Роман песнопевец. Святой роман сладкопевец

Каждый из нас, наверняка, присутствовал в православном храме на богослужении и был покорен благозвучием церковных песнопений, возносящихся к самому куполу церкви.

Роман Сладкопевец, день поминовения которого православные отмечают 14 октября, по праву считается творцом и покровителем церковного хора. Читая молитву святому Роману Сладкопевцу, надо помнить о его духовном вкладе в развитие песнопения, ведь именно им было написано немало духовных песен для богослужения.

Житие Романа Сладкопевца

Родом будущий Преподобный был из Сирии, где и получил духовное образование, так как с ранних лет чувствовал в себе желание служить господу Богу. Позже он переехал в Константинополь, где стал служить клириком в христианском храме Святой Софии (V век). Особенно нравились Роману праздничные богослужения, и, хоть он не обладал ни слухом, ни голосом, он очень активно помогал в их проведении. За усердие и старания юноши его очень любил Патриарх, а вот другие клирики, видя благосклонность его к юноше, стали притеснять и высмеивать Романа. Однажды его вытолкнули во время церковной службы на обозрение прихожан и ему пришлось петь. Конечно, он осрамился и убежал из храма.

Всю ночь он провел в страданиях и усердных молитвах перед ликом Богородицы, не ведая, что через века люди будут просить его о творческом вдохновении, вознося молитву Роману Сладкопевцу о пении.

Святая Дева Мария явилась усердному юноше, протягивая бумажный свиток и повелевая съесть его. После этого Роман стал обладателем чудесного голоса, музыкального слуха и поэтического дарования. На следующей службе он поразил всех песнопением своего первого кондака, так как голос его был прекрасен, а слова чудесны.


В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?

Преподобный святой написал немало церковных произведений:

  • церковные гимны;
  • сильные молитвы;
  • кондаки и акафисты.

Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.

В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов - очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.

Текст молитвы Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Преподобному Роману Сладкопевцу (тропари и кондак)

Тропарь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: / прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́ / и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, / прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. // Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Ин тропарь, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я, / ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в, / преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче, / оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́, / та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́, / и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га. / Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х, // да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Ин тропарь, глас 3

По́двигом поста́, моли́твы и бде́ния,/ глубино́ю ве́ры и смиренному́дрия/ от ю́ности совле́клся еси́ ве́тхаго челове́ка,/ равноа́нгельному житию́ уподо́бився,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ досто́ин был еси́ явле́ния Богоро́дицы,/ я́же повеле́ ти ди́вный сви́ток съе́сти,/ и тем препода́ ти дар песнотворе́ния,/ а́бие воспе́л еси́, я́ко А́нгели Небе́снии,/ сла́ву Воплоти́вшемуся из Нея́ Сы́ну Бо́жию./ Моли́ся за ны ко Го́споду,/ дарова́ти всем воспева́ющим Христа́ Жизнода́вца/ согла́сное пе́ние,// мир и ве́лию ми́лость.

История сохранила очень мало данных о св. Романе Сладкопевце. Он родился в конце V в. в еврейской семье* в городе Эмесе близ Бейрута. Согласно древнему синаксарю, там он служил диаконом. Но другое предание говорит, что св. Роман был рукоположен в диакона уже в Константинополе, что было много позднее. В его житии говорится, что Роман проводил аскетический образ жизни. Сохранилось также предание, что прежде получения чудесной помощи свыше, он был безграмотным.

То ли низкий моральный уровень жителей Бейрута, то ли иное какое побуждение было у св. Романа оставить этот город, но он переселяется в Константинополь. В этой блестящей столице Византийской империи ему было трудно. Он получил место пономаря в одном из храмов столицы. Дни он проводил в месте своего служения, усердно трудясь в храме, а на всю ночь уходил всегда открытый храм Божией Матери во Влахернах. В этом знаменитом храме Роман молился в течение всей ночи. Спустя некоторое время он перешел на службу в патриарший кафедральный собор столицы. Здесь своим усердным служением он обратил на себя внимание патриарха Евфимия. В Греческой Церкви, как и во всех Балканских Церквах, пономари были одновременно и псаломщиками, т.е. совмещали службу уборки храма с клиросным служением. Но, в отличие от других служителей храма, св. Роман не умел читать и не мог петь церковных песнопений. Однако патриарх приравнял его в отношении жалования к другим служащим храма, которые несли также и клиросное служение. Это вызвало их раздражение на Романа, которое перешло в открытое преследование. Его всячески притесняли. Чувствительный душой, добрый, сердечный и незлобивый святой от этого очень страдал. А однажды издевательства над ним превзошли всякую меру: во время совершения Царских часов в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал царь Анастасий и было много духовенства и мирян, певчие насильно потащили святого, который в это время был занят лампадами, на амвон, возвышавшийся посередине церкви, говоря: "Получаешь равное с нами жалование - неси и равную с нами службу". Преподобный не умел петь и не мог прочесть текста, а потому со стыдом покинул амвон. Ему казалось, что все смеялись над ним, и особенно тяжело ему было потерпеть такой стыд пред лицом царя... Тогда Роману казалось, что выхода нет, и, рассуждая по-человечески, он был прав. Сказать о своей обиде было некому. Обратиться к патриарху? - Но патриарх - лицо слишком высокое и недоступное, да часто и нельзя ожидать сердечности от тех, которые достигли высоких постов. Кроме того, если бы патриарх и принял бы участие в нём и сделал бы выговор клирикам, то можно себе представить, как они стали бы мстить ему. Но когда положение действительно безнадежно, когда человек совершенно не в силах помочь себе и ни от кого ждать поддержки, и в то же время он отчаянно нуждается в ней, вот тогда-то являет себя помощь Христа и Его Матери. К Ним-то и прибег святой. После завершения службы, когда все ушли из храма, он повергся ниц перед образом Божией Матери, и со слезами просил Ее не оставить его Своей помощью. В печали он пошел домой, и от печали не вкусив пиши, уснул. Во сне он увидел видение, которое должно было совершенно переменить его жизнь. Он увидел Божию Матерь, в Ее руках был маленький свиток. Она сказала ему тихим голосом: "Открой уста". И когда он открыл уста, Владычица вложила в его уста этот свиток и сказала: "Съешь его". Он проглотил свиток, и тут же проснулся. И почувствовал в сердце необыкновенную радость, и ощутил, что и разум его просветился. Неграмотность и необразованность вдруг совершенно исчезли, как будто их и не было, он ощутил себя в полноте великих знаний и великой силы. И если несколько часов назад он покинул храм в печали, с горькими слезами, то теперь он возвращался в этот же храм с великим торжеством и радостью, а в сердце его слагалась чудесная песнь... Началась божественная служба. Служил патриарх с сонмом епископов и священников, присутствовал царь с вельможами и военачальниками; храм был полон. Наступило время пения кондака праздника. И вот, к удивлению и даже немалому страху других клириков, на амвон взошел Роман. Он развил свиток, который держал в руках, и с лицом ангела начать петь вдохновенным голосом сочиненные им слова и мелодию. Какая это была мелодия, мы не знаем, потому что византийские мелодии не разгаданы, а, кроме того, как можно заключить из надписания кондаков, они имели свою собственную мелодию. Но слова, сочиненные св. Романом, мы знаем и ежегодно торжественно воспеваем их на Рождество Христово. Слова эти следующие:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

В нескольких словах здесь представлена и глубина догматической тайны и обширность евангельской повести о Рождестве Христовом. Вечное чудесно сочеталось с временным; небо - с землей, невместимое слилось в гармонию с крайне ограниченным: Бог сошел на землю и ради человека стал Человеком, и земля принесла своему Творцу в подарок - пещеру, небо - звезду, а человечество принесло Богу Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, участвовавшую в примирении нас с Богом, чтобы Ему принять человеческую плоть от Той, Которая всю Свою жизнь отдала Богу в совершенную жертву.

Затем Роман пропел 24 икоса, которые сопровождали этот кондак. (В настоящее время, после кондака читается только один икос, и кондак не воспевается на амвоне с той торжественностью, как это было при св. Романе.)

Все бывшие в храме были глубоко тронуты. Преп. Роман свернул свиток и смиренно сошел с амвона и затерялся в толпе. Патриарх немедленно пригласил его в алтарь и спросил его, каким образом он сочинил это боговдохновенное произведение? И святой открыл ему всё. Патриарх предложил Роману диаконское служение в соборе. И тогда, вероятно, он открыл патриарху, что он уже имеет диаконский сан, полученный им в Бейруте, и живет монашеской жизнью. Клирики, которые перед тем обижали святого, припали к его ногам, прося его прощения и моля его взять их в свои ученики. Преподобный сразу же их простил и обнял их и исполнил их просьбу.

Впоследствии св. Роман написал множество кондаков: на Господни и Богородичные праздники, на события Страстной седмицы, на Пасху и воспоминания евангельских событий, на события из Ветхого Завета, на темы христианской жизни, как-то: покаяние, пост и т.п. Эти кондаки и сопровождающие их икосы, числом от 20 до 30, написаны в стихотворной форме и в ритме соответствующих им мелодий, которые, увы, не разгаданы.

В дни больших праздников царь приглашал к себе во дворец соборных певчих, и здесь исполнялись кондаки св. Романа. В его кондаках обычно представлена назидательная проповедь, диалог и заключительная молитва: они богаты и по догматическому содержанию, и по красоте. Вероятно, кондаки пелись на два клироса антифонно, а затем последний стих, которым кончаются все икосы, пели оба хора вместе. Пели в унисон (гармонизация не была известна до XV-го в.), без сопровождения каких-либо инструментов, хотя и на Востоке, и в древней Элладе религиозное пение сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, но Православная Церковь эту практику отвергла. Возможно также, что кондаки исполнялись наподобие чтения у нас акафистов: после положенного евангельского чтения, вместо проповеди, священник или диакон читали или, лучше сказать, пели текст кондака, а клирос пел последнюю строфу-припев. Как говорится в одной древней рукописи, царь Юстиниан Великий знал Романа, но стал ли он, так сказать, дворцовым композитором, - как утверждают некоторые - остается не подтвержденным источниками. Можно сказать одно: сам святой этой земной славы не искал; в одном из своих икосов он выражает печаль о том, что ему приходится вести слишком светский образ жизни. Это был период величайшего расцвета, мощи и культуры Византии.

Из множества кондаков св. Романа до нас дошли только 85; только несколько из них переведены на русский язык. В нашей Церкви творения св. Романа Сладкопевца, в сущности, не используются: осталось только несколько кондаков в сопровождении одного икоса. Каноны и стихиры, написанные по определенному плану более поздними песнопевцами Православной Церкви, оказались более жизненными.

Умер св. Роман в Авасском монастыре под Константинополем около 555 года.* В его житии говорится, что он был весьма любим всеми и почитаем; и, прожив свою жизнь богоугодно и праведно, ушел в вечные селения и ныне с ангельскими хорами воспевает Богу Трисвятую песнь.

Христианское богослужение сложно представить без пения и славословия людей. Именно через музыку и пение люди могут вознести славу Всемогущему Господу. Часто через пение происходит обновление людских сердец. Преподобный Роман Сладкопевец является одной из важнейших фигур в православном славословии. Именно его руке принадлежат многие известные псалмы и молитвы. Сам преподобный был известен не только своими песнями и стихами, но и прекрасным голосом, благодаря которому и получил свое прозвище Сладкопевец.

История святого

Икона «Роман Сладкопевец» написана в честь православного святого, который был рожден и жил в пятом столетии в Сирии. Греческая семья Романа жила в городе Емесе и была довольно зажиточной. Роман смог получить хорошее образование в христианской школе, где впервые начал изучать музыку, хотя выраженным талантом не обладал.

Преподобный Роман Сладкопевец

Начало певческого пути

При правлении императора Анастасия Дикор Роман переезжает в столицу Константинополь и становится клириком в местном храме Святой Софии. Юноша был очень усердный в своей работе и всячески помогал патриарху, что не осталось незамеченным. Хотя в то время никаких особенных музыкальных талантов он не проявлял.

За свою кропотливую и честную службу Роман был приближен к патриарху Евфимию, который питал к юноше нежные чувства. Это не только не сделало юношу популярным, но наоборот, настроило многих служителей против. Роман неоднократно претерпевал от старших служителей и однажды испытал настоящее унижение. Клирики вытолкнули его прямо во время Рождественского богослужения на храмовый амвон и диакону пришлось солировать на виду у многолюдной толпы.

Поскольку особых талантов он в музыке не проявлял, то это обернулось настоящим унижением. Сам император со своей семьей был на служении, и все слышали слабое и неуверенное пение Романа.

Помощь Богородицы

После провала Роман вернулся домой и долго молился Богородице, прося дать ему талант пения. Точно не известно сколько он молился, но в течение плача к нему явилась Богородица и подала бумажный свиток. По рассказам Романа он должен был съесть поданный свиток, что он немедленно и сделал. Сразу после этого юноша приобрел ясный и чистый голос и отменный музыкальный слух.

Явление во сне Пресвятой Богородицы

Кроме этого, он стал писать стихи и песни, тут же создав знаменитый кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает», который регулярно поется в храмах на Рождество.

На второй день после случившегося чуда Роман пришел в храм и настоял, чтобы ему дали исполнить несколько гимнов на амвоне. Все еще длилось Рождество и это была всенощная служба. Он исполнил написанный им кондак и вызвал всеобщее восхищение. Сам император лично благодарил и нарек диакона Сладкопевцем.

Каждое последующее собрание Роман Сладкопевец исполнял свои псалмы, а позже стал преподавать пение в Константинополе.

Интересно! За всю свою жизнь он составил и записал более тысячи гимнов и псалмов.

Описание святого лика

День памяти Романа Сладкопевца отмечается 1 октября, когда в храмах перед иконой исполняют гимны, написанные им самим в ходе торжественного богослужения. Иконописцы создали несколько вариантов иконы святого, но как правило, они все изображают благообразного юношу с нимбом и печальным лицом. Иногда рисуют Романа в облачении дьякона, т.е. со стихирой и с орарем.

Некоторые иконописцы изображают на этом свитке написанный Романом псалом Богородице. А различные поздние вариации образов содержат и Деву Марию, которая передает Роману свиток. Юноша изображается с длинными густыми волосами, что как бы указывает на его молодость и девственную чистоту, ведь он с самого рождения посвятил жизнь Богу и не остригал волосы.

Икона святого Романа Сладкопевца

Правая рука юноши всегда совершает крестное знамение в воздухе, а левая держит тот самый святой свиток, который дала ему Богородица.

Значение

По современным меркам Роман Сладкопевец является певцом и композитором, поскольку он самостоятельно сочинял музыку и слова гимнов. Именно поэтому он покровительствует всем музыкантам и поэтам. Особенно благоволит святой к церковным музыкальным деятелям, которые служат в церковном хоре или занимаются написанием гимнов и псалмов.

В чем помогает молитва святому? Помимо укрепления веры, она помогает:

  1. Справиться с завистниками и преодолеть вражду.
  2. Обрести уверенность в себе и своем таланте.
  3. Развить музыкальный и поэтический дар.
  4. Быстрее обучаться вокалу и иметь сильный голос.
  5. Решать конфликтные ситуации.
  6. Приобретать новых друзей и покровителей.
  7. Создавать музыкальные и поэтические произведения.

Историей молодого диакона вдохновляются многие музыканты и композиторы, которые испытывают трудности в реализации или страдают от завистников и соперников. Молиться преподобному Роману следует не только 1 октября в день его памяти, но и в любой другой день, когда в этой молитве есть нужда.

Достаточно приобрести икону Романа Сладкопевца домой и ежедневно читать молитву перед ней:

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Важно! Регулярная молитва способствует укреплению веры и научает, как поступить в сложных ситуациях. Бог благословляет молящегося и устраивает его творческий путь.

Преподобный Роман Сладкопевец, Константинопольский

Святые покровители носящих имя Роман

Святой благоверный князь Роман Рязанский
Православная Церковь воспоминает святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского 19 июля/1 августа, в день его гибели.
К святому благоверному князю Роману Рязанскому обращаются с просьбами об укреплении веры и даровании сил для благочестивой жизни, о защите от доносов и клеветы, со всеми просьбами – в случае тезоименитства, и конечно, более всего он покровительствует всем, кто проживает на территории, которая была его княжеским уделом. Также известны случаи исцеления при обращении к этому святому. Эту икону часто дарят как именную тем, кто, как и князь, в крещении носит имя Роман.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Романа Рязанского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой благоверный князь Борис
Празднество святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба установлено 2/15 мая, а также в 1021 году во время княжения в Великом Новгороде благоверного князя Ярослава Мудрого было установлено на 24 июля/6 августа.
Святой благоверный князь Борис (в крещении Роман) – святой, которому молятся при сердечных болезнях. К нему, а также брату его, святому благоверному князю Глебу, обращаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. В доме, где есть икона святого, будут царить любовь и взаимопонимание. Тем мужчинам, для кого святой князь Борис является покровителем, икона поможет избежать болезней, убережет от врагов, поможет обрести дружную семью и надежных друзей.
Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 ноября/10 декабря.

Преподобный Роман подвизался в одиночестве на Сильпийской горе, что находилась к востоку от Антиохии. Сейчас гора называется Начар Даг. Проводил время в посте и молитве, под власяницей носил тяжелые вериги. За свою святую жизнь был награжден Господом даром прозорливости и исцелений. По его молитве многие женщины обрели счастье материнства. Прожил долгую жизнь и мирно отошел к Господу.

Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон, священномученик
Роман Римский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 10/23 августа.

Роман Самосатский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 29 января/11 февраля.

Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон, творец кондаков


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 1/14 октября.

Преподобный Роман, Сладкопевец жил в конце V - начале VI веков. Грек по происхождению, он родился в Сирии. Завершив обучение, стал диаконом, а спустя некоторое время переехал в Константинополь и устроился клириком при патриаршем храме. Патриарх Евфимий вскоре приблизил Романа к себе, полюбив юношу за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Роман старательно помогал при богослужении, хотя особым голосом и слухом не обладал.

Приближение к патриарху вызвало зависть в окружении Романа, и его товарищи сыграли с ним злую шутку. Во время предрождественского богослужения, на котором присутствовал император со всей семьей, службу вел сам патриарх, а храм был заполнен прихожанами, преподобного Романа вытолкнули на амвон (специальное возвышение, для чтения Священного Писания, произнесения проповедей, пения). Оказавшись в центре внимания, он был вынужден петь, его никчемное пение привело в недоумение всех присутствующих, а самого Романа ввергло в глубокий стыд.

Придя домой, преподобный Роман упал на колени перед иконой Богородицы и со слезами молился всю ночь. И Богородица услышала его молитвы. Явившись преподобному Роману, Божия Матерь подала ему свиток, который велела съесть. Сразу же после исполнения повеления Роману был дарован красивейший мелодичный голос, да к тому же еще и поэтический дар. Впечатленный всем произошедшим он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день преподобный Роман сам настоял на том, чтобы ему разрешили петь. И во время всенощной под Рождество Христово так чудесно спел написанный им гимн, что все вокруг прослезились от восторга, а люди назвали его «Сладкопевцем». С этого момента преподобный Роман украшал своим пением и вдохновенной молитвой каждое богослужение.

Согласно преданию, преподобный Роман Сладкопевец написал за свою жизнь более тысячи молитв и гимнов на различные праздники.

Роман Угличский, князь Святой благоверный князь Роман - сын князя Владимира Угличского, родился в 1235 году. С детских лет Роман отличался благочестием, соблюдал посты, молился, читал Священные книги, посещал храмы, был послушен родителям. После смерти отца и старшего брата принял на себя управление княжеством. С мудростью и любовью управлял он княжеством, и оно в период его правления расцвело и укрепилось. Много времени князь Роман выделял на богоугодные дела: строил больницы, богодельни, странноприимные дома, возводил и украшал храмы. Особо заботился о сиротах и вдовах. Любил посещать келии подвижников, беседовал с ними о Господе и подвигах во имя Его. После смерти жены в 1280 году всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Основал город Романов. В 1985 году, незадолго до своей кончины, предчувствуя ее, созвал к себе всех бояр и завещал им жить в мире и любви друг к другу.

Преподобный Роман Сладкопевец - один из основоположников церковного пения, святейший человек, благодаря которому православные верующие наслаждаются красивейшими напевами, сопровождающими каждое богослужение в храмах.

С самого рождения Господь приставляет к человеку небесного покровителя и заступника из числа святых. Преподобный Роман — православный святой, заслуживший почитание богоугодными делами и чудеснейшей поддержкой христиан, которые обращались к нему как при жизни, так и подле его святого образа.

История иконы

Святой Роман Сладкопевец был рожден в Сирии в 490 году. С самого детства его главным желанием было жить в угоду Господу. Он соблюдал все заповеди Божьи , ежедневно вознося молитвы святым. Святой отступился от всего мирского, желая полностью отдаться на служение Господу. Уже в юном возрасте в церкви Святой Софии он получил невысокую должность церковнослужителя. Юный прислужник упорно трудился и помогал в храме, завоевав любовь прихожан и местного духовенства.

Другие служители церкви завидовали особому положению юноши. В качестве наказания они обсмеяли Романа на одном из рождественских богослужений, вытолкнув его в центр храма и заставив петь. В тот день на богослужение в церковь Святой Софии съехались многие важные и уважаемые люди. Среди них был сам Византийский император и главный патриарх. Честь Романа была запятнана: пытаясь спеть сиплым голосом, он лишь вызвал смех публики.

После долгих молитв юноши с небес снизошла Богородица. Она передала ему в руки свернутый пергамент, приказав его съесть. Молодой священнослужитель сделал так, как велела ему Пресвятая Дева, и тут же случилось божественное чудо. Преподобный стал обладателем чудесного голоса и слуха, а вместе с тем Царица Небесная даровала ему талант к написанию церковных песен.

На следующей службе Роман спел перед всеми посетителями храма, поразив их красотой своего голоса. С того времени его стали называть «Сладкопевец». Юный прислужник не стал скрывать причину внезапного появления таланта . Он рассказал о даре Пресвятой Девы. Все, кто желал юноше зла, раскаялись и попросили прощения за свои дурные поступки. Патриарх же присвоил Роману Сладкопевцу сан диакона. С тех пор церковный певчий начал писать красивейшие песни для богослужений, после чего лично исполнял их в храме. Многие люди приходили в церковь, чтобы услышать божественный голос юноши. Роман получил уважение и любовь жителей. Он учил петь других людей, организовывал церковные хоры. Постепенно его песни начали петь во многих храмах города.

Где находится образ Преподобного Романа

Преподобный Роман Сладкопевец привнес огромнейший вклад в церковное песнопение, придав ему особую мелодичность и гармоничность. За свои труды и верность Господу он был причислен к лику святых, и в честь него была написана икона. В настоящее время его песни и молитвы читаются в каждой церкви.

Святой образ преподобного Романа Сладкопевца украшает многие храмы нашей родины. Особое почтение иконе Праведника отдают в Храме Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге. Ежегодно 14 октября в церкви проходит служение в память о преподобном Романе. Также в честь мученика было возведено два храма: Церковь Романа Сладкопевца в Санкт-Петербурге и в Москве, на территории Преображенского собора при Ново-Спасском монастыре.

Описание иконы

Существуют различные иконы с ликом святого Романа. Очень часто образ мученика изображается на святыне в честь Покрова Богородицы . На ней иконописцы изображают святого в центре, в одеяниях монаха. Также существуют самостоятельные иконы, где Преподобный изображен в полный рост, а в руках он держит свиток, который является символом его божественного таланта и церковной деятельности.

В чем помогает Преподобный Роман Сладкопевец

Перед святым образом мученика молятся с просьбами о помощи в искусстве песнопения.
Также святой помогает и поддерживает людей, занимающихся творческой деятельностью. Особенно это касается музыки и поэзии. Православные люди обращаются к Роману с просьбами о помощи в духовном понимании Священной Книги.

Роман Сладкопевец уберегает от завистливых людей , помогает найти верных друзей, защищает дома от врагов, придает уверенности в своих силах и способностях и поддерживает в тяжкие минуты жизни. Преподобный также является покровителем и заступником мужчин, которые носят имя Роман.

Дни празднования

Дань памяти православные верующие отдают святому Роману в день, когда отмечают великий праздник Покрова Богородицы . Дата приходится на 14 октября (1 октября по старому стилю).

Молитва Роману Сладкопевцу перед иконой

«О, святейший мученик Роман! Не забуду я деяний Твоих до конца жизни своей. О Тебе мы всегда вспоминаем, когда возносим молитвы к святым и к Господу, ибо с Твоих слов читаем мы молебны наши. Помним мы поступки Твои благочестивые! Просим Тебя, Великий Праведник, убереги нас от зла, помолись перед Господом за души наши, за детей наших и не оставь нас без помощи, ибо наполнены сердца наши верой и любовью к Христу. Не позволяй нам пасть духом, убереги дома наши от врагов, защити души наши от проделок дьявольских. Упомяни имена наши перед Господом на Небесах и не переставай молиться за нас. Воодушеви нас, надели талантом и стань покровителем в наших деяниях и начинаниях! Да будет наша жизнь праведной, в угоду Господу нашему Иисусу, ибо вся слава и хвала Ему возносится, все почести и поклонения. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

Каждая икона — это незримая связь человека с тем, кто изображен на святом образе. Именно поэтому молитвы, обращенные к святейшим подле их чудотворных ликов, обладают неограниченной силой и помощью. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и