М. Горький "Старуха Изергиль": описание, герои, анализ произведения. Реферат: «Старуха Изергиль» размышление над смыслом жизни

В рассказе «Старуха Изергиль» автор – Максим Горький, повествует о волевых, отличающихся от других людях. Повествование ведется от имени старухи по имени Изергиль. Одной из легенд, прозвучавших в этом рассказе, является сказание о Ларре. Повествование началось с того, что Изергиль увидела вдали тень. Она отметила, что это и есть Ларра, неприкаянно скитающийся по пустыням в наказание за безграничную гордыню.

Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.

Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.

Народ селения возмущался таким поведением Ларры. Но последней каплей стал ужасный поступок юноши, когда он на глазах у всех убил девушку, отвергнувшую эгоистичное желание Ларры овладеть ее сердцем во что бы то ни стало.

Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.

С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.

Он был бессмертным и мог лишь погибнуть, поэтому вернулся в селение, умоляя убить его. Но мудрые старейшины понимали, в чем дело и не стали этого делать, вновь изгнав его.

С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.

Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.

Сочинение о Ларре

В произведении Горького "Старуха Изергиль" главным персонажем фигурирует Ларра. О Ларре мы узнаем из рассказа самой старухи Изергиль. Ларра представляет собой грубого, жестокого и лишенного каких-либо чувства человека. Его имя - символ, означает "отвергнутый". В начале рассказе старуха показывает на тень, называя ее Ларрой, точнее тем, что от него осталось. Такого было наказание для молодого человека, который смел показать свою гордыню.

Ларра родился от орла, укравшего девушку. Прошло около двадцати лет после случая, тогда и вернулась девушка со своим ребенком на Родину. Орел умер, она осталась одна.

В новой обстановке Ларра показал себя не с самой лучшей стороны. Он не чтил других людей, не проявлял уважения к главным в общине, не равнялся с простым народом, считая их недостойными. Ларра не желал идти на контакт с другими людьми, отвечал только по своему желанию, совершенно игнорируя других.

Самым ужасным оказались не его выходки, а убийство невинной девушки, которое совершил главный герой. Ларра не привык получать отказы, он всегл добивался чего хотел любыми средствами. Когда же девушка дала отпор герою - толкнула его от себя, такого стерпеть гордый Ларра не смог и убил ее.

Члены общины не потерпели такое невежественное и варварское отношение, решено было наказать главного героя. Конечно, перед этим пытались понять смысл его действий, но все безуспешно. Тогда самый мудрый старец сказал, что лучшее наказание для такого человека - изгнание от людей.

И, правда, Ларра мучил сам себя, находясь в одиночестве. Он возвращался назад к людям, но его прогоняли молчанием. Он желал смерти, но не мог получить ее, другие же люди его не трогали - знали его мотивы.

Ларра был вынужден бродить один вечно, такого было его наказание за чрезмерную гордость.

Главный герой желал свободы, не хотел подчиняться правилам общества, что и привело к его вечным скитаниям, в ходе которых он стал тенью, постепенно исчезающей.

Ларра - отрицательный герой, на его примере писатель показывает, к чему может привести эгоизм, чрезмерное себялюбие и неуважение других людей. Ларра только в самом конце понял, какую ошибку допустил, но исправить что-то было уже невозможно.

Характеристика Ларры

В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей и, что нынче и вовсе жить они не умеют. Из ее уст услышал автор и две легенды.

Одна из них – это сказание о гордеце. Звали его Ларра. Имя это означает – отвергнутый человек. Рассказ свой о нем начинает старуха, обратив внимание своего слушателя на тень вдали. Она говорит, что это он и есть – тот человек, который наказан был за свою непомерную гордыню.

Был Ларра сыном орла и обычной земной женщины. Когда-то сильная птица унесла ее еще молодой из родного селенья. Но, спустя 20 лет, женщина вернулась вместе со своим ребенком. Она рассказала о том, что отец его, орел, умер.

Юноша же был очень высокомерен и горд. Гордость помогает человеку быть сильнее, делает его независимым от других и от общих законов. Все бы хорошо, да в меру. А этот молодой человек ее не знал. Он считал себя лучше других и ставил себя выше всех.

Не оказал он никакого уважения к старейшинам, разговаривая с ними, как с равными себе. Когда его о чем-либо спрашивали, то он отвечал, только если пожелает. А когда стали люди объяснять ему то, что нужно уважать старших, то юноша ответил, что не желает этого делать. А раз он делать чего-то не хочет, то значит – не будет.

Такое поведение юноши возмутило и оскорбило всех. Но, больше всего поразил народ такой поступок его, о котором даже никто из них и помыслить не мог. Он на глазах у всех убивает девушку, оттолкнувшую его. Он сделал это, потому что так хотел.

После этого люди связали его. Потом же стали придумывать для него наказание. Долго думали, множество казней приходило на ум им. Но, так и не смогли подобрать. Пытались они и разговаривать с ним, понять его. Но, все это было тщетно.

И вот, кто-то предложил наказать его одиночеством и вечным изгнанием. Лучшего и нельзя было придумать. Собственная гордость до того измучила Ларру, что через несколько лет он сам явился к тем людям. Он жаждал смерти, хотел, чтобы они убили его. Но, умереть он не мог.

Обречен был он на бессмертие. Однако, оно стало для него проклятием, так как и изгнание его оставалось вечным. Слова о том, что нет места ему среди людей обрекли несчастного гордеца на нескончаемые мучения и скитания.

Образ Ларры в сказании показывает этот порок в самом высшем своем развитии. Гордец же был доволен собой, он был свободен, независим и счастлив. Но, недолго длилось это. Он уничтожил себя сам. Ведь живя среди людей, нельзя не быть частью общества, не уважать его законов и делать все так, как хочется только тебе, не думая ни о ком больше.

Понимает это гордец только тогда лишь, когда, насытившись своей свободой, понимает, что она – его проклятье и он давно уже мертв духовно. Он – всего лишь тень.

Несколько интересных сочинений

    Мова - це не тільки засіб спілкування, а й надзвичайно велика цінність будь якого народу. Це скарбниця усіх духовних надбань нації, досвіду життя, праці й творчості багатьох поколінь. Недаром кажуть, що мова - душа народу

  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение

    Герой романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде" Шарль Гранде - это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

  • Картина утренней летней природы выглядит довольно завораживающе и привлекательно для человеческого глаза. Восходящее солнце освещает всё вокруг своими ласковыми и тёплыми лучами.

  • Тема свободы в поэме Мцыри сочинение

    Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

  • Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение

    Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.

В своём бессмертном произведении «Старуха Изергиль» Алексей Максимович Горький размышляет и даёт пищу для размышлений читателям о месте человека в обществе, о нравственных идеалах, о самопожертвовании и жажде свободы. В рассказе присутствуют два героя, Ларра и Данко, о которых рассказывает старушка с именем Изергиль. Сначала она рассказывает о гордом и самовлюблённом Ларра, который не уважает даже старших по возрасту людей. За это его выгнали из племени и обрекли на вечное одиночество и невозможность умереть. Страшнее наказания придумать нельзя.

Данко ведёт своё племя через лес в ночное время. А чтобы освещать путь, он вырывает из груди своё сердце. Данко умирает, но при этом получает свободу и благодарность, которую не может получить Ларра. Данко настоящий герой, который жертвует собой ради своих соплеменников.

Сам рассказ довольно сложный для восприятия. В рассказе как бы присутствуют три рассказа. Рассказ о самовлюблённом и горделивом Ларре, рассказ старушки Изергиль о своей жизни и любви и рассказ о смелом и бесстрашном Данко.

Итоговое сочинение по литературе, ЕГЭ-2018. Направление «Человек и общество»

Тема человека является лейтмотивом этого рассказа. Горький исследует природу человека, его место в обществе.

В этом произведении противопоставлены два героя — Ларра и Данко.

Ларра живет только для себя, он очень одинок, поэтому такая величайшая ценность как жизнь для него становится наказанием. Горький отмечает, что человек будет свободным только тогда, когда он тесно связан и взаимодействует с обществом.

Каким бы ни был человек — он живет в обществе, поэтому должен учиться уживаться с другими людьми.

Данко — совсем другой. Он готов отдать свою жизнь ради блага других людей. При этом он ничего не ждет и не требует взамен. По словам Горького Данко — это идеал человека.

Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

В сочинении по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль» можно написать о следующем.

В рассказе «Старуха Изаргиль» писатель представляет читателю два образа, двух героев, это Данко и Ларра.

Они оба молоды, красивы, полны сил и энергии.

Но они отличаются друг от друга своим отношением к себе и к людям.

Данко любит людей, желает сделать их жизнь счастливой и радостной, он видит смысл своей жизни ради общего счастья и улучшения мира.

Когда приходит роковой момент и люди не понимают его, он всё равно жертвует собой ради них и превращается в красивую легенду в благодарной памяти людей навсегда.

Ларра, напротив, самовлюблён и горд.

Он также живёт среди людей, но они кажутся ему недостойными его, он считает, что лучше всех и презирает остальных.

Он считает, что он может обойтись без людей ив своём холодном эгоизме даже убивает предназначенную ему в жёны красавицу. И люди изгнали его, обрекая на одиночество, к которому он так стремился.

Тень Ларры, его душа обречены на вечное скитание и невозможность найти счастье и покой вне общества, которое он так презирал.

Максим Горький на стороне Данко, его идеал — это жизнь ради людей, ради преобразования общества, ради общего добра и света.

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» сама Изергиль рассказывает о Данко, который пожертвовал собой, не испугавшись смерти. Он вырвал свое сердце из груди, и оно освещало дорогу людям. Смелость Данко прославила его в веках. Но люди неблагодарны, и потому они забыли о подвиге Данко и наступили на его сердце. Здесь общество губит личность, потому что серой массе не нужны индивидуальности.

Гордый Ларра противопоставил себя племени, убил лучшую девушку, которую хотели отдать ему в жены, отчего превратился в тень и вынужден скитаться вечно. Так показано, что человек неотделим от общества и не может жить без него, а только существовать.

Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве.
Например, в рассказе «Старуха Изергиль» Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини.
Первой Изергиль излагает легенду о Ларре – получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. В образе этого юноши Горький осуждает эгоизм и самовлюбленность. Писатель убежден: свобода в одиночестве – это не свобода. Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, - полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры.
Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему. Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем.
Однако Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, - существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между этими контрастными легендами находится история жизни главной героини - старухи Изергиль. В финале она говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов («В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»), связывая тем самым мечту и действительность в реальной жизни.
Почему рассказ о жизни Изергиль находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя свое произведение именно так, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское, и мечта, и действительность. Что выбрать, каким стать – это может решить только сам человек.
В более поздней пьесе Горького «На дне» также одной из острейших проблем является вопрос о сосуществовании в жизни человека мечты и реальности. Так, Актер, Анна, Наташа, Настя, а также Васька Пепел и Клещ считают, что жить помогает не суровая правда, а иллюзии, пусть и очень далекие от истинного положения дел: «Очень против правды восставал... так и надо! Верно - какая тут правда? И без нее – дышать нечем...»
Именно иллюзии помогают этим героям сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут им стать более счастливыми. А в этом все они очень нуждаются, ведь каждый из персонажей утратил что-то очень важное в жизни: Актер - возможность творить на сцене, слесарь Клещ - постоянную работу, молодая женщина Настя - любовь.
Нельзя не заметить, что реальное положение «верующих» находится в ужасающем контрасте с их надеждами. Все вокруг говорит о беспочвенности веры героев. Об этом ночлежникам постоянно напоминают и их «неверующие» соседи - циничный Бубнов, Барон и Сатин: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею...».
Обостряются и усугубляются эти споры о мечтах и действительности с появлением в ночлежке странника Луки. Лука считает, что жизнь человека нужно облегчать, и помочь в этом может доброе слово и надежда, подаренная или вовремя поддержанная. Девиз этого героя: «Во что веришь, то и есть...»
И оказывается, что этот странник с его жизненной философией крайне необходим ночлежникам – они нуждаются в утешении и ободрении для того чтобы продолжать бороться за жизнь или принять свою участь со смирением.
Таким образом, во всех произведениях Горького отчетливо звучат раздумья о человеке. Они проявляются и в размышлениях героев, и в точке зрения самого автора. По мнению писателя, человек – высшая ценность в этом мире. По своей потенциальной силе и мощи он равен Богу. Однако окружающая жизнь уничтожает человека в человеке, превращает его из всесильного гиганта в жалкого лилипута. Кто-то имеет силы бороться с этим воздействием среды, кто-то предпочитает прятаться и закрывать глаза, не замечать своей деградации.
Какая же позиция наиболее правильная? Мне кажется, сам Горький не дает однозначного ответа на этот вопрос. Зато в его голосе отчетливо слышны сострадание и боль за людей, призыв к гуманному отношению к любому, даже самому «маленькому», человеку.


Сочинение

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ "Старуха Изергиль", которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко.

В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит, их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель - быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и ринести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. "Идем! - крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные... И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека - гуманиста и личность большой духовной красоты.

Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры - образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: "Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги.., а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще". За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. "В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира". Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.

Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: "Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно".

В рассказе "Старуха Изергиль" Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, - легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их...» Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной - эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла». Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: «...он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него». В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие - основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали «...корявые, длинные руки... в густую сеть, пытаясь остановить...» их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. «Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце...». Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. «...Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак... А потом упал и - умер». Но те, увы, оказались неблагодарными. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано^ что смысл человеческой жизни - служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изер-гиль.

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении «...можно было ждать, что сухая... кожа разорвется вся, развалится кусками...».

Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, - реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. «Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи...»

Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце - это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Итак, действительно, «Старуха Изергиль» оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»