Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики в РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране. Опыт мартыновского района по улучшению демографической ситуации Улучшение демографической ситуации в стране

Об опыте работы Мартыновского района по улучшению демографической ситуации

Демографическая ситуация в Мартыновском районе, сложившаяся под влиянием развития демографических процессов в предыдущие годы, остается непростой, продолжается сокращение числа жителей за счет миграционной убыли населения.

Вместе с тем, можно отметить, что территория Мартыновского района является единственной территорией в Ростовской области, имеющей прогрессивную структуру населения, т.е. когда число лиц моложе трудоспособного возраста превышает число лиц старше трудоспособного возраста.

Начиная с 2009 года в районе наблюдается постепенный рост рождаемости и естественный прирост населения. По уровню рождаемости Мартыновский район стабильно занимает одно из ведущих мест в области.

В 2011 году количество родившихся в районе по сравнению с 2010 годом увеличилось на 2,4% и составило 552 человека. За 7 месяцев текущего года рост рождаемости по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 14,2%.

Смертность в районе от года к году уменьшается, так в 2005 году число умерших составило 565 человек, в 2009 году - 526 и уже в 2011 году - 518 человек, за 7 месяцев 2012 года – 299 человек.

В Мартыновском принимаются меры по улучшению демографической ситуации. С 2008 по 2010 год была реализована районная целевая программа улучшения демографической ситуации. В 2010 году утвержден План мероприятий по реализации в 2011-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года. Целевая программа и мероприятия объединили ресурсы различных сфер деятельности, что позволило стабилизировать ситуацию, создав предпосылки демографического роста.

К стратегическим направлениям, на реализацию которых нацелены мероприятия программы и Плана, относились: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; стимулирование рождаемости и укрепление института семьи; улучшение миграционной ситуации.

Улучшение наиболее значимых демографических показателей было достигнуто в реализации мероприятий, в том числе по укреплению материально-технической базы, мер по улучшению качественных показателей здоровья жителей района:

увеличилось число детей и подростков, состоящих под диспансерным наблюдением;

уменьшилась заболеваемость детей и подростков. Снижение заболеваемости было обусловлено увеличением количества привитых против гриппа.

Особое внимание в районе уделяется формированию здорового образа жизни. В районе действует целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Мартыновском районе на 2010-2015 годы».

В результате реализации программы и других принимаемых мер, спортсмены Мартыновского района достигли высоких спортивных достижений не только на областном и районном уровнях, но и становились победителями и чемпионами Всероссийских и Международных турниров, четверо из которых являются членами сборной России.

С целью реализации мер государственной поддержки материнства и детства ежегодно выплачиваются пособия при рождении ребенка. В соответствии с 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» только в 2011 году были использованы денежные средства, выделенные на материнский (семейный) капитал по следующим направлениям:

выдано 220 сертификатов на сумму более 80 млн.руб.,

на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту или займу - 173 сертификата на сумму 60 млн.руб.;

на улучшение жилищных условий - 102 сертификата на сумму 32 млн.руб;

единовременная выплата по 241- ФЗ - 98 сертификатов сумму 1,2 млн.руб.

Программой и Планом по демографии были предусмотрены ряд мероприятий с привлечением как молодежной сферы, сферы образования и культуры, так и с привлечением общественных организаций.

В районе приветственные адреса Губернатора области получают все новорожденные дети и все молодожены, а также юбиляры семейной жизни. Ни один праздник не обходится без чествования и выражения благодарности, как многодетным семьям, так и семьям, которые только создаются. Ежегодно устраиваются новогодние поздравления для малообеспеченных семей в социальном приюте. Особое внимание уделяется женскому клубу «Сударушка», целью которого является развитие этики семейного общения и совместного времяпровождения, нормализация семейного микроклимата.

В течение учебного года проводится информационно-пропагандисткая работа среди учащихся и среди родителей (родительские собрания) по проблемам профилактики правонарушений, безнадзорности, детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде здорового образа жизни. В школах проведены совещания педколлектива и родительские собрания, на которых вынесено решение: все 19 школ района объявлены «территориями здоровья».

Большое внимание в районе уделяется улучшению социально-экономической инфраструктуры района. Так, за последние пять лет в районе капитально или выборочно отремонтировано 3 детских сада, 6 школ; газифицирован 1 детский сад и 3 школы. За счет народных средств, собранных в сумме 1,8 млн.руб., капитально отремонтирован родильный дом в сл.Б.Мартыновка. Кроме того, в текущем году будет введен в строй новый детский сад в сл.Б.Мартыновка на 165 мест, отремонтирован оздоровительный лагерь «Солнышко».

В текущем году, в рамках программы модернизации здравоохранения Мартыновского района, выделено 700 тыс.рублей на подготовку помещения под оборудование рентгенологического отделения. На 14,5 млн.рублей планируется и уже приобретается новейшее дорогостоящее оборудование (электрокардиограф, дефибрилятор, монитор витальных функций). В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство больничного комплекса.

Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода и взаимодействия. В районе продолжается реализация мероприятий по реализации в 2011-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года, основными целями которой являются постепенное увеличение численности населения района за счет роста рождаемости, снижение смертности и миграционного оттока, увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Диспропорции" href="/text/category/disproportcii/" rel="bookmark">диспропорции половозрастной структуры населения, увеличении демографической нагрузки на его трудоспособную часть. Численность населения, проживающего на территории района, по состоянию на 01.01.2013 составила 18,3 тысячи человек, что соответствует уровню 2011 года. В январе - декабре 2012 года в районе отмечалось уменьшение числа родившихся. За данный период появилось на свет 154 человека, что на 10 детей меньше, чем в 2011 году(164). В расчете на 1000 человек населения коэффициент рождаемости составил 8,4. Число зарегистрированных умерших уменьшилось к уровню 2011 года на 58 человек и составило 286 человек. В расчете на 1000 человек населения коэффициент смертности составил 15,6.

По-прежнему, на первом месте смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, она составляет 46,0 % от всех умерших (уменьшилась в сравнении с 2011 годом на 33,0 %). На втором месте - прочие болезни - 22,0 %, рост к уровню 2011 года в 2,7 раза. На третьем месте - от онкологических заболеваний - 14,3 % (уменьшилась в сравнении с 2011 годом на 36,0 %). Естественная убыль населения за 2012 год составила 132 человека.

Несколько улучшилось положение по миграционному приросту населения, который в 2012 году составил 104 человека. В рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и членов их семей в район прибыло 23 человека.

2. Цель и основные задачи Плана мероприятий

Целью реализации Плана мероприятий является стабилизация демографической ситуации в Знаменском районе, характеризующаяся снижением уровня смертности, увеличением продолжительности жизни, формированием здорового образа жизни, развитием культуры и спорта, улучшением социально-экономического положения населения, повышением уровня рождаемости (нормой должна стать семья с тремя детьми) укреплением духовно-нравственных и культурных основ общества. Основными задачами Плана мероприятий являются:

сокращение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, повышение продолжительности жизни населения:

сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

развитие физкультуры и спорта;

пропаганда здорового образа жизни, снижение рисков для здоровья, в том числе снижение потребления алкоголя и табака;

сохранение здоровья на производстве, улучшение условий и охраны труда , профилактика профессиональных заболеваний, предотвращение смертности и травматизма на производстве;

повышение уровня жизни семей с детьми:

расширение и совершенствование системы содействия молодым семьям в решении социально-экономических, прежде всего жилищных проблем, обеспечение льготных условий приобретения жилья при рождении детей;

обеспечение занятости молодежи;

повышение уровня рождаемости:

сохранение и улучшение репродуктивного здоровья как необходимого условия, обеспечивающего возможность иметь желаемое число детей;

формирование у молодых семей ориентации на более раннее рождение первого ребенка и создание максимальных возможностей для реализации такой ориентации;

стимулирование рождения вторых и третьих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений:

повышение престижа родительства, значимости стабильного зарегистрированного брака с несколькими детьми (нормой должна стать семья с тремя детьми);

улучшение качества образования;

повышение миграционной привлекательности района:

привлечение из-за рубежа соотечественников при приоритетном стимулировании притока людей образованных и законопослушных;

методическое и информационно - аналитическое обеспечение демографической политики.

3.Прогноз эффективности реализации Плана мероприятий

В результате реализации Плана мероприятий к концу 2018 года планируется достичь следующих целевых показателей :

сохранение численности населения на уровне 18,3 тысячи человек;

увеличение коэффициента рождаемости на 1000 населения до 10,4;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,731;

снижение показателя смертности на 1000 населения до 15,0;

увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни до 71 года.

4.Мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в Знаменском районе на период годов

Мероприятия

Срок исполнения (годы)

Ответственные исполнители

1. Сокращение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, повышение продолжительности жизни населения

ежегодно

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрации района

1.3. Реализация мероприятий по совершенствованию оказания онкологической помощи

1.7. Реализация мероприятий по совершенствованию профилактики, организации противотуберкулезной помощи населению, включая обеспечение противотуберкулезными лекарственными препаратами (в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»)

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (по согласованию)

2. Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков

2.1.Проведение углубленной диспансеризации 14-летних подростков с целью охраны репродуктивного здоровья

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрации района, руководители общеобразовательных учреждений, Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (по согласованию)

2.2. Совершенствование организации ка­чественного горячего питания обучающихся образовательных учреждений

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрации района, руководители общеобразовательных учреждений

2.3. Проведение мониторинга организации работы общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрации района, Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (по согласованию)

3. Укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально зна­чимых заболеваний. Создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни

3.1.Развитие физической культуры и спорта в районе;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди различных категорий населения;

развитие сети спортивных сооружений в районе

отдел культуры, архивного дела, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации района, , главы сельсоветов, поссовета (по согласованию)

3.2.Реализация комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их не­законному обороту в районе

отдел культуры, архивного дела, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации района, отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района, главы сельсоветов, поссовета (по согласованию), руководители образовательных учреждений

3.3.Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака

отдел культуры, архивного дела, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации района, отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района

3.4.Освещение в средствах массовой инфор­мации вопросов охраны здоровья, здорового образа жизни и ответственности родителей за воспитание детей

отдел культуры, архивного дела, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации района, отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрации района, редакция газеты «Сельская новь»

3.5.Организация работы по профилактике употребления психотропных веществ в образовательной среде

отдел культуры, архивного дела, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации района, отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района, руководители общеобразовательных учреждений

3.6.Строительство и реконструкция учреждений культуры в сельской местности

отдел культуры, архивного дела, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации района

3.7.Обеспечение доступности наиболее востребованных лекарственных средств в поселениях, где отсутствуют аптечные организации

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (по согласованию)

3.8. Реализация мероприятий долгосрочной целевой программы района «Доступная среда» на годы

структурные подразделения администрации района

4. Повышение уровня жизни семей с детьми, повышение рождаемости

4.1.Своевременное выявление и принятие мер по профилактике жестокого обращения с ребенком

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района

4.2.Обеспечение развития дошкольного обра­зования, в том числе разработка мероприятий по реконструкции старых и строительству новых детских садов, поддержка развития вариативных форм дошкольного образования , в том числе негосударственных дошкольных организаций и семейных детских домов

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района

4.3. Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе

администрация района, главы сельсоветов (по согласованию)

4.4. Обеспечение развития дошкольного образования, в том числе реконструкция бывшего здания приюта в р. п. Знаменка и приемка в муниципальную собственность детского сада воинской части № 000 Министерства обороны

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района

5. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений

5.1. Проведение информационно - просветительских мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей, повышение статуса родительства, формирование в обществе позитивного образа семьи

отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района, отдел записи актов гражданского состояния

5.2.Организация и проведение социально значимых праздничных мероприятий для семей и детей (День защиты детей, День семьи, День матери, День знаний)

отдел культуры, архивного дела, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации района, отдел образования и защиты прав несовершеннолетних администрация района, отдел записи актов гражданского состояния

5.3.Освещение в средствах массовой инфор­мации положительного семейного опыта, се­мейных традиций

Редакция газеты «Сельская новь»

6. Повышение миграционной привлекательности района

6.1.Привлечение молодых специалистов в сельскохозяйственное производство, увеличение числа рабочих мест, повышение их жизненного уровня населения

демографической политики

7.1. Организация и проведение мониторинга реализации районных программ, влияющих на демографическую ситуацию в районе

отдел записи актов гражданского состояния администрации района

7.2. Участие в областных конференциях по вопросам демографического развития

отдел записи актов гражданского состояния администрации района

Заместитель главы

администрации района

Проблемы демографии актуальны для всего нашего государства. Вопросы, касающиеся состояния демографической ситуации, находятся на особом контроле у руководства нашего региона, района.

За последние 5 лет население Трубчевского муниципального района сократилось на 1 909 человек, за последний год – на 320 человека.

В целях улучшения демографической ситуации в районе в администрации Трубчевского муниципального района создан Координационный совет по демографической политике. Разработан комплексный межведомственный план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Трубчевском муниципальном районе на 2016-2018 годы. На заседаниях совета за 1 полугодие 2017 года рассматривались вопросы о состоянии общей смертности населения, о профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, о мерах поддержки семей в решении жилищных проблем, о мероприятиях по содействию занятости населения, о работе по пропаганде семейных ценностей и другие.

По статистическим данным за 1 полугодие 2017г в районе родилось 132 ребёнка, т.е. на 25 детей меньше, чем за аналогичный период 2016г (1 полугодие 2016г – 157 детей). Среди причин сокращения рождаемости можно выделить следующие. Увеличилось количество абортов. Всего проведено абортов 144, из них 28 - самопроизвольных. Медицинских абортов - 116 (в 2016г - 85). В 1 полугодии 2017г увеличилось количество медицинских абортов за счет увеличения количества медикаментозных абортов (щадящих методов прерывания беременности, не вызывающих тяжелых осложнений). В 1 половине 2016г было сделано 48 медикаментозных абортов, а в 2017 году - 82.

В районе отмечается высокий уровень демографической старости (доля лиц старшего трудоспособного возраста к общему населению Трубчевского района): на 01.01.2016г – 28,4 %, на 01.01.2017г – 28,8 % (в целом по Брянской области на 01.01.2016г – 26,9 %).

На уровень рождаемости в нашем районе и во всей Брянской области оказывают влияние последствия экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Известный факт, что Брянская область пострадала больше всех регионов Российской Федерации.

В целях сохранения здоровья женщин и детей проводятся целевые медицинские осмотры женского населения. За 1 полугодие 2017 года всего осмотрено 3 966 женщин, взяты анализы на онкоцитологию у 3 454 женщин, кроме того, женщинам старше 40 лет проводится маммография с целью выявления ранних форм заболеваний молочных желез. В 1 полугодии 2017г проведено 2 080 маммографий.

Проводится своевременная постановка на учет женщин репродуктивного возраста с выраженным отягощенным анамнезом для проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

За 1 полугодие 2017г. взято на учет с отягощенным акушерским анамнезом 34 женщины. 7 женщин, страдающих бесплодием, направлены в центр планирования семьи для проведения необходимого обследования и лечения.

Проводятся мероприятия по профилактике нежелательной беременности среди женщин. С целью предупреждения абортов проводятся беседы по использованию различных контрацептивов.

Для совершенствования мед. помощи матерям и детям по программе «Родовой сертификат» выдано 105 сертификатов в 1 полугодии 2017г. За счет сертификатов направлены денежные средства на приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и медицинского оборудования на сумму 274 449 руб., на выписанные льготные рецепты роженицам – на сумму 95 561руб.

В целях выявления ранних форм заболеваний детского населения проводятся профилактические медицинские осмотры детского населения. По плану необходимо провести в 2017 году диспансеризацию 4 730 детей. За 1 полугодие прошли диспансеризацию 3 499 детей (73,9), из них выявлено с хроническими заболеваниями 29 человек (0,8%), которые находятся на диспансерном учете. Подлежит профилактическим медицинским осмотрам в 2017 году 292 ребенка первого года жизни, осмотрено 107 детей (36,6%).

На учете состоят 85 детей-инвалидов. Все дети проходят реабилитацию и лечение согласно индивидуальной программе ребенка.

В текущем году 38 детей получили санаторно-курортное лечение, из них 1 - ребенок-инвалид.

На диспансерном учете состоят 65 детей – сирот. Из них 2 ребёнка-инвалида, которые получили индивидуальную программу реабилитации. Проведена диспансеризация 43 детей. Впервые выявлены заболевания у 7 детей, которые поставлены на диспансерный учет.

Непосредственное влияние на воспроизводство населения оказывают брачность и разводимость. За 1 полугодие 2017г в нашем районе зарегистрированы 72 брака (1 полугодие 2016г – 73) и 61 развод (1 полугодие 2016г – 80).

Показатель общей смертности остаётся высоким в районе. За 1 полугодие 2017г в районе умерли 335 чел. (1 полугодие 2016г – 305 чел.).

Ведущая причина в структуре общей смертности - заболевания органов кровообращения - на 1 месте. На 01.07.2017г умерло 146 человек. Показатель смертности от заболеваний системы кровообращения на 100 тыс. населения составил 417,3 (это на 10,8% больше, чем в 1 полугодии 2016 года - 376,6).

2-е место в причинах смертности занимают заболевания нервной системы. В 1 полугодии 2017г умерло 83 человека. На 100 тыс. населения смертность составила 237,5 (это на 27% больше, чем за аналогичный период 2016 г. - 186,9).

Злокачественные новообразования занимают 3-е место среди причин смертности населения района. От злокачественных новообразований умерло 40 человек. Смертность на 100 тыс. населения составила 114,3 (это на 14,3% больше, чем в 2016г. - 79,3).

Из общего количества умерших 77 человек - в трудоспособном возрасте, что составляет 390,9 на 100 тыс. человек трудоспособного населения (это на 21,4% больше, чем в 2016 году - 322,1).

Среди причин смертности трудоспособного населения 1 место занимает смертность от заболеваний системы кровообращения - всего умерло 34 человека. На 100 тыс. трудоспособного населения показатель составляет 172,6, что на 20,4% больше чем в 1 полугодии 2016 г. (143,4 на 100 тыс.).

На 2 месте смертность от злокачественных новообразований. Умерло 14 человек, что составляет 70,1 на 100 тыс. трудоспособного населения. Это в 2,8 раза больше, чем в 2016г. – 24,8

На 3 месте смертность от травм, отравлений и других воздействий внешних причин. Умерло 9 человек трудоспособного возраста. Смертность на 100 тыс. трудоспособного населения составила 45,7 (это на 34,1% меньше, чем в 2016г. – 69,4).

Одним из главных мероприятий по снижению смертности населения в трудоспособном возрасте является выявление заболеваний в ранние сроки. С этой целью проводятся профилактические, периодические и целевые медицинские осмотры, диспансеризация определенных групп взрослого населения. План проведения диспансеризации взрослого населения на 2017 год - 4 215 человек, за 1 полугодие прошли диспансеризацию 2 393 человек (56,8%). Все больные с выявленными заболеваниями взяты на диспансерный учет и за ними ведется динамическое наблюдение. У врачей всех специальностей на диспансерном учете состоит 12 655 чел, в том числе 817 детей от 0 до 14 лет, 245 подростков 15-17 лет, 12 655 чел. от 18 лет и старше. С больными, состоящими на диспансерном учете, проводятся необходимые лечебно-профилактические мероприятия. Лица трудоспособного возраста при необходимости направляются на стационарное лечение. Из 1 594 больных, пролеченных в стационаре, 706 - трудоспособного возраста (44,3%).

Проводятся необходимые мероприятия, направленные на снижение потребления алкоголя, табака, наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. За 1 полугодие 2017г поставлены на диспансерный учет 41 чел. с алкогольной и наркотической зависимостью. Из них 3 - с алкогольными психозами, 19 - с хроническим алкоголизмом, 12 - с бытовым пьянством и 7 человек склонных к наркомании. Все они пролечены стационарно и за ними ведется динамическое наблюдение.

С целью выявления больных туберкулезом и другой легочной патологией проводятся целевые осмотры на туберкулез. Осмотрено всего 11 300 чел., из них 1 537 детей, 516 подростков. Из числа осмотренных обследованы флюорографически 8 971 чел. (40,6% от годового плана). 1 549 детям проведены туберкулиновые пробы.

Большое внимание уделяется профилактике заболеваемости и снижению смертности от заболеваний системы кровообращения. Пациенты проходят обучение в «Школах здоровья». За 1 полугодие 2017г обучено 1 504 человека. Больные с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения направляются в региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения для лечения и реабилитации. Больные трудоспособного возраста направляются на стационарное лечение. В региональные сосудистые центры с ОКС направлены 12 человек, в первичные сосудистые отделения - 15 человек. С острым нарушением мозгового кровообращения направлены 21 человек в региональный сосудистый центр Брянской областной больницы №1.

При необходимости для проведения высокотехнологичной медицинской помощи больные по квотам департамента здравоохранения направляются в федеральные клиники. В 1 полугодии 2017г были направлены 23 человека. С врачами ЛПУ района и заведующими ФАПов регулярно проводятся занятия по повышению профессиональных знаний. Врачи и средние медицинские работники проходят переподготовку на центральных базах и дистанционно без отрыва от производства. Прошли переподготовку 17 врачей, средних медработников - 31.

Большое внимание уделяется проведению санитарно-просветительской работы среди населения на актуальные медицинские темы. Проводятся лекции и беседы среди учащихся школ, средних учебных заведений, семинары с врачами и средними медицинскими работниками. Кроме того, еженедельно на оперативных совещаниях с врачами ЦРБ, зав. отделениями, заведующими ФАП-ов решаются вопросы по улучшению медицинского обслуживания населения района. За 1 полугодие 2017 года проведено 36 совещаний.

С целью привлечения недостающих медицинских кадров устанавливается контакт с выпускниками высших и средних медицинских учебных заведений, в первую очередь с теми, кто обучается по целевым направлениям для привлечения их к работе в ЦРБ. Руководство ЦРБ посещает «Ярмарки вакансий» при медицинских ВУЗах. Сегодня район нуждается в укреплении медицинскими кадрами ЛПУ и в первую очередь терапевтической участковой службы и ФАПы.

Учитывая общую тревожную демографическую ситуацию, в районе принимаются меры, направленные на её улучшение.

В целях стимулирования рождаемости ГКУ «ОСЗН Трубчевского района» оказывает более 20 видов мер социальной поддержки семьям с детьми (ежемесячные, единовременные, дополнительные пособия). Выдан 41 сертификат на областной материнский (семейный) капитал (на 3 и последующего ребёнка в размере 100 000 руб.)

Управление Пенсионного фонда в Трубчевском муниципальном районе за 1 полугодие 2017г выдало 79 сертификатов на материнский (семейный) капитал (в 1 полугодии 2016г – 70). Размер капитала составляет на сегодняшний день 453 026 руб.

С целью оказания материальной помощи малообеспеченным семьям с детьми в комплексном центре социального обслуживания населения Трубчевского района в 1 полугодии 2017г была оказана помощь 113 семьям на сумму 566 918 руб.

В администрации Трубчевского муниципального района создана комиссия по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За отчётный период была оказана материальная помощь из средств районного бюджета 1 семье на сумму 15 000 руб.

С целью поддержки многодетных семей и во исполнение закона о бесплатном выделении земельных участков семьям, имеющим 3 и более детей, администрацией Трубчевского муниципального района с 2011 года по настоящее время были поставлены на учёт 186 многодетных семей, из которых 138 семей уже получили земельные участки. Из них – 8 семей получили участки в 1 полугодии 2017 года.

В Трубчевском районе принимаются меры по улучшению жилищных условий семей. В рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» социальные выплаты на приобретение или строительство жилья получат в этом году 4 семьи, общий размер социальных выплат – 3 465 785 рублей.

Администрация Трубчевского муниципального района участвует в реализации федеральной и областной подпрограмм, а также районного мероприятия по обеспечению жильём молодых семей. На сегодняшний день в сводном списке состоят 29 молодых семей. В 2017 году 4 молодые семьи (одна из которых – многодетная) получили свидетельства о праве на социальные выплаты. В 2017 году из районного бюджета семьям будут выделены денежные средства в размере 731 241 рублей (10 % от всего размера социальной выплаты – 39,3 %).

В районе ведётся работа по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам специализированного жилого помещения. По состоянию на 01.07.2017 года право на получение жилья возникло у 30 лиц этой категории. В 2017 году на эти цели району выделены денежные средства из областного и федерального бюджетов в размере 8 075 727 рублей, что позволит приобрести 9 квартир на первичном рынке жилья (в 2016 году - 5 квартир).

По состоянию на 01.07.2017г. в центре занятости населения на регистрационном учёте в качестве безработных состоит 541 человек. За 1 полугодие 2017г были проведены следующие мероприятия по содействию занятости населения:

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, в т.ч. попавшие в трудную жизненную ситуацию - 43 человека;

Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы – 2 человека;

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые – 0 человек;

Содействие самозанятости безработных граждан - 11 человек;

Организация проведения общественных работ - 21 человек;

Организация профессиональной ориентации граждан – 382 человека;

Психологическая поддержка безработных граждан – 14 человек;

Социальная адаптация безработных граждан – 28 человек;

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации безработных граждан – 9 человек;

ГКУ «ЦЗН Трубчевского района» за 1 полугодие 2017 года было проведено 8 ярмарок вакансий, в т.ч. 2 ярмарки учебных мест.

На территории Трубчевского района в 2016-2017 учебном году реализацию общеобразовательных программ обеспечивали 15 общеобразовательных учреждений (из них 3 филиала), где обучались 2 537 учащихся (2 451 – в 2015-2016 учебном году). Завтраками охвачено 100% учащихся (100% - в 2016 году), завтраками и обедами – 71% учащихся (71 % - в 2016 году).

Во всех учреждениях образования была разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Каникулы - 2017», по итогам которой оздоровлением и отдыхом планируется охватить 2100 школьников, что составляет 83 % от контингента учащихся. В 2017 году пришкольные лагеря с дневным пребыванием работали на базе 15 учреждений образования в 1 смену с 1 июня по 30 июня (было принято 749 детей в возрасте от 6 до 17 лет, 780 детей – в 2016 году), что составляет 30% от контингента учащихся.

В учреждениях образования регулярно проводятся мероприятия по безопасности дорожного движения и дорожно-транспортного травматизма детей и подростков. Также в учреждениях образования практикуется проведение лекций сотрудниками МО МВД РФ «Трубчевский», направленных на профилактику дорожного травматизма. За 1 полугодие проведено 26 лекций.

В районе сложилась система работы с родителями, которая включает в себя родительские собрания, диалоги о воспитании, педагогические практикумы, индивидуальные консультации и др. Классные руководители практикуют организацию совместной деятельности родителей и детей: праздники ("Мамин праздник", "День именинника", "Папа, мама, я – спортивная семья"), экскурсии, походы, дни здоровья. В учебном процессе немало времени отводится на рассмотрение вопросов, касающихся семейных отношений, воспитания, традиций, конфликта «отцов и детей», ведения домашнего хозяйства, здорового образа жизни. При организации внеклассной работы все образовательные учреждения стараются привлекать родителей.

По проблемам современной семьи и реализации семейной политики в первом полугодие 2017 года проводились районные семинары и совещания.

Весомую психологическую помощь семьям и детям района по решению семейных конфликтов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также с целью предупреждения асоциального поведения детей и молодёжи оказывают специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Трубчевского района. За 1 полугодие 2017г были проведены:

Индивидуальные консультации с семьями педагогами-психологами - 48 чел.;

Индивидуальная работа с семьями, состоящими на учете (диагностические обследования, консультации) - 52 консультации педагогов-психологов; 19 диагностических обследований учителя-логопеда и педагогов-психологов;

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в КПН и ЗП (57 чел.);

Индивидуальные занятия с детьми и молодёжью от 3 до 18 лет - 65 чел.

На базе центра работает «Телефон доверия», за отчётный период поступило 7 обращений.

Центр проводит работу и с кандидатами в опекуны (попечители), приёмные родители и усыновители. За отчётный период подготовлено 9 кандидатов.

С целью профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни в районе проводятся Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта, активно функционирует ледовая арена «Вымпел», городской стадион.

В районе регулярно осуществляются патронажи семей, находящихся в социально опасном положении. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за 1 полугодие провели 165 выездов в семьи. Сотрудниками МО МВД РФ «Трубчевский» за 1 полугодие 2017г были составлены 2 протокола за нарушение правил продажи алкогольной продукции, привлечены к административной ответственности 34 несовершеннолетних за распитие алкогольной продукции и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Профилактическая работа по пресечению употребления алкоголя, курения, употребления наркотических и психотропных средств проводится постоянно. 2 раза в месяц в вечернее время осуществляются межведомственные рейды в места проведения досуга молодёжи.

В районе актуальной остается проблема социального сиротства. За 1 полугодие 2017г 3 родителя (3 семьи) лишены родительских прав в отношении 3 детей; 2 родителя (1 семья) ограничены в родительских правах в отношении 2 детей. После лишения, ограничения родителей в родительских правах работа с ними продолжается по восстановлению их в правах, но такие случаи единичные. В 2017 году восстановлена в родительских правах 1 мать, ограниченная судом в родительских правах в отношении 1 ребенка.

В течение 1 полугодия 2017 года в районе были выявлены 8 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2016 году - 13 детей). Из числа выявленных детей:

2 - сироты (в 2016 году – 1);

6 - детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. социальные сироты (в 2016 году – 12). Все выявленные дети устроены на воспитание в семьи.

В районе проводится большая работа по пропаганде семейных ценностей. В 1 полугодии 2017г прошли мероприятия, посвящённые Международному дню семьи, Дню семьи, любви и верности, Дню защиты детей, акции «Семья», «Добро без границ», «Подросток». В этом году 2 семьи стали участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года». 1 семья, прожившая в браке 50 лет, была награждена памятной медалью «За любовь и верность». Руководство района традиционно поздравляет наших долгожителей с 90, 95 и 100-летием, посещая их на дому. В поселениях в рамках семейных праздников поздравляют супружеские пары, отметившие «серебряные» и «золотые» свадьбы. Ежеквартально на базе отдела ЗАГС проходят заседания «Школы молодой семьи». Стало доброй традицией проводить в дни семейных праздников торжественные церемонии бракосочетания. С представителями молодёжи проводились круглые столы на тему «Здоровая семья – здоровая Россия». Все значительные мероприятия освещаются на страницах районной газеты «Земля трубчевская», на официальном сайте районной администрации.

Что сделано

2. Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации

Ниже приведены фрагменты Стенографического отчета о совещании Совета Безопасности 20 июня 2006 г ода, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию . Президент подчеркнул в своем выступлении, что у нас крайне мало глубоких исследований по демографической проблематике. Предложил преобразовать Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . С докладом о мерах по улучшению демографической ситуации выступил Первый заместитель Председателя Правительства РФ и Первый заместитель председателя Совета Д.А.Медведев. В его выступлении конкретизированы некоторые положения Послания-2006 и представлены оценки планируемых расходов на реализацию мер по стимулированию рождаемости - 81,7 миллиарда рублей (без учета затрат на материнский капитал). Это примерно в 1,5 раза больше, чем все расходы на материнские и детские пособия в 2005 году.

В.ПУТИН : …

Наша встреча посвящена сегодня мерам по реализации Послания Федеральному Собранию, и сегодня мы подробно остановимся на трех основных направлениях – это технологическая модернизация экономики, улучшение демографической ситуации и укрепление национальной безопасности России.

Сразу скажу, что все эти задачи тесно связаны друг с другом. Так, уровень военной безопасности напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. В свою очередь демографическая ситуация более благополучно будет складываться в стране, которая не только достигнет высоких социальных стандартов, но в которой люди смогут на длительное время, чувствуя себя в безопасности, планировать свою жизнь. Поэтому, действуя по каждому из этих направлений, мы обязаны видеть их взаимозависимость и решать проблемы комплексно.

Сегодня по всем обсуждавшимся вопросам и по всем вопросам, которые мы будем обсуждать, нужно наметить конкретные, реалистичные, кардинально меняющие ситуацию меры. Одного лишь анализа положения дел здесь недостаточно.

Уважаемые коллеги, важнейший блок вопросов, детально представленный в Послании, – это меры по улучшению демографической ситуации. Здесь наша задача – добиться снижения смертности и повышения рождаемости, а также повысить эффективность миграционной политики. Это позволит стабилизировать численность населения России уже в ближайшие годы.

Критическое сокращение народонаселения страны впервые было отмечено в 1993 году и приобрело с тех пор устойчивый характер. Фактически мы стоим сегодня у кризисной черты. За 13 последних лет число умерших граждан страны превысило число родившихся на 11,2 миллиона человек. Если ничего не делать, то к концу ХХI века население России уменьшится вдвое. Очевидно, что пока нас в какой-то мере спасают активные миграционные потоки или, во всяком случае, выравнивали положение. Эту тенденцию нужно грамотно развивать, определив выгодные для России и ее граждан правила приема иммигрантов. Причем воздействовать на миграцию проще, чем на рождаемость и смертность.

О мерах по стимулированию рождаемости уже начиная с 2007 года подробно было сказано в Послании. Напомню, что там были сформулированы конкретные меры поддержки семей, решивших родить второго ребенка. Предложено кардинально увеличить пособия по уходу за ребенком, компенсацию затрат за детское дошкольное воспитание, выплачивать так называемый материнский капитал. Эти и другие предложения, прозвучавшие в Послании, должны иметь и четкую законодательную основу, и действенные механизмы реализации.

Полагаю, что сегодня будут сформулированы ключевые направления долгосрочной демографической политики . Она должна учитывать все аспекты, в том числе преодоление высокой смертности. Надо самым внимательным образом проанализировать ее причины. Сейчас ее уровень остается самым большим в Европе. Свыше 700 тысяч человек ежегодно умирают в России в трудоспособном возрасте. При этом подчеркну, что глубоких исследований по демографической проблематике у нас крайне мало. Необходимо сделать эту работу системной, целенаправленной. Нам нужна такая информация и такой анализ.

Предлагаю преобразовать также Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . Это поможет более эффективно координировать работу в данной сфере.

Итогом нашего обсуждения должны стать конкретные решения по организации дальнейшей работы.

И перед тем как перейти к докладам, хотел бы в заключение своего вступительного слова сказать: начиная с начала 90-х, в середине 90-х и практически вплоть до сегодняшнего дня мы в основном занимались латанием дыр и выживанием. У нас сейчас есть все возможности заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям.

Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.

Д.МЕДВЕДЕВ:

Улучшение демографической ситуации безусловно является ключевым фактором устойчивого развития нашей страны. Сокращение населения ограничивает социально-экономический потенциал России, создает реальную угрозу ее безопасности будущему нашего государства и российской нации.

Уже сегодня в центральных районах происходит старение и вымирание населения, а многие территории Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока становятся практически безлюдными. Не буду нагнетать, но картина действительно безрадостная: в 2005 году в России умерло 2,3 миллиона человек, а количество новых рождений – 1,5 миллиона. На 100 женщин репродуктивного возраста сейчас приходится 134 родившихся, что значительно ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения, простого воспроизводства населения.

Для оздоровления демографической ситуации федеральными и региональными органами государственной власти и раньше принимались определенные меры, в частности, в результате работы по улучшению качества медицинской помощи за последние пять лет в учреждениях родовспоможения удалось на четверть снизить материнскую и младенческую смертность. Однако существенного улучшения демографической ситуации не произошло, и главными причинами этого являлось отсутствие системного подхода и недостаточное финансирование демографических программ.

В Послании Президента Российской Федерации в текущем году названы основные проблемы и предложены меры кардинального характера. Таких мер три, они названы Владимиром Владимировичем сейчас: это снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.

Безусловно, что названные меры должны быть сопряжены с реализацией основных приоритетов государства. Один из основных демографических факторов – высокая смертность, главными причинами которой являются сердечно-сосудистые заболевания, алкоголизм, наркомания и дорожно-транспортные происшествия. Причем среди умерших почти треть – это люди трудоспособного возраста. Из них 80 процентов – это мужчины. Только в дорожно-транспортных происшествиях у нас ежегодно гибнет порядка 40 тысяч человек – это население небольшого среднеевропейского города.

Как известно, показатели здоровья отрицательно сказываются и на продолжительности жизни. В России сегодня в среднем этот показатель составляет 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

Необходимо отметить, что в целом ряде посланий Президента исправление ситуации в здравоохранении и, как следствие, укрепление здоровья нации были определены как приоритетная задача. Очевидно, что сегодня наши граждане мало заботятся о своем здоровье, и положительную динамику можно ожидать только при активном воспитании нормального, здорового образа жизни и развитии культа здоровья. Ключевыми здесь являются меры, предусмотренные национальным проектом «Здоровье». В его рамках уже реализуется профилактика сердечно-сосудистых недугов, инфекционных и других заболеваний. Будут также подготовлены отдельные программы снижения предотвратимой смертности и травматизма, в том числе на производстве. Предусматривается и дальнейшее развитие учреждений родовспоможения.

Будут разработаны и меры своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В этих целях необходимо сформировать комплекс мер, направленных на специальную подготовку медицинского персонала и служб, обеспечивающих дорожно-транспортную безопасность, а также оснащение больниц скорой медицинской помощи современным оборудованием, в том числе машин скорой медицинской помощи – устойчивой оперативной связью.

Важный аспект демографического развития, требующий отдельного обсуждения, это миграция. Отмечу только, что в настоящее время специально созданной межведомственной рабочей группой разрабатывается государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа . Этот предмет требует, безусловно, отдельного доклада. В целом наша миграционная политика должна быть, конечно, ориентирована на привлечение квалифицированных специалистов, законопослушных людей, уважающих традиции и культуру России. Миграция – это как раз та сфера, где требуется четкая линия государства, ее тесная увязка с потребностью рынка и законами развитияотдельных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета Безопасности, коллеги!

В Послании Президента определен важнейший блок конкретных шагов по повышению рождаемости . 7 июня текущего года распоряжением Правительства был утвержден сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента. В его разделе «Решение демографических проблем» предусматривается подготовить в кратчайшие сроки проекты федеральных законов и постановлений Правительства о повышении государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также о компенсации затрат на дошкольное воспитание и содержание ребенка в опекунских и приемных семьях, включая заработную плату приемных родителей. Кроме того, будет разработан необходимый пакет документов по углубленной диспансеризации детей-сирот. И, наконец, законодательство о самом принципиальном шаге – предоставлении первичного материнского капитала женщине при рождении второго ребенка .

На проведение этих мероприятий без учета расходов на предоставление базового материнского капитала предполагается предусмотреть в проектах федерального бюджета и бюджетов государственных фондов на следующий год 81,7 миллиарда рублей. Это общий размер расходов. В общем объеме расходов с учетом тех расходов, которые запланированы на материнский базовый капитал, мы ожидаем, что обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 195 миллиардов рублей в год , и это без учета индексации. Это серьезные средства, и, конечно, необходимо разрабатывать очень серьезный механизм, позволяющий контролировать их расходование.

Первые выплаты сумм базового материнского капитала , который должен быть предоставлен этим матерям на родившихся после 1 января 2007 года детей, предполагается осуществить с 2010 года, после достижения ребенком трехлетнего возраста . Эти средства могут быть использованы либо на приобретение жилья с использованием ипотеки или других форм кредитования, или на образование детей, или на пенсионное накопление женщин . Мы также должны предварительно организовать учет матерей, родивших второго ребенка в указанные сроки , в целях неукоснительного исполнения заявленных государством обязательств.

Около 53 миллиардов рублей будет направлено на увеличение размеров пособий женщин по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет . Предполагается, что для работающих женщин размер пособия будет составлять 40 процентов от заработка. При этом максимальный размер заработка, который учитывается при исчислении пособия, предлагается установить в сумме, не превышающей 15 тысяч рублей . Эта сумма является максимальной и при расчете пособия по временной нетрудоспособности. Впервые пособие в размере 1,5 тысячи рублей на первого ребенка и трех тысяч рублей на второго и последующих детей начнут получать и неработающие женщины. Проект соответствующего федерального закона уже подготовлен и согласовывается с федеральными ведомствами.

На компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание в размерах, указанных в Послании Президента, предусмотрено 8 миллиардов рублей . Однако возвращение женщины к полноценной трудовой деятельности во многом будет зависеть от скоординированных действий властей всех ветвей власти и всех уровней власти, от того, удастся ли приостановить необоснованный рост цен на услуги детских садов и предоставить в них место каждой семье, желающей отдать туда ребенка. Не секрет, что уже сегодня очередь в эти учреждения составляет около 900 тыс. человек. И с учетом предполагаемого роста рождаемости в 2007 и 2008 годах она может еще более возрасти.

Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям будет необходимо направить усилия на создание достаточной сети дошкольных учреждений , предусмотреть меры по обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, современными программами оздоровления и воспитания детей. Родители должны быть уверены, что в детском саду созданы надлежащие условия для полноценного, качественного развития их ребенка.

Компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание предполагается осуществлять на условиях софинансирования с участием субъектов Российской Федерации . Безусловно, что доля такого софинансирования должна устанавливаться с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов. При этом важно, чтобы регионы не снижали свои затраты на дошкольные учреждения, а сохраняли и повышали тот уровень, который достигнут сегодня, а также координировали свою работу в муниципальных образованиях.

Одна из базовых задач демографической политики также состоит в сокращении числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах . Правительство готовит программу материального стимулирования: устройство в семьи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает единовременное пособие при всех формах такого устройства, она также включает увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и в приемной семье, а также увеличение заработной платы приемным родителям в размерах, которые определены Посланием Президента. На эти цели предусматривается выделить почти семь миллиардов рублей.

В качестве ключевой задачи мы определили устройство под опеку и в приемные семьи около 80 тысяч детей-сирот . Подчеркну, что эта задача в первую очередь региональных и муниципальных органов. И им следует весьма ответственно отнестись к подбору семей, которым доверяются дети. Параллельно должна вестись реструктуризация интернатных учреждений. В них необходимо максимально создать условия, которые приближаются к условиям в нормальной полноценной семье. Важно сформировать и базу данных о детях, которые остались без попечения родителей, а также организовать мониторинг и патронаж этих детей в государственных учреждениях и приемных семьях. У нас пока такая база в нормальном виде отсутствует.

В 2007 году намечена диспансеризация более 200 тысяч детей-сирот , находящихся в интернатных учреждениях. Одновременно предполагается провести оценку качества оказания медицинской помощи этим детям. По итогам будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Они должны позволить обеспечить дальнейшую социальную адаптацию детей и передачу их на воспитание в семью.

Уважаемые члены Совета Безопасности! Коллеги!

Очевидно, что для решения такой комплексной проблемы, как демография, необходимо внимание ко всем ее составляющим. Правительство предполагает использовать программный подход, который найдет отражение в плане первоочередных мер по улучшению демографической ситуации. Особенное внимание предполагается уделить проблемам семьи, и прежде всего, молодой. В развитие национального проекта «Доступное и комфортное жилье» формируется предложение по повышению доступности ипотечных кредитов для молодых семей с детьми . Предлагаем стимулировать внедрение так называемого перекредитования, предусматривающего снижение налоговой долговой нагрузки на заемщика в случае рождения детей, а также возможность снижения ставки кредитования в случае общего снижения ставок на российском ипотечном рынке.

Вместе с тем подчеркну, что нельзя сводить проблемы семьи только к пособиям и к жилью . В целом задача государства – поднять престиж семьи, имеющей детей , наладить новые формы работы и, соответственно, заниматься пропагандой семейных ценностей. И одно из усилий федерального уровня должно быть в том, чтобы привлечь регионы к этой работе .

Специальные меры предусмотрены для кардинального изменения демографической ситуации на селе и, прежде всего, в вопросах охраны здоровья сельчан, повышения доступности медицинской помощи с использованием современных информационных технологий, таких как телемедицина, например. Не следует забывать, что на селе, несмотря на все трудности, действительно сохраняются пока еще традиции большой и многодетной семьи. И мы должны помочь людям, которые живут в сельской местности, укрепить эти традиции и поддержать их.

Многие из перечисленных мер тесно связаны с задачами, решаемыми в рамках приоритетных проектов. В этой связи будем работать по той схеме, которая предложена Президентом, имея в виду преобразование Совета по реализации национальных проектов в общий Совет по национальным проектам и демографической политике . Этот механизм работы уже сложился. И в целом есть резон продолжить работу таким образом.

Очевидно также, что масштабная демографическая программа должна опираться на совершенную систему статистического учета, которая дает более полные данные о состоянии демографических процессов и дает обоснованные прогнозы, а также сопровождается серьезным информационным обеспечением. Понятно, что исправить демографическую ситуацию за три-пять лет невозможно . И наряду с первоочередными необходимы долгосрочные меры . Главная из них – это изменение отношения граждан к деторождению, повышение их ответственности за собственное здоровье, соответственно создание условий для комфортной жизни семей, в которых воспитываются дети .

В заключение я хотел бы подчеркнуть, чтобы в следующем году мы смогли приступить к решению поставленных задач, уже в ближайшее время необходимо завершить работу над основными нормативными актами как по линии Правительства, так и актами высшей юридической силы, то есть нацзаконами, отладить основные финансовые и социальные механизмы, сделать их четкими и понятными для людей . Решения, которые будут приняты сегодня Советом Безопасности, станут для нас непосредственным руководством к действию.

Анализ демографической ситуации позволяет выявить ключевые факторы воспроизводственного поведения населения:

Степень урбанизации и образ жизни в городах. У городского населения существует тенденция к снижению рождаемости по сравнению с сельским.

Кроме этого, чем выше уровень образованности и обеспеченности, тем меньше коэффициент рождаемости;

Изменившееся положение женщины в обществе и семье. Возможность женщины получить работу или образование снижает коэффициент рождаемости;

Требования, предъявляемые к подрастающему поколению. Высокая стоимость воспитания детей влияет на коэффициент рождаемости. Дело в том, что коэффициент снижается, если детский труд запрещен законодательно и существует обязательное образование, которое требует больших затрат, т.к. человек должен долгое время ждать, прежде чем получить работу. Кроме этого, рождаемость снижается, когда средний возраст вступления в брак (или рождения первого ребенка) более 25 лет;

Ощущение родителями ответственности за будущее детей,

Растущая автономия молодежи и пожилых от семейного ядра. Доступность систем частного и государственного пенсионного обеспечения приводит к снижению коэффициента рождаемости, т.к. при наличии пенсионного обеспечения родителям не нужно иметь много детей, чтобы обеспечить себе старость;

Культурные традиции.

Основным направлением улучшения демографической ситуации в области воспроизводства можно назвать создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми за счет создания предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного (1-2 ребенка) к среднедетному (3-4 ребенка) типу репродуктивного поведения семей, всестороннее укрепление института семьи, создание условий для самореализации молодежи, социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

Для реализации данного направления предусмотрены следующие меры стимулирования рождаемости:

Пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не менее 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120,82 руб. за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия составляет 13833,33 руб.;

Пособие по беременности и родам. Сумма пособия рассчитывается как пособие по временной нетрудоспособности по месту работы, службы, учебы на основании больничного листа. Женщинам, работающим по трудовому договору – 100 процентов заработка. Максимальный размер пособия – 34583 руб. в месяц;

Единовременное пособие при усыновлении ребенка – 34583 руб.;

Единовременное пособие на рождение ребенка – 10988,85 руб. Получает один из родителей;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) – 412,08 руб.;

Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им трех лет - 57,5 руб.;

Компенсации на дошкольные учреждения – 20 % - на первого ребенка, 50% - на второго ребенка, 70% - на третьего и последующих детей.,

Ежемесячное пособие на ребенка до исполнения ему 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им 18 лет) – 172,50 руб.

Единовременное пособие при рождении второго, третьего и следующего ребенка – 2000 руб.;

Единовременное пособие на детей, идущих в первый класс – 3000 руб.

Родовой сертификат,

Материнский (семейный) капитал (средства перечисляются в ПФ РФ с правом расходования, начиная с 2010 года) – 343278 руб. из которых 12000 руб. можно потратить на любые нужды;

Налоговые льготы семьям с детьми (например, стандартные налоговые вычеты по НДФЛ).

Ежемесячное бесплатное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей до исполнения ребенку одного года полноценным питанием и необходимыми лекарствами по заключению врачей – до 600 руб.;

Обеспечение малоимущих или нуждающихся семей средствами ухода за новорожденным ребенком – от 1000 до 1500 руб.;

Обеспечение питанием детей, находящихся на искусственном вскармливании (дети первого года жизни);

Обеспечение питанием кормящих матерей;

Ежемесячное пособие многодетным матерям, родившим 10 и более детей и воспитавших их до трехлетнего возраста – 500 руб.

Предлагаемые меры:

Ежемесячное пособие на детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные образовательные учреждения,

Ежегодное пособие на детей школьного возраста, посещающих образовательные учреждения.

Второе направление улучшения демографической ситуации в области воспроизводства можно назвать снижение смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста.

К 2015 году в качестве главной цели Национальной программы демографического развития устанавливается постепенная стабилизация численности населения России на уровне не ниже 140-142 млн. человек и формирование предпосылок последующего демографического роста. Ожидается сокращение естественной убыли населения до 270-275 тыс. человек, повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,65-1,70, снижение младенческой смертности до 7-8 на 1000 родившихся живыми, снижение числа разводов и ежегодно производимых абортов (соотношение между абортами и родами составляет 139 на 100 при критическом уровне 70 на 100 (для сравнения: в Западной Европе - 15 на 100)), увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет. В 2009 году продолжительность жизни увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.

Необходимость прогнозирования демографических процессов. 2.

Дать определение демографического прогноза. 3.

Исходные данные для разработки демографических прогнозов 4.

Основные отличия экстенсивного типа воспроизводства. 5.

Основные характеристики интенсивного типа воспроизводства 6.

В чем заключаются особенности суженного типа воспроизводства? Почему данный тип воспроизводства представляет собой негативную демографическую ситуацию? 7.

Какие показатели относятся к показателям воспроизводства населения? 8.

Что относится к показателям демографии? 9.

Охарактеризуйте коэффициент рождаемости как интегральный показатель воспроизводства населения. 10.

В чем сущность метода ретроспективной экстраполяции при разработке демографических прогнозов? 11.

Охарактеризуйте метод передвижки возрастов при разработке демографических прогнозов. 12.

Назовите ключевые факторы воспроизводственного поведения населения. 13.

Перечислите основные направления улучшения миграционной ситуации в Российской Федерации. 14.

Где используются расчетные оценки демографических прогнозов? 15.

Что находится в основе разработки прогнозов воспроизводства населения? 16.

Что находится в основе разработки прогнозов миграционного поведения людей?