Толстой о семье и современный взгляд на нее. Мир семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстой о семье и современный взгляд на нее Что значит по мнению толстого счастливая семья

Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в «Войне и мире» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.

В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целые жизненные уклады, уклады, основанные на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых - благородно-наивной семьи, жйвущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.

Доброта.и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности - суть семьи.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе - с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувственные Росто-вы.

Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье - ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.

Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи - защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.

И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.

Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.

Совсем не похожа на эти две семьи низкая, «подлая» порода Ку-рагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю. Их близость - круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.

Анатоль, символ свободы для Наташи, свободу,QT ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого...

В этой «породе», в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.

Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен - запутавшись в них, она умирает.

Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, - гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухое создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.

Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы - ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; «лед и пламень», князь Андрей и Наташа, были неспособны связать свои жизни - ведь, даже любя, они не могли до конца понять друг друга.

Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.

Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала - ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова.

Он - будущее...

62. ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕМЕЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)

В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья - это простейшая форма единения людей. В романе изображены истории семейств Болконских, Ростовых, Кураги-ных, а в эпилоге также семейства Безуховых и «новой» семьи Ростовых.

«Война и мир» здесь видится не только историческим и философским, но и семейным романом.

Семьи Болконских и Ростовых противопоставляются семье Ку-рагиных, но Болконские и Ростовы отнюдь не идентичны. Они воплощают философскую антитезу простоты (Ростовы) и сложности (Болконские). Курагины же олицетворяют собой агрессию, низменные стремления человека. У каждой семьи своя аура, свой дух, свой внутренний мир.

Болконские и Ростовы живут и существуют по законам человечества, у них есть свои духовные потребности. У членов этих семейств присутствует внутренний монолог, отсутствующий у Кура-гиных. Курагины не созидают, они лишь рушат то, к чему прикасаются. Пьер Безухое говорит о них: «Подлая порода». В изображении семей Болконских и Ростовых Толстой демонстрирует их внутреннюю, каждодневную жизнь. У Курагиных же отсутствует тема дома и семьи. Дом и семья не существуют для них как ценность.

В семействе Курагиных правят бал не чувства, не человечность, а корысть и расчет, присущие каждому члену этой семьи. Кураги-ны как бы не имеют внутреннего мира. Это подчеркнуто их портретами: они подробны, статичны и словно безжизненны. Эмоциональность, движение, динамичность портретов Ростовых и Болконских, наоборот, подчеркивает то, что они живые, что они живут не только телом, но и духом.

Жизнь Болконских более конфликтна, нежели жизнь Ростовых. Эмоциональное отношение к жизни у Ростовых построено на чувствах, на интуиции, на жизни сердца. А Болконские живут, больше подчиняясь разуму и логике, их жизнь - это жизнь ума. Внутри-семейные Отношения Ростовых просты. Здесь главенствует теплота и непосредственность, некоторый беспорядок и атмосфера всеобщей (за исключением Веры) влюбленности. Порядок, следование традициям и устоям, сдержанность (хотя и не всегда) - принцип жизни Болконских. Они воспринимают мир сквозь свою позицию, не отходя от нее. Их разум и интеллект - барьер перед жизнью. Даже религия для княжны Марьи не просто вера, а целое мировоззрение. Болконские словно боятся увидеть себя обычными, простыми. Поэтому они «прозревают», либо испытав что-то очень и очень сильное, либо перед смертью (князь Болконский).

Ростовы же, в противовес Болконским, обладают способностью непосредственно воспринимать мир (Паташа). Они естественны и просты. Дом Ростовых открывает двери перед множеством людей. У них воспитываются четверо своих детей (Вера, Николай, Наташа и Петя) и двое чужих (бедная родственница Соня и Борис Друбец-кой). Но чем беднее становятся Ростовы, тем явственнее проступают в графине, до этого доброй и щедрой женщине, черты, присущие больше Анне Михайловне Друбецкой: скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать «чужими» для «своих».

Ростовы и Болконские могут быть некрасивы или излишне просты (Наташа, княжна Марья), а Курагины - красивы (лишь Ипполит - исключение), но Ростовы и Болконские олицетворяют два созидающих начала: мужское и женское, а Курагины - начало разрушающее, начало, истребляющее чувства.

Ростовы и Болконские, олицетворяющие два противоположных полюса, две энергии, удачно дополняют друг друга. Их взаимодействие и взаимодополнение происходит посредством женитьбы Николая на княжне Марье. Но идеальна (для автора) лишь одна семья - семья Безуховых. Она гармонична, ибо основа этой гармоничности - человеческая равноценность Наташи и Пьера. Они вступают в новую полосу жизни очищенными от наполеоновских идей. В семье Безуховых Пьер - глава, интеллектуальный центр. Наташа же - духовная опора семьи, ее основа, потому что рождение и воспитание детей, забота о муже для нее - ее жизнь. Наташа целиком отдается этому.

Семья Ростовых лишена гармонии. Графиня Марья умнее мужа, глубже его как личность. Николай осознает, что никогда не поймет ее, что духовная жизнь Марьи для него закрыта. Он занят хозяйством, крепко стоит на ногах. Он скромен и добр, но эти качества не компенсируют его неумение отвечать за свои поступки перед собственной совестью, не компенсируют его духовную бедность в сравнении с женой. Ростовы и Безуховы близки друг другу. Но они и не измеримо далеки. Пьер - - будущий декабрист, Николай - тот, кто окажется по другую сторону баррикад. Судьей в споре Ростова и Безухова о судьбе России автор выбирает мальчика - Николеньку Болконского. Он «любил дядю, но с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер». Ребенок, имеющий возможность выбирать между двумя принципами, выбирает Пьера.

Толстой изобразил пять семей. Ростовы и Болконские разные, но они созидают и этим противопоставлены Курагиным, разрушающим. Семья Николая и Марьи - слияние ума и сердца, но негармонична: Марья духовно глубже Николая. Лишь семья Безуховых вполне хороша и, можно сказать, полна гармонии, устоем которой является полная духовная равноценность Пьера и Наташи.

63. ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕМЕЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом споров, полемики, источником конфликтов главных героев, средством выражения идей автора.

Несмотря на то что в романе «Война и мир» ведущая роль отводится мысли народйой, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроника-льность повествования. История трех семейств (Болконских, Ростовых, Курагиных) отрывочно представлена в романе, при этом каждое из них имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Толстой". В соответствии с его мировоззрением выстраивается четкая иерархия семейств в нисходящем порядке: Ростовы, Болконские, Курагины. Несмотря на то что Толстой эпизодично, мазками их описывает, у читателя создается довольно полная картина жизни трех семей. В этом играют роль мелкие детали в их изображении.

Ростовы, Болконские, Курагины занимают видное место в светском обществе, вернее, в светской жизни Москвы и Петербурга. Но все-таки Курагины выделяются на их фоне. Они постоянно принимают участие в интригах и закулисных играх (история с «мозаиковым портфелем» старика Безухова), завсегдатаи светских раутов и балов. Болконские и Ростовы редко появляются в обществе, но они на слуху у всех; известны как люди с большим приданым и со связями.

Курагиных объединяет аморальность (Толстой намекает на некие тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка втянуть Наташу в авантюру с побегом, зная, что она помолвлена), недалекость ума, расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Жизненные духовные потребности Болконских и Ростовых - сплоченность, любовь. Рисуя Курагиных, Толстой не дает нам точной их семейной картины, не показывает их всех вместе; непонятно, живут они вместе или нет.

При создании образов семей Толстой пользуется характерным для его творчества приемом: «срывание всех и всяческих масок». В основном он применяется в описании Курагиных. Например, в " сравнении Элен с Ипполитом: он «поражал необыкновенным сходством с сестрою-красавицею», но, несмотря на это, «лицо его было отуманено идиотизмом». При этом красота Элен сразу меркнет.

У Болконских и Ростовых видна динамика их развития, они движутся, совершенствуются. У них богатый, насыщенный и сложный внутренний монолог, глубокий духовный мир, в отличие от Курагиных, которые не обладают ни тем, ни другим. Они неподвижны, искусственны; их портреты подробны, но статичны. Символично сравнение их с неживым, холодным материалом (мраморные плечи Элен), Никто из Курагиных ни разу не показан на лоне природы, тогда как Наташа, Николай, Андрей часто присутствуют в пейзажных описаниях. Они часть природы; умеют ее чувствовать и понимать, пропускать через душу, переживать вместе с ней. Это приближает их к естественности, к простоте, которые, по мнению Толстого, были идеалами жизни человека.

Постоянное напоминание читателю о том, что Элен - красавица, Анатоль «необыкновенно хорош собой», наводит его на мысль, что на самом деле их красота не казалась писателю истинной красотою. Она больше похожа на внешний лоск, выхоленность, но за этим больше ничего не стоит.

Есть еще одна особенность, помогающая читателю понять, что форма жизни Курагиных противоречит Толстому, - отсутствие их в эпилоге. Легко заметить, что в заключении романа присутствуют герои, которые глубоко симпатичны Толстому. Они менялись, совершенствовались в результате исканий и ошибок. Курагины же процветают, но не меняются.

Значительную роль в романе играет точка зрения Толстого на искусственность и естественность. Представителями той или иной ее стороны являются Болконские и Ростовы.

В жизни Ростовых преобладает эмоциональное начало, чувство. Они умны «умом сердца», поэтому внутренние семейные отношения у них гораздо проще и легче, чем у Болконских. В их семье царит теплота, «атмосфера всеобщей влюбленности». Отношение к жизни складывается через чувственное восприятие мира, как и ребенка. Это легко уловимо на примере внутренних монологов Наташи: они сбивчивы, неуверенны, но вместе с тем идут из глубины души, с силой вырываются наружу. То, что она во многих случаях живет чувствами, подтверждается сценой на охоте: «Наташа... визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором».

В противоположность Ростовым Болконские «сложнее» их, поэтому жизнь в семье князя Андрея более наряженная, атмосфера конфликтная. У них больше развито интеллектуальное начало, воля, логика. Они умны «умом ума». В семье Болконских господствуют устои, порядки и законы, установленные старым князем, поэтому отношения между членами семейства сухие, сдержанные, переходящие иногда в холодность. Они мыслят так же упорядоченно и здраво рассуждают. Например, княжне Марье переписка заменяет дружбу. Она всецело вкладывает себя в текст. Затем у нее появляется дневник, который тоже предполагает изложение уже готовых, выстроенных мыслей, анализ. Поэтому Болконские - олицетворение сложного, искусственного - нуждаются в Ростовых как в составляющей части.

В романе все три семьи несут в себе определенную философскую нагрузку. Рисуя образы Болконских, Ростовых, Курагиных, Толстой решает для себя важные проблемы: ложная и истинная красота, добро и зло. Функция семейства Курагиных - внесение беспокойства, хаоса, тревоги в жизнь двух других семей. «Где вы - там разврат, зло», - говорит Пьер Элен в порыве гнева. Курагины представляют собой низменные материальные стороны жизни. Изображая Ростовых и Болконских, Толстой раскрывает с их помощью философские, эстетические и эпические аспекты своего мировоззрения.

64.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)

Семья. Человеческое общество началось с нее. С развитием цивилизации она не утратила своего значения. С нее начинает формироваться личность каждого из нас. Тема семьи может считаться одной из главных в мировой литературе.

Яркое воплощение она нашла в двух романах Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» это одна из основных тем. «Мысль семейная» легла в основу «Анны Карениной» - другого его романа. Любовь героини к Вронскому разрушает не только ее семью, но и ведет саму Анну Каренину к гибели.

В романе «Война и мир» Толстой показывает три различных семейных уклада, типичных для русского общества начала XIX века, и их судьбы на протяжении нескольких поколений.

Семья Ростовых впервые показана в день именин графини и Наташи. Этот семейный праздник не имеет ничего общего с вечером в гостиной Анны Павловны, где хозяйка «заводила равномерную, приличную разговорную машину». Для света семья Ростовых несколько странна и необычна. Граф для многих - «грязный медведь». Люди света часто не принимают и не понимают любви, дружбы и взаимопонимания, характерных для этой семьи. Эти качества Ростовых выгодно отличают их от остальных персонажей, показанных в романе. Но счастье пришло в семью Ростовых не сразу. Толстой показывает это на примере графини Веры, старшей дочери. «Графинюшка мудрила с Верой», - говорит о ней граф Ростов. Последствия этого эксперимента видны сразу: надменная и холодная Вера кажется чужой в этой дружной семье. Остальные Рос-товы совсем другие. Им присуще чувство патриотизма (Николай и Петя ушли на орну), сострадание. Они близки народу.

Пример другого жизненного уклада - семья Болконских. Их отличительная черта - гордость. Именно она мешает старому князю проявлять свои чувства. «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен». Для него существуют «только две добродетели: деятельность и ум». В соответствии с этими убеждениями он и воспитал детей. 5 этой семье недостает той нежности и открытости, которая так украшает семью Ростовых.

Возможно, поэтому и князь Андрей, женившись без любви, относится к жене как к посторонней. «Женись стариком, никуда не годным», - говорит он Пьеру. Жена обременяет его. Но и после смерти маленькой княгини князь Андрей не обрел новой цели в жизни. Хотя встреча с Наташей в Отрадном дала ему надежду, начать все сначала ему так и не удалось. Такие люди, как отец и сын Болконские, не созданы для тихой семейной жизни. Их удел - великие дела. Поэтому семья Болконских не может, по мнению Толстого, назваться идеальной.

Третья ремья - Курагины. Они типичны для высшего общества: знатные, когда-то богатые, а теперь на грани разорения. Их семья не может быть счастливой: слишком много они отдают свету. Искренним, нежным чувствам нет места там, где идет охота за огромным наследством и богатыми невестами. И Ростовы, и Болконские едва не пострадали от тех людей.

Две семьи, чья жизнь показана в эпилоге романа, совсем иные. В молодой семье Ростовых удачно сочетаются любовь и понимание. Николай радуется тому, что Марья «со своей душой не только принадлежала ему, но и составляла часть его самого». Но одновременно он чувствовал, что он «ничтожество перед нею в мире духовном». Люди столь разные не могут создать крепкую семью.

Другая семья - Безуховы. Хотя окружающие считают, что Пьер «под башмаком своей жены», а Наташа опустилась и стала неряхой, их семья по-настоящему счастлива. Да, Наташа заставила Пьера подчиниться «с первых дней их супружества», это практически не стесняет его. Часто Наташа помогает ему понять самого себя. Отношение Толстого к этой семье передает и Николенька Волконский. Пьера и Наташу он любит всей душой, а Николая Ростова - с оттенком презрения.

Для Толстого «мысль семейная» - одна из важнейших. По его мнению, семья может быть создана и сохранена далеко не каждым. Для достижения семейного благополучия от его героев требуется не только их желание. Семейное счастье Толстой дает лишь самым достойным.

65.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... <...> возможность делать добро людям.

Л. Н. Толстой

По жанру «Война и мир» - роман-эпопея. Масштабность замысла Толстого определила особенности сюжетвокюэдпозиционного строения. Условно в романе принято выделять три сюжетных плана - исторический, социально-философский и семейную хронику.

В «семейной» части романа автор описывает не крестьянские семьи, а дворянские. Он пишет о жизни таких семей, потому что дворянство не было обременено проблемами бедности и выживания и их больше волновали нравственные проблемы. Описывая жизнь таких героев, Толстой изучает историю сквозь призму судеб рядовых граждан страны, разделивших с народом общую долю. Автор обращается к прошлому для того, чтобы лучше понять и осмыслить настоящее.

Много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Александровны Берс. Постоянная работа души объединяет Пьера, Паташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотношения между ними дружественными, «семейными».

Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью - с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях.

Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские. Роман строится на сопоставлении жизни этих семей.

Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинно русское радушие, бескорыстие отличают всех членов семьи.

Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины - святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица», детей у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение.

После смерти Пети и мужа Толстой назовет ее старость «безнадежной, бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть («Она сделала уже свое дело жизни»).

Мать - синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединяют важные качества, заложенные в семье родителей: искренность и естественность, открытость и радушие.

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение сопереживать, соучаствовать. И все это - на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «наполовину», они отдаются чувству, завладевшему их душой, всецело. Так, например, Петя пожалеет французского барабанщика Винсента; Наташа «оживит» Андрея после поездки в Отрадное своей восторженной любовью к жизни и разделит горе матери после гибели Пети; Николай защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков. Для Толстого слово «семья» - это мир, согласие, любовь.

С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских. В Лысых Горах свой особый порядок, ритм жизни. Князь Николай Андреевич вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то что давно не состоит на государственной службе. Он воспитал прекрасных детей.

Он любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям. Сдержанный в чувствах, старый князь под резкостью слов прячет доброе, незащищенное сердце, теплые отцовские чувства.

Для него мучителен и оскорбителен приезд и сватовство Кураги-ных, этой «глупой бессердечной породы». Это было 4оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя».

Год для испытания чувств Андрея и Наташи - это попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого было жалко отдавать девчонке».

Толстой доказывает свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях. Пример тому - семья Василия Курагина.

Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Уже одно это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде.

Даже отношения внутри семьи у этих людей бесчеловечны. Члены этого семейства связаны друг с другом странной смесью низменных инстинктов и побуждений: мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец искренне приветствует браки детей по расчету. Живые человеческие отношения заменяются фальшивыми, притворными. Вместо лиц - маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

В эпилоге романа Толстой показывает две счастливые семьи: Николая и княжны Марьи, Пьера и Наташи.

Выйдя замуж, княжна Марья вносит в существование семьи утонченность, теплоту доверительного общения. И Николай Ростов, вовсе не обладая поначалу такими свойствами натуры, интуитивно тянется к жене. Неторопливо, спокойно, любовно она создает светлую атмосферу в доме, так необходимую каждому, особенно детям. В этой героине Толстого, есть не просто внутренняя красота и талантливость, а дар преодолевать внутренние реальные противоречия человека. Толстовский идеал - патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье отдавать больше, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Такой идеальной семьей Толстой считает семью Пьера и Наташи.

Наташа-жена предугадывает и исполняет желания мужа. Гармония их отношений, взаимопонимание - это как раз то, что позволит Пьеру чувствовать «радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

И на Наташе семейная жизнь «отражала только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто».

Преодолев искушения, победив в себе низкие инстинкты, совершив страшные ошибки и искупив их, вступают в новый этап жизни Пьер и Наташа. В семье Безуховых Пьер является главой, интеллектуальным центром, а Наташа - духовной опорой семьи, ее основой. Напряженная работа Пьера на благо России - важнейший социальный вклад этой семьи.

В «Войне и мире» Л, Н. Толстого семья выполняет свое высокое, истинное назначение. Дом здесь - особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего. Дом как спокойная, надежная пристань противопоставляется войне, семейное счастье - бессмысленному взаимному уничтожению.

66.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (III вариант)

Семья. Что значит она в жизни человека? По-моему, все. Вслушайтесь в это слово: «семь я». Да, да, именно семь я. В семье люди настолько близки друг другу, что ощущают себя единым целым, все члены ее духовно связаны между собой. Семья - это тот маленький мир, в котором формируется характер человека, его жизненные принципы. Семья - это атмосфера, в которую погружается он сразу после рождения. Появившись на свет, младенец видит первыми своих родных и близких. Именно от них зависит, каким войдет он в человеческое общество: будет любить его, или ненавидеть, или просто останется равнодушным. Семейные узы всю жизнь соединяют, связывают людей. Я считаю, что семья - это высшая духовная ценность.

Но семьи могут быть разными. Семья может научить человека творить как добро, так и зло. Очень хорошо мысль семейная раскрыта в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В произведении речь идет о трех семействах: Болконских, Ростовых и Курагиных.

Болконские. На первый взгляд в доме присутствует излишняя холодность. Но это не так! Да, в доме царит строгий порядок, но он не мешает отцу, сыну и дочери любить и уважать друг друга. Как заботливо каждое утро старый князь Болконский осведомляется о здоровье дочери! А тот факт, что перед приездом князя Василия Курагина расчистили дорогу, приводит его в ярость: «Что? Министр? Какой министр? Кто велел? Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!»

Николай Болконский считал, «что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Поэтому он сам занимался воспитанием княжны Марьи и давал ей уроки алгебры и геометрии, чтобы развить в ней обе главные добродетели. Старый князь не желал видеть свою дочь пустой светской барышней: «Математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу». Старый князь смог научить княжну любить и уважать людей, прощать им их слабости, заботиться о них. А честность и храбрость князя Андрея, его презрение к светскому обществу? Все это воспитал в своем сыне старый князь Болконский. Николай Болконский настолько любит князя Андрея, что в день его приезда в Лы?ыеаГоры делает исключение в образе жизни и впускает его в свою,половину во время одевания. А молодой князь? При разговоре с отцом он следит «оживленными и почтительными глазами за движением, каждой черты отцовского лица». Именно с ним князь Андрей оставляет свою беременную жену и просит воспитать сына в случае своей смерти. Доверием и взаимопониманием пронизаны отношения между отцом и сыном. Так провожает старый князь Андрея на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» - «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», - отвечает сын.

Трогательны и нежны отношения между братом и сестрой. Княжна Марья благословляет брата образом, а он в свою очередь волнуется, не слишком ли тяжело сестре от характера отца.

Но, к сожалению, одна общая черта всех членов семьи Болконских мешает им понимать окружающих людей. Это гордость, презрение к людям, иначе воспитанным, имеющим другие жизненные принципы. Это мешает князю Андрею быть счастливым со своей женой, а старику князю выразить всю свою любовь к дочери; княжна Марья составляет неблагоприятное мнение о Наташе Ростовой при первой встрече.

И что удивительно, в доме все время звучит музыка, символизирующая гармонию. Пение Наташи выводит из мрачного настроения Николая, который проиграл большую сумму денег Долохову: «Все это, и несчастье, и честь, - все это вздор... а вот оно - настоящее...»

Семья, родные люди - вот что главное, настоящее в жизни человека. Во время болезни Наташи, после ее неудачного побега с Анатолем Курагиным, никого не волнует позор, который она навлекла на семью, все желают лишь скорейшего выздоровления больной. А когда недуг отступил, в доме опять зазвучали голос Наташи и музыка.

Семейства Ростовых и Болконских очень отличаются друг от друга: в одной на первом месте радушие и гостеприимство, а в другой - долг, служба и честь, но есть и то, что их объединяет: в этих семьях воспитываются достойные люди, честные и мужественные, способные любить и уважать человека.

Курагины - полная противоположность. Л. Н. Толстой не раз показывает, как собираются вместе за столом Ростовы или Болконские, причем не только пообедать или поужинать, а чтобы обсудить проблемы, посоветоваться. Но мы ни разу не видим собравшихся вместе Курагиных. Всех членов этой семьи связывает лишь общая фамилия и положение в свете, эгоизм.

Князь Василий еле поспевает с одного вечера на другой, чтобы получше устроить свои материальные дела, познакомиться с нужными людьми; Анатоль Курагин вовсю кутит, не заботясь о последствиях своего поведения, считает, что все в мире создано лишь для его удовольствия; красавица Элен ездит с одного бала на другой, одаривает всех своей холодной улыбкой; Ипполит всех ставит в тупик неуместными шутками и анекдотами, но ему все прощается. Князь Василий не смог научить своих детей добру, им чужды настоящие любовь и уважение. Все их чувства показные, как и у самого князя Василия. Холодность, отчуждение характеризуют этот дом. И что самое печальное, ни один из молодых Курагиных не сможет в будущем создать настоящую семью. Неудачным будет брак Элен и Пьера; Анатоль, уже имеющий жену в Польше, попытается похитить Наташу Ростову.

Наташа и Николай Ростовы, Марья Волконская продолжат добрую традицию своих семейств. Брак по расчету Николая и Марьи перельется в гармоничный союз двух людей, основанный на взаимном уважении.

А хрупкая и музыкальная Наташа? Став женой Пьера и родив детей, она вся отдается семье. Счастье, спокойствие, здоровье мужа и детей станут для нее главными в жизни. Наташа перестанет ездить по балам и театрам, следить за собой. Смыслом ее жизни станет семья.

Если семья поддерживает человека в трудные минуты, помогает ему обрести гармонию с окружающим миром, разобраться в себе, разве она не является высшей духовной ценностью? Да, такая семья, да. Я считаю, что именно эту мысль хотел выразить в своем романе Л. Н. Толстой. Настоящая семья должна формировать в человеке только добрые чувства. Представим, что каждый человек будет воспитываться в такой семье, тогда все общество станет единой семьей, семьей, в которой каждый будет счастлив.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Экзаменационный реферат по литературе

Идеал семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Выполнила

ученица 11 класса В

Селянина Яна Валерьевна.

Проверил

учитель русского языка и литературы

Балуева Елена Николаевна.

г. Новомосковск

I.Введение..................................................................................................................3

II.Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир».....................................4 -30

1.Атмосфера семейного мира в романе.

2.Прототипы героев романа

3.Семья Болконских

4. Семья Курагиных

5. Семья Ростовых

6. Отношение между Пьером Безуховым и Натальей Ростовой- идиллия семейного счастья.

III.Заключение.....................................................................................................31 - 32

IV.Список использованной литературы.................................................................33

I. Введение.

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, пытаясь понять его. Вспомним пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», роман И. А.Гончарова «Обломов», роман-эпопею

Л. Н. Толстого «Война и мир».

Что есть для Л.Н.Толстого идеальная семья? Для ответа на данный вопрос обратимся а роману писателя «Война и мир», где мастер слова раскрывает психологию героев, показывая их отношение к другим людям и вечным человеческим ценностям: природе, искусству, любви, их способность к самоотречению. К проблеме семейных отношений Л.Н.Толстой всегда относился очень серьезно. Он считал, что в семье самое главное - мир, взаимопонимание и любовь. В романе главными героями оказываются не только отдельные личности, но и их семьи, в которых герои живут. На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с жизнью нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных.

Л.Н.Толстой писал: “В “Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Карениной” мысль семейную”. Но это не значит, что “мысль семейная” не присутствует в ”Войне и мире”. Вообще, ”Война и мир”- во многом семейный роман. Главная же его мысль - мысль о мире. Мир это любовь, согласие, но это также и отдельные миры человеческие объединения. Главное же человеческие объединения это семьи. Л.Н. Толстой семейный писатель в том смысле, что он почти не представляет своих героев одиночками. В постоянном развитии наблюдаем мы не только героев романа, но и сами семьи, отношения внутри них.

Мне кажется, что, изобразив в романе отношения людей внутри семьи, Толстой хотел сказать этим очень многое. Во-первых, семья очень сильно влияет на духовное развитие человека. На примере семьи Болконских мы видим, как из поколения в поколение в этой семье передаются все лучшие качества человека. Во-вторых, если бы не было таких семей, то трудно было бы России победить в войне 1812 года (у подобных людей была единственно важная цель спасти Россию).

Выбор мною данной темы реферата обусловлен желанием разобраться, какую семью, изображённую в романе «Война и мир», можно считать идеальной.

Цель данной работы определить, какая семья в романе « Война и Мир» является лучшей, идеальной.

Анализируя литературу по теме реферата, можно выделить несколько основных источников, с опорой на которые и велась наша деятельность.

С.Г. Бочаров в своей книге «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»» пишет о том, что семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого играла важную роль. Именно семья делает из человека человека, нравственно воспитывает его.

Л.А. Смирнова в книге «Русская литература 18-19 века» сравнивает отношения в семьях в романе «Война и мир» и делает вывод, что идеал семьи, по Толстому, семья Наташи и Пьера.

Реферат состоит из введения, 6-и глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

II. Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир»

1) Атмосфера семейного мира в романе

Склад психологии человека, его взгляды и судьба, по Толстому, во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву. И не удивительно, что многие главы романа-эпопеи посвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям. Хотя Толстой порой и изображает рознь между кровно близкими людьми (натянутые отношения княжны Марьи с отцом в пору их московского житья; отчуждение между Николаем и матерью из-за его намерения жениться на Соне) , главное в семейных эпизодах «Войны и мира»- неподдельно- живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу. Семейный мир на протяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями и праздниками (вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой части второго тома) . Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее, действовать инициативно.

Семья, по Толстому,- это свободно- личностное, неиерархическое единение людей. Эту ростовскую традицию наследуют и вновь сложившиеся семьи, о которых идет речь в эпилоге. Взаимоотношения мужа и жены в романе не регламентированы ни обычаем и привычным этикетом, ни вновь вводимыми правилами. Они естественно устанавливаются каждый раз заново. У Наташи и Пьера совсем иначе, чем у Николая и Марьи: право первого голоса не предопределено ничем, кроме индивидуальных черт людей. Каждый член семьи свободно и полно проявляет в ней свою личность.

Для толстовских героев в самом деле неоценимо важны их «фамильная» общность и приобщенность к семейному приданию, традициям отцов и дедов. Когда французы вот-вот должны были подойти к Богучарову, княжна Марья ощущала себя « обязанную думать за себя мыслями своего отца и брата»: «...что бы сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать». Подробные же заботы всецело овладевают Николаем Ростовым в тяжелую для семьи пору: он не отказывается от обязательства уплаты долгов, так как память об отце для него священна.

Семья, по Толстому,- это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), а неповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным.

В кризисных обстоятельствах (если того требует жизнь) герои романа готовые не только поступиться своим родовым имуществом (подводы Ростовых, предназначенные для вывоза вещей, отданы для раненых), но и подвергнуть опасности самих себя и близких людей. Как суровую необходимость Болконские воспринимают службу в армии князя Андрея, Ростовы уход на войну Пети. Участвуя в петербургской аппозиции правительству, Пьер сознательно идет на встречу серьезнейшим испытанием для себя и семьи.

В мирный быт Болконских и Ростовых вовлечен широкий круг внесемейных связей. Поездки к соседям, прием гостей, долгое пребывание в домах родственников и друзей, выезды в свет- все это органично входит в «обычность» семьи Ростовых. Повседневность ростовского дома (как московского, так и отрадненского) немыслима без живых контактов господ с дворовыми.

В домашней жизни толстовских героев находится место и обсуждению «общих» проблем, нравственно- философским раздумьям, спорам на военные и политические темы. Подобный «тон» в семье Болконских задает Николай Андреевич, который несмотря на то, что безвыездно находится в Лысых Горах, знает «положение вещей» в России и Европе лучше, чем многие обитатели столицы. Можно вспомнить и рассуждения о войне в доме Ростовых, и философическую беседу Пьера с Андреем Болконским в Богучарове. Пытливая, ищущая, встревоженная мысль, нескончаемый нравственный поиск, столь характерные для семьи Болконских, проявляются и в эпилоге: Графиня Марья ведет дневник, записывая свои мысли о воспитании детей. Неприметно и естественно возникает в Лысых Горах 1820 г. Спор- в традициях Болконских- о современной России, о ее дальнейших путях развития. Нравственно- философские помыслы графини Марьи и гражданское воодушевление Пьера есте

Толстой, Лев Николаевич


Лев Толстой
в Ясной Поляне (1908).
Фотографический портрет
работы С. М. Прокудина-Горского


Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - граф, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века.

Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе.

Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.


Взгляды Толстого на семью и семья в творчестве Толстого

Лев Толстой как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья.



Л. Н. Толстой рассказывает сказку об огурце
внукам Ильюше и Соне, 1909 год, Крёкшино,
фото В. Г. Черткова.
Софья Андреевна Толстая в будущем - последняя жена Сергея Есенина


Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение - «Детство». Тремя годами позднее, в 1855 году, он пишет рассказ «Записки маркёра», где уже прослеживается тяга литератора к азартным играм и женщинам.

Это же отражается и в его романе «Семейное счастие», в котором взаимоотношения мужчины и женщины поразительно похожи на супружеские отношения самого Толстого и Софьи Андреевны.

В период счастливой семейной жизни (1860-е годы), создавшей стабильную атмосферу, духовно-физический баланс и ставшей источником поэтического вдохновения, были написаны два величайших произведения писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина».

Но если в «Войне и мире» Толстой твёрдо отстаивает ценность семейной жизни, будучи убеждённым в верности идеала, то в «Анне Карениной» он уже выражает сомнения по поводу его достижимости. Когда отношения в его личной семейной жизни стали более тяжёлыми, эти обострения выразились и в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

Лев Николаевич Толстой уделял семье большое внимание. Его размышления не ограничиваются деталями супружеских отношений. В трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» автор дал яркое художественное описание мира ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот - любовь, которую он получает от них.

В «Войне и мире» Толстой уже наиболее полно раскрыл разные типы семейных отношений и любви. А в «Семейном счастии» и «Анне Карениной» различные аспекты любви в семье просто теряются за силой «eros». Критик и философ Н. Н. Страхов после выхода романа «Война и мир» отмечал, что все предыдущие произведения Толстого можно отнести к категории предварительных исследований, завершившихся созданием «семейной хроники».

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой выделял и считал более значимой «мысль народную». Наиболее ярко она выражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же «мира» преобладает «мысль семейная», также играющая в романе очень важную роль, потому что семья мыслится автором как основа основ. Роман построен как история семей. Члены семьи наследуют черты породы. Семью, по мнению Толстого, следует укреплять, так как через семью человек приобщается к народу.

В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Многие события, описываемые в романе, Толстой показывает именно через историю этих семей.

Патриархальная семья Ростовых вызывает особые симпатии автора. Впервые мы встречаемся с ее членами на именинах графини Ростовой. Первое, что ощущается здесь, - это атмосфера любви и добра. «Любовный воздух» царит в этой семье.

Старшие Ростовы - простые и добрые люди. Они рады каждому, кто войдет в их дом, и не судят о человеке по количеству денег. Их дочь Наташа покоряет своей искренностью, а младший сын Петя - добрый и по-детски наивный мальчик. Здесь родители понимают своих детей, а дети искренне любят родителей, Они вместе переживают беды и радости. Знакомясь с ними, читатель понимает, что именно здесь настоящее счастье. Поэтому и Соне хорошо в доме Ростовых. Хотя она и неродная дочь им, но ее любят, как своих детей.

Даже дворовые люди: Тихон, Прасковья Савишна - являются полноправными членами этой семьи. Они любят и уважают своих господ, живут их проблемами и заботами.

Одна лишь Вера - старшая дочь Ростовых - не вписывается в общую картину. Это холодный и эгоистичный человек. «Что-то графинюшка намудрила», - считает Ростов-отец, говоря о Вере. По всей видимости, на воспитание старшей дочери сказалось влияние княгини Друбецкой, которая раньше была лучшей подругой графини Ростовой. И, действительно, Вера гораздо больше похожа на сына графини Бориса Друбецкого, чем, например, на свою сестру Наташу.

Толстой показывает эту семью не только в радости, но и в горе. Они до последней минуты остаются в Москве, хотя Наполеон наступает на город. Когда же наконец они решаются уехать, то перед ними встает вопрос, как поступить - оставить вещи, несмотря на ценность многих из них, и отдать подводы раненым или уехать, не подумав о других людях. Наташа решает проблему. Она говорит, вернее, кричит с искаженным лицом, что стыдно оставлять раненых врагу. Ни одна даже самая ценная вещь не может равняться жизни человека. Ростовы уезжают без вещей, И мы понимаем, что такое решение естественно для этой семьи. Они просто не смогли бы поступить иначе.

Другой предстает в романе семья Болконских. Толстой показывает три поколения Болконских: стаый князь Николай Андреевич, его дети - князь Анрей и княжна Марья - и внук Николенька. В семье Болконских из поколения в поколение воспитывали такие качества, как чувство долга, патриотизм, благородство.

Если в основе семьи Ростовых лежит чувство, то определяющей линией Болконских является разум. Старый князь Болконский твердо убежден, что на свете есть «только две добродетели - деятельность и ум». Он человек, который всегда следует своим убеждениям. Он сам трудится (то военный устав пишет, то занимается с дочерью изучением точных наук) и требует, чтобы дети также не ленились. В характере князя Анрея сохраняются многие черты натуры его отца. Он тоже пытается найти свой путь в жизни, быть полезным своей стране. Именно желание работать приводит его к деятельности в комиссии Сперанского. Молодой Болконский - патриот, как и его отец. Старый князь, узнав о том, что Наполеон идет на Москву, забывает свои прежние обиды и активно участвует в ополчении. Андрей, утратив веру в свой «Тулон» под небом Аустерлица, дает себе слово не принимать больше участия в военных походах. Но во время войны 1812 года он защищает свою Родину и погибает за нее.

Если в семье Ростовых отношения между детьми и родителями дружеские и доверительные, то у Болонских на первый взгляд дело обстоит иначе. Старый князь тоже искренне любит Андрея и Марью. Он переживает за них. Он замечает, например, что Андрей не любит свою жену Лизу. Сказав об этом сыну, он хоть и сочувствует ему, но тут же напоминает о долге перед женой и семьей. Сам тип отношений у Болконских другой, чем у Ростовых. Князь скрывает свои чувства к детям. Так, например, с Марьей он всегда строг и порой разговаривает с ней грубо. Он корит дочь за неумение решать математические задачи, резко и прямо говорит ей о том, что она некрасива. Княжна Марья страдала от такого отношения со стороны отца, оттого что он старательно прятал свою любовь в ней в глубине своей души. Только перед смертью старый князь понимает, как дорога ему дочь. В последние минуты жизни он ощутил внутреннее родство с ней.

Марья - особенный человек в семье Болконских. Несмотря на суровое воспитание, она не ожесточилась. Она безмерно любит отца, брата и племянника. Более того, она готова жертвовать собой ради них, отдать все, что у нее есть.

Третье поколение Болконских - это сын князя Андрея Николенька. В эпилоге романа мы видим его еще ребенком. Но автор показывает, что он внимательно слушает взрослых, в нем идет какая-то работа мыси. А, значит, и в этом поколении не будут забыты заветы Болконских о деятельном уме.

Совсем другой тип семьи представляет собой семья Курагиных. Они несут одни беды Болконским и Ростовым. Глава семьи - князь Василий - фальшивый и лживый человек. Он живет в атмосфере интриг и сплетен. Одна из основных черт его характера - алчность. Он и дочь свою Элен выдает замуж за Пьера Безухова, потому что тот богат. Самое главное для князя Курагина в жизни - деньги. Ради них он готов и на преступление пойти.

Дети князя Василия ничем не лучше своего отца. Пьер верно замечает, что такая уж у них «подлая порода». Элен, в отличие от княжны Марьи, красива. Но красота ее - это внешний блеск. В Элен нет непосредственности и открытости Наташи.

Элен пуста, корыстна и лжива в душе. Женитьба на ней едва не разбивает жизнь Пьера. Пьер Безухов на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является залогом красоты внутренней и семейного счастья. Горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда «загадочность» Элен обернулся душевной пустотой, глупостью и развратом. Ни о чем не задумываясь, Элен устраивает роман Анатоля и Наташи Ростовой. Анатоль Курагин - брат Элен - становится причиной разрыва между Наташей и Андреем Болконским. Он так же, как и сестра, во всем привык потакать своим прихотями, и потому судьба девушки, которую он собирался увезти из дома, его не волнует.

Семья Курагиных противопоставлена семьям Ростовых и Болконских. На страницах романа мы видим ее деградацию и разрушение. Что же касается Болконских и Ростовых, то их Толстой награждает семейным счастьем. Они пережили немало бед и трудностей, но сумели сохранить то лучшее, что в них было - честность, искренность, доброту. В финале мы видим счастливую семью Наташи и Пьера, построенную любви и уважении друг к другу. Наташа внутренне слилась с Пьером, не оставила в своей дуе «ни одного уголка не открытым для него».

Более того, Толстой объединяет Ростовых и Болонских в одну семью. Семья Николая Ростова и княжны Марьи соединяет в себе лучшие черты этих семейств. Николай Ростов любит свою жену и преклоняется пеед «ее душевностью, перед тем почти недоступным него, возвышенным и нравственным миром, в коором жила его жена». А Марья искренне любит своего мужа, который «никогда не поймет всего того, что она понимает», и от этого она любит его еще больше.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж и иметь детей. Единственный сватавшийся к ней, да и то ради приданого, Анатоль Курагин, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

Случайная встреча с Ростовым, его благородный поступок пробудили в Марье незнакомое, волнующее чувство. Ее душа угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Каждая встреча все более открывала им друг друга, связывала их. Неловкая, застенчивая княжна преображалась, становилась грациозной и почти красивой. Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья выше его самого и Сонечки, которую, казалось, прежде он любил, но которая так и осталась «пустоцветом». Ее душа не жила, не ошибалась и не страдала и, по мнению Толстого, не «заслужила» семейного счастья.

Эти новые счастливые семьи возникли не случайно. Они есть результат того единения всего русского народа, которое произошло в ходе Отечественной войны 1812 года. 1812 год многое изменил в России, в частности, снял некоторые сословные предрассудки и дал новый уровень человеческих отношений.

У Толстого есть любимые герои и любимые семьи, где, может быть, не всегда царит безмятежное спокойствие, но где люди живут «миром», то есть дружно, сообща, поддерживая друг друга. Только те, кто высок духовно, имеют, по мысли писателя, право на настоящее семейное счастье.

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”, которая выражалась в раздумьях о типах семей. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе." По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

1.Каков толстовский идеал семь и? Это патриархальная семья, с ее святой добротою, с заботой младших и старших друг о друге, с умением больше отдавать, чем брать, со взаимоотношениями, построенными на добре и правде. По мнению Толстого, семью делает семьей постоянная работа души всех членов семьи.

2. Все семьи разные, но духовную общность людей писатель обозначает словом «порода» .Мать –синоним мира у Толстого,ее духовный камертон. Главное, без чего не может быть настоящей семьи-это искренность. Толстой считает: «Нет красоты там, где нет правды».

3.В романе мы видим семьи Ростовых и Болконских.

А).Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом.Любовь связывает всех членов семьи . Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Б).Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества "ростовской породы". Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В). В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем . Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Г).Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому "присягал". Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками - лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность . Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. "Твоя дорога- дорога чести",- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата . Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

Д). Это очень разные семьи, но в них, как и в любых замечательных семьях, много общего.И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим - гибелью Пети.

4. Именно на примере этих семей Толстой рисует свой семейный идеал. Для любимых героев Толстого характерны:

-постоянная работа души;

-естественность;

-бережное отношение к родным;

-патриархальный жизненный уклад;

-гостеприимство;

-ощущение того, что именно дом, семья- опора в тяжелые минуты жизни;

-«детскость души»;

- близость к народу.

Именно по этим качествам мы узнаем идеальные, с точки зрения писателя, семьи.

5.В эпилоге романа показано еще две семьи, удивительным образом соединившие любимые семьи Толстого. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

« Все люди как реки, у каждого свой исток: родной дом, семья, ее традиции..» - так считал Толстой. Поэтому такое большое значение придавал Толстой вопросу о семье. Именно поэтому «мысль семейная» в романе «война и мир» была важна для него не менее, чем «мысль народная»

2. Тема одиночества как ведущий мотив творчества М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

1.Именно поэтому одиночество - центральная тема его поэзии.

А). Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Он не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Б). Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

В). Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе . Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно .

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества . Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.

Г). В стихотворении “Утес” Лермонтов иносказательно рассказывает о непрочности человеческих отношений . Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Д). Лирический герой - изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» - это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность .

Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия...»).

2. Как воспринимает лирический герой Лермонтова свое одиночество?:

А) В некоторых случаях обреченность на одиночество навевает грустное, печальное настроение. Лирический герой Лермонтова и хотел бы «подать руку» кому-нибудь, кто его поймет и избавит от одиночества, да некому .В таких произведениях, как «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и др., одиночество выступает как вечный удел всех созданий и прежде всего - человека.Э моциональный мотив таких стихотворений - тоска, осознание трагизма жизни.

Б) Однако чаще одиночество воспринимается лирическим героем Лермонтова как знак избранничества . Именно это чувство можно назвать гордым одиночеством . Лирический герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, вообще в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Он одинок потому, что он - необыкновенный человек, и таким одиночеством действительно можно гордиться. Эта мысль проходит через такие стихотворения, как «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Парус».

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.