Описание литературных персонажей. Описание внешности литературного героя


Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Примерный план характеристики героя

I. Вступление. Место героя в произведении.

II. Главная часть. Характеристика героя.

1. Возраст героя, его социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.

4. Поведение и поступки героя.

5. Как герой относится к окружающим.

6. Как относятся окружающие к герою.

7. В чем особенности его внутренних переживаний.

10. Какие черты личности героя выявляются в произведении.

III. Заключение. Ваше отношение к герою.

Обновлено: 2012-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Здравствуйте! Сегодня говорим о том, зачем мы учимся описывать внешность и как дать характеристику литературному герою.

Но согласитесь, даже подробнейшее описание внешности совершенно не даёт представление о человеке как личности…

Внешность обманчива!

Всем известно это крылатое выражение! Древнеримский писатель-сатирик Децим Юний Ювенал писал: «Frontis nulla fides»,- т.е. внешности нет никакой веры. Другими словами, приятная внешность абсолютно не гарантирует , что она принадлежит приятному, добросердечному, человеку.

Вместе с тем вспоминаются слова Оскара Уайльда: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности…» Писатель был убежден: анатомия головы, рук, ног, ушей, глаз, носа, любимые цвета одежды, запахи и тому подобное могут сказать о человеке многое, но только тому, кто… сумеет это прочесть.

Чтобы научиться распознавать человека, его характер, по его внешности, надо научиться видеть не только цвет глаз, очертания губ, телосложение, одежду. На самом деле цвет глаз, волос и кожи, форма носа, губ и головы играют совершенно несущественную роль в оценке человека.

Главное – это ВЫРАЖЕНИЕ лица человека. Лицо человека может быть веселым или грустным, злым или добрым. Точно также и взгляд: равнодушный, задумчивый, пристальный, внимательный, мечтательный и т.д. Точно так же и одежда: в описании внешности важно не то, во что одет человек, а его манера одеваться, состояние одежды и пр.

Научиться видеть внутренний мир человека, скрытый за его внешностью – вот главная задача

Учиться лучше всего на примерах. Самыми лучшими примерами описаний внешности, конечно же, являются описания . Вот почему в школе при изучении художественного произведения так много времени отводится на характеристику персонажа.

Писатель – мастер художественного слова, умеет найти удивительные слова, которые помогают через словесный портрет понять внутренний мир героя и объяснить его поступки.

Анализируя внешность литературного героя, точно выполняя указания учителя, ты создаешь в своей голове своеобразную модель, или шаблон, который впоследствии помогает тебе оценить окружающих людей, особенно тех, с кем ты только знакомишься. Ты учишься обращать внимание на 2 — 3 ярких детали во внешности человека, которые отличают его от других людей, безошибочно характеризуют его и рассказывают тебе о человеке, его характере, его внутреннем мире. Так ты становишься наблюдательным, внимательным, вовсе не «поверхностным» человеком, как говорил О. Уайльд.

Таким образом, СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ литературного героя – изображение внешности персонажа (черт лица, фигуры, манеры одеваться и т.д.) — это одно из средств характеристики литературного героя . Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

При характеристике героя литературного произведения можно использовать этот примерный план:

  1. Место героя среди других персонажей (главный герой, второстепенный).
  2. Есть ли прототип у героя, имеются ли биографические черты автора.
  3. Имя персонажа.
  4. Портрет. Внешний вид героя в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, условий жизни, одежды.
  7. Семья. История жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Как изменился герой в процессе развития сюжета.
  9. Поступки, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика.
  11. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сравнение с другими персонажами или литературными героями другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Не обязательно применять все пункты плана. Этот план можно использовать для характеристики любого литературного героя, не для какого-то отдельно взятого.

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя , начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя . Расскажите о социальном положении героя . Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое . Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике героя , одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в "Герой " подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя , тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя , безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя . Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

Составляя характеристику героя , обратите внимание на персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что является движущей силой . Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя , обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

  • Характеристика литературного героя

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору мысль о таком образе.

Опишите героя. Это касается и внешности, и образа , и рода деятельности. Ваша задача – выбрать по максимуму все описания автора, фразы других действующих лиц, которые касаются героя, проанализировать их. Привести в качестве цитат лучше те, которые наиболее ярко передают образ человека, а остальное выразите своими .

Переходите к личностной характеристике героя. На основании поведения его в произведении, его поступков, постарайтесь передать мировоззрение, определить личные качества, стремления, характер. Для усиления вашего описания вы можете сравнить его с другими лицами в этом произведении или обозначать сходство с героями других , былин. Но используйте этот прием умеренно.
Существует ли какой-то конфликт в личности героя? Сделайте об особенностях этого человека и о том, что хотел передать автор с помощью данного образа, какие особенности эпохи или слоя населения. Каково отношение самого автора к герою? Приведите в цитаты из произведения, которые подтверждают ваши мысли. Неплохо использовать и мнение разных критиков по поводу описываемого персонажа.

Сделайте вывод. Укажите собственное мнение о герое, выразите согласие или несогласие с автором. Какие чувства лично у вас вызывает этот : сочувствие, радость, или что-то другое. Отметьте, близок ли вам хоть в чем-то герой или непонятен, остается ли актуальным его образ в современном мире, оказал ли он какое-то влияние на дальнейшую литературу, стало ли его имя нарицательным, проявляли ли к нему интерес художники и режиссеры.

Источники:

  • 800 характеристик литературных героев! Материалы для сочинения.

С героями сказок А.С. Пушкина дети знакомятся в самом раннем возрасте. Все персонажи сказок очень колоритные, запоминаются надолго, а потому неудивительно, что большинству персонажей были поставлены памятники в разных уголках нашей страны и зарубежья.

Инструкция

Одной из самых любимых детьми произведений А.С. Пушкина является «Сказка о рыбаке и рыбке». Неудивительно, что главную героиню - исполнительницу желаний Золотую Рыбку - увековечили во многих городах. Не факт, что везде она установлена в честь произведения А.С. Пушкина, где-то это просто символ того, что желания сбываются. Одной из последних установили памятник рыбке в Астрахани. Также яркая рыбка на гребне морской установлена в Кемерово. Есть свой исполнитель желаний и в Донецке, и в Абакане. В Санкт-Петербурге, богатом на скульптурные композиции, не забыли и про эту пушкинскую героиню. В Москве на Манежной площади рыбку изобразили вместе с поймавшим ее стариком. В Воронеже также установлена скульптура старику, пришедшему к морю просить помощи. На поляне сказок в Ялте тоже

Всем привет! Сегодня с вами я, Эльвира Барякина, и “Справочник писателя”.

Я расскажу вам об очень интересном литературном приеме: как представить героя и не потратить на это большое количество сил, слов и читательского времени.

Обозначаем персонажа

Для начала нам надо обозначить героя. Например, мы можем сказать, что в комнате сидит начальник пограничной заставы, и у читателей в головах сразу же сложится определенный образ. Это произойдет потому, что за самим определением “начальник заставы” тянется целый шлейф деталей, которые мы знаем из книг, фильмов и пр.

Обозначаем среду, в которой оказался персонаж

Например, мы можем поместить начальника пограничной заставы в его рабочий кабинет.

Нужны ли нам подробности - как именно выглядит эта комната? Наверное, нет. Самое важное - это описать свет и запахи. Например, комнату может заливать полуденное солнце, а воздух может пахнуть нагревшейся пылью. И больше уже не требуется ничего объяснять - образ и так создан.

Несвойственное действие или предмет

Как нам показать характер персонажа? Для этого существует хитрый трюк: мы можем дать герою предмет, который не вяжется с его образом, или заставить делать что-то ему несвойственное.

Пусть начальник заставы смотрит мультики: мол, ностальгия человека обуяла.

Новый персонаж

Вводим еще одного персонажа, и реакция первого героя как раз и будет определять его характер.

Допустим, в кабинет начальника заставы входит подчиненный. Указываем, какие отношения существуют между ними: плохие, хорошие, с какой-то особой спецификой и т.п.

Реакция героя

Теперь рассмотрим варианты действий начальника заставы:

* Выключить телевизор и принять важную позу. Так поступит человек, для которого важно, какое впечатление он производит.

* Оставить телевизор включенным - как есть. Так поступит человек, которому без разницы, что о нем подумает подчиненный.

* Смутиться и торопливо переключить на первый попавшийся канал - и ошибиться. Допустим, начальник хотел включить новости, а попал на порнофильм. Показываем реакцию на ошибку: начальник паникует, и в сюжете появляются комические нотки.

В любой из вышеперечисленных ситуаций начальник будет показывать себя совершенно по-разному: это будет другой характер и другое мироощущение. То есть реакция на внешние вызовы - даже самые незначительные - определит, что из себя представляет данный персонаж.

Развитие навыков написания анализа персонажа требует тщательного прочтения литературных произведений с особым вниманием к тому, какие особенности раскрывает автор в характере персонажа через диалоги, описания и сюжет. Литературный аналитик пишет о роли, которую каждый персонаж играет в рассматриваемом произведении. Самый главный герой называется протагонистом, тогда как персонаж, который предстает в роли злодея в конфликте с главным героем, называется антагонистом. Великие писатели создают многогранных героев, поэтому анализ должен концентрироваться на этих сложностях. Здесь рассматриваются некоторые положения, которые надо иметь в виду, когда вы пишете свой собственный анализ.

Шаги

Начало работы

    Выберите своего персонажа. Для выполнения задания по анализу персонажа в школе, вам может быть предложено описать какой-либо литературный персонаж. Но если вы можете выбирать, убедитесь, что вы склонны рассматривать только тех героев, которые играют динамичные роли в произведении. Тусклые и скучные персонажи (одномерные, кто-то только «хороший» или только «плохой», которые не рассматривают никаких сложных мотиваций) не являются подходящим выбором для анализа.

    • Например, если вы, читаете книгу Марка Твена «Гекельберри Финн», вы могли бы выбрать Гека или беглого раба Джима, так как они динамичные персонажи, которые проявляют широкий диапазон эмоций, и которые часто действуют непредсказуемо, и своими действиями двигают вперед сюжет произведения.
    • Было бы менее результативным выбрать герцога или короля, жуликов, которых Гек и Джим встречают в Арканзасе, и поскольку те играют довольно незначительные роли в этой истории, они не проявляют широкого разнообразия эмоций и, скорее всего, являются просто стереотипными личностями (повествование нуждается в комичном «обходе» и в возможности для Гека и Джима расстаться так, чтобы Гек смог получить удовольствие от того бесстыдного момента, когда он сделает свое озорное заявление «Ну и ладно, тогда пошел я к черту», а герцог и король исполнят эту роль).
  1. Прочитайте рассказ, обращая особое внимание на своего персонажа. Даже если вы раньше уже читали это произведение, вам необходимо прочитать его ещё раз, т.к. сейчас, когда перед вами стоит конкретная задача, вы сможете отметить новые черты. Обращайте внимание на любые обстоятельства, в которых появляется ваш персонаж, и продумывайте ответы на следующие вопросы:

    • Как автор описывает их?
      • Относительно Гека Финна, например, вы могли бы подумать о том, что автор описывает Гека как отсталого мальчишку из захолустья, хотя он явно борется с серьезными проблемами социального плана, такими как рабство и религия.
    • Какого рода отношения существуют между вашим персонажем и другими действующими лицами?
      • Подумайте о том, как Гек относится к беглому рабу Джиму в начале и в конце романа? Подумайте об отношении Гека к своему пьяному и жестокому отцу? Какой облик это придавало его личности?
    • Каким образом поступки вашего персонажа двигают вперед сюжет романа?
      • Гек, несомненно, является главным персонажем, поэтому очевидно, что его действия важны. Но, конкретно, что особенного в поступках Гека? Как он приходит к решениям, отличающимся от решений, которые могли бы принять другие люди в аналогичной ситуации. Вы могли бы обсудить решение Гека спасти Джима от людей, которые намеревались вернуть Джима его владельцу, потому что он решил, что рабство это – несправедливость, несмотря на то, что эта идея противоречит всему тому, чему учило его общество.
    • С чем приходится бороться вашему герою?
      • Подумайте, как Гек растет и учится по мере развития сюжета романа. Сначала возникает опасение, что его поймают на мошенничестве (например, на фальсификации своей собственной смерти), но позже он избегает жульничества, которое он наблюдает (как когда он старается отбросить обманщиков – герцога и короля).
  2. Делайте заметки. По ходу чтения произведения во второй раз записывайте всю важную информацию, которая дает представление о главном действующем лице, как о человеке с более глубоким характером. Делайте заметки на полях и подчеркивайте важные высказывания, когда продолжаете читать это произведение.

    • Вы также можете держать наготове блокнот, когда читаете, это поможет вам не растерять свои мысли о персонаже по мере продолжения чтения.
  3. Выберите основную идею. Соберите все ваши заметки о выбранном персонаже и постарайтесь сформулировать основную идею, которая отражена в них. Это послужит утверждением вашего тезиса для анализа характера персонажа. Обдумайте все действия, их мотивации и исходы основной линии сюжета. Возможно, ваша идея тезиса поможет раскрыть, каким образом в характере молодого человека отражается напряжение взросления и присущие людям добродетели. Возможно, характер вашего героя показывает читателям, что даже те люди, которые делают ужасающие ошибки, способны к искуплению и заслуживают его.

    • В ситуации Гека Финна , например, вы могли бы особо выделить что-нибудь, связанное с лицемерием цивилизованного общества, поскольку, в сущности, это роман о мальчике, который был воспитан в духе одобрения порабощения негров, но который решает, благодаря своему опыту общения с Джимом на реке, относиться к нему как к личности и как к другу, а не как к рабу. Подобным же образом собственный отец Гека отлавливает и «порабощает» Гека, от чего Гек, в конечном счёте, спасается бегством и зеркально воспроизводит стремление к свободе самого Джима. Общество считает бегство Гека морально оправданным и справедливым, тогда как бегство Джима в глазах горожан является страшным преступлением. Это противоречие является основной проблемой романа.
  4. Сделайте наброски. Когда вы уже определились с основной идеей, составьте краткий эскиз всех ваших вспомогательных материалов. Отметьте в тексте места, где ваш персонаж проявляет черты характера, которые вы включили в ваш тезис. Включите в эскиз дополнительные осложняющие факты, которые позволят углубить внутренние переживания персонажа.

Написание анализа персонажа

    Напишите введение. Опираясь на свою идею тезиса, подготовьте вводный абзац о персонаже, которого вы выбрали, и о роли, которую он или она играет в данном литературном произведении.

    Опишите внешний вид вашего персонажа. Опишите, как выглядит ваш персонаж, и объясните, какие черты его внешнего вида указывают на особенности его личности. Постарайтесь, процитировать или перефразировать текст, взятый непосредственно из книги.

    • Подумайте о рваной одежде Гека и о том, что говорит этот факт о его характере. Обсудите, как Гек переодевается маленькой девочкой, чтобы собрать новости в городе, и как этот измененный внешний вид влияет на ваш анализ личности Гека.
  1. Обсудите происхождение вашего персонажа. При условии наличия информации включите факты личной биографии персонажа (некоторые из этих подробностей могут подразумеваться или предполагаться). История жизни людей неизбежно влияет на их личность и развитие их личности, поэтому очень важно обсудить историю развития вашего персонажа, если это возможно. Где и когда родился и воспитывался персонаж? Какое образование получил ваш персонаж? Каким образом прошлый опыт персонажа влияет на то, что он делает и говорит?

    • Обсудите отношения Гека с отцом, Вдовой Дуглас и Мисс Ватсон, которые его приняли. Как эти персонажи влияют на развитие Гека? Контраст между алкоголиком отцом Гека и консервативными леди, которые заботятся о нём позже, представляет собой интересный континуум социального поведения (сплошная среда, непрерывный объект) для анализа и обдумывания, где собственные верования и поступки Гека падают на этот континуум.
  2. Обсудите особенности пользования языком. Проанализируйте язык, которым пользуется герой на протяжении всего повествования. Использует ли персонаж тот же самый язык всегда или его (ее) выбор языковых средств меняется на протяжении повествования от введения до заключения?

    • Надо признать, что для мальчика у Гека слишком вульгарное обращение, и он часто разговаривает не так, как это одобрила бы вдова Дуглас. Он очень старается слушаться ее и вести себя соответствующим образом в церкви, но часто совершает оплошности и обращает на себя внимание своими действиями и словами подобно человеку, чей уровень цивилизованности намного ниже того, на который он претендует, и который одобрила бы вдова Дуглас.
  3. Описание личности персонажа. Действует ли персонаж под влиянием эмоций или разума? Какие ценности демонстрирует он своими словами и образом жизни? Есть ли у персонажа цели или честолюбие? Дайте конкретный ответ и процитируйте или перефразируйте соответствующий текст из книги.

    • Гек Финн старается подчиняться правилам, существующим в обществе, но в конце дня он действует, опираясь на свои эмоции. Он решает спасти Джима от опасности быть возвращённым к хозяину, хотя это противоречит закону, так как он верит, что Джим не заслуживает, чтобы с ним обращались как с рабом. Гек принимает это решение самостоятельно, находясь в прямой оппозиции к ценностям, которым научило его общество.
  4. Проанализируйте отношения персонажа с другими людьми. Подумайте, как ваш персонаж взаимодействует с другими людьми в этом романе. Является ли персонаж лидером, или он склонен следовать за другими? Есть ли у персонажа близкие друзья и семья? Приведите примеры из текста по ходу вашего анализа.

    Опишите, как персонаж меняется или растет на протяжении всего повествования. Большинство главных персонажей будут переживать конфликтную ситуацию на протяжении всего периода времени, описанного в романе. Какой-то конфликт является внешним (привнесенным силами, не поддающимися чьему-либо контролю), тогда как другой конфликт является внутренним (личные переживания персонажа и его действия, связанные с ними). Становится ли персонаж лучше или хуже, в конце концов? В выдающихся литературных произведениях запоминающиеся персонажи обычно изменяются или растут.

    • Внешние конфликты Гека опираются на события путешествия вниз по реке - физическая борьба с окружающими условиями, его злоключения на этом пути, различные скандалы и так далее. Его внутренний конфликт достигает своего апогея, когда Гек решает помочь Джиму освободиться. В этот решающий момент Гек следует своему сердцу, а не требованиям общества.
  5. Соберите вспомогательный материал или факты для анализа.