Современный художник. Марлен дюма, виртуальный альбом

Итак, Эгон Шиле...Это первая виртуальная выставка из задуманной мною серии, потом будет французский художник русского происхождения Николя Де Сталь, австриец Кокошка, норвежец Мунк... Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно их не запомнил, может быть потому то они висели в разных залах. Открыл их я для себя уже в Москве, когда разглядывал венские каталоги. Потом был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт

Как-то язык не поворачивается называть Марлен Дюма голландской художницей, хотя она давно живет в Голландии, в этой стране прославилась на весь мир, и представляет эту страну на самых престижных биеннале. Дело в том, что родилась она в Южной Африке, видимо, в семье бурских фермеров, потомков переселенцев из Голландии. Кто-то из ее родителей, судя по фамилии, вероятно, имел французские корни. Родилась она в скотоводческой местности близ Кайптауна 3 августа 1953 года. С 1972 по 1975 годы она изучала искусство в Кейптаунском университете.

В 23 года Марлен Дюма покинула свою родину на краю света, и перебралась поближе к центрам мировой цивилизации, на родину предков в страну тюльпанов.

Тюльпаны, надо сказать, ее мало интересовали, к красивым пейзажам она совершенно равнодушна, и, вообще, натура не ее стихия. Ее интересуют образы людей, причем, источником вдохновения, как правило, становятся фотографии. Она любит фотографировать друзей, любовников, а иногда ей достаточно фото в газете или журнале. Из этого материала она создает психологические портреты людей, раскрывает их внутренний мир так, как она его видит. Недаром ведь она окончила курс общей психологии в Амстердамском университете.

Часто ее картины носят откровенно эротический характер. Она вообще любит шокировать публику, например, вешать картины на дверях.

Женские модели, дети, знаменитости стали постоянными темами для Марлен Дюма. Ее работы напоминают картины экспрессионистов, но несут в себе элементы концептуальной живописи. Ее не волнует, кто запечатлен на снимке, известная фотомодель или какой-нибудь классический живописный персонаж. В лицах героинь Дюма можно (правда, с большим трудом) узнать и Мэй Уэст, и Наоми Кэмпбелл, и Олимпию с картины Эдуарда Мане - все они волею автора утратили свое «я» и стали для нее всего лишь исходным художественным материалом. Она использует эти образы, как бы изобретая их заново, предлагая им новую жизнь. Дюма как бы приглашает нас освободиться от связанных с тем или иным лицом с обложки или картины цепи ассоциаций, и по большому счету - забыть об иллюзиях в искусстве, а заодно и в жизни.

Картины и рисунки Дюма обычно выглядят вызывающе. Жуткие, искореженные лица и тела, тревожные цветовые сочетания, наркотическая ломка форм. Темы Дюма - политика, расы и сексуальность, вина и невиновность, насилие и нежность, смерть. Большинство ее работ - это портреты, но не в традиционном смысле. Это скорее представление эмоций или настроения. Критики пишут, что это портретная живопись, отображает не человека, а функционирование человеческой особи и тела в современном мире.

Она своя в скандальном мире современного искусства. И при этом чуть ли не самый известный в мире художник, занимающийся акварелью. С 1980-х годов начинается ее активная выставочная деятельность, и вместе с ней приходит мировая известность. Дюма выставлялась в Центре Помпиду, Галерее Тейт, Институте современного искусства в Бостоне, участвовала в Венецианской биеннале. И вот уже четверть века, с тех пор как зритель и специалисты заметили Дюма и ее работы, техника письма водяными красками у этой художницы остаются неизменными. Она предпочитает листы больших форматов и письмо «по мокрому».

Сегодня Марлен Дюма, пожалуй, самая известная женщина-художник и самая высокооплачиваемая. Ее картины украшают самые престижные галереи в Голландии, Англии, Франции, Германии, США, Италии, Венгрии и других стран. Вот только в родной Южной Африке ее почти не знают, Что ж, как говорится, нет пророков в своем отечестве. Зато теперь, наверно, узнают в России.

Андрей Евпланов

Паула Регу

Очень хочется верить, что сегодняшняя дивная погода — не очередной фальш-старт весны, а самое, что ни на есть, её начало...Но независимо от погодных условий и климатических катаклизмов, среды наступают с пугающей регулярностью:) Вот и ещё одна наступила. И, раз уж вы здесь, буду знакомить вас с очередным художником, который понравился мне, и, возможно, порадует и вас. Прошу любить и жаловать: нидерландский художник южноафриканского происхождения Марлен Дюма.

Автопортрет в полдень. х.м., 90х100 см. 2008 г. [ увеличить изображение]

Биографические данные: Марлен Дюма родилась в 1953 г. в Кейптауне, ЮАР.В 1972-1975 гг. получила степень бакалавра искусств в Университете Кейптауна . С 1976 г. по 1976 г. посещала Ателье "63 . В 1979—1980 гг. посещала Институт психологии Университета Амстердама . В 2011 г. Марлен Дюма была удостоена звания почётного доктора Университета Стелленбош . Сегодня художник живёт и работает в Амстердаме.


Стена плача. х.м., 180х300 см., 2009 г. [ увеличить изображение]
Вот что писала о художнике британская The Guardian: "... Успех пришел быстро. После персональных выставок в Париже и Базеле, она начала сотрудничать с Галереей Пола Андриессе в Амстердаме. Это сотрудничество продолжается по сей день.


Джен. х.м., 110х130 см., 2005 г. [ увеличить изображение] К началу 1990-х годов она становится известна и за пределами Европы, участвует в важных выставках в Нью-Йорке, Чикаго и Токио. Когда Чарльз Саачи показал ее работы на своей первой выставке «Триумф живописи» в 2005 году, цены на её работы на первичном рынке искусства выросли в десять раз.


Измеряя собственную могилу. х.м., 140х140 см., 2003 г. [ увеличить изображение] ... Картины Дюма, изображающие детей, всегда тревожны. На вопрос шокированного зрителя, который поинтересовался, сколько лет ребёнку на одной из ее картин, Дюма отрезала: «Это не ребенок. Это картина". (Иди, девочка!) ..." Германия Грир The Guardian 22 августа 2010 г.


Подозрение. х.м., 56х100 см., 1999 г. [ увеличить изображение]
Мнение обозревателя, т.е. моё: В этот обзор редко попадают довольно широко известные художники. Причина проста — известных художников вы, наверняка, сможете посмотреть не только здесь, но и во многих других местах, а мне интересно показывать что-то новое и вам, пока, неизвестное.Тем не менее, я совсем недавно открыл для себя Марлен Дюма, и был впечатлён её работами.


Учительница. х.м., 160х200 см., 1987 г. [ увеличить изображение]
Мощный автор, конечно. Узнаваемая манера, характерная пластика, убедительный колорит — чего ещё можно хотеть от живописца!? :)


Мать. х.м., 180х300 см., 2009 г. [ увеличить изображение]

Марлен Дюма (Marlene Dumas, 1953, Кейп-Таун, Южная Африка, в 1976 переехала в Голландию, живет и работает в Амстердаме) - современная голландская художница южноафриканского происхождения.

Она своя в скандальном мире современного искусства. И при этом чуть ли не самый известный в мире художник, занимающийся акварелью.

Человеческая фигура, ню, портрет - классический репертуар - главные сюжеты чувственных и жестких работ Марлен Дюма.


Дюма родилась в Кейптауне (ЮАР) и получила художественное образование в местном университете. В 1976м она переехала в Нидерланды, где продолжила свое обучение в гарлемских Ateliers’63. С 1980х годов начинается ее активная выставочная деятельность, и вместе с ней приходит мировая известность. Дюма выставлялась в Центре Помпиду, Галерее Тейт, Институте современного искусства в Бостоне, участвовала в Венецианской биеннале.


И вот уже четверть века, с тех пор как зритель и специалисты заметили Дюма и ее работы, техника письма водяными красками у этой художницы остаются неизменными. Она предпочитает листы больших форматов и письмо «по мокрому», герои Марлен Дюма - в основном девочки и женщины.


Эта голландская художница практически не пишет с натуры: парадокс для традиционного фигуративиста, но типичный случай для героя contemporary art. Большинство ее произведений базируется на фотографиях, взятых из газет и журналов или снятых самой Марлен на поляроид. Странно, но ее не волнует, кто запечатлен на снимке, известная фотомодель или какой-нибудь классический живописный персонаж.


В лицах героинь Дюма можно (правда, с большим трудом) узнать и Мэй Уэст, и Наоми Кэмпбелл, и Олимпию с картины Эдуарда Мане - все они волею автора утратили свое «я» и стали для нее всего лишь исходным художественным материалом. Она использует эти образы, как бы изобретая их заново, предлагая им новую жизнь.


Но в отличие от стилистики многих современных фотореалистов ее визуальность ни в коем случае не воссоздает академически идеальную натуру, а, как раз напротив, стремится выявить все ее визуальные изъяны. Создавая подобные «second hand depictions», Дюма как бы приглашает нас освободиться от связанных с тем или иным лицом с обложки или картины цепи ассоциаций, и по большому счету - забыть об иллюзиях в искусстве, а заодно и в жизни.


Картины и рисунки Дюма обычно выглядят вызывающе - во многом благодаря сюжетам, вернее их трактовке. Некоторые из них как бы опираются на евангельские темы: Саломея с головой Иоанна Крестителя, Иуда, Мария Магдалина и т. д. Однако художница создает эти образы, привнося в них чувственно-преступную ноту, и они раздражают нас тем больше, чем безобразней и испорченней кажутся созданные ею в нежном материале их отталкивающие характеры.



Провокативность присуща всему творчеству Дюма, хотя задуманного эффекта она добивается минимальными, и прежде всего техническими, средствами. Распухшие губы, темные слипающиеся веки, зверские оскалы, смоляные волосы - ее эстетика узнаваема, лица - ужасны.


В одном образе Дюма соединяет несколько возможных его интерпретаций - так считает большинство пишущих о ней критиков. С этим соглашается и она сама. Художественная манера Дюма, которая может показаться небрежной, на самом деле очень тонко и продуманно организована.


Абстрактные пятна краски плавно перетекают в четко определенные объемы, эскизность отдельных частей фигуры сменяется подробной проработкой остальных. Плавучая подвижность фигур и лиц, хотя и дышит тупым и тоскливым сексуальным чувством, максимально выразительна.


В них более всего ощущается холодно-сонная, вязкая и гибельная половая стихия - как будто автор самым садистским образом препарирует свое женское нутро, выявляя в нем наиболее темные и отталкивающие свойства женской натуры. (Иначе откуда такое знание предмета?)


Героини Дюма одновременно напоминают томных, одуревших от страсти sexy crazy и страшных бледных мертвецов с провалившимися в темноту глазницами. Источая плотоядную силу, эти мерзкие валькирии или девочки-звери запугают любого своей схожестью с фантастическими упырями.


Дюма обожает самые «модные» темы современного искусства: феминизм и гендерную проблематику в целом, эрос и танатос, вопрос о национальной самоидентификации… Обладая внешностью типичной белокурой бестии, художница тем не менее с успехом разыгрывает и другую выигрышную карту - свою мифическую связь с «черным континентом» (Дюма провела в Африке первую половину жизни).


Настаивая на своем «экзотическом» происхождении, она подкрепляет свою риторику об африканских корнях работой, в которой изобразила себя негритянкой. И, как ей кажется, именно эта часть ее природы - древняя африканская кровь, негритянские культы и чуть ли не духи вуду, говорящие в ней, - делает ее искусство таким глубоким и сложным, таким вечным и таким contemporary. Актуальные художники любят представлять себя носителями тайного знания, и в ряду наиболее успешных из них - Аниш Капур, Ширин Нешат - Дюма чувствует себя вполне комфортно.


Но все же не стоит видеть в ее неоэкспрессионистических образах какую-то запредельную мудрость: если концепция шагов творца легко прочитывается, становится скучно. То, в чем Дюма действительно сильна, это точное, хотя и неожиданное применение ею техники, в котором образ и материал играют друг с другом на равных. Акварель она использует мастерски, ее работы «по мокрому» ничем не уступают аналогичным произведениям Эмиля Нольде, легендарного классика этого акварельного приема.


К тому же особенно ловко художница включает в акварельные композиции элементы, нарисованные черной тушью. Тушь, по структуре более однородная, чем неизбежно кристаллизующаяся краска, легко вступает с последней в дерзкое сочетание - особенно на мокрой бумаге, образуя эффектные, глубокие и темные пятна-тени причудливой формы (серия «Female»). В серии работ, посвященных амстердамскому кварталу «красных фонарей», черные включения с разных сторон подкрадываются к обнаженным фигурам, придавая им лихорадочно-трагический характер.


Дюма не мыслит света без мрака и страдания. Ее мир - амбивалентная реальность, соединившая в себе социальные и сексуальные роли, эротический экстаз и черное бешенство мира, в котором торжествует депрессия - основное состояние произведений Дюма, их душа.

Марлен Дюма – голландская художница.
Именно в Голландии ей удалось прославиться на весь мир и именно эту страну она представляет на всех мировых биннеале. Хотя родилась Марлен в Южной Африке, в семье фермеров, потомков переселившихся сюда когда-то голландцев, а судя по фамилии, в семье были и французские корни. Она покинула Южную Африку в 23 года и перебралась на родину предков – в страну тюльпанов. Но к тюльпанам и красивым пейзажам осталась равнодушна, природа так и не стала для Марлен источником вдохновения. Ей намного более интересны образы людей, а источником вдохновения стала фотография. Она снимает знакомых, друзей, любовников, прохожих, а иногда просто берет понравившиеся снимки из газет и журналов.

Фотографии людей – ее рабочий материал, благодаря которому и рождаются психологические портреты.

Художница пытается показать внутренний мир человека таким, каким она его увидела, а знания, полученные на курсе психологии в Амстердамском университете, очень помогают творческому процессу.

Нередко ее картины носят эротический характер. Она обожает шокировать публику

Ей совершенно все равно, кто запечатлен на снимке. Известная модель, актер, политик – все они лишь исходный материал, образы, обретающие новую жизнь. Цель Марлен Дюма избавить зрителя от ассоциаций и штампов, связанных, например, с тем или иным персонажем с обложки глянцевого журнала. Возможно, в портретах, созданных Марлен, вы с трудом узнаете Наоми Кэмпбел или Мэй Уэст.

Рисунки и картины художницы выглядят несколько вызывающе: искаженные, порой жуткие тела и лица, тревожные сочетания цветов.

Темы, как правило, провокационные: насилие и нежность, вина и покаяние, политика, секс, смерть…

Критики пишут о том, что работы, созданные Марлен Дюма, отображают вовсе не людей, а функционирование человеческих особей а современном обществе.

В скандальном мире искусства о ней много судачат, но при этом она уже стала чуть ли не самым известным художником, работающим акварелью. В любом случае, картины Марлен Дюма вызывают эмоции… разные…