Данный фрагмент – есть последний монолог Чацкого и развязка основного конфликта пьесы. Она показывает трагизм сложившейся ситуации в доме Фамусова.
Чацкий осознает, что Софья выбрала не его, а Молчалина. Он восклицает: «А вы! О боже мой! кого себе избрали?». Чацкий, не скрывая презрения к фамусовскому обществу, обличает действительность московской жизни. Он буквально насмехается над тем, кого выбирают себе девушки в мужья и особенно недоумевает над выбором Софьи: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей».
Казалось бы, «фамусовское общество» одерживает окончательную победу над Чацким, его свежими, "заграничными" взглядами и идеями: молодого человека объявляют сумасшедшим, и ему не остаётся ничего больше, кроме как незамедлительно уехать из Москвы, бежать с «места поражения» в полном одиночестве, по сути изгнанному и исключённому из общества.
Но в то же время, мы прекрасно видим (особенно в приведённом отрывке) моральное торжество героя, возвышенность Чацкого над окружающими, его «судьями». Вспомним тот факт, что Чацкий является не единственным представителем "века нынешнего", и тогда всё встаёт на свои места. Представленный во фрагменте монолог не речь побеждённого, но речь победителя, в которой Чацкий обличает толпу, понимает, наконец, что нет смысла убеждать тех, кто не желает слышать, сознаёт своё превосходство над окружающими и верно решает, что ему, человеку умному, глупо (по выражению А.С. Пушкина) «метать бисер перед Репетиловыми».
Обновлено: 2018-01-30
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много интересных и важных тем, дал оценку своим современникам. Себя самого автор ассоциирует с главным героем - Александром Чацким, именно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи чаще всего звучат в монологах персонажа. Они играют очень большую роль в идейном смысле комедии. Во всем произведении представлено шесть монологов, и каждый из них с новой стороны характеризует героя и развивает сюжет.
Один на 25 глупцов
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, насколько этот отрывок отличается от обычных речей героев. Высказывание главного персонажа выходит далеко за рамки ситуации, в которой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть ли не самым важным во всем произведении, потому что в нем выражается развитие общественного конфликта, и появляется идейный смысл всей комедии.
Писатель создал определенную в которой данный отрывок объясняется с психологической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» говорит о том, что он по своей идейно-художественной роли намного «шире». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от своих противников. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» - спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в основном касается не их, а все «фамусовское общество».
«Смех сквозь слезы»
Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех сторон его окружают глупцы, и в этом заключается беда главного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что Александр Андреевич не может найти общего языка не с отдельными личностями, а со всем консервативным обществом. Реплики главного героя не делают его смешным, комичную ситуацию, скорее, создает Скалозуб своей реакцией на ответ Чацкого. Читатель сочувствует Александру Андреевичу, в этом случае комедия уже переходит в драму.
Противостояние обществу
Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что подобную речь можно было произносить только на закрытых заседаниях тайных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина. К сожалению, Александр Андреевич об этом не догадывается, поскольку последние годы странствовал и пребывал далеко от родины. Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, поэтому он произносит свой монолог перед глупцами, которые не хотят, да и не могут его понять.
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров) .
«Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен.. . Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными... » (А. С. Пушкин) .
«Молодой Чацкий похож на Стародума.. . В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного... » (77. А. Вяземский) .
«...В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский) .
«Горе от ума» - «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего» . Чацкий является идеологом «века нынешнего» . Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...») ; к образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился») ; к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...») ; к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...») ; к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...») ; к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных...») .
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.
Первый монолог - экспозиция («Ну что ваш батюшка?..») . Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...») - завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» .
Третий монолог («А судьи кто?») - развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог - важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.
Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча...») - кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.
Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом...») - развязка сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит) .
Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , - характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья») .
Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а верится с трудом...»)
Что-то мне как-то не так.
Наверно, пришел февраль.
О том, что ветры дуют в феврале,
Мне когда-то сказал букварь.
Как это было давно,
Сколько с тех пор нагрешено,
Сколько свежих идей заживо погребено...
Ветер снова переменился. Жаль, что внезапно и на северный, но что делать...
Сложно писать, так как не понимаю до конца, что же всё-таки произошло...Но попытаюсь, может перепишу позже...
Итак. Началось всё утром 5 марта. Я проснулся и понял, как же низко я пал 4-го накануне. И что? Что изменилось-то? Ну перебрал, набухался. Как будто раньше такого не было...(Ну ТАК не было. Было по-другому).
Я просто понял, что просто пить - не интересно. Быть пьяным хорошо, когда ты в тепле, есть приятное общение, приятные девушки, и то волшебное чувство, которое называется...атмосфера. Именно атмосфера. Нельзя пить водку ржаную в костюме от Гучи и нельзя пить в подъезде Джек Дэниелс. Это не прикол, а просто дурость. Или лучше - убогость.
А создать атмосферу сложно. Она иногда сама возникает в хорошей компании. Но хорошая компания - ещё не гарантия хорошей атмосферы. Это как необходимое, но не достаточное условие...Те многочисленные пьянки, которые стали случаться в последнее время можно сравнить с массовым производством, когда качество неизбежно падает. Так и с бухлом. Достигнув определенной стадии, уже устаешь от этого. Но вот как отказаться от "приятного времяпрепровождения" без постдепрессового синдрома??? Не знаю...вот и депрессую, злюсь и вообще веду себя как редиска. Всё знаю, "но сердцу не прикажешь". Так вот и я приказывать не хочу!
А что теперь? Котлы злобы и зависти к тунеядцам, лошарам, зазнайкам и просто козлам? Не хочу так. А ведь жуть как накатывает эта вся чернота внутри!
Работать, достигать результата, искать другое общение и досуг? Да, это выход. Сложно вот так перестроиться, но нужно, иначе никак. Хотя может стоить лишь слегка прищурить глаза и увидеть то, что было прямо у тебя под носом, а ты просто не видел раньше? Мечтанья с глаз долой и спала пелена, как сказал бы классик)
А ещё надо лоббировать то, что ты хочешь. Иначе не понятно, зачем тебе вообще это надо. Но что делать, если ты не знаешь, чего хочешь? - Определиться, расставить приоритеты.
P.S.S. Нашёл случайно текст "Горе от ума" и решил выложить финальный монолог Чацкого. Я его не учил, но мне всегда Чацкий нравился и этот монолог тоже. Может он несколько резковат по отношению к моей ситуации, зато очень верно отражает мой настрой...Карету мне, карету...
Не образумлюсь... виноват,
Как будто всё еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями... чего-то ожидаю.
(С жаром.)
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки - все противно,
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо.)
Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом,
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,
Высокий идеал московских всех мужей.-
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам. В комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов свои заветные мысли вкладывает в уста главного героя Александра Андреевича Чацкого, который выражает их чаще всего в форме монологов. Они играют важнейшую роль в выявлении идейного смысла произведения. Всего Чацкий произносит шесть монологов. Каждый из них характеризует ступень в развитии сюжета комедии. Первый из них («Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба…») можно назвать экспозиционным. В нем Чацкий дает едкую сатирическую характеристику нравов фамусовского общества. Но она пока является не развернутой, а краткой, как бы намечающей темы и образы последующих монологов. Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») представляет собой завязку конфликта комедии. Сопоставляя «век нынешний и век минувший», Чацкий обличает раболепство и угодничество представителей придворной знати, которые для получения чинов и наград готовы «отважно жертвовать затылком». В четвертом монологе Чацкого («Оставимте мы эти пренья…») происходит развитие любовного конфликта произведения. Пытаясь понять отношение Софьи к Молчалину, Чацкий пылко выражает свое понимание любви. Это чувство, при котором для любящего «мир целый казался прах и суета», если в нем отсутствует она - та, кому посвящено это глубокое чувство. В пятом монологе Чацкого («В той комнате незначащая встреча…») возникает кульминация конфликта. Герой комедии гневно осуждает преклонение высшего света перед иностранщиной. «Французик из Бордо» оказывается для гостей Фамусова высшим авторитетом не только в вопросах моды, но и в отношении ко всему русскому, национальному. Чацкий с ужасом думает о той пропасти, которая разделяет дворянскую верхушку и простой народ, и не знает, как добиться того, чтобы «умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Обращаясь в своем монологе первоначально к Софье, Чацкий, увлекаясь, адресуется ко всем окружающим. Но ему приходится прерваться на середине фразы, потому что никто не желает его слушать: «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». И, наконец, заключительный монолог («Не образумлюсь… виноват…») становится развязкой сюжета. Оскорбленный Софьей в лучших чувствах, Чацкий обличает в нем все фамусовское общество. Теперь оно для него «мучителей толпа, в любви предателей, в вражде неутомимых». И единственный для себя выход герой видит в том, что покинуть чуждый ему круг. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! Самым важным в развитии общественного конфликта и выявлении идейного смысла всего произведения становится третий монолог Чацкого («А судьи кто? - За древностию лет…»). Основной антитезой его является противопоставление «идеалам» фамусовского общества, главным выразителем которых оказывается «Нестор негодяев знатных», благородных стремлений молодого поколения. Но те, кто желает посвятить себя общественному служению, выглядят инородным телом в фамусовском обществе, которое считает их мечтателями, причем опасными. Монолог Чацкого «А судьи кто?..», как и вся комедия в целом, обладает высокими художественными достоинствами. В его стилистике переплетаются архаизмы и простонародные выражения, им присуща интонационная гибкость. Отличительными чертами монолога Чацкого являются также емкость и меткая афористичность. Эти качества восхитили в свое время Пушкина, который предсказал, что половина стихов Грибоедова должна войти в пословицу.