Средневековая италия. Культура италии от а до я

6.6k (135 за неделю)

Вклад Италии в становление западной цивилизации трудно переоценить. Несколько столетий она была ядром огромной Римской империи. В VIII веке возле Рима была образована Папская область, с тех пор этот город стал мировой столицей католичества. Что касается культуры, то мощный прорыв в её развитии наступил в эпоху Ренессанса , которая стала настоящей революцией во многих сферах человеческой деятельности по всему Старому Свету. В эпоху Возрождения происходили мощные трансформации творческого потенциала, воображения, мировоззрения и в целом человеческого интеллекта. Итальянский ренессанс подразделяют на ряд этапов (дученто, кватроченто и чинквеченто) , имевших свою очерёдность и культурные особенности.

Живопись

Итальянское изобразительное искусство существовало ещё в древности. Именно Италия в Древнем Риме стала сосредоточением архитектуры и искусства. Даже во время мрачного Средневековья в Италии работали талантливые художники, но с наступлением Ренессанса началось процветание искусства. Затем были другие стили: барокко, маньеризм, рококо, а в прошлом веке появился футуризм. Особенным художественным достоянием в Италии обладает Флоренция. Неоценимым вкладом Италии в мировую культуру стало творчество таких титанов Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и много других гениев. Туристов и сегодня поражают ватиканские расписные потолки Сикстинской капеллы, самый знаменитый в мире портрет Моны Лизы кисти да Винчи, находящийся в Лувре, или выставляемая в Германии «Сикстинская Мадонна».

Архитектура

Первые шедевры архитектуры были связаны с религией. В Древнем Риме научились строить монументальные и грандиозные сооружения храмов для античных богов. Поражает архитектура прекрасно сохранившегося Пантеона или Колизея , которому чуть меньше повезло в плане сохранности. В XI веке в архитектуре главенствовал строгий и простоватый романский стиль, который отражал ту мрачную эпоху. Вслед за ним пришла гораздо более изощрённая готика: дворцы Веккьо и Дожей, церкви Сан-Франческо и Сан-Петронио . С началом в конце XIV века эпохи Ренессанса архитектура жилых и общественных зданий стала более светской. Красоту и изящность архитекторы умело переплетали с элементами античности, такова ватиканская Сикстинская капелла, флорентийский дворец Питти, генуэзская церковь Мадонна-да-Кориньяно .

Скульптура

Основателем школы итальянской скульптуры стал Никколо Пизано , заложивший прочное основание для развития этого вида искусства. Его идеи были востребованы до середины XIV века и быстро распространились по территории страны. Одной из важнейших его работ было создание шестигранной кафедры из мрамора для баптистерия в Пизе.

Литература

Знаменитый поэт Петрарка в комедии «Филология» использовал новый стиль сонета, который после него использовал Шекспир. Писатель и философ Никколо Макиавелли в книге «Государь» размышляет о ценностях и методах управления страной. Идеи Макиавелли использовались многими политиками в последующие столетия, востребованы они и в наши дни.

Наука и техника

Эпоха Ренессанса оказалась чрезвычайно благотворной и для развития науки и техники. Галилей внёс несравненный вклад не только в развитие астрономии, но и в восприятии людьми нашего мироздания. Гораздо позднее физик Вольт много работал с электричеством, создавая батареи, а Энрико Ферми внёс огромный вклад в разработку квантовой теории. Ещё стоит отметить математика Лагранжа и сделавшего доступным к использованию принцип радио Маркони , который получил за это Нобелевскую премию.

Музыка

В итальянской музыке в разное время использовались разные стили: её вершиной были оперы выдающихся композиторов XIX века, в XX веке на смену опере пришла экспериментальная музыка и слащавая «попса». Традиционная народная итальянская музыка невероятно разнообразна по причине этнического разнообразия страны. Современная музыкальная инфраструктура Италии очень развита , здесь много не только концертных залов, театров и консерваторий, но и студий звукозаписи, телевизионных и радиостанций, центров изучения музыки. В стране проводится много музыкальных фестивалей, поэтому музыкальная жизнь страны необычайно оживлённая. А Миланский театр «Ла-Скала» продолжает оставаться эталоном оперной музыки.

Мода

Значение моды для итальянского общества также трудно переоценить. Стоит перечислить лишь названия таких домов моды, как Армани, Бриони, Гуччи, Прада, Валентино, Версаче , как станет ясно, кто задаёт тон в мировой моде. Неслучайно Милан является неофициальной мировой столицей моды и дизайна.

Религия

Расположенный в Риме Ватикан является средоточием всего католического мира и статус «государства в государстве». 92% итальянцев являются католиками . Для страны церковь по-прежнему имеет большое значение, в том числе и политическое. Современные отношения между церковью и государством регулируются на основе принятого в 1984 году закона о новом конкордате. Католическая ветвь христианства имеет в Италии явный приоритет , дистанцируясь от «некатолических» конфессий - иудейских, протестантских, мусульманских, хотя тем и предоставлены равные права с католиками.

Итак, первое, что бросается в глаза при взгляде на итальянцев – это их открытость и общительность. Да, это в основном очень позитивные, расслабленные люди, любящие наслаждаться хорошим общением, солнечной погодой, вкусной едой, терпким кофе по утрам, изысканным вином по вечерам и приятной эмоциональной атмосферой.

Итальянцы достаточно быстро сближают дистанцию в общении с другими людьми. Как только вы познакомились с итальянцем, через некоторое время вы уже можете заметить, что непринужденно болтаете с ним как с давно знакомым человеком.

Такая открытость, доброжелательность, приветливость и непринужденность в общении делает итальянцев очень приятными и веселыми собеседниками. При первой же встрече принято всегда пожимать руку, а при прощании даже при первом знакомстве принято поцеловаться два раза в щеки. Вообще у итальянцев принято каждый раз целоваться в щеки при встрече и прощании.

Менталитет итальянцев отражает в первую очередь их социальность. Круг общения всегда очень широкий, общаются они как можно больше и чаще любят знакомиться с новыми людьми. Совершенно нормальным считается поболтать о жизни с продавцом, официантом или барменом.

Социальность итальянцев порождает различные семейные и дружественные традиции. Так, в Италии повсеместно принято собираться после учебы или работы и куда-нибудь идти всей семьей или с друзьями – в ресторан, в бар или кафе, либо просто погулять по набережной, сходить в театр или на концерт. В общем, итальянцы – это в значительной степени экстравертированные люди.

Семейные традиции в Италии

Семейственность очень много значит для любого итальянца. Причем под семьей понимаются не только ближайшие родственники, но и отдаленные братья, сестры, племянники, тети и дяди.

Бабушки и дедушки традиционно являются главными членами в итальянской семье, которые берут на себя роль морального авторитета. Вообще фактически в семьях развит матриархат, хотя внешне может показаться, что мужчина считается главным.

В итальянской семье принято баловать детей. Им позволяется делать практически всё, что вздумается, самовыражаться открыто. Благодаря этому они вырастают общительными, незакомплексованными и свободными.

Очень часто в итальянских семьях можно встретить ситуацию, когда сыновья даже старше 30 лет живут с матерями. Дело в том, что здесь принято заботливое и балующее отношение матерей к сыновьям на протяжении всей жизни, также как сыновья очень трепетно относятся к своим родителям. Таким образом, итальянцы не спешат жениться и уехать из родного дома поскорее. Ситуация, когда итальянские дети надолго остаются в родном доме, считается абсолютно нормальной.

К слову сказать, развод в Италии представляет собой очень сложный процесс, который может длиться чуть ли не семь лет. Кроме того, нужно потратить большое количество денег на адвоката и другие расходы, связанные с разводом, плюс еще платить алименты в размере 50% дохода. Поэтом итальянские мужчины очень тщательно выбирают себе спутницу жизни и отнюдь не стремятся быстро жениться.

Стиль жизни итальянцев – получать максимум удовольствия

Итальянцам свойственно особое отношение к удовольствиям в жизни. Они стремятся получать максимум наслаждения от самого процесса жизни – солнечной погоды, прогулок и походов по ресторанам и барам со всей семьей или многочисленными друзьями, изысканной еды и вина, послеобеденной сиесты, и, конечно, приятного общения и получения максимума эмоций.

У итальянских мужчин принято особое трепетное отношение к женщинам и восхищение их красотой. Здесь принято восторгаться женщинами независимо ни от чего.

Прием пищи у итальянцев превращается в настоящий культ. В Италии серьезно относятся к выбору ресторана и времени для обеда и, конечно, приготовленным блюдам. Обычно обед в Италии считается важнее ужина и должен быть обильным, с бокалом вина. Разнообразие итальянской еды, ее качество и отменные вкусовые качества – это обширная тема для отдельной статьи!

В целом, стиль жизни итальянцев максимально расслабленный. Поменьше тревог и забот, побольше наслаждений и приятного общения – пожалуй, это может быть девизом итальянского образа жизни. Goditi la vita!

В стране, где сиеста (послеобеденный сон) почти утверждена на законодательном уровне, любят больше отдыхать, чем работать. Какие традиции и обычаи Италии сохранились до наших дней? Какие изжили себя и забыты? Чем примечательны люди этой прекрасной страны? О самых интересных традициях и обычаях Италии можно узнать из публикации.

Население

На территории этого средиземноморского государства, которое на карте Южной Европы напоминает по форме сапог, проживает около 60 млн человек. В прославленной столице - Риме - примерно 3 млн. Официальным языком парламентской республики считается итальянский. Долгие годы в стране оставался достаточно однородный национальный состав (итальянское большинство). Однако в связи с создавшейся мировой геополитической ситуацией и большими миграционными потоками сегодня в Италии проживают албанцы, французы, немцы, греки и представители других народностей (численностью около 10%).

Неудивительно, что по религиозному составу преобладают католики (92%). Итальянцы обожают своего папу, практически каждый житель страны хотя бы один раз в жизни посетил государство-анклав Ватикан, которое находится на территории Рима.

В Италии также можно встретить протестантов, мусульман, православных и иудеев.

Традиционное жилище и костюм

Типичной постройкой в небольших поселениях остается домик средиземноморского типа. Согласно традициям и обычаям, в Италии их издавна строили в два этажа из камня. Уютно смотрится среди зеленых деревьев и кустарников черепичная двускатная крыша жилища. Постройка делилась по горизонтали на два уровня. Первый отводили под хозяйственные помещения, кухню, а на втором этаже была жилая часть. Внутреннее убранство отличалось массивной деревянной мебелью, которую сегодня редко встретишь в современных домах.

Жизнерадостные и энергичные представители нации, следуя традициям и обычаям Италии, носили очень яркие многообразные наряды. В основе женской одежды - длинная и широкая юбка, которую украшал белый или зеленый передник, рубаха с широкими рукавами, корсаж подчеркивал достоинства фигуры. Мужское население облачалось в короткие штаны, белые рубахи, куртки или безрукавки, шляпы или береты.

Настоящего итальянца всегда отличает аккуратность даже в мелочах. Здесь и мужчины уделяют много внимания своему облику.

Особенности национальной кухни

Согласно традициям и обычаям, в Италии на столе всегда присутствовало много свежих морепродуктов и разнообразных мучных изделий (спагетти, каннеллони). В наши дни кулинарные пристрастия населения этой страны изменились незначительно. Любимыми кушаньями остаются равиоли и тортеллини, лазанья, ризотто, пицца.

Популярным напитком в Италии является кофе, который часто подают с лимоном (espresso romano). Из алкогольных предпочтений можно выделить амаретто, граппу, кампари, самбуку, лимончелло. На десерт часто подают тирамису (кстати, в переводе с итальянского название лакомства означает "делает меня счастливым").

Праздники

Это особая строка - чем больше праздников для итальянца, тем лучше. Устраиваются гулянья, конечно же, с размахом, песнями, танцами. Свято чтут итальянцы Рождество (25 декабря), считая его исключительно семейным торжеством. Как и в нашей стране, здесь отмечают 8 Марта и 1 Мая. День отца (в честь Св. Джузеппе) проводят 19 марта, через два дня (21 марта) наступает День дерева, 1 апреля - День смеха, а День основания Рима (21 апреля) плавно переходит в День освобождения Италии (25 апреля), потом идет День матери (10 мая) и т. д. Итальянцы не только четко знают, но и чествуют дни всех своих святых покровителей. Эти даты не являются официальными, но де-факто банки, магазины и прочие заведения закрыты.

Национальный характер

Внутренний мир итальянцев полон парадоксов и противоречий. Центром вселенной для жителей этой страны является семья, причем в самом широком смысле этого слова. Люди очень трепетно относятся к матерям и детям, ценят и свято берегут дружбу. Это одна из немногих стран, в которой отсутствуют детские дома.

Итальянцы - прирожденные актеры, в компании очень любят выставлять себя напоказ. Этих людей отличает легкое отношение к жизни, оптимизм, любовь к веселью и смеху. Они очень общительны, разговаривают громко и эмоционально, четко выговаривая звуки. Нетерпимо относятся к неправильному произношению, очень часто поправляют речь иностранцев. Люди в этой стране активно жестикулируют во время общения. В то же время эта черта считается допустимой лишь для мужчин, женщине так вести себя неприлично. Однако общительность не означает открытость, с незнакомцами они держат себя очень осторожно, не болтают лишнего.

Виды туризма и достопримечательности

Обычно Италию посещают путешественники, которые любят горные лыжи, пляжный отдых, экскурсионный, лечебно-оздоровительный и деловой туризм. Последние 10-20 лет стремительно набирают обороты шоп-туры в страну именитых кутюрье и дизайнеров.

Культура Италии неразрывно переплетаются с ее историей, отследить которую можно, посетив самые известные достопримечательности страны. Столица государства примечательна античным Пантеоном, постройка этого храма датируется 27 г. до н. э. Также в Риме можно увидеть знаменитый Колизей, несколько триумфальных арок, Римский и Императорский форумы, термы (бани) Каракаллы. Базилики Св. Иоанна Латеранского, Св. Павла не оставят равнодушными религиозных ценителей. Обязательно нужно посетить Пьяцца Навона с тремя фонтанами, известность эта площадь обрела со времен Древнего Рима. Экскурсии в Капитолийский, Национальный Римский музей и галерею Боргезе непременно предлагаются посетителям столицы.

Милан славится доминиканским монастырем, в трапезной которого находится фреска "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи. Нельзя не посмотреть шикарное представление в знаменитом театре Ла Скала.

Чудо-город Венеция стоит на 122 островах, город пересекают 170 каналов и 400 мостов. Здесь можно увидеть собор Св. Марка, дворец Венецианских дождей. Флоренция знаменита собором Санта-Мария-дель-Форе, баптистерием Сан-Джованни, галереями Уффици и Питти, гробницей семьи Медичи.

Обычаи и традиции Италии хранятся до сих пор. Например, в этой стране принято ужинать строго в полном составе семьи, а по воскресеньям следует навещать любимых бабушек и дедушек. Если вы хотите расположить к себе делового партнера-итальянца, попросите его показать семейное фото. Не волнуйтесь, оно у него обязательно окажется в портмоне.

Жители Италии очень суеверны. Например, они боятся распространяться об успехах и здоровье своих родных, никогда не устраивают свадьбы в мае, а в Новый год каждому члену семьи непременно нужно съесть 12 виноградин. Кстати, есть традиция выбрасывать (не в окно, конечно) в уходящем году все старые и ненужные вещи. Возможно, кто-то распрощался и с телевизором.

Итальянцы - одна из самых добрых и милосердных наций. Например, за жестокое отношение к кошке можно получить до 3 лет тюрьмы. Несмотря на это, северяне и южане страны очень холодно и пренебрежительно относятся друг к другу. Южные итальянцы считают северных занудами, а северные уверены, что южане - непроходимые лентяи.

Вместо заключения

Мы рассмотрели кратко традиции и обычаи Италии, теперь стало понятно, почему эта чудесная страна занимает четвертое место в мире по посещаемости туристами. Здесь более 50 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - такой цифрой не может похвалиться ни одна другая страна нашей планеты.

Изучая обычаи и традиции важно помнить, что в этой стране очень любят родной язык, а иностранные изучают с неохотой. Поэтому стоит запастись разговорником, чтобы как следует проникнуться местным колоритом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культурные традиции Италии

Введение

Италия, известная как мировая "живая галерея искусств", является хранительницей огромного количества культурных ценностей. Будь то сломанная колонна, или церковь в стиле барокко, выходящая к треснувшему античному подножью форума, - вы повсюду окружены историей. В Италии на улице можно увидеть этрусские могилы, греческие храмы или обжитые кошками римские развалины. Мавританская архитектура соседствует с украшенными статуями фонтанами в стиле барокко; Италия даст вам возможность полюбоваться римскими скульптурами, византийскими мозаиками, очаровательными Мадоннами Джотто и Тициана, гигантскими склепами в стиле барокко и другими шедеврами.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Имидж страны

Италия - страна оливкового масла, мафии, спагетти, вина, римских руин и дворцов эпохи Возрождения.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Культура

Сложный процесс формирования итальянской нации и многовековая политическая разобщённость отдельных частей страны привели к образованию многих этнографических групп итальянского народа, таких, как пьемонцы, кампанцы, венецианцы, сицилийцы и др. Однако постепенно, особенно после воссоединения Италии, различия в быте и культуре населения отдельных её областей в значительной степени сгладились. Наибольшее своеобразие в быту, традициях и обычаях сохраняют до наших дней национальные меньшинства Италии, особенно фриулы и сардинцы, однако и их культура после объединения страны в единое государство стала сближаться с обще итальянской, и к настоящему времени она утратила многие из своих самобытных черт. Многовековые традиции ещё сохраняются сельской архитектуре. В ряде районов страны со времени средневековья и вплоть до второй мировой войны были очень распространены дома так называемого итальянского или латинского типа. В наше время дома, близкие к ним по планировке, ещё часто встречаются в центральных областях страны. Подобный тип жилища, известный за пределами Италии под названием "среднеземноморский", бытует и в других странах Южной Европы. На севере страны до наших дней сохранился другой традиционный вид жилища - дома так называемого альпийского типа. По внутренней планировке и расположению жилых и хозяйственных помещений они близки к среднеземноморским, но отличаются от них большими размерами и присутствием деревянных элементов. Во многих сельских местностях Италии, особенно в её центральных районах, распространены усадьбы, жилые и хозяйственные постройки которых распространяются так, что образуют замкнутый четырехугольник. В центре каждый такой усадьбы, носящей название корте (двор), находится ток для обмолачивания зерна. В наши дни корти (дворы) нередко представляют собой крупные капиталистические животноводческие хозяйства. Обычно владельцы сдают их в аренду, корти является пребыванием семьи арендатора и всех сельскохозяйственных рабочих, занятых в этом хозяйстве.

Национальная одежда

В отличии от сельской архитектуры, сохранившей традиционные черты до наших дней, крестьянская традиционная одежда стала постепенно выходить из употребления ещё в конце XIX в. Дольше всего традиционный костюм носили жители южных областей и островов. В горных районах Сицилии и Сардинии и теперь можно ещё встретить крестьян в традиционной одежде. В других областях страны народный костюм можно увидеть лишь во время фестивалей песни и танца или в дни больших праздников, сопровождающихся процессиями, театрализованными спектаклями или соревнованиями по какому-либо виду местного спорта. В прошлом традиционные костюмы всех областей Италии отличались яркостью и многообразием. Однако, несмотря на отличия в расцветке, отделке и украшениях, основные элементы итальянского народного костюма и их покрой были общими для всех областей страны. В женском костюме это длинная широкая юбка с широкими рукавами и так называемый корсаж - короткая кофточка, плотно облегающая фигуру. Неотъемлемой частью женского народного костюма был передник, чаще всего длинный, из яркой ткани. Мужской традиционный костюм состоял из коротких штанов, белой, нередко вышитой рубахи и короткой куртки или безрукавки. Наиболее характерные мужские головные уборы - шляпа (различных фасонов в разных областях) и берретто, напоминающий по форме чулок. Его до сих носят крестьяне большинства южных областей и островов. В наше время итальянцы носят одежу общеевропейского покроя. Крестьяне теперь одеваются так же, как и горожане.

На сегодняшний день , Италии присуще высокое чувство стиля. Здесь практически все любят моду и, соответственно, одеваются со вкусом. А сама Италия обладает огромным чувством ценности и значимости. Итальянцы всегда замечают, как одеты другие, особенно иностранцы (по их мнению, все они одеты плохо).

Однако отношение к одежде здесь достаточно своеобразное. С одной стороны, Италия - строгая католическая страна, и в том же Риме слишком фривольная одежда не приветствуется. В шортах и футболке могут не пустить даже в магазин или отель, а уж на территорию музеев или соборов и подавно. При посещении храмов резкую неприязнь вызовут мини-юбки и открытое декольте. К явному отторжению приведут такие виды одежды и на юге, особенно на островах. Спортивный костюм считается атрибутом только стадионов и арен, а никак не улиц и площадей. Искреннее удивление вызывает также неопрятная или просто неглаженная одежда. Даже швейцары, полицейские и военные здесь выглядят как картинка из модного журнала - дизайн формы для них обычно разрабатывают лучшие кутюрье страны. Италия, пожалуй, единственная страна в Европе, где женщины предпочитают брюкам юбки, а мужчины носят галстук без стенаний по поводу его неудобства.

С другой стороны - улицы Италии полны людей в одежде самых невообразимых фасонов, начиная от изделий лучших домов высокой моды и заканчивая различными этническими костюмами, и никого это не смущает. В барах и ресторанах можно встретить как господ в строгих "тройках", так и людей в кожаных "косухах" или невообразимых рваных джинсах, за рулем дорогого "Bugatti" может восседать едва прикрытая какими-то полосками ткани дама, а из битого жизнью и итальянскими дорогами "Fiat" запросто может выйти человек в костюме от Версаче. Тут многое зависит от статуса района и отношения к жизни самого носителя костюма, поэтому по большому счету в Италии можно не беспокоиться относительно одежды - главное, чтобы она была приличной с точки зрения самого хозяина. Ну и, естественно, не нарушала норм тех мест, которые он собирается посетить.

Национальная кухня

Легко расставшись с народным костюмом, итальянцы, напротив, стойко поддерживаются своей традиционной кухни, отличающейся большим разнообразием. Почти каждая область славится каким-либо блюдом. Пьемонцы, например, по праздникам готовят так называемые аньелотти ("ангелочки") - квадратные пельмени, начиненные фаршем из телятины и овощей. Лигурия известна ароматичностью своих блюд и большими блинами из чечевичной муки, называемыми фаринате. В городах этой области их продают прямо на улице. Эмилия-Романья прославилась на всю Италию своими жирными кушаньями и большим количеством сортов колбасы. Традиционное блюдо Тосканы - бистекка алла фворентина (бифштекс по-флорентийски). Римляне славятся умением жарить поросят. Неаполитанским по происхождению блюдом считается пицца, распространённая теперь во многих других городах Италии и даже за её пределами. Это нечто вроде открытого пирога, чаще всего с сыром и томатным соусом. В Неаполе функционирует множество пиццерий, где пиццы приготавливают в присутствии посетителей в больших круглых печах прямо на поду. Можно перечислить ещё множество блюд, традиционных для тех или иных областей или отдельных городов Италии, Но при всём этом разнообразии в пищевом режиме и ассортименте блюд всех жителей Италии есть и много общего. Непременная принадлежность обеда итальянцев - виноградное вино, чаще всего сухое. Почти каждая историческая область и даже отдельные провинции славятся в стране какой-либо маркой вина, например, Тоскана-Кьянти, Лацио-вини ден Костелли, Сардиния-нурагус и др. В городах наиболее распространены блюда из макаронных изделий. Их общее название - паста. Однако сами макаронные изделия в Италии очень разнообразны. Собирательное их имя - маккерони, откуда происходит и русское слово "макароны". Разные виды макарон имеют в стране собственные названия. К пасте подают обычно томатный соус, масло и тертый сыр. Итальянские крестьяне потребляют гораздо меньше макарон, чем горожане. Паста для них воскресное или праздничное блюдо. В будние дни в деревнях чаще всего едят очень густой суп из фасоли, бобов, картофеля или других овощей. Крестьянский суп, нередко составляющий единственное горячее блюдо обеда, обычно подают на стол с размочённым в нём хлебом. Он так и называется дзаппа, что буквально означает "размоченный хлеб". Обед и ужин в Италии принято завершать также сыром, иногда в сочетании с фруктами. Сыр в стране вообще очень любят, и в магазинах можно увидеть множество его сортов: несолёный сыр ризотто, мягкий сыр из молока буйволиц - маццорелла, солёный сухой сыр из овечьего молока - пекорино и др. Хлеб пекут чаще всего пшеничный, в городах продают множество его видов. На севере принято есть также хлеб из кукурузной муки. Из этой же муки здесь готовят так называемую поленту - густо сваренную кукурузную кашу, которая подаётся на стол нарезанными ломтями. Во многих областях страны, особенно в Кампании, Сицилии и Сардинии, на обеденном столе часто присутствуют фрутти ди море - плоды моря (креветки, различные моллюски и др.). Из них готовят разные блюда, главным образом соусом и суны, а также добавляют их к основному блюду обеда, приготовленному из макаронных изделий. италия спагетти римский

Манеры и этикет

Итальянцы - очень воспитанные люди, с хорошими манерами. Большое значение они придают приветствиям, которые всегда сопровождаются рукопожатиями и поцелуями. Таким образом, они выражают бурную радость при встрече знакомых, даже если расстались с ними совсем недавно. Итальянец непременно расцелует вас в обе щеки, причем у мужчин это тоже принято. А рукопожатие несет в себе определенный символ: оно показывает, что руки, тянущиеся друг к другу, безоружны. Итальянцы очень приветливы, они часто называют друг друга "caro, cara" ("дорогой, дорогая") и "bello, bella" ("милый, милая") даже при шапочном знакомстве. Но прежде чем переступить порог, непременно спросят: "Permesso?" ("Можно войти?") "Чао" - неофициальная форма приветствия и прощания. "Buongiorno" ("добрый день") говорят часов до трех, а потом сразу переходят на "Buonasera" ("добрый вечер"). Грань между вечером и ночью у итальянцев более четкая, чем у англичан, поэтому нормальный для англо-говорящего вопрос: "Как вы провели ночь?" - итальянцу покажется нескромным. Надо спросить: "Как прошел вечер?" В обращении у итальянцев есть три формы: "tu", "voi" и "Lei". Форма "tu" употребляется среди родственников, друзей и, конечно, среди молодежи. При вежливом обращении форма "Lei" сегодня предпочтительнее, чем "voi". Незнакомых называют "синьор" и "синьора". Женщине говорят "синьора", даже если фактически она "синьорина" (незамужняя). Очень часто - гораздо чаще, чем в Англии и Америке, - пользуются профессиональными титулами. "Доктор" - вовсе не обязательно врач, а любой человек с высшим образованием; "профессорами" называют всех учителей, а не только университетских преподавателей; "маэстро" - величают не только дирижеров и композиторов, но и людей других специальностей, даже тренеров по дзюдо; "инженер" - очень почетный титул, отражающий высокий статус людей с инженерным образованием. Часто профессиональные или почетные обращения незаслуженно присваивают знаменитым людям: так, Джованни Аньелли именуют "адвокат", а Сильвио Берлускони - "кавалер". Если титул звучит почетно, никто не обидится на его несоответствие профессии. "Grazie" ("спасибо") и "prego" (пожалуйста) слышишь в Италии на каждом шагу, однако ничуть не зазорно, войдя в бар, громким голосом приказать: "Кофе!" Коль скоро ты платишь за услуги, чрезмерная вежливость считается неуместной и даже обидной. Итальянцы, в отличие от англичан, не слишком часто говорят "извините": если они не чувствуют за собой вины, то и говорить нечего; покаяние лучше оставить для исповеди.

Праздники и традиции

В Италии архаичны не только законы о браке семье, но и многие семейные традиции. Особенно стойко сохраняются обычаи, связанные со свадьбой. Их ещё придерживаются жители сельских местностей на юге страны и на островах Сицилия и Сардиния. Итальянцы - очень живой и общительный народ. Особенно ярко это проявляется в их праздниках, развлечениях и проведении досуга. В наши дни в Италии отмечают несколько светских праздников - Новый год (1 января), День освобождения (25 апреля), День провозглашения республики (2 июня), День труда (1 мая) и День примирения (4 ноября), а также очень много религиозных. Некоторые из них сопровождаются грандиозными театрализованными представлениями, спортивными играми и пышными шествиями по главным улицам городов. Ещё полвека назад итальянские дети не были знакомы с Дедом Морозом. Этот новогодний персонаж был заимствован итальянцами у немцев и англичан сравнительно недавно. Сначала он сохранял своё иностранное для Италии имя - Санта Клаус. Позднее появилось и его итальянское название - Баббо Натале, что буквально означает "рождественский папа". Очень весело отмечают итальянцы наступление Нового года. С 12 часов ночи начинается шумное празднование, которое может длиться до самого рассвета. Прежде в это время в городах на мостовую с невероятным грохотом выбрасывали негодную фарфоровую и стеклянную посуду, ломаную мебель и прочий хлам. Это очень древний обычай, в котором итальянцы символически выражали своё освобождение от всего старого и плохого. Самым большим весенним праздником в Италии считается карнавал. Так как словом "карнавал" обозначали день, с которого начинался период поста, многие учёные считают, что итальянское слово "карневале" происходит от латинского выражения "карнем леваре", что означает "оставить мясо". Есть и другие толкования: так как древние римляне предавались во время этого праздника безудержному веселью, то многие переводят латинское слово "каненвале" как "да здравствует плоть!". Непременная принадлежность карнавала - маски. Чаще всего это - Арлекин, Пульчинелла, Доктор и некоторые другие. Главное действующее лицо праздничного веселья - так называемый Король карнавала или просто Карнавал. Карнавальные гулянья и шествования проходят обычно в феврале-марте. Когда-то почти во всех городах Италии этот праздник сопровождался театрализованными представлениями. В наши дни на улицах итальянских городов можно встретить ряженными в карнавальные костюмы лишь детей. Взрослые (в основном молодёжь) ограничиваются участием в ночных костюмированных балах. Второй большой весенний праздник в Италии - пасха. В этот день итальянцы всегда стремятся быть в кругу родных и близких. Уже много веков назад традиционной пасхальной пищей у итальянцев, как у других европейских народов, стали крутые яйца. Раньше по всей стране был распространён обычай красить яйца, предпочтительно в красный цвет, и преподносить их друзьям и знакомым. В наши дни в качестве пасхального подарка, особенно в городах, фигурируют не крутые яйца, а кондитерские изделия в форме яиц разных размеров. Среди летних праздников в Италии, особенно в сельских местностях, очень популярен день Сом Джованни (соответствует славянскому Ивану-Купале), отмечаемый 24 июня. По происхождению он связан с днём летнего солнцестояния, что отразилось во многих его обрядах. Каждый итальянский город и деревня имеют и свои собственные праздничные дни, связанные с каким-либо местным событием.

Религия

Итальянцы очень набожный народ. Италия - католическая страна. По статистике 99% верующих итальянцев исповедуют католицизм. К тому же официальная перепись относит к католикам всех принявших крещение в католическом храме. Сменить веру или просто уйти из Церкви в Италии практически невозможно. Более того, каждый верующий обязан платить папе так называемый "8% налог", который при желании можно направить в казну. Вообще подобные религиозные принципы во многом обуславливаются тесной связью с Ватиканом - городом-государством на территории современной итальянской столицы - Рима, а также многочисленными соглашениями между Церковью и государством. По новому конкордату правомочными с точки зрения гражданского права признаются браки, заключенные в Церкви. А сами браки разрешено заключать мужчинам с 16, а женщинам соответственно с 14 лет. Что касается развода то ситуация здесь по меньшей мере интересна. До недавнего времени он в Италии был фактически запрещен. Эти статьи были окончательно упразднены лишь после всенародного голосования в середине 70-х.

Традиции и обычаи

Итальянцы шумны, экспрессивны и запальчивы. Совершенно незначительные мелочи могут вывести итальянца из себя, который станет кричать, размахивать руками, угрожать смертельной расправой, но никогда не ударит обидчика. Итальянские эмоции в большей степени рассчитаны на внешнюю оценку. Жестикуляция - это особый язык. Каждое телодвижение имеет не только собственное значение, но и скрытый смысл.

Непринужденность в одежде, своеобразное отношение к политике и законам, легкость в отношении к другим людям - вот примерный образ взрослого итальянца. Итальянцев отличает умение одеваться, что является предметом национальной гордости.

Крепкие напитки пьют редко. Приверженные традициям итальянцы обычно употребляют местное вино, которое является непременным атрибутом каждого обеда. Пространные тосты не приняты, и перед тем, как выпить, произносят "чин-чин".

Культура

Итальянская литература

Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии - одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в обще итальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения - Франческа Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.

Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма - движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его "герметическая" поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии - Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале - в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, - Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.

Итальянское искусство

Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения - живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.

В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.

В конце 15 - начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18-19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860-1880-х годов - Маккьяйоли.

Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910-1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо "искусство нищеты" (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Итальянское кино

Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В то время утвердилось целое направление в итальянской кинематографии - неореализм.

К числу первых образцов неореалистических фильмов относятся работы режиссеров: Роберто Росселини Рим - открытый город (1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946), Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти Горький рис (1950). Среди других фильмов этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша (1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика, а также фильм Федерико Феллини Дорога (1954). Впоследствии итальянские режиссеры испытали на себе влияние французского кино новой волны. Здесь можно вспомнить фильмы Росселини Генерал делла Ровере (1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланджело Антониони Приключение (1961).

Показателем тематического разнообразия итальянских кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски (1962) и реалистический фильм Пьера Паоло Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини все более уходит в мир фантазии в таких фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е годы итальянские мастера кино начинают проявлять больший интерес к историческим сюжетам. События фашистского периода показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио де Сика, в весьма противоречивом фильме Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток (1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов 1980-х - начала 1990-х годов следует выделить работы Микеланджело Антониони Идентификация женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата (1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный для всех (1991).

Заключение

И в заключении можно сказать, что Италия - высокоразвитая страна, со своими особенностями. Славу современной Италии создают не только прекрасные средиземноморские пейзажи, белоснежные пики Альп, апельсиновые рощи Сицилии, виноградники Тосканы и Лацио, не только золотые россыпи бесчисленных памятников многовековой итальянской культуры, но и выпускаемые в стране автомобили, продукция химической промышленности, модная одежда и обувь, популярные во всем мире кинофильмы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Грузинское гостеприимство как одна из традиций страны. Самый известный, романтичный и знаменитый обычай свадьбы - похищение невесты. Приемы и особенности мужского и женского танца. Национальная одежда и кухня Грузии. Анализ значения музыки в жизни грузин.

    практическая работа , добавлен 19.01.2015

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Традиции и праздники Украины. Религия, национальная одежда. Культурные традиции Киевской Руси. Образование, литература и искусство. Разница между костюмами в разных частях страны. Использование мотивов национального костюма и в повседневной одежде.

    презентация , добавлен 07.11.2013

    Рассмотрение истории возникновения государственной символики независимой Греции - герба и флага; описание их основных элементов. Ознакомление с климатическими условиями и количеством населения страны. Национальная кухня, культура и традиции Греции.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Обычаи и обряды кыргызского народа, традиционная одежда, национальные жилища. Традиции народов страны; праздники, творчество, развлечения, фольклор кыргызского народа. Национальная кухня, рецепты приготовления наиболее популярных блюд кыргызской кухни.

    творческая работа , добавлен 20.12.2009

    Изучение особенностей развития итальянской моды, главной законодательницей которой в XV веке была Флоренция, а в XVI в. - Венеция. Отличительные черты ренессансной одежды - живописность сочных, ярких цветовых сочетаний тканей. Мужской и женский костюм.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Изучение искусства эпохи Возрождения, включающее развитие архитектуры, основоположником которой был Филиппо Брунеллески. Особенности Тосканской, Ломбардской и венецианской школ, в стилистике которых ренессансные веяния сочетались с местными традициями.

    реферат , добавлен 05.01.2011

    Особенности этикета Италии - страны контрастов и противоречий, которая привлекает своей экспансивностью, прослеживающейся во всех сферах общественного поведения. Манера общения, традиции и обычаи итальянцев. Национальные праздники, деловой этикет.

    реферат , добавлен 15.05.2014

    Расположение Испании. Сан Андрее де Тейшидо - начало паломничества. Праздники и культурные традиции Галисии, Астурии, Кантабрии, Герники, страны Басков. Фестивали, фольклорные традиции, культурные события и театральные представления провинций Испании.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    История возникновения ювелирного искусства. Изделия светского назначения. Искусство эмалевой портретной миниатюры. Ювелирные традиции Ренессанса. Мастерство ювелиров XIV века. Применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

ИТАЛИЯ. КУЛЬТУРА
Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.
Литература. Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы. Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии - одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения - Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон. Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта - Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони - поэт, драматург, критик и романист - прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы. Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д"Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество. Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перл; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии. Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи. Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа - Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда. Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой. Величайшим итальянским драматургом конца 19 - начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес - Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек - исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым - одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями. Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма - движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его "герметическая" поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии - Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале - в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, - Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.
Искусство. Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения - живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли. В конце 15 - начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения. Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе. Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18-19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860-1880-х годов - Маккьяйоли. Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910-1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы. После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо "искусство нищеты" (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе. Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.
Музыка. Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства. Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы. Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 - начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано). Всемирную известность приобрели "Театро дель опера в Риме" и "Ла Скала" в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в "Театро Медитерранео" в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли. Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д"Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине. В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).
Образование. Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах. Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены. Для детей в возрасте до шести лет имеются частные ясли и детские сады. Их посещение не является обязательным. Тем не менее Министерство народного образования оказывает им значительную финансовую поддержку. Обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет - обязательное и бесплатное. Начальную пятилетнюю школу посещают дети с 6 до 11 лет. До 1963 по окончании такой школы ребенок мог приступить к изучению общеобразовательных гуманитарных, естественных и педагогических дисциплин или поступить в профессиональную школу для овладения каким-либо ремеслом или основами торгового дела. В 1963 оба типа школ слились в объединенную трехлетнюю школу, и получение образования на этом уровне стало обязательным. По окончании такой школы в возрасте 14 лет перед учащимся, желающим продолжить школьное образование, открываются два пути: общеобразовательные (академические) школы и технические училища, т.н. институты - те и другие с пятилетним сроком обучения. Общеобразовательные школы имеют четыре специализации: гуманитарную, естественнонаучную, педагогическую и художественную. По окончании одной из таких школ учащийся может поступить в университет. Технические училища подразделяются на сельскохозяйственные, торговые, землеустроительные, мореходные и промышленные. Выпускники училищ могут поступить на соответствующие факультеты университетов.
Университеты. В начале 1990-х годов в Италии насчитывался 41 государственный университет, из них 20 были основаны до 1600. Крупнейшие университеты находятся в Риме, Неаполе, Милане, Болонье и Падуе. Кроме того функционировали политехнические институты в Милане и Турине, а также ряд частных университетов, включая самый большой - Католический университет в Милане. Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Болонский университет, основанный в 11 в., был широко известен еще в Средние века. Другие старинные университеты были основаны в Парме (962); Модене (1175); Перудже (1200); Падуе (1222); Неаполе (1224); Сиене (1240); Мачерате (1290); Риме (1303); Флоренции (1321); Камерино (1336); Пизе (1343); Павии (1361) и Ферраре (1391). В начале 1990-х годов (по последней переписи) во всех высших учебных заведениях Италии обучалось ок. 1,2 млн. студентов (из них более 1 млн. - в государственных университетах) против 75 тыс. в конце 1930-х годов. Рост числа студентов во многом связан с вовлечением женщин в систему высшего образования. В конце 1930-х годов на их долю приходилось лишь 20%, а в конце 1970-х - более 40%. Несмотря на эти достижения, Италия продолжает отставать от ведущих европейских стран по размерам расходов на высшее образование и числу дипломированных специалистов. Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на четыре года, однако на химическом, инженерном и архитектурном факультетах он составляет пять лет, а на медицинском - шесть. С 1963 студенты, имеющие оценки выше средних и нуждающиеся в средствах, получают небольшие стипендии. В начале 1990-х годов в итальянских университетах обучались более 25 тыс. иностранных студентов. Некоторые университеты предлагают для иностранцев специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.
Учреждения культуры. Академии. В ведении Министерства народного образования находятся свыше 200 академий и учреждений культуры, включая учебные центры и объединения по изучению итальянской истории, а также научные и литературные институты и общества. Задача национальной Академии Линчеи, основанной в 1603, - распространение знаний в области науки, истории и филологии. Национальное общество Данте Алигьери ставит своей целью оказание помощи в изучении итальянского языка и культуры за пределами Италии. Литературная академия Аркадия, созданная в 1690, занимается исследованиями в области литературы и наук. Широкую известность приобрели также Академия наук в Болонье, Академия итальянского языка Круска, Ломбардский институт наук и литературы, Виргилианская академия наук, литературы и искусств в Мантуе, и Академия наук, литературы и изящных искусств в Палермо. Эти академии и институты финансируют часто созываемые конференции ученых, писателей и художников из Италии и других стран. Многие европейские и американские страны организовали в Италии свои академии. Самая старая и наиболее знаменитая - Французская академия в Риме, основанная в 1666. Другие иностранные институты, преимущественно специализирующиеся в области искусств и археологии, находятся во Флоренции, Болонье, Неаполе, Риме, Милане и Турине. Американская академия в Риме предлагает желающим курсы по архитектуре, живописи, скульптуре, изучению античного мира и музыкальной композиции.
Библиотеки. Во всех крупных и во многих средних городах имеются превосходные библиотеки. Помимо специальных и университетских библиотек, имеются также национальные и провинциальные библиотеки, бесплатно обслуживающие учащихся. Наиболее крупные библиотеки Италии: Ватиканская библиотека, Библиотека Сената, Библиотека Палаты депутатов и Центральная национальная библиотека в Риме; Библиотека Амброзиана, национальная библиотека Брайдензе и библиотека Коммерческого университета Луиджи Боккони в Милане; Библиотека Медичи Лауренциана и национальные библиотеки во Флоренции, Неаполе и Венеции. Для организации временного пользования книгами создана национальная система книгообмена.
Музеи. Знаменитый Ватиканский музей представляет собой всемирно известное собрание произведений искусства и античных древностей. Другие крупные музеи - Капитолийский музей, галерея Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти во Флоренции, музей Полди - Пеццоли и Пинакотека Брера в Милане, Городской музей в Болонье и Национальный археологический музей в Неаполе.
Средства массовой информации. Печать. В Италии в 1990-х годах выходило 73 ежедневных газеты общим тиражом ок. 9 млн. экземпляров, т.е. на каждые шесть человек приходилась одна газета. 38 ежедневных газет издаются в северной части страны, 23 - в центральной и 12 - в южной. Такое распределение отражает не столько различные уровни политического сознания, сколько различия в численности неграмотных и покупательной способности населения. Ежедневный тираж газет колеблется от 10-20 тыс. экземпляров для небольших провинциальных изданий до 500 тыс. экземпляров и более - для крупных национальных газет. Основные независимые ежедневные газеты - "Корриере делла сера", "Нотте", "Джорнале Нуово" и "Джорно", в Милане; "Стампа" в Турине; "Мессаджеро", "Темпо", и "Репубблика" в Риме; "Ресто дель Карлино" в Болонье; "Национе" во Флоренции и "Гадзеттино" в Венеции. Официальными органами основных политических партий являются "Пополо" (Христианско-демократическая партия), "Унита" (Демократическая левая партия), "Аванти" (Социалистическая партия) и "Уманита" (Социал-демократическая партия). Ведущие финансовые газеты Италии: "Соле - 24 оре" в Милане и "Фьорино" в Риме. В Ватикане регулярно выходит газета "Оссерваторе романо". Для итальянских газет характерно наличие раздела о культуре, т.н. "третьей страницы". Этот раздел открывается литературным обзором (elzeviero). В создании данного раздела принимают участие видные писатели, историки, художники, юристы, социологи и ученые.
Большим успехом в Италии пользуются еженедельные иллюстрированные журналы "Эуропео", "Эпока", "Темпо", "Оджи", "Дженте", "Эспрессо" и др. Их общий тираж превышает 900 тыс. экземпляров.
Радио и телевидение. В Италии взимается абонентская плата за пользование радиоприемниками и телевизорами. Государственная компания "Радиотелевизионе Италия" имела монополию на радио- и телевещание со времени ее основания в 1924 до 1976. Эта компания ведет передачи по трем телевизионным каналам, один из них для христианских демократов, другой - для социалистов, и третий - в основном для бывших коммунистов. Функционируют несколько частных телекомпаний.
Кино. Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В то время утвердилось целое направление в итальянской кинематографии - неореализм. К числу первых образцов неореалистических фильмов относятся работы режиссеров: Роберто Росселини Рим - открытый город (1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946), Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти Горький рис (1950). Среди других фильмов этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша (1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика, а также фильм Федерико Феллини Дорога (1954). Впоследствии итальянские режиссеры испытали на себе влияние французского кино новой волны. Здесь можно вспомнить фильмы Росселини Генерал делла Ровере (1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланжело Антониони Приключение (1961). Показателем тематического разнообразия итальянских кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски (1962) и реалистический фильм Пьера Паоло Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини все более уходит в мир фантазии в таких фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е годы итальянские мастера кино начинают проявлять больший интерес к историческим сюжетам. События фашистского периода показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио де Сика, в весьма противоречивом фильме Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток (1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов 1980-х - начала 1990-х годов следует выделить работы Микеланджело Антониони Идентификация женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата (1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный для всех (1991). В Венеции ежегодно проводится кинофестиваль "Международная выставка киноискусства".
Наука. В Италии существуют издавна сложившиеся научные традиции. Среди великих ученых прошлого выделяются основоположники современной физики Галилео Галилей и Эванджелиста Торричелли; исследователи электричества Алессандро Вольта и Луиджи Гальвани; создатель современной молекулярной теории газов Амедео Авогадро и изобретатель беспроволочного телеграфа Гульельмо Маркони. Развитие науки в Италии затормозилось в период фашистской диктатуры, когда страну покинули некоторые видные ученые, включая лауреата Нобелевской премии по физике Энрико Ферми. До недавнего времени наука не получала широкой финансовой поддержки от правительства, частных фондов и промышленных компаний, как это обычно бывает во многих других странах. Теперь правительство через Национальный совет исследований приняло программу предоставления финансовой помощи научным институтам страны для осуществления исследовательских проектов.
Ядерные исследования. Сразу после Второй мировой войны многие итальянские ученые вошли в состав Национального института ядерной физики. В 1952 был создан Национальный комитет по ядерным исследованиям, а в 1960 он был преобразован в Национальный комитет по ядерной энергии, учрежденный с целью создания независимой итальянской атомной энергетики. В 1959 в Казачче близ Рима был основан итальянский центр по ядерным исследованиям, где был построен один из самых крупных в мире экспериментальных синхрофазотронов. Впоследствии были созданы и другие исследовательские центры - в Варесе, Палермо, Салудже (близ Верчелли) и в Милане (Центр по ядерным исследованиям имени Энрико Ферми). Италия - член Евроатома (Европейского агентства по мирному использованию атомной энергии). Она является одним из основателей Европейского центра ядерных исследований.
Спорт. Самый популярный вид спорта в Италии - футбол. В выходные дни трибуны заполняются болельщиками, фанатически преданными своим командам. "Адзурри" (небесно-голубые) - название профессиональной сборной команды страны. Итальянские команды выигрывали кубок мира по футболу и становились чемпионами Олимпийских игр. Не менее популярны велосипедные гонки, по которым в Италии самое большое число чемпионов мира. Ежегодно в стране проводятся велосипедные гонки "Джиру Италия". Трасса охватывает почти всю страну, и соревнования продолжаются около трех недель. Итальянские гоночные машины и автомобилисты на протяжении многих лет активно участвовали в международных соревнованиях. Знаменитый гоночный трек в Монце считается одним из лучших в мире, и там ежегодно проводятся международные состязания. Другие виды спорта, в которых прославились итальянцы, - теннис, фехтование, верховая езда, бобслей и парусный спорт.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .