Почему повесть называется слепой музыкант. Чему учит повесть слепой музыкант. Для чего собственно создан человек


Своеобразие реализма В. Г. Короленко. Идейно-художественный анализ повести «Слепой музыкант».

Слепой музыкант. В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один толькр мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.
Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, "что эта живая волна катится мимо него". Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. “Эту легенду Петр узнал от Ставручен-ко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.
Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.
В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, обще ство и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине; как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает "тихий подвиг любви": она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Разделы: Литература

Цели:

  • показать взаимодействие литературы с музыкой
  • показать духовное обновление человека с помощью музыки
  • сформировать читательскую самостоятельность
  • научить грамотному анализу отдельных эпизодов

План урока:

  1. Вступление. Разговор о видах искусства, отражённых в литературе.
  2. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я никогда не понимал».
  3. Прослушивание фрагмента произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха Toccata and a fugue ре a minor.
  4. Анализ этюда В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (преображение героя, просветление его души с помощью музыки)
  5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Музыка».
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Учитель: Литература является отражением нашей жизни. Она вбирает в себя нравы общества, его законы, ценности. Люди издавна восхищались прекрасным. Какие виды искусства вы знаете?
Ученики: Живопись, скульптура, балет, театр, архитектура, литература, музыка.
Учитель: В литературе переплетаются и находят выражение разные виды искусства: автор нас может перенести на театральные подмостки и показать закулисную жизнь. Приведите пример таких произведений.
Ученики: Ю. Олеша «Три толстяка», А. Алексин «Актриса».
Учитель: Авторы также могут нарисовать словами, описать прекрасные картины, которые висят в домах персонажей его произведений. Вы знаете, что такие детали интерьера помогают нам понять и раскрыть замысел писателя. Давайте вспомним, в домах каких героев были картины.
Ученики: А.С. Пушкин «Станционный смотритель» - «Возвращение блудного сына», Н.В. Гоголь «Портрет» - портрет старика в азиатских одеждах, В. Железников «Чучело» - портрет родственницы Машеньки.
Учитель: Согласитесь, что несложно описать картину, скульптуру или театральное действо, но как же быть с музыкой?
Ученик: Музыку передать словами очень сложно, так как у каждого человека она пробуждает различные эмоции, перед глазами встают картины, известные только одному человеку.

2. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я никогда не понимал»

Учитель: Вы правы, музыка пробуждает у каждого человека свои, особенные чувства. Мастера слова, наши поэты восхищались этим свойством музыки. Давайте прочитаем стихотворение А.А. Блока «Я никогда не понимал»:

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

О чём говорится в стихотворении?

Ученик: Поэт раньше не понимал музыки, но постепенно из хаоса звуков для него начинает выделяться сокровенный голос. Это можно увидеть с помощью лексических средств — контекстуальных антонимов «никогда» и «ныне». Музыка пробуждает в его памяти прекрасные картины прошлого и надежду на светлое будущее. Звуки дарят спокойствие и умиротворение.
Учитель: Что значит «сокровенный голос»?
Ученик: Сокровенный — свято хранимый, тайный, затаённый. То есть тот голос, который понимает и слышит только поэт, потому что он является эхом его души.
Учитель: Что же так пленило в музыке поэта?
Ученик: Те чувства и образы, которые пробуждает музыка: мечту, эмоции, которые он испытывал - «волненье», «былую красоту», но их поэт воспринимает по-другому: прошлое кажется «близким и ясным».
Учитель: Но можно ли до конца понять музыку?
Ученик: Нет, не случайно сильные позиции текста — начало и конец — имеют одинаковую смысловую наполненность - «Я никогда не понимал» и «То веет таинством прекрасным». Музыка - это тайна, как и её создание, так и её понимание, у каждого оно своё.

3. Прослушивание фрагмента произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха Toccata and a fugue ре a minor.

Учитель: Мы с вами правильно поняли мысли А.А. Блока. А теперь прослушаем известное вам музыкальное произведение. Вам нужно будет назвать композитора и какие чувства навеяла эта мелодия.
Учитель включает фрагмент записи Иоганн Себастьян Бах Toccata and a fugue ре a minor. (Приложение 1 )
Ученики: Это Иоганн Себастьян Бах. В ней звучала тревога / торжественности / сказочность / грандиозность.
Учитель: Действительно, это Иоганн Себастьян Бах. За свою жизнь он написал более 1000 произведений. Он рано лишился родителей, на воспитание его взял старший брат, который обучил его игре на органе и клавире. Бах не упускает возможности заниматься музыкой: обучаясь в гимназии, знакомится с произведениями немецких и французских композиторов.
После окончания обучения Бах занимает пост органиста церкви. В этот период он создаёт большую часть своих органных произведений. Он вынужден был переезжать из одного города в другой из-за политической обстановки, но никогда не прекращал писать своих произведений. Даже к концу жизни, когда Бах окончательно ослеп, он продолжал сочинять музыку, надиктовывая её своему зятю. Это подлинная преданность человека делу своей жизни.
Как вы думаете, почему мы обратились к творчеству именно этого композитора?
Ученики: Мы изучаем произведение В.Г. Короленко «Слепой музыкант», а Бах, даже будучи слепым, продолжал сочинять музыку, поскольку она делает светлыми души людей.

4. Анализ этюда В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Учитель: Да, мы сегодня с вами поговорим о великой силе музыки, которая пробуждает чувства. Посмотрим, как мастерски В.Г. Короленко передаёт мелодии и звуки, которые слышит Пётр.
С самого детства Петра окружали звуки, которые он не мог соотнести с образами, поскольку он родился слепым. Как воспринимает маленький Петрусь всё многообразие звуков, неведомое им?
Ученик: Показательно описание звуков весны. Мы привыкли, что автор даёт пейзажные зарисовки пробуждающейся природы, а перед Короленко стояла сложная задача: ему необходимо было перенести читателя в состояние слепого, который может воспринимать мир только с помощью звуков, запахов.
Учитель: Прочитаем этот отрывок и выделим слова, которые помогают передавать звуки весны.
Ученик: «Для слепого мальчика она врывалась в комнату только своим торопливым шумом . Он слышал , как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки буков шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам . А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких ударов . Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам , быстро отбивавшим переливчатую дробь . По временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали , точно тихо тая в воздухе».
Учитель: А теперь закройте глаза, а я прочитаю только выделенные слова. Сможете ли вы «услышать» наступление весны?
«Весна врывалась шумом, он слышал, как бегут потоки, прыгая, прорезаясь, ветки шептались, сталкиваясь и звеня ударами по стёклам, торопливая капель стучала тысячью звонких ударов. Звуки падали подобно звонким камешкам, отбивающим переливчатую дробь. Сквозь звон и шум окрики журавлей проносились и смолкали»
Ученик 1: Много раз повторяется корень «звон», передавая радость прихода весны, обновление природы, ведь звон ассоциируется у нас с колокольным звоном, дарящим спокойствие и счастье.
Ученик 2: Также можно добавить, что Петрусь слышит очень резкие звуки, поэтому можем сделать вывод, что они для него новые, непривычные, они сливаются в шум, из которого он может различить окрики журавлей, птиц, символизирующих свет, солнце, весну, начало посевных работ. Как в прочитанном нами ранее стихотворении А.А. Блока «Я никогда не понимал» поэт смог сквозь музыку услышать сокровенный голос, символизирующий его прошлое.
Ученик 3: Но эти звуки очень непривычны для ребёнка, когда они выходят на прогулку с мамой и дядей Максимом мальчику стало плохо (читает, выделяя слова, обозначающие звуки) : «Но для слепого это была только необъяснимая тьма , которая необычно волновалась вокруг, шевелилась , рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце <..> Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. <..> И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие ... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее , налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак, сменяясь новыми волнами, новыми звуками ... быстрее, выше, мучительнее подымали они его, укачивали, баюкали ... Еще раз пролетела над этим тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика , и затем все сразу смолкло .
Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком обмороке».
Ученик 4: Звуки не приносят радости мальчику, они не могут дать ему тех образов, которые мы привыкли соотносить с увиденным. Для Петра это вечная тьма, в которую волнами врываются звуки. Замечу, что образ волны, которая приносит «красоту из забвенья», был также в анализируемом стихотворении А.А. Блока «Я никогда не понимал». Музыка и звуки погружают нас в определённое состояние, но не навсегда, а лишь на миг, так как мелодия развивается дальше, и мы чувствуем, как всё новые и новые чувства и воспоминания готовятся нахлынуть, как волны.
Учитель: Но человек ко всему привыкает, осваивается. Кто помог мальчику разобраться в мире звуков?
Ученик 1: Дядя Максим. Он занялся воспитанием и обучением Петра, объясняя ему явления с помощью пространственных и звуковых представлений. Мальчик начинает постигать тьму, которая навсегда нависла над ним, гуляя, он прислушивается к происходящему вокруг него с особенным вниманием, так как это его единственный способ постичь мир. Мы знаем, что при потере одного чувства у человека обостряются другие.
Ученик 2: И это помогло ему почувствовать музыку, соотнести её со звуками природы — чистыми, первозданными, которые были уже понятны и различимы для мальчика.
«Когда дремота все гуще застилала его сознание, когда смутный шелест буков совсем стихал и он переставал уже различать и дальний лай деревенских собак, и щелканье соловья за рекой, и меланхолическое позвякивание бубенчиков , подвязанных к пасущемуся на лугу жеребенку, - когда все отдельные звуки стушевывались и терялись , ему начинало казаться, что все они, слившись в одну стройную гармонию , тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью, навевая неопределенные, но удивительно приятные грезы».
Учитель: что же создавало такую гармонию — благозвучие, стройность звуков?
Ученик 1: Такую гармонию создавали переливчатые тоны свирели, на которой играл конюх Иохим. Он сделал свирель своими руками.
Ученик 2: Иохим был воплощением природного начала, поэтому и музыка у него была понятная, созвучная знакомым для Петра звукам природы. Мальчик стал приходить вечером и слушать, как играет конюх, а вскоре и сам научился играть. «При этом каждая нота имела для него как бы свою особенную физиономию , свой индивидуальный характер ; он знал уже, в каком отверстии живет каждый из этих тонов, откуда его нужно выпустить».
Учитель: Любая музыка вызывала у Петра восторженные чувства?
Ученик: Нет, Анна Михайловна, намереваясь прекратить вечерние походы её сына к Иохиму, вспомнила, что сама умела играть на пианино. Заказала лучший инструмент венского мастера, который должен быть затмить «нехитрую деревенскую дудку», но при первых же звуках мальчику стало плохо.
Учитель: Из-за чего это произошло, это же была тоже музыка?
Ученик 1: Мелодии Иохима были рождены из звуков природы, которые Петрусь слышал с детства, умел различать. Верба, из которой была сделана дудочка, впитала в себя эту музыку, а пианино хоть и было сделано из дорогого дерева, но было чужим, неродным.
Ученик 2: У матери было желание победить Иохима, завоевать внимание сына, возможно, она играла силой и напряжением, что передавалось в музыке, а конюх обладал особенным музыкальным чувством: «Его учила несложным напевам эта природа , шум ее леса, тихий шепот степной травы, задумчивая, родная, старинная песня , которую он слушал еще над своею детскою колыбелью <..> Тайна этой поэзии, кооторую не выучишь по нотам, состояла в удивительной связи между давно умершим прошлым и вечно живущею , и вечно говорящею человеческому сердцу природой , свидетельницей этого прошлого. А он, грубый мужик в смазных сапогах и с мозолистыми руками, носил в себе эту гармонию, это живое чувство природы ».
Ученик 3: Но Анна Михайловна не сдалась. Она также играла по вечерам спокойную тихую мелодию, и постепенно Петрусь начал понимать и этот инструмент.
«Наконец его рука попала на гладкие клавиши. Тихий звук струны неуверенно дрогнул в воздухе. Мальчик долго прислушивался к исчезнувшим уже для слуха матери вибрациям и затем, с выражением полного внимания, тронул другую клавишу . Проведя после этого рукой по всей клавиатуре, он попал на ноту верхнего регистра . <..>
Но при этом казалось, что слепой придавал еще какие-то особенные свойства каждому звуку : когда из-под его руки вылетала веселая и яркая нота высокого регистра , он подымал оживленное лицо , будто провожая кверху эту звонкую летучую ноту. Наоборот, при густом, чуть слышном и глухом дрожании баса он наклонял ухо , ему казалось, это этот тяжелый тон должен непременно низко раскатиться над землею , рассыпаясь по полу и теряясь в дальних углах».
Учитель: С приходом музыки в жизнь Петра всё изменилось: «впечатления слуха получили первостепенное значение», он запоминал мотивы, песни, сочинял свои произведения, в которых соединялись народные мотивы и его личное творчество. Как помог его талант в обучении?
Ученик 1: Мама старалась показать с помощью разницы звуков разницу в ярких и тёмных цветах. Когда Петрусь гладил своего аиста по белым перьям, Анна Михайловна ударяла по клавише, и раздавалась высокая нота, а когда рука мальчика доходила до чёрных перьев, женщина нажимала другую клавишу, и раздавалась низкая басовая нота.
Ученик 2: Позже дядя Максим вспоминает об этом детском опыте и вместе с Эвелиной пытается с помощью звуков показать различие оттенков цветов.
«Что такое красный звон , ты можешь узнать не хуже меня: ты слышал его не раз в городах, в большие праздники , только в нашем краю не принято это выражение...
- Да, да, погоди, - сказал Петр, быстро открывая пианино. Он ударил своею умелою рукой по клавишам, подражая праздничному колокольному трезвону ».
Учитель: Вы в начале нашего разговора употребили словосочетание «колокольный звон», который приносит радость, а дядя Максим говорит, что такой звук слишком громкий, яркий, некоторые даже его не выносят. Почему же так происходит?
Ученик: Это зависит от того, кто играет. В произведении мы встречаем двух слепых звонарей — Роммана и Егория, последний поселяет в душу Петра грусть. Роман — человек добрый, отзывчивый, он ослеп в семь лет, а Егорий слепой от рождения и злится, что никогда не сможет видеть даже простых вещей. Он гордится тем, как он звонит в праздники. Возможно, именно об этом «праздничном трезвоне» говорил дядя Максим. Егорий хотел продемонстрировать своё мастерство, но «получилась только мелкая дробь, не распространившаяся дальше площадки колокольни». Когда же начал к вечерне звонить Роман, то это были «ровные, меланхолические удар, замиравшие в синих сумерках вечера», слышимые даже за несколько вёрст.
Учитель: После разговора со звонарём Пётр начинает задумываться о своём будущем, как он будет жить дальше, кем он станет, какую пользу принесёт своей семье, людям. Как он решает поступить?
Ученик 1: Пётр чувствует неудовлетворённость своим положением, он понимает, что должен уметь жить самостоятельно. Вдохновлённый рассказами о нищих музыкантах и о слепом Юрке-бандуристе, который поднимал боевой дух своих товарищей, Пётр принимает решение странствовать со слепыми. Этот опыт стал для него самым важным в жизни: «С каждым новым шагом навстречу ему лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира, сменившего теперь ленивый и убаюкивающий шорох тихой усадьбы... Он совершенно одолел песню слепых , и день за днем под гул этого великого моря все более стихали на дне души личные порывания к невозможному... Чуткая память ловила всякую новую песню и мелодию ».
Учитель: Что происходит после возвращения Петра домой?
Ученик 2: В жизни Петра после возвращения из странствия произошло ещё одно событие — рождение ребёнка. Пётр боялся, что ребёнок тоже родится слепым, но, когда сказали, что малыш видит, с героем произошла разительная перемена: он как будто бы на мгновение прозрел. Исполнилась его заветная мечта. Этой секунды ему хватило навсегда, чтобы злость и обида на судьбу навсегда исчезли, произошло исцеление души.
Учитель: Как эти события отразились в мелодиях, которые сочинял Пётр?
Ученик: Пётр стал известным пианистом, музыка которого «захватывала сердце объединённой и замиравшей толпы», потому что он был воспитан в народных традициях, слышал мелодии, которые вобрали в себя звуки природы, знакомые ему с детства, Пётр познал людское горе, печаль, радость, узнал трагедию человеческой души, и всё это воплотил в своей музыке. «Среди яркой и оживленной мелодии , счастливой и свободной , как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пестрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни все чаще, все настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота . <..> Через минуту над заколдованной толпой в огромной зале, властная и захватывающая , стояла уже одна только песня слепых ... <..> Но это уже была не просьба о милостыне и не жалкий вопль , заглушаемый шумом улицы. Теперь он одолел ее в своей душе и побеждал души этой толпы глубиной и ужасом жизненной правды ... Это была тьма на фоне яркого света , напоминание о горе среди полноты счастливой жизни ... Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало , как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание . <..> Так дебютировал слепой музыкант».
Учитель: Сильное впечатление произвела музыка, которая показывала всю горечь и радость жизни. Музыка слепого музыканта заставила людей задуматься о судьбе своих близких и окружающих людей. А это главная задача творчества — заставлять задумываться не только о себе, делать мир лучше.

5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Музыка»

Предлагаю вам прочесть стихотворение А.А. Ахматовой «Музыка», посвящённое русскому композитору Д.Д. Шостаковичу:

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Как вы думаете, можно ли уловить что-то схожее с произведением В.Г. Короленко «Слепой музыкант»?
Ученик 1: Шостакович, как и Пётр, сочинял музыку. Это люди-творцы, которые через свои произведения хотят сказать о чём-то важном людям. А о чём, решает каждый человек для себя, поэтому и «на глазах», то есть «сейчас», «в эту минуту», «края гранятся» - музыка обретает множество граней, смыслов.
Ученик 2: Слово «чудотворное» относится к тому преображению души человека, которое совершает музыка. Она всегда рядом, она не предаст, будет до конца, даже в самые трудные дни («была со мной в могиле»).
Ученик 3: Интересны сравнения «пела, будто первая гроза» и «будто все цветы заговорили». Как Петрусь отождествлял мелодию свирели Иохима со звуками природы, так и у А.А. Ахматовой происходит отождествление музыки Шостаковича с самой чистой, первозданной музыкой природы. А значит эта музыка самая настоящая!

6. Подведение итогов

Учитель: А теперь после анализа обратимся к жанру произведения. Это этюд. Этюд — это музыкальная пьеса для одного инструмента или голоса, предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Как вы думаете, почему Короленко отнёс именно к этому, не свойственному для литературы, жанру своё творение?
Ученик: Данный жанр показывает соединение видов искусств: литература неразрывно связана с музыкой. Всё произведение явилось развитием технического мастерства Петра, с самого первого звука он шёл к пониманию музыки, созданию своей композиции, которая останется навсегда в сердцах его слушателей, и у него это получилось.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Мы сегодня проследили, как музыка помогла прозреть слепому человеку, как изменила его, а он, не храня эти знания в себе, несёт их в мир, делая его лучше, чище, добрее. Таким образом, музыка способна творить чудеса!

Практическая работа №1

Анализ фрагмента текста из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

(работа над текстом художественного произведения на уроке русского языка в 9 классе )

Слепой музыкант (этюд, глава 1, часть 2)

В богатой семье Попельских родился слепой ребёнок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:

Скажите же мне, отчего он такой?

Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками...

Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два. Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно...

Мать выслушала это известие со спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо.

1886 г. В.Г.Короленко

1.На доске предложены эпиграфы к тексту. Какой из них лучше отражает концептуальный смысл текста?

Легче сердце свое казнить, Коль рано матери седеют –

Легче с разумом быть в раздоре. Не только возраст виноват.

С материнским горем С. Викулов

Сравнить

Можно лишь материнское горе… Ты одна мне помощь и отрада…

Л. Татьяничева С.Есенин

Что может быть выше, чище, трепетнее, сильнее материнской любви?! Она никогда не предаст и не обманет. Но как быть, что же делать, если вдруг случилось горе, несчастье с твоим единственным ребёнком, в котором сконцентрирован весь смысл твоей жизни, вся твоя маленькая вселенная?! Сердце разрывается на части от осознания непоправимости горя. С этой бедой придётся жить, свыкнуться, смотреть на солнце и цветущий мир, зная, что твой ребёнок никогда не увидит этой красоты. Главное, самой не сломаться, поддержать своё дитя, вдохнуть силы и уверенно повести по жизненному пути. Мне кажется, что именно в строках стихотворения Л.Татьяничевой выражена космическая, неизмеримая глубина горя матери, неодолимая сила душевных страданий и огромной материнской любви.

2. Определите тему текста, обоснуйте свой выбор. Темой текста является рождение слепого ребенка. Ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатления – слеп – офтальмолог – глаза – слеп. Страшное для матери слово «слеп» сначала она произносит сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.

3. Назовите микротемы данного текста. Микротемы отражают смысловую целостность, тематическое единство текстового фрагмента.

    Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери.

    Обращение молодой женщины по поводу своей страшной догадки к разным людям.

    Первый осмотр мальчика доктором.

    Беспредельная боль материнского сердца.

    Диагноз доктора.

    Спокойная грусть матери.

4. Концепт (главная мысль) произведения. Безмерность материнского горя и мужество матери, ее готовность и способность выдержать абсолютно все ради любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами - «с беспокойством», «страшная догадка», пронзительными сравнениями «как испуганная горлица», «плакала и билась, как подстреленная птица», а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста: «Мать выслушала это известие со спокойной грустью. - Я знала давно, - сказала она тихо». Здесь очень выразителен эпитет «спокойной грустью», психологически точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка. Метонимия «дни шли за днями», метафора «зрачок определился, сошла мутная поволока» и вслед за ней - «светлый луч, проникавший в комнату», на который не реагировал ребёнок, подчёркивают ужас и неотвратимость вердикта судьбы. Горе матери, её безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречием «тихо».

5. Попробуйте дать своё название отрывку из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Озаглавим текст по основной мысли: «Материнское горе».

6. Определите стилевую принадлежность текста, тип речи, обоснуйте свой выбор. Текст относится к художественному стилю. Специфические черты стиля , используемые в тексте: ин­ формативность, сочетание логичности с образно­ стью, открытая оценочность, эмоциональность, использование средств художественной выразительности. Указанные выше сравнения, эпитеты не только выполняют роль словесной живописи, но и дают эмоциональную оценку происходящему. Тип речи повествование. Рассказ о горестном событии дан во временной последовательности: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и завязкой. Кульминация – догадка матери: «…он слеп?» Развязка – приговор офтальмолога. Главный вопрос повествования – что произошло? Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ, вопросительные и повествовательные предложения. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.

7. Сфера общения – массовая коммуникация (силой художественного слова происходит воздействие на чувства, эмоции, сознание слушателей или читателей). Сфера употребления – художественная литература. Функция речи – эмоционально-воздействующая, способ изложения – последовательный, эмоциональный, образный, оценочный. Жанр – фрагмент из повести, которой автор дал подзаголовок – этюд, видимо, подчёркивая своеобразие произведения, в котором объединилась позиция писателя и точка зрения исследователя. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести.

8. Определите языковые особенности текстового фрагмента . Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальными синонимами («новорождённые дети» - «другие дети такого возраста», «плакала и билась», «тусклый и неопределённый взгляд», «неподвижный и суровый взгляд», «мать – молодая женщина»). Также употребляются грамматические средства связи: местоимения («он», «такой», «какой», «никто»), однокоренные слова («дети»- «детского» - «по-детски», чередование глаголов совершенного и несовершенного вида, нарочито подчёркнута просторечная форма глагола в словосочетании «глаза мальчика глядели» (смотрели на предметы, но не видели их). В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются градацией глаголов совершенного вида: «взял ребенка на руки», «быстро повернул к свету и заглянул», «слегка смутился». Намеренно глаголы прошедшего времени употребляются в настоящем для того, чтобы передать напряжённость повествования и вызвать сопричастность читателя к происходящему. Обилие глагольной лексики говорит о динамике текста, пике переживаний, смятении чувств. В первом предложении в качестве синтаксического средства связи В.Г.Короленко использует обратный порядок слов (инверсию): подлежащее с определением поставлено в конце предложения, а во втором предложении логическое ударение на слове «этого» еще раз подчеркивает страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего, сложноподчиненного предложения, подчеркивает взгляд новорождённого ребенка: он «тусклый и неопределённый». Бессоюзные третье и четвёртое предложения перечисляют факты, казалось бы, обычные для новорождённого: «Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился». Следующее за ними предложение начинается с противительного союза «но», контрастность заставляет сразу насторожиться: «Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков…». Для повышения смысловой нагрузки на слова автор использует парцелляцию. Напряжение ситуации автор передает с помощью вопросительных предложений. Употребляет многоточие, которое «начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти» (А.А.Барсов). Также используется конструкция разговорной речи: неполное предло­ жение, являющееся ответом на поставленный вопрос. Финал текста - «Мать выслушала это известие со спокойной грустью» - логически связан с его началом: «Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным». Кольцевая композиция подчёркивает безысходность ситуации и бездонность материнского горя - новорождённый слеп. Использование терминов «офтальмолог» (специалист по глазным болезням) , «офтальмоскоп» (медицинский инструмент, специальное зеркало, употребляемое для исследования дна глазного яблока), слова «координировать» (согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями), введение в повествование образа доктора делает неопровержимым и страшным поставленный диагноз, показывает безысходность и неотвратимость случившегося. В концовке текста - едва уловимое предчувствие перемен, толика определённого оптимизма. Вроде бы надежды нет, зато есть огромная материнская любовь, которая даст силы мальчику, жестоко обиженному природой, не просто жить, а впоследствии преодолеть эгоистическую сосредоточенность на своем несчастье, духовно прозреть, понять, что и для него существует не только возможность, но и необходимость стремления к свету, к полноте человеческого счастья.

9. Какое настроение создаёт этот текст? Как следует его читать? С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста? Текст характеризуется интонационной и смысловой завершённостью (наличие основных структурных элементов: начало, основная часть, концовка). Читать его нужно внимательно, выразительно, осмысленно, соблюдая паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп речи, интонацию. В моём сознании чтение текста сопровождается минорным звучанием «Лунной сонаты» Бетховена. Этот текст способен потрясти душу, после его чтения хочется помолчать, углубиться в себя, сосредоточиться. Известна истина - чужого горя не бывает. Невозможно измерить глубину страданий материнского сердца. Поэтому самый ёмкий, яркий, рельефный художественный образ в отрывке из повести – это образ матери с её вселенской болью: «Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом». Рада ба защитить, уберечь, но как? Всё бесполезно, надо научиться с этим горем жить, постоянно преодолевая и побеждая его. «Чем?», - вы спросите. Верой в Бога, верой в жизнь, верой в силы и талант собственного ребёнка. Только настоящая мать сможет всё выдержать, вынести, стать опорой и защитой. И тихий, утвердительный ответ матери в конце эпизода – тому подтверждение.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Примерами из текста можно проиллюстрировать написание, оформление, пунктуацию диалогической речи, постановку знаков препинания в бессоюзных и союзных сложноподчинённых предложениях, простых предложениях, осложнённых причастными, деепричастными, сравнительными оборотами и однородными членами предложения; правильное написание наречий, частицы «не» с разными частями речи, правописание глаголов совершенного и несовершенного вида, одной буквы и двух букв «н» в причастиях и отглагольных прилагательных, написание безударных гласных и непроизносимых согласных в корнях слов, правописание приставок.

11. Творческие задания .

Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

2) Напишите эссе на одну из предложенных тем: «Когда по-настоящему бывает

счастлив человек?», «Всё лучшее в мире – от матерей».

3) Решить коммуникативно-ситуативные упражнения (на выбор).

Задание 1. Вы – доктор, которого вызвали осматривать слепого от рождения

ребёнка. Ваши слова, действия, поступки. Что лучше: ложь во спасение

или горькая правда?

Задание 2. Вы – посторонний человек, к которому обращается мать.

Составьте диалог, найдите слова, чтобы успокоить, утешить её.

Задание 3. Вы - кинорежиссёр, который снимает фрагмент из текста

повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Расскажите, какими вы

представили героев, кого из современных актёров пригласили бы исполнять

роли, как бы построили монтаж основных сцен, что стало бы ключевой

идеей постановки.

4) Составьте «букет из слов» (монолог) и посвятите его матери больного

мальчика или «киноленту видения» по опорным словам: «серое небо» –

«крик новорождённого»- «радость и горе живут рядом» – «страшная догадка»

«надежда» – «вердикт доктора»- «тихая скорбь матери».

12. Тренировочные упражнения.

1) Выберите из текста материал для словарного диктанта.

2) Выпишите слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

3) Найдите предложения с обособленными определениями и обстоятельствами,

выполните пунктуационный разбор.

4) Дайте синтаксическую характеристику 5 или 6 предложения, составьте

схему.

    Объясните пунктуацию в диалоге.

    Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

    Как вы понимаете смысл последнего предложения текста? Ответьте, используя развёрнутую метафору.

Выполнила Ворожеева Зоя Александровна.

Короленко В., "Слепой музыкант"

Жанр: повесть

Главные герои рассказа "Слепой музыкант" и их характеристика

  1. Петр, Петрусь, Петрик Попельский, слепой от рождения. Талантливый музыкант. Ищет смысл в жизни, хочет приносить пользу людям. Верный в любви, настойчивый в деле.
  2. Эвелина Яскульская, дочь соседей Попельских. Яркая красавица, рассудительная и спокойная. Добрая и нежная. Сильно любит Петра и готова помогать ему всеми силами.
  3. Максим Яценко, его дядя. Старый революционер, искатель правды. Иногда суровый и жесткий, прямой.
  4. Анна Михайловна, мать мальчика. Добрая и любящая.
  5. Иохим, конюх, первый учитель мальчика, открывший перед ним мир музыки.
Кратчайшее содержание рассказа "Слепой музыкант" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В семье помещиков Попельских рождается слепой мальчик, воспитанием которого начинает заниматься дядя Максим Яценко.
  2. Петрусь растет и однажды слышит звуки свирели, он влюбляется в музыку и его учителем становится конюх Иохим.
  3. Петрусь знакомится с Эвелиной, его ровесницей, и между детьми завязывается самая нежная дружба.
  4. Повзрослевший Петр считает себя лишним в этой жизни, но Эвелина убеждает его в обратном и говорит о любви и свадьбе.
  5. Вместо Киева Петр отправляется в паломничество вместе с другими слепыми и возвращается совсем другим человеком,спокойным и уверенным в своих силах.
  6. Петр и Эвелина женятся, у них рождается нормальный мальчик, а Петр выступает с концертами, играя замечательно и вдохновенно.
Главная мысль рассказа "Слепой музыкант"
Чтобы понимать и чувствовать мир, сердце и душа человека оказываются важнее его зрения.

Чему учит рассказ "Слепой музыкант"
Эта повесть учит нас не смиряться с ударами судьбы, не сдаваться и не опускать руки. Учит тому, что любой человек может найти свое место в жизни, может приносить пользу, жить насыщенной жизнь. Учит тому, что семья всегда остается для человека надежной опорой и поддержкой. Учит верить в свои силы.

Отзыв на рассказ "Слепой музыкант"
Необычайно красивая и романтичная история любви, рассказанная Короленко, не может оставить равнодушным никого. Мне очень понравилась девушка Эвелина, которая смогла помочь любимому найти самого себя и обрести цель в жизни. Она смогла сделать его счастливым и это очень много. А дядя Петра Максим сделал так, что Петр вырос чутким и отзывчивым человеком, а не избалованным эгоистом, и это тоже хорошо. Эти два человека фактически спасли Петра, его душу и сердце.

Пословицы к рассказу "Слепой музыкант"
Жизнь прожить - не поле перейти.
Без пользы жить - лишь землю тяготить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Жизнь без цели - пустая жизнь.
Без любимого и мир постыл.

Глава 1.

Ребенок родился в богатой семье и сразу зашелся криком. Молодая мать испуганно спрашивала, почему ребенок кричит, но бабка говорила, что так и должно быть.
А ребенок родился слепым.
Сперва никто не заметил, что ребенок слепой. Только мать что-то почувствовала, глядя как ребенок все ищет руками. Доктор сперва успокаивал ее, но потом привез офтальмоскоп и проверил глаза ребенку. Он подтвердил, что мальчик слеп.

В семье мальчика, кроме отца и матери, жил дядя Максим Яценко, брат матери. По молодости он был революционером и реформатором. И даже сражался в Италии под руководством Гарибальди.
Однажды его изрубили австрийцы и все считали, что Максим умер. Но он выжил и вернулся домой без ноги и с перебитой рукой. Он стал много читать и считал, что в жизни нет места для инвалидов.
Когда родился слепой мальчик, Максим стал часто о нем думать.
Максим видел как родители балуют слепого мальчика и однажды серьезно поговорил с ней о мальчике. Мать перестала баловать ребенка и тот стал быстро ползать и ощупывать предметы.
Мальчик скоро научился узнавать по звукам мать, отца, няньку, Максима. Он рос подвижным и живым ребенком. У него было тонкое осязание, но в основном мир он изучал с помощью звуков.
Шел третий год, весна. Мальчик с удивлением прислушивался к новым звукам, проникавшим в дом и не мог понять что они означают.

Однажды мать вывела мальчика в поле и посадила рядом с собой на холме. Мальчик почувствовал солнце, его оглушили необычные звуки и он потерял сознание.

Дядя Максим погрузился в изучение тонкостей детской психологии и имел свои планы относительно будущего мальчика. Он хотел вырастить из него борца с несправедливостью.
Мать стала объяснять мальчику те новые звуки, которые он не понимал и мальчик довольно кивал головой.
Потом мальчик сам стал расспрашивать обо всем, пытался представить аиста и его размеры, малиновку.

Глава 2.

Мальчик все с большим вниманием прислушивался к звукам природы.
Ему исполнилось пять лет и он уже ходил по двору помогая себе палкой.

Однажды мальчик услышал тихие и прекрасные звуки и стал расспрашивать о них мать. Не сразу та догадалась о чем идет речь. Это играл на свирели конюх Иохим
Когда-то Иохим был влюблен в Марью и мастерски играл на скрипке. Но несчастная любовь заставила его забросить скрипку. Иохим перепробовал несколько дудок и наконец сделал себе дудку сам, из ивы, что росла на берегу речки.
Однажды в конюшню, где играл Иохим, пришел молодой панич, который жадно потянулся к нему ручками. Здесь сына и нашла встревоженная мать.
Петрусь стал бывать у Иохима каждый вечер и Анна Михайловна почувствовала ревность. Она велела привезти из города пианино.

Когда пианино привезли, Анна Михайловна решила покорить сына. Она стала играть трудную и красивую пьесу, но пианино не смогло победить простую дудку. Петрусь чуть было не потерял сознание. А Иохим презрительно посмотрел на пианино.

Много слез пролила мать, после своего поражения, а Петрусь все бегал к Иохиму. И мать прислушиваясь к звукам дудки, начинала понимать их великую силу.
И вот Анна Михайловна стала играть каждый вечер и с каждым разом у нее получалось все лучше. Петрусь не обращал внимания на эти звуки, но Иохим признал, что пани играет очень хорошо, душевно, и однажды вместе с Петрусем подошел к окну дома и долго слушал.
Теперь Петрусю не казались звуки пианино крикливыми, он понял их очарование. И однажды зашел в гостиную и стал нажимать на клавиши.
Максим был не слишком доволен увлечением Петруся музыкой, ведь он искал для него иного будущего. Он не понимал, что песня тоже может быть оружием и может нести людям правду. он забыл, что в древности бандуристы были по большей части слепыми.

Иохим спел для Максима и Петруся народную песню про казаков и жнецов.

Мальчик словно наяву видел образы из песни, и Максим понял, что его душа откликнулась на поэтические образы.

Глава 3.

Благодаря Максиму мальчик развивался физически и даже стал кататься на лошади.
Максим занимался с мальчиком историей и литературой, Петрусь научился читать. Но ему очень не хватало общения со сверстниками.

В соседнем имении поселились пан Яскульский с женой.У них родилась дочь, сверстница Петруся, красивая маленькая девочка с русой косой и голубыми глазами. Девочка поражала всех своей необыкновенной рассудительностью.
Однажды Петрик сидел на холме и услышал незнакомые шаги. Детский голос обратился к нему, спрашивая, кто так хорошо играл. Петрик признался, что играл он, но неожиданно разгневался и прогнал девочку.
Через несколько дней девочка снова проходила мимо и они разговорились с Петрусем. Неожиданно девочка узнала, что Петрусь слеп, она горько расплакалась и обняла несчастного мальчика.
Дети много говорили, Петрусь рассказал о том, как выучился читать, а девочка назвала Максима страшным.

На следующий день девочка пришла в гости к Петрусю, удивив и Максима и мать. И Анна Михайловна нежно обняла девочку.

Эвелина стала учиться у Максима, чем был немного обеспокоен отец девочки, старый шляхтич. Он поговорил с Максимом и тот сказал, что не будет касаться в обучении вопросов веры.
Дружба была счастьем для обоих. Петрусь нашел общение, которого ему не хватала. Эвелина восхищалась его игрой.

Глава 4.

Мать мальчика и Максим искренне радовались дружбе детей, видя в ней только пользу.
Максим считал, что полностью контролирует душевный рост мальчика, но тот развивался самостоятельно. Мальчик стал беспокойным и иногда видел странные сны, которые будоражили его сознание.

Однажды Максим увидел, как Анна Михайловна помогает Петрусю научиться различать цвета аиста по звукам. Она ударяла на разные клавиши пианино, когда тот касался руками перьев разного цвета.
Мальчик был окружен заботой, но не мог не мечтать о том, что сможет видеть. Он не мог смирится со своей слепотой.
Мальчик взрослел и все чаще грустил, а подчас зарывался в траву и горько плакал. В эти минуты его всегда поддерживала Эвелина
Однажды вечером Петрусь вдруг почувствовал как по небу пролетел метеор.Мать печально засомневалась, но Эвелина подтвердила, что мальчик иногда знает просто так.

Глава 5.

Прошло несколько лет. Петр стал юношей. Выросла и Эвелина. А вокруг усадьбы бурлила жизнь.
Максим пригласил в гости старого товарища Ставрученко с сыновьями, один из которых изучал музыку. Оба сына изучали народный дух в народном творчестве.

В один из вечеров, после спора молодежи с отцами, молодой Ставрученко спросил Эвелину, что та об этом думает.
Девушка сказала, что считает, что у каждого в жизни своя дорога. И студенты весело смеялись.
Эвелина уже давно повзрослела и имела четкие планы на дальнейшую жизнь, о чем она и сообщила молодым людям.
На слепого эти разговоры действовали странно. Он прислушивался, но сам молчал и чувствовал себя лишним. Когда гости уехали, душа Петра наполнилась тоской и страданием.
Максим стал часто спорить с его матерью, которая мечтала о спокойной жизни для сына. Максим же хотел Петру полную событий жизнь.
Впрочем, эти споры прекращались при Эвелине. Между Эвилиной и максимом словно развернулась невидимая борьба.
Через две недели студенты приехали вновь и в беседке вновь зазвучали жаркие споры. Эвелина поняла, что внешний мир давно манит ее, и со страхом посмотрела на Петра. Неожиданно Эвелина поняла, что от нее ждет Максим, он знал, что перед ней обязательно встанет выбор.

Эвелина пошла по аллее сада в поисках Петра и услышала разговор Максима и Анны Михайловны. Мать Петра боялась, что Эвелина бросит Петра и уедет, а Максим успокаивал ее.
Эвелина гордо прошла мимо.

Эвелина нашла Петра в дальнем углу сада и юноша признался, что чувствует себя лишним в этой жизни. Эвелина стала обвинять во всем Максима, считая, что тот пытается управлять судьбой Петра и ее собственной, и заплакала.Петр был удивлен и тронут этой вспышкой эмоций.
А Эвелина пришла в себя и сказала, что скоро они с Петром поженятся, ведь она любит его. Петр сказал, что если бы девушка оставила его, он бы умер. И Эвелина сказала тоже самое. Они тихо стояли, прижавшись друг к другу и им было хорошо. Потом они вернулись к гостям.
Вернувшись молодые люди стали центром всеобщего внимания. Мать с тревогой смотрела на сына, а Максим заметил вызов в глазах Эвелины.
Петр прошел к пианино и заиграл итальянскую пьесу.
Музыка и необычная манера исполнения произведения захватила всех. А старик Ставрученко был в полном восторге. Анна Михайловна пыталась понять, горе и радость звучат в музыке, Максим тоже не мог понять, что звучит в игре его ученика. И только Эвелина легко слышала в этих звуках звон воды и шепот черемухи.
Закончив пьесу, Петр продолжил играть одну мелодию за другой. И последней прозвучала народная песня, в которой прозвучала нота неразрешенного вопроса.

После неожиданного концерта все жали руки Петру и поздравляли его. Старший сын Ставрученко говорил, что впервые слышал такой перевод итальянской пьесы на малороссийский язык, он сказал, что Петру обязательно нужно учиться в Киеве.
Слепой слушал все это с удивлением, понимая, что тоже может что-то сделать в жизни. А Эвелина, подойдя к нему, сказала, что у него будет своя работа.
И Анна Михайловна, наблюдая эту сцену, вспыхнула от радости.

Глава 6.

На следующий день Петр проснулся счастливым. Он с трудом верил, что Эвелина действительно его любит.
Вскоре Попельские отправились в гости к Ставрученко. Петр чувствовал себя в обществе гораздо уверенней, веря в свой талант и силы.
Они решили заехать в монастырь, а по дороге вся компания остановилась у забытой могилы известного казака Игната Карыго, убитого татарами. Вместе с ним был похоронен слепой бандурист, сопровождавший атамана в походах. Это известие взволновало Петра и он пытался пальцами прочесть стершуюся надпись на могильной плите.

В монастыре компания решила осмотреть колокольню и наверх их повел слепой звонарь. На колокольне все заметили странное сходство между звонарем и Петром. Они были похожи как братья, только звонарь был старше. Все затаив дыхание слушали далекие колокола, а потом стали спускаться.
Но Петр решил остаться и поговорить со звонарем. Оказалось, что звонарь слепой от рождения и до сих пор мечтает хоть раз увидеть свет солнца. И этот звонарь был озлоблен на весь свет. Петр вернулся домой в глубокой задумчивости.
Максим сразу заметил перемену в настроении Петра, но не мог добиться ничего от Анны Михайловны. Только Эвелина, которая подслушала разговор слепых объяснила Максиму в чем дело. Максим понял, что Петр тоже боится озлобиться на весь мир.
Наступила зима и Петр вышел к замерзшей плотине. Эвелина уехала с родителями на несколько дней и Петр грустил и был задумчив. Только теперь Петр по-настоящему осознал, как сильно полюбил Эвелину и как он хочет ее увидеть.
Когда Эвелина вернулась перед рождеством, Петр попытался оттолкнуть девушку, сказав, что рожден, чтобы мучить других. Что злой рок сделает его злобным и он будет дарит людям только страдание, вместо любви.

Петр задался вопросом, что такое "красный звон" и какими свойствами он обладает. Он хотел научиться видеть цвета с помощью звуков. Эвелина и Максим пытались объяснить Петру на что похож красный цвет. Максим сравнил красный цвет с горячей кровью и со страстью. Потом стал описывать цвета с помощью явлений природы - голубой, зеленый, белый и черный.
А потом Максим упрекнул Петра, что тот носится со своим горем, когда есть горе более сильное.
Но Петр не верил Максиму, считая себя более несчастным, чем любой нищий. Душевное состояние Петра стало еще хуже.

Весной Попельские отправились в соседний город поклониться чудотворной иконе.Среди шумного говора толпы Петр вдруг услышал просьбу подать слепым. Его лицо исказилось, Максим сказал Петру, что это те самые счастливые слепые нищие, которым Петр завидовал. И Максим предложил Петру бросить вызов судьбе и испытать судьбу этих нищих.
Он позвал Хведора Кандыбу, одного из слепых и велел тому прийти к ним через неделю
Петр подал слепым милостыню.
Вернувшись домой Петр слег с нервной горячкой. Несколько дней он провел в полном беспамятстве, но потом болезнь стала отступать. Петр спросил Федора, а потом о чем-то долго говорил с Максимом. Тот рассказал, что Кандыба потерял глаза на войне, а Петр утвердился в своем решении присоединиться к нищим.
Он стал спокойней и задумчивей. В его музыке иногда проскальзывали пронзительные ноты песни слепых.
Было решено, что летом он поедет в Киев учиться музыке.
Двое слепых шли по дороге. Они остановились у брички и дальше пошли втроем. Третьим слепым был совсем юноша, который робко оглядывался и к чему-то прислушивался.
Между тем бричка поехала в Киев, а слепцы пошли в Почаев.
По дороге молодой слепой становился все спокойней и уверенней. Его уже не терзала песня слепых и он иногда наигрывал ее на струнах.
Поздней осенью Петр вернулся домой в нищенской одежде и родные узнали, что он не был в Киеве, откуда все это время писал Максим. Но странное дело. Анна Михайловна рассердилась на Максима только на словах.

Глава 7.

Осенью сыграли свадьбу Эвелины и Петра. Петр стал больше думать о будущем, тревожился за судьбу ребенка. Иногда он ходил к Кандыбе, который жил на краю села, и возвращался спокойный и уверенный.
У Эвелины родился мальчик и Петр сильно переживал, что ребенок может быть слепым. Но доктор осмотрел ребенка и сказал, что тот совершенно здоров. И Петру вдруг показалось, что он тоже видит. Он не мог понять правда или нет, но в полном удовлетворении потерял сознание.

Эпилог.

Прошло три года. Петр давал концерт в Киеве, на который собралось много народа. На сцену Петра вывела белокурая красавица, жена музыканта. Петр сыграл и гром рукоплесканий был ему ответом. А Петр все играл и в его музыку вдруг прорвалась тоскливая нота. Она как стон разнеслась над залом.
Старик Максим заплакал, понимая, что его ученик чувствует людское горе и страдание, что он окончательно прозрел.
А толпа в зале хранила гробовое молчание.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Слепой музыкант"


В. Г. Короленко писал свою повесть почти 13 лет, и закончил работу над ней в 1885 году. А через год её напечатали в газете «Русские ведомости». Читателям понравилось произведение, и она переиздавалась 15 раз.

Герой произведения Пётр имел реальный прототип. Автор был знаком со слепым музыкантом, а в детстве ему довелось дружить со слепой девочкой. Общаясь с ней, Короленко имел представления об ощущениях слепых, и сумел описать их.

Жанр произведения - реалистическая повесть. Характер главного героя изменяется в соответствии с реальными событиями, его окружением. Мальчик растёт в любящей семье, поэтому он эгоистичен, избалован. Дядя Максим занял в жизни племянника главное место. Сам став инвалидом, и раздумывая над вопросом о своей ненужности и бесполезности, он вдруг находит родственную душу в племяннике и посвящает себя его воспитанию и образованию. Подруга Петра Эвелина подходит под романтически образ. У неё красивые глаза, длинная русая коса, но характер - реалистичный. Узнав впервые про слепоту мальчика, Эвелина заплакала. После знакомства с Петром, она стала его судьбой. Её предназначение в любви и заботе о нём.

Мать Петра Анна – гордая и чувствительная натура. Смысл своей жизни она видит в счастье сына.

Большое место в повествовании занимает природа, она влияет на становление Петруся.

В повести решаются философские и психологические проблемы. Любовь и счастье – любимые темы писателя. Сам автор называет своё произведение этюдом, и исследует, как слепой человек, инвалид находит смысл в жизни.

Один из первых В. Короленко в своём произведении поднимает проблемы инвалидов, ставшие актуальными в наши дни.

События повести развиваются в течение 20 лет: от рождения Петруся до того момента, пока у него родится свой сын. Повесть состоит из 7 глав и эпилога. Петр достигает своей главной цели, он становится музыкантом, на его концерт приходят люди.

В 5 лет услышав игру на свирели конюха Иохима, мальчик был очарован простой мелодией и вскоре научился играть на ней. Взрослея, Петрусь освоил игру на пианино, и стало понятно, что дальнейшая жизнь его будет связана с музыкой. Кульминация происходит в шестой главе. Узнав о слепом музыканте Юрко, встречаясь со слепыми звонарями, путешествуя со слепыми нищими. Пётр понимает, что, благодаря своему таланту он может служить людям, жить полной жизнью и быть счастливым.

Вариант 2

Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми, потому мог в полной мере прочувствовать и передать их душевное состояние.

В детстве литератор знал одну слепорожденную девушку – возможно, именно ее ощущения он впоследствии мог спроецировать на главного героя. Еще у Короленко был ученик, имеющий проблемы со зрением (оно периодически пропадало), а также знакомые слепые музыканты.

Возможно, именно поэтому описание получилось таким реалистичным. А сцена со звонарями и вовсе была взята из жизни.

Поразительным является тот факт, что произведение переиздавалось 15 раз, что говорит о безоговорочной любви к нему современников.

Можно сказать, что «Слепой музыкант» - повесть о жизненном пути, о становлении личности. Характер героя постоянно претерпевает изменения – можно сказать, что он находится на стадии формирования. Разумеется, на это влияют окружение и обстоятельства.

Ощущения полноценной картины нет – потому, можно осмелиться сказать, что Короленко намеренно оставляет персонажа на пике возможностей, как бы предлагая читателям додумать некоторые детали.

Можно сказать, что повесть является психологической и философской. Примечательно и то, что писатель называет творение «этюдом» - а это понятие свойственно и музыкальным произведениям. Вполне вероятно, что он делает это неслучайно.

Присутствует некий гуманизм, ведь автор считает, что ключ к достижению собственного счастья – это умение дарить радость другим. Однако в понимании Короленко движение к свету инстинктивно, порой сам человек не осознает, что находится на «верном» пути, он лишь делает то, что подсознательно считает необходимым.

Несмотря на особенности, главный герой, музыкант Петр добрый и активный. Однако он боится новизны – иногда она заставляет его впасть в ступор. Это говорит о свойственной творческим личностям, эмоциональности. Он не привык скрывать мысли и чувства (кстати, Короленко считает, что у слепых имеется то, чего нет у зрячих – их искренние эмоции отражаются на лице, и скрыть их невозможно), прошел довольно долгий путь, в результате чего понял, что его миссия на этой земле – развлекать людей музыкой.

Петр всерьез считает, что своим творчеством служит бедным и обездоленным, делая их жизнь чуточку легче.

Отдельного восхищения заслуживают описания природы – можно сказать, что она влияет на становление музыканта. Присутствует много философских рассуждений о жизни, душе, предназначении человека. Именно это служит своеобразной «изюминкой», и причиной того, почему «Слепого музыканта» хочется перечитывать снова и снова, всякий раз находя определенное количество упущенных по невнимательности, деталей.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс
  • Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным

  • Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

    Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ

  • С самого детства мне нравились тигры. У меня была игрушка плюшевый тигр. Но влюбилась в это животное я когда посмотрела передачу по телевизору. Там показывали этих животных. С самого рождения и до старости.

  • Образ и характеристика Шпекина почтмейстера в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Шпекин Иван Кузьмич – один из второстепенных героев в комедии "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя. Шпекин – почтмейстер, начальник почтовой фирмы.