Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади. Мавзолей Ленина – усыпальница рядом с Кремлевской стеной Все про мавзолей

Еще один текст, многократно перевранный и кастрированный украинскими СМИ. Читайте полную версию.

На одной из плит мавзолея Ленина в Москве есть совершенно удивительная надпись - "Niatomiyoteotl, in tlahtoani. Nehuatl nirusitlalpantecuhtli. Axcan nitechitoa". Найти ее нетрудно.
На правой стороне сооружения, что подходит прямо к кремлевской стене, на самой нижней, дальней плите выбиты эти буквы. Причина их возникновения столь зловещая, что всякий раз я мысленно содрогаюсь, когда вспоминаю свое расследование. История эта началась более двадцати лет назад и закончилась лишь недавно, вскрыв чудовищные пласты человеческих злодеяний и низменных страстей. Но давайте по-порядку.

Первого мая 1988 года на Красной Площади, у кремлевской стены был произведен последний массовый расстрел инакомыслящих. Такие публичные казни были нормой в Советской России, начиная с 1924 года. Расстрелы как правило бывали приурочены к праздникам и проходили при большом скоплении народа, в том числе, детей. Вот и в этот раз, лишь только стихли автоматные очереди, праздничные колонны русских начали первомайскую демонстрацию. Нарядно одетые люди шагали в ногу и пели гимны своим святым - Ленину, Сталину и Коммунистической Партии.
Сказать, что я был шокирован - значит ничего не сказать, особенно, учитывая то, что я посещал СССР в составе правозащитной делегации. Целью поездки была помощь в проведении демократических реформ по западному образцу и обеспечение развития свободы слова.
В глубокой задумчивости я прогуливался по Красной площади под вечер. С брусчатки смыли уже кровь, ветер разносил увядшие лепестки цветов и обрывки воздушных шариков. Вот тогда-то я и увидел эту зловещую надпись: "Niatomiyoteotl, in tlahtoani. Nehuatl nirusitlalpantecuhtli. Axcan nitechitoa". Будучи не в состоянии понять смысл, я тщательно скопировал ее в свою записную книжку, а заодно и сделал фото. Фотографировать у мавзолея запрещено, но я справедливо решил, что человеку с американским паспортом позволено иногда поступать по своему усмотрению, даже если он находится в такой стране, как Коммунистическая Россия.

Вернувшись в США, я попросил своих друзей, советских эмигрантов, перевести эту надпись. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что она сделана не по-русски, а каком-то другом языке! Один из друзей предположил, что это - итальянский. Вскоре выяснилось, что и итальянцы этот язык впервые видят. Однако они решили, что это может быть исландский язык, исходя из того, что некоторые слова - очень длинные. Но и здесь меня поджидало разочарование. Единственный в Нью-Йорке носитель исландского языка только пожал плечами и предположил, что надпись по-просту шифровка. А учитывая ее коммунистическое происхождение, он в этом и вообще не сомневается. Русские же слова, по его мнению, обычно по длине превосходят исландские, например (тут он поглядел в книги) "Укрспецлифтремонтмонтаж".
Одним словом, расследование зашло в тупик в самом начале. Продолжение же случилось спустя долгие восемнадцать лет.

Шел 2006 год, отгремела Оранжевая Революция в Киеве и вообще, события развивались с быстротой торнадо, где-нибудь в Южной Дакоте. Страны постсоветского пространства одна за другой выбрали свободу от путинской России.
В те дни я, как консультант российской оппозиции по вопросам демократии и прав человека, посещал кафедру исторических наук в одном из престижных университетов Денвера (Колорадо). Шла важная и кропотливая работа. Требовалось максимально сфальсифицировать роль Сталина в истории, чтобы помочь развитию демократических и антисоветских тенденций в странах бывшего СССР и восточного блока. Особый упор делался на разъяснительную работу в Польше, Украине, Грузии и Прибалтике.
Немало пришлось общаться мне с профессором Жаком Монро, автором знаменитых на весь мир монографий "Основы правозащитного движения в России" и "Место коммунизма - на свалке истории".
В один из дней мы вышли на перекур. Я внезапно вспомнил про странную надпись и рассказал профессору об этой загадке.
- Я думаю, надо искать в языках индейцев центральной Америки - сказал он, ни секунды не раздумывая.
- Почему?
- А вы разве не замечали, что Мавзолей на Красной Площади внешне ничем не отличается от пирамид Майя? Это же классическая теокалли, храм для человеческих жертвоприношений. Надпись можете показать?
- Вот пожалуйста, - ответил я, радуясь своей привычке никогда не расставаться со старыми записями.
- Так и есть! - воскликнул он, - Это науатль, язык ацтеков. Идемте со мной.
Кафедра иностранных языков оказалась в соседнем здании, и уже через полчаса я держал в руках расшифровку таинственной надписи: "Я лысый бог, повелитель и властелин России. Теперь я повелеваю вам."
- Но кто такой "лысый бог"? - изумился я, - И что он повелевает?
- В данном случае, мне почти все ясно. - ответил профессор. - Давайте сядем вот, на скамеечку, я сейчас объясню.

То, что он рассказал мне, перевернуло все мои представления об истории русского коммунизма, хотя я всегда считал себя знатоком данного вопроса. История эта началась незадолго до большевицкого путча 1917 года.
Как оно всегда бывает в России, у тогдашней оппозиции, партии большевиков, не было ни голосов в Думе ни денег на нужды революции. И поэтому их лидеры Ленин и Троцкий отправились на запад в поисках средств. Как сказал бы Путин, "шакалить". Ленин поехал в Германию, с которой тогдашняя Россия находилась в состоянии войны. Он справедливо рассудил, что сможет взять необходимый денежный кредит под обещание отдать немцам западные территории. (Так он в последствии и сделал) Троцкий отправился в США с обещанием в случае успеха революции отдать Америке богатый ресурсами Дальний Восток.
Ленину тогда удалось договориться с немецким правительством. Троцкий же успеха не добился. ("К сожалению не добился. - подчеркнул профессор Монро. - Если бы Америка тогда взялась за раздел России, этого не пришлось бы делать сейчас. Никто ведь не знал, что Ленин так быстро протянет ноги")
Однако, Троцкий не унывает и отправляется в соседнюю Мексику, где входит в контакт с представителями секты бога Атомьотеотля, имя которого переводится как "Лысый Бог". Культ Атомьотеотля в средневековой Мексике отличался такой жестокостью, что был запрещен еще в 13-м веке и ушел в глубокое подполье. Согласно представлениям ацтеков, этот бог был лыс и являлся покровителем народных восстаний. Лев Троцкий хорошо понимал, что захватить власть в России - это только полдела. Нужно ее еще и удержать. Для этого потребуется религия - новая, яркая и жестокая. Культ "Лысого Бога" как раз подходил для этих целей. А главным ее ритуалом были массовые человеческие жертвоприношения.
Троцкий тогда договорился с жрецами секты, что Ленин будет представлен как живое воплощение Атомьотеотля. А представители руководства секты смогут получать определенные материальные средства из Советской России.
Сказано - сделано. Троцкий возвращается в Россию, имея при себе новую идеологию для молодого рабоче-крестьянского государства. Через несколько лет после революции Ленин умирает. Вслед за этим, по приказу Троцкого возводится первый временный мавзолей в виде ацтекской пирамиды - теокалли. Вскоре строится второй, по сходному проекту. Тогда же начинаются и первые человеческие жертвоприношения. Однако, уже тогда наметились разногласия Троцкого со Сталиным. Первый считал, что жертвоприношение должно быть представлено эстетически. Жертву украшали цветами и пели гимны. Сталин решил, что важна не красота а массовость. И по его приказу, у кремлевской стены начали групповые расстрелы диссидентов по праздникам. Конечно, это было не единственное разногласие, и в конце концов, Троцкому пришлось вернуться в Мексику практически ни с чем. Обещание, данное жрецам, он выполнить не смог. В Москве достраивался третий, современный вариант ступенчатой пирамиды, посвященной жестокому "Лысому Богу". Уже готовы и плиты, с высеченными на них повелениями "великого тлатоани" Атомьотеотля своим подданным. Однако по приказу Сталина, плиты эти в срочном порядке отшлифовали с обратной стороны и установили этой гладкой стороной наружу. И только с одной плитой что-то случилось не так. Вероятно, она была бракованной и отшлифовать другую сторону не смогли. Поэтому ее установили "как есть", с фрагментом надписи. При этом ее спрятали подальше от людских глаз на дальней стене. Так и возникла эта загадочная надпись на ацтекском языке.
Тем временем дела Троцкого в Мексике шли все хуже. К руководству сектой пришел молодой и амбициозный жрец Истакойотль, "Белый Шакал". В один из дней он явился к Троцкому с ледорубом за пазухой. "О Атомьотеотль! Прими же в жертву презренного раба Льва Троцкого!" - воскликнул жрец и обрушил ледоруб на голову идеолога пролетарской революции.

Ну что ж. Рассказывать осталось немного. Что за веления предполагалось высечь на стене Мавзолея мы до сих пор не знаем. Скорее всего это обычный список "Заветов Ильича", который в России известен даже дошкольникам. В сущности, это цитаты из различных статей Ленина - "Очередные задачи советской власти", "Малая земля", "Что такое друзья народа" и пр.
Истакойотль, более известный под псевдонимом Рамон Меркадер умер в 1978 году в звании Героя Советского Союза. А спустя менее, чем десять лет человеческие жертвоприношения у Мавзолея прекратились.

"Интеллидженс Инсайд". Винсборо.
Юрий Шимановский

На Красной площади Москвы возле Кремлевской стены с 1924 года стоит монументальное сооружение, напоминающее усыпальницу древнего правителя Мавсола. От его имени оно и получило название. Это Мавзолей Владимира Ильича Ленина, занесенный в список всемирного наследия UNESCO. За годы существования в нем побывало более 120 миллионов посетителей.

История Мавзолея Ленина.

Считается, что мысль создать Мавзолей для вождя мирового пролетариата подсказали простые люди и рядовые члены ВКП(б). Однако Н.К. Крупская и некоторые члены ЦК не поддерживали эту идею. Первые две усыпальницы строились из дерева по проекту архитектора Щусева. Обе были возведены в виде прямоугольных ступенчатых пирамид. У второго варианта деревянную обшивку пропитали лаком, из-за чего строение имело светло-коричневый цвет.

К строительству каменной усыпальницы приступили в 1929 г. Кирпичные стены строения облицевали полированными плитами из гранита, лабрадорита, мрамора и порфира. Теперь Мавзолей имел длину 24 метра, поднимался в высоту на 12 метров и состоял из пяти ступеней. Верхний уступ сместили к Кремлевской стене. В отличие от предыдущих вариантов в новом добавили трибуну. Использовалась она для произнесения тожественных речей и обращений к народу во время парадов, проходивших на 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. На трибуне перед Мавзолеем находились руководители Советского государства и приглашенные гости. Последний раз обращения к людям прозвучали с трибуны в 1996 г. Начиная с 2005 года, при проведении шествий по Красной площади Мавзолей ограждают защитными щитами.


Мавзолей Ленина – описание.

На монолитной плите из черного лабрадорита, закрепленной над входом, буквами из красного кварца написано «Ленин». Внутри Траурного зала, в который посетители попадают, опускаясь по левой лестнице, на небольшом постаменте стоит саркофаг с телом Ленина. Здесь царит покой, тишина и приглушенный свет. На вожде надет черный костюм, к которому приколот значок члена ЦИК СССР. Зал имеет форму куба со ступенчатым потолком и высотой граней 10 м. Обойдя саркофаг, посетители выходят из зала и, поднявшись по правой лестнице, покидают Мавзолей.

На время Отечественной войны тело вождя вывозили в Тюмень, где оно хранилось до апреля 1945 года. После смерти И. В. Сталина, вплоть до 1961 в усыпальнице покоились два вождя. С приходом к власти Н. С. Хрущева, тело «отца народов» вынесли из усыпальницы и захоронили возле кремлевской стены.


Караул у Мавзолея Ленина.

С 1924 по 1993 годы у Мавзолея находился пост № 1. Каждый час под бой курантов происходила смена караула. Это зрелище привлекало множество туристов. Теперь пост стоит у Могилы Неизвестного Солдата.


Мавзолей Ленина – режим работы.

Посещение мавзолея Ленина возможно с 10 до 13 часов в любые дни, кроме понедельника и пятницы. Попасть в него можно через пункт пропуска возле Никольской башни. Оплата за вход не требуется, однако непременным условием является проверка металлоискателем и соблюдение тишины. Проводить фото и видеосъемку запрещено. Мужчины в Траурном зале обязаны снять головной убор. Сумки и ручную кладь перед посещением необходимо сдать в камеру хранения.


Интересные факты о Мавзолее Ленина.

  • К интересным фактам относится то, что для сохранности тела были применены уникальные способы бальзамирования, разработанные учеными В. П. Воробьевым и Б. И. Збарским. Они позволяют хранить черты лица и тело объекта без изменений около ста лет.
  • Подобному бальзамированию подверглись многие политические деятели. В настоящее время, кроме Ленина, в целости сохранились тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и Хо Ши Мина.
  • В помещении Мавзолея постоянно работает специальная лаборатория, сотрудники которой следят за состоянием мумии вождя пролетариата.
  • Из-за покушений на тело Ленина в 60-е годы XX столетия в 1973 году саркофаг накрыли пуленепробиваемым куполом. Для поддержания здания в надлежащем состоянии постоянно проводятся реконструкции, последняя из которых была в 2013 году.


… Красная площадь. Скоро 11 часов - откроется вход в Мавзолей В. И. Ленина. Солнце заливает площадь ярким светом, ласкает чёрно-красный гранит Мавзолея, играет на штыках часовых, замерших на посту перед входом в Мавзолей, освещает голубые ели вдоль Кремлёвской стены.

Последние секунды. Чеканя шаг, сменяются часовые. Плывёт над площадью перезвон курантов. С последним их ударом раскрываются настежь двери Мавзолея. Люди входят внутрь, спускаются в Траурный зал. Тишина, нарушаемая лишь шорохом шагов. В центре зала, в прозрачном саркофаге, Ленин. 80 секунд видит каждый Ленина. И эти 80 секунд - на всю жизнь.

Недалеко от Кремлёвской стены, посередине между Спасской и Никольской башнями, возвышается уступами строгое сооружение из полированного красного гранита и чёрного лабрадора. Это Мавзолей В. И. Ленина , воздвигнутый по проекту архитектора А. В. Щусева.

Первый Мавзолей Ленина, 1924 год.

Первоначально была спроектирована и построена в течение трёх дней временная деревянная усыпальница В. И. Ленина, чтобы желающие могли проститься с вождём. Она представляла собой увенчанный пирамидой куб, отделанный струганым чистым тёсом, с двумя боковыми пристройками для входа и выхода. Потом её заменили постоянным, тоже деревянным, сооружением. Его очень удачная, полюбившаяся народу архитектура в основном была сохранена при постройке нынешнего Мавзолея, который возвели в 1930 году, за год и четыре месяца.

Эскиз второго мавзолея Ленина.

Вспоминает академик архитектуры А. В. Щусев:

За пять лет образ мавзолея стал известным во всех уголках земного шара. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуру мавзолея - мне было поручено точно воспроизвести ее в камне. Непосредственное наблюдение за постройкой осуществляли товарищи Молотов и Ворошилов .

Этот третий вариант мавзолея решено было соорудить из красного, серого и чёрного лабрадора, с верхней плитой из карельского красного порфира, установленной на колоннах из разнообразных гранитных пород, доставленных из семи союзных республик . Мавзолей сооружался исключительно из советских материалов. Стены внутреннего центрального зала обрабатывались серым с чёрным лабрадором с вертикальными пилястрами из красного порфира и инкрустацией из ярко-красной смальты, имевшейся в мозаичном отделе Академии художеств.

Каркас мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован естественными породами гранита и лабрадора. Гроб, в котором покоится тело Владимира Ильича, сделан из стекла и помещён в особом стеклянном саркофаге конусообразной формы. Угол наклона стекла тщательно подобран. Монолитный камень чёрного лабрадора, на котором помещается гроб, весит 20 тонн. Монолит из чёрного лабрадора под главным входом в мавзолей, на котором инкрустацией из красного порфира выгравирована надпись - Ленин, весит 60 тонн.

Второй Мавзолей Ленина 1924-1929 гг.

Вокруг Мавзолея растут молодые серебристые ели. Возле стен у входа и на парапете нередко можно увидеть венки и цветы. Минуло уже девяносто лет, как не стало В. И. Ленина, десятки миллионов человек прошли мимо его гроба.

О причине этого небывалого в истории шествия сказал французский писатель коммунист Анри Барбюс такими проникновенными словами:

«Когда проходишь ночью по Красной площади, её обширная панорама словно раздваивается: то, что есть теперь, - родина всех лучших людей земного шара, - и то архаическое, что было до 1917 года. И кажется, что тот, кто лежит в Мавзолее посреди пустынной ночной площади, остался сейчас единственным в мире, кто не спит; он бодрствует надо всем, что простирается вокруг него, - над городами, над деревнями. Он - подлинный вождь, человек, о котором рабочие говорили, улыбаясь от радости, что он им и товарищ, и учитель одновременно; он - отец и старший брат, действительно склонявшийся надо всеми. Вы не знали его, а он знал вас, он думал о вас. Кто бы вы ни были, вы нуждаетесь в этом друге».
Чертеж второго Мавзолея с подписями.

Этим словам созвучны строки Валерия Брюсова , написанные в скорбные дни января 1924 года:

Кто был он! - Вождь, земной Вожатый
Народных воль, кем изменён
Путь человечества, кем сжаты
В один поток волны времён.
Земля! зелёная планета!
Ничтожный шар в семье планет!
Твоё величье - имя это,
Меж слав твоих - прекрасней нет!
Советские воины бросают фашистские знамёна к подножью Мавзолея.

В июле 1975 года, после выполнения программы «Союз - Аполлон», лётчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов в приветствии москвичам писал:

«Перед каждым полётом в космос мы непременно - и это стало традицией - приходим на Красную площадь, к Ленину. Свидание со священным для всех советских людей местом придаёт как бы особую силу и уверенность. Для любого из советских космонавтов, откуда бы он ни был родом, Москва является не только столицей нашей Родины, но и городом, где, образно говоря, начинается для нас дорога в космос».
Билет на посещение Мавзолея В. И. Ленина и И. В. Сталина. 1954 г.

У Мавзолея В. И. Ленина - почётный караул . Он учреждён приказом начальника гарнизона города Москвы, отданным 26 января 1924 года, - за день до похорон Ильича. 27 января эту вахту несли курсанты кремлёвской школы имени ВЦИК. Владимир Ильич был почётным курсантом и командиром этой школы, слушатели её работали с Ильичём на субботнике в Кремле, они стояли на посту № 27 - у входа в квартиру Ленина. С тех пор, днём и ночью, в дождь и пургу, несёт самую почётную службу караул на главном посту страны - № 1 .

Могилы у Кремлёвской стены

За Мавзолеем находятся могилы, в которых покоится прах Я. М. Свердлова, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского , М. И. Калинина, А. А. Жданова, И. В. Сталина , К. Е. Ворошилова , С. М. Будённого.

Похороны Л. И. Брежнева. Траурная демонстрация на Красной площади. 1982 г.

По обе стороны этих могил с надгробными бюстами протянулись невысокие изумрудно-зелёные прямоугольники, обрамлённые зеркально отполированным серым гранитом: это братские могилы борцов за победу Октябрьской революции в Москве. В ноябре 1917 года в них опустили 250 красных гробов.

В сентябре 1919 года здесь были погребены двенадцать партийных работников столицы, погибших при взрыве бомбы, брошенной врагами Советской власти в помещение Московского комитета партии, который находился тогда в Леонтьевском переулке (ныне улица Станиславского). Тут же покоится прах В. В. Воровского и П. Л. Войкова - советских дипломатических представителей за границей, чью жизнь оборвали злодейские выстрелы белогвардейцев.

За стройным рядом светло-зелёных молодых елей, привезённых из-под Нальчика, на Кремлёвской стене - таблички с датами рождения и смерти выдающихся деятелей партии и государства, деятелей советской культуры и науки, героев-лётчиков, космонавтов, урны с прахом которых замурованы здесь.

Среди них - Г. К. Орджоникидзе, С. М. Киров , В. В. Куйбышев, В. П. Чкалов, М. Горький, И. В. Курчатов, С. П. Королев, первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин .

Здесь же похоронены выдающиеся организаторы нашей промышленности - А. И. Ефремов, А. П. Завенягин, И. А. Лихачёв, Маршалы Советского Союза - Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, Р. Я. Малиновский, Г. К. Жуков , К. К. Рокоссовский, А. А. Гречко.

Кремлёвская стена между Спасской и Никольской башнями была реставрирована в 1973 году, к 56-й годовщине Октябрьской революции . На этом 300-метровом участке - 4 миллиона 600 тысяч кирпичей, каждый из которых был обследован и обработан. Пришедшие в негодность белокаменные детали (завершения зубцов - «ласточкины хвосты», водомёты) сняли, вытесали по шаблону вручную такие же из камня, добытого возле подмосковного села Мячкова, и установили на прежние места. В следующем году не менее тщательные и трудоёмкие работы были выполнены по реставрации Спасской, Сенатской и Никольской башен.

Справа и слева от Мавзолея В. И. Ленина поднимаются ступенчатые трибуны. В дни праздничных парадов и демонстраций их заполняли трудящиеся столицы, гости из других городов Советского Союза и зарубежные делегации из многих стран мира. Сначала трибуны были устроены из железобетона.

Булыжное покрытие Красная площадь в 1930-1931 годах сменила на серую брусчатку с синеватым отливом, перед тем было снято трамвайное движение. Камень (диабаз) заготовляли ка Онежском озере. Основание сделали из песка, на него укладывали брусчатку, из специальных леек каждый шов заливали битумом. Работу вели рязанские мастера-каменотёсы, земляки которых задолго до того так же устлали улицы Риги и Петербурга. В трудовой день нередко к ним приходил М. И. Калинин.

Прошло более сорока лет, и камень стал стареть. Некоторые шашки из, казалось, вечного материала деформировались, местами просело покрытие. Поэтому в 1974 году проведена частично его реконструкция. На свежий слой бетона ложилась тонкая «подушка» из песка, а сверху укладывались ячейки добротной брусчатки.

Особенно сложные работы в том же году были выполнены по реставрации Мавзолея В. И. Ленина. Ставшие на старое место мощные отполированные блоки добыты в тех самых месторождениях, где и прежние, и изготовлены на Московском камнеобрабатывающем комбинате, который находится в Долгопрудном.

Правее Мавзолея, у братских могил, в 1974 году создана мемориальная композиция, увековечивающая память героев, павших в борьбе за Советскую власть. Автор композиции - скульптор П. И. Бондаренко.

В 1973 и 1974 годах трибуны около Мавзолея были переделаны и облицованы гранитом серых тонов.

Наследие

Впервые идея перезахоронения В. И. Ленина была публично высказана в 1989 году на первом Съезде народных депутатов СССР. Тогда писатель Ю. Карякин заявил, что Ленин якобы хотел быть похороненным рядом со своей матерью. Его утверждение опровергла родная племянница Ленина Ольга Ульянова. В 1991 году на Съезде А. Собчак повторно предложил «выполнить последнюю волю» Ильича. Следует отметить, что Съезды народных депутатов транслировались по центральному телевидению на весь Советский Союз.

Позже выяснилось, что никаких документальных подтверждений этой «воли» нет. Помощник президента РФ Б. Н. Ельцина Г. Сатаров в августе 1997 года направил официальный запрос в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (ныне РГАСПИ). Ответ был таким:

В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище.

Пост №1 у Мавзолея В. И. Ленина был снят приказом начальника Главного управления охраны, комендантом Кремля М. Барсуковым[*] , через два дня после разгона Верховного Совета России.

План Мавзолея Ленина. Отрисовка: ParallelGraphics.

В 1974 году Мавзолей Ленина и захоронения у Кремлевской стены приняты на государственную охрану как памятники истории. В 1990 году Мавзолей Ленина и почетный некрополь у Кремлевской стены как часть ансамбля Красной площади и Кремля включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО[*] . В 1995 году они отнесены к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Критерий VI. … Мавзолей Ленина на Красной площади представляет собой яркий пример символической монументальной архитектуры. С целью провозглашения универсального значения русской революции, погребальные урны с прахом героев революции были замурованы в кремлевские стены между Никольской и Спасской башнями. Указанное место соединяет в себе исключительным образом сохраненное историческое наследие и современные символы одного из величайших событий современной истории.

В 2013 году была проведена реставрация Мавзолея с целью устранения крена фундамента и нарушения гидроизоляции.[*]

Литература:

  • Збарский Б. И., Мавзолей Ленина, 2 изд., М., 1946
  • Абрамов А., Мавзолей Ленина, 3 изд., М., 1972
  • Хан-Магомедов С. О., Мавзолей Ленина М., 1972

Мавзолей Владимира Ильича Ленина - это уникальный архитектурный объект, памятник русского авангарда. В течение многих лет мавзолей был одним из символов советского государства и теперь считается классикой советской архитектуры. Также сооружение - памятник ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.

История сооружения

Мавзолей - древнейший тип монументального сооружения у всех народов и во всех странах. Это гробницы царей и иной племенной знати, как и курганы кочевых народов и так далее. Все они, например пирамиды Древнего Египта или мавзолей Августа в Риме, перестроенный в Средние века в замок Св. Ангела, - сверхмассивные сооружения. Главное отличие Мавзолея Ленина заключается в том, что он не гигантское сооружение, призванное затмить Кремль и загромоздить Красную площадь, а сравнительно небольшой объект, тактично вписанный в архитектурный контекст. Пожалуй, нельзя найти никакого аналога - все прочие, такие как мавзолей Димитрова в Софии, мавзолей Ким Ир Сена в Пхеньяне, Пантеон в Париже, Тадж-Махал или даже Храм Христа Спасителя, задуманный как кенотаф участников войны 1812 года, доминируют на тех площадях, где они расположены. Современный проект памятника князю Владимиру продолжает эту традицию доминирования, против чего возразили деятели культуры не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мавзолей на Красной площади

Для большевиков было естественно все пропагандирующие советскую власть объекты размещать на Красной площади, у стен Кремля. Начиная с 1917–1918 годов у кремлевской стены хоронили революционеров и политических деятелей, но их могилы были маловыразительны. Только мемориальная доска-барельеф скульптора Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» была внушительных размеров - ее установили на Сенатской башне Кремля в 1918 году. Мемориальную доску демонтировали после строительства мавзолея, и сейчас она хранится в музее-мастерской скульптора.


Вождь мирового пролетариата скончался 21 января 1924 года, и его соратники решили сохранить тело для потомков. Для этого был выбран мавзолей как наиболее адекватная архитектурная форма. Мавзолей Ленина должен был отличаться от рядовых захоронений на площади и быть более капитальным и представительным - над находившимися рядом могилами впоследствии создали гостевые бетонные трибуны и посадили голубые ели.

Архитектурные проекты

Алексей Викторович Щусев ко времени строительства мавзолея был руководителем Архитектурной мастерской Моссовета. Архитектор Жолтовский, его коллега, отошел от руководства мастерской, хотя сначала он и Щусев занимали равные позиции. Щусев также возглавил проектирование первого советского генерального плана «Новая Москва» (1918–1923 гг.), строил Казанский вокзал - его стройка была крупнейшая в городе. Имя Щусева было на слуху. Алексей Викторович был видный деятель Московского архитектурного общества - организации не идеологического характера, а чисто профессионального.

Поэтому в объявленном конкурсе на создание проекта мавзолея правительственная комиссия отдала предпочтение Щусеву, хотя заявки подавали и другие известные архитекторы, встречались даже любительские проекты.

Примечательно, что в свое время историки архитектуры ломали копья на тему непосредственного авторства Мавзолея Ленина. Поскольку в мастерской Щусева работало много молодых и талантливых сотрудников (едва ли не все московские зодчие начинали с этой мастерской свой путь, как Константин Мельников, к примеру), то один из эскизов И. А. Француза оказался больше иных похож на окончательный вариант этого проекта. Об этом написал историк архитектуры Селим Хан-Магомедов, что вызвало скандал в профессиональной среде. Конечно, проект Щусева оригинален, в этом нет сомнений - сегодня стали доступны первоначальные щусевские эскизы мавзолея, из которых ясно, насколько многочисленны были его варианты, причем гораздо более сходные с европейскими аналогами.

Первоначально Щусев выполнил проект временного мавзолея - на все подготовительные работы отводилось три с половиной дня, и это был простой куб из дерева. Сам Щусев пишет о внутреннем устройстве сооружения: «Планировка мавзолея была мной рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывный пропуск значительных масс посетителей. Входя, посетители спускались по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обойдя его, поднимались по другой лестнице, ведущей к выходу. Зал был декорирован материей по рисункам художника И. И. Нивинского. Зал был декорирован материей с черными полосами, на потолке материя собрана складками к центру, где находилось изображение серпа и молота».


В мае 1924 года мавзолей был перестроен в капитальное деревянное сооружение из дуба с металлическими крепежными элементами. Он был устроен так, как описал его архитектор. Брат архитектора, Павел Щусев, рассказал о наружных деталях второго мавзолея: «В поисках нужной формы он использовал монументальные типы старинных, окованных гвоздями дверей, ларцов, древних моделей зданий». Для предохранения мавзолея от дождя и снега стены были покрыты масляным лаком медно-коричневого цвета, а крыша - листовой медью.


Интерьер и вид снаружи

Третий вариант сооружения формировался в эскизах Щусева постепенно. Это капитальная постройка - невысокий ступенчатый объем. Наружная отделка выполнена монументально - из красного полированного гранита со строгими черными линиями из габбро и лабрадорита. Согласно директивам властей, мавзолей должен был строиться исключительно из советских материалов: красный гранит добывался на Украине, красный порфир - в Карелии. В отличие от брутальных зданий из железобетона, откровенно выведенного на фасады, это декоративное и элегантное сооружение. При всем при том оно лишено ретроспективных деталей.

Интерьер отличается строгими, крупными формами геометрического декора. Примечательно, что гроб Ленина был помещен в особый, треугольной формы стеклянный саркофаг. Его выполнил другой известный архитектор - Константин Мельников, создав уникальный саркофаг в виде кристалла (после войны этот саркофаг заменили иным).

Не имея буквальных аналогов, мавзолей стилистически сходен с произведениями ар-деко, развивавшегося в Европе в то время. Сам термин возник только в 1966 году - сначала по отношению к парижской выставке 1925 года, где звездами были Робер Малле-Стевенс, Ле Корбюзье и Константин Мельников, и до сих пор к отечественной архитектуре применяется выборочно, когда говорят о первых линиях метро, выставочных павильонах и пр. Но если взглянуть на мавзолей, то налицо черты европейского ар-деко: крупные квадры черного и красного камня снаружи, условный орнамент фриза с красными знаменами на черном фоне внутри.

Мавзолей не совсем симметричен, что придает ему живописность при всей строгости пропорций. Сохранился щусевский эскиз еще более асимметричной формы - мастер любил применять асимметрию в своих композициях. В многочисленных набросках встречается даже вариант с колумбарием или обыгрывается мотив пятиконечной звезды, которая также характерна для стиля ар-деко.


Часто форму мавзолея связывают с ассиро-вавилонскими зиккуратами, аргументируя это ступенчатой композицией мавзолея. Но зиккуратами были башни, имевшие более высокий пирамидальный силуэт. В таком случае Мавзолей Ленина больше похож на пирамиду Джосера в Египте - она также многоступенчатая. Идея сравнения щусевского мавзолея с зиккуратами несостоятельна, но, к сожалению, популярна, хотя мастер сделал своеобразную форму, подходящую только для здания такого масштаба. Детали мавзолея крупны, чем и подчеркивают его компактность, а не грандиозность.

Идеология места

Кроме ритуальных и мемориальных функций мавзолей выполнял и идеологические задачи. Монументальные здания должны были способствовать пропаганде: к третьему варианту в проекте появляется трибуна, на которой государственные деятели принимали парады. Щусев предполагал большее количество внутренних помещений мавзолея, но в окончательный проект вошел только вестибюль и траурный зал с саркофагом.

О связи с религиозными представлениями, характерными для всех цивилизаций, написал филолог-славист Моймир Грыгар. Еще в 1970-х годах он сравнил отношение к религии Малевича и Щусева - двух столпов русского авангарда. Щусев до революции служил архитектором Священного Синода и был верующим человеком.

Смысл статьи Грыгара, посвященной мавзолею, заключается в том, что большевикам необходимо было заменить традиционную религию на новую, коммунистическую - для этого подходил культ Ленина, который позже трансформировался в сталинский культ (Сталин после смерти, к слову, тоже был забальзамирован и длительное время находился в мавзолее).

Разумеется, в формально-пластическом отношении Мавзолей Ленина не похож на храмы. Это новаторская композиция в духе достижений авангарда, который Щусев хорошо знал, как и историю. Причем в новой стилистике он работал успешно (например, другой его проект - здание Наркомзема). Но и храмов Щусев спроектировал множество, причем блестяще.

Мемориальный характер сооружения и сам саркофаг Ленина отсылают нас к религиозным формам. Это православная и общая христианская традиция поклонения мощам, заключения их в саркофаги и раки. В каком-то смысле мумии фараонов тоже являются мощами. Поэтому при всем архитектурном новаторстве история Мавзолея Ленина уходит в глубь веков.

Сегодня 85-я годовщина со дня смерти первого руководителя Советского государства, теоретика марксизма, основателя и лидера большевизма Владимира Ленина (Ульянова). 21 января 1924 года вождь большевистской партии и председатель СНК умер, после чего его тело было подвергнуто специальной обработке и помещено в Мавзолей на Красной площади.

Тело Ленина находится в Мавзолее вот уже более 80 лет, и с каждым годом у идеи захоронения вождя большевистской партии появляется все больше сторонников, в то же время значительно растет доля тех, кто затрудняется выразить свое отношение к этой проблеме.

По словам депутата, в дальнейшем содержании тела Ленина в Мавзолее нет никакого смысла. "Нахождение идеологического артефакта в центре столицы является аморальным актом, бессмысленным с точки зрения бюджетных трат, вредным с идеологической точки зрения и жестоким, как по отношению к родственникам Ленина, так и по отношению к людям, не разделяющим коммунистической идеологии", - сказал он.

Стоит отметить, что еще в 1924 году против идеи бальзамирования тела Ленина вдова Владимира Ильича - Надежда Крупская и его брат Дмитрий Ульянов. Между тем, против переноса тела Ленина с Красной площади сегодня выступает племянница Ленина Ольга Ульянова.

Среди сторонников перезахоронения тела Ленина по христианским традициям выступают первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска , президент Российского фонда культуры Никита Михалков, полпред президента в Центральном Федеральном округе Георгий Полтавченко.

Среди противников идеи перезахоронения, занимающих очень жесткую позицию, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, заявивший, что "инициатива о выносе тела Ленина - это еще одно проявление либерального фашизма".

Пирамида на Красной площади

В день смерти Ленина - 21 января 1924 года - в ЦК партии и Совнарком стали поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать тело вождя большевистской партии земле.

Уже через несколько дней - 27 января 1924 года - возле Сенатской башни Кремля на Красной площади появился Мавзолей по проекту Алексея Щусева. По словам коллег архитектора, Щусев был знаком с архитектурой египетских пирамид. На разработку проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у него ушло полночи, а на строительство - менее трех дней.

В результате, Щусев представил на суд высокопоставленных чиновников деревянное здание в виде куба со сторонами три метра и двумя последовательно уменьшающимися кубами наверху, сообщает egypt.kp.ru .

Тайна бальзамирования Ленина

Бальзамирование останков Ленина было начато только через два месяца после его смерти - в конце марта 1924 года. К этому времени посмертные изменения тканей тела, особенно лица и кистей рук Ленина, достигли критической точки.

Задачу "сохранения тела Ленина" взял на себя химик Борис Збарский и харьковский анатом Владимир Воробьев. Последний, кстати, впервые увидев тело Ленина, хотел отказаться от сложнейшей задачи, но коллеги убедили его остаться в столице.

Перед Збарским и Воробьевым стояла непростая задача - создать свой особый метод для сохранения тела вождя, поскольку замораживание для этого не подходило - в то время любая случайность могла привести к размораживанию тканей с последующей безвозвратной их порчей, пишет "Фармацевтический вестник" .

Кроме того, не подходила и древнеегипетская разработка - мумификация, поскольку при этой процедуре не только теряется 70 процентов веса, но и искажаются черты лица.

Тогда ученые решили применить бальзамирование. В создании своего метода они опирались на ранние исследования Николая Мельникова-Разведенкова, который еще в 1896 году предложил оригинальный способ изготовления анатомических препаратов с сохранением их естественной окраски с помощью пропитывания тканей спиртом, глицерином и ацетатом калия.

Ученые на протяжении четырех месяцев трудились, не покладая рук. В итоге Забарскому и Воробьеву удалось решить действительно уникальную задачу - бальзамирование целого тела с полным сохранением объемов, форм и всей клеточной и тканевой структуры.

Перед открытием мавзолея, 26 июля, Воробьев и его команда провели ночь в траурном зале. Харьковский ученый сомневался в своей работе, и непрестанно бранил Збарского, который когда-то уговорил его решиться на это рискованное дело.

Опасения ученых оказались беспочвенными - правительственная комиссия, появившаяся в Мавзолее на следующий день, признала результаты бальзамирования вполне удавшимися.

Стоит отметить, что успех Збарского и Воробьева зависел от работы еще одного человека - архитектора Константина Степановича Мельникова, который создал первый саркофаг для тела Ленина.

Первоначальный проект Мельникова был признан технически трудным. Тогда архитектор в течение месяца разработал еще восемь новых вариантов, один из которых был утвержден. Саркофаг Мельникова стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Эвакуация тела Ленина

Строительство окончательного, каменного варианта Мавзолея началось в 1929 году. В плане он практически повторял деревянный мавзолей, построенный по проекту Щусева. Монументальное сооружение было выполнено в красно-черных тонах из гранита, порфира и черного лабрадора. Над входом буквами из красного кварцита выложена надпись: ЛЕНИН. По обеим сторонам здания вдоль кремлевской стены были сооружены гостевые трибуны на 10 тысяч человек.

Почти семьдесят лет у входа в Мавзолей стоял караул, учрежденный приказом начальника Московского гарнизона.

Тело Ленина оставалось в Мавзолее до июля 1941 года. На период Великой Отечественной войны его пришлось эвакуировать в Тюмень, а по возвращении в Москву в 1945 году для Ленина был построен новый саркофаг, выполненный по проекту Алексея Щусева и скульптора Бориса Яковлева, пишет "Википедия" .

"Покушения" на Мавзолей

Еще в 30-х годах в обществе находились люди, не принимающие и не одобряющие идею сохранения Ленина в Мавзолее. В марте 34-го года Митрофан Никитин, рабочий одного из совхозов в Московской области, пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Ему помешали быстро среагировавшая охрана. Никитин на месте застрелился, пишет газета "Тихоокеанская звезда" .

При Никитине было обнаружено письмо протестного содержания на имя партии и правительства. В нем были следующие строчки: "Эту весну 1934 года опять очень много людей умрет на почве голода, грязи, от эпидемических болезней… Неужели наши правители, засевшие в Кремле, не видят, что народ не хочет такой жизни, что так жить дальше невозможно, не хватает сил и воли…"

Впоследствии инциденты в Мавзолее повторились. В ноябре 1957 года А. Н. Романов, житель Москвы без определённых занятий, бросил в Мавзолей бутылку с чернилами, но саркофаг не пострадал. Через два года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло, однако тело Ленина не было повреждено.

В июле 1960 года произошел гораздо более серьезный инцидент: житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. В результате, осколки стекла повредили кожу забальзамированного тела Ленина. Как показало следствие, намерение разрушить саркофаг Минибаев вынашивал с 1949 года, специально для этого он прилетел в Москву в 1960 году.

Поступок Минибаева стал первым в цепочке инцидентов, произошедших в Мавзолее в 60-х. Через год после него Л. А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в саркофаг, а затем бросила в стекло камень, разбив саркофаг. В апреле 1962 года житель города Павловский Посад пенсионер А. А. Лютиков также бросил камень в саркофаг.

В Мавзолее имел место и террористически акт. В сентябре 67-го года некий Крысанов, житель литовского города Каунас, взорвал начинённый взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. В итоге погиб террорист и еще несколько человек.

В 70-х годах Мавзолей оснастили новейшими приборами и аппаратурой для управления всеми инженерными системами, укрепили конструкции и заменили более 12 тысяч мраморных блоков, пишет cominf.ru .

Однако и после этого инциденты в усыпальнице Ленина не прекратились. В сентябре 1973 года, когда саркофаг Ленина уже был закрыт пуленепробиваемым стеклом, внутри Мавзолея неизвестным было взорвано самодельное взрывное устройство. Преступник и еще одна супружеская пара погибли.

Кто следит за останками Ленина?

За поддержанием прижизненного облика Владимира Ленина в надлежащем состоянии следят сотрудники Учебно-методического центра биомедицинских технологий, входящего во Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (НПО ВИЛАР). Перед сотрудниками центра стоит задача регулярно осматривать тело Ленина.

Раз в полтора года специалисты опускают останки в ванну со специальным раствором, используя для этого уникальные стереофотоустановки и приборы. По данным ученых, за последние 20 лет приборы не зарегистрировали каких-либо изменений.

В этом году эта процедура будет проводиться в течение двух месяцев - с 16 февраля по 16 апреля. Все это время Мавзолей работать не будет, пишет "Вечерняя Москва" .

Специалисты “Мавзолейной группы” считают, что тело Ленина сегодня находится в прекрасном состоянии благодаря новейшим достижениям науки, чего не скажешь от костюма на вожде, который время от времени приходится менять.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников