Тест культура второй половины 18 века. Тест по истории на тему. Культурная жизнь края

Фамилия, имя _____________________________________.

Центром просвещения стал созданный в ________ г. М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым ____________________университет.

В _________г. была учреждена Академия ______________________.

В 1764 г. для дворянских дочерей был основан ________________________институт благо­родных девиц.

Выдающимся русским учёным 18-го века является ____________________(1711–1765 гг.).

Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских учёных: математиков ___________, _________________. Воспитанниками Акаде­мии являлись: матема­тик и астроном ______________________________, натуралист и этно­граф _____________________, философ _______________________.

Издал «Атлас Российской империи». ___________________ разработал основы агрономии. В 1741 г. морская экспедиция ______________________обследовала северо-за­падное побережье Америки.

Историк _____________________ написал «Россий­скую историю с самых древнейших времён».

Механик ______________ построил первую паровую ма­шину.

Разрабо­тал проекты лифта, «самобеглой коляски», 298-метрового одноароч­ного моста через Неву.

Механик ________________сконструировал первый в мире токарно-винторезный станок.

Мастера-литей­щики ________________изготовили «Царь-колокол» массой 200 тонн.

Архитектор _______________________ построил Петропавловская крепость в Петербурге.

Создал скульптурную композицию «Импе­ратрица Анна Иоанновна с арапчонком».

В стиле классицизма творили архитекторы: ______________ (Дом Пашкóва), ________________ (Таврический дворец), _______________ (здание Сената в Кремле, Москов­ский университет, дом князей Долгоруких – «Дом Союзов»).

Скульптор __________________ – создал памятник Петру I («Медный всадник»),

Скульптор ___________________– создал памятник Суворову на Марсовом поле.

В театре Шереметева блистал талант замечательной крепостной актрисы … _______________

Крупнейшими русскими просветителями 18 века были: 1) И. Кулибин, И. Ползунов; 2) Ф. Рокотов, Д. Левицкий; 3) Н. Новиков, А. Радищев; 4) В. Баженов, М. Казаков.

Установите соответствие между фамилиями русских изобретателей и названиями их изобретений.


ИЗОБРЕТАТЕЛИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1) И.П. Кулибин А) паровой двигатель

2) И.И. Ползунов Б) оптический телеграф (семафор)

3) К.Д. Фролов В) радио

4) А.К. Нартов Г) гидравлическая машина

Д) станки для сверления ору­дийного ствола

См. продолжение теста 22

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕСТА 22

Русский художник XVIII в.: 1) А.И. Куинджи 2) А.А. Иванов 3) В.Г. Перов 4) А.П. Лосенко 5) Н.К. Рерих.

Русский литератор конца XVIII - начала XIX вв.

1) Г.Р. Державин 2) Н.В. Гоголь 3) П.А. Федотов 4) М.Ф. Казаков 5) Г.Ф. Миллер.

Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется

Укажите правильную последовательность постройки памятников архитектуры: A) Дом Пашкова в Москве Б) Софийский собор в Киеве; B) Успенский собор во Владимире-на-Клязьме;

Г) церковь Вознесения в Коломенском; Д) церковь Покрова в Филях в Москве.

Расположите в хронологической последовательности создания следующие памятники зодчества.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге; -Успенский собор во Владимире; -Новодевичий монастырь в Москве; -Софийский собор в Киеве; -храм Василия Блаженного в Москве

Художник 2-й пол. XVIII века: 1) В.Г. Перов; 2) Г.Г. Мясоедов; 3) П.А. Федотов; 4) Д. Г. Левицкий.

Определите жанр картины художника конца 18 века Михаила Иванова по её названию: «Оливковое дерево с висящими на нём арматурами, под которым веселятся военные, пастухи и пастушки». (Её полное название: «Оливковое дерево, на котором повешены кирасы, сумы и другие военные знаки с именем на оных Ея Величества, а под оными - несколько военных людей и пастухов с пастушками, играющих на их инструментах и веселящихся, украшенное солнечным сиянием, лесом, полями и ручьями»).

Ответ: -реализм, -сентиментализм, -классицизм, -модернизм

Русский поэт второй половины XVIII в.: 1) А.П. Сумароков 2) Д.Г. Левицкий 3) А.А. Алябьев 4) В.Г. Перов 5) А.П. Фет.

Заполните пропуски: Повесть (название) __________________________ вызвала шок в России и превратила (фамилия автора) ________________________ в самого популярного писателя. Пруд, в котором якобы утопилась ___________________, стал местом массовых самоубийств девушек, которые разочаровались в любви. Пруд полиции даже пришлось оцепить, из-за чего возникла эпиграмма:

«Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста,

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»

Русская культура XVIII века.

1.Законодательный акт Петра I о реформе цер­ковного управления и подчинении церкви государству назы­вался:

а) «Табель о рангах»,

б) «Указ о единонаследии»,

в) «Духовный регламент»,

г) «Наказ».

2.Соедините фамилии скульпторов с их работами:
1 Ф. И. Шубин а) «Медный всадник»

2 М. И. Козловский б) «Минин и Пожарский»

3 И. П. Мартос в) «Самсон...»

4 Э.М. Фальконе г) «А. В. Суворову»

д) «Бюст М. В. Ломоносова»

3. Как называлась первая русская печатная газета:

а) «Известия»,

б) «Куранты»,

в) «Ведомости»?

4. Назовите государственный документ, определявший порядок прохождения дворянами гражданской, военной и придворной службы.

5. Назовите первую русскую книгу, обучавшую правилам хорошего тона:

А) «Приклады, како пишутся комплименты»,

б) «Символы и эмблемата»,

в) «Юности честное зерцало».

6. Здания Петербурга петровской поры, сохранившиеся до наших дней (найти лишнее и подчеркни):

Здание 12 коллегий, Шлиссельбургская крепость, Летний дворец Меншикова, дворец Эрмитаж, Петропавловский собор, Кунсткамера, Петропавловская крепость.

7. Назовите ученого, возродившего на Руси забытое ис­кусство мозаики:

а) Кулибин

б) Ломоносов

в) Татищев

8. При Елизавете Петровне было издано три указа, имевших большое значение для русской культуры, вспом­ните их названия:

9. Основные признаки классицизма (найти лишнее):

а) Освобождение от религиозно-церковной морали,

б) Рационализм,

в) Обращение к античности,

г) Динамичность,

д) Жесткая регламентация творческого процесса.

10. Главные цели «Просвещения» (найти лишнее):
а) Введение справедливых законов,

б) Просвещение нации,

в) Пропаганда национальной идеи,

Пропаганда великих истин свободы.

11.В XVIII веке развиваются исторические знания. Из­вестными историками были (найти лишнее):

Ф. Поликарпов, Г. Миллер, Н. Новиков, А. Манкиев, Л. Шлёцер, К. Кавелин, М. Ломоносов.

12. Соотнесите имена ученых с их достижениями:
1 Шелихов Г. И. а) основоположник эпидемиологии;
2 Самойлович Д. С. б) описание Алеутских островов;
3 Кулибин И. П. в) универсальный паровой двигатель;
4 Ползунов И. И. г) отец отечественной астрономии;
5 Разумовский С. Я. д) одноарочный деревянный мост через Неву,

протезы для инвалидов

13. О ком идет речь?

Он был поэтом, драматургом и теоретиком классицизма. Его перу принадлежат 9 трагедий и 12 комедий, он по праву счита­ется создателем русского театра. Наиболее известные его тра­гедии: «Дмитрий Самозванец», «Хорев». Этот человек издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела».

14.В последней четверти XVIII века начинается форми­рование национальной композиторской школы в России. Соотнесите композиторов и музыкальные жанры:

1 Козловский О. А. а) духовное хоровое пение

2 Бортнянский Д. С. б) лирическая песня

3 Фомин Е. И. в) опера

4 Соколовский М. М.

5 Березовский М. С.

15. Назовите термин:

Стиль и направление в литературе и искусстве, обратив­шееся к античному наследию как к норме и идеалу, основывал­ся на идеях рационализма, на представлениях о разумной за­кономерности мира, провозглашал возвышенные героические и нравственные идеалы, стремился к строгой организованности образов, преследовал воспитательную программу искусства.

16. Соотнесите имена известных путешественников и их открытия:

1 Крашенинников С. П. а) Северный морской путь

2 Братья Лаптевы б) описание Камчатки

3 Атласов В. в) экспедиция в Сибирь и на Дальний Восток

4 Крылов И. А. г) «Фелица»

5 Державин Г. Р. д) «Филомена»

Спасибо за работу!

Ключ

2 1 –д; 2 – в, г; 3 – б; 4 – а.

4 «Табель о рангах»

6 - Летний дворец Меншикова

8 а) – открытие Московского университета

б) - открытие театра

в) – открытие Академии Художеств

11 – Н. Новиков

12 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г

13 Сумароков

14 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – а

15 классицизм

16 1- в; 2 – а; 3 – б; 4 – д; 5 – г

36 – 32 балла = «5»

31 – 27 баллов = «4»

26 – 22 балла = «3»

21 и меньше баллов = «2»

Культурная жизнь края

В XVIII в. российская культура развивалась под воздействием петровских преобразований и их последствий. Главное состояло в том, что произошел переход к культуре светской и европейской, который совпал с эпохой Просвещения. Качественный скачок сделало образование, была создана отечественная наука, начался расцвет литературы, искусства и архитектуры, зарождаются публичный театр, периодическая печать и журналистика.

Изменения в культуре края не были столь значительны. Вместе с тем в ней произошли определœенные сдвиги. Культурная жизнь края была отмечена рядом новых явлений. Усилилось культурное общение между татарами и русскими.

С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Не стало собственного государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во многом определяло развитие культуры. Резко сократились мощь, влияние и численность феодального класса у татар.
Размещено на реф.рф
Он вынужденно оторвался от развития культуры, перестал быть главным социальным заказчиком и основным потребителœем культурных ценностей. Выселœение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки и городской культуры. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала политика христианизации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, татарская культура находилась в исключительно сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа.

По причине того, что развитие татарской культуры в ХУП-ХУШ вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства, культурной жизни были присущи черты односторонности. Татарская культура того времени шла только в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Исключительно религиозными были сюжеты художественной литературы, историческая мысль в основном рассматривала историю религии, общественная мысль сводилась, в конце концов, к теологическим спорам.

Вот почему в это время почти не было ярких личностей, оставивших глубокий след в культурном прогрессе народа. Самым известным поэтом конца XVII – начала XVIII вв. являлся Мавля Колый. Он родился, предположительно, в деревне Чита Казанского уезда, там же получил богословское образование, в 1760-е гᴦ. жил в окрестностях бывшего города Булгар, позднее – в деревне Иштиряк (ныне Лениногорского района). Все стихотворения М. Колыя, сохранившиеся в рукописном сборнике ʼʼМудрые изреченияʼʼ (ʼʼХикмэтлэрʼʼ), пронизаны религиозно-философскими размышлениями о жизни и смерти, призывами к нравственной чистоте и религиозному совершенству.

Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль во второй половинœе XVIII в. Среди мусульмански образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Получают хождение идеи просвещенного абсолютизма. Так, надежды на законность, олицетворяемую разумным, справедливым, милосœердным царем, возлагал предводитель татаро-башкирского восстания 1775 ᴦ. Батырша.

Толчком к переменам в татарской культуре стало появление у татар новых социальных групп – купечества, владельцев мануфактур.
Размещено на реф.рф
Прежнее состояние этой культуры, ее исключительно религиозное содержание уже не устраивали новые сословия. Культура должна была теперь отражать общественные изменения. Новые культурные потребности выразили в своем творчестве и деятельности Г. Утыз Имяни (1756-1834), Т. Ялчыгул (1768-1838), А Курсави (1776-1812). Οʜᴎ призывали соотечественников к овладению светскими знаниями, практическими науками, русским языком как их инструментом, к здравому взгляду на каноны ислама. Примечательно, что опору преобразований в татарском обществе эти деятели видели в прослойке торговцев, предпринимателœей.

Культура России XVIII века. 1 вариант.
1. Московский университет был основан в:
1) 1755г. 2) 1687г. 3) 1725г 4) 1762 г.
2. Имя архитектора автора проектов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском Селе:

3. Кто из перечисленных ниже лиц были выдающимися художниками-портретистами XVIII в.?
1) Ф. Рокотов, Р. Левицкий
2) В. Баженов, М. Казаков
3) В. Растрелли, И. Старов
4) В. Тредиаковский, А. Сумароков
4. Камчатские экспедиции в первый половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:
1) В. Беринг: 2) С. Хабаров; 3) С. Дежнев; 4) В. Атласов.

5. Создателем первого русского профессионального театра был
1) Д.И. Фонвизин 2) Ф.П. Шубин 3) Ф.Г. Волков 4) В.И Баженов
6. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был(а):
Екатерина II
Е. Р. Дашкова
А.Н. Радищев
Н.И. Новиков
7. Установите соответствие:
Ломоносов А) театр
Кулибин Б) наука
Боровиковский В) архитектура
Растрелли Г) техника
Д) живопись
8. Какое здание не относится к классицизму:
здание Московского университета
дом Пашкова
Таврический дворец
Смольный монастырь
9. Инициатором создания Московского университет выступил (а)...
1) императрица Екатерина II
2) Е.Р. Воронцова-Дашкова
3) М.В. Ломоносов
4) Г.А. Потемкин
10. Укажите правильное соответствие
памятник архитектуры архитектор
1)Зимний дворец а) В. Баженов
2) Таврический дворец б) В. Растрелли
3) Дам Благородного собрания в Москве в) Д. Ухтомский
4) Дом Пашкова г) М. Казаков
11. О ком идет речь?
Механик-самоучка, которого Г. Р. Державин назвал «Архимедом наших» дней». Екатерина П назначила его механиком при Академии наук. Под его руководством в механической мастерской изготавливались различные станки, приборы, инструменты. Особенно много сделал он для царского двора. Так, поразительное зрелище представляют его часы «яичной фигуры», которые хранятся в петербургском Эрмитаже. Механизм часов до сих пор исправлен

Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин
13. Что является лишним в ряду?
Здания, возведенные по проектам М. В. Казакова: Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская и Павловская больницы, Таврический дворец, дом князей Долгоруких

Культура России XVIII века. 2 вариант.
1. Академия наук в России была основана в:
1755 2)1725 3) 1757 4) 1762
2. Имя архитектора – автора проектов Сената в Кремле, Московского университета:
1) В. И. Баженов; 2) В. В. Растрелли; 3)М. Ф. Казаков; 4) И Е. Старов.
3. Русские архитекторы XVIII века:
Татищев, Щербатов
Казаков, Баженов
Шубин, Аргунов
Кулибин, Ползунов
4. Автор «Описания земли Камчатской»:
Беринг
Чириков
Крашенинников
Атласов
5. У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр:
Меншиковы
Шереметьевы
Долгорукие
Остерман
6. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала
Бирона 2)Радищева 3) Новикова 4)Баженова
7. Установите соответствие:
Державин А) театр
Рокотов Б) живопись
Баженов В) техника
Ползунов Г) литература
Д) архитектура
8. Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма:
Тредиаковского
Державина
Карамзина
Фонвизина
9. Создание Московского университета связано с деятельностью:
Н.И. Новикова и Екатерины II
Ф. Прокоповича ПетраI
М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова
А. Т. Болотова и Е.Р. Дашковой
10. Установите соответствие:
Татищев А) «Путешествие из Петербурга в Москву»
Радищев Б) «История Российская»
Левицкий В) Картина «Екатерина-законодательница»
Баженов Г) комедия «Недоросль»
Д) дом Пашкова
11. О ком идет речь?
Кому А. С. Пушкин посвятил эти строчки: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»
12. По какому принципу образован ряд?
Школы грамоты, гимназии, закрытые учебные заведения, профессиональные училища.
13. Что (кто) является лишним в ряду?
Художники-портретистьк А. П. Антропов, Н. И. Аргунов, Ф. И. Шубин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский

Русская культура XVIII века.

1.Законодательный акт Петра I о реформе цер­ковного управления и подчинении церкви государству назы­вался:

а) «Табель о рангах»,

б) «Указ о единонаследии»,

в) «Духовный регламент»,

г) «Наказ».

2.Соедините фамилии скульпторов с их работами:
1 Ф. И. Шубин а) «Медный всадник»

2 М. И. Козловский б) «Минин и Пожарский»

3 И. П. Мартос в) «Самсон...»

4 Э.М. Фальконе г) «А. В. Суворову»

д) «Бюст М. В. Ломоносова»

3. Как называлась первая русская печатная газета:

а) «Известия»,

б) «Куранты»,

в) «Ведомости»?

4. Назовите государственный документ, определявший порядок прохождения дворянами гражданской, военной и придворной службы.

5. Назовите первую русскую книгу, обучавшую правилам хорошего тона:

А) «Приклады, како пишутся комплименты»,

б) «Символы и эмблемата»,

в) «Юности честное зерцало».

6. Здания Петербурга петровской поры, сохранившиеся до наших дней (найти лишнее и подчеркни):

Здание 12 коллегий, Шлиссельбургская крепость, Летний дворец Меншикова, дворец Эрмитаж, Петропавловский собор, Кунсткамера, Петропавловская крепость.

7. Назовите ученого, возродившего на Руси забытое ис­кусство мозаики:

а) Кулибин

б) Ломоносов

в) Татищев

8. При Елизавете Петровне было издано три указа, имевших большое значение для русской культуры, вспом­ните их названия:

а)1755,

б) 1756,

в) 1757

9. Основные признаки классицизма (найти лишнее):

а) Освобождение от религиозно-церковной морали,

б) Рационализм,

в) Обращение к античности,

г) Динамичность,

д) Жесткая регламентация творческого процесса.

10. Главные цели «Просвещения» (найти лишнее):
а) Введение справедливых законов,

б) Просвещение нации,

в) Пропаганда национальной идеи,

Пропаганда великих истин свободы.

11.В XVIII веке развиваются исторические знания. Из­вестными историками были (найти лишнее):

Ф. Поликарпов, Г. Миллер, Н. Новиков, А. Манкиев, Л. Шлёцер, К. Кавелин, М. Ломоносов.

12. Соотнесите имена ученых с их достижениями:
1 Шелихов Г. И. а) основоположник эпидемиологии;
2 Самойлович Д. С. б) описание Алеутских островов;
3 Кулибин И. П. в) универсальный паровой двигатель;
4 Ползунов И. И. г) отец отечественной астрономии;
5 Разумовский С. Я. д) одноарочный деревянный мост через Неву,

протезы для инвалидов

13. О ком идет речь?

Он был поэтом, драматургом и теоретиком классицизма. Его перу принадлежат 9 трагедий и 12 комедий, он по праву счита­ется создателем русского театра. Наиболее известные его тра­гедии: «Дмитрий Самозванец», «Хорев». Этот человек издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела».

14.В последней четверти XVIII века начинается форми­рование национальной композиторской школы в России. Соотнесите композиторов и музыкальные жанры:

1 Козловский О. А. а) духовное хоровое пение

2 Бортнянский Д. С. б) лирическая песня

3 Фомин Е. И. в) опера

4 Соколовский М. М.

5 Березовский М. С.

15. Назовите термин:

Стиль и направление в литературе и искусстве, обратив­шееся к античному наследию как к норме и идеалу, основывал­ся на идеях рационализма, на представлениях о разумной за­кономерности мира, провозглашал возвышенные героические и нравственные идеалы, стремился к строгой организованности образов, преследовал воспитательную программу искусства.

16. Соотнесите имена известных путешественников и их открытия:

1 Крашенинников С. П. а) Северный морской путь

2 Братья Лаптевы б) описание Камчатки

3 Атласов В. в) экспедиция в Сибирь и на Дальний Восток

4 Крылов И. А. г) «Фелица»

5 Державин Г. Р. д) «Филомена»

Спасибо за работу!

Ключ

1 –в

2 1 –д; 2 – в, г; 3 – б; 4 – а.

3 – в

4 «Табель о рангах»

5 – в

6 - Летний дворец Меншикова

7 – б

8 а) – открытие Московского университета

б) - открытие театра

в) – открытие Академии Художеств

9 – г

10 – а

11 – Н. Новиков

12 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г

13 Сумароков

14 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – а

15 классицизм

16 1- в; 2 – а; 3 – б; 4 – д; 5 – г

36 – 32 балла = «5»

31 – 27 баллов = «4»

26 – 22 балла = «3»

21 и меньше баллов = «2»