Виктор драгунский биография краткое содержание. Виктор драгунский краткая биография

На слово «драгунский» реагируют одинаково. Никто не вспомнит про конное войско, способное сражаться в пешем строю, пословицу «Это нашего поля драгун» (вариант: «Драгун бежит, земля дрожит, а оглянешься - в грязи лежит»). «Дениска, Денискины рассказы», - лица раздвинутся в довольной улыбке. «Папа у Васи силён в математике!..» А наиболее продвинутые скажут с райкинской интонацией: «Бум меняться, бум!..» Но вот что странно - про известного писателя Драгунского не так уж много известно.
Виктор Юзефович родился за океаном, но детство его прошло на реке Сож в белорусском Гомеле. Отец умер от тифа, отчим, красный командир, погиб в гражданскую. Вдова писателя Алла Васильевна вспоминала: он «всегда был заводилой во всех играх. По вечерам друзья пробирались в парк князя Паскевича (конечно, без билетов). Там шли представления: артисты пели куплеты, танцевали модный тогда танец стэп, а попросту - чечётку. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать чечётку и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица…»
В юности Виктор работал «бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был цирковым клоуном, актёром театра и кино, руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» С сороковых годов он писал для сцены и арены скетчи, фельетоны, миниатюры. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко.
Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие - «здорóво!», а высшая похвала - «здóрово!». Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo - «Что я люблю… И чего не люблю», под которым не раздумывая подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица» .
Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска - это… Дениска, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле» .
Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда - не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или«рыцарями» вполне могли произойти.
Как уже было сказано, Драгунский сменил много занятий. Во время войны он был ополченцем. Герою «взрослой» повести «Он упал на траву» явно меньше лет, чем писателю. Но Митя Королёв чувствовал и переживал, как сам автор. Обоим довелось побывать под «хладнокровным огнём фрицев и испытать, как гибнет друг, как холодеет его “живая человеческая животинка”…»
Был Драгунский и клоуном. Рыжим! В Николае Ветрове из «Сегодня и ежедневно» тоже можно найти черты Виктора Юзефовича. Главными зрителями для циркачей всегда были дети: «Ни одного дня без работы для детей!»
И Виктор Юзефович работал для них. Алла Драгунская: он «часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Он замечательно читал свои весёлые произведения - ведь в недалёком прошлом он был актёром.
Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом: “ДРУЖБА! ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”»

Алексей Коновалов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Ю.ДРАГУНСКОГО

ИЗБРАННОЕ: Повести и рассказы / Вступ. ст. Ю.Нагибина; Ил. М.Федоровской]. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 589 с.: ил. - (Всемирная дет. б-ка).
Несправедливо и обидно, что до сих пор не издано собрание сочинений Виктора Драгунского.
«Избранное» включает в себя лучшие произведения писателя, всё то, что охотно и с любовью«избирают» для своего чтения уже несколько поколений читателей.

ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ / Худож. В.Лосин. - М.: ОНИКС, 2007. - 352 с.: ил. - (Золотая б-ка).
Что можно отдать за самосвал?
Одну Гватемалу и два Барбадоса?
Плавательный круг?
Или светлячка - маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко горящую звёздочку?
Он живой! И светится!

«Денискины рассказы» издавались не раз. Иногда в виде толстенького сборника, иногда - в виде тоненькой тетрадки. И почти всегда с иллюстрациями хороших художников. Вот для примера несколько таких книжек:
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ: Денискины рассказы / Худож. В.Лосин. - М.: Росмэн-пресс, 2003. - 117 с.: ил.
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ: Рассказ / Худож. В.Чижиков. - М.: Дет. лит., 1973. - 16 с.: ил.
ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ / Худож. А.Елисеев. - М.: Дрофа-плюс, 2005. - 63 с.: ил. - (Золотая б-ка).
ПОХИТИТЕЛЬ СОБАК: Денискины рассказы / Худож. В.Гальдяев. - М.: Омега, 1999. - 176 с.: ил.
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ: Денискины рассказы / Худож. М.Скобелев. - М.: Малыш, 1984. - 175 с.: ил.

ОН УПАЛ НА ТРАВУ: Повесть / Худож. В.Васильев. - М.: Современник, 1989. - 61 с.: ил.
Много раз отказывал военкомат молодому театральному художнику Мите Королёву: «Ты хромой!» Но он добился своего - записался в ополчение.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАССКАЗЫ / Худож. Н.Крылов. - М.: Сов. Россия, 1974. - 192 с.: ил.
Взрослый Драгунский, сатирик и фельетонист, был «по-детски» смешливым, а ещё деликатным и трогательным.

«РЫЦАРИ» И ЕЩЁ 57 ИСТОРИЙ / Рис. С.Калачёва. - М.: Сов. Россия, 1968. - 334 с.: ил.
Эта книга старая и редкая, но удивительная и прекрасная. В ней два человека - писатель и художник - не просто сосуществуют, а разговаривают, спорят, смеются вместе, как два товарища, которые понимают друг друга с полуслова.
В 1994 году сборник рассказов с тем же названием вышел в издательстве «Дом», но уже с иллюстрациями другого художника.

СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО: Повесть // Драгунский В.Ю. Избранное. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - С. 476-588.
Может быть, циркачка Ирина - это выросшая девочка на шаре?..

Алексей Коновалов, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.Ю.ДРАГУНСКОГО

Драгунская А. О Викторе Драгунском: Жизнь, творчество, воспоминания друзей. - М.: Химия и жизнь, 1999. - 175 с.: ил.
Драгунская А. О Викторе Юзефовиче Драгунском // Драгунский В. Хитрый способ. - М.: Дет. лит., 1997. - С. 249-251.
Корф О. Виктор Юзефович Драгунский // Корф О. Детям о писателях: ХХ век: От А до Я. - М.: Стрелец, 2006. - С. 24.
Кузнецова Н., Мещерякова М. Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) // Рассказы об авторах ваших книг. - М.: Мегатрон, 1997. - С. 84-87.
Линкова И. Виктор Юзефович Драгунский // Линкова И. Дети и книги. - М.: Знание, 1970. - С. 43-47.
Михайлов Е. Виктор Драгунский (1913-1972) // Детская литература. - 1988. - № 10. - С. 53-54.
Нагибин Ю. Перечитывая друга… // Нагибин Ю. Не чужое ремесло. - М.: Современник, 1983. - С. 178-185.
Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В. Денискины рассказы. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - С. 5-12.
Поликовская Л. Виктор Юзефович Драгунский // Антология мировой детской литературы: Т. 2. - М.: Аванта+, 2002. - С. 550-552.
Сивоконь С. Будьте счастливы, дети! // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 104-129.

Ал.К., И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Ю.ДРАГУНСКОГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Волшебная сила искусства. Сцен. В.Драгунского. Реж. Н.Бирман. СССР, 1970. В ролях: А.Райкин, Л.Сенчина, Н.Ургант, Т.Доронина и др.
Девочка на шаре. Реж. Л.Шенгелия, Г.Комаровский. СССР, 1966. В ролях: Ираклий Циргиладзе, Оля Рябова и др.
Капитан. По мотивам рассказов В.Драгунского. Реж. А.Шахмалиева. СССР, 1973. В ролях: Р.Быков, В.Теличкина, Петя Моисеев, Алёша Сироткин, Рита Сергеечева.
Клоун. Телефильм. По повести «Сегодня и ежедневно». Сцен. Д.Драгунского. Реж. Н.Медюк. СССР, 1980. В ролях: А.Марчевский, Н.Варлей, Н.Трубникова, Е.Камбурова, В.Никулин и др.
Подзорная труба. Реж. М.Генин. СССР, 1973. В ролях: Саша Михайлов, К.Лучко, О.Басилашвили и др.

Виктор Юзефович Драгунский (30.11.1913 – 06.05.1972) появился на свет в Нью-Йорке. Его родители, белорусские евреи, отправившиеся незадолго до рождения будущего классика детской литературы искать лучшей доли за океан, вскоре были вынуждены вернуться домой. Виктор Драгунский рано лишился отца – он умер от тифа во время Первой мировой войны. Мать еще дважды выходила замуж: первый раз – за красного комиссара Войцеховского, второй – за актёра еврейского театра Михаила Рубина. Благодаря своему второму отчиму Виктор Драгунский рано познал все тяготы гастрольной жизни. Будучи активным участником представлений, ему пришлось освоить искусство декламации, научиться бить чечётку, вести конферанс. Все эти «премудрости» давались мальчишке без особого труда благодаря врожденному артистизму, великолепной памяти, тонкому чувству юмора. С 1925 года семья стала постоянно жить в Москве. После того как Рубин однажды не вернулся домой с очередных гастролей, Виктор Драгунский был вынужден добывать хлеб самостоятельно. За несколько лет он сменил множество профессий (ему даже довелось поработать лодочником, катая влюблённые пары по Москве-реке у Нескучного сада), но ни одна из них не стала для него делом жизни. Семнадцатилетним парнишкой Виктор Драгунский случайно увидел объявление о том, что Литературно-театральные мастерские Алексея Дикого проводят набор желающих учиться актёрскому мастерству. Окончив их в 1935 году, некоторое время выступал на сцене Театра транспорта. После смотра молодых талантов, где Виктор Драгунский очень удачно выступил, ему предложило работу руководство Театра сатиры. К этому же времени относятся первые литературные опыты молодого актёра – фельетоны, юморески, цирковые репризы. Во время Великой Отечественной войны, Виктор Драгунский , которого из-за астмы освободили от прохождения воинской службы, стал ополченцем. Затем, как артист фронтовых концертных бригад, выступал бойцами и тружениками тыла. Первые послевоенные годы Виктор Драгунский искал себя: был киноактёром, клоуном, занимался режиссурой. В 1948 году организовал ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка». После ряда успешных выступлений его пригласили поставить несколько концертных программ для Мосэстрады. За десять лет своего существования, ансамбль «Синяя птичка» стал «родным домом» для многих замечательных актёров: Всеволода Санаева, Бориса Сичкина, Сергея Мартинсона, Евгения Весника, Зиновия Гердта, Ролана Быкова, Юрия Яковлева. В конце 50-х годов Виктор Драгунский стал охладевать к своему детищу. Ему хотелось уйти от ставшей рутиной театральной работы, найти для себя новое интересное дело. Зимой 1959 года Виктор Драгунский взял отпуск, заперся на подмосковной даче и написал тринадцать рассказов для детей. Это были первые рассказы о Дениске Кораблёве. Прообразом литературного героя стал реальный мальчик – сын писателя. Эти произведения также отразили многие подлинные события из жизни семьи Виктора Драгунского. Впервые рассказы о Дениске Кораблёве были опубликованы в 1961 году, став частью сборника «Он живой и светится…». Успех превзошёл все ожидания: книги о приключениях непоседливого мальчишки выходили практически ежегодно, многократно переиздавались. Именно благодаря им Виктор Драгунский узнал, что такое настоящая слава. Как профессиональный литератор он проработал около десяти лет. Помимо рассказов для детей Виктор Драгунский написал две повести, которые предназначаются главным образом взрослым читателям – «Он упал на траву…», «Сегодня и ежедневно». Уже после смерти писателя, в 1980 году, была издана еще одна его книга – «Что я люблю».

Биография Виктора Драгунского должна быть хорошо известна любому знатоку отечественной детской литературы. Это один из признанных классиков, писавший книги для школьников и их родителей. Наибольшую славу ему принес цикл под названием "Денискины рассказы".

Детство и юность

Биография Виктора Драгунского ведется с 1913 года, когда он родился в Нью-Йорке. Его родители были евреями, эмигрантами из Гомеля, которые переехали в Америку и поселились в Бронксе. Отца писателя звали Юд Фалькович, а мать - Рита Лейбовна. Они поженились в 1913 году, будучи еще в Гомеле, а 1 декабря того же года появился на свет Виктор Юзефович Драгунский.

В Америке Драгунские не смогли прижиться, уже в июле 1914 года вернулись в родной Гомель, входивший в то время в состав Российской империи.

Еще через 4 года отец Виктор Юзефовича Драгунского умер, заразившись тифом. По другой версии, его смерть произошла при невыясненных обстоятельствах. Рита Лейбовна нашла нового мужа, которым стал красный комиссар, ревком Гомеля Ипполит Войцехович. Но и его жизнь вскоре подошла к концу, он умер в 1920-м.

В 1922 году у Драгунского появился еще один отчим, по имени Менахем-Мендл Рубин, игравший в водевилях в еврейском театре. Семья была вынуждена отправляться вместе с ним в гастроли по всей стране.

В 1925 году в биографии Виктора Драгунского произошло важное событие. С родителями он прибыл в Москву, где Рубин основал собственную театральную труппу вместе с Ильей Триллингом, так семья обосновалась в столице. Правда, Рубин вскоре их оставил, уехав в Америку работать режиссером еврейского театра.

Герою нашей статьи пришлось рано начать работать, с 17 лет он начал посещать литературно-театральные мастерские советского театрального режиссера Алексея Дикого. С 1935 года Драгунский становится актером театра транспорта, сейчас он известен как Театр имени Гоголя.

Актерская работа

Параллельно с игрой в театре Драгунский занимается литературой. Он начинает с написания юморесок и фельетонов, сочиняет сценки, интермедии, цирковые клоунады, эстрадные монологи. Одно время цирковой жанр становится очень близким ему, он даже начинает трудиться в цирке.

Помимо театральных ролей Драгунский получает и роли в кино. В 1947 году он играет радиодиктора в политической драме Михаила Ромма "Русский вопрос", после этого начинает работать в театре киноактера. В труппе было много знаменитостей, поэтому закрепиться Драгунскому было непросто. Тогда он решил создать внутри театра свою самодеятельную труппу. Многие с энтузиазмом отнеслись к этой идее, создав пародийный "театр в театре".

Вскоре Драгунский начал руководить ансамблем литературно-театральной пародии под названием "Синяя птичка". Он просуществовал до 1958 года. Со временем эта небольшая труппа начала выступать в Доме актера, где директором был Александр Эскин. На сцене актеры представляли веселые пародийные постановки, которые пользовались успехом. Драгунского пригласили создать такой же коллектив на базе Мосэстрады.

Вместе с Людмилой Давидович герой нашей статьи сочиняет тексты к нескольким песням, которые со временем становятся очень популярными. Среди них "Теплоход" в исполнении Леонида Утесова, а также "Березонька", "Чудо-песенка", "Три вальса".

Литературная деятельность

Как о писателе, Виктор Драгунский заявляет о себе в 1940 году, когда начинает массово публиковать юмористические рассказы и фельетоны. Позже он соберет их в сборник под названием "Железный характер".

В годы Великой Отечественной войны Драгунский отправляется в ополчение. Войну проходит без тяжелых ранений, а вот его брат Леонид гибнет в 1943 году в Калужской области.

В биографии Виктора Драгунского главное место занимает цикл "Денискины рассказы". Он начинает их писать в 1959 году. Главные герои - советские школьники Денис Кораблев и его приятель Мишка Слонов. В 60-е годы выходят сразу несколько книг из этой серии под названиями "Заколдованная буква", "Волшебная сила искусства", "Девочка на шаре", "Похититель собак".

Рассказы приносят ему популярность и славу. Кстати, имя главного героя было выбрано не случайно: именно так звали сына Виктора Драгунского. "Денискины рассказы" описывают Москву 50-60-х годов. Главный герой живет с родителями, с ним постоянно происходят курьезные и смешные случаи.

Например, однажды выливает манную кашу, которую не хотел есть, из окна, а когда к ним приходит милиционер (вместе с пострадавшим гражданином), он понимает, что имела в виду мама, когда говорила, что "все тайное становится явным".

"Денискины рассказы" Виктора Драгунского неоднократно экранизировались. В 1970 году Наум Бирман снял музыкальный фильм "Волшебная сила искусств" с Константином Райкиным в главной роли. Также в разные годы выходили картины "Веселые истории", "Девочка на шаре", "Удивительные приключения Дениса Кораблева", "По секрету всему свету", "Подзорная труба".

Другие произведения Виктора Драгунского

Среди других произведений героя нашей статьи нужно отметить повесть "Он упал на траву", написанную в 1961 году. Эта книга посвящена московскому ополчению, которое принимало участие в обороне Москвы в 1941 году.

Все события излагаются от лица 19-летнего Мити Королева, который работает в театре. Он стремится попасть на фронт, однако его не берут из-за врожденной травмы ноги. Ему удается записаться в народное ополчение. Учитывая, что сам Драгунский также участвовал в ополчении, произведение местами автобиографично.

в 1964 году Драгунский написал повесть "Сегодня и ежедневно", которая посвящена артистам цирка. Также известны его повести "Старухи", "Странное пятно на потолке", "Настоящий поэт", "Смешные рассказы о школе".

Семья писателя

Семья Виктора Драгунского была большой. В первый раз он женился на Елене Корниловой. В 1937 году у них родился сын Леонид, который окончил экономический факультет МГУ, стал журналистом. На протяжении многих лет работал в "Известиях", "Неделе", является автором художественных произведений "Сказочная сила", "От глашатая до неона", "Эти удивительные ветераны", "Раз в жизни: несерьезные заметки в жанре баек и журналистского трепа". Умер в 2007 году.

Драгунский во второй раз женился на Алле Семичастновой, которая была на 11 лет его младше, она окончила ВГИК. У них родился сын Денис, которому и были посвящены "Денискины рассказы". Когда мальчик вырос, он стал сценаристом и журналистом. В 1965 году у пары появилась дочь Ксения, будущий драматург и писатель.

Денис Драгунский подарил своему отцу внучку Ирину, родившуюся в 1974 году, она стала дизайнером и журналистом.

В конце жизни

Писатель Драгунский скончался в 1972 году в возрасте 58 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

В 1990 году вдова писателя издала книгу песен, написанных на стихи своего знаменитого мужа. В памяти отечественных читателей он остался автором одной из самых ярких и веселых книг, рассказывающей о детях и посвященной подросткам.

Виктор Юзефович Драгунский – великий поэт, писатель, актер, сценарист, автор песен, подаривший много потрясающих произведений не только взрослым, но и совсем юным читателям.

Младшая группа читателей – особая аудитория, удивить, наставить и рассмешить которую довольно непросто. Поэтому гениев пера, которые создавали поистине интересные для детей произведения, русская история литературы знает немного. В их числе гордо выделяется личность Виктора Драгунского.

Первые годы жизни

Родился талантливый советский писатель Виктор Юзефович Драгунский в 1913 году в Нью-Йорке в среднестатистической еврейской семье.

Его родителями были эмигранты с Гомеля. В Штатах родители Виктора осели незадолго до рождения мальчика. Папа, Юда Фалькович Перцовский, и мама, Рита Лейбовна Драгунская, оформили свой брак в 1913 году, еще проживая в Гомеле.

Но прожить долго в Америке семье было не суждено — порядки, менталитет, обычаи американцев оказались для семьи чуждыми, поэтому молодая пара с малышом на руках вернулась через короткий промежуток времени в родной Гомель.

Трагическим в биографии семьи оказался 1918 год, когда папа Виктора скончался от тифа. Запомнить его, к сожалению, мальчику не удалось. Отца мальчику пытался заменить отчим Ипполит Иванович Войцехович. Но и его век был коротким – скончался он в 1920 году. В 1922 году мама Виктора знакомится с актером водевильного еврейского театра, звали которого Менахем-Мендл. Отношения их быстро дошли до серьезных, в итоге эстафета отчима перешла к новому мужчине. Семья его сопровождала по гастрольным турам. Но и эти отношения не были длительными. В конце концов, Менахем-Мендл ушел из семьи.

Юность

Виктору с матерью жилось не сладко. Юноше пришлось рано начать работать. Окончив школу, Драгунский стал подрабатывать на заводе помощником токаря. Позднее он перешел на фабрику, которая занималась производством конской упряжи. Там он мастерил шоры для лошадей. Но неуемная любовь к творчеству взяла верх — в 1930 году, активно подрабатывая, Виктор стал периодически посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. Влюбившись в сценический жанр, Виктор в 1935 году впервые попробовал себя как актер, выступая в Театре транспорта, который сегодня называется Театром им. Н.В. Гоголя.

Начало творческого пути

Параллельно с выступлением на сцене, Драгунский начал писать юморески и фельетоны. Еще у него хорошо получалось придумывать интермедии, а также цирковые клоунады. Сблизившись с цирком и актерами, ему даже дали несколько ролей в кино. Чувствуя в себе непреодолимый интерес к актерскому искусству, он попытался поступить в Театр киноактера. И туда его охотно приняли. Наблюдая за театральным укладом, у Драгунского родилась идея создания маленькой самодеятельной труппы внутри театра. Так начинающий гений пера стал организатором, а также руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка». Удалось просуществовать этому ансамблю целых 10 лет. Развиваясь, группа пополнялась актерами из иных театров Москвы. Так из маленькой она превратилась в большую труппу, известную в широких кругах.

Пародийные увлекательные спектакли имели громогласный успех. Благодаря такой «самодеятельности», Драгунского пригласили создать новый коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Вместе с Людмилой Давыдович Драгунский сочинил текст к песням «Теплоход», «Три вальса», которые обрели громогласную популярность.

Новое творческое направление

1940 год открыл новый виток в творческой биографии Драгунского. Именно с этого года фельетоны и смешные рассказы гения пера начинают активно публиковаться. Позже их даже собрали в сборник, который носил название «Железный характер». Параллельно со смешными рассказами, появляться стали песни, а также превосходные клоунады.

Война и потеря близкого человека

Годы Отечественной войны подорвали позитивный настрой Драгунского. На войну его брать отказались, так как он отличался плохим здоровьем. Ударом стала и смерть кровного брата Леонида Михайловича Драгунского, которая случилась в 1943 году по причине полученного под Калугой серьезного ранения.

Но война закончилась, страна стала восстанавливаться после трагических событий, боль от потери брата у Драгунского постепенно стихла.

Послевоенный творческий период

Прилив творческой энергии Драгунский ощутил в 1959 году. Именно тогда снова стали появляться оптимистические рассказы Драгунского. В произведениях описывался мальчик Денис Кораблев и его друг Миша Слонов. Произведения были объединены под общим названием «Денискины рассказы» (кстати, имя Дениска было подобрано не просто так – это имя носил сын гения пера). Буквально через год большими тиражами выходят книги «Девочка на шаре», «Друг детства» и другие книги этой серии. В 1970-х годах Драгунский еще активнее трудится, создавая шедевры для маленьких читателей. Так появляются книги «Разноцветные рассказы», а также «Приключение». Дети зачитывались его рассказами. От этих произведений действительно было трудно оторваться, ведь они преподносились читателю в легкой юмористической, но поучительной форме. Своими рассказами и сказками Драгунский смог тысячам детей привить любовь к чтению.

Мотивы многих рассказов мастера пера легли в основу таких известных фильмов, как «По секрету всему свету», «Капитан».

Талант Драгунского был многогранным. Он радовал своим творчеством аудиторию маленьких читателей, создавал сценарии, писал жизненные драматические повести для взрослых.

В 1961 году появилась его увлекательная жизненная повесть «Он упал на траву». В произведении Драгунский проиллюстрировал нелегкие дни войны, которые переживали наши защитники Родины. Героем произведения был молодой художник-инвалид. Его не призвали в армию по причине инвалидности, но он все равно записался в ополчение.

Оценила широкая аудитория читателей и произведение «Сегодня и ежедневно», которое было опубликовано в 1964 году. Произведение это посвящено было работникам цирка. Главным лицом повести был клоун, который жил своей жизнью по порядкам, которые противоречили общепринятому укладу.

Личная жизнь

Виктор Драгунский был женат дважды. Первой его законной супругой была Елена Корнилова. Знакомство с ней состоялось в 1930-х годах. Влюбленность закончилась регистрацией брачного союза. После заключения брачных уз в семье появился малыш Леня. Но этому браку не было суждено долго просуществовать. В итоге супруги подали на развод. Сын Леня тяжело переживал расставание родителей. Повзрослев, он окончил университет, но любовь к литературе взяла верх над экономикой, которую изначально выбрал юноша. В конечном итоге Леонид Корнилов стал публицистом. За годы своей жизни он, как и его отец, выпустил много книг.


Фото: Виктор Драгунский с сыном

Второй брак Драгунского был счастливым. Новой избранницей Виктора стала выпускница театрального ВУЗа Алла Семичастнова. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, Алла и Виктор были счастливы в браке. Вместе они прожили до конца дней писателя. В брачном союзе появился мальчик Денис и дочка Ксения.

Ксения, повзрослев, тоже продемонстрировала свою любовь к творчеству. Она подарила миру десятки пьес, получила славу драматурга, искусствоведа, а также детского прозаика.

Смерть

Скончался Виктор Драгунский, великий автор повестей и рассказов, 6 мая 1972 года. Причиной смертельного исхода стал хронический недуг, который мучил мастера пера много лет. В последний путь Драгунского проводили тысячи его ценителей таланта. Похоронили талантливого поэта, сценариста, прозаика на Ваганьковском кладбище.

В 1990 году песни и стихотворные сочинения Виктора Драгунского были изданы его вдовой Аллой Драгунской.

Память о Драгунском до сих пор живет в сердцах многих людей. О нем помнят те, кто читал его увлекательные, оптимистические и веселые детские рассказы, о нем с восхищением вспоминают артисты цирка, о нем до сих пор с теплом отзывается поколение наших родителей и дедушек, которые по сегодняшний день хранит в памяти жизненные фильмы, снятые по сценариям Драгунского.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Драгунский Виктор Юзефович - русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни.


Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства.

Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.