Литературные произведения на тему космос. Доклад: "Отражение темы космоса в музыке". Космос и литература: мифы опровергаются в науке, но не в искусстве

В своём изначальном понимании греческий термин «космос» имел философскую основу, определяя гипотетический замкнутый вакуум вокруг Земли - центра Вселенной. Чёткой границы - где начинается космос - не существует, атмосфера разряжается постепенно по мере удаления от земной поверхности, и до сих пор нет единого мнения, что считать фактором начала космоса.

Часто космос вдохновляет художников на создание эпических внеземных картин. Сегодня мы их и посмотрим.

1. Глизе 667 Cc - экзопланета в обитаемой зоне, вторая экзопланета у звезды Gliese 667 C в тройной системе Gliese 667. Планета удалена от Земли на ~ 22,7 световых лет. Так, по мнению художников, может выглядеть там закат. (Фото L. Calcada | Reuters | ESO):


2. На апрель 2011 года планетная система звезды OGLE-2005-BLG-390L являлась самой удалённой от Солнца из всех известных планетных систем (21500 ±3300 св. лет). Планета представляет собой сверхземлю, которая обращается на среднем расстоянии 2,6 а. е. от своей звезды. Масса планеты - 5,5 масс Земли. Температура поверхности планеты оценивается всего в 50 K, так как материнская звезда - тусклый красный карлик.


3. Планета Kepler-16b с двумя звездами. Холодная планета размером с Сатурн с газовой поверхностью, считается непригодной для зарождения жизни. (Фото R. Hurt | Reuters | NASA):


4. Астрономы обнаружили более 1284 планет за пределами нашей Солнечной системы, 9 из них, возможно, пригодны для жизни. (Фото Courtesy W. Stenzel | Reuters | NASA):


Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая. Тема космических перелетов, казалось бы, абсолютно научная, тема узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии.

Космос, идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных, отличных от мира Земли, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от абсолютно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов. Создание первых, нельзя сказать научных, но фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса, также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи. Летчиков, рабочих и колхозников – в довоенный период, героев фронта и тыла – военный период и народ- победитель в послевоенный.

Не занимая лидирующих позиций в изобразительном искусстве, тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Юрия Гагарина в космическое пространство 12 апреля 1961 года. Но собственно, кроме самой идеи говорить было не о чем. Работы художников представлялись в темах подобной: «Покорение космоса советским человеком» или на темы: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Климат Венеры – планеты туманов». Это были в основном иллюстрации к научно-популярным изданиям и фантастическим рассказам.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2». Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» - совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».

Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» - книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».

Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника - молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».

На территории бывшего СССР, космическая тема особо стала популярна в 70-х годах ХХ столетия. В 1973 году, на больших экранах станы под названием Советский Союз, выходит первая часть научно-фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея», в 1984 году – вторая, «Отроки во Вселенной». Эти фильмы, несомненно, лучшие в линейке фантастических фильмов для детей.

На подобных фильмах, в которых изображались космические корабли, показывалось предполагаемое оборудование, популярно доносились идей дальнейшего развития техники (фотонные двигатели, позволяющие развить и превысить скорость света). Фильмы, предназначенные для детей и подростков, доносили будущим художникам картину технологий завтрашнего дня, новых идей и устремлений человечества в понятном для них формате.

В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин. 200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня».

Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность.

Космическая реальность и фантастика, вымысел художника и научные знания. Насколько выдумка близка к действительности? В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.


За 52 года, прошедшие с момента первого полета человека за пределы Земли, космические путешествия и Космос как таковой много раз оказывались в зоне внимания художников. А потому сегодняшний наш обзор коснется самых лучших и интересных примеров влияния космической темы на современное искусство .



Картина Винсента Ванг Гога «Звездная ночь» является одной из самых популярных для всевозможных переделок-пародий. Одну из необычных ее копий создал астрофизик Алекса Харрисона Паркера (Alex Harrison Parker), «нарисовавший» реплику этого известного произведения из космических снимков.




Одним из самых известных деятелей современного уличного искусства является Space Invader, который расклеивает мозаичные изображения персонажей одноименной видеоигры по всему миру в весьма заметных местах. Одна из его работ, кстати, отправилась даже на Международную Космическую Станцию.




В 1960-х годах на волне всемирного восторга от успехов в освоении Космоса со стороны СССР и США, школьный учитель из Замбии набрал отряд из одиннадцати своих соотечественников, чтобы подготовить их к будущим полетам на орбиту. Он одевал афронавтов в специально созданные для этого костюмы, чем-то напоминающие скафандры, гонял по горам и заставлял жить в невыносимых условиях, готовя смельчаков к трудностям. Спустя пятьдесят лет фотохудожница Кристина де Миддел (Christina de Middel) решила восстановить эту ситуацию и создала серию удивительных фотографий, реконструирующих события тех лет.




Согласно одной из теорий, Элвис Пресли не умер, а улетел в Космос, туда, откуда он пришел на Землю. Эта идея и была обыграна в картине, представленной на выставке «Космическая Одиссея 2011» в музее Мыстецкий Арсенал в Киеве. А, вместе с Элвисом, астронавтом стал и комик Эдди Мерфи.






Два года назад Президент США Барак Обама объявил о существенном сокращении финансирования американский космических исследований, что привело к увольнению многих узкоспециализированных специалистов, в том числе, и астронавтов. Вот о реакции последних на эту новость и посвящена серия фотографий Astronaut Suicides, созданная Нилом Дакостой (Neil Dacosta).




Скандальный художник Олег Кулик известен не только своими необычными выходками, граничащими с приступами сумасшествия, но и гиперреалистичными скульптурами, одна из которых показывает летающего в открытом Космосе советского космонавта с надписью СССР на шлеме.



Contact 1 – город космической эпохи из LEGO от Майка Дойла (Mike Doyle)
Скульптор Майк Дойл (Mike Doyle) занимается созданием огромных работ из элементов конструктора LEGO. Новое его произведение, названное автором Contact 1, представляет собой фантастический космический город, будто бы содранный с иллюстраций научной фантастики 60-70-х годов двадцатого века.

В начале XX века К.Э.Циолковский написал книгу «Вне Земли» (в Калуге эта книга была издана в 1920 году), а Юрий Гагарин после приземления первого корабля «Восток» сказал: «...Сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными». Так фантастика предвосхищала реальность.

Способ, которым авторы фантазий о космических путешествиях отправляли своих героев в космическое пространство, многообразны. Они прямо зависят от уровня научных представлений своего времени. До тех пор, пока благодаря нашему земляку, К.Э.Циолковскому, не была изобретена ракета на реактивной тяге, способы изобретались один причудливее другого, даже комические: и на воздушном шаре, и верхом на пушечном ядре, и в птичьей упряжке, и, конечно же, во сне.

Отбросим заведомо сказочные способы и рассмотрим те, авторы которых пытались дать какое-то научное обоснование полета. Первым в этом ряду был, видимо, Жюль Верн, который написал дилогию «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны "пушки на лунувидимо Жюль Верн, который написал "полета. ос.\оизведений прошлых веков.

Он не единственный, кто отправил людей в космос таким образом. Точно так же отправил на Луну своих героев польский писатель XX века Ежи Жулавский, автор «Лунной трилогии». Жулавский должен был уже знать о принципах реактивного движения, но почему-то избрал такой архаичный способ полета. Может быть, он не хотел, чтобы его герои вернулись на Землю?

Примерно в то же время Алексей Толстой пишет «Аэлиту», где описывает полет в «настоящей» ракете. И гораздо дальше: на Марс.

Другой способ предложил знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в книге «Первые люди на Луне». Он заставил своего героя Кэйвора изобрести кэйворит – вещество, экранирующее от поля притяжения. Всего-то и нужно: покрыть металлический шар-снаряд слоем такого вещества, чтобы оказаться в невесомости. Путешественники управляют своим снарядом, открывая окошки-иллюминаторы так, чтобы в поле зрения оказалась цель путешествия. Принцип прост: смотрим на Луну – значит летим к Луне. Хотим притормозить – смотрим на Землю. Только не очень долго, а не то Земли притянет к себе.

Заметим, что оба способа разбирались в научно-технической литературе (в частности, в известной книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика»). Сейчас уже нет необходимости изобретать экзотические способы путешествия в космос, потому что пока достоверно известен один: космическая ракета на реактивной тяге.

Артур Кларк, известный ученый-астрофизик и писатель, в своем романе «Фонтаны рая» рисует картины путешествий на орбиту в космическом лифте (этот лифт появляется и в одном из романов о космической одиссее).

Французский ученый-геолог и опять же писатель Ф. Карсак (Франсуа Бордо) вслед за своими соотечественниками Жюль Верном сталкивает два космических тела, в результате чего группа землян оказывается на другой планете. Возникает вопрос: можно ли считать такую переброску космическим путешествием? Ведь люди не покидают поверхности планеты. Разве что оставляют родную солнечную систему, как и в случае, когда средством передвижения оказывается целая планета. Тот же Ф. Карсак заставляет своих героев искать способ «убежать» от солнца, которому грозит превращение в Новую, в результате чего Земля увеличивает скорость и, покинув свою орбиту, устремляется в космические дали.

Такой же способ описывает Георгий Гуревич в повести «Прохождение Немезиды», только на этот раз солнечная система выступает не как пункт направления, а как принимающая сторона. Может быть, имея в роли космического корабля целую планету, путешествовать по космосу было бы легче, чем в любом искусственно построенном ковчеге. Но не надо забывать, что никакое солнце планету-путешественницу уже не будет согревать, а значит, ее население вынуждено будет переселиться под землю, укрывшись слоем замёрзших атмосферных газов на все века, которые потребуются для преодоления межзвездной бездны.

В качестве средств передвижения использовались также сравнительно мелкие космические тела – астероиды, внутри которых оборудовалась жилая зона. Надежнее, чем в металлической оболочке, но сколько нужно потратить топлива, чтобы разогнать такую массу! А ведь ее – массу – еще ведь потом и остановить нужно!

Расстояния в космосе настолько велики, что авторы книг о космических полетах вынуждены изобретать совсем уже фантастические методы, заставляя своих героев просто прокалывать пространство, но мы считаем, что такие способы вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем, если вообще будут реализованы. Правда, в не столь далекие времена Французская Академия прославилась утверждением, что камни с неба падать не могут, это антинаучно… а камни все же падают. Не попадем ли мы впросак со своим утверждением о невозможности гиперпространственных проколов?

А обыкновенные звездолеты все-таки были: в книге Станислава Лема «Магелланово Облако» описывается первый полет к звезде-соседке, в систему Центавра. Путь был долог и тернист, но в конце его путешественников ожидало заслуженное вознаграждение: встреча с дружественной цивилизацией. Звездолет как средство передвижения использует и Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды», и эта книга появилась почти одновременно с полетом Юрия Гагарина.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Космос в литературе и искусстве «Уста премудрых нам гласят:Там разных множество светов:Несчётны солнца там горят,Народы там и круг веков…»/М.В. Ломоносов/ «Мечта-это не то, что уже существует, но и не то, чего не может быть…» Станислав Лем (12.09. 1921- 27.03.2006гг.) По образованию должен был стать военным врачом, а стал философом, футурологом и писателем – фантастом.Известные произведения: «Солярис», «Человек с Марса», «Астронавты».По роману «Солярис» поставлен одноимённый художественный фильм.Родился и жил в Польше. Аннотация к роману «Солярис» Кельвин попадает на станцию Солярис уже в самый закат интереса к живому Океану Соляриса. На станции к этому времени осталось лишь трое исследователей – Гибарян, Снаут и Сарториус. Однако, прибыв на станцию, Кельвин узнает, что Гибарян покончил жизнь самоубийством, Снаут выглядит маловменяемым и предупреждает Кельвина, что если тот увидит на станции кого-то еще, кроме Снаута и Сарториуса, то пусть держит себя в руках и не считает себя сумасшедшим, Сарториус вообще закрылся в лаборатории и никого не желает видеть.Все это и еще многое другое придется выяснить Кельвину. Но найденные ответы мало прояснят происходящее - скорее приведут к новым более сложным вопросам, которые касаются как разумного Океана Соляриса, так и человека. «Стоит нам только выйти за пределы Солнечной системы, как мы сталкиваемся с космической действительностью совершенно иного порядка …» Артур Кларк (16.12.1917-19.03.2008гг.) Писатель – фантаст, футуролог, учёный, изобретатель.Родился и жил в Англии.Известные произведения: «Космическая одиссея» (4 цикла), «Одиссея времени» (3 цикла), «Город и звёзды», «Пески Марса» и многие др.Предложил идеи создания глобальной связи, прогнозирования погоды из космоса, космического лифта. Отрывок из романа А. Кларка «Пески Марса» «Вы слушаете, Земля? Вы все знаете, что марсианским воздухом дышать нельзя. Он очень разрежен, в нём практически нет кислорода. Порт – Лоуэлл, наш самый большой город, расположен под шестью куполами из прозрачного пластика. Они поддерживаются давлением воздуха изнутри. Этим воздухом мы отлично дышим, хотя он и пожиже, чем ваш…На полянке было 10 существ, слишком занятых едой, чтобы обратить внимание на незваных гостей. Больше всего они напоминали очень толстых кенгуру. Почти шарообразные тела покачивались на длинностопых тонких ножках. Шерсти у них не было, а шкурка странно поблескивала, как полированная кожа. Слабые ручки, на вид чрезвычайно гибкие, находились там же, где и у людей, и заканчивались тоненькой кистью, маленькой, как птичья лапка, тоненькой и беспомощной. Шеи не было и следа …» «Ничто великое в мире не совершается без страсти» Александр Беляев (4.03.1884 - 6.01.1942гг.) По образованию юрист стал писателем – фантастом, основоположником советской фантастики.Известные произведения о космосе: «Звезда Кэц» , «Ариэль».Был лично знаком с К. Э. Циолковским. Отрывок из романа А. Беляева «Звезда КЭЦ» «..Пожалуйте, пожалуйте сюда, - зовёт нас Меллер. – Ну, чем вас потчевать? Передо мной на столе герметически закрытые банки, баллоны, кубы, шары. - Мы вас будем кормить из соски жидкой пищей, манной кашей. С твёрдыми кусками вы не справитесь: вылетят из рук – не поймаете. У нас всё больше вегетарианская пища…Но вот мы приблизились к черте, на которую непосредственно падали световые лучи. Снежинки, увлекаемые ветром, таяли; буран превратился в дождь, который падал не с неба, а налетал сзади; снег на земле быстро таял, становился рыхлым и водянистым. На склонах бугров и лощин уже журчали ручьи…В конце декабря далеко за Полярным кругом – свет, тепло и зелёная трава! Ущипните меня за ухо, чтобы я проснулся! – воскликнул мой приятель…. «Я искал до скончания дней в запылённых, зачитанных книгах сокровенную сказку о ней» Александр Казанцев (2.09.1906 – 13.09.2002гг.) Инженер – механик стал выдающимся писателем – фантастом. Особо популярные произведения: «Фаэты», «Пылающий остров», «Сильнее времени», «Планета бурь», «Иномиры» По роману «Пылающий остров» создан художественный фильм. Отрывок из повести А. Казанцева «Планета бурь» «..Погода на Венере улучшилась. Дул сильный, но ровный ветер. Небо было высокое и красное, по нему перемещалась заря невидимого Солнца. Вокруг ракеты кипела работа. Люди принялись за устройство укреплённого лагеря. Решено было соорудить вокруг корабля прочную изгородь, которая бы защитила «колонистов» от внезапных нападений. Конечно, в первую очередь имелись в виду ящеры, но…кто знает, могли быть и не только ящеры.…Накренив одно крыло выше другого, существо опустилось на поверхность и …сложило крылья, оно откинуло их на спину складками дымчатого плаща. Потом оно тряхнуло головой, и по плащу рассыпались длинные тёмные волосы. ..Конечно, у девушки было точно такое же лицо, как и у найденной скульптуры…» «Чтобы выжить и сохранить свой дом – Солнечную систему, человечеству мало овладеть временем…» Василий Головачёв (21.06.1948г) По специальности инженер – конструктор, стал писателем – фантастом, сценаристом, продюсером.Пишет о сильных и смелых покорителях космоса, о преодолении возможных проблем в космосе, благодаря благородству, мужеству и отвагеПроизведения: «Реликт», «Человек боя», «Схрон» и многие другие.По книге «Смерш» снят фильм «Запрещённая реальность» Отрывок из рассказа «Подача навылет» «… -Боже мой!- прошептала Ангелина, не сводя широко раскрытых глаз с удивительного явления. Лазорин тоже посмотрел назад. Гейзер быстро замерзал, подчиняясь температуре минус 220 градусов по Цельсию, но под давлением подкоркового океана планеты продолжал расти, как гигантское дерево, обвитое вихрями пара и ледяной пыли. Каллисто вибрировал, отчего кора его продолжала трескаться, покрываться волдырями проступающей воды, парить и кипеть….» «Сущность человека - в удивительной способности привыкать ко всему» Аркадий (28.08.1925 - 12.10.1991гг) и Борис (15.04.1933 -19.11.2012гг) Стругацкие Советские писатели – фантасты, соавторы и сценаристы.По многим их произведениям созданы художественные фильмы.Самые известные произведения: «Стажёры». «Путь на Амальтею», «Далёкая Радуга», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Аэлита» и др.По роману «Пикник на обочине» снят фильм «Сталкер» Аннотация к роману «Пикник на обочине» Одно из самых прославленных произведений братьев Стругацких, увлекательная история сталкеров - отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев - аномальную Зону, полную опасностей и смертельных ловушек...Стругацкие очень часто задают человечеству сложные, трудноразрешимые или даже совсем неразрешимые вопросы. Сколько уже лет мы задаемся вопросом – одни ли мы во вселенной? И какими они будут – пришельцы из иных миров? Более развитыми и более гуманными? Более кровожадными? Какие цели они будут преследовать, идя на контакт с землянами? Захотят поработить или попытаются помочь нам подняться до их уровня развития? Уничтожат нас ненароком или просто поиграют, да и забудут навсегда, найдя себе новые более увлекательные занятия? «Космоскаф медленно плыл в двадцати пяти километрах от средней плоскости Кольца. Впереди исполинским мутно-желтым горбом громоздился водянистый Сатурн. Ниже, вправо и влево, на весь экран тянулось плоское сверкающее поле. Вдали оно заволакивалось зеленоватой дымкой, и казалось, что гигантская планета рассечена пополам» Алексей Леонов Родился 30.05.1934г.Дважды слетал в космос: 1965,1975гг.Первым вышел в открытый космос.Под впечатлением увиденного в космосе начал писать картины о космосе. Картины Алексея Леонова: лётчика - космонавта «Союз – Аполон» Вид из космоса Ютака Кагайя Родился в 1968 году в Саитами. Пишет замечательные картины о Космосе, но не только…С 1996 года пишет картины исключительно при помощи компьютерной техники. Картины Ютака Кагайя (Япония) Фантастические миры Фантастические миры Близнецы Пегас Ютака Кагайя Эти загадочные созвездия… Русские поэты о Вселенной Валерий Брюсов (1873 – 1924гг) Ещё быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет. Там всё, что здесь, в объёме сжатом, но также то, чего здесь нет …»«Я долго шёл, и, выбрав для ночлега Холм ледяной, поставил гибкий шест. В полярной тьме не Сириус, не Вега, - Как знак любви, сверкает Южный Крест…» Русские поэты о Вселенной Александр Блок (1880 – 1921гг.) «О край небес - звезда Омега, Весь в искрах, Сириус цветной. Над головой - немая Вега Из царства сумрака и снега Оледенела над землёй…»«Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, - который раз?...» Русские поэты о Вселенной Иван Бунин (1870 – 1953гг.) «Настала ночь, остыл от звезд песок. Скользя в песке, я шёл за караваном, И Млечный Путь, двоящийся поток, Белел над ним светящимся туманом…»«Тебя зовут божественною, Мира, Царицею в созвездии Кита. Таинственна, как талисманы Пирра, Твоей недолгой жизни красота…» Русские поэты о Вселенной Вероника Тушнова (14.03.1915 – 7.07.1965гг.) «Все было тихо и студеноМерцала инея слюдаНа мир глядела удивленноБольшая синяя звезда…»«К осеннему небу прикован мой взглядАвось я судьбу переспорюА звезды летят и летят, И падают в черное море…» Русские поэты о Вселенной Эдуард Асадов (7.09.1915 - 21.04.2004) «К рассвету все замолкло - Тишина.Медлительная, важная луна,Опутав звезды сетью золотой, Загадочно повисла над водой…»«У моста, поеживаясь спросонок,Две вербы ладошками пьют зарюКрохотный месяц, словно, котенокКарабкаясь, лезет по фонарю…» Эти необыкновенные созвездия … Контрольные вопросы: Назовите известных российских писателей – фантастов.Назовите известных зарубежных писателей - фантастов.Какие фантастические произведения о космосе вы читали?Назовите известных вам художников, которые свои работы посвящали Космосу.Поэзия один из методов выражения восторга Космосом. Назовите поэта, который вас поразил своим стихами.Назовите поэтов, посвятивших космосу свои стихи, но не названных в презентации. Литература 1 Асадов, Э.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2002. -624с.2 Беляев, А.Р. Звезда КЭЦ: Романы и повести. – М.: Эй-Ди-Лтд, 1993.-396с.3 Блок, А.А. Быть светлым меня научи: Избранная лирика 1898-1921гг. /Вступительная статья и составит. А. Черевченко/-Магаданское книжное Издательство, 1980. – 270с. 4 Бунин, И.А. Собрание сочинений в 4-х томах: т. 1. –М.: Правда, 1988.-480с.5 Головачёв, В.В. ВВГ, или власть времён Гармонии: Научно-фантастический романы. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 512с.6 Казанцев, А.П. Сильнее времени: Роман и повесть,- М.: Центрполиграф, 1997. – 489с.Интернет – ресурс7 www.liveininternet.ru (картины А. Леонова)8 www.tekku.ru (картины Ютака Кагайя)