Напишите,какие представления древних греков отразились в мифе о Деметре и Персефоне и какой древнеегипетский миф можно сопоставить с этом мифом? Легенды о царстве мертвых

Сложно говорить кратко о Древней Греции. Ведь эта страна оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но и всей мировой цивилизации. Представления европейцев о политике, философии, архитектуре, литературе, медицине, астрономии, искусстве базируются на представлениях древних греков.

Нельзя, к примеру, считать человека образованным, если он не знает основ греческой мифологии. В любой картинной галерее без этих знаний вообще невозможно понять, что изображено на большинстве полотен. Европейские языки содержат в себе большой процент греческих определений и слов. А в русском языке кириллица базируется на греческой письменности.

Удивительно то, что такую огромную роль в истории человеческой цивилизации сыграл немногочисленный народ, населявший небольшую территорию. Люди жили в городах-государствах, расположенных в самой южной части Балканского полуострова.

Даже в эпоху их расцвета общее население жителей не превышало одного миллиона человек. Это было гораздо меньше, чем в Египте, Персии, Вавилонии, а также других великих древних монархиях. Но все мы знаем, что часто дело заключается вовсе не в количестве, а в качестве. Александр Македонский говорил, что одного эллина (древнего грека) можно приравнять к сотне варваров.

Варварами жители Балканского полуострова называли народы, живущие по соседству. Это определение распространялось и на восточные державы. Сами же греки считали себя флагманами человеческой цивилизации. Следует заметить, что это мнение во многом правильное.

Природные особенности Греции

Природа поделила Балканский полуостров на три части. Это северная, средняя и южная. Северная часть начинается южнее Македонии. В древнюю эпоху она включала в себя расположенные на севере полуострова государства. В настоящее время здесь находятся исторические области Эпир и Фессалия.

Средняя часть Греции отделена от севера высокими горами. Связь осуществляется через Фермопильский проход по побережью Эгейского моря. В древности здесь располагались такие области как Беотия, Этолия, Фокида, а также самая развитая и богатая из них Аттика. Её основным центром был город Афины .

Южную часть представляет полуостров Пелопоннес. От средних областей он отделён Коринфским перешейком. Здесь главной областью считалась Лаконика. Современным людям она больше известна по имени сильного в военном отношении города Спарты .

Возле Балканского полуострова располагается множество островов, находящихся в Эгейском море. Самыми крупными из них считаются Крит, Родос , Эвбея, Хиос, Лесбос . Древние люди также населяли восточное побережье Эгейского моря. В этих местах располагались такие области как Кария, Иония, Эолида.

Каждому понятно, что гористая местность ограничивает участки, пригодные для земледелия. Здесь требуется большое мастерство, чтобы обрабатывать землю. Поэтому с пашнями и урожаем в этих местах было тяжело. Зато изрезанная и трудно проходимая береговая линия стала причиной быстрого развития мореплавания.

Древнейшая эпоха

В древнейшую эпоху земли Древней Греции населяли люди, которых называли пеласгами. Кожа у них была светлой, а волосы тёмными. В III тысячелетии до н. э. они владели письменностью, жили в укреплённых поселениях, занимаясь различными ремёслами и земледелием.

В конце указанного тысячелетия на благодатные земли вторглись захватчики с севера Балканского полуострова. Историки называют их протогреками, но больше они известны как ахейцы. В результате агрессии коренное население было либо уничтожено, либо вытеснено со своих законных земель. Оставшиеся в живых и сумевшие приспособиться к новой ситуации смешались с захватчиками.

Город Микены

Ахейцы создали крупные города-государства. Самым большим и сильным из них стал город Микены. К этому же периоду относится и возникновение города Трои. Его населяло племя тевкров. Гомер в VIII веке до н. э. написал поэму, рассказывающую о походе ахейцев против троянцев.

Долгое время историки считали Троянскую войну вымыслом. Но археолог Г. Шлиман в XIX веке обнаружил развалины древнего города и выдвинул идею, что тот был уничтожен сильным пожаром. Пожирающий всё огонь мог возникнуть в результате осады и штурма Трои ахейскими войсками.

Минойская цивилизация

Говоря кратко о Древней Греции, следует упомянуть и остров Крит. Это была процветающая местность в 2000-1400 годах до н. э. Данный период обозначается как Минойская цивилизация или Минойская культура.

Название произошло от роскошного дворца в городе Кноссе. В нём, по древнему преданию, жил царь Минос. Под его властью находился весь остров. Именно по приказу Миноса был построен огромный флот. С его помощью грозный владыка подчинил себе соседние острова. Считается, что даже гордые Афины платили дань всесильному властелину.


Древнегреческая посуда

Однако, как говорил царь Соломон, всё проходит. В конце XV века до н. э. на Крите случился природный катаклизм. В результате этого Минойская цивилизация погибла. Специалисты полагают, что всему причиной стало извержение вулкана на острове Фера. Извержение вызвало цунами . Огромная волна уничтожила критские города вместе с жителями. После этого ахейцы заняли остров Крит и расселились на нём.

Есть все основания считать, что именно природный катаклизм на Крите стал источником легенды об Атлантиде . Люди переиначили историческую правду и придумали могучую державу, существовавшую на огромном материке в Атлантическом океане.

Архаическая эпоха

Ахейцы, расселившиеся на Балканах, жили спокойно и благополучно до конца XIII века. Именно в это время на благодатных и сытых землях Древней Греции появились народы моря . О них практически ничего неизвестно. Лишь древнеегипетские источники описывают их как стройных белолицых людей с тёмными и светлыми волосами.

Эти воинственные племена уничтожили большую часть ахейских городов. Их население было вырезано. Спаслись лишь те, кто успел уйти в горы и поселился в труднодоступных местах.

Предполагается, что освободившиеся земли заселили дорийцы. Этот народ стоял на гораздо более низкой ступени развития. Поэтому культура пришла в упадок. Прекратилось строительство каменных зданий, а орудия труда стали примитивными и грубыми. Старую письменность забыли, а новую не создали. Период всеобщего упадка пришёлся на XII-IX века до н. э. Историки называют его «тёмными веками».

На Балканах люди жили в небольших селениях, которыми управляли местные царьки. Костяк общества составляли патриархальные семьи, имевшие собственное хозяйство. В то время рабов был чрезвычайно мало. Владели ими лишь храмы, святилища и правители.

Но вот наступил VIII век до н. э. Характеризуется он быстрым подъёмом во всех сферах жизни. Всего за 200 лет произошли кардинальные изменения в древнегреческом обществе. Что послужило причиной стремительной эволюции - непонятно. Но на месте убогих селений появились процветающие города-государства.

Стали быстро развиваться торговля и денежное обращение. Возникла новая письменность, в основу которой лёг финикийский алфавит. Началось строительство храмов, театров, стадионов, общественных зданий. Греческие корабли начали бороздить воды всего Средиземного моря. Появились колонии переселенцев в Малой Азии, Южной Италии, Сицилии, на берегах Чёрного моря.

Принадлежности для письма и лист папируса в Древней Греции

Города-государства или правильнее полисы (полис в переводе с греческого означает город) возглавили цари. Возле них сформировалась аристократия. Ниже стояла многочисленная прослойка простого населения, а в самом низу социальной лестницы находились рабы. При этом их численность стремительно увеличивалась.

Таким образом, говоря кратко о Древней Греции, можно заключить, что в VIII веке до н. э. образовалось абсолютно новое государство. Оно взяло за основу ту культуру, которая была присуща ахейцам. Опираясь на эти базовые ценности, была создана ещё более прогрессивная культура. Помимо этого возникла новая письменность, стали стремительно развиваться наука и философия. Начался период античного мира, о котором современным людям известно довольно много.

Прежде, чем изложить эту сторону культуры народа Греции, стоит вспомнить очень известный миф. Рассказывает он о влюбленной паре: Эвридике и Орфее. Девушка погибла от укуса кобры, а ее молодой человек не мог смириться с жестокой утратой. Он отправился за любимой в подземное царство мертвых к самому царю Аиду, чтобы уговорить его вернуть ему возлюбленную.

К тому же, Орфей был известен своим высочайшим мастерством игры на разных музыкальных инструментах, в частности на кефаре. Своим искусством он зачаровал бога Харона, и тот переправил его по реке мертвых к подземному владыке. Но было одно условие: Орфею нельзя было оборачиваться назад, ведь Эвридика по пятам шла за ним по царству загробному, ведомая Гермесом. По условию влюблённые могли вернутся на землю, только если Орфей выдержит данное испытание. Но Орфей не смог удержаться и посмотрел на Эвридику. С той секунды она исчезла, канув в царстве мертвых навсегда.

Орфей же вернулся на землю. Прожить ему довелось недолго. Через пару лет мужчина встретился со своей возлюбленной, поскольку в ходе одного из греческих праздников был жестоко убит. Душа его пришла в Аид и воссоединилась с Эвридикой.

Можно сделать вывод о том, что греки с древности считали, что человек обладает душой, что она вечна и способна жить как на земле, так и в загробном мире.

Легенды о царстве мертвых

Практически во всех мифах, касающихся жизни богов и связанных с царством мертвых, в мир Аида усопших сопровождал Гермес. Он вел души через отверстия в земной коре и доводил их до берегов Стикса. По преданию, эта река царство мертвых опоясывала аж 7 раз.

Греки клали в рот усопшему монетку. Считалось, что ему нужно будет расплачиваться с Хороном, который переправляет через Ахеронт. Это приток Стикса. Выход из подземного царства стерег гигантский пес Цербер (по другим источникам Кербер). Живых пес в царство мертвых не пускал, как не выпускал усопших из Аида.

2. Миноса.

3. Радаманта.

Эти судьи допрашивали усопших, прибывших к ним в царство. Жить человеку в царстве мертвых во благе, быть в устрашении или без радости? Все зависело от того, какую жизнь человек провел на земле. Быть в милости доводилось единицам, верили древние Греки. Кстати и ныне некоторые основные обычаи захоронения сохранились. Усопшим и сейчас греки в рот кладут монетки.

Коварных, злых и завистливых людей в загробном мире ждала немилость. Никакого солнечного света, радости, исполнения желаний. Такие души бросали в тартар - саму преисподнюю. Впрочем, большая часть людей оказывалась на лугу Асфоделевом. Это была туманная местность, на которой росли поля тюльпанов, очень бледных и диких. По этим полям как раз и скитались неприкаянные души, найдя тут свою последнюю обитель. Немного проще таким душам было, если родственники на земле вспоминали о них и совершали в их честь разные церемонии. Вот почему и в современном мире поминать умерших родственников считается благим делом.

Суровое обиталище теней

Именно таким представлялось царство мертвых древним грекам. Таким его «видят» люди разных народов и сейчас. Но именно в древней Греции были заложены представления об этом неизведанном, темном и страшном мире.

Там вечная ночь, постоянно шумят воды черного Океана. Мир мертвых скорбный, в нем текут мрачные реки, растут почти мертвые, черные деревья, живут мерзкие, страшные чудовища. Там казнят титанов-преступников. Утешение в царстве мертвых найти невозможно, как мир и покой. По преданиям, даже боги страшатся туда попасть.

Впрочем, такое представление о царстве Аида просуществовало у греков недолго. Со временем взгляды изменились и люди нашли иное объяснение загробной жизни. Ведь все люди разные, живут неодинаковой жизнью, творят разные дела. Поэтому и исход идентичным быть не может.

Конечно, некоторые жители полисов и не задумывались о царстве мертвых и о том, что там за «чертой». Это ученые объясняют отсутствием у иных племен представлений о добре и зле. В другом же случае, более выгодное положение в загробном мире мог занять человек, проживший честно, совершив геройские поступки, будучи решительным, обладатель твердого характера, доблестный, мужественный. У древних греков со временем очень популярным стало учение о светлом Элизиуме. Согласно поверьям, человек, проживший жизнь честно, попадал в рай.

Кстати, многие жители полисов знали и верили в то, что за зло обязательно придет воздаяние. Подземные духи способны видеть все, что происходит на земле и если где-то творится несправедливость, они обязательно покарают за данное деяние.

По другим версиям греков древности, души умерших остаются в могилах или скрываются в подземных пещерах. При этом они способны обращаться в змей, ящериц, насекомых, мышей, в том числе и летучих. Но при этом они никогда не станут иметь человеческий вид.

Есть еще легенда. Согласно ей души «живут» в зримой форме, обитая на островах мертвых. При этом они снова могут перейти в образ человека. Для этого им нужно «поселиться» в орехах, бобах, рыбе и других продуктах, которые скушают их будущие матери.

Еще по одному преданию, души или тени покойников улетают в северную часть земного шара. Там нет солнца и света. Но вернуться в Грецию они могут в виде дождей.

Имеется и такая версия: души уносятся на запад. Далеко-далеко. Туда, где садится солнце. Именно там и существует мир мертвых. Он очень похож на наш белый свет.

Особо стоит отметить, что древние, да и современные греки, верили в получение возмездия за грехи и плохие деяния. Мертвых настигает наказание в зависимости от того, как они прожили свою жизнь на земле. В свою очередь, были поверья относительно переселения душ. Кстати, этот процесс можно было контролировать. Для этого нужно было использовать магические формулы. А наука о применении этих формул называлась «метемпсихоза».

Древние греки смерть ненавидели, ее боялись. В жизни старались больше веселиться, не предаваться скорби.

Обряды

Обряд погребения был необходим и это делали со времен древности. Усопший тем самым получал возможность переправиться через реку мертвых и попасть в Аид. Только так его душа достигала успокоения. Самым страшным для древних греков было отсутствие обряда захоронения для какого-либо из родственников.

Не преданный земле родственник, павший на войне, страшный грех для его семьи. Таких людей могли даже покарать смертью.

Взгляды на существование душ после смерти и загробный мир менялись, но обряды древних греков оставались неизменными, как традиции и ритуалы. Чтобы не допускать гнева богов в день смерти родственника или друга надлежало иметь вид скорбный.

Хоронили усопших в специально подготовленных для этого местах. Это были либо подвалы их собственных домов, или склепы. Чтобы не вспыхнули эпидемии, места захоронений постепенно стали переносить на острова, которые были необитаемы. Еще один выход нашли жители городов. Они хоронили умерших за стенами полисов.

Греки выбирали одну из форм погребального обряда. Первая предполагала сожжение на костре тела покойного, другая - предание его земле. После кремации прах закладывали в специальную урну, а ее закапывали в землю или хранили в гробнице. И тот, и другой способ приветствовался, не вызывал нареканий. Считалось, что если захоронить одним из этих способов, можно избавить душу от мучений, неприкаянности. Уже в те времена могилки украшали цветами, венками. Если тело предавали земле, не кремируя, вместе с ним в могилу опускались все ценности, которыми человек дорожил при жизни. Мужчинам принято было класть оружие, а дамам - драгоценные украшения и дорогую посуду.

Смена приоритетов

Со временем греки пришли к выводу о том, что тело человека - это нечто очень сложное, а душа имеет высшее мировое начало. После смерти она должна воссоединиться с этим целым.

Старые воззрения об Аиде потихоньку начали разрушаться в умах греков, обретая бессмысленность. Только лишь простые граждане, жившие в деревнях, еще побаивались грозной кары Аида. Кстати, некоторые воззрения о царстве мертвых хорошо ужились с догмами христианства.

Если обратиться к поэмам Гомера, его герои - люди довольно индивидуальные. Все это сказывалось на характере смерти. К примеру, Ахилл был уверен, что только после усыпления он обретет вечную славу и всегда открыто и бесстрашно шел навстречу своей судьбе. Но перед истинным лицом смерти герой Гомера спасовал. Ахилл взмолился о пощаде и милости судьбы. Так Гомер дал понять современникам и потомкам, что человек - всего лишь слабая частичка этого мира.

В более поздние времена у древних греков появились идеи вторичного и даже многократного рождения. Якобы человеческая душа приходит на землю в разные периоды и эпохи в виде разных людей. Но во всех представлениях было неизменно: человек бессилен перед роком, волей судьбы и смертью.

    Необычное отношение Пифагора к женщинам

    Пифагора мы воспринимаем как великого математика, но мало кому известно, что он уделял часть своего времени на духовные дискуссии с женщинами. Его задачей, было привить им любовь к прекрасному. Помня о том, что – женщина, это хранительница домашнего очага. Может показаться, странным, что такой знаменитый человек уделял внимание вопросам семьи.

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть первая).

    В северо-восточной части удивительной и загадочной страны под названием Греция, в стратегически безопасном месте, у основания горы Хортиатис в глубине залива Термаикос ступенчато раскинулся древнейший из городов мира, «самый балканский город Эллады» – Салоники – столица греческой Македонии. После столицы (Афин) по своей величине и государственному значению город Салоники находятся на втором месте. Его называют крупнейшим политическим и деловым центром страны с экономически развитой коммерческой и промышленной инфраструктурой, главным транспортным узлом всей юго-восточной Европы, важным торговым портом, мегаполисом с крайне неоднородным населением, богатым своей многовековой историей и культурным наследием, которые до сих пор трепетно и бережно хранят нынешние жители.

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Про остров Крит. Историческое развитие

    Историческое развитие Крита обусловило географическое расположение острова. Крит находится на перекрестки трех частей света – Европы, Азии и Африки. По данным археологических раскопок первое появление человека на острове датируется периодом палеолита.

    Эпидавр-древний город

    находится в 8 км на северо восток от Святилища Асклепия, на территории современного Муниципалитета древнего Эпидавра, на берегу Саронического залива. Следы обитания на территории порта, где позже развивался город Эпидавр, ведут нас к 2-3 тысячелетию до нашей эры. На холме Катарахи обнаружены шахтные гробницы микенского периода.

Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла

Урок 30. Религия древних греков.
Предмет: история.

Дата: 23.01.2012.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели: обобщить представления учащихся о религии древних греков; сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований.
Ход урока

  • Новые понятия: пантеон.
Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 – вопросы по домашнему заданию:


  1. Каково основное содержание поэмы «Одиссея»?

  2. Сколько лет длилось возвращение Одиссея домой?

  3. Царём какого острова был Одиссей?

  4. Перечислите, с какими трудностями пришлось столкнуться Одиссею и его товарищам по возвращении домой?

  5. За что боги разгневались на Одиссея?

Задание 2 – чтение наизусть.
Заслушать учеников, желающих читать отрывки из произведения.
План изучения нового материала
Греческий пантеон богов.
Изучение вопроса плана.
Работа с учебником: найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции», внимательно рассмотрите его.

Работа с классом. Во время объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу, которая к концу урока должна выглядеть следующим образом:


Боги

Чему покровительствовали

Зевс

Бог земли и неба, царь богов и людей

Посейдон

Владыка морей

Аид

Правитель царства мёртвых

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Афина

Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни

Афродита

Богиня любви и красоты

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Покровитель дорог и путников

Арес

Бог войны

Вступительное слово учителя. На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвящённое всем богам, называют пантеоном.

На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Словарная работа.

Пантеон – место, посвящённое всем богам.

Ученик 1. Но сильней из них – Зевс, сын бога Крона. Крон был рождён Ураном-небом и Геей-Землёй. Обманом и хитростью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат его власти, Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток – он проглатывал их. Последнего сына – Зевса – она пожалела. Рея поднесла Крону спеленатый камень, и он проглотил его. Она укрыла Зевса на острове Крит, в одной из горных пещер. Пчёлы кормили его мёдом, а коза молоком. Если Зевс плакал, юноши, охранявшие пещеру, начинали военную пляску и ударами оружия по щитам заглушали крик ребёнка, чтобы Крон не узнал о его существовании. Говорят, что на Крите ещё и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса.

Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть в Тартар, куда никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице, запряжённой четвёркой коней, направился на Олимп вместе с другими богами. Владычество над морем он поделил со своими братьями, которые помогли ему одолеть Крона. Аид получил власть над царством мёртвых, Посейдон стал морским владыкой. Зевс же с тех пор правит небом и землёй.

Ученик 2. Зевс – сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.

Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во двое каждого дома – жертвенник великого бога. Он – покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача.

Ученик 3. В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля – основа жизни. А судьба мореплавателя – в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряжённой золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин – морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!

Вопрос: Кто из греков на себе испытал гнев Посейдона и почему?

Ученик 4. Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссеею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.

Вопрос: Подумайте, какая связь существует между пирамидами в Египте и царством мёртвых, где правит Аид?

Ученик 5. Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин – жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззащитно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой черными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца – Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых.

Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко – символ брака – и тем навсегда связал её с царством мёртвых.

По решению Зевса две трети года – весну и лето – Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.

Ученик 6. Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище – дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.

Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется со своими спутницами – музами. Их девять, и каждая из них – покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.

Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.

Ученик 7. Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой – богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги – нимфы – богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы мелкими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.

Ученик 8. Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рождённою из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.

Ученик 9. Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помощь. Не любит Ареса великий Зевс. Не раз побеждала Ареса любимая дочь Зевса – грозная и воинственная Афина. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, покровительница ремесла. Любимому городу – Афинам – богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.

Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных. В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.

Ученик 10. Не только Афина искусна в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился он ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды Гефест выковал чудесное вооружение её сыну – славному герою Ахиллу.

Гефест – бог огня и кузнечного дела.

Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.

Ученик 11. Искусен и Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху – гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Аполлона. Весёлый проказник Гермес любит пошутить над богами – он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона – трезубец, у Ареса – меч, а у Аполлона – лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешественники, купцы и даже воры.

Заключительное слово учителя. Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.


Материал учебника
Боги Греции. Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Ол и мп. Три брата – Зевс, Посейдон и А и д – поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мёртвых».

Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времён года, неурожаи, болезни.

Основные занятия греков имели своих богов-покровителей: Дем е тру, Дион и са, Гефеста и других. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

Миф о Деметре и её дочери Персефоне. Юная красавица Персеф о на собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля, и перед ней предстал бог Аид – мрачный владыка подземного «царства мёртвых».

О, прекрасная Персефона! Не противься воле Зевса. Царь богов отдал тебя мне в жёны.

Аид схватил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени умерших, туда не проникают лучи солнца. Вход в царство Аида охраняет Ц е рбер – чудовищный свирепый пёс с тремя головами и змеиным хвостом.

Погрузилась в печаль мать Персефоны – богиня земледелия Деметра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Персефону Аиду. От тоски Деметры сохнут колосья на пашнях, облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому.

Встревожился Зевс и послал к Аиду вестника богов Герм е са. В золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке появился Гермес во дворце Аида.

О, владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Две трети года будет жить она на земле и одну только треть в твоём, внушающем ужас царстве.

В один миг доставил Гермес Персефону к матери. Обняла любимую дочь Деметра. От её радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники.

Миф о Прометее. Некогда люди жили в тёмных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и выращивать полезные растения. Грозный Зевс решил истребить их всех до единого. Никто не осмелился противиться Зевсу, но внук богини Земли Пром е тей посмел: он спас несчастных от гибели. Прометей научил людей строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счётом.

Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принёс его людям. Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу. Проклиная своё ремесло кузнеца, сострадая другу, выполнил Гефест волю Зевса. Велики были муки Прометея: каждый день прилетал к утёсу орёл и клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь.

Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. В ту пору Зевс задумал новый брак, на этот раз с морской богиней Фет и дой. Прометей открыл ему роковую тайну: Фетиде суждено родить сына, который станет сильнее своего отца. Боялся Зевс потерять власть, отбросил мысли о женитьбе. Кончились и мучения Прометея. По воле Зевса его сын Геракл застрелил орла, разбил оковы и освободил страдальца. А Фетида вышла замуж за смертного человека и родила будущего героя Троянской войны – Ахиллеса.
Миф о Дионисе и морских разбойниках. На пустынный берег моря вышел юноша небывалой красоты. Это был бог Дионис. Некогда он научил людей разводить виноград и делать вино.

Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников.

Эй, рулевой, - приказал главарь пиратов. – Правь к берегу! Вон юноша. Схватить его, связать и привести сюда!

Приказ был выполнен. Но чудо! Верёвки упали с рук пленника.

«Безумцы! – закричал рулевой, - вы захватили бога!» - «Замолчи, - оборвал его главарь. – Мы продадим юнца, и быть ему рабом».

Вдруг лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и предстал в образе рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов.

Лишь рулевого пощадил Дионис.
Мифы о Геракле. Вот некоторые из подвигов Геракла – сына Зевса и смертной женщины.

Лев чудовищной величины нападал на скот и на людей. Геракл отправился в горы на поиски льва. Наконец, он увидел страшного зверя с косматой гривой. Геракл пустил в него из лука одну за другой три стрелы. Но стрелы отскочили от твёрдой шкуры, не причинив хищнику вреда! Грозно зарычал лев и бросился на отважного героя. Как молния мелькнула дубина Геракла. Оглушённый ударом, лев упал на землю. Геракл задушил зверя.

Царь А вгий обещал отдать десятую часть своих стад Гераклу, если тот сумеет всего за день очистить от грязи скотный двор: животные на нём стояли по шею в навозной жиже. Геракл, завалив камнями русло двух речек, изменил их течение. Водяные потоки хлынули на скотный двор и унесли весь навоз.

Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада на краю света. По дороге Гераклу пришлось бороться со злым силачом Ант е ем – сыном богини Земли Г е и. Как только Геракл бросал Антея на землю, мать давала ему новые силы. Тогда Геракл поднял Антея на воздух и задушил его. На краю света стоял великан Атл а нт и держал на плечах небесный свод. «Я принесу для тебя яблоки, сын Зевса, - обещал он, - а ты подержи-ка за меня небо!» Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело… Вернулся, наконец, Атлант. Предложил, что сам отнесёт яблоки в Микены. Притворившись, будто согласен, Геракл лишь пожелал сделать себе подушку из травы, чтобы положить её на плечи. Встал великан на своё место, а Геракл взял яблоки и сказал: «Прощай, Атлант, только одному тебе под силу держать небесный свод!»


Вопросы и задания самоконтроля.

  1. Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?

  2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?

  3. Что привлекает нас в героях мифов о Геракле и Прометее?

  4. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного Бога, создавшего весь мир?

Трудно переоценить роль Древней Греции в развитии человеческой цивилизации. Сколько великих поэтов и мыслителей она явила миру! Однако реальная, будничная жизнь древних греков была далеко не такой яркой и одухотворенной, как принято считать, а зачастую трудной, грязной и отвратительной.

1. Врач мог попробовать на вкус ушную серу пациента

Основным методом постановки диагноза врачами в Древней Греции было исследование биологических жидкостей. Свое начало этот метод берет от Гиппократа, который полагал, что органы человека выделяют определенные биологические жидкости, и каждая из них имеет специфический вкус.

Греческие врачи должны были знать нормальный запах и вкус этих жидкостей, чтобы по их изменению суметь поставить диагноз. Даже рвотные массы, мокроты, моча и прочее – все это могло являться предметом органолептического исследования. И посетив врача в Древней Греции, можно было стать свидетелем того, как он пробует на вкус ушную серу или мочу пациента.

2. Люди подтирались камнями


В Европе не знали, что такое туалетная бумага до 16 века. Поэтому придумывали другие способы для того, чтобы подтереться. Некоторые греки использовали для этого губку, прикрепленную к палке, но такое приспособление было не у всех. Чаще для этих целей применяли гальку или черепки от разбитой керамической посуды. Очень распространенной болезнью в Греции был геморрой, вероятно, как следствие использования камней и черепков.

3. Атлеты продавали свой пот

Перед соревнованиями греческие атлеты снимали с себя всю свою одежду, намазывали свои тела маслом и в таком виде выступали, независимо от вида соревнования – будь то борьба, или бег. После соревнований они счищали со своей кожи остатки грязи и пота, помогали им в этом группы рабов. Счищенную грязь не выбрасывали, а использовали для медицинских целей.

Люди протирали ею свою кожу, считалось, что это помогает снять боль. Но даже если никакого эффекта не было, они гордились тем, что теперь пахли, как олимпийцы.

4. Нечистоты в лечении женских болезней

Греки полагали, что женщины обладали уникальной восприимчивостью к нечистотам. Эти идеи даже были использованы в медицине. И когда заболевала женщина, считалось, что лучшим лекарством для нее будут самые отвратительные нечистоты. После выкидыша женщине давали выпить смесь жареных экскрементов мула с вином. Если же у нее случались преждевременные роды, на нее накладывали экскременты коровы. Греки полагали, что матка женщины в этом случае сместилась со своего места, но почувствовав жуткий запах коровьих экскрементов, она вернется на место.

5. Чихание как метод предупреждения беременности

Греческий врач Соран считал, что за предохранение от беременности должны отвечать женщины. И если женщина забеременела, то в этом виновата она сама. Соран учил женщин, что им достаточно просто чихнуть вместо того, чтобы использовать противозачаточные средства. После занятия любовью, женщина должна посидеть на корточках, почихать и подмыться, и тогда она не забеременеет. Нелепость этой идеи очевидна. Но у Сорана было в запасе еще несколько подобных советов.

6. Пояса целомудрия для рабов

Греки не разрешали своим рабам попусту тратить время, занимаясь любовью. И для надежности они заставляли их носить нечто подобное поясу верности. На гениталии рабов одевали металлическое кольцо, настолько плотно, что рабы испытывали боль даже при половом возбуждении. И если владелец заставлял своих рабов носить пояс верности, они не сопротивлялись, поскольку знали, что существует еще более жестокая альтернатива – стать евнухом.

7. Древнегреческие представления о лесбиянках


В Древней Греции у многих мужчин были довольно странные представления о лесбиянках, и они не знали, чем конкретно те занимаются. Греки пришли к заключению, что лесбиянками становятся женщины, у которых имеется очень большой клитор, так называемый “женский член”. И эти представления о причине женского гомосексуализма продержались довольно долго.

8. Экскременты крокодила в качестве крема

Греки нередко становились жертвами нападения крокодилов. Однако, крокодилы не только представляли угрозу для жизни, но и использовались в медицинских целях, правда, несколько странным образом. Греки рекомендовали лечить шрамы вокруг глаз с помощью экскрементов крокодила, используя их, как тени для век. Подобный метод описан в одном из медицинских документов Древней Греции.

9. Фаллические шествия

Один раз в год в Афинах проходил праздник в честь Диониса, а символом этого божества служил фаллос. Мужчины и женщины шли по улицам, гордо держа гигантские фаллосы над своими головами, как дань богу. Эти шумные и многочисленные шествия сопровождались особыми фаллическими песнями и грубыми шутками. По словам Аристотеля, от зачинателей фаллических шествий впоследствии и родилась комедия.

10. Первые тосты появились в Древней Греции


На сегодняшний день, когда мы произносим тосты на вечеринках, большинство из нас не задумывается о том, где началась эта традиция, или по какой причине. Как оказалось, она зародилась в Древней Греции. Хозяин празднования всегда делал первый глоток вина, чтобы заверить гостей, что оно не было отравлено – отсюда и появилась фраза «выпить за чьё-то здоровье».