Развитие культуры в начале 18 века. Развитие русской культуры в XVIII веке. Образование и наука

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.) Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Заключение

В ходе написания реферата я выполнил поставленные цели и пришел к изложенным ниже выводам.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

18 век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

Культура 18 века.

"Век разума и просвещения"

Характерные черты периода
1. Рационализм. (философское направление, признающее разум основой познания)
В 18 веке происходит перестройка культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни(речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественнонаучные или рациональные принципы

2. Становление научного знания.
Именно в 18 веке начинается этот процесс-становление науки- как основы всех представлений о мире. Разрозненные представления начинают складываться в единую систему знаний

3. Секуляризация культуры.
Секуляризация -обращение государством церковной собственности (земли, культуры) в светскую
Еще в недрах XVII века происходил процесс “обмирщения” русской культуры.
Далее уже можно говорить в основном о светской культуре.

4. Ориентация на западноевропейские образцы.
Несомненно, что это произошло еще в конце 17 века, но именно с Петра I русская культура вошла в общеевропейскую и стала ее частью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
К 18 веку существовали школы при церквях и монастырях. Существовали две Академии -Киево-Могилянская и в Москве Славяно-греко-латинская, они являлись ВУЗами.
В целом система образования требовала перестройки

Государственная политика в области образования
(сначала Петр...потом время дворцовых переворотов и Екатерина II)

Важным для просвещение стало издание в 1702 г печной газеты "Ведомости"“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах.

Реформы Петра требуют квалифицированные кадры. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные-на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание- 1707 г.)
В середине-второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы - для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге

Для обучения дворян возможностей было больше - частные пансионы, шляхетские корпуса (первый открыт при Анне Иоанновне
При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ.
Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758).

В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые.

В 1754 открыта Академия художеств- высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств. Так же инициатором стал Шувалов.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой.В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества - дать ему хорошее общее образование и "нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств. Он же положил начало женскому образованию

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 1764

Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей.

Портрет И. И. Бецкого

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения.
Императрица, указом 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её директором

Школьная реформа Екатерины II
В 1782 была проведена масштабная школьная реформа. В губернских городах возникают главные, а в уездных малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались на счет государства. Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко

Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.



В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:
первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования.
1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.

НАУКА
И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты).

Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд - “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени.во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые - М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

С. П. Крашенинников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин - описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки - он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Беринг Витус Ионассен . мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. Приглашен на русскую службу в 1703.
В 1725-1730 и 1733-1741 руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

ИЗОБРЕТЕНИЯ
А. Нартов русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723-1756), изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка.

И. Ползунов-русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

Макет паровой машины И.И. Ползунова

Иван Кулибин- выдающийся русский механик-изобретатель.

на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом.
Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

И. Т. Посошков. В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,- утверждал автор,- помещики не вековые владельцы”.
Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он - сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I).

Феофан Прокопович , вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти-демократии (народодержавства), аристократии и монархии-наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг.-дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.
Новиков Николай Иванович (современник Екатерины II)художник Ливицкий

мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) – автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.
Екатерина II после прочтения сказала: «Бунтовщик - хуже Пугачёва! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»
В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру – первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.
если что это с интернета,я сразу предупреждаю

Ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку; накопление знаний дало возможность перейти к открытию законом развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова ratio - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина - вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины - середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия - классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Возникновение светской школы

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в: в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде - двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-мстрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей - Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

М. В. Ломоносов

Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его Ученики и коллеги (академики) - астроном С. Я. Румовский, математик М. Е. Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И. И. Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.- обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Общественная мысль

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович, П. П. Шафиров и др.- с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». П. П. Шафиров в «Рассуждении о причинах Свейской войны» доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И. Т. Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

В середине - второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н. И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А. Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права.

Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин и др.

Быт и нравы

После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе - «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

Архитектура

В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом - здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского — «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли - итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старое, М. Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И. Е. Старое построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот - Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди - Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех сторон земли

К богатым пристаням стремятся.

В гранит оделася Нева,

Мосты повисли над водами…

(А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Скульптура

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине - классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли - отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М. В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов,- Ф. И. Шубин. Для него характерна необычайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, 3. П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф. И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

Памятником А. В. Суворову, изображенному скульптором в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов - «Самсон», символизирующая победу России в Северной войне.

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы - памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник - памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э. М. Фальконе.

Живопись

Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи - передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра III. Близок к А. П. Антропову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н. И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина, В. И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки - лубок.

Театр

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д. С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.