Презентация к уроку внеклассного чтения по повести троепольского "белый бим черное ухо". Сочинение по повести белый бим черное ухо

Нина Шилова
Отзыв о прочитанной повести Троепольского «Белый Бим - Чёрное ухо» для учеников 5–6 классов

Я прочитала грустную повесть Г . Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо » .Эта книга не только о верном и до конца преданном сеттере Биме,но и о добрых и злых людях,о взаимоотношении человека и природы.

Главным героем является охотничий пёс Бим,он белый с чёрным ухом и чёрной лапой ,другое ухо у него –рыжее,добрые и умные глаза. Его хозяином стал добрый Иван Иванович-участник войны,жил он с осколком в груди. Когда ему ему стало очень плохо,он попал в больницу. С этого времени у Бима начались все беды.

Очень жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Бим не знал,куда уехал добрый друг,ему оставалось только ждать его. Но от расставания он очень скучал и решил пойти на поиски любимого хозяина. Это было опасное путешествие,в котором пёс узнал,что на свете бывают не только хорошие люди,но и плохие. Плохие -Тётка,Клим, Серый,Семён Петрович и другие. Добрые и отзывчивые люди – Толик , Степановна,Люся,Даша,Петровна,Алёша; они в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, хотя не нашли хозяина собаки. Бим продолжал искать Ивана Ивановича. Во время поисков пёс стал инвалидом : ему прищемило лапу на стрелке. Стараниями добрых людей Бим поправился. Его новый друг Толик выгуливал его,но его родители были против такого общения. Злой дядька ударил собаку по голове и развесил объявление, что Бим- бешеный. От Клима он получил травму, даже охнул,как человек. .Противная тётка отправила доброго пса на живодёрню. В свои последние минуты жизни он царапался в дверь фургона долго-долго, до последнего дыхания. Бим умер от долгих мучений и тоски по любимому Ивану Ивановичу.

Но жизнь Бима не была бессмысленной,она отразилась добром на многих судьбах- сдружила Толика и Алёшу,родители Толика изменили своё отношение к Биму и разрешили сыну держать дома собаку,помогла Ивану Ивановичу найти новых знакомых.

В своей повести автор показывает большую дружбу и взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброту, преданность и человечность. Человек всегда должен оставаться человеком добрым, способным к состраданию. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает людей, которые утеряли в себе человечность. .Писатель открыл мне внутренний мир собаки со всеми её переживаниями,радостями и заставил меня задуматься о многом, о друге человека- собаке, которая готова служить верой и правдой, проходя через беды и несчастья. Он призывает меня и всех людей любить, беречь, не предавать их. Вот этим и привлекло меня это произведение.

Мне очень понравилась повесть Г . Троепольского ,она глубоко затронула мою душу-было грустно и печально,а в глазах моих стояли слёзы. Я поняла, что в жизни надо быть добрым, справедливым и милосердным человеком, как Иван Иванович. Люди, пожалуйста, будьте же такими!

Публикации по теме:

В рамках недели физкультуры,проводился квест "В поисках сокровищ" для ребят 1-4 классов. Собрав детей в коридоре школы,разделили.

Искусство развивает в ребенке способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ним огромный мир чувств и возвышенных мыслей.

Здравствуйте, гости моей страницы! Хотела вам показать работы моих учеников 6 класса,которые,совсем недавно ездили от детской школы искусств.

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А. А. Лиханова «Крутые горы» Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям.

Отзыв Отзыв на просмотренную НОД в подготовительной к школе группе по ФМП с использованием ИКТ на тему: «Путешествие в страну Математики» Воспитатель:.

Отзыв на НОД Отзыв На НОД по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе на тему: «Листопад» Воспитатель: Дата проведения: Программное.

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Анализ повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»

Повесть Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывает о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности и трагической гибели. Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». А мы бы еще хотели добавить: и о милосердии, капли которого не хватило, чтобы спасти жизнь… СЛАЙД № 1

Судьба пса охотничьей породы, который родился «не того» цвета была предопределена: щенка собирались утопить. Но Иван Иван пожалел щенка и взял себе. СЛАЙД № 2

Это большой души человек, он любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Благородство души – его естественное состояние. Бим стал единственным настоящим другом, помог хозяину справиться с болью утраты после смерти жены. Именно благодаря Ивану Ивановичу Бим считал всех людей добрыми и хорошими. СЛАЙД № 3

Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе - откроют обязательно, двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся.

В идеальный добрый мир Бима вторгаются равнодушие, корысть, жестокость, месть окружающих. Живущая по соседству свободная женщина Тётка ненавидела пса. Она мстила ему за то, что Бим не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугавшись; за то, что он однажды лизнул ей руку – не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще.

Отрицательные герои повести выписаны меткими точными штрихами, снижающими их образы до облика животного. Клим, избив Бима на охоте, «прошлялся до ночи. В полночь, крадучись огородами, заполз в свою хату». Серый коллекционер, снявший с Бима ошейник с гравировкой, «храпит, как заяц под борзой». Тетка, сдавая Бима собаколовам, «осклабилась» своим лягушкиным рылом. СЛАЙД № 5

Для изображения состояний и внешности пса автор использует прием «очеловечивания»: пес плачет слезами надежды, получив «письмо» от Ивана Ивановича; умеет смеяться, охнул по – человечески, когда Клим избил его. Очеловечивая страдающее животное, писатель показывает потерявших человеческое в себе людей. Не все герои произведения способны так любить, ждать, верить, быть искренними, как Бим. Серый обманывает детей,что «должность его такая - делать все по - честному, по – человеческому». А на деле он не то что поступать, говорить по-человечески не может (речевая характеристика подчеркивает его нравственную сущность). СЛАЙД № 6

Но все же есть люди с огромной душой, украшающие жизнь добротой, искренностью, милосердием. Они, по мнению Троепольского, вмещают в себя все лучшее, что есть в человеке. СЛАЙД № 7

Бим погиб, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Отец Толика изменил своё отношение к интересам сына и Биму, понял свою ошибку (писал объявления в газету, искал собаку). Молодой собаколов Иван навсегда оставил своё занятие. Ведь укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. А еще совесть человека, по Троепольскому, не похожа на идеально прямую хворостину, и от ее шепота никому не уйти.

И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.

Алеша и Толик не узнали, что Бим умер. Это был акт милосердия взрослых по отношению к мальчикам, желание сохранить их веру в людей и добро. Потому что жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. СЛАЙД № 8

Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому.

В мире есть не только добро, но и зло. Встречаются люди не только хорошие, но и злые. Именно об этом книга Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Отзывы о повести никогда не были равнодушными. Ни в начале семидесятых, когда книга впервые вышла в печать, ни сегодня, спустя более чем двадцать лет после смерти писателя.

Об авторе

Прежде чем рассказать об отзывах о произведении «Белый Бим Черное ухо», стоит, конечно, уделить внимание писателю, создавшему его. Гавриил Троепольский сочинил историю, вызывающую слезы у читателей независимо от возраста. Историю, подобные которой, к сожалению, имеют место в нашем жестоком мире.

Остальные произведения Троепольского малоизвестны. Впрочем, даже когда речь идет о «Белом Биме » многие вспоминают экранизацию Станислава Ростоцкого, номинированную на «Оскар». Но тема сегодняшней статьи - не фильм, а литературный первоисточник.

Гавриил Троепольский родился в 1905 году в Воронежской области. Писать начал ещё в школьные годы. В 1924 году окончил сельскохозяйственное училище, после чего работал учителем. А затем много лет трудился агрономом. Литературным творчеством занимался на протяжении всей жизни, если не считать небольшого периода после публикации первого рассказа. К этому произведению автор отнесся довольно критично. Позже Гавриил Николаевич вспоминал, что после прочтения дебютного рассказа решил: писателем ему не стать.

Однако Троепольский ошибался. Он стал писателем. Более того, одним из лучших советских прозаиков, создававших произведения для юных читателей. Хотя книгу «Белый Бим Черное ухо», отзывы о которой встречаются только восторженные, читают и дети, и взрослые.

Книга о преданности и сострадании

Гавриил Троепольский написал такие произведения, как из «Из записок агронома», «Кандидат наук», «Земля и люди», «Чернозём». Большую часть книг он посвятил природе, родному краю. В 1971 году Троепольский написал трогательную повесть о преданности, любви, милосердии.

Рецензии и отзывы на книгу «Белый Бим Черное ухо» в начале семидесятых не заставили себя ждать. На это произведение мгновенно отреагировали критики. Через два года Ростоцкий решил снять фильм.

Отзыв о книге «Белый Бим Чёрное ухо» Александр Твардовский не оставил. Писатель, поэт, журналист, главных редактор знаменитого литературного журнала ушел из жизни в декабре 1971 года и не успел прочитать произведение друга. Но эта повесть, как известно, посвящена Твардовскому - человеку, благодаря которому советским читателям еще в шестидесятые годы стало известно имя автора повести " Белый Бим Чёрное ухо" .

Отзывы критиков о книге Троепольского были положительными. Об этом свидетельствует государственная награда, которую получил автор в 1975 году. Литературные деятели оценили художественные особенности произведения, ее поучительную и даже в некотором роде педагогическую ценность. Но расскажем, наконец, о читательских отзывах о книге «Белый Бим Чёрное ухо». Чем покорила простых людей, далеких от искусства и литературы, грустная история об английском сеттере странного, нетипичного окраса?

В книге Троепольского показан обычный мир людей глазами собаки. Писатель принес своего главного персонажа в жертву, дабы показать, что зло иногда перевешивает добро. Гибель искреннего, доброго, преданного существа от рук жестоких, эгоистичных людей, которых, по мнению писателя, в этом мире больше, нежели добрых и милосердных - вот и весь сюжет повести.

Одиночество

Иван Иванович - немолодой одинокий человек. Он потерял на войне сына. Затем ушла из жизни жена. Иван Иванович привык к одиночеству. Он нередко беседует с портретом умершей жены, и эти разговоры, казалось бы, успокаивают, смягчают боль от потери.

Однажды он приобрел щенка - породистого, но со следами вырождения. Родители щенка были чистокровными английскими сеттерами, а стало быть, и он должен был иметь черный окрас. Но Бим родился белым. Иван Иванович сделал выбор в пользу щенка с нетипичным окрасом - понравились глаза, добрые, умные. С этого момента началась дружба между человеком и собакой - искренняя, бескорыстная, преданная. Однажды, обратившись по привычке к портрету жены, висевшему на стене, Иван Иванович произнес : «Видишь, теперь я не один».

Ожидание

Однажды Иван Иванович тяжело заболел. Сказалось ранение, полученное во время войны. Пес его ждал, искал. О собачьей преданности сказано много, но ни в одном из литературных произведений не раскрыта эта тема столь трогательно. В ожидании хозяина Бим сталкивается с разными людьми: и добрыми, и злыми. Жестокие, к сожалению, оказываются сильнее. Бим погибает.

Последние минуты своей жизни пес проводит в машине собаколовов . Вернувшийся из больницы Иван Иванович находит своего питомца, но слишком поздно. Он хоронит Бима , а мальчикам, которые успели полюбить умного, доброго пса во время его отсутствия, ничего об этом не говорит.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района

XIV республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого

Секция «Творческие работы, посвященные книгам-юбилярам»

Сочинение «Книга о человечности»

(по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Работа ученицы 9 класса

МБОУ «Яна Булякская ООШ»

С татарским языком обучения

Харисовой Айзили Раушановны

Руководитель: учитель русского

Языка и литературы

Салахова Флюра Рафхатовна

Т. 89625718625

2016 год

Есть книги, которые сопровождают нас в течение всей жизни. «Белый Бим Чёрное ухо» - моя самая любимая книга. Это повесть, прославившая воронежского писателя Гавриила Троепольского. Написанная в 1971 году и посвященная А.Т.Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет.

Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира. В 1975 году за повесть писатель удостоен Государственной премии СССР. В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо»

Первый раз я её прочитала в третьем классе, а после открывала ещё раз шесть или семь. Эта книга привлекает к себе внимание интересным названием, а когда прочитаешь первые строчки, потом уже будет не оторваться.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

Я хочу процитировать слова писателя, которые тронули меня до глубины души и заставили прочитать эту книгу: «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние…».
Эта повесть - сентиментальная история преданного пса, неожиданно попавшего в беду. Шотландский сеттер Бим, наделенный с рождения белым окрасом, не соответствующим стандартам породы, живёт вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем, который любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес. У хозяина и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. «…Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

Однажды Иван Иваныч попал в больницу, а Бим, потеряв хозяина, по недосмотру соседки выскакивает из квартиры. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей – добрых и злых, старых и молодых. Всех их мы видим глазами собаки. Бим подвергается разному отношению: от жалости и попыток помочь до жестокости.

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого. Враги Бима имеют только клички.

Пройдя многие испытания и почти дождавшись хозяина, во время отлова собак Бим попадает в приют. Но хозяин застаёт на месте уже только тело Бима. «… Иван Иваныч положил руку на голову Бима – верного, преданного, любящего друга. Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли…»

Иван Иваныч переживал: ведь собака стала частью его души, скрасила его одиночество.
Каждый любитель животных очень тяжело переносит разлуку со своим любимцем. Мы ждем при возвращении домой, что, когда откроем дверь, нам навстречу выбежит тот, за кого мы поручились в своё время. Тот, кому мы дали обещание всегда любить его, заботиться о нём, беречь изо всех сил. Ни одно животное не может обманывать, лицемерить и предавать. Эти качества присущи только людям, но, к счастью, далеко не всем.

Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

«Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья. Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится. Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака, нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

Хотя повесть кончается трагично, короткая жизнь собаки отразилась добром на многих судьбах. У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.

Смерть собаки – укор для всех.

Л.Н.Толстой писал: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. "В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"