Почему кот бегемот. День музеев. История кота Бегемота из музея М.А. Булгакова

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.»

«– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.»

«Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.»

(Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Сегодня, 18 мая , более чем в 150 странах отмечают Международный день музеев (International Museum Day) , который ежегоднопразднуют, начиная с 1978 года.

А три дня назад, 15 мая, в московском музее-театре «Булгаковский Дом» отмечали 126 годовщину дня рождения выдающегося русского писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (15 мая 1891 г. — 10 марта 1940 г.)

Потрясающий человек и великий Мастер, без книг которого невозможно представить себе культуру нашей страны.
И сегодня, в честь этого двойного праздника, я хочу рассказать о коте Бегемоте, ставшем талисманом московского музея «Булгаковский дом», расположенного по всем известному адресу, что и таинственная «Нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита», ул. Большая Садовая, дом 10 (302-Бис), квартира 50 .

Бегемот — персонаж знаменитого романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах» и поражающего публику совершенно человеческими манерами, но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей».

А еще Бегемот — это реальный черный пушистый котище, который не просто проживает, но и работает в «Булгаковском Доме», как полноправный сотрудник музея и любимец всех посетителей.

Мистический кот появился в музее не случайно — в 2005 году был объявлен конкурс на кота Бегемота, который бы по облику и характеру наиболее близко походил на персонаж романа.

После долгих поисков сотрудники музея остановили свой выбор на взрослом черном коте, которого им принесла молодая пара. К несчастью, у их новорожденного ребенка оказалась сильная аллергия на шерсть животных.

Новый пушистый сотрудник сразу же почувствовал себя в музее как дома. Больше всего он полюбил сидеть или спать на макете памятника Михаилу Афанасьевичу. Часто посетители музея видят Бегемота спящим на лавочке, положив голову на колени Мастеру.

Несколько раз в день кот совершает обход всего музея и инспектирует почтовый ящик для записок.

Постепенно Бегемот настолько освоился на новом месте, где все относились к нему с большим теплом, что расширил свою территорию и стал совершать ежедневные обходы театра и всего двора дома №10. Часто позировал для восторженных зрителей рядом с памятником Бегемоту (литературному) и Коровьеву при входе в музей.

У Бегемота, как и у литературного персонажа, оказался очень независимый и свободолюбивый нрав. Бегемот конечно уже привык к постоянному вниманию большого числа незнакомых людей, но кот не слишком охотно сидит на руках даже у сотрудников и далеко не всем посетителям (которых здесь ежедневно бывает больше двухсот) позволяет себя гладить.

Больше всего он пугается и ненавидит фотовспышку, и сотрудники музея настоятельно просят гостей фотографировать животное без вспышки.

Завтракает, обедает и ужинает Бегемот без отрыва от производства – прямо на рабочем месте, в музее, и очень уважает свой собственный специальный корм (так что не нужно тут вашей осетрины второй свежести!).

Кроме того, у музейного кота есть личный стилист, который регулярно приводит в порядок длинную и густую шерсть Бегемота.

Но больше всего Бегемот любит дрыхнуть в самых разных местах музея, прямо среди экспонатов и вещей Мастера — на пианино и книге отзывов, на рабочем столе и на лавочке памятника.


Бегемот является одним из подручных Воланда, он предстает перед читателем в образе огромного черного кота. Бегемот в Библии рассматривается в качестве примера непостижимости божественного творения; однако одновременно с этим Бегемотом традиционно именуется как демон, приспешник сатаны. При создании образа этого персонажа автор романа пользовался книгой М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», где рассказывалось о французской игуменье, которая жила в XVII веке и была одержима семью бесами, пятым из которых был Бегемот. Он представлял собой чудовище, наделенное слоновой головой, клыками и хоботом. У него были человеческие руки, громаднейший живот, толстые задние лапы и короткий хвостик, как у бегемота.

Булгаков изобразил своего Бегемота в виде черного кота-оборотня громадных размеров, поскольку считается, что именно черные коты имеют связь с нечистой силой.

В романе Булгакова Бегемот - комический персонаж, сочетающий в себе склонность к философствованию, повадки интеллигента, агрессивность и жуликоватость. Появляется этот герой впервые в эпизоде погони поэта Ивана Бездомного за Воландом. Уже здесь мы видим фантастические черты этого персонажа: от погони он уезжает на трамвае; в другой сцене перед Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая маринованным грибом, наконец, на пару с Азазелло Бегемот избивает и похищает Варенуху. Отличился этот персонаж и перед сеансом черной магии, где он наливал в стакан воду из графина и выпивал ее, затем оторвал голову конферансье Жоржу Бенгальскому, после чего вернул ее на место. Свои фокусы Бегемот продемонстрировал и в кабинете председателя Зрелищной комиссии, когда после его посещения в кресле остался только оживший костюм.

Бегемот сообщил Поплавскому, который явился в квартиру покойного Берлиоза, что телеграмму в Киев дал он, после чего проверил документы у ошарашенного Поплавского. Голову Берлиоза из морга крадет тоже Бегемот, он же играет с Воландом в шахматы, а проигрывая, пытается жульничать, ему свойственны демагогические рассуждения. Одним словом, этот персонаж ведет себя не как кот, которым он, по сути, является, а как человек, причем не совсем честный и порядочный. Но именно такими видел Булгаков большинство людей – испорченными и нечистыми на руку демагогами. Бегемот во время бала купается в бассейне, наполненном коньяком, спорит с Маргаритой по поводу виновности хозяина кафе, соблазнившего Фриду, в детоубийстве. Бегемот любит выпить и побалагурить, вот он соревнуется в стрельбе с Азазелло, который после ранения котом Геллы заявляет, что Бегемота «хорошо было бы утопить». Бегемот продолжает свои проделки даже во время облавы чекистов, вступая с ними в перестрелку, он притворяется убитым, но после оживает и поджигает квартиру. Бегемот также устраивает пожары в магазине Торгсина и ресторане Грибоедова. Поведение Бегемота, его проказы становятся в романе юмористическими сценками, помогающими снять остроту важных житейских, философских и нравственных проблем, поставленных в произведении перед читателем.

Истинный облик Бегемот принимает во время последнего полета. Это демон-паж, худенький юноша, лучший шут, существовавший когда-либо в мире. Его шутки привели к тому, что даже после исчезновения Воланда и его свиты, черных котов вылавливали и истребляли по всей стране.

В целом Бегемот – симпатичный персонаж, вызывающий симпатию читателя. Большей частью он появляется в произведении в виде кота, который ходит на задних лапах, разговаривает и проказничает. Время от времени этот персонаж принимает человеческое обличье и становится маленьким толстяком с лицом, удивительно напоминающим кошачью морду.

Главная функция этого героя – шутовская, он служит для развлечения Князя Тьмы. В последней сцене романа ночь содрала шерсть с Бегемота, оторвала его пушистый хвост «и расшвыряла клочья по болотам».

Образ кота Бегемота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не может оставить равнодушным никого. Он шутит, гримасничает, удивляет и поражает своим непредсказуемым поведением. Бегемот полноправный член свиты Воланда.

Его действия часто шутливы. Ему нравится шокировать людей своим поведением. Разыгрывать их. Устраивать представления, как например, с пожаром в доме на Садовой.

В самом начале романа кот Бегемот пытается казаться очень дружелюбным.

"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус"

Знакомство с ним вызывает симпатию и немного шокирует. Кот огромных размеров, ходит на двух ногах, черный как ночь, но разговаривает и ведет себя как человек. Пьет водку, ест человеческую еду, причем использует для этого столовые приборы.

Позже, его образ становится уже не таким веселым, а скорее зловещим. Бегемот со своим другом Фаготом устраивают сцены, провоцируют потасовки среди людей в магазине «Торгсин» и ресторане «Грибоедов». Во время сеанса черной магии Бегемот отрывает голову конферансье, затем возвращает ее на место.

Персонаж кота манит своими загадками. Являясь оборотнем, он мгновенно меняет образы. Огромный черный кот неожиданно становится человеком, похожим на кота, а затем растворяется в воздухе.

В начале «Бала Сатаны» Кот Бегемот творит атмосферу праздника: «Я в восхищении!». Одевает бант, бинокль и золотит усы, ведет светские беседы и плавает в фонтане из коньяка.

Здесь же, особенно заметна его дружелюбность по отношению к «своим», в частности к Маргарите. Он ей советует, как себя вести с гостями, и находится рядом с ней, а после бала, и вовсе, пытается создать «домашнюю» обстановку.

"Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!"

Его шулерство при игре в шахматы с Воландом и его любовь рассказывать различные небылицы вызывают улыбку.

Погружаясь в роман все глубже, создается впечатление, что Кот Бегемот не так уж прост, каким хочет показаться. Он серьезно относится к поручениям Воланда и все его проделки имеют смысл. Иногда, это борьба с системой, но чаще - наказания обычных людей за их плохое поведение…

Во время "Бала Сатаны" создается впечатление, что сейчас он настоящий! Среди свиты Воланда кот такой, каков есть на самом деле: рассказчик небылиц, шулер в шахматы, азартный стрелок, обаятельный друг и верный подданный Воланда.

«Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном, пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны».

Произведение:

Мастер и Маргарита

Входит в свиту Воланда. В основном появляется в обличии огромного черного кота, ходящего на двух лапах и разговаривающего. Но временами появляется и в человеческом обличии. Тогда это маленький толстяк, чье лицо невероятно напоминает кошачью морду. Б. - веселый персонаж. Вызывает у читателей большую симпатию. Булгаков отмечает, что одна из основных функций Б. - потешать Князя Тьмы. После преображения во время полета под лунным светом мы видим, что Б. - "худенький юноша". На самом деле он был "демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".

Бегемот - один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот - одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причем уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая ее маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху. Перед сеансом черной магии Б. поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровье-ва / Фагота отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет ее на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала, Б. приказывает дирижеру оркестра «урезать марш». После посещения Б. кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм... Поплавскому, явившемуся в квартиру покойного Берлиоза, Б. сообщает, что это он дал телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы. Б. крадет из морга голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Б. играет с хозяином в шахматы, причем, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения. Б. дает сигнал к началу бала, а во время приема гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший ее хозяин кафе. Во время бала Б. купается в бассейне с коньяком. За ужином после бала Б. угощает Маргариту спиртом и пьет сам; при этом рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Раздраженный Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо было бы утопить». Б. диктует Гелле справку для Николая Ивановича и вместе с другими провожает мастера и Маргариту до машины. В дальнейшем в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, ведет с ними яростную перестрелку, притворяясь убитым и «оживая», с помощью примуса поджигает квартиру и скрывается. Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причем оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Б. В сцене на Воробьевых горах Б. издает свист, подобный ветру. Во время последнего полета он принимает истинный облик «худенького юноши, демонапажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Деятельность Б. служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять черных котов.

Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.

Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени.

У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой.

Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой».

Бегемот в демонологической традиции – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.

Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, шахматный поединок его с Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло – все это чисто юмористические сценки, очень смешные и даже в какой-то мере снимающие остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем.

В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе):

«Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».

Михаил Булгаков - тончайшей души писатель своего времени. Философию собственной жизни он преподнес для читателей в своих произведениях. И лишь человек, который чувствует грань между материальным и духовным миром, сможет в полной мере постигнуть смысл всего написанного.

Главная особенность романа - это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст.

Одним из таких героев является кот Бегемот - оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота, что состоит в клане Воланда. Образ Бегемота - это слияние чёрного и белого, добра и зла, ведь он часть творения Бога, но в то же время демон, поручик сатаны.

В романе этого персонажа мы видим с интеллигентными манерами и способностью философствовать на всевозможные темы. Однако греховная сущность никуда не девается, поэтому он часто агрессивен, зол, а также, любит мошенничество.

Первое знакомство с котом - участие его в погоне за Воландом, проездка на трамвае, распитие водки и заедание маринованным огурцом. Именно эти события делают образ колоритным, дают возможность читателю поразмыслить над возвышенными речами этого создания.

На балу у сатаны кот одевается довольно изыскано: фрачный костюм, но без штанов, галстук, женский бинокль. Автор через одежду, чувства, образы оживляет своих героев и с помощью аллегорий противопоставляет их современному на тот момент обществу.

В то же время, непосредственность и ненавязчивость присутствуют в образе кота: нередко его называют шутом гороховым или дураком. Ведь однообразие это не для него, он не сидит на месте, поэтому часто попадает в неприятные истории.

К подобному персонажу отлично подходит сравнение “неугомонный”, но наглый тип.

Несомненно, знакомство с данным персонажем вызывает у читателей непринуждённую улыбку, однако не так все просто, и лишь истинные лица персонажей, их поступки в пиковых ситуациях показывают, кто есть кто.

Ведь главная цель романа показать, что самое главное - человечность и любовь в жизни каждого человека. Фантастические оборотни играют одну из главных ролей в романе, и показывают огромную разницу между явью и миражом, добром и злом.

Сочинение про кота Бегемота с цитатами

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - это одно из ключевых произведений ХХ века. Большую популярность он получил, в первую очередь, из-за своих персонажей, одним из которых является Бегемот.

Вспомним первое появление Бегемота: «…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Итак, Бегемот – это огромных размеров оборотень. Большую часть времени он появляется в романе в виде гигантского черного кота с характерными усами, иногда – это маленького роста полный человек с лицом, внешне сильно смахивающим на кошачью морду. Несмотря на свой животный вид, Бегемот ведет себя вполне по-человечески: он разговаривает, ходит на задних лапах, пытается оплатить проезд на трамвае, использует столовые приборы, чинит примус и даже употребляет водку и спирт.

Основное предназначение Бегемота – развлекать Воланда. Он шутник, не отказывающийся иной раз и пошалить на публике, как, например, на сеансе черной магии, когда он отрывает голову ведущему и потом возвращает ее обратно. Он не всегда честен, пытается постоянно сжульничать, в общем, ведет себя не как кот, а как человек. Именно этим персонажем Булгаков показывает большинство людей – он видит их жуликами и испорченными людьми. Ничто не может помешать Бегемоту развлекаться – ни ранение Геллы на Бале Сатаны, ни нападение чекистов, на котором он притворяется мертвым и потом сбегает. В то же время Булгаков снимает с помощью озорного кота всю напряженность некоторых моментов, связанных с житейскими вопросами. И все же проделки кота приведут к значительным последствиям – после исчезновения знаменитой троицы люди объявят охоту на всех черных котов. Их уничтожат около сотни, прежде чем все стихнет.

С каждой страницей Бегемот становится все более понятным читателю. Он не так прост, каким показался изначально. Он серьезно относится к поручениям Князя Тьмы, а его проделки – это лишь способ наказать людей, совершивших те или иные проступки. Лишь среди своих истинных друзей и соратников Бегемот – настоящий: интересный рассказчик, азартный игрок, хороший друг, преданный слуга и верный союзник. Так, на Балу он ближе всех оказался к Маргарите, и, проявляя дружелюбность, старался ее поддержать.

Примечательно то, каким перед нами представил Булгаков кота-оборотня в самом конце – в ночи он превратился в юного демона, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Родная земля

    Родная земля или Родина – это частичка человека. Единственное место, которое особенно дорого для души, другого такого нет на планете. Есть много красивых и завораживающих мест и это очень здорово. Но как говорится: здесь хорошо, а дома лучше.

  • Сочинение Роль знаний в жизни человека 9 класс

    С появлением на свет, люди начинают впитывать в себя знания различного характера. Они для каждого являются индивидуальными. Для кого-то они простейшие и легко запоминаются, а для других людей

  • Сочинение Анализ поэмы Мороз, Красный нос Некрасова 5 класс

    В поэме «Мороз, Красный нос», Некрасов описывает крестьянскую жизнь, со всеми её тяготами и проблемами. Автор показывает, как трудно жилось крестьянским семьям, и как сильны были женщины.

  • Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина

    Капитанская дочка фундаментальный исторический роман А. С. Пушкина стал одним из последних его произведений при жизни. Произведение было издано в конце 1836 года, через два месяца его автора убьют на дуэли.

  • Образ и характеристика Левши в рассказе Лескова 6 класс сочинение

    Левша – это прототип простого русского народа с широкой душой и богатым внутренним миром, но без возможности получить достойную награду за свой творческий труд. Главный герой произведения Лескова для большинства был человеком