Презентация на тему Балет С.С. Прокофьева "Золушка"

Балет С.Прокофьева "Золушка" был написан специально для великой балерины Галины Улановой.


Сюжетом балета послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. Волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер (например, известная опера Россини), и балетов. «Золушка» Прокофьева - типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля.

Либретто для написал Н.Д. Волков (1894- 1965). До лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы Война и мир, сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире.

«Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, - сообщал композитор, - в ней есть па-де-де, адажио, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет


Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка ссорятся, Золушка тихо сидит у очага. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой.


Золушка отодвигает занавеску, закрывающую портрет умершей матери, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает.

Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит.


Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит.


Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.


Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу.

Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер.


Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Валентина Юрьевна Иванцова
Беседа с детьми о музыке к балету «Золушка» С. С. Прокофьева с использованием презентации

Скажите, ребята, а где живет музыка? (на 3 китах) Действительно, «Вся музыка держится на трех китах» - да,об этом говорил композитор Д. Б. Кабалевский. Что это за киты (жанры) Назовите их (марш, песня, и танец).

А какие танцы вы знаете? (дети отвечают:полька, плясовая, вальс,менуэт, полонез, мазурка и т. д.)

Хотите знать, что обозначает слово «вальс»? В переводе с французского языка оно означает «кружиться». Это плавный, грациозный танец. Вальс – один из красивейших бальных танцев. Раньше, когда страной правили короли и королевы, балы проходили очень часто. И правители издали такой указ, чтобы все мужчины и женщины, а их еще звали дамы и кавалеры, которые приезжали на бал, обязательно должны уметь танцевать вальс и другие танцы. Иначе их не уважали в обществе и не приглашали на бал. Для бала отводилось специальное место в замке - огромный зал, в котором можно было скользить- кружиться.

Сейчас мы отправимся в сказочную страну, туда, где звучит вальс!

«Золушка» СЛАЙДЫ.

2 (Лес)1 часть –вступление.

Но, что это? Куда мы попали? Какой-то сказочный лес! А-а-а, я поняла! Слышите, музыка звучит? Узнали? Да, это вальс «Сказки венского леса». Кто его написал? Как называют еще этого композитора? (король вальса) . Действительно, Иоган Штраус написал очень много танцевальной музыки: польки, кадрили, мазурки, полонезы, а вот вальсов 168- больше всех. Его музыку с большим удовольствием слушают и под неё танцуют. Мы с вами разучили движения вальса под 1 часть музыки. Пройдите на ковер, станьте в пары. Не забудьте, вступление – это приглашение. Постарайтесь, чтобы ваши движения были плавными, грациозными и дружили с ритмом вальса.

ВАЛЬС (дети танцуют 1 часть)

Ребята, вы старались танцевать красиво, правильно. Мы будем и дальше разучивать движения под чудесную музыку.

СЛАЙД 3 (замок).

Звуки музыки нас перенесли к сказочному замку. Видны стены и высокие башни старинного замка. Сегодня в этом замке большой праздник.

(Дети:Золушка)

Звучит «Вальс»

Как вы думаете, на какой праздник спешит Золушка? (на бал)

СЛАЙД 6

Сказку «Золушка» написал сказочник Шарль Перро. Сказка очень понравилась композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву и он создал балет.

СЛАЙД 7

Это было давно, музыку балета знают и любят сейчас не меньше, чем сказку. А что такое балет (перевод-танец, «спектакль, рассказанный с помощью движений и музыки») Да, ребята, балет – это дружба музыки и танца. Как называют артистов балета?

Посмотрите на портреты, – на каком изображен С. С. Прокофьев? Ответы детей. Мы сегодня продолжаем знакомиться с музыкой и балетом этого замечательного композитора.

Итак, помните, первое действие балета заканчивается одним из самых красивых номеров всего балета - вальсом. В нем чувствуется ожидание счастья, которое так хочет встретить Золушка. Потом этот вальс будет звучать во время сцены королевского бала. Вальс звучит легко и безмятежно.

СЛАЙДЫ 8-13 (бал).

В сцене бала второй раз звучит вальс, но в этот раз его мелодия становится более тревожной, как будто предчувствует что-то недоброе. Так и есть - в мелодию счастливого вальса Золушки внезапно врывается тема часов, которая напоминает о том, что Золушка должна покинуть бал. Убегая, Золушка теряет свой хрустальный башмачок, и дальше все мы знаем, что сказка завершится хорошо. Обратите внимание на то, как меняется музыка после того, как прозвучала тема часов. Из веселой, счастливой, музыка становится резкой, грустной.

СЛАЙД 14.

Слушание отрывка "Полночь»

К какому жанру относится музыка «Полночь»? Удивительная музыка композитора С. С. Прокофьева.

Cлайд 1

Cлайд 2

Золушка - балет Сергея Прокофьева. Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.

Cлайд 3

Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет «Золушки» ставились балеты на музыку других композиторов.

Cлайд 4

8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца - К. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца. В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет.

Cлайд 5

Краткое содержание Акт первый В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается - это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие - в полночь она должна оттуда уйти.

Cлайд 6

Cлайд 7

Акт второй Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Cлайд 8

Cлайд 9

Акт третий Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке - это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.

«Балло» означает «танцую»

  1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»).
  2. Музыкальные персонажи в движении.
  3. Родственность слов балет и бал.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание);
  2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова. «Котёнок и щенок» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.
  2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Балет - загадка, что не знает слов...

Знакомство с жанром балета

Что же такое балет?

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую».

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства.

На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось искусство балета. В этой стране издавна любили не просто танцы, а танцевальные сценки, которые исполнялись в народных комедиях, на карнавалах, балах и других празднествах.

Слова «бал» и «балет» - родственные. Бал – большой танцевальный вечер, а балет – большой музыкальный спектакль.

Балет – это обязательное сочетание танца и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба этих искусства объединяет то, что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и поэтично.

Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.

Изначально танец был неотъемлемой частью сценического представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки – пуанты.

Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.

Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник-декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету, выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический оркестр.

Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны.

Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»

Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришёл на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Представьте себе, в кабинете консерватории сидит серьёзная приёмная комиссия, в которой известные композиторы – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13-летний мальчик. Вот мои сочинения», - сказал он. И тогда Н. А. Римский-Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!»

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы.

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений». Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника «Детская музыка», сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с инструментами симфонического оркестра.

Одним из самых известных его сочинений является балет «Золушка».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль Перро.)
  3. Назовите главных героев этой сказки.
  4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.)

Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах нашей страны и в различных странах мира.

Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните имя одной из них – Галина Уланова.

С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк» каждый персонаж имел свою тему: Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие, короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с самого начала балета.

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена – Кривляка и Злюка.

Слушание: «Па де шаль».

  1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.)
  2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.)

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание: «Урок танца. Гавот».

  1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.)
  2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)

Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто.

И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашки в её великолепном наряде.
Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» - напоминают ей часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца.
Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Обратите внимание на то, как после 12-того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо.

Слушание: «Полночь».

  1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.)
  2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.)
  3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.)

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной.

Слушание: «Вальс».

  1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.)
  2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной, безрадостной.)
  3. Как по-вашему, что происходит в этот момент на балетной сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают карета, кони, кучер.)

Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье.

Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и человеческого отношения к жизни в противоположность злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве называется «контраст».

  1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.)
  2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)
  3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.)
  4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.)

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр.

Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

Вопросы и задания:

  1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет?
  2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?
  3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?

Запомни!
Бал
Балет
Артист балета
Контраст

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вальс. Полночь из Балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Гавот из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Полночь из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Танец Па де шаль из балета Золушка, mp3;
3. Сопровождающая статья, ppsx.

§ 1 История создания балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Они повествуют о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, но всегда со счастливым концом.

Идея создания балета по известной сказке французского писателя родилась у Сергея Сергеевича Прокофьева зимой 1940 года. Либретто написал Николай Волков.

Трагические события Великой Отечественной войны на какое-то время отвлекли композитора от работы над «Золушкой».Премьера её состоялась в Большом театре 21 ноября 1945 года.

В главной роли выступили известные, прославленные балерины Галина Уланова и Раиса Стручкова.

§ 2 Понятие «музыкальный портрет»

Классический балет «Золушка», написанный Прокофьевым замечателен многогранными музыкальными портретами героев.

Музыкальный портрет - это музыкальная характеристика героя произведения.

Сергей Прокофьев писал:

«Я стремился так изобразить в музыке характеры милой мечтательной Золушки, её робкого отца, придирчивой мачехи, своенравных задорных сестёр, горячего юного принца, чтобы зритель не оставался равнодушным к их невзгодам и радостям».

§ 3 Характеристика главных персонажей балета

Характеристика главных персонажей балета

Для каждого героя композитор находит свои средства выразительности. В балете «Золушка» четко противопоставлены характеристики главной героини и злых сестёр с мачехой.

Сразу во вступлении звучат две темы, рисующие с разных сторон милую, мечтательную девушку. Обратите внимание на выразительные средства, которые использовал композитор, чтобы показать добрые качества Золушки. С образом главной героини связаны певучие, плавные, и в то же время грустные, жалобные мелодии. Сам Прокофьев назвал начальную тему вступления - темой обиженной Золушки. После смерти мамы жизнь Золушки изменилась: отец женился на женщине властной и суровой, которая заботилась только о своих дочерях. А те, в свою очередь не упускали момента обидеть, посмеяться над несчастной девушкой.

Золушка быстро забыла обиду и на её душе снова радость. Композитор во второй теме вступления характеризует Золушку, как романтическую героиню. Она мечтает о счастье. Чтобы показать нежность и чистоту ее чувств, Прокофьев использует высокий регистр и ровный ритм.

В дальнейшем в балете появляется ещё новые темы, которые дополняют образ Золушки. Наиболее важная из них - тема Золушки влюблённой.

События 1 действия происходят в доме отца Золушки, следовательно, и декорации сцены представляют большую, просторную комнату. Здесь композитор знакомит нас с основными героями балета. В музыкальных характеристиках сестёр и мачехи большую роль играют колючие мелкие мотивы с острым ритмом. Это хорошо слышно в первой сцене балета под названием «Па-де-шаль»- танец с шалью. Сёстры вышивают шаль, мачеха наблюдает за ними. Прокофьев дал сестрам скорее не имена, а прозвища. Одну назвал Кривлякой, другую - Злюкой.

Золушка работает у очага. Но вот вздорные сёстры ссорятся из-за шарфа. В эпизоде названном «Ссора» музыка основана на мелких «царапающих» мотивах и резких, отрывистых аккордах у струнных инструментов. Создаётся впечатление, что сёстры кричат друг на друга. Так и видишь цепкие движения и резкие жесты двух злючек. Ссора заканчивается неожиданным падением дерущихся девчонок.

Совсем неожиданно в музыкальной истории Прокофьева появляется новый персонаж - Фея в образе нищенки. Её характеризует таинственная, загадочная мелодия. Она просит у хозяев милостыню. Именно в этом номере показано отношение девушек к старушке. Мачеха и сёстры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусочек хлеба. Незаметно старушка исчезает.

Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого молодого Учителя танцев на планете - поучиться последним движениям и манерам. В этом номере показан карикатурный характер сестёр. Всюду, где появляются злые сёстры и мачеха, звучит колючая музыка с острым ритмом.

§ 4 Вывод

Итак, в начале первого действия балета С.С. Прокофьева показаны основные действующие лица, черты их характеров. Композитор с первых звуков своего произведения воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает душевную чёрствость и злобу.

Список использованной литературы:

  1. С.С. Прокофьев Балет «Золушка»
  2. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. К вершинам музыкального искусства. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Страницы 20-22
  3. Гульянц Е. Сказка о Золушке, балете и музыке или необыкновенные, но вполне правдоподобные приключения Золушки из сказки Шарля Перро – Москва: «Советский композитор», 1972 Страницы 66 – 69
  4. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература – Москва «Музыка», 1989 Страницы 42 -46

Использованные изображения: