«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию. Анализ детских работ по изобразительному искусству в подготовительной группе

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Диагностика изодеятельности детей

    Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

    Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

    Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

    Выделенные критерии объединены в две группы:

      первая применяется при анализе продуктов деятельности;

      вторая – при анализе процесса деятельности.

    1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

    Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

    2.Передача формы:

      форма передана точно;

      искажения значительные, форма не удалась.

    3.Строение предмета:

      части расположены, верно;

      есть незначительные искажения;

      части предмета расположены неверно.

    4.Передача пропорции предмета в изображении:

      пропорции предмета соблюдаются;

      есть незначительные искажения;

      пропорции предмета переданы неверно.

    5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

    а)расположение изображений на листе;

      по всему листу;

      на полосе листа;

      не продумана, носит случайный характер;

    б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

      соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

      есть незначительные искажения;

      пропорциональность разных предметов передана неверно.

    6.Передача движения:

      движение передано достаточно чётко;

      движение передано неопределённо, неумело;

      изображение статичное.

    7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

    а) цветовое решение изображения:

      передан реальный цвет предметов;

      есть отступления от реальной окраски;

      цвет предметов передан неверно;

    б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

      многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

      преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

      безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

    Анализ процесса изобразительной деятельности.

    1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

    а) характер линии:

      слитная;

      линия прерывистая;

      дрожащая (жесткая, грубая);

    б) нажим:

      средний;

      сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

      слабый (иногда еле видный);

    в) раскрашивание (размах):

      мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

      крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

      беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

    г) регуляция силы нажима:

      ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

      ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

      ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

    2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

    а) отношение к оценке взрослого:

      адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

      эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

      безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

    б) оценка ребёнком созданного им изображения:

      адекватна;

      неадекватна (завышенная, заниженная);

      отсутствует;

    в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

      к предложенному заданию;

      к процессу деятельности;

      к продукту собственной деятельности.

    3.Уровень самостоятельности:

      выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

      требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

      необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

    4.Творчество:

    а) самостоятельность замысла;

    б) оригинальность изображения;

    в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

    Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

    По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

    Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

    Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

    Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

    Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

    Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

    Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

    Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

    Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

    Анализ продуктов изобразительной деятельности.

    Ф.И.

    ребёнка

    форма

    строение

    пропорции

    Композиция

    передача

    движения

    цвет

    Общее

    кол-во

    баллов

    Итого

    баллов по критериям

    возможное высшее число

    Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

    (от высшего числа к низшему).

    п/п

    Фамилия, имя ребёнка

    Общее число баллов

    Наивысшее число баллов

    Итого

    баллов по критериям

    возможное высшее число

    Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

    Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

    Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

    Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству.

    Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны . Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

    Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога -научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам

    обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

    Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

    Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае
    использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний
    анализирующего в области изобразительного искусства,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных
    умозаключений.

    Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

    Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».

    Подготовила и провела старший воспитатель

    Январь 2015 год

    Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

    В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы . Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

    К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

    Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

    В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

    Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

    При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

    Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

    При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

    В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

    Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

    В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

    Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

    Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

    В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

    1. Дать общую оценку деятельности детей.

    2. Среди отобранных работ выделить две - тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.

    3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».

    4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

    5. Рассказать о работе указанной воспитателем.

    6. Предложить найти работу, похожую на образец.

    7. Сравнить работу с образцом.

    8. Найти две разные работы.

    9. Найти похожие работы.

    10. Найти работу с ошибкой.

    11. Найти работу, в которой проявлено творчество.

    12. Найти незаконченную работу.

    13. Рассказать о своей работе (самоанализ).

    14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

    15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

    16. Предложить найти натуру по работе.

    17 Выделить две – три самые аккуратные работы.

    18. Найти самый интересный рисунок.

    19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

    20. Найти работы с самыми выразительными образами.

    Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

    На каждом занятии по изобразительной деятельности воспитателем должна проводиться индивидуально-групповая работа по обучению детей анализу и оценке выполненных ими работ. Эта оценка связывается с качеством выполнения задания и учитывает определённые критерии, соблюдению которых целесообразно научить и детей. Такими критериями для лепки, аппликации, предметного и сюжетного рисования является образность, композиционная выразительность, цветовое решение изображений.

    В методической литературе можно встретить такие критерии оценок детских рисунков, как правильность передачи форм и пропорций, сходство с натурой, то есть правильность и аккуратность. На наш взгляд такие критерии не подходят для оценки изобразительной деятельности т.к. она является деятельностью художественной, т.е. в основе своей содержит передачу эмоционального состояния «автора». Если взять во внимание неразвитость технических навыков детей, имеющих проблемы в развитии, то можно сразу сказать, что их работы будут заведомо слабыми и примитивными. Поэтому следует так оценивать работы детей, чтобы не отпугнуть их от занятий излишней педантичностью и неуместной строгостью. Для этого следует обращать внимание, прежде всего на выразительную сторону изображения и все неизбежные технические огрехи и неточности рассматривать через призму выразительности. Важно показать ребёнку, что его работа выполнена по-своему, не так как у другого ребёнка и что именно это делает его работу особенной и оригинальной.

    Например, ребёнок изобразил Снеговика не совсем вертикально на листе бумаги. Помня, что это рисунок ребёнка, а не чертёж, где всё должно быть безупречным и точным, мы должны увидеть в этом наклонившемся герое особую «изюминку», выразительность и показать её детям. Можно подвести их к пониманию того, что Снеговика пригрело солнышко (и предложить изобразить его, сделав рисунок более интересным) или была другая причина, отчего он так наклонился.

    В процессе обучения необходимо знакомить детей со способами сочетания цветов для создания выразительного образа. Нужно сформировать у них представление о том, что изображение может быть реалистическим (это требует адекватного выбора цвета) или сказочным, фантастическим – в этом случае ребёнок может проявить свою фантазию и создать изображение с использованием «неподражаемого» цвета (это понятие введено Н.П.Сакулиной). Это направление в работе над цветом особенно важно, поскольку помогает детям с проблемами в развитии преодолевать шаблонные представления о закреплённости того или иного цвета за предметами и явлениями окружающего мира. Кроме этого многие педагоги отмечают, что дети с проблемами в развитии порой очень чувствительны к эмоциональной характеристике цветов, что делает их выбор «неподражаемого» цвета в рисунке выразительным и оригинальным.

    Необходимо коротко сказать о формах проведения занятий. Естественно, что они должны быть разнообразны и динамичны. Продолжительность занятий должна учитывать индивидуальные особенности детей. Хотя и существует традиционное выделение определённого количества времени на занятие (в младших группах по 15-20 минут, в старшей – 20-25 и в подготовительной – до 35 минут), когда дети увлечены, их очень трудно остановить рисовать или лепить. Иногда возникает вопрос, а надо ли останавливать. Скорее всего, это следует определять задачами коррекционной работы. Если ставится задача формирования интереса, вряд ли следует останавливать увлечённого работой ребёнка, а если преследуется цель формирования навыков саморегуляции и самоконтроля, то по-видимому ребёнку стоит мягко предложить завершить работу в следующий раз и, проявив волю и выдержку, дождаться этого следующего раза.

    В организационном плане занятия изобразительной деятельностью проводятся фронтально воспитателем чаще всего во второй половине дня. По учебному плану в течение недели во всех возрастных группах планируется определённое количество занятий рисованием лепкой и аппликацией. Однако, подобное деление занятий по видам изобразительной деятельности является довольно условным для практической организации обучения. Занятия, на которых выполняются работы в смешанных техниках, могут быть отнесены воспитателем по своему усмотрению к тому или иному виду изобразительной деятельности, который воспитателем оценивается как ведущий.

    Вопросы по теме:

    1. Какие материалы и инструменты используются на занятиях изодеятельностью в детском саду? Как их следует подготовить для занятия с детьми?

    2. Какова структура занятия по изодеятельности и какие задачи воспитатель решает в каждой части занятия?

    3. Почему необходимо осуществлять связь занятий по изодеятельности с повседневной жизнью детей? Каким образом это следует делать?

    4. Каковы показания к введению пропедевтического периода в обучение?

    5. Какова последовательность работы с детьми в пропедевтическом периоде? Какие задачи обучения при этом решаются?

    6. Какие изменения в поведении детей свидетельствуют о том, что они готовы к обучению изобразительной деятельности?

    7. Как следует реагировать на просьбу ребёнка нарисовать ему рисунок? Что ещё необходимо сделать, чтобы использовать эту ситуацию для развития ребёнка?

    8. Чем отличается выполнение задания по показу от выполнения задания по натуре?

    9. В чём специфика выполнения изображений по словесной инструкции взрослого?

    10. Как адекватно анализировать и оценивать детские работы?

    Тема 6. Обучение предметному рисованию и лепке в специальном детском саду .(2 ч.)

    Предметное рисование и лепка подводят ребёнка к изображению реального предмета. В лепке этот предмет изображается в объёме, а в рисунке на плоскости. При этом у ребёнка возникают объёмный образ предмета и его графический образ. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предметы, которые дети рисуют, их качества и свойства.

    В процессе лепки и рисовании с натуры дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представления о пространственных отношениях так же оформляются в слове.

    Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети учатся правильно воспринимать окружающие предметы, передавать воспринятое в изображении, обозначать их словом.

    В процессе предметного рисования дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

    Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движение кисти, пальцев), рука готовится к обучению письму.

    Эти занятия имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребёнка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их.

    Вслед за предметным рисованием и лепкой по натуре поводится предметное рисование и лепка по представлению. Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учить изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами, восстанавливать их по слову. Значение этих занятий для сенсорного и речевого развития детей трудно переоценить. Именно в процессе этих занятий осуществляется контроль за тем, достаточно ли хорошо ребёнок усвоил слова и выражения, данные ему в процессе рисования и лепки по натуре.

    Лишь в результате большой работы по обучению детей рисованию и лепке по натуре и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Первоначально все дети, имеющие какие-либо проблемы в развитии, не могут работать по замыслу, так как они не имеют должного запаса образов восприятия и представления. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребёнком в процессе работы по натуре и по представлению, по-новому используются ребёнком в изображениях по собственному замыслу. При этом воспитатель учит ребёнка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие.

    Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребёнка, в частности произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

    Основными видами работы на первом-втором годах обучения становится предметные лепка и рисование. Однако, следует отметить, что приёмы руководства ими в течение этого времени не остаются неизменными. В отличие от подготовительного этапа, на котором особое внимание уделялось совместным действиям ребёнка со взрослым, на этапе предметных изображений вначале внимание уделяется обучению детей действиям по подражанию, а затем по показу.

    Действие по подражанию предполагает синхронное выполнение действия одновременно взрослым и ребёнком.

    При выполнении действий по показу ребёнок выполняет действие отсрочено, после выполнения его взрослым.

    В дальнейшем основными видами работы становятся лепка и рисование по натуре и по представлению. Рисование по натуре на первых порах приводит к ухудшению качества рисунка по сравнению с рисунками, выполненными по показу и образцу. Однако, на это следует сознательно пойти, так как дело нельзя сводить к обучению детей умению проводить линии, штриховать, правильно держать карандаш. Чрезвычайно важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающее и передавать в рисунке свои впечатления от воспринятого.

    Если воспитатель из занятия в занятие, показав детям предмет, который они будут изображать, после этого на глазах детей рисует или лепит образец, то ясно, что при таком способе обучения у ребёнка не может быть полноценного восприятия соответствующего предмета. Он воспринимает и изображает тот образец, который на его глазах по частям создавался воспитателем. При такой форме проведения занятий ребёнок ограничивается снятием копии с продукта «чужого» восприятия. При этом страдает и сенсорное и эстетическое восприятие ребёнка. В этой связи следует ещё раз подчеркнуть, что во время лепки, рисования или аппликации по натуре образец показ должны быть исключены.

    Представления об окружающем лежат в основе любого, и реалистического, и фантастического изображения. Представления об окружающей действительности у детей с проблемами в развитии являются неполными, а иногда ошибочными. Самостоятельное приобретение элементарных сведений вызывает у них затруднение. Так, У.В.Ульенкова выделяет такую особенность зрительных представлений 6-летних детей с ЗПР, как их несистематизированность и эти же недостатки характерны для их рисунков.

    Для проведения целенаправленной работы по обучению детей предметным изображениям в лепке и рисовании, целесообразно научить их выделять следующие качества и свойства предметов:

    1.восприятие и представление формы;

    2.восприятие и представление величины;

    3.восприятие и представление цвета;

    4.пространственные представления.

    Представления о форме являются ведущими в системе сенсорных эталонов. В ходе обучения следует выделять определённую последовательность изучения и овладения детьми представлениями о форме.

    Сначала дети овладевают формой круга, затем прямоугольника, потом овала, треугольника. Подобная последовательность необходима для того, чтобы дошкольники, имеющие проблемы в развитии не смешивали между собой формы близкие по внешним признакам, например, круг и овал. В начале обучения дети лепят и рисуют предметы простой формы (апельсин, огурец, платочек, шапочка, слива), затем переходят к лепке и рисованию предметов более сложной формы (домик, неваляшка, многоэтажный дом, зайчик, мышка). При этом надо придерживаться правила планирования занятий, по которому предмет изображается последовательно – в лепке, аппликации и лишь затем в рисунке. Это, с одной стороны, облегчает детям овладение техникой изображения, а с другой учит их увидеть в предмете основные признаки, которые необходимо отобразить в разных материалах.

    Развитие восприятия и формирование представлений о величине начинается в дидактических играх на выделение, сериацию и классификацию предметов по величине. Специальная работа проводится по выделению величины отдельных частей внутри самого предмета. Способы передачи величины в рисунке начинаются с рисования предметов, соразмерных с их изображениями на бумаге (сушки, солнечные зайчики, ягодки). Затем детей можно учить создавать уменьшенное или увеличенное изображение по отношению к изображаемому объекту. Организуя этот переход, основной акцент воспитатель делает на подробный анализ объекта изображения с выделением его существенных и второстепенных деталей, учитывая их внутреннее соотношение по величине и расположению. С целью создания гибких графических образов детям предлагаются для обследования подобные предметы разной величины или с изменённым пространственным расположением частей, фигурки одного и того же животного в разных позах. При таком предъявлении объекта графические действия, совершаемые детьми в процессе его обследования и последующего рисования, несколько различаются между собой, что способствует формированию обобщённого графического образа предмета.

    Работа с цветом в коррекционно-развивающем процессе начинается со знакомства с основными цветами.

    Знакомство с любым цветом должно проходить в три этапа. Сначала проводится сопоставление цвета с сенсорным эталоном, затем ребёнок определяет цвет по называнию и производит поиск цвета и его оттенков в предметах и явлениях окружающей действительности и только после этого от него требуется самостоятельное правильное называние цвета или его оттенка.

    На первых занятиях предметным рисованием, имеющим задачу ознакомления с цветами, используются карандаши и гуашевые краски основных цветов: красный, жёлтый, синий. Позже детей можно познакомить с их оттенками (розовый, голубой), а в дальнейшем – с промежуточными цветами и способом их получения путём смешения основных цветов. Например, на занятии на тему «Апельсин» детей нужно научить смешивать на палитре красную и жёлтую краски и рисовать апельсин полученным цветом, выполняя изображение наращиванием пятна. В этом случае дошкольников надо приучать брать краску полученного цвета только с палитры, чтобы изображённый объект был везде однородно раскрашен.

    Работа над представлениями детей о цвете развивается в русле двух тенденций. С одной стороны, детей учат передавать реальные цвета изображаемых предметов, а с другой стороны необходимо учитывать свойственную дошкольному возрасту тенденцию к цветовой самоцели. Учитывая эту вторую тенденцию, на отдельных этапах обучения детям можно предлагать специальные упражнения с использованием гуашевых красок, вызывая у них «радость экспериментирования» от игры с цветом. Раздувая капли краски, дети могут получать узоры, необычные изображения; складывая лист с несколькими каплями краски пополам, создать удивительную бабочку. Для развития воображения детям предлагается дополнить получившиеся рисунки деталями от руки. Нужно отметить, что подобные задания сначала вызывают у детей серьёзные затруднения. Они могут чувствовать себя скованно, им страшно сделать что-нибудь не так. Е.А.Екжанова проводила такие занятия с детьми с ЗПР. Она отмечает, что техника «пятнографии» оказалась успешной лишь тогда, когда детям удалось преодолеть не только страх непривычного материала, но и некоторые личностные особенности, блокировавшие их произвольную и творческую активность. Несложно понять, что большое значение здесь имеет психологический климат в группе, стиль общения воспитателя с детьми. При авторитарном поведении воспитателя дети, скорее всего, не смогут преодолеть внутреннего барьера и насладиться игрой с красками.

    В работе над цветовым оформлением детских рисунков необходимо широко использовать образно-цветовые определения (вишнёвый, лимонный, малиновый, салатовый и др.). Детей постепенно следует учить различать и образовывать название цветового оттенка со словами «светло..», «тёмно..», «бледно..», «ярко..» (тёмно-синий, светло-серый, бледно-розовый и т.п.). Слыша эти определения в повседневной жизни, при наблюдении за явлениями природы, при рассматривании иллюстраций и репродукций, дети постепенно начинают использовать их в своих высказываниях.

    Работа поформированию пространственных представлений регулярно проводится в повседневной жизни. Начинается она с уточнения ориентировки ребёнка в частях и положении своего тела. При этом закрепляются представления детей о верхней и нижней частях, левой и правой сторонах тела. Затем детей учат ориентироваться в условиях трёхмерного пространства. Сначала в своём ближайшем окружении – в группе, а затем в помещении детского сада, в ближайшем лесопарке, постепенно расширяя область знакомого пространства. Создание такого базиса облегчает понимание детьми условности двухмерного пространства листа бумаги, а так же накопления образов-представлений, объединённых определённой ситуацией или обстановкой, что создаёт предпосылки для изображения впоследствии сюжетов.

    В процессе обучения рисованию выделяется три типа пространственных отношений, которые должны учитываться при создании изображения. Первый тип пространственных отношений – это отношения внутри изображаемого предмета, второй тип – касается взаимоотношения изображения и фона, а третий тип – это взаимоотношения нескольких объектов, входящих в состав сюжетного рисунка.

    Постижение отношений внутри объекта изображения начинается с анализа натуры, проводимого с помощью зрительного и осязательно-двигательного способов обследования. Хорошо зарекомендовали себя занятия лепкой и аппликацией, предваряющие процесс рисования карандашом и красками. На них дети упражняются в размещении частей изображаемого предмета, постигают общность пространственных отношений объекта независимо от материала изготовления.

    Формирование предметных изображений начинается с выбора предмета с определённым свойством, предназначенного для обследования и последующего изображения. Сначала в предмете выделяется лишь один существенный признак. Так, малышам можно предложить рисование дорожек, по которым они уже потопали своими ножками, покатали Колобка или водили в гости Ёжика к Зайчику. Перед тем, как предложить нарисовать ленточки, воспитатель выкладывает их на большом листе бумаги, потом вывешивает на доске. Детям предлагается провести по ним пальчиком. Хорошо, если есть возможность затем нарисовать их мелом и фломастером. Ребёнку важно почувствовать собственную самостоятельность, получить новый кинестетический опыт, увидеть разнообразные возможности различных изобразительных материалов.

    Например, первой формой, которую усваивают дети, является круглая форма. Поэтому, готовя детей к созданию этих изображений, следует проводить с ними дидактические игры «Что катится, что не катится», «Найди круглую форму», «Прокати шар», обучая малышей ориентироваться на существенный признак – форму.

    Перед рисованием детям предоставляется возможность поиграть с предметом, познакомиться с его функциональным назначением, выделить в нём основное свойство – форму, обвести её по контуру. Так, прежде чем предложить детям нарисовать клубочек, им предоставляется возможность выполнить с клубком практическое и игровое действие – покатать, намотать нитку на клубочек. Дети вслед за педагогом воспроизводят обводящее движение, при этом педагог стремится к тому, чтобы глазки ребёнка следили за рукой. Для того, чтобы научить детей передавать в рисунках форму предмета, не следует быстро переходить к закрашиванию или штриховке нарисованных контуров. Лучше несколько раз поупражнять детей в воспроизведении той или иной формы.

    Способы обследования предметов, которым обучают детей на каждом занятии – это ощупывание перед лепкой и обведение контура перед рисованием. Техническая сторона выполнения этих действий становится основой для формирования изобразительных навыков. Наряду с формой дети учатся передавать в своих лепных и рисуночных изображениях такое качество как величина. Первоначально дети усваивают процесс обследования предметов большого размера, и тут же параллельно им предлагается для обследования тот же предмет маленького размера.

    Общеизвестно, что дошкольники крайне редко обращают своё внимание на реальный предмет, который они изображают. Дети рисуют с опорой на свои представления. Однако, поскольку для детей с проблемами в развитии характерно именно недостаточное количество этих представлений, то накопить этот запас, усовершенствовать его – вот в чём заключается главная задача этого обучения. Делать это надо не только на занятиях. Даже во время прогулки, заметив интересные объекты – листочек, камушек, облако выразительной формы, дети должны (сначала совместно с педагогом, а затем и без помощи взрослого) моделировать их форму. При этом, заканчивать подобное рассматривание объекта, как правило, надо вопросом: «Как будем это рисовать?». И здесь же надо предложить детям нарисовать – мелом на асфальте, палочкой на песке – привлекший их внимание объект.

    Работа над представлениями о форме и цвете проводится в тесном взаимодействии с уточнением и расширением базы сенсорных эталонов. Особое внимание надо уделять формированию у детей обобщённых представлений о форме и цвете. Для этого детей надо учить сравнивать и сопоставлять предметы и явления окружающей жизни, а затем передавать в рисунке их характерные особенности изобразительными средствами.

    Постепенно дети должны усвоить порядок проведения обследования и последовательность выделяемых признаков. На этой основе в дальнейшем осуществляется актуализация уже имеющихся у детей представлений о предметах изображения и сам процесс рисования предметных изображений. Переводя на осознаваемый уровень отношения между изображением и фоном, детей учат рисовать крупно, вводить в рисунок и аппликацию опорную линию, подбирать формат бумаги в соответствии с замыслом и величиной предмета. Параллельно с этим проводятся дидактические игры, направленные на уточнение ориентировки дошкольников на листе бумаги.

    В заключение темы хотелось бы остановиться на технических вопросах рисования и лепки.