Виды построения орнаментов. Виды орнамента на которой расположены

Как вы знаете, существуют различные виды орнаментов. Они бывают растительными, предметными, пейзажными, астральными, цветочными, фантастическими, каллиграфическими и др. Все зависит от того, из каких элементов выполняется узор. Геометрический состоит из простых фигур — круга, квадрата, прямоугольников, треугольников. Это самый распространенный и легкий для построения вариант. Чтобы его сделать, достаточно использовать трафареты или и понимать закономерность построения.

Геометрические орнаменты и узоры: виды

Расположение и характер композиции всегда связаны с формой предмета, на который наносится рисунок. По этому признаку существуют такие типы орнаментов из фигур:

  • ленточный;
  • сетчатый;
  • центрический или розеточный.

Первый строится в виде прямой или криволинейной полосы, идущей по центру или краю изделия. Так оформляют фризы, бордюры. Во втором случае вся декорируемая поверхность заполняется рисунком. У третьего варианта отдельные элементы располагаются внутри квадрата, круга, ромба, прямоугольника, которые находятся в центре украшаемого предмета.

Области применения орнамента

Геометрические применялись с древних времен. Это был самый легкий способ украшения кувшина или горшка. Использовались обычные палочки, которыми делались круглые углубления в поверхности, линии.

С развитием технологий геометрические орнаменты начали применяться в архитектуре, одежде. Сейчас их часто используют для украшения текстильной продукции, платков, постельного белья, ковров, а также в полиграфии при печати книг, обоев, для декорирования мебели, отделочных материалов (керамической и потолочной плитки, ламината, линолеума и.т.д).

Важные понятия

Любой узор, геометрический, растительный, имеет определенный мотив и раппорт. Нужно четко понимать, что значат оба слова. Первое — это главный элемент орнамента. Он бывает простой, состоящий из одной формы с единым контуром, или сложный, который предполагает наличие нескольких составных частей.

В качестве мотива может выступать стилизованный цветок, лист, звезда, разные виды многоугольников, звезда, состоящая из треугольников. Раппорт представляет собой совокупность мотива или их группы и расстояния до соседнего.

Приемы построения орнамента

Каждый узор, геометрический, растительный или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали.

Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и т.д

Оригинальные декоры получаются при комбинации различных видов отзеркаливания. По горизонтали или вертикали отражаются строчки, столбцы или только их части в определенной комбинации.

Центрические геометрические орнаменты и узоры получить также легко. Достаточно выбрать точку вращения на одном из концов элемента, внутри него или за пределами и вокруг нее сдвигать треугольник на определенное количество градусов.

Как сделать орнамент новичку

Простые геометрические узоры выполнить очень легко. За основу берется набор фигур, скомпонованных, например, в квадрате. Этот модуль повторяется многократно по любой из приведенных выше закономерностей.

Самый простой и увлекательный способ разработать узор, геометрический, растительный или любой другой — это использовать графический редактор на компьютере. Подойдет программа, работающая с векторной графикой, под которой понимаются как раз простые геометрические формы, имеющие контур и заливку. Такие узоры можно получить в редакторе или Adobe Illustrator.

Алгоритм работы будет следующий:

  1. Из геометрических фигур составляете базовый элемент.
  2. Выполняете операцию группировки частей.
  3. Копируете модуль.
  4. Вставляете нужное количество раз.
  5. Применяете функцию распределения всех выделенных фрагментов на определенном расстоянии. Строка готова.
  6. Группируете ее так же, как и сам модуль вначале.
  7. Пробуете различные комбинации отражений, повторений. Можно даже сделать вращение по окружности с разным углом поворота.

Комбинаций будет получаться множество. Выбирайте лучшие, распечатывайте или используйте в любых других целях. Кстати, можно воспользоваться таким изображением в качестве трафарета: обвести получившийся узор через стекло на бумагу, а дальше использовать для росписи ткани, декора открыток ручной работы, вышивки, витража, резьбы и любой другой техники художественного мастерства.

Построение по клеткам

Узоры из легко сделать по сетке. Можно воспользоваться обычным тетрадным листом или предварительно расчертить тонкими линиями ячейки любого размера на листе. Уже по ним обводятся контуры или зарисовываются цветом фигуры. Величину частей и промежутков легко определить, посчитав клеточки.

Итак, вы увидели, как строятся геометрические орнаменты и узоры. Вы можете выбрать любой из приведенных способов и попробовать самостоятельно выполнить какой-то вариант. Если делать это задание на компьютере, вы получите огромное количество вариантов. Это занятие очень увлекает, так как заранее трудно даже предположить, какой в итоге получится сложный декор из простого элемента.

Дарья Свибович
План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе»

План-конспект урока по изобразительному искусству

Вид деятельности : изображение на плоскости .

Учебная проблема : композиция.

Тема урока : «Орнамент в полосе »

Цель урока : создание орнамента в полосе с использованием растительных элементов, и с последующим цветовым решением узора.

Задачи :

1. обучающая : предоставить учащимся сведения о ритме, композиции в полосе , равновесии главного и деталей; прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре; учить находить верное цветовое сочетание.

2. развивающая : развивать изобразительные навыки , творческие способности, мышление, чувство цвета, зрительную память.

3. воспитывающая : воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, эстетический вкус.

Оборудование для учителя :

1. книги, иллюстрации с использованием орнаментов , растительных элементов, стилизованных растений и цветов.

Оборудование для учащихся :

2. кисти тонкие и толстые.

3. лист бумаги.

4. баночка для воды.

5. карандаш и стерка.

План урока :

1. организационный момент (2-3 мин.)

2. объяснение нового материала (13 мин.)

3. практическая часть (25 мин.)

4. подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку , назначение дежурных, проверка отсутствующих.

II. Объяснение нового материала :

Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент ?

(Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния).

Как вы считаете, для чего нужен орнамент ?

(Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее) .

Показ мультимедийной презентации и беседа.

Какие бывают орнаменты ?

(растительные и геометрические)

Орнамент можно располагать в круге, в квадрате, в полосе .

Орнаментом украшают посуду , одежду и многое другое. Например, платки и косынки, сумки, стены и окна домов, и всевозможную домашнюю утварь, (попутно объясняется детям слово «утварь» - означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду- емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь - традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы , веточки и цветы, придумывает композицию, и только потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

Теперь для вашего рассмотрения предлагаются всевозможные растительные элементы, стилизованные растения и цветы, которые после продумывания композиции, компонуются на заданном формате.

III. Практическая часть :

Целью вашего практического задания и будет являться составление орнамента в полосе с использованием растительных элементов и с последующим цветовым решением.

Давайте еще раз повторим с вами основные ключевые моменты выполнения орнамента : ваш лист бумаги должен иметь форму полосы (отмеряем линейкой от каждого угла листа 6 см., и проводим 2 линии) ; далее, делим нашу полосу на равные части ; затем, вы продумываете композицию; далее эту схему вы заполняете придуманными вами растительными элементами. При затруднении в придумывании данных элементов можете обратиться к наглядным пособиям. Затем приступаем к росписи, которую я посоветую вам начать с перекрывания листа или определенных его частей легкой прозрачной краской, не забывая о том, что должно соблюдаться и цветовое равновесие.

Подождите, пока ваш рисунок высохнет полностью. Далее переходите к росписи более мелких деталей. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур - соблюдение цветового ритма.

На работу вам отводится 25 минут. Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).

Желаю вам творческой удачи!

IV. Подведение итогов :

Устраивается просмотр (дети раскладывают свои работы на парте, проводится анализ рисунков, выставляются оценки).

В ЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ПОЛОСЕ Выполнила: студентка гр.4431 специальности «Дошкольное образование» Кириенко Марина Проверила: Илларионова Т.В.


Орнамент (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений. Композиция (от лат. сотроsitio) это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.












К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер. Элементы геометрического орнамента: линии прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.




Линейная Композиция - эта наиболее распространенная в орнаментике схема имеет под собой глубокие смысловые корни, обусловленные идеей постоянного поступательного движения, которое находит конкретное выражение в определенных мифологических реалиях, будь то движение Солнца, воды, молнии, змеи и проч. Нет сомнения, что изначально линейный орнамент был синкретично связан с идеей замкнутого, кругового движения, т.е. с идеей круга. Впоследствии, когда человек формирует вертикальное представление о бытии, возникает линейно-ярусная форма, и в этом случае орнамент располагается на поверхности в виде сплошных горизонтальных полос.



Ритм главное организующее начало линейной композиции. В орнаменте полосы и клетки ритм неразрывно связан с пропорциями, масштабом рисунка и раппортным построением ткани. Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов композиции и интервалов между ними.


Ритмические ряды в рисунке полосы и клетки образуются чередованием более выразительных элементов, называемых акцентами (доминантой рисунка), и менее выразительных, называемых интервалами. Ритмические ряды могут быть равномерными, убывающими и нарастающими контрастно или нюанс но. В линейном орнаменте различают два вида ритмических закономерностей (повторов): метрическую метр и собственно ритмическую закономерность ритм.


Ритмический порядок (ритм) характеризуется более сложным, неравномерным, пропорционально последовательным изменением повторяемых линий и пятен, интервалов, цвета и фактуры. Следовательно, закономерность ритмического ряда в динамичной линейной композиции заключается в том, что постоянно сохраняется разница между любыми двумя соседними интервалами фона (при более простом построении) и шириной линий и интервалами между ними (в более сложном построении). В результате ритмическое движение в композиции нарастает или затухает. Динамика это зрительное движение элементов в композиции. Несогласованность зрительных движений элементов может привести к распаду композиции на отдельные, не связанные друг с другом части, т. е. разрушить главное ее качество единство.


Орнамент в полосе - это ритмически повторяющийся узор, расположенный в ограниченном пространстве, в полосе. Он предназначается для украшения утвари, мебели, оружия, одежды, обоев, багетов для картин, оформления печатной продукции и даже в качестве тату.

Орнамент в полосе геометрический

В изобразительном искусстве существует множество направлений. Наряду с реализмом, существуют кубизм, символизм, абстракция и тому подобные направления. Орнамент в полосе также имеет условные подразделения. Он может быть изобразительным и неизобразительным, то есть геометрическим. Навыки работы в этой сфере изобразительного искусства развивают чувство прекрасного, ощущение пространства, симметрии, понимание и использование правила «золотого сечения».

В полосе составляется из кругов, ромбов, квадратов, линий, отрезков и их комбинаций. Первые навыки составления можно начинать прививать в раннем детстве методом выполнения аппликаций. Сначала детям предлагают повторить орнамент в полосе с представленного образца. Постепенно следует давать малышам больше возможностей для творчества. Пусть они поэкспериментируют и самостоятельно составят орнаменты, опираясь на свой вкус и включая фантазию. Примеры того, какие можно составить орнаменты, используя лишь фон и одинаковые треугольники, представлены на данном рисунке.

в полосе

Если в мотивах узора использованы конкретные предметы, взятые из реального мира, например, формы растений, человека либо животных, домов или кораблей, то такие орнаменты относят к изобразительным. Конечно же, реальность в данном не воспроизводится с точностью. Изображения упрощаются, стилизуются, типизируются, приближаясь к геометризации. Изобразительные орнаменты, в свою очередь, подразделяются на растительные, цветочные, зооморфные, антропоморфные, предметные и смешанные. Кроме непосредственно реальных предметов, в узор вплетаются разнонаправленные линии, завитки и фантазийные украшения. Чаще всего представляются орнаменты смешанные, где изображаются ветки и листья, бабочки и птички.

Цветочный орнамент по типу «калейдоскоп»

Самые разные виды орнаментов используются художниками для составления ковровых рисунков. Что самое удивительное, многим художникам помогает в этом непростом деле геометрия, даже можно сказать - физика. Когда-то очень давно была изобретена детская игрушка-калейдоскоп. Внутри него располагались зеркала, а на дно насыпались осколки разноцветного стекла. При повороте «трубочки» осколки составляли какой-либо мотив, который, многократно повторяясь отражениями зеркал, представлялся смотрящему в удивительном неповторимом сказочном свете. По этому принципу работают многие составители орнаментов. Сложив бумажный круг несколько раз таким образом, чтобы получился сектор - часть, ограниченная двумя радиусами и дугой, художник изображает на нём мотив. Скопировав его на все остальные сектора, можно получить настоящее чудо! Если требуется изготовить орнамент в полосе, вполне уместно этот круг использовать в качестве повторяющегося мотива. Только нужно будет заполнить простым мелким орнаментным мотивом получившиеся пустоты.

В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат - землю, треугольник - горы, спираль - развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

Кто же придумывал эти узоры?

Откуда древние мастера их «срисовывали»?

У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?

Слайд №2,3

– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

Слайд № 4

Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.

Слайд № 5

– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими .

Слайд № 6

Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды

Слайд № 7

Ж ивотные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Слайд № 8

Что изображается на смешанном орнаменте?

Слайд № 9

Проверим себя.