Лувр самые известные экспонаты. Шедевры античной скульптуры. Греческие безрукие богини

Легендарная Джоконда бьёт все рекорды среди известных картин Леонардо да Винчи в Лувре. Это основная цель многих туристов, поэтому народу возле неё всегда много. Одни видят в ней неземную красоту, другие - вызов обществу, третьи - тайные послания автора. Существует великое множество трактовок загадочной полуулыбки, магического взгляда Моны Лизы. Она была написана в 1503 году, а попала в Лувр в 1793. Сейчас, кроме Лувра, нигде нельзя увидеть оригинал Джоконды. Так как картина в не очень хорошем состоянии, руководство музея приняло решение не передавать её на другие выставки.

Античный идеал женской красоты представляет статуя Венера Милосская. Она была создана примерно в 120 г. до н.э. неизвестным скульптором на островах лазурного Эгейского моря. Существует несколько версий, почему статуя без рук - то ли они были отбиты во время транспортировки из Турции во Францию, то ли уже отсутствовали задолго до нахождения статуи.

  • Жак Луи Давид «Коронация Наполеона»

Картина известного представителя неоклассицизма выглядит даже реалистичнее, чем происходило на самом деле. Она написана по заказу императора Наполеона I, пожелавшего добавить в самый центр полотна свою мать, королеву Жозефину сделать моложе, а себя - чуть выше. В остальном «Коронация Наполеона» полностью отражает событие 1804 года, происходившее в зале Собора Нотр-Дам.

  • Микеланджело «Рабы»

Две скульптуры Микеланджело, украшающие галереи Лувра, как будто противопоставляются друг другу: «Восставший раб» и «Умирающий раб», сила воли и полное безволие, стремление к жизни и тяга к смерти. Скульптуры были созданы в 1513-19 гг. как украшение гробницы папы Юлия II.

  • Ян Вермеер «Кружевница»

Вермеер, живший в XVII столетии, явно использовал при создании своих картин оптику, добиваясь эффектов как на современных фотографиях. На «Кружевнице» можно увидеть размытый передний план и глубину резкости, достигнутую за счет визуализации элементов полотна, находящихся не в фокусе. Этим частично объясняется реалистичность изображения.

  • Статуя сидящего Рамзеса II

Ещё из того, что посмотреть обязательно в Лувре, можно выделить древнеегипетскую статую фараона Рамзеса II - одного из самых значимых в истории древнего государства. Статуя расположена в крыле Сюлли на первом этаже музея, и выглядит очень величественно, как и десятки других экспонатов из раздела Древнего Египта.

Страсть Рафаэля к изображению Девы Марии положительным образом отразилась на коллекции Лувра. Одна из самых известных работ, представленных в парижском музее — «Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном Крестителем». Это одна из работ коллекции Франциска I, попавшая в Лувр на заре его становления как музея.

Статуя свободолюбивой богини победы Ники выполнена из мрамора. Её предположительный возраст - около 4 тысяч лет. За это время богиня лишилась рук, головы и одного крыла. И если второе крыло восстановили из гипса по подобию первого, то с остальными частями тела богине не повезло. Впрочем, и в таком виде она привлекает внимание тысяч туристов.

  • Теодор Жерико «Плот «Медузы»

В своё время картина вызвала массу негодования только за то, что художник изобразил на ней не религиозный и не героический сюжет, а реалистичную борьбу человека со стихией. В основу положены события 1816 года, когда страшная трагедия обрушилась на корабль «Медуза» у берегов Сенегала. Борьба за жизнь и смертельные муки, надежда и полное отчаяние соединены в этом произведении.

  • Антонио Канова «Амур и Психея»

Завершает эти шедевральные достопримечательности Лувра романтичная скульптура с мотивом «спящей красавицы» - пробуждение богини Психеи от сладкого поцелуя крылатого Амура. Существует две разные версии этой скульптуры. Первая, более ранняя хранится в залах Лувра, а вторая - в Эрмитаже. Скульптура авторства великого Антонио Канова была подарена музею в 1800 году, и с тех пор украшает один из залов в разделе скульптур.

А какие Вам понравились шедевры Парижского Лувра?


Быть в Париже и не заглянуть в Лувр - просто преступление. Это вам любой турист скажет. Но если вы заранее не подготовились, то рискуете затеряться среди толпы людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей.

Лувр огромен и прекрасен. Насладиться всеми его экспонатами даже за один день не получится - их более 300 000. Чтобы не получить эстетический шок от перенасыщения прекрасным, приходится делать выбор. AdMe.ru решил вам его облегчить.

Итак, зачем же идти в Лувр? В первую очередь, конечно же, за «Джокондой».

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи - главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.

«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.

Венера Милосская

Вторая звезда Лувра - статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Знаменитый античный идеал красоты, созданный за 120 лет до н. э. Рост богини - 164 см, пропорции - 86×69×93.

По одной из версий, руки богини были утрачены в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками - владельцами острова, где она была обнаружена. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.

Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. Получив согласие, он принялся за работу. В день, когда шедевр был почти готов, не в силах больше сдерживать страсть, скульптор и модель бросились в объятия друг к другу. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. А скульптура так и осталась без обеих рук.

«Плот «Медузы» Теодор Жерико

Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.

При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.

В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших - убийства, людоедство - потрясли общество и обернулись скандалом.

Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.

Ника Самофракийская

Еще одна гордость музея - мраморная скульптура богини победы. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до н.э в знак греческих морских побед.

У скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является реконструкцией, гипсовой копией левого крыла. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно - все они портили шедевр. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.

Первоначально Ника стояла на отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Сегодня статуя расположилась на втором этаже Лувра на лестнице Дару галереи Денон и видна издалека.

«Коронация Наполеона» Жак Луи Давид

Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона.

Полное название картины - «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение.

Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину - чуть моложе.

«Амур и Психея» Антонио Канова

Существует две версии скульптуры. В Лувре хранится первая версия, подаренная музею в 1800 году мужем сестры Наполеона Иоахимом Мюратом. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году.

Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». На создание шедевра итальянского скульптора Антонио Канова вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

Этот шедевр воплощения чувственности в мраморе несомненно стоит оценить вживую.

«Большая одалиска» Жана Энгра

Энгр писал «Большую одалиску» для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Но картина так и не была принята заказчицей.

Сегодня она является одним из ценнейших экспонатов Лувра, несмотря на очевидные анатомические погрешности. У одалиски три лишних позвонка, правая рука неправдоподобно длинная, а левая нога вывернута под невозможным углом. Когда картина появилась в салоне в 1819 году, один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа».

Энгр всегда без колебаний и сожалений утрировал черты своих моделей, чтобы подчеркнуть выразительность и художественную ценность картины. И сегодня это никого не смущает. «Большая одалиска» считается самым известным и значительным произведением мастера.

«Рабы» Микеланджело

В числе самых ценных экспонатов Лувра две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». Они были созданы в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II, но так и не вошли в окончательный вариант гробницы.

По задумке скульптора, всего статуй должно было быть шесть. Но работу над четырьмя из них Микеланджело не закончил. Сегодня они находятся в Галерее Академии во Флоренции.

Две законченные луврские статуи - это противопоставление сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них. Побежденные, связанные, умирающие люди у Микеланджело, тем не менее, как всегда удивительно прекрасны и сильны.

Статуя сидящего Рамзеса II

Лувр обладает одной из богатейших в мире коллекций египетских древностей. Шедевр древнеегипетской культуры, который нужно непременно увидеть своими глазами - это статуя знаменитого фараона Рамзеза II.

Оказавшись в зале египетских древностей, не пропустите также статую сидящего писца с удивительно живым выражением лица.

«Кружевница» Яна Вермеера

Картины Вермеера интересны тем, что в них исследователи находят доказательства того, что великие художники, начиная с эпохи Возрождения, пользовались оптикой для написания своих реалистичных картин. В частности при создании «Кружевницы» Вермеер, предположительно, использовал камеру-обскуру. На картине можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например: размытый передний план.

В Лувре также можно посмотреть картину Вермеера «Астроном». На ней изображен друг и посмертный распорядитель художника Антони ван Левенгук, ученый и микробиолог, уникальный мастер, создававший собственные микроскопы и линзы. По всей видимости, он и снабжал Вермеера оптикой, с помощью которой художник писал свои шедевры.

Музей Лувр в Париже, Musée du Louvre, главный художественный выставочный зал на планете. Каждый год он принимает более 9 миллионов посетителей. Даже если вы никогда не попадете в это число, о некоторых образцах искусства вы знать просто обязаны. В этой статье мы совершим увлекательное виртуальное путешествие по залам и галереям, где выставлены сокровища человеческой цивилизации, так сказать, посмотрим на них в высоком разрешении.

Конечно, никакие слова, фотографии и видео, не передадут то впечатление, что оказывают картины Лувра. Главные шедевры, скульптуру и полотна «Мона Лиза» и «Мадонна в скалах» Леонардо, древнегреческую статую крылатой Ники в зале Эллады и другие творения должен хотя бы раз в своей жизни посмотреть каждый образованный человек.

Дворец при королях и музей при Революции

Древний замок в Париже. Он появился 900 лет назад. Картины в Лувре стали собираться уже в XIV веке при Карле V, первом из французских королей, который стал интересоваться искусством. В те годы Париж еще не претендовал на звание культурной столицы мира. Перестройка в 1526 при короле Франциске I придала ему в общих чертах тот вид, что мы наблюдаем сейчас.

Кстати, именно Франциск I стал первым хозяином картины Мона Лиза. Правда, появилась эта картина там только в 1793. Для простого народа посещения залов Лувра с этого года сделала возможным Великая Французская революция. Граждане Первой Республики могли ходить по покоям королей абсолютно бесплатно.

Музей Оранжери

Главные сокровища мира

Перечислить самые знаменитые экспонаты очень трудно. Какие самые известные скульптуры Лувра и названия полотен приходят сразу на ум? Список шедевров, статуй и живопись из сокровищницы настолько огромен, что невозможно даже посчитать размер этого богатства в денежном выражении. Ведь именно там хранится золото фараонов, бесценные сокровища Востока и Древней Греции

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Некоторые экспонаты, например картина Мона Лиза, просто не имеют цены. Когда в начале XX века один итальянец похитил «Джоконду» (он просто патриотично хотел «вернуть шедевр на родину», а не поживиться деньгами), французы даже не особо сомневались, что она вернется - ведь невозможно продать то, что никому нельзя показать.

Но есть некоторые скульптуры и картины в Лувре, на которые нужно обязательно посмотреть, если вы оказались в Париже.

Греческие безрукие богини

Венера Милосская в своей специально выстроенной галерее, встретит посетителей на первом этаже. Эта удивительная статуя стала главным символом античного мира. Найденная в начале XIX века на греческом острове и незаконно вывезенная во Францию (произошел даже небольшой бой с турецкой полицией, которая не хотела выпускать скульптуру с территории Османской империи), скульптура поражает тонко переданной красотой человеческого тела. Название Венера (римское имя) не совсем корректное. На самом деле мы видим статую греческой богини Афродиты с острова Милос, сотворенную таинственным скульптором Александром, сыном Менида, из города Антиохия.

Билеты в Лувр

Венера в музее не единственная безрукая богиня. Статуя Ники еще один образец знаменитой скульптуры в Лувре. Ника в развевающемся платье лишена не только рук, но и головы. Остались только крылья. Ника Самофракийская в Лувре поселилась с середины XIX века. В отличие от Венеры, статуя изначально была найдена без рук и головы.

Великий Леонардо

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Картины Леонардо да Винчи по праву считаются вершиной того, что мог сделать своими руками, рожденный женщиной человек на земле. Леонардо да Винчи в этих залах представлен достаточно широко. Без просмотра его картины Мона Лиза любое посещение Парижа вообще можно считать неудавшимся. Джоконда вошла сознание людей, этот образ знаком нам всем с детства.

Ее фото и репродукции с подробным описанием обязательно включаются во все школьные учебники истории. Мона Лиза на полотне, потемневшем от времени - это единственный холст, которому в здании отведена отдельная комната. Мона Лиза в Лувре появилась после революции, прямиком из королевских покоев. Потом Наполеон на время опять перенес ее в свою спальню во дворце Тюильри , но после свержения императора, «Джоконда» окончательно вернулась в галерею. Картина Мона Лиза, скорее всего, уже никогда не покинет своей комнаты - время безжалостно к краскам на холсте.

Мона Лиза в Лувре соседствует с другими великими творениями итальянца из Флоренции. Есть также такие работы, как:

  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»;
  • Знаменитая «Мадонна в скалах»;
  • «Иоанн Креститель»;
  • «Прекрасная Ферроньера».

Музей Дорсе

5 из 15 дошедших до наших дней полотен Леонардо хранится в главном парижском хранилище шедевров.

На что еще нужно обязательно посмотреть?

Ответить на вопрос на что посмотреть в Лувре совсем не просто. В музее более 6000 полотен, не считая графики. Если вас интересует рисунок, то посетите Le Cabinet des dessins, зал гравюр и эстампов. Известная выставка в Лувре посвящена культуре древних людей. Древний Восток, Антика, Китай, Искусство Ислама, Египта (самая богатая в мире коллекция, 55 000 экспонатов), Индии - перечислить всё, что можно увидеть на выставке в короткой статье нет возможности.

Чтобы изучить все сокровища не хватит и года. Но на что посмотреть обязательно? В музее представлены главные художники эпохи Возрождения. Произведения эпохи Ренессанса включают известные картины и скульптуры:

  • «Рабы» Микеланджело;
  • «Корабль дураков» Босха;
  • Знаменитые «Автопортреты» Ремрандта («в шляпе», «с золотой цепью»);
  • «Примирение Марии Медичи с сыном» Рубенса;
  • «Инфанта Мария» Веласкеса;
  • «Мадонна с вуалью» Рафаэля Санти;
  • «Мадонна с кроликом» Тициана;
  • «Смерть Марии» Микеланджело Караваджо.

«Корабль дураков» Босха

В общем, хотите посмотреть на средневековых Мадонн - добро пожаловать на улицу Риволи, 1-й округ столицы Франции. Что касается знаменитой после фильма со Скарлет Йохансон «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера в Лувре ее нет. Главная выставка Вермеера на его родине, в Голландии. Художник представлен полотнами «Кружевница» и «Астроном», на которой изображен его друг, изобретатель микроскопа Левенгук.

Побывать в Париже и не заглянуть в Лувр - просто преступление. Это вам любой турист скажет. Но если вы заранее не подготовились, то рискуете затеряться среди толпы людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей. Лувр огромен и прекрасен. Насладиться всеми его экспонатами даже за один день не получится - их более 300 000. Чтобы не получить эстетический шок от перенасыщения прекрасным, приходится делать выбор…
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи - главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.


Степень охраны картины беспрецедентная.

«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.

2


Оборотная сторона картины. Увидеть ее невозможно, и именно поэтому в СМИ постоянно циркулируют сплетни о каком-то тайном послании художника миру и человечеству, якобы, написаннном на обороте «Моны Лизы».

Наверное, это все знают, но на всякий случай. Эту картину называют и «Мона Лиза», и «Джоконда». Почему? Мона Лиза - сокращение от Мадонна Лиза. Джоконда - потому, что фамилия женщины была Джиокондо. Эта двадцатичетырехлетняя женщина была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо.

Венера Милосская

Вторая звезда Лувра - статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Знаменитый античный идеал красоты, созданный за 120 лет до н. э. Рост богини - 164 см, пропорции - 86x69x93.

3

По одной из версий, руки богини были утрачены в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками - владельцами острова, где она была обнаружена. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.

Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. Получив согласие, он принялся за работу.

4

В день, когда шедевр был почти готов, не в силах больше сдерживать страсть, скульптор и модель бросились в объятия друг к другу. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. А скульптура так и осталась без обеих рук.

«Плот «Медузы» Теодор Жерико

Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.

При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.

5

В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших - убийства, людоедство - потрясли общество и обернулись скандалом.

Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.

Ника Самофракийская

Еще одна гордость музея - мраморная скульптура богини победы. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до н.э в знак греческих морских побед.

6

У скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является реконструкцией, гипсовой копией левого крыла. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно - все они портили шедевр. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.

7

Первоначально Ника стояла на отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Сегодня статуя расположилась на втором этаже Лувра на лестнице Дару галереи Денон и видна издалека.

«Коронация Наполеона» Жак Луи Давид

Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона.

8

Полное название картины - «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение.

Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину - чуть моложе.

«Амур и Психея» Антонио Канова

9

Существует две версии скульптуры. В Лувре хранится первая версия, подаренная музею в 1800 году мужем сестры Наполеона Иоахимом Мюратом. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году.

10

Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». На создание шедевра итальянского скульптора Антонио Канова вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

11

Этот шедевр воплощения чувственности в мраморе несомненно стоит оценить вживую.

«Большая одалиска» Жана Энгра

Энгр писал «Большую одалиску» для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Но картина так и не была принята заказчицей.

12

Сегодня она является одним из ценнейших экспонатов Лувра, несмотря на очевидные анатомические погрешности. У одалиски три лишних позвонка, правая рука неправдоподобно длинная, а левая нога вывернута под невозможным углом. Когда картина появилась в салоне в 1819 году, один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа».

13

Энгр всегда без колебаний и сожалений утрировал черты своих моделей, чтобы подчеркнуть выразительность и художественную ценность картины. И сегодня это никого не смущает. «Большая одалиска» считается самым известным и значительным произведением мастера.

«Рабы» Микеланджело

В числе самых ценных экспонатов Лувра две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». Они были созданы в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II, но так и не вошли в окончательный вариант гробницы.

14

По задумке скульптора, всего статуй должно было быть шесть. Но работу над четырьмя из них Микеланджело не закончил. Сегодня они находятся в Галерее Академии во Флоренции.

Две законченные луврские статуи - это противопоставление сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них. Побежденные, связанные, умирающие люди у Микеланджело, тем не менее, как всегда удивительно прекрасны и сильны.

Статуя сидящего Рамзеса II

Лувр обладает одной из богатейших в мире коллекций египетских древностей. Шедевр древнеегипетской культуры, который нужно непременно увидеть своими глазами - это статуя знаменитого фараона Рамзеза II.

15

Оказавшись в зале египетских древностей, не пропустите также статую сидящего писца с удивительно живым выражением лица.

«Кружевница» Яна Вермеера

Картины Вермеера интересны тем, что в них исследователи находят доказательства того, что великие художники, начиная с эпохи Возрождения, пользовались оптикой для написания своих реалистичных картин.

16

В частности при создании «Кружевницы» Вермеер, предположительно, использовал камеру-обскуру. На картине можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например: размытый передний план.

17


В Лувре также можно посмотреть картину Вермеера «Астроном». На ней изображен друг и посмертный распорядитель художника Антони ван Левенгук, ученый и микробиолог, уникальный мастер, создававший собственные микроскопы и линзы. По всей видимости, он и снабжал Вермеера оптикой, с помощью которой художник писал свои шедевры.

В Лувре находится одно из величайших произведений искусства - «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо » Леонардо да Винчи . Во всем мире эта картина более известна как «Мона Лиза» или «Джоконда».

Леонардо написал «Мону Лизу» в начале XVI века. Вышло так, что картина не была возвращена заказчикам и оказалась у французского короля Франциска I. Впоследствии она попала в Лувр. По-настоящему международную славу «Джоконда» обрела только в начале ХХ века, когда ее сначала похитили, а затем она снова вернулась в музей.

Считается, что на картине изображена Лиза Герардини , знатная флорентийка и супруга торговца шелком Франческо дель Джокондо . Однако долгое время исследователи и искусствоведы сомневались в этом. Высказывались различные версии того, кто же позировал знаменитому художнику. Некоторые даже считали, что «Мона Лиза» могла быть автопортретом самого Леонардо или портретом юноши в женском облачении. Однако ученые Гейдельбергского университета установили, что это все-таки была Лиза Герардини.

На протяжении нескольких веков завораживающая улыбка «Моны Лизы» не перестает волновать зрителей. Ежедневно взглянуть на эту улыбку в Лувр приходит огромное количество людей, однако разгадать загадку картины пока еще не смог никто.

Венера Милосская

На первом этаже Лувра среди древнегреческих скульптур стоит прекрасная Венера Милосская. Эта знаменитая скульптура из белого мрамора была создана около 100 года до нашей эры неким Александром Антиохийским .

Статуя богини была найдена в 1820 году на острове Милос в Эгейском море французским моряком Оливье Вутье и местным крестьянином Йоргосом Кентротасом . Вутье вывезти находку с острова не удалось, но это смог сделать его соотечественник офицер Жюль Дюмон-Дервиль . В 1821 году скульптура была приобретена и впоследствии попала в Лувр.

Венера Милосская на протяжении многих десятилетий считается древнегреческим идеалом красоты. Руки она потеряла уже после того, как была найдена, в результате конфликта между французами и турками, которым принадлежал остров.

Ника Самофракийская

Еще одна известная древнегреческая скульптура, Ника Самофракийская, также оказалась в Лувре благодаря тому, что была найдена уроженцем Франции. Археолог-любитель и консул Шарль Шампуазо обнаружил ее в 1863 году на острове Самотраки в Эгейском море.

Считается, что жители острова Родос создали статую Ники, древнегреческой богини победы, после того, как одержали верх над флотом сирийского царя.

Первоначально могучая и гордая Ника стояла на постаменте, изображающем нос корабля. Однако статуя была уничтожена землетрясением. Именно поэтому у скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является гипсовой копией левого крыла.

«Коронация Наполеона и Жозефины» Давида

Это грандиозное полотно французский художник Жак Луи Давид создал по заказу Наполеона в 1806-1807 годах. Полное название картины — «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».

На картине изображен момент, когда Наполеон с благословения папы Пия VII коронует Жозефину. Рядом стоят придворные, а справа изображены братья императора.

Наполеон заказал Давиду эту картину с целью обессмертить момент своей коронации, и потому хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. По этой причине он попросил художника нарисовать в центре его мать, которая на самом деле на церемонии не присутствовала. По этой же причине сам Наполеон выглядит выше, а Жозефина - моложе.

«Плот «Медузы» Жерико

Еще одним шедевром, который находится в Лувре, является полотно Теодора Жерико «Плот «Медузы». В свое время эта картина вызвала скандал, когда художник выставил ее в Парижском салоне в 1819 году. Негодование публики было вызвано тем, что Жерико взял за основу не героический или религиозный сюжет, как тогда было принято, а реальное событие, современником которого он был.

В 1816 году в Атлантическом океане из-за некомпетентности капитана потерпел крушение фрегат «Медуза». Более 140 человек высадились на плот, однако через 12 дней дрейфа в живых остались только 15. Их спас бриг «Аргус».

Свидетельства тех, кому удалось уцелеть, поразили общественность - в борьбе за выживание пассажиры плота шли на убийство своих товарищей и даже на людоедство.

«Плот «Медузы» Жерико - это манифест романтизма, мрачная и темная картина, живописующая трагическое отчаяние страдающих людей и их надежду на спасение.

«Амур и Психея»

На создание скульптуры «Психея, разбуженная поцелуем Амура» итальянского скульптора Антонио Канову вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

В Лувре хранится первая версия этой знаменитой скульптуры, она была подарена музею в 1800 году. Вторая, болея поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Большая одалиска» Энгра

Эту картину французский художник Жан Огюст Доминик Энгр создал для Каролины Мюрат , младшей сестры Наполеона Бонапарта, однако она так и не забрала законченную работу. В 1899 году полотно попало в Лувр.

На картине в восточном интерьере изображена обнаженная наложница в гареме султана. Энгр любил подобные сюжеты, хотя сам он никогда не был на Ближнем Востоке.

Изображая прекрасную одалиску, художник принес анатомическую правильность в жертву композиции. Но, несмотря на подобные погрешности и допущения, эта картина является одним из ценнейших экспонатов Лувра.