Рождественское послание митрополита орловского и болховского антония. Митрополит Орловский и Болховский Антоний: «Мы призваны нести в мир любовь Приучили выдумывать богов

Дата рождения: 6 ноября 1939 г. Страна: Россия Биография:

В 1957 г. поступил в Минскую духовную семинарию.

В 1965-1968 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в , которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия.

В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в , в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учебы нес послушание личного секретаря .

С 1975 г. — благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 г. — настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа.

В 1982-1985 гг. — заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио.

С ноября 1986 г. по апрель 1989 г. — благочинный московского .

22 апреля 1989 г. в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. () в связи с образованием титул «Красноярский и Ачинский».

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 67) главой новообразованной с титулом «Орловский и Болховский».

28 августа 2014 г. за Литургией в Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. () почислен на покой с выражением благодарности «за многолетнее архипастырское служение в епархиях Русской Православной Церкви, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, строительством храмов, заботой о приходах и монастырях, плодотворным взаимодействием с региональными властями и общественными объединениями, а также за труды в качестве главы Орловской митрополии». Местом пребывания на покое определен г. Орел.

Образование:

1968 г. — Московская духовная семинария.

1972 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия.

1975 г. — Экуменический институт Боссе (Швейцария).

Научные труды, публикации:

Архиепископ Антоний. Выбор судьбы: юбилейное изд. [Сб. статей и материалов]. Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2004.

Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1 / Гл. ред. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005.

Высота духа должна служить людям // Дни культуры и духовности Сербии и Черногории в Красноярске: Программа. — Красноярск: Культурн. центр «Красноярское Воскресение», 2005. С.4.

Главное в жизни — служение Церкви Христовой: Интервью / Православное слово Сибири. Красноярск: 2004. № 10-11. С.14-15.

Глобализация. Тезисы Джорджа Сороса и неадекватность их восприятия для мировых сообществ: Выступление на Международном научно-экономическом симп. по теме «Экономическая уния (союз) стран Восточной и Юго-Западной Европы в условиях глобализации», состоявшемся 26-27 мая 2005 г. в Белграде // Православное слово Сибири. Красноярск, 2005. № 11. С.10-11. № 12. С.10-11.

За живой водой. Отдание праздника Богоявления: Слово архипастыря, произнесенное 14/27 января с.г. в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска // Православное слово Сибири. 2002. № 2-3. С. 24-25.

«…и увидим правду Его» (Мих. 7:9): Слово при освящении храма св. Матроны Московской в Канской детской воспитательной колонии 5/23 сент. 2005 г. // Православное слово Сибири. 2005. № 9. С.6

История святого апостола Павла: Лекции, прочитанные студентам ВБПК в 1996-1997 гг. // Духовные школы Красноярско-Енисейской епархии. 1996. Вып. 4. С. 20-22; 1999. Вып. 5. С. 23-25; 2000. Вып. 6. С. 15-16.

К 15-летию детско-юношеского духовного хора «София» // Красноярскому муниципальному детско-юношескому духовному хору «София» — 15 лет. — Красноярск: 2006. — С. 2.

К организаторам и участникам Международной фотовыставки «Сербия, 25-й кадр…». // «Сербия, 25-й кадр…». Красноярск: Пресс-служба Красноярской епархии: Культур. центр «Красноярское Воскресение», 2003. [С.2].

Наследие Православия: Слово за богослужением в неделю Торжества Православия 7/20 марта 2005 г. // Православное слово Сибири. Красноярск. 2005. № 3. С. 4-5.

Насущная проблема (Et Cathedra). // Духовные школы Красноярско-Енисейской епархии. 1996. Вып. 2. С. 4-5.

Нравственное воспитание молодежи: Доклад, прочитанный на заседании IV съезда Сибирского народного собора, состоявшемся 19-20 февраля 2004 г. в г. Красноярске // Православное слово Сибири. 2004. № 2. С. 4-5.

О канонизации исповедника и подвижника Енисейской земли старца Даниила Ачинского (Даниила Корнеевича Делиенко, 1784-1843) в лике местночтимых сибирских святых. О канонизации архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) в лике местночтимых сибирских святых, в красноярской земле просиявшего. Красноярск: Буква, 1999.

Обращение к участникам V Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений в день их открытия 12 января 2004 года. // Пятые Рождественские образовательные чтения в Красноярске: Сб. материалов. — Красноярск: Епархиальный отд. по религиозному образованию и катехизации, 2004. С. 3-6.

Пасхальное послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2003.

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское воскресение, 2004.

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2005.

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии // Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. — Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005.

Под благодатным Покровом // Православное слово Сибири. 2002. № 9-10. С. 3.

Проф. Н.Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия. / Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.].

Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. — Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003.

Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004.

Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005.

Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006.

Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — исповедники Православия в Литве // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 3. С. 63-68.

Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска. // Православное слово Сибири. 2004. № 4. С. 3.

Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г. // Православное слово Сибири. 2003. № 2. С. 3.

Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске // Православное слово Сибири. 2002. № 2-3. С. 6-7.

Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска // Там же. 2002. № 2-3. С. 5.

Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений. // Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.

Слово произнесенное в праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи 29 августа / 11 сентября 2003 г. в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска // Православное слово Сибири. 2003. № 8. С. 4-5.

Слово, произнесенное в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска в Прощеное воскресение 24/9 марта 2003 г. // Там же. 2003. № 4. С. 2-3.

Слово, произнесенное в Свято-Трехсвятительском храме г. Красноярска 30/12 февраля 2003 г. // Там же. 2003. № 3. С. 2-3.

Слово, произнесенное в день Святой Троицы 17/30 мая 2004 г. от Р.Х. в Св.-Троицком соборе г. Красноярска // Там же. 2004. № 5. С. 4-5.

Сотериологическая сущность Божественной литургии: Богословская лекция. // Журн. Красноярско-Енисейской епархии. Красноярск, 2001. [Вып. 2]. С. 4-15.

Сотериологическая сущность Божественной литургии: Богословская лекция. Часть 2: Синопсис Божественной литургии. // Там же. 2002. [Вып. 3]. С. 4-13.

Три рождения человеческих: Гражданская проповедь 1993 года // Выбор судьбы: Современная Россия глазами русских архиереев. СПб.: Царское дело, 1996. С. 195-198; То же. // Советская Россия. 1993. 9 сент. (Русь Православная; № 6.).

[Христос Воскресе!] // VII Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности в Красноярске, 2004. — Красноярск: Красноярский общественный православный фонд, 2004. С. 2.

Награды:

Церковные:

  • 1989 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 1999 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • государственный орден Дружбы;
  • государственный орден Почета;
  • высшая российская общественная награда знак ордена св. блгв. кн. Александра Невского «За труды и Отечество» II ст.;
  • орден «За веру, волю и Отечество»;
  • орден «За службу казачеству»;
  • медаль «10 лет возрождения Енисейского казачьего войска 1991-2001»;
  • орден «За заслуги перед казачеством»;
  • медаль «Атаман Платов»;
  • орден «За жертвенное служение»;
  • украинский высший казачьий орден «Возславлю и покрию людей моих»;
  • орден «Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945»;
  • медаль «Георгий Жуков 1896-1996»;
  • медаль «Н.Г. Кузнецов. Адмирал флота, 1939-1955. Потомству в пример»;
  • медаль «300 лет Российскому флоту 1696-1996»;
  • медаль «Честь, флот, Отечество»;
  • медаль «Цесаревич Георгий. РДС. Москва 850 лет»;
  • медаль УИС России «Министерство юстиции РФ».

Возлюбленные о Господе дорогие мои сослужители у Святого Престола Божия в монастырях и храмах нашего богоспасаемого града Орла и всех иных храмах и обителях земли нашей Орловской, славные казаки и всё воинство защитников Святого Отечества нашего, уважаемый губернатор области и соратники его на местах исполнения общегосударственных и местных законодательных актов жизни нашего народа, иноки и инокини монастырей, деятели обществ по оказанию помощи в сферах благотворительности, образования, строительства и иных видах деятельности в нашей Святой Церкви, наши неустанные труженики и труженицы храмов, часовен и в других заботах нашей церковной жизни, учащие и учащиеся всех воскресных школ, гимназий и иных образовательных церковных учреждений, дорогие паломники, прибывшие к нам в эти дни великого праздника, чтобы помолиться перед святым образом с мощами нашего великого подвижника и просветителя России, вслед за равноапостольным великим князем Владимиром Киевским - святому преподобному священномученику Кукше - Иоанну, с 1113 года продолжившему этот подвиг великого Владимира здесь, на своей земле орловской и ныне особо в Его святой обители под Мценском, просвещающему Собою тех, кто в период гонений на Святую Церковь отступили от Правды Божией и чают исцеления души своей для наследования Жизни Вечной Его святыми молитвами, и где, как не у преподобного Кукши, найдём мы ту живительную силу для себя и наших заблудших детей, иногда даже и потерявших свою спасительную веру; приветствую ныне и всех других паломников, посетивших в дни рождественских Святок и иные святые места, и Источники нашей святой земли орловской и всех вас, заполнивших наши святые храмы в эти торжественные дни праздничных богослужений этими словами глубочайшего смысла, открывающими нам Вечное Спасение в Царстве Небесном:

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - СЛАВИТЕ, ХРИСТОС С НЕБЕС - ВСТРЕЧАЙТЕ!

В этих священных словах - суть сегодняшнего нашего торжества и радости!

С этой неизреченной человеческим языком радостью мы, глубоко верующие, вместе с Силами Небесными празднуем этот величайший праздник явления Творца и Бога в наш грешный мир для нашего вечного спасения.

В непререкаемом Святом Евангелии Самим Господом сказано: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь… Всякий верующий в Меня не погибнет, но имеет жизнь вечную… и Я воскрешу его в последний день» (Ио. 14,6; 11,25; 6,54). Согласно Священному Писанию во Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа всем будет ясно, куда и какими мы предстали в вечную жизнь: в безгрешное ли Царство Света и пребывания в первозданном Раю или во мглу зла и насилия дьявольской прелести, опутавшей как никогда сегодня мир человеческий до степени полного отчуждения от Бога и погружения в область тьмы, хаоса и даже общественного маразма.

Согласно Святой Библии, когда Бог сотворил первого человека - Адама - из частиц земли, то при этом Он вдохнул в ещё безжизненное лицо Адама Себя, дав тем и ему жизнь вечную: «И стал человек душой живой» (Быт. 2,7). В лице же Адама и всё человечество создано для жизни вечной. И это очень важно, и говорит об особом предназначении человека. После сотворения Земли, других планет, галактик и несметного количества иных миров Господь Словом Своим сотворил Человека (земля) и Своим дыханием (дух) выделил его особо из всех других творений во Вселенной.

О том, как же Господь восставит скончавшихся на земле для иной жизни, сказать очень просто. Только невежда или скептик не поймёт в своём атеистическом усердии простого, но согласного со Священным Писанием ответа. Каждый сам за себя ещё при жизни земной делает свой выбор, где и с кем ему быть в будущей вечной жизни. Бог создал человека идеальным и свободным существом, самостоятельно избирающим свой жизненный путь согласно тем или иным положительным или греховным отрицательным ситуациям. Но чтобы стать Личностью с заглавной буквы, жизненный путь человека должен определяться высшими Божественными законами, которые заключены в Священном Писании. Без этого можно очень легко благодаря всегда присутствующим в этом мире демоническим силам зла соскользнуть на путь, ведущий в погибель. Настоящая Личность та, которая следует бесконечному процессу уподобления своему Творцу и Богу. На эту же тему хочу привести слова одного замечательного современного богослова. Имени его не называю, потому что его устами глаголет нам Сам Господь, предупреждающий о суетности мира сего и призывающий к подлинным истокам духовности, которая заключена в изначально Святой Православной Церкви: «Вера в Бога открывает человеку истинный смысл и цель его краткой жизни и призывает его ко всему возвышенному, чистому, святому: обязует свято беречь верность семейной жизни - истока всех человеческих взаимоотношений, быть усердным в труде на благо наших ближних и родного Отечества, уважать и чтить друг друга братской любовью, служить людям не за страх, а за совесть, всей нашей правдой стоять на страже Богом завещанного мира для блага и счастья всех людей, дабы воля Божия совершалась также на земле, как и на небе».

Вот уже 2016 лет прошло от Рождества Христова, и не сосчитать, сколько душ людей, уверовавших во Христа, обрели тем Царство Небесное. Ныне, в непростые времена происходящих на арене политических событий, мы должны стремиться к оздоровлению, и единственный путь подлинного возрождения нравственной и духовной жизни есть возвращение к нашим духовным ценностям, на незыблемых принципах Правды Божией, всегда хранившей нашу Россию и в самые сложные времена. Из только что приведённого текста это направление духовного возрождения нашего и нашей культуры через Святую Церковь Христову исторически ясно подтверждено на протяжении всех веков. Поэтому в день Рождества Христова я хочу привести эти величественные и полные любви слова: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную…» (Ио. 3,16). Так будем же, дорогие мои братия и сестры, достойными сынами и дочерьми Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, дабы не погибнуть нам в мире зла и лукавства, свято храня себя от искушений и опаснейших путей, удаляющих нас от святой и чистой нашей веры Православной: без неё нам жить не только немыслимо, но и невозможно. Она - стержень нашего всестороннего процветания!

Сердечно поздравляю также с наступившим уже 2016 годом, и да благословит Господь все наши усилия на всех уровнях жизни к грядущей чести, славе и процветанию нашей Великой России!

С Божиим благословением пастве орловской, с любовью о Господе

митрополит Орловский и Болховский АНТОНИЙ

Рождество Христово 2015/2016 г., г. Орёл

О том, какое место православие занимает в жизни орловцев, что необходимо нынешней молодёжи и где искать истину, «Аиф-Орёл» побеседовал с митрополитом Орловским и Болховским Антонием.

Первый в Орловской митрополии Сретенский бал православной молодежи прошёл в Ливнах. Фото: Орловская митрополия

Я вижу оживление

Решением Священного Синода 7 лет назад архиепископ Антоний был переведён на Орловскую кафедру. За это время в нашем крае им были сделаны воистину судьбоносные шаги. Орловская епархия преобразована в митрополию. Открыт монастырь святого Кукши, проведено торжественное празднование 900-летия его подвижнической кончины, которое архипастырь вынес практически на своих плечах. В епархии впервые в её истории учреждена епархиальная награда - епархиальная медаль святого Кукши трёх степеней. Подготовлены материалы для учреждения Собора орловских святых. Владыка - непременный участник организуемых в епархии церковных художественных и исторических выставок. Многие знают, что Владыка, которого отличает глубокая богословская учёность, любит церковную службу и сугубую молитву, постоянно организует крестные ходы по территории епархии. По личной инициативе Владыки в епархии организованы ежегодные Рождественские чтения и Пасхальный фестиваль. Растёт количество православных молодёжных движений, развивается церковная социальная работа. Так, в преддверии праздника стартовал Митрополичий конкурс детского рисунка «Пасха глазами ребёнка», который продлится с 19 марта по 8 апреля. Основными целями и задачами его проведения являются духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие творческих начал в душе ребёнка на основе православных традиций. Участниками конкурса могут стать воспитанники воскресных школ. Рисунки предоставляются до 6 апреля 2018 г. в отдел епархии, где проводится предварительный отбор лучших работ. В состав жюри войдут представители Орловской митрополии, профессиональные художники. Лучшие рисунки будут представлены на выставке в ходе Пасхального концерта, который состоится 9 апреля, также они будут выложены на сайт Орловско-Болховской епархии.

— Владыка, нынешний год для Орловской епархии юбилейный — исполняется 230 лет со дня её образования. Скажите, что принесло православие в жизнь Орловского края, как теперь живётся Православной церкви?

— Конечно, нам, христианам и священству православному, живётся гораздо лучше, чем в прошлые годы атеистических гонений. Поднимаются новые храмы, растёт количество прихожан. Где-то дела идут лучше, где-то хуже. Но везде я вижу оживление духовной, христианской жизни. Церкви даны большие возможности для проповеди, для миссионерской работы. Труды наших священников постепенно приносят свои плоды. Люди к вере потянулись, и это прекрасно, так как нельзя просто атеистическими правилами жизни пользоваться, они уже устаревают. Главное сейчас — понимать, что без Бога никуда.

Особенно меня радует, когда взрослые приводят детей в церковь. Их появление в храмах греет мне душу. Смотрю и думаю: эти кое-что поймут, эти будут другими.

И вообще, наша жизнь явно переменилась к лучшему. Я давно живу и никогда раньше не видел такого обилия разнообразных продуктов в магазинах. Появились даже заморские фрукты, о которых раньше и не слыхивали. Работают сельскохозяйственные предприятия, у людей есть заработок, они всё это могут купить. И всё-таки жалобы на плохую жизнь в народе не оскудевают. Думаю, что главная задача, которая сейчас стоит перед священниками, — это научить свою паству ценить великие Божии дары: хлеб и безопасность. Научить радоваться жизни вместо того, чтобы брюзжать и жаловаться.

Знаете, посещая самые разные сёла, я заметил одну особенность. Там, где больше народа в храме, там, где лучше Богу молятся, там и дела в хозяйстве идут лучше. Наверное, можно считать это вкладом православной церкви в жизнь Орловской области?

На Орловщине чётко ощущается оживление духовной, христианской жизни. Фото: Орловская митрополия

Одна защита — вера

— Вы сказали о детях то, что они, приобщившись к Церкви, будут другими. Стало быть, нынешняя молодёжь чем-то плоха?

— Не то чтобы она была плоха сама по себе. Молодёжь оказалась брошена на произвол судьбы и вынуждена выдерживать тяжелейшие искушения. Раньше государство худо-бедно заботилось о нравственном воспитании молодого поколения. Да, это воспитание было атеистическим, да, оно не имело основы в Боге, в Священном писании, но кое-какие основы правильной, честной жизни, взятые из народной нравственности, молодёжи преподавались. Хотя, конечно, всё равно атеистическое воспитание делало людей равнодушными к своей совести. Но народ не до конца забывал о десяти заповедях, о совести, о чести. Сейчас государство устранилось от воспитания молодого поколения, школа только предоставляет детям «образовательные услуги». А дьявол тут как тут: фильмы сладострастные, реклама бездумного и безудержного стремления к удовольствиям, вино, наркотики. Каково это выдержать юному неокрепшему сознанию? И не выдерживают. И блудные грехи совершают в самом юном возрасте, и пьют, и доходят до самых страшных преступлений против Божественного закона: совершают убийства и самоубийства.

Ото всего этого одна защита — вера. И одно место спасения — Церковь. И чем раньше человек придёт туда, тем надёжнее он будет защищён от врагов невидимых.

— Молодёжь всё-таки чувствует опасность. В храмах её становится всё больше. Как вы думаете, насколько увеличилось количество молодых прихожан?

— Конкретные цифры привести трудно, мы же не делим прихожан по возрастным группам. Но в общем, по-моему, сейчас в храмах четвёртая часть молящихся — молодёжь. Этого, конечно, мало, но всё-таки... К молодёжи стало больше внимания и больше уважения, которое даёт Церковь. Можно изучить много прекрасных педагогов, но такого эффекта, который даёт Церковь, не будет.

Меня возмущают те факты, когда священник хочет прийти в школу и побеседовать с детьми, а ему не разрешают. Они не понимаю того, что образование — это не только культура, но ещё и духовно-нравственное аспект в жизни человека. Есть основная религиозная идея, и её надо придерживаться. Пока человек юн, он впитывает.

Приучили выдумывать богов

— К сожалению, молодые ищут духовную опору не только в Церкви. Сейчас на Орловщине появилось движение неоязычников. Сами себя они называют «вятичи». Основной состав — люди до тридцати лет. Они ежегодно летом строят капище Перуна, вокруг которого отмечают свой языческий праздник. Что вы можете сказать об этом?

— Все эти движения берут своё начало в разделении церквей, которое случилось ещё в легендарные времена Рима. Римская церковь в стремлении к власти и почитанию исказила часть догматов христианской веры. Родился католицизм. От искажения божественной истины пошли нестроения в католической церкви. Из противления им родился протестантизм. Главный догмат баптистов, адвентистов и прочих протестантов заключается в том, что каждый верующий имеет право толковать Священное Писание по собственному разумению, как Бог ему на душу положит. В итоге толковали, толковали и дотолковались до некоторого количества протестантских церквей и большого числа сект. Да если бы только это! Беда заключалась в том, что людей приучили к большой свободе в богословии. Приучили их самим выдумывать себе богов.

Сначала секты хотя бы делали вид, что они строят своё учение на Священном Писании. Потом даже это было отброшено. Самозваные проповедники выдумывали веры, кто во что горазд. На таком основании и появилось это так называемое «язычество». Предугадать, как будет развиваться это движение, каким будет его судьба, сейчас невозможно. Одно ясно: молодые поклонники славянских богов теряют драгоценное время, которое они могли бы потратить на изучение истинной веры православной, на спасение души.

— Но если молодёжь губит в сектах и движениях свои души, значит, с ними нужно бороться. Может, добиваться законодательного запрещения?

— Справиться с верой путём преследований невозможно, да и не нужно. Только мирная проповедь, только убеждение. Но нужно различать веры. Одна учит добру, несмотря на искажения. Другая ведёт ко злу. Мусульманство мирная религия, с ней православные уживались веками. А ваххабиты, которые призывают убивать представителей других вер, отрезают людям головы, торгуют рабами, тоже называют себя мусульманами. Но с ними не может быть мира. Только борьба. Радикальные течения различных вер, человеконенавистнические секты — вот с чем нужно бороться не только словом, но и делом, причём бороться на государственном уровне.

Другое дело — мирные, а ещё лучше традиционные веры, с ними нужно уживаться. Взять, к примеру, тот же ислам. Православные веками жили рядом с представителями этой веры, и всё обходилось хорошо и мирно. Люди уважали верования друг друга.

Христос завещал нам любить друг друга. И от ошибочных вер уводить, а к истинной приводить, можно только любовью, милосердием, уважением. Мы, православные, пришли на свет, чтобы любить людей, любить окружающий мир. Это первая главная заповедь нашей веры.

Культура начинается с веры

— На духовный мир современного человека оказывает большое влияние культура. Как православная вера должна взаимодействовать с современными её течениями и проявлениями?

— Культура всегда начинается с культа, то есть с веры. Да она и родилась в храмах. Но рождённая церковью культура сейчас очень далеко отошла от неё. Для того чтобы добиться успеха, нам нужна поддержка государства. И кое-что сейчас в этой области стало изменяться. Власть начала понимать, что укрепить в народе нравственное начало можно только с помощью нравственной культуры. И даже стала что-то делать в этом направлении. Пока мало и очень робко, но процесс, кажется, пошёл. Без возрождения православного русского духа нашу страну не укрепишь.

И всё-таки на первом плане должно оставаться христианское просвещение. Мне хотелось бы, чтобы каждый взрослый россиянин прочитал Евангелие и Библию. Это великие книги. В них всё. Они написаны на сердцах человеческих. Читайте Евангелие, оно просветит и утешит вас.

Досье

Митрополит Орловский и Болховский Антоний (в миру Черемисов Иван Иванович).

Родился 6 ноября 1939 г. в ст. Терновке Воронежской области в семье рабочего. В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965-1968 годах учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия.

В 1972 году поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учёбы нёс послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

7 апреля 1971 года в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1971 года рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября 1972 года — во иеромонаха. С 1975 года — благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 года — настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 года возведён в сан игумена.

В 1982-1985 годах — заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио. С ноября 1986 года по апрель 1989 года — благочинный московского Данилова монастыря. 24 марта 1987 года возведён в сан архимандрита. 22 апреля 1989 года в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского.

25 января 1990 года переведён на Тобольскую кафедру, 20 июля — на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 года временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул «Красноярский и Ачинский». Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года назначен на Орловскую кафедру. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 67) назначен главой новообразованной Орловской митрополии с титулом «Орловский и Болховский».

28 августа 2014 года за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.

Владыка Антоний — Почётный гражданин Красноярска (1999 год), академик Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, действительный член Российского Географического общества, почётный член Экспертного совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», действительный член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), почётный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

По приглашению митрополита Орловского и Болховского Антония мне посчастливилось побывать в Орле на торжествах, посвященных его 75-летию.

16 ноября Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Орловский и Болховский, возглавил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе в сослужении Преосвященнейшего епископа Норильского и Туруханского Агафангела и Преосвященнейшего епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, а также секретаря Орловско-Болховской епархии протоиерея Владимира Сергеева, благочинного Орловского округа протоиерея Александра Прищепы и священнослужителей митрополии.

Не только клирики, но и немало мирян приняли участие в торжествах по случаю 75-летия со дня рождения главы Орловской митрополии. На богослужении присутствовали заместитель губернатора и председателя Правительства области Вадим Соколов и представители общественности.

По завершении литургии духовенством соборно был совершен благодарственный молебен о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Мы познакомились с владыкой Антонием почти двадцать лет тому назад при следующих обстоятельствах. В те первые годы издания «Руси Державной» наша редакция находилась при московском храме Тихвинской иконы Божией Матери. И вот однажды настоятель храма протоиерей Владимир Еремин вошел к нам, как мне показалось, с растерянным видом. «В храме стоит какой-то владыка и вас спрашивает», - сказал он. Так мы и познакомились с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием…

Впоследствии мне удалось дважды побывать в Красноярске - на десятилетнем юбилее епархии и в паломнической поездке в 2000 году по Енисею. Это путешествие навсегда останется в моей памяти. Владыка Антоний собрал тогда на теплоходе интересных людей со всей страны и даже из дальнего зарубежья. С некоторыми я до сих пор поддерживаю дружеские отношения.

Это была необычная поездка, прежде всего, потому, что на каждой остановке владыка Антоний вместе с местными священниками служил литургии, молебны, освящал колокола и вновь построенные храмы. Величавый, полноводный Енисей своим постоянным присутствием как бы подтверждал сугубую важность происходящих событий. А во время движения теплохода было много встреч, бесед, концертов. И говорили, прежде всего, о пробуждении православной веры в нашей стране. В «Руси Державной» остались мои заметки и фоторепортажи. Воспоминания о поездке сохранились навсегда в моем сердце…
Это была первая паломническая поездка по Енисею. Через пять лет за ней последовала вторая, а затем и третья.

Вот уже три года несет свое архипастырское послушание владыка Антоний на Орловской земле. И продолжает строить и освящать новые храмы, монашеские обители, православные гимназии.

На этом трудном пути к евангельской истине владыка Антоний являет свою несокрушимую веру в торжество православия на Руси. В сентябре 2012 года, освящая крест в пос.
Гать Орловского района, оскверненный врагами нашей веры, владыка произнес памятные слова: «Верю, придет вразумление, и Россия вернется к основе основ своего государства - Православию и процветет своей непреодолимой силой Духа, который всегда сокрушал всех врагов, потому что девиз ее на века - один: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!»

После юбилейных торжеств, несмотря на занятость владыки Антония, мне удалось побеседовать с ним.

- 75 лет - это большой жизненный путь, когда человек действительно осмысливает прожитое. Когда я читал Вашу биографию, перед моими глазами прошло множество событий, вехи Вашего служения. Познакомились мы с Вами около 20 лет назад, и я прошу Вас хотя бы кратко вспомнить, какие были наиболее запоминающиеся события в Вашей жизни, которые подвигли Вас на священнический, архиерейский путь?

Моя мама воспитывала меня в церковном, правильном отношении и понятии о смысле жизни. Я хорошо усвоил это еще с детства, потому что ходил с ней в храм. Это самое главное в моем дальнейшем понимании значения Церкви и для нашей семьи, и шире. Когда в школе меня в пионеры вовлекали, мудрая моя мама посоветовала: «Скажи им, что я согласен быть пионером, но ходить в храм я буду». И в пионеры меня не приняли. С комсомолом потом уже легче было, потому что я пел в архиерейском хоре. Я полюбил этот коллектив, полюбил церковное пение.

Было это в Вильнюсе. Мы с родителями туда переехали из Воронежской области, после того как папа вернулся с войны. Он перевез туда всю семью. Советская власть, настроенная категорически против религии, нас тоже не забывала. Были неприятности, вплоть до того, что родителей хотели освободить от меня, потому что, мол, они неправильно меня воспитывают. Но поскольку у меня была в школе хорошая успеваемость, то так и не нашли ничего такого, что могло бы сказаться на этом полном разлучении меня с семьей.

Я маму очень любил, и папу тоже - они были верующие, и, в общем-то, мы нормальной жизнью жили. Я рос совершенно нормальным человеком, советским гражданином того времени, и поэтому никаких проблем, кроме того, что в комсомол я не вступал, не было. Потом я поступил в музыкальное училище, а по вечерам учился в школе рабочей молодежи. Всё это сочеталось - недалеко от дома находился Свято-Духов монастырь, куда я ходил и где пел в хоре. В музыкальном училище были великолепные, прекрасные хоры.

Один бывший священник, который 10 лет отсидел за свои убеждения, в свое время пел в нашем хоре. После возвращения из мест заключения он уже после священником не стал. Однажды он мне говорит: «Знаешь, Ваня, ты уж брось это - это всё умирает». Вы знаете, я в ужас пришел от того, что он сказал: «Это всё умирает религиозное, ты себе другой какой-то путь ищи». Видимо, в то время даже подсознательно я понимал, что у меня стремление какое-то другое есть. И вот наступило время, когда я решал этот вопрос, и, наверное, недели две я не ходил на богослужения. И понял, что я очень много потерял, в том числе и людей прекрасных, замечательных - это были певцы из филармонии, были даже из оперного театра. Я понял, что становлюсь непонятно кем.
Знаете, ведь я благодаря именно маме стал епископом, и теперь митрополитом. Всё это для меня очень памятно. Это то, что осталось от моего детства, от прошлого, которым я просто восхищаюсь. И радуюсь тому, что мама заложила корни духовно-нравственного, правильного воспитания, каковы мне давала Церковь. При этом я с Церковью уже не мог расстаться, даже когда был в армии.

Я служил три года, и тут берлинскую стену определили соорудить, и нас задержали еще на полгода в армии. Тогда тоже были неприятности, потому что я не комсомолец. После демобилизации я долго раздумывал, поступать в музыкальное училище или не поступать, потому что я считал, что Церковь играет фундаментальную роль в моей жизни.

Мама вложила в меня всё это, и поэтому я очень благодарен маме за ее воспитание. Когда я ложился спать, она мне читала Иоанна Златоуста. Вы себе представляете, что это такое? Иоанн Златоуст - это орешек такой, не простой. И вот где-то в 9, 10, 11 лет я при засыпании слушал Иоанна Златоуста. Само повествование привлекало меня, мне нравилось это, и я с удовольствием засыпал - так хорошо под Иоанна Златоуста. Вот это я очень хорошо помню. И, между прочим, я и сейчас тоже читаю Иоанна Златоуста, считаю, что очень глубокие мысли там. А мама сама очень увлекалась им, поэтому, наверное, вместо обычных детских сказок мне читала его. Действительно, она была истинно христианской, настоящей нашей русской женщиной, которая понимала главное, что надо не просто ходить в храм - и достаточно. Нет, этого недостаточно. Надо понимать суть того, что происходит в храме. Это мама мне объясняла и дополняла Иоанном Златоустом. Таким величайшим мыслителем. Прекрасно! Мне он до сих пор нравится.

Как-то один молодой священник спросил меня, что я читаю. Я говорю: «Иоанна Златоуста». А он мне говорит: «Ну, не знаю, это сейчас как-то не котируется». Я его не понял. Я абсолютно этого не понял. Как это не котируется, да вы что?! Да, это древние времена, но там такая глубина! И надо читать, и вникать в то, что там написано, в те прекрасные выдержки из Священного Писания, из Пророков. Это убедительнейше! Когда я читал, я был в восторге. Преклоняюсь перед Иоанном Златоустом. Это великолепный, великий, замечательный оратор и мыслитель. Очень глубокий. Это сильнее любого философа. И он не только толкователь Священного Писания. Он раскрывал и ту эпоху, в которой жил.

Сегодня эпоха, конечно, совершенно новая. Но делаешь определенный вывод: эпохи-то новые - они меняются, а вот то, что Иоанн Златоуст дал в своих творениях, - оно не меняется никогда. И продолжение этого мы видим сегодня, через 70-80 лет атеизма и прочего, что нам насаждали. Мы это видим - какая же это красота, какое обилие жизненного процесса сегодня, совершенно улучшается жизнь человека-личности и жизнь общества в целом.

Если бы люди следовали Божиим заповедям, тогда бы совершенно изменился мир. Не в смысле, что мы возвратились бы к дедовским эпохам, к жизни дедов-прадедов, но в том смысле, что культурно-интеллектуальный уровень общества превосходил бы намного тот, который сегодня мы видим. Если бы люди прислушивались к этому, то, конечно, они получили бы великое удовлетворение. А то, что предлагают американские силовики и их подпевалы, - по существу, гибель мира. По событиям на Украине всё совершенно ясно для меня.

Сегодня в проповеди после литургии Вы вспомнили замечательную речь Святейшего Патриарха на Всемирном Русском Народном Соборе. Когда он говорил о том, что нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов разных эпох нашей истории. И мне кажется, что-то сдвинулось в нашей жизни, что очень многие люди задумались об этом, и, наверное, не случайно на Соборе выступали самые разные люди, с разными политическими платформами, но все были за единение. Единение - это, конечно, то, чего нам всем не хватает.

Необходимо единение в духовно-нравственном процессе всемирного масштаба, в котором сегодня первенствующее положение остается за Россией. Она лидирует в этом. И в этом наша надежда на умиротворение тех критических моментов в жизни, которые имеют место сейчас. Благодаря России, можно обрести тот здравый порядок вещей, о котором думает все человечество, все цивилизованные народы. Должен же наступить какой-то определенный хороший этап в нашей жизни, чтобы прекратилась братоубийственная война, чтобы не было таких конфликтов и не было террористических угроз.

Святейший Патриарх вывел своеобразную идеальную модель, в которую вошли такие понятия: вера, справедливость, достоинство, солидарность и державность. У нас в редакции почитается икона Божией Матери «Державная», несколько раз она мироточила. И сейчас на ней мироточит держава. Я думаю, что это тоже не случайно. Какие-то судьбоносные наступают времена, как Вы считаете?

Безусловно, это имеет большое значение - как благословение нам. Взять правильно курс, в том числе и Церкви, на то, чтобы возвращать духовно-нравственные основы нашего православия в нашу жизнь.

Церковь, если она святая, требует самоотдачи от человека, в том смысле, что ты смотри на заповеди и исполняй их. А если мы обходим эти заповеди, то можно и до абсурда дойти.

Вот браки однополые - это вообще страшные, ужасные вещи. Это неприемлемо совершенно для русского человека, и поэтому с этим мы не должны никогда соглашаться. Я сожалею, когда политические деятели говорят: ну, пусть каждый человек выбирает то, что хочет. Это абсолютно несуразная вещь. Так может говорить только атеист, который не понимает, что, помимо того, что установлено политическими деятелями здесь, есть еще высший закон.

И высший закон - это Божественный Закон. Поэтому все те заветы, которые даны нам изначально для соблюдения, - они для того, чтобы был мир, для того чтобы была любовь, для того чтобы царствовало то, что, закономерно определено Богом для жизни человека. Отрицание же всего этого и порождает те уродливые вещи, о которых мы сегодня слышим. Это просто не вмещается в нормальное сознание человека. Это неприемлемые вещи.

К юбилею владыки Антония в Орле выпустили документальный фильм о нем. И мне бы хотелось в заключение процитировать некоторые высказывания этого скромного, но очень искреннего, убежденного человека, для которого вера православная - это смысл жизни.
«Душа русского человека больше раскрыта, он в большей степени понимает жизненные перипетии, которые ему встречаются, и он, конечно, ближе к Богу, и он понимает, что есть истинная вера».

«Сердца многих людей повернулись к Богу, повернулись к вере, повернулись к культуре нашей. Я этими людьми восхищаюсь!»

«Больше всего я ценю в людях присутствие веры. Это очень важное качество, очень нужное».

«Россия удивительно проникновенно чувствует жизнь, и раскрывается она лучше в произведениях нашей классической литературы. Это нужно всем знать, помнить и дорожить русской литературой. Дорожить памятью наших предков, которые всегда были православными, и не просто поверхностно, а жили православием. Это прекрасно. Мы должны вернуть это в нашу жизнь».


Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Фото Орловской митрополии

Митрополит Антоний (в миру Иван Иванович Черемисов ; 17 ноября 1939, Терновка, Терновский район, Воронежская область) - епископ Русской православной церкви, митрополит Орловский и Болховский, глава Орловской митрополии.

Биография

В 1946 году вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и музыкальный техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в Вильнюсском Свято-Духовом монастыре.

В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. Окончил Московскую духовную семинарию в 1968 году, Московскую духовную академию (МДА) в 1972 году, аспирантуру МДА в 1975 году со степенью кандидата богословия.

7 апреля 1971 года был пострижен в монашество и 14 апреля рукоположён во иеродиакона. 4 ноября 1972 года рукоположён во иеромонаха.

В 1975-1979 годах - благочинный Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

В 1979-1982 годах - настоятель Благовещенского собора в Каунасе. В 1979 году возведён в сан игумена.

В 1982-1985 годах - заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио (Япония).

В 1986-1989 годах - благочинный Свято-Данилова монастыря в Москве.

Архиерейство

10 апреля 1989 года постановлением патриарха Пимена и Священного Синода определено быть епископом Виленским и Литовским.

22 апреля 1989 года хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. Хиротонию в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря совершили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Тульский и Белевский Максим (Кроха), Владимирский и Суздальский Валентин (Мищук), Зарайский Алексий (Кутепов) и епископ Можайский Григорий (Чирков).

25 января 1990 года переведён епископом Тобольским и Тюменским (кафедра воссоздана). С 20 июля того же года назначен епископом Красноярским и Енисейским. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года (журнал № 44) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул Красноярский и Ачинский.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 года в связи с образованием Орловской митрополии титул архиепископа изменён на Орловский и Болховский.

Награды

Светские

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010 год)
  • Орден Почёта
  • Орден Дружбы
  • медаль Федеральной службы Государственной статистики (2008)

Церковные

  • Орден святого преподобного Серафима Саровского I степени (2014 год)
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени (2009 год)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1989 год)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1999 год)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2007 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2004 год)
  • Крест и медаль св. ап. Иоанна Богослова Элладской Православной Церкви