Практическая работа «Строение одноклеточной водоросли хламидомонады. Урок биологии "Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа «Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей»" Лабораторная работа многоклеточные во

Вопрос 1. Какое строение имеет растительная клетка?

Растительная клетка состоит из клеточной стенки (оболочки), цитоплазмы и органелл, которые находятся в цитоплазме: ядро, вакуоли с клеточным соком и пластиды.

Вопрос 2. Что такое пластиды?

Пластиды - это мембранные органоиды, встречающиеся у фотосинтезирующих организмов (высшие растения, низшие водоросли, некоторые одноклеточные организмы).

Вопрос 3. Какие пластиды вы знаете?

Хлоропласт, лейкопласт, хромопласт.

Вопрос 4. Что такое пигменты?

ПИГМЕНТЫ – окрашенные вещества тканей организмов, участвующие в их жизнедеятельности. Обусловливают окраску организмов; у растений участвуют в фотосинтезе (хлорофиллы, каротиноиды), защищают организм от вредного действия ультрафиолетовых лучей (у растений - каротиноиды, флавоноиды). Некоторые пигменты применяют в пищевой промышленности и медицине.

Вопрос 5. Что называют растительной тканью?

Растительная ткань - группа клеток, которые имеют общее происхождение, выполняют одну или несколько функций и занимают свойственное им положение в организме растения. Органы растения образованы разными тканями.

Лабораторная работа № 9. Строение зелёных одноклеточных водорослей.

1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заострённым передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

3. Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

Хроматофор хлореллы имеет вид сильно вырезанной чаши, в нём откладывается крахмал. Хроматофор хломидомонады имеет характерную чашевидную форму. За счет таких впячиваний хроматофора, увеличивается площадь распространения хлоропластов.

5. Зарисуйте клетку и подпишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

При увеличении я увидел(а) практически такое строение водорослей, как на рисунке в учебнике.

Вывод: строение зелёных одноклеточных водорослей мы рассмотрели на примере хломидомонады и хлореллы. Эти водоросли состоят из клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра и хроматофора. У хломидомонады есть еще красный «глазок», который чувствителен к свету, и жгутики, с помощью которых хломидомонада двигается (в отличии от хлореллы).

Вопрос 1. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Водоросли относятся к низшим растениям, т.к они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Вопрос 2. Где обитают зелёные одноклеточные водоросли?

Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.

Вопрос 3. Какое строение имеет хламидомонада?

Хламидомонада - одноклеточная зелёная водоросль грушевидной формы. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки.

Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты у хламидомонады находятся в крупной чашеобразной пластиде, которая у водорослей называется хроматофор (в переводе с греческого - «несущий свет»). Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придаёт зелёную окраску всей клетке.

Вопрос 4. Где обитают и какое строение имеют зелёные многоклеточные водоросли?

У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс. Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.

В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зелёные комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток - хроматофоры в виде спирально закрученных лент.

Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см и толщиной всего две клетки.

Наиболее сложное строение в этой группе растений имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу, или блестянку гибкую, часто выращивают в аквариумах.

Вопрос 5. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?

Бурые водоросли в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей - желтовато-бурая окраска слоевищ.

Бурые водоросли - многоклеточные растения. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.

У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями.

В наших дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста. В прибрежной полосе Чёрного моря часто встречается бурая водоросль цистозейра.

Вопрос 6. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?

Красные водоросли, или багрянки, - в основном многоклеточные морские растения. Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Очень немногие из красных водорослей одноклеточные.

Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. Но среди них есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и жёлтой.

Внешне красные водоросли весьма разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассечённые и разветвлённые. Часто они очень красивы и причудливы.

В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100-200 м. В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира и др.

Вопрос 7. Что такое слоевище?

Слоевище, или таллом, - вегетативное тело грибов, водорослей, лишайников, некоторых моховидных, не дифферинцированное на органы и не имеюие настоящих тканей.

Вопрос 8. Что такое хроматофор?

Хроматофоры – мембранные внутриклеточные структуры в виде пузырьков, в которых находятся светочувствительные пигменты и проходят начальные этапы фотосинтеза у некоторых фотосинтезирующих бактерий.

Вопрос 9. Что такое ризоиды? Почему их нельзя называть корнями?

Ризоиды - выросты нижней части водорослей, лишайников, хвощей, плаунов, мхов, представляющие собой нитевидные образования, которые служат для прикрепления. В отличие от корней, гораздо более сложной структуры, состоящей из множества элементов и гораздо более сложно организованную, ризоиды образованы одной или, в лучшем случае, несколькими клетками.

Вопрос 10. Какое значение имеют водоросли в природе?

Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Водоросли вырабатывают огромное количество кислорода, который не только растворяется в воде, но и выделяется в атмосферу.

Вопрос 11. Как человек использует водоросли?

Человек использует морские водоросли в химической промышленности. Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на. корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности. На агар-агаре выращивают микроорганизмы для использования их в лабораторных исследованиях.

Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты йодом.

Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту), ульву (морской салат), порфиру и др. Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зелёные водоросли применяют при биологической очистке сточных вод. Чрезмерное размножение водорослей, например в оросительных каналах или рыборазводных прудах, может принести вред. Поэтому каналы и водоёмы приходится периодически очищать от этих растений.

Подумайте

Почему даже у многоклеточных водорослей, имеющих большие размеры, отсутствует сосудистая система?

Водоросли живут в питательном "растворе" и могут всасывать его всей поверхностью. Поэтому у них нет таких органов, как стволы, стебли и ветви, и отсутствует сосудистая система, выполняющая у наземных растений транспортную функцию, ведь им нет нужды перемещать по своему телу воду и питательные вещества. Все необходимое водорослям поступает к ним извне прямо туда, где эти вещества будут использованы.

Задания для любознательных

Осторожно снимите зелёный налёт с коры нескольких деревьев. Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зелёный налёт. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.


Вывод: образуют зелёные налёты в нижней части деревьев, на заборах и т. п. приспособившиеся к наземной жизни различные одноклеточные зелёные водоросли (например в нашем случае это плеврококк и хлорококк). Под микроскопом видны одиночные клетки или группы клеток зелёных водорослей. Единственный источник влаги для этих водорослей - атмосферные осадки (дожди и роса). При недостатке воды или при низких температурах плеврококк и другие наземные водоросли могут проводить часть жизни в состоянии покоя. В нашем случае удалось найти эти две водоросли на разных деревьях.

Лабораторная работа №7

по теме: «Строение одноклеточных зеленых водорослей»

Цель работы: 1) Ознакомиться со строением одноклеточных зеленых водорослей.

2) Определить основные элементы их строения, и какие функции

они выполняют.

3) Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов .

Оборудование: инструктивная карта с рисунками, схемами и таблицами, §18

Ход работы

1. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.

1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады. Определить основные элементы её строения.

1.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.

Задание 1.

Рассмотрите изображение представителя отдела Зеленые водоросли-хламидомонады. Обозначьте основные элементы её строения, используя ниже перечисленные термины.

Жгутики, ядро, светочувствительный глазок, сократительные вакуоли, хроматофор, оболочка, цитоплазма

Задание №2.

Определите, какие функции выполняются разными структурами клетки хламидомонады.

Перечертите таблицу в тетрадь ! Заполните её, используя ниже предлагаемые варианты, добавив их на правильные места в таблице.

Генетическая информация, обеспечивает форму клетки, выделение лишней воды, фотосинтез, движение, восприятие света.

2. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хлореллы.

2.1. Ознакомиться со строением хлореллы. Определить основные элементы её строения.

2.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.

Задание №3.

Рассмотрите изображение представителя отдела Зеленые водоросли-хлореллы. Обозначьте основные элементы её строения, используя ниже перечисленные термины.


Хроматофор, ядро, цитоплазма.

Зарисуйте рисунок с готовыми обозначениями в тетрадь!

Задание №4.

Определите, какие функции выполняются разными структурами клетки хлореллы.

3. Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов.

Задание №5

Сравните строение изученных организмов. Найдите сходство и различия в строении клеток.

4. Сделайте вывод по проделанной работе.

Лабораторная работа № 9.

Цель:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 9. Водоросли.»

Дата___________.Ф.И._______________________________________6 «__» класс.

Лабораторная работа № 9

Изучение внешнего строения водорослей.

Цель: знакомство с особенностями строения водорослей, научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Оборудование: Рисунки одноклеточных зеленых водорослей; микроскоп; микропрепараты «Вольвокс», "Спирогира".

Ход работы.

1.Расмотрите рисунки одноклеточных зеленых водорослей, найдите хламидомонаду, хлореллу подпишите. Подпишите части их клеток.

А._____________________ Б._________________ 1. 4.

4.Рассмотрите под микроскопом вольвокс, изучите строение вольвокса.

5.Рассмотрите под микроскопом спирогиру, изучите строение спирогиры.

5.Зарисуйте спирогиру, подпишите её части клетки.

6.Сделайте выводы:

1.О сходстве в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.

2.О различиях в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.

Урок №12

Тема: Подцарство низшие растения. Общая характеристика водорослей

Лабораторная работа «Строение спирогиры».

I . Проверка знаний.

    Беседа с классом:

    Какие царства вы знаете?

    Какие отделы царства Растений вы знаете?

    Почему летом вода в водоемах зеленеет?

II. Новый материал

    Беседа с классом:

Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? (крахмал)

Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%.

Хлорелла, хламидомонада – одноклеточные зеленые водоросли. Познакомимся с многоклеточными зелеными водорослями – нитчатыми. Хорошо известная всем тина, ярко-зеленая, скользкая, есть не что иное, как большое скопление различных видов нитчатых водорослей, среди которых часто встречаются спирогира и улотрикс.

    Место нитчатых водорослей в системе растительного мира.

Задание: рассмотрите схему «Царство Растения».

    какие растения относятся к высшим?

    Почему они относятся к высшим, а водоросли – к низшим? (имеют лист, стебель – органы растения, сложного строения, сложность заключается в наличии тканей)

    Что такое ткань?

    Какие ткани вы знаете?

Вывод: Многоклеточные зеленые водоросли относятся к низшим растениям, так как их тело не имеет органов, нет листьев, стеблей. Клетки не образуют тканей. Многоклеточное тело водорослей называется слоевище.

Водоросли: Отдел Зеленые

Отдел Бурые

Отдел Красные

    Проблема!!! «Водоросли»

Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли»?

Предположение: растут в воде.

Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах.

??? Все ли растения, растущие в воде, будут водорослями?

Высшие растения

Низшие растения

Имеют органы: листья, стебель (цветок)

Не имеют органов, имеют слоевище и ризоиды

Есть ткани: покровная

механическая

проводящая

Нет тканей – масса клеток.

    Улотрикс

    Рассказ учителя:

В верхнем слое быстро текущей воды, на подводных камнях, сваях. Дерновинки.

Снять можно только соскабливая.

Ризоид – бесцветная, заостренная, слегка изогнутая клетка.

Хроматофор – незамкнутое широкое кольцо зеленого цвета.

    Беседа

    Почему улотрикс относится к нитчатым водорослям?

    Какова роль ризоида в жизни улотрикса? (в тетради: ризоид = пркрепление)

    Чем объясняется зеленая окраска улотрикса?

    Каков способ питания улотрикса?

    Спирогира

Лабораторная работа «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры».

Р т стр 13-14

Задания 1,2,3

Руд, канава, заводь реки.

Неприкрепленные длинные нити тины ярко-зеленого цвета, слизистые на ощупь.

III. Закрепление

Строение клетки, питание, среда обитания

Водоросли

Цветковые растения

Оболочка

Цитоплазма

Хлорофилл

Носитель хлорофилла

прозрачная

хроматофор

толстая, прозрачная

хлоропласт

Тип питания

Автотрофно (гетеротрофно)

Автотрофно

Среда обитания

Наземная

Наземная

- (слоевище, ризоиды)

Задание: на основании данных таблицы сделайте вывод о характерных особенностях зеленых многоклеточных водорослей.

IV . Д/з

Урок №13

Тема «Размножение и развитие водорослей»

Задачи урока:

    Раскрыть особенности размножения водорослей.

Вид урока: комбинированный урок.

Ход урока:

    Организационный момент

II. Проверка знаний.

Беседа:

    Какие зеленые одноклеточные водоросли вам известны?

    Почему хламидомонады скапливаются у поверхности воды в более освещенном месте?

    Почему водные животные не погибают зимой от удушья?

    Что такое фотосинтез?

    Какие растения фотосинтезируют?

    Наличие какого вещества в клетке обязательно для фотосинтеза?

III. Новый материал. Отдел Зеленые водоросли.

    Питание водорослей

    Размножение водорослей

Размножение водорослей - вегетативное, бесполое и половое.

Вегетативное размножение у одноклеточных водорослей происходит делением клеток надвое, Многклеточные водоросли размножаются частями слоевища или при помощи специальных почек (сфацеляриевые), колониальные – распадением колоний.

Некоторые многоклеточные водоросли не имеют полового размножения, у большинства же образуются споры и гаметы либо в обычных клетках (зелёные водоросли, часть красных), либо в особых образованиях - спорангиях и гаметангиях (бурые водоросли); споры и гаметы бывают неподвижными или подвижными - со жгутиками.

У водорослей наблюдаются все формы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия и конъюгация (слияние протопластов двух вегетативных клеток).В основе полового размножения лежит слияние двух половых клеток – гамет. Образующаяся в результате полового процесса зигота делится сразу или после периода покоя. Одновременно в ней может происходить мейоз. У примитивных водорослей одна и та же особь даёт гаметы или споры в зависимости от внешних условий. У ряда водорослей происходит строгое чередование гаметофита и спорофита, которое принято называть «чередованием поколений». Растение образующее споры называется спорофитом, а производящее гаметы называется гаметофитом. При этом у высших водорослей зигота или прорастает на гаметофите, на нём же вырастает и спорофит (ламинариевые), а гаметофит отмирает, или спора, не отделяясь от спорофита, прорастает в гаметофит, который развивается на спорофите (фукусовые).

Б) Представители отдела зеленые водоросли

Хлорелла – округлая форма, встречается на подводных предметах, в сырой почве, в зеленом налете на коре деревьев.

Хламидомонада – встречается в воде из застоявшейся лужи, канавы, на глинистой почве, в водоеме, загрязненном органическими веществами. (если поставить в светлое место банку с водой, то вскоре на стенках появится зеленый налет) Главный признак – подвижность.

Плеврококк – наземная форма. Обитает на северной стороне стволов деревьев, образуя характерный изумрудно-зеленый налет. Часто при делении образует пакетики из 2 –4 клеток, которые затем распадаются на отдельные клетки.

    Хламидомонада

А) строение

Развивается в больших количествах, вызывает «цветение» воды, приводящее к увеличению содержания СО 2 и ядовитых продуктов распада в водоемах, что вызывает гибель рыб. Встречается даже в снегу и на льду.

Б) Понятие «хроматофор»

В) Питание хламидомонады

Вспомнить понятие «фотосинтез», органические вещества глюкоза и крахмал, неорганические вещества – вода и СО 2 .

III Вопросы:

    Каков тип питания у хламидомонады?

    Каков способ питания?

    Если есть светочувствительный глазок, предположите, как пользуется им хламидомонада?

    А если водоем затенен? (поглощает готовые органические вещества)

    Каков тип питания при этом?

IV Д/з стр39-41

Урок №14

Тема: «Многообразие водорослей. Отдел Бурые Водоросли.

Отдел Багрянки »

Задачи урока:

    Раскрыть особенности водорослей.

    Показать их роль в природе и практическое значение

    Продолжить формирование умений работать с учебником

Вид урока: комбинированный урок.

Ход урока:

    Организационный момент

I . Проверка знаний.

    Рассказать о размножении водорослей.

    Какие способы размножения водорослей существуют?

    Почему существуют 2 способа размножения водорослей?

    Каково значение зиготы?

    Обобщение сведений о морских водорослях (сообщения учащихся):

    Чем интересно Саргассово море? (скопление ягодного саргассума)

    Есть ли ягоды у этого растения? Почему? (нет, это водоросль)

    Название крупнейшей в мире водоросли? (макроцистис)

II. Новый материал

    Обобщение

Какие два способа питания одноклеточных водорослей существуют? (фотосинтез, поглощение готовых органических веществ)

Проблема!!!

Изменяют ли водоросли окружающую среду?

    Сообщение учащихся «Значение морских водорослей»

    Водоросли в космосе

За сутки человек потребляет 2 кг воды, 1 кг еды, 1 кг О 2 .

Увеличивать вес корабля нельзя (теряется скорость и увеличивается расход горючего).

Космическая оранжерея:

    Искусственная «почва»

Пенопласт (безвреден для растений, легко всасывает воду и минеральные вещества, долго удерживает их). Здесь не развиваются бактерии и плесень. Много ячеек, заполненных воздухом.

    Вместо Н 2 О – жидкие отходы человеческого организма, содержащие минеральные соли.

    Твердые отходы сжигают – минеральные удобрения.

    Оранжерея. На 1 человека в течении нескольких месяцев – 8 ванночек в 2 кв метра.

Ванночки разного размера, в каждой по 1 растению. Каждый день растения переносятся из ванночки в ванночку. Почвы нет.

Регулярное автоматическое опрыскивание питательным раствором через несколько минут.

Будут ли жить растения в космосе? (Берут в космос семена гороха, пшеницы, кукурузы, огурцов, лука, салата. Они прорастают.)

Растения, заменяющие и хлеб и масло. Растение (хлорелла)

1 клетка – в 200 раз меньше 1 мм. В хлорелле содержатся: сахар, ценные белки, жиры, минеральные соли,много витаминов.

Выращивание хлореллы: стеклянная банка, электрический свет, вода, добавление минеральных солей

вдувание воздуха и СО 2

но : хлорелла мерзко пахнет болотом, горькая, жесткая. И в ней накапливается ядовитое вещество, которым не долго и отравиться.

В разных странах инженеры, химики, биологи и кулинары долго думали – специальный хитроумный аппарат в нем сначала разрушаются крепкие оболочки клеток, извлекаются все ядовитые вещества, горькие и дурно пахнущие. Затем масса превращается в пасту. Она поступает на кухню. Из пасты извлекают жир, сахар, белковый порошок.

Теперь можно варить суп, готовить котлеты, печь пироги и пирожные.

Если в сок, выжитый из очищенных водорослей добавить сахар и лимонную кислоту, получается напиток, из которого варят кисель, желе.

Для дыхания 1 человека достаточно 0,5 кг сухой массы водорослей, которые выращиваются в 300 литрах воды.

Хлорелла летала в спутник «Космос –100».

  1. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7 класс

    Рабочая программа

    Самостоятельная работа . Тема 9. Подцарство Низшие Растения . Общая характеристика водорослей . Лабораторная работа №3 «Строение спирогиры ». 1ч. 1нед. октября Особенности строения , жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений . Рассказ...

  2. Приказ № от 2012г. Рабочая программа по биологии 7 кл средней общеобразовательной школы №166

    Рабочая программа

    Устный Тема 3.2. Подцарство Низшие растения -2 ч. 11 Подцарство Низшие растения . Общая характеристика водорослей . Стр. 38-39 практикум Лабораторная работа №2«Изучение внешнего строения водорослей » Знать: общую характеристику растений ; их строение ...