Станцы рафаэля. Рафаэль Санти. Станцы Рафаэля: Станца делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро. Христос, искушаемый Сатаной

  • Местоположение: Папский дворец
  • Открытие: 1508 г.
  • Стоимость посещения: взрослый - 16 евро, студентам, школьникам, пенсионерам - 8 евро
  • Время работы: 8.45 - 16.45 (в субботу до 13.45), воскресенье - выходной

На территории современной Италии, внутри города Рима находится – карликовое государство-анклав. История удивляет и вдохновляет, а малые размеры города уместили столько культурных, исторических, архитектурных памятников, что просто захватывает дух. Расскажем об одном из них.

Творение Рафаэля Санти

«Stanza» в переводе с итальянского – комната. Станцы Рафаэля – четыре комнаты в , оформлением которых в разное время были увлечены Рафаэль Санти, его наставник Перуджино и их последователи.

Стены и потолки расписаны фресками, красота которых удивляет и восхищает посетителей дворца. Каждый рисунок отличается гармоничным исполнением, реалистичным сюжетом, детальностью, глубоким смыслом. Существует легенда, согласно которой папа Юлий II, увидев работы Рафаэля, пришел в восторг и распорядился уничтожить завершенную работу других художников. Отныне молодой автор был ответственен за роспись папских палат.

Станца делла Сеньятура

Наибольшая популярность принадлежит первой станце, которую оформлял Рафаэль Санти, она называется Станца делла Сеньятура. Работа по росписи комнаты длилась три года (с 1508 по 1511 годы), несмотря на достаточно юный возраст, Санти удалось сотворить неповторимое произведение искусства. Все фрески первой станцы тематически едины и затрагивают важную тему деятельности человека в духовном совершенствовании и самопознании.

Примечательно, что название Станцы делла Сеньятура в дословном переводе означает «подписывать, ставить знаки, печати». Именно эта комната служила кабинетом, в котором Папа подписывал документы. Этот факт стал решающим, когда рассматривался вопрос о переименовании палат.

Лучшей работой этой станцы, да и всей работы Рафаэля, по мнению историков и искусствоведов, является фреска «Афинская школа». Она запечатлела спор древнегреческих философов Аристотеля и Платона, рассуждающих о мире человеческих идей и духовном мире. Также на этой фреске изображены и другие именитые философы, и даже сам Рафаэль. Герои древности внешне схожи с героями средневековья - это обозначает тесную взаимосвязь между философией Античности и средневекового богословия.

Станца д’Элиодоро

Последующие три года Рафаэль посвятил росписи комнаты, получившей название Станца д’Элиодоро. Фрески этого помещения объединены темой покровительства Бога, которое охраняет Церковь.

Главной фреской палаты считается роспись, изображающая сирийского военного начальника Элиодора, который был изгнан из храма в Иерусалиме ангелом-всадником. Имя главного героя послужило названием станцы. В комнате имеются еще 2 фрески, посвященные событиям, которые не обошлись без помощи божественной силы. Роспись «Изведение апостола Петра из темницы» изображает библейский сюжет, согласно которому ангел помог освободиться апостолу, заточенному в темнице. Оставшаяся фреска «Месса в Больсене» рассказывает о чуде, которое произошло в 1263 году. Во время службы неверующий священнослужитель взял в руки хостию – лепешку, которую используют во время таинства причастия, в его руках она стала истекать кровью.

Станца Инчендио ди Борго

Третья станца является последней, над которой трудился сам мастер Рафаэль. Она называется Инчендио ди Борго, в честь одноименной фрески, которой украшена одна из стен комнаты. Тематика Инчендио ди Борго связана с пожаром, который охватил квартал Борго, находящийся в непосредственной близости с Папским дворцом Ватикана. Предание гласит, что папа Лев IV сумел остановить огонь и спасти верующих силой возложенного чудотворного креста.

В целом третья станца рассказывает о жизни и деяниях папы Юлия II и папы Льва X. Работа по росписи Инчендио ди Борго длилась с 1514 по 1517 годы. В 1520 году Рафаэль скончался, а завершением работы занялись одни из самых талантливых его учеников.


Станца Константина

Последней из четырех палат папского дворца считается Станца Константина. Она выполнена по эскизам Рафаэля, но не им самим, а его учениками. Фрески комнаты рассказывают о борьбе в Римской империи между императором и язычниками. Композиция станцы состоит из нескольких сюжетных картин, первой из которых выступает фреска «Видение Креста». Согласно легенде, император Константин, готовясь к решающей битве против Максенция, увидел в небесах сияющий крест с надписью, гласящей «Сим победиши».

Продолжает композицию роспись, изображающая битву у Мульвийского моста и обряд крещения по христианским законам, который владыка завершил подписью «Дар Константина». Предание гласит, что именно тогда император даровал папам грамоту и одновременно безграничную власть в западной части Великой Римской империи.

Полезная информация

Так как станцы Рафаэля входят в состав , то, чтобы посмотреть на них, необходимо посетить музейный комплекс. Вход разрешен при наличии единого входного билета, стоимость которого для взрослых составит 16 евро, для школьников, студентов и пенсионеров ровно вдвое дешевле. Цена билета, купленного через интернет, будет дороже на 4 евро.

Музей Ватикана открыт для посещений каждый день, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музей работает с 8:45 до 16:45, в субботу с 8:45 до 13:45. Важно знать, что посещение музея в излишне открытой или пляжной одежде запрещено.

Добраться сюда достаточно просто, при этом доступны сразу несколько способов.

  1. Если поехать на метро, то нужно выбрать любой из поездов линии А и двигаться до остановки Cipro-Musei Vaticani или Ottaviano-S. Pietro. Далее пешая прогулка около 10 минут.
  2. Также можно воспользоваться автобусами № 32, 81, 982, следующими до площади Рисорджименто. Потом, как и в первом случае, придется немного пройтись. Кроме того, вы можете поехать на трамвае № 19, который не только доставит вас до музея, но и прокатит через весь город.

Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Будучи талантливым художником и архитектором, Рафаэль оставил после себя невероятное количество выдающихся произведений искусства, большинство из которых на сегодняшний день хранятся в художественных галереях по всему миру. Рим не стал исключением. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. В Риме Рафаэль раскрылся не только как художник, но и проявил себя в роли гениального архитектора.

Станцы Рафаэля

Одной из самых первых и наиболее знаменитых работ Рафаэля в Риме являются фрески, которые уже более 500 лет украшают папские апартаменты, расположенные в Апостольском Дворце . Работу над фресками Рафаэль начал в 1508 году по заказу Папы Римского Юлия II, урожденного Джулиано делла Ровере. Каждая из четырех комнат имела различное предназначение и была расписана сюжетами соответствующих тематик.

В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Одной из самых больших Станц является Зал Константина, роспись которого была выполнена по эскизам Рафаэля его учениками уже после смерти великого мастера. Сюжеты фресок посвящены жизни Константина Великого, первого в истории римского императора, принявшего христианство.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором Браманте по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.

Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти , представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год, с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.

Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля – Джованни да Удинэ . Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.

Возможно Вас заинтересует:

Вилла Фарнезина

На правом берегу Тибра, в районе Трастевере, расположена прекрасная вилла Фарнезина , построенная в первой половине XVI века по заказу банкира Агостино Киджи. Здание возведено по проекту известного итальянского архитектора и художника Бальдассарэ Перуцци , а интерьеры расписаны лучшими мастерами того времени. В конце XVI века, после смерти Киджи, виллу приобрел кардинал Алессандро Фарнезе.

Одним из самых знаменитых помещений виллы Фарнезина является Лоджия Психеи , над декоративным оформлением которой работал Рафаэль вместе со своими учениками. Цикл фресок посвящен мифологическим персонажам, а главный сюжет рассказывает об Истории Амура и Психеи.

Еще одно помещение, в росписи которого принимал непосредственное участие выдающийся мастер эпохи Возрождения – Зал Галатеи , соединенный с Лоджией. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году.

Капелла Киджи

Работы Рафаэля в Пинакотеке Ватикана

Большое количество работ Рафаэля представлено в художественной галерее Ватикана. Один из залов Пинакотеки полностью посвящен творчеству великого художника. Здесь можно увидеть такие работы, как «Коронование Девы Марии», «Мадонна ди Фолиньо», «Святой Петр», «Святой Павел», «Мадонна с младенцем и святыми», «Портрет дожа Никколо Марчелло», цикл работ «Вера», «Милосердие» и «Надежда» , составляющие часть алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni), а также последнюю работу Рафаэля которой хранится в Соборе святого Петра. Часть экспозиции представляет собой роскошные гобелены, выполненные по эскизам знаменитых работ художника.

Галерея Боргезе

В одной из самых знаменитых галерей Рима – – поклонники творчества Рафаэля Санти могут полюбоваться несколькими знаменитыми работами великого мастера. Здесь представлены такие полотна как «Дама с единорогом» , написанная под влиянием «Мона Лизы» Леонардо да Винчи, «Положение во гроб» , являющаяся центральной частью алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni) и «Портрет незнакомца» .

Галерея Дория-Памфили

Одна из самых крупных частных коллекций в Италии, представленная в Галерее Дория-Памфили , хранит «Портрет Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано» , на котором изображены два знаменитых венецианских поэта и гуманиста эпохи Возрождения. Картина была написана Рафаэлем в 1516 году по заказу кардинала Пьетро Бэмбо для своих друзей-писателей Наваджеро и Беаццано.

Национальная галерея античного искусства

Экспозиция национального музея античного искусства представлена в помещениях Дворца Барберини , расположенного на улице Четыре Фонтанов, и Дворца Корсини в Трастевере. Первый из них хранит одну из последних работ Рафаэля – «Фарнарина» . На картине изображена полуобнаженная женщина, которая, как предполагают некоторые исследователи, являлась возлюбленной художника и его натурщицей по имени Маргерита Лутти. Работа создана в 1519 году.

Архитектура Рафаэля

Рафаэль Санти работал не только над созданием произведений изобразительного искусства, но и проявил себя как талантливый архитектор. Рафаэль принимал участие в строительстве главного , работал над проектом Палаццо Альберини , находящимся на улице Банко ди Санто Спирино, Виллы Мадама , расположенной на Монте Марио, а также некоторых других, не сохранившихся до наших дней сооружений.

Будучи гениальным художником своего времени, Рафаэль внес большой вклад в развитие искусства эпохи Возрождения и вошел в историю как один из лучших ее представителей. Работы Рафаэля вдохновляли многих знаменитых мастеров прошлого и продолжают вдохновлять современников.

Рафаэль Санти в Риме: по следам великого мастера


Последние изменения: Октябрь 11, 2018

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино —один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.

Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль . Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества. Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.

Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.





Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций. В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров. Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.





Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.

Возможно Вас заинтересует:

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.





Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет. Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Станцы Рафаэля в Ватикане - эталон «высокого Возрождения» в изобразительном искусстве, одно из самых посещаемых мест Музеев Ватикана.

Станцы Рафаэля. Фреска "Диспута" в станца делла Сеньятура

Станцы Рафаэля представляют собой сравнительно небольшие комнаты (от итальянского stanza=комната, примерно 8х10 метров) в Папском Дворце Ватикана, расписанные фресками. Интересно, что время работы Рафаэля над станцами совпадает со временем работы Микеланджело над плафоном Сикстинской Капеллы.

Из четырех комнат: Станца дель Инчердио ди Борго, Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца Константина, - лишь первые три полностью принадлежат кисти Рафаэля. Последняя комната расписана учениками мастера (Джанфранческо Пенни, Джулио Романо, Рафаэле Колле) по эскизам Рафаэля уже после его смерти в 1520 году.

Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Фреска "Пожар в Борго" в Станца дель Инчендио ди Борго

В 1508 году Рафаэль по приглашению Папа Юлия-II приезжает в Рим и начинает работу над росписями парадных залов Ватикана. Первая фреска, которую написал Рафаэль в Станца делла Сеньятура – «ДиспутА» (ударение на последний слог) или по-другому «Диспут о Святом Причастии». О назначении зала до сих пор идут споры. Принято считать, что Станца Сеньятура (от латинского signature= обозначать, ставить знак, отметку) – это рабочий кабинет Папы Юлия-II, где он подписывал свои буллы и послания.

Станцы Рафаэля в Ватикане. Фреска "Афинская Школа" в зале Сеньятура

Но, вполне возможно, что в этом зале располагались папская библиотека и его коллекция. Это единственная из трех станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Фреска «Диспута» изображает беседы о таинстве причастия. Символ причастия – гостия (или «хостия» = облатка из пресного хлеба), - установлен на алтаре в центре композиции. Действие картины происходит в двух планах: небесном и земном.

Станца Константина

Фрески этого зала изображают победу императора Константина Великого над язычеством. Начиная с фрески «Видение Креста», которая рассказывает о том, как накануне центрального сражения за власть у Мульвийского моста между Константином и Максенцием,

Станцы Рафаэля. Фреска "Битва у Мульвийского моста" в Зале Константина

Константину привиделся сияющий крест со словами «Сим победиши!» Западная стена станцы украшена фреской «Битва у Мульвийского моста», после победы в которой Константин становится единоличным правителем империи. На северной стене фреска «Крещение Константина», и восточная стена повествует о «Константиновом Даре» - это некая грамота, которую якобы получил от Константина Папа Сильвестр, дающая Папе власть над всей западной Римской Империей.

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус Stanze di Raffaello , букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza - комната) - помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам . В каждой станце (комнате) четыре фресковые композиции, каждая целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Помещения существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа , то есть в апартаментах Александра VI . По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Станца делла Сеньятура

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа » - философию, «Диспута » - богословие, «Парнас » - поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) - главные гуманистические и христианские добродетели.

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа » - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона . Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма , подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии . Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон , играющий на лире да браччо . Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер , Вергилий , Данте , Петрарка , Анакреонт , Сапфо и другие, справа - Теренций , Ариосто , Овидий , Гораций , Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

Станца дель Инчендио ди Борго

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo ) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства , а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV , что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х . Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго ».

По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра , причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.