Мясоедов картины с названиями. Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины. Последние годы жизни Григория Мясоедова

Мясоедов Григорий Григорьевич - выдающийся живописец, вошедший в историю русского искусства как организатор и бессменный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Если судить по отзывам современников, Григорий пользовался репутацией честного и прямого человека, характеризовался начитанностью, оригинальным мышлением, хотя частенько бывал саркастичен и ироничен.

Мясоедов Григорий Григорьевич: биография художника. Детство и юность

Родился будущий художник 7 апреля 1834 года. Его семья, проживавшая в селе Паньково достатком не отличалась, но принадлежала к старинному дворянскому роду. С самого детства Григорий начал интересоваться искусством. Отучившись в Орловской гимназии, в 1853 году он начал обучение в Академии художеств города Петербурга. В его стенах Мясоедовым была написана картина «Поздравление молодых в доме помещика». За нее перспективный автор был удостоен малой золотой медали.

Право пенсионной поездки и большая талантливому живописцу достались за художественное полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год). «Бунт четырнадцати», произошедший в 1863 году в Академии художеств, Мясоедов не застал, потому что выпустился раньше.

В путешествии по Европе

По окончании учебного заведения Мясоедов Григорий Григорьевич отправился за границу, работал в Италии, Германии, Бельгии, Испании, Швейцарии. В 1867 году поселился во Флоренции, завел знакомство с семьей опального в те времена А. И. Герцена. Это был наиболее видный критик крепостнической Российской империи. На многие годы другом Григория стал русский живописец Николай Николаевич Ге.

Передвижническое настроение

Помимо художественного таланта, Григорий обладал поэтическим даром и писал стихотворения. В зрелом возрасте он публиковал в журналах и газетах небольшие рассказы. Называемый за свое увлечение «художником-писателем», основным призванием своей жизни Григорий Мясоедов считал отстаивание идей передвижничества - направления, основанного на реалистической манере отображения повседневной жизни и символизировавшего социальное искусство.

Идея формирования Товарищества передвижников, руководство которым художник возложил на себя, пришла в 1860-х годах, после путешествия по Европе. Там Мясоедов мог наблюдать за деятельностью европейских художников, организовывавших передвижные коммерческие выставки. Это он успешно воплотил на территории России. 6 декабря 1870 года - дата первого сбора членов Товарищества, на котором было назначено правление. В него вошли: Мясоедов Г. Г., Г., Клодт М. К., Ге Н. Н., Крамской И. Н.

Правда, хотя и был в молодости новатором, с возрастом Григорий Григорьевич превратился в неуживчивого, желчного старика, озлобленного на всех и вся. Он по-консервативному жестко хранил старые представления об искусстве, не желая признавать творчество молодого поколения, в частности И. И. Левитана, М. В. Нестерова, А. И. Куинджи.

Мясоедов Григорий Григорьевич: картины

Передвижная художественная выставка впервые открылась в Петербурге 21 ноября 1871 года. Свое творчество на ней Мясоедов Григорий Григорьевич представил картиной «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)». Произведение, принесшее широкую известность, - «Земство обедает», художник представил на второй выставке в 1872 году.

На этом полотне изображена группа крестьян, собравшихся у подъезда провинциального городка в один из солнечных дней. Один, разместившись на каменных плитах, положил на котомку голову и задремал, остальные неспешно едят лук и хлеб с солью. А в доме только что отобедали чиновники: через распахнутое окно заметен лакей, тщательно вымывающий посуду. В картине отсутствует прямое противопоставление неимущих и имущих земцев, но контраст бедности и богатства бросается в глаза непроизвольно. Стремление к повседневному и реальному - ключевая задача передвижнического реализма - отражено в этом произведении в полной мере.

В 1872 году за картину «Заклинание» Григорий Мясоедов был удостоен звания академика. В произведении «Чтение положения 19 февраля 1861 года» живописец ясно изобразил полное недоумение крестьян в вопросе их судьбы и несбывшихся ожиданий. Люди из народа часто позировали Мясоедову, который, прежде чем вводить в картину персонажей, долго с ними разговаривал, проявляя искренний интерес к судьбе каждого.

Крестьянский мотив в картинах Мясоедова

В 1876 году художник Мясоедов Григорий Григорьевич поселился на хуторе близ Харькова, где занялся садоводством и огородничеством. Именно с этого момента отмечается начало спада его творчества. Изменилось отношение русского художника к крестьянской жизни; живописец выражает искреннюю заинтересованность народными поверьями и традициями. Так, в картине «Опахивание» отображен древний языческий обряд, направленный на защиту домашнего скота от болезни и смерти.

В работе «Молебен на пашне о даровании дождя» русский художник сумел достоверно передать эмоциональное напряжение крестьян, молящих о помощи Господа Бога в засушливое лето. В 1880-х годах Мясоедов наряду с картинами бытового жанра трудился над пейзажами. Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» ярко отражает на протяжении веков объединяющий в единый рабочий коллектив все поколения.

Эта работа насквозь пропитана уважением к тяжелому крестьянскому труду, составляющему основу жизни Российской империи.

Последние годы жизни Григория Мясоедова

В конце 1880-х годов Мясоедов жил в городе Полтаве, в просторном доме с садом, прудом и парком. Осенью и зимой посещал Крым. В Полтаве автор сделал эскиз создал декорации для городского театра, открыл школу рисования, опубликовал брошюру по садоводству. Незадолго до кончины собирался исполнить 3 знаковые картины под общим названием «Святая Русь». Среди современников Мясоедов выделялся страстной любовью к музыке: умел и любил играть на рояле, скрипке, альте, иногда пел. Классики Гайдн, Бетховен, Моцарт, Глинка, Шуман были его любимыми композиторами.

Умер Мясоедов Григорий Григорьевич в 1911 году, 18 декабря, в собственной усадьбе Павленки под Полтавой, в саду которой и был похоронен.

Владимир Дергачев


Иван Мясоедов (Эжен Зотов) «Вакханка» конец 1910-х

Русский художник, представитель символизма и модерна, Иван Мясоедов (1881, Харьков - 1953, Буэнос-Айрес) родился в семье знаменитого художника-передвижника Григория Мясоедова. Был внебрачным сыном художника Григория Мясоедова и художницы Ивановой. Детство провел в родовой усадьбе Павлёнки (под Полтавой).

Вехи биографии. Корреспондент армии Деникина, художник Берлинского зоопарка, изготовлявший так же плакаты для голливудской киностудии, киноактёр, дважды узник берлинской тюрьмы «Моабит», автор многочисленных портретов, в том числе итальянского дуче Бенито Муссолини и лихтенштейнского князя Франца-Йозефа II. В Вадуце он пишет многочисленные пейзажи и натюрморты. По его гравюрам на металле было выпущено около 13 миниатюр в нескольких марочных сериях. Дружил с генералом Смысловским, с которым познакомился еще в армии Деникина, где художник изготовлял для разведки фальшивые английские фунты.

Лихтенштейн. 1950 год. Семья Мясоедова (Зотова). У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи и слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер.

Художник Иван Мясоедов был прекрасным профессиональным гравером, что стало причиной большой беды. Германия в 20-е годы бедствовала, немецкая марка девальвировалась. Но на этом фоне семья Мясоедовых жила на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Вскоре секрет благополучия раскрывается. В 1923 году Мясоедова арестовывают как фальшивомонетчика — рисовал и печатал английские фунты. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, пишет целый ряд полотен, среди которых выделяется ностальгический цикл «Украинские подсолнухи», наполненный тоской по родине и украинскому имению.

После двух судимостей в Германии в 1938 году бежит с семьей в Лихтенштейн по поддельному чешскому паспорту (сам «нарисовал») на имя «профессора Зотова».
В княжестве Иван Мясоедов стал придворным художником, создал великолепные эскизы почтовых марок. После нескольких лет благополучной жизни обнаружилось, что художник находится в международном розыске как опытный фальшивомонетчик. В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. Говорят, что даже при аресте его застали за подделкой стодолларовой банкноты. Достоверен факт, что в 1948 году Мясоедов вновь попал под арест за подделку государственных кредитных бумаг, а всю семью лишили гражданства княжества. После непродолжительного заключения Мясоедов с семьей в 1953 году переезжает в Аргентину. Возможно, по протекции генерала Смысловского, ставшего советником аргентинского президента Перона. По приезду в Буэнос-Айрес Иван Мясоедов внезапно тяжело заболел и умер от рака печени. Ему было 73 года.

После смерти художника, его жена вернулась в Вадуц и привезла все его произведения в Лихтенштейн. Мальвина Верничи пережила своего мужа почти на 20 лет, умерла в местном доме для престарелых. Похоронена на городском кладбище в Ведуце в 1972 году.

***
Лихтенштейн стал второй Родиной художника. В альпийском княжестве его творчество получило государственное признание как национального художника. Иван Мясоедов создал более 4 тыс. живописных и графических произведений, из них более тысячи находится в Лихтенштейне. Картины художника были собраны по всей Европе его другом бароном Фальц-Фейном и помещены в специальной галерее в местном Художественном музее.

Когда в княжестве отмечалось 100-летие со дня рождения Мясоедова-Зотова, было собрано более 1 млн. швейцарских франков частных пожертвований. За эти средства выкуплены у наследников работы художника и основан частный «Фонд Мясоедова-Зотова». Фонд построил в Вадуце технически оснащённую Картинную галерею, в которой находятся многочисленные работы художника. В настоящее время коллекция оценивается более чем в $60 млн.

В 1998 году в Москве в Государственной Третьяковской галерее была организована ретроспективная выставка «Иван Мясоедов-Евгений Зотов. Путь исканий». На открытие были приглашены внучки художника. Мишель Модлер жила в Нюрнберге, работала дизайнером в Siemens. Нанита Модлер была искусствоведом парижского Центра им. Жоржа Помпиду.

Недавно выставка «Лихтенштейн: далекий и близкий» прошла на Урале в Екатеринбурге при поддержке Швейцарского информационного центра. Здесь кроме картин и рисунков была представлена серия марок, посвященная творчеству Ивана Мясоедова. Серия была выпущена в 2013 году совместно княжеством Лихтенштейна и Российской Федерацией.

Картин, а также нескольких замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет в семье мелкопоместного дворянина 7 апреля 1834 года в с.Паньково (Тульская губерния). Григорий Григорьевич рано начал проявлять художественные способности, его отец относился к этому с одобрением. Он начал свою учебу в Орловской гимназии, но, не окончив курса, в 1853 году с успехом поступил в Академию Художеств в Петербурге. Студенческие годы Мясоедова не были сытыми: он жил в маленькой комнате и зарабатывал на жизнь, работая в кондитерской. К тому же обучение в Академии было достаточно суровым.

В 1861 г. он был награжден малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика», а в 1862 г. — большой золотой медалью и поездкой заграницу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». С 1863 г. художник путешествовал по Европе, учился в частной римской Академии, работал в Риме, Париже, Брюсселе, Испании, Италии. В 1867 г. во Флоренции он познакомился с Герценом А.И. и Ге Н.Н. За этот период он создал несколько известных картин, таких как «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента», «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Две судьбы». Во время пребывания в Европе его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.

Бегство Григори Отрепьева из корчмы на литовской границе

Поздравление молодых в доме помещика

У чужого счастья (Две судьбы)

Мясоедов Г.Г. возвратился в Россию в 1869 г., а через год он получил звание академика за написание картины «Заклинание». Тогда в русской живописи наметились новые тенденции - отражение литературных тем. Художник развернул активную общественную деятельность: он написал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, добился объединения кружка московских художников с Артелью художников Петербурга, и 16 декабря 1870 г. состоялось первое заседание Товарищества, где Мясоедов Григорий Григорьевич вошел в правление на сорок лет.

29 ноября 1871 г. состоялась первая выставка Товарищества в Петербурге, переместившись затем в Москву, Киев и Харьков. Мясоедов представил на эту выставку полотно «Дедушка русского флота». Через год в марте была организована вторая выставка, где художник выставил свою одну из лучших картин — «Земство обедает». Эта картина показывает, какое бывает земство: земство-господа и земство-крестьяне. И не зря он сосредоточил свое внимание на крестьянах: они все разные, но видно их внутреннюю сосредоточенность, красоту человека-труженика.

В 1873 г. Мясоедов пишет другую фундаментальную картину «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», где он опять с неповторимым мастерством изобразил крестьян, которые слушают текст манифеста, но пока еще не могут понять, как к этому событию относиться, они не делают поспешных выводов, проявляя мудрость в этом деле.

Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин: например, на полотне «Опахивание» (1876 г.) изображены крестьяне, впрягающие в плуг девушек, таким образом защищая себя от нечистой силы.

Дедушка русского флота

Земство обедает

Молебен на пашне о даровании дождя

Опахивание

Самосжигатели

Сожжение протопопа Аввакума

Мясоедов Г.Г. занимался музыкой, играл на скрипке (в Товариществе был организован квартет, там художник играл на альте). В классической музыке Григорий Григорьевич часто находил отдых от своих душевных терзаний, утверждая, что только минор (а не мажор) отражает правду жизни. Он самозабвенно любил музыку, видя в ней непосредственное отражение подсознания человека, которое не может врать, а говорит только правду. Это было в характере Мясоедова: он был интересным, находчивым, остроумным, сочетая эти черты характера с озлобленностью, едкостью, ироничностью, некоторые его высказывания были просто оскорбительны. Он не любил высшее общество и царских придворных. Несмотря на это Григория Григорьевича радушно принимало дамское общество, а он не оставался в долгу перед ними, но все же он считал женщин корыстными во всех отношениях. Григорий Григорьевич не чурался самокритики, называя себя таким же эгоистом и лжецом, как и все общество в целом.

В работах Мясоедова Г.Г. всюду чувствуется его гражданская позиция, понимание обманутого крестьянства, стремление к демократизму, которое стало овладевать умами всех представителей передовых слоев общества (примером тому могут служить его картины «Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земство обедает», «Самосжигатели»). Но Григорий Григорьевич был не только глубоко думающим, но и тонко чувствующим человеком: например, его картина «Дорога во ржи» полна искренней душевной поэзии, она с легкостью остается в памяти у зрителя, оставляя след в душевном теле. На картине изображена рожь, край уходящей тучи на вечернем небе, одинокая фигура нищего идет по тропинке. В этой картине совершенно отсутствует заранее установленная модная тенденция.

Мясоедов Г.Г. в начале своего творческого пути был новатором с оригинальными, передовыми идеями. Но его дальнейший путь был тяжелым, когда модернистские течения в искусстве несмело стали проникать в Товарищество, он показал себя консерватором, не признающим ничего кроме реализма, но все же его терзали сомнения, разочарования и одиночество. О новых талантливых пейзажистах (например, Левитане) Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шел против сложившейся действительности, а она растаптывала все его доводы, увлекая публику модерновыми веяниями. В самом Товариществе начались серьезные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.

С 1876 г. Григорий Григорьевич теряет творческую хватку, он осуществил свое желание уехать: он поселился в имении Павленки под Полтавой, где занимался садоводством и почти оставил мысли о Товариществе, а оно продолжало жить своей жизнью, вбирая в себя новых талантливых художников. В это время он создает полотна, где стремится показать слаженность крестьянского труда («Дорога во ржи», «Косцы» и др.). Этим картинам он придавал особое значение, наполняя их ярким, жарким солнцем и сильными, красивыми фигурами работающих крестьян. Также он нередко выезжал в Крым, где создал много пейзажей.

Дорога во ржи

Крым. Осенний вид

Лесной ручей. Весной 1890 г.

Иван Мясоедов. Флигель в усадьбе в Павленках, выполнявший функцию мастерской художника

Я хочу рассказать об удивительном и талантливейшем человеке, незаслуженно забытом на своей родине, о блистательном рисовальщике, об атлете с красивым сильным телом, о творце, фантазере, бунтаре и преступнике – об Иване Григорьевиче Мясоедове.
Сама я о нем узнала не так давно – только в прошлом году. Подруга, переезжающая на новую квартиру, отдала мне несколько не вписывающихся в интерьер книг и альбомов по искусству. Среди них было красочное издание на немецком языке «Ivan Miassojedoff/Eugen Zotov». В силу дремучего своего невежества я решила поначалу, что это разные люди. Оказалось – нет, один и тот же. Альбом составлен в Лихтенштейне, напечатан в Швейцарии. Перелистав его, я поразилась увиденному – яркие, сильные живописные работы, виртуозная меткость и техника рисунка, смелые фотоавтопортреты… И я о не совсем ничего не знаю!
К сожалению, не сильна я не только в истории искусств, но и в немецком языке. Из книги я взяла только иллюстрации, остальную информацию разыскала в Сети. Ее, к слову, оказалось до обидного мало – лаконичная статья в Википедии, пару заметок в газетах и историческая миниатюра В.С. Пикуля «Мясоедов, сын Мясоедова». А репродукций работ Ивана Мясоедова в Интернете практически нет. Я решила исправить досадную недоработку.
Родился Иван в 1881 году под Полтавой, в имении отца Павленки. Родила его Ксения Васильевна Иванова, вторая жена знаменитейшего художника-передвижника Григория Мясоедова, тоже художница.

Правда, трудно объяснить, чем руководствовался Мясоедов-старший, когда совсем маленьким оторвал Ваню от матери и отдал его на воспитание в многодетную семью своего друга, пейзажиста Киселева. Уже тогда ребенок проявлял строптивый и упрямый характер и склонность к буйным выходкам. Вообще-то Григорий Грегорьевич тоже был человеком сложным, иногда совершенно несносным. Он позировал в виде царя для картины своего приятеля Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" и со смехом сам признавался, что его выбрали, так как никто более не может сделать такое зверское лицо. В 1889 году он позволил матери забрать сына, они поселились в Павленках.
А Ваня тем не временем подрастал и превратился в приятной наружности юношу:


Природа щедро одарила его: статный и высокий (около 1 м 90 см ростом), широкоплечий и мускулистый, с правильными чертами лица и большими глазами. Еще в юности проявился его талант художника, с 1889 по 1895 гг он регулярно посещал уроки в частной художественной школе, принадлежащей его отцу. В 1896 году Иван поступил в Московскую школу Живописи, ваяния и зодчества. Примерно в тот же период он увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Прекрасно сложенный от природы, он вскоре довел свое тело до совершенства. В то время модно было быть здоровым и сильным, многие молодые люди увлекались атлетикой, подражая героям античности. Мясоедов создал культ обнаженного спортивного тела, как это было принято у древних греков. Он даже издал "Манифест наготы", опубликовав его в сборнике Н.И. Евреинова "Нагота на сцене".






Это было не просто баловство, но вполне серьезное увлечение спортом. Мясоедов был членом Атлетического общества графа Рибопьера и даже участвовал в соревнованиях: в на Всеросийском чемпионате по тяжелой атлетике в 1909 году он занял Второе место. Не забывал он, впрочем и занятия живописью. С 1907 по 1909 год он учится в батальной мастерской Императорской Академии художеств, которую заканчивает с отличаем. Его дипломная работа "Аргонавты отправляются за Золотым руном" произвела фурор. К этому сюжету Иван обращается впоследствии неоднократно:








Этот автопортрет в образе Диониса - гравюра. Учась в академии, Мясоедов в совершенстве овладел искусством гравировки в мастерской профессора Матэ. Это имение со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Иван много пишет. В основном, это монументальные полотна на античные сюжеты, но ему одинаково хорошо давались и портреты, и пейзажи.

Иван Мясоедов. Смерть Гектора

Иван Мясоедов. Битва кентавров и амазонок

Иван Мясоедов. Ганнибал в Альпах

Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет 7-го (по старому стилю 19-го) апреля 1834 года в с. Паньково Тульской губернии, (сейчас это Новодеревеньковский район Орловской обл.) в семье мелкопоместного дворянина. Отец всячески старался поощрить мальчика, рано заинтересовавшегося живописью. Обучение Г. Мясоедов начал в Орловской гимназии, где брал уроки рисования у И. А. Волкова.

Григорий Мясоедов проявлял большой интерес к крестьянской жизни. И если картина «Земство обедает» является по своей направленности острокритической, то другие его работы повествуют о народных поверьях и обрядах («Засуха», 1878-1880; , 1876), о радости крестьянского труда (). Сюжеты исторического жанра нашли свое воплощение в картинах «Чтение положения 19.02.1861 г.» (1873 г.) и «Самосожжение» (1884 г.).

Не чужда была художнику и пейзажная живопись, его полотна, написанные в этом жанре, отличаются выразительностью мотивов и вместе с тем простотой ( , «Сумерки», «Скалы Гурзуфа», все написаны в 1881 г.) Иногда Мясоедов писал и портреты, но портретистом его все же назвать нельзя.

Последние годы жизни Мясоедов провел под Полтавой в большой усадьбе Павленки с парком, прудом и садом. Здесь он организовал школу рисования и создал декорации для местного театра.

Скончался Григорий Мясоедов в декабре 1911 года.