести? Тема? Идея? Проблема?

Почему Флобер считает указанные две строчки «вершиной»? Сделайте вывод.

Образец «нездоровой литературы»

«Вершина»

Х арактер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

У княжны много обожателей . Для чего она кокетничает с ними?

Володя слишком юн,

гусар Беловзоров добр, но глуп,

граф Малевский – откровенно фальшив и подл,

талантливость поэта Майданова сомнительна,

Нирманский – шут,

доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине.

Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность.

Не может о на увлечься кем-то из них. Э то невозможно.

-Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём вам говорит это сопоставление?

Её возвышенные романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения.

Юная девушка не должна заводить романов с женатым мужчиной.

Отец Володи. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка.

Петр Васильевич. Его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругами вспыхивают ссоры, страдают Владимир, Зинаида - а Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания и боль близких его не волнуют.

По описанию отношений с женой в повести видно, что между супругами нет и, скорее всего, никогда не было любви. Полюбив по-настоящему, Петр Васильевич честно признается в своих чувствах жене, даже плачет при этом.

Удар хлыстом. Как он может так поступить с той, которую любит?

Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Для чего Зинаида так жестоко проверяет чувства Владимира? Прыжок со стены.

Чувство блаженства, сладкую боль испытывает герой. Готов ради любимой на все, хотя и понимает, что он еще ребенок.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Учитель. Что может оправдать поступки, поведение героев? Конечно же чувство любви!

Вывод: То, как описывает чувства и переживания Тургенев, можно по праву считать вершиной. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом и свидетельствуют упомянутые выше строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Вот теперь, после нашей беседы, настало время узнать: имеет ли повесть автобиографическую основу?

Индивидуальные сообщения.

Первое сообщение.

Вся моя биография – в моих сочинениях” – эти слова Тургенева ещё раз подтверждаются повестью “Первая любовь”, основанной на автобиографическом материале.

““Первая любовь” – это пережито”, – замечал Тургенев в своём дневнике. Действительно, в повести мы видим последовательность реальных жизненных фактов: действие происходит летом 1833 года, когда будущему писателю шёл шестнадцатый год, а его герой, Вольдемар, на год старше. “До четырнадцати лет, – вспоминал Тургенев, – я был маленький ростом; угрюмый, упрямый, злой и любил математику. Четырнадцати лет я заболел, пролежал несколько месяцев в постели и встал почти таким высоким, каким теперь меня видите. Доктора уверяли, будто я и болел-то от сильного роста. С тех пор я совершенно изменился, – стал мягкий, слабохарактерный, полюбил стихи, литературу, стал склонен к мечтательности...” (Островская Н.А. Из воспоминаний о Тургеневе // Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988).

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Это качество унаследовал от отца и сын. Его, как и отца, влекли к себе незаурядные, артистические, одарённые натуры: Полина Виардо, баронесса Юлия Вревская, актриса Мария Савина. И он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя)намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа.

В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

Учитель. Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил: «Этот мальчик –ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».

О прототипе главной героини повести, расскажет Пивоварова Диана.

Второе сообщение. Прототип Зинаиды Засекиной

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Кроме того, в 1833 году вышла отдельным изданием поэма "Сновидение", с подзаголовком: "Фантасмагория". Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Её импровизации легки и свободны, даже - изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

Глагол ничтожной суеты!

Я не хочу его привета

И презираю клеветы!

Я знаю, люди не поймут,

Не оценят моих желаний

И не постигнут упований!

С душой холодной не дадут

Они мечте моей ответа...

Для них чужда душа Поэта,

Их сила чувства не живит,

Их жизнь души не проявит.

Дальнейшая судьба передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж. Замужество княжны какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны, как свидетельствуют документы, родился ребенок, мальчик, названный Александром. Через шесть дней после родин мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой Е.Л.Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно.

4.Подведение итога

5.Рефлексия.

6.Выставление отметок.

7.Д/З (Учащиеся получают набор вопросов и заданий).

Для анализа и самостоятельных интерпретаций 4 эпизода (подготовка к работе в группах) :

I вариант: “Игра в фанты” (гл. VII);

II вариант: “Гроза” (гл. VII);

III вариант: “Прыжок со стены” (гл. XII);

IV вариант: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)

Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся?

Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Всеволода Рождественского:

Рождественский Всеволод

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

  1. Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпи-лог. Как каждая из этих составных частей общей структуры «работает» на то, чтобы читатель С вни-манием и интересом читал повесть?
  2. Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его заняти-ях, в главах II, III, IV осуществляется за-вязка — знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В гла-ве XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, дока-зывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дру-жеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне гос-пожи Дольской. Особенностью этой турге-невской повести о любви является посто-янная напряженность действия, дина-мизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стре-мятся к разгадке.

  3. Тургенев говорил, как свидетельствуют совре-менники, что «это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… «Первая любовь» — это пережито». Могут ли эти слова Тур-генева убедить нас в том, что «Первая любовь» — автобиографическая повесть?
  4. Конечно, ведь писатель говорит о пере-живании тех чувств, которые он испыты-вал в юности. Удовольствие от перечи-тывания повести, которая не сочинена, а «сама жизнь», свидетельствует о бли-зости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.

  5. В процессе работы над повестью автор осо-бенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были «прекрасные глаза», потом «глу-бокие темно-серые глаза», затем «ласковые, чудес-ные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза». Попробуйте обосновать этот окон-чательный вариант Тургенева.
  6. Пожалуй, «светлые глаза» самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия «прекрас-ные», «ласковые, чудесные», «живые», так как эпитет «светлые» имеет не толь-ко цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность ге-роини, а она, эта сущность, — светлая, независимо от более точных цветовых от-тенков.

  7. Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.
  8. Сны отражают настроение героев повес-ти и предвещают наступление решитель-ных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавлен-ный Беловзоров гневно грозит отцу. Этот сон как бы подводит итог сюжетным со-бытиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и траги-ческий конец Зинаиды.

  9. Тургенев — признанный мастер пейзажа. Най-дите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.
  10. Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. «На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы». Герой призна-ется, что немые молнии, казалось, отве-чали тем немым и тайным порывам, ко-торые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины приро-ды с рисунком чувств, ощущаемых Вла-димиром.

  11. В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный ры-вок от восторга к прозаическому поступку: «Сад… Фонтан… — подумал я. — Пойду-ка я в сад». Как можно объяснить это сопоставление? Материал с сайта

    Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.

  12. Помогло ли вам раздумье над текстом «Пер-вой любви» понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?
  13. Герой повести — почти ребенок, и каж-дое его переживание несет печать его воз-раста. Его любовь — светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти беско-рыстное. Оно охватывает человека, кото-рый только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожида-ний. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства. Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и люб-ви: «О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое упо-требить бы не сумела…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответ на вопрос по повести ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ И.С.ТУРГЕНЕВА:от чьего имени ведётся повествование?
  • что ответить это первая любовь
  • экспозиция в первой любви тургенева
  • викторина по повести тургенева первая любовь
  • какая композиция повести первая любовь

Учебная тема: «Тема первой любви в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»


Тема исследования:

Сад в повести И.С.Тургенева «Первая любовь» как элемент сюжета и композиции

МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»

Тосненского р. Ленинградской обл.

Руководитель:

учитель литературы Романова Г.И.

Гипотезы:

Сад раскрывает психологическое содержание жизни героев повести

Сад - среда и участник действия в повести

Цель: доказать, что образ сада в повести помогает раскрыть драматизм первой любви

Задачи:

совершенствовать навыки работы над анализом прозаического текста;

приобщить учащихся к исследовательской деятельности;

показать, что писатель использует синтезию для выражения силы первой любви;

сделать вывод о роли образа сада в повести.

Ход исследования:

Чтение повести (задание всему классу)

Формирование исследовательских групп: биографы, иллюстраторы, литературоведы, любители поэзии, знатоки Интернет-ресурсов, мастера презентаций

Работа в группах

Работа с учителем по анализу повести

Задания группам:

Биографы: раскрыть автобиографичность повести

Иллюстраторы : создать рисунки к узловым эпизодам повести

Знатоки : составить «портреты» сада в повести в разное время суток (дополнительно проиллюстрировать картинами барбезонцев)

Литературоведы: прочесть статью В.А.Доманского «Русская усадьба в художественной литературе 19 века», выяснить функции сада в произведениях, составить тезисы, проиллюстрировав их примерами из повести

Любители поэзии и знатоки Интернет-ресурсов: подготовить стихи о первой любви, найти интернетфото на тему «Сад первой любви»

Мастера презентаций : подготовить и обосновать макет презентации к Проекту

Результаты исследования:

Иллюстрации к повести

Фотовыставка «Сад любви»

Сочинения: «Встреча с первой любовью» (по повестям И.С.Тургенева «Ася» и «Первая любовь»), «Образ сада в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»

Презентация Проект «Сад первой любви в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»»

Анализ текста с опорой на литературоведческую статью (тезисы статьи, проиллюстрированные примерами из текста повести).

Новый проект: «Городской сад в повестях Н.М.Карамзина»

Этапы исследования

Работа с учителем (беседа по тексту повести)

1.Каково состояние героя, когда он приехал на дачу? С кем он себя сравнивает? (он живёт ожиданием любви, ощущает себя рыцарем, нужна дама сердца)

2.Как автор показывает, что сад пробуждает и укрепляет в герое предвкушение первой любви? (погода чудесная, весело дул в уши ветер, красота вечера, сияющий свет и лазурь неба, «фантазия играла и носилась…как стрижи вокруг колокольни). Герой пребывает в гармонии с садом. Звучит мотив возможности высшего счастья ).

3.Где происходит смена интонации повествования от мечты к реальности? (описание дачи, её построек как бы разрушает мечту, меняются прилагательные: «худые», «взъерошенные», «засаленные», «тщедушные», «ветхая», «испитые лица»)

4.Кто нарушает идиллию сада? (вороны и…приезд жильцов во флигелёк). Появляются слова: «ненависть», «хищные и лукавые», «каркали»).

5.Укажите деталь сада, являвшуюся границей между мечтой и реальностью (низкий забор ). Найдите эпизоды, где эта деталь снова проявляется. Прокомментируйте их. (Когда чувство влюблённости начинает овладевать героем, он, как бы опасаясь чего-то, не приближается к забору; когда же чувство разгорелось, Владимир ревнует Зинаиду к ложному сопернику, и тут у забора сталкивается с отцом. Сад словно подсказывает герою то, чего он не замечает. Однажды Владимир радостно перепрыгнет через забор, готовый отдать жизнь за душевные муки любимой, коленопреклониться перед ней, и сад тоже радостно отзовётся на этот порыв: «было и светло и зелено…ворковали голуби,…ласково синело небо». Однако душа героя предчувствует не сближение с Зинаидой, а разлуку: «мне было так грустно»... «Боже мой! Она полюбила!»
У забора же герой находит разгадку мучившим его вопросам).
6. Прочтите эпизод, когда герой пребывает во власти любви, он очарован этим чувством. Какое описание сада сопутствует его переживаниям? («Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгорячённое лицо: казалось, готовилась гроза…ворчал гром сердито…». Сад предупреждает об опасности. )
7.В какие минуты переживаний героя сад призывает его присмотреться к жизни, подсказывает, что есть, кроме поглощения любовью, подчинения этому чувству, другие радости жизни?
(на развалинах старой оранжереи – гл.9 , с которой герой вскоре спрыгнет, как ему покажется, в «блаженство»- ведь Зинаида его поцеловала!- гл.12)

8. Зачем Зинаида придумывает «сочинение» о королеве в саду с фонтаном? (это не выдуманная история, а реальность, в которой Зинаида пребывает, любя отца Владимира)
9.
Давайте перечитаем эпизоды, где действие происходит в саду. Можно ли сказать, что сад в повести играет роль места развития сюжетной линии и что он непосредственный участник происходящего?

Работа в группах (на разных этапах урока)

*Информация биографов (перед работой с учителем)

*Выставка рисунков учащихся, альбом стихов о первой любви поэтов разных времён (на стенде и демонстрационном столике в течение работы над повестью-2 урока).

*Литературоведы - выступление с тезисами статьи В.А. Доманского «Русская усадьба в художественной литературе 19 века» с опорой на текст повести).

*Знатоки - помощь учителю в работе с классом по тексту

*Мастера презентаций - создание презентации по окончании работы над повестью.

Рефлексия и перспектива

Понравилось ли вам работать над проектом?

Что особенно привлекло в работе в группах?

Хотели бы поработать над другим проектом?

Напишите, используя материал повести и подборку стихов о первой любви известных поэтов, какая она - первая любовь?

Отчёты групп

Биографы

И. С. Тургенев не писал автобиографий. Он сам говорил: «Моя жизнь - в моих произведениях», свидетельствуя, что все его произведения в той или иной степени автобиографичны. Но повесть «Первая любовь» - одно из самых автобиографичных произведений И. С. Тургенева, если не самое автобиографичное: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это «Первая любовь». В остальном - хотя немного, да выдумано, в «Первой любви» же описано действительное происшествие без малейшей приукраски, и при перечитывании действующие лица встают как живые предо мною».

Собственная первая истинная влюбленность писателя прославлена им же самим. Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал он из них, может быть, лучшее свое произведение.

Все главные герои повести имеют свои реальные прототипы: шестнадцатилетний Володя - это пятнадцатилетний юноша Иван Тургенев; отец Володи - это Сергей Николаевич Тургенев, изображенный здесь портретно. «В повести, - говорил Тургенев, - я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать мне нечего. Отец мой был красавец; я могу это сказать потому, что я нисколько на него не похож, - я похож лицом на мать. Он был очень хорош - настоящей русской красотой. Он обыкновенно держал себя холодно, неприступно, но стоило ему захотеть понравиться - и в его лице, в его манерах появлялось что-то неотразимо очаровательное. Особенно становился он таким с женщинами, которые ему нравились».

Личность женщины, которая скрывалась под именем главной героини Зинаиды Засекиной, по понятным причинам, не афишировалось Тургеневым. Но современный исследователь М. Н. Чернов, на основе искусной комбинации текстологической и генеалогической работы, смог доказать, что реальным прототипом Зинаиды была поэтесса Е. Л. Шаховская. Княжна Шаховская стала причиной семейной драмы Тургеневых. Ее полюбили отец и сын, но она отдала предпочтение отцу. В 1834 г. умирает Сергей Николаевич, Екатерина Шаховская через два года после его смерти выходит замуж и умирает во время родов. Семейная драма Тургеневых далеко не для всех была тайной. Несмотря на это, имя женщины оберегалось.

Место действия реальных событий жизни пятнадцатилетнего юноши Ивана Тургенева и место действия героя повести шестнадцатилетнего Володи также совпадает абсолютно: это дача в Нескучном саду близ Калужской заставы, нанятая родителями писателя.

Мне было тогда шестнадцать лет. Дело происходило летом 1833 года.

Я жил в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы, против Нескучного сада. Я готовился в университет, но работал очень мало и не торопясь», - так начинается повествование героя Тургеневской повести о своей первой любви. Действительно, Тургеневы наняли здесь дачу на лето 1833 года. Иван готовился к поступлению в Московский университет. События именно этого лета и вспоминал Иван Сергеевич Тургенев, создавая много лет спустя в 1860 г. свой шедевр «Первая любовь».

Вероятно, описание дома, данное в «Первой любви», соответствовало действительности: «Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков; во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев». Как установил исследователь-москвовед С. К. Романюк, дача Тургеневых в 1833 году находилась в районе Малой Калужской улицы, современные номера домов 19-21.Сегодня от той усадьбы не осталось и следа, она была уничтожена в конце 20-х гг. ХХ века. Сейчас на том месте ведется современное строительство. Сохранилась лишь черно-белая фотография усадьбы, сделанная в 1909 году книжным графиком, иллюстратором произведений И. С. Тургенева, В. В. Домогацким. Не сохранилась и усадьба Шаховских. Все изменилось. Но место помнит первую любовь великого русского писателя.

Отчёт литературоведов

Тезисы статьи В.А.Доманского

1.Мотив возможности высшего счастья, гармонии с миром

2.Каждый стиль сада заключает в себе определённую систему эстетических кодов.

Важны даже отдельные его топосы, уголки сада..

3.В мире усадьбы поют, музицируют, рисуют…

4.В усадебной повести доминирует любовная коллизия

5.Коллизии усадебной повести могут быть соотнесены с …мотивами: искушения, грехопадения

6.Мгновения счастья, испытанные однажды героями, и есть высшее вознаграждение судьбы, остаётся только воспоминание о несбывшемся счастье..

7...завязка невозможна без появления героя из «вне»

8.Любовный сюжет…прочитывается не только на уровне событий.., но и культурных знаков усадьбы:..сады,.. сумерки,ночь,тени…руины

Текст повести «Первая любовь»

1.«Я никогда не забуду первых недель, проведённых мною на даче…»

2.«…случайно приблизился к низкому забору, отделявшему собственно наши владения от узенькой полосы сада, простиравшейся за флигельком направо..

3.«…мы и на фортепьяно играли, и пели, и танцевали, и представляли цыганский табор…»

4.«Я всё забыл, я пожирал взором этот стройный стан…»

5.«Глядите на меня,- промолвила она, ласково понижая голос,- мне это не неприятно»…

6.«и теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что осталось у меня более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?»

7.« В один день… ставни этого флигелька открылись, показались в них женские лица..»

8.«…была, что называется в народе, воробьиная ночь»…«Особенно полюбил я развалины оранжереи»

Отчет иллюстраторов


Какой эпизод из повести изображён?