Литературные предсказания. Предсказание в искусстве - шокирующие факты

Научная фантастика потому и называется научной, что работающие в этом жанре писатели опираются на современные им научные достижения, чтобы спроектировать будущие. И чем крупнее талант автора-фантаста, тем более точными получаются такие предсказания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что множество современных нам явлений и предметов, которые мы считаем обыденными, когда-то были «персонажами» фантастических романов и повестей.

Например, такой банальный девайс, как наушники-вкладыши, которые сегодня за сущие копейки может купить любой школьник, впервые появились в легендарном романе американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», и назывались они «Ракушками». Или куда более редкое, но и более высокотехнологичное рождение детей из пробирок: его описал в романе «О, дивный новый мир!» писатель Олдос Хаксли, причем у него этот процесс был поставлен на конвейер.

Детали космических путешествий и мировые компьютерные сети, видеочаты и планшетные компьютеры – упоминания о подобных предметах и явлениях можно найти у фантастов прошлого. Кому-то из писателей удавалось угадать лишь отдельные вещи будущего, а кто-то, как, скажем, Герберт Уэллс, Жюль Верн или Артур Кларк, сумел описать чуть ли не половину нынешней машинерии и цифровой техники. Сегодня «МИР 24» рассказывает своим читателям о десяти самых известных предметах и явлениях, появление которых было предсказано в научно-фантастических произведениях.

Атомная бомба – Герберт Уэллс

Человечество еще только-только подбиралось к идее расщепления атома, а британец Герберт Уэллс в своем романе «Мир освобожденный» предсказал появление оружия, основанного на этом процессе. Произошло это в 1914 году – за три десятка лет до Хиросимы и Нагасаки!

Герой романа Холстен вызывает радиоактивный распад тяжелых элементов в 1933 году в крохотной частичке висмута: «Произошел сильнейший взрыв, в результате которого получился тяжелый газ с чрезвычайно высокой радиоактивностью – за неделю он распался Но главное было сделано – ценой ожога на груди и сломанного пальца первооткрывателя, – и с той секунды, когда невидимая частичка висмута превратилась в сгусток разрушительной энергии, Холстен уже знал, что он открыл человечеству путь – пусть еще узкий, извилистый и темный – к безграничному, неисчерпаемому могуществу».

Банковские карты – Эдвард Беллами

Социалистическая утопия «Взгляд назад» писателя-социалиста из США Эдварда Беллами впервые увидела свет в 1888 году. Роман описывал путешествие во времени на сто с лишним лет вперед – в 2000-й год, в Америку будущего, экономика которой построена на принципах социализма.

Скажем, все граждане страны обязаны трудиться в так называемой «промышленной армии», получая за свой труд гарантированный минимум. Но не наличными деньгами, а специальными картами – судя по описанию, такими, которые сейчас называются дебетовыми. Расплатиться такой картой американец 2000 года, по версии Беллами, мог в любой точке страны, что делает предсказание еще более точным. Кстати, любопытно, что в России книга «Взгляд назад» была переведена и выдержала семь изданий, последнее – в 1918 году: по понятной причине, советская власть уже не допускала переиздания романа-утопии.

Вертолет – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Если быть совсем точным, то летательный аппарат, на котором покоряет воздушный океан гениальный изобретатель-одиночка Робур, герой опубликованного в 1886 году романа «Робур-завоеватель», скорее похож на автожир, чем на вертолет. Ведь у него есть не только несколько подъемных винтов, но и один тянущий впереди – а именно по такой схеме и строятся автожиры. Но все-таки в истории научной фантастики и вертолетостроения Верн останется предсказателем появления именно вертолета или геликоптера.

Правда, внешне «Альбатрос», на котором путешествуют Робур и его спутники, больше напоминает другое знаменитое предсказание Жюля Верна – подводную лодку, поскольку имеет веретенообразный корпус с надстройкой наверху, над которой вертятся множество двухлопастных винтов.

Интернет – Марк Твен

Американца Марка Твена трудно назвать научным фантастом в классическом смысле этого слова. Тем не менее, несколько фантастических произведений он создал, и среди них – рассказ «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», написанный им в 1898 году.

Изобретение, которое обладает всеми признаками современного интернета, писатель назвал «телеэлектроскопом», или всемирным телефоном. Герой рассказа Клейтон получает его в свое распоряжение, и вот что он может делать: «Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья, и он может лететь, куда хочет».

Лазер – Герберт Уэллс

Фото: wikipedia.org

Герберту Уэллсу очень хорошо удавалось предвидеть боевые машины будущего: атомную бомбу, танки или, например, лазер. Причем если о первой и вторых мало кто знает, то «лучи смерти», которыми вооружены пришельцы с Марса в романе «Война миров» (впервые опубликован в 1897 году), известны едва ли не каждому в мире.

Это уникальное для землян оружие сделало боевые машины марсиан непобедимыми, и если бы не банальная земная простуда, справиться с ними не удалось бы. Сегодня, конечно, лазер еще не стал столь простым и легко носимым оружием, но военные образцы уже не просто испытаны, а приняты на вооружение в армиях развитых стран – таких, например, как Россия и США.

Межпланетные космические корабли – Алексей Толстой

Фото: РОСКОСМОС

О существовании ракет человечество знает уже не меньше двух тысячелетий: начиненные порохом трубки для фейерверков начали использовать еще в древнем Китае. Но приспособить их к межпланетным космическим перелетам первыми решили все-таки в России.

Знаменитый революционер-народник Николай Кибальчич за несколько дней до казни (он был участником покушения на императора Александра II) выдвинул идею космического аппарата с управляемым вектором тяги. Именно по этим чертежам, вооружившись теорией другого знаменитого соотечественника, Константина Циолковского, и построили свой межпланетный корабль Мстислав Лось и Алексей Гусев – герои романа Алексея Толстого «Аэлита», опубликованного в 1923 году. И улетели на нем на Марс, где быстренько устроили революцию – со всеми вытекающими последствиями для себя и для марсиан.

Пейнтбол – Аркадий и Борис Стругацкие

Фото: wikipedia.org / Nado24

«Это было что-то вроде игрушечного автомата – с удобной рифлёной рукояткой и с плоским прямоугольным баллончиком, который вставлялся снизу, как магазин. – Что это за штука? – спросил я. – Ляпник, – сказал он угрюмо. – Дайте сюда. Я отдал ему игрушку. – Ляпник, – сказал я. – Которым, значит, ляпают. А если бы ты в меня попал?.. Надо же, теперь это за год не отмыть, придётся стену менять».

Это диалог героев романа «Хищные вещи века», написанного в 1964 году. Ничем иным, как современным нам пейнтбольным автоматом, «ляпник» Стругацких и быть не может! Так что вполне можно было бы включать это слово в современные словари, заменяя им чужеземный «пейнтбол».

Подводная лодка – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Французский писатель-фантаст считается одним из самых гениальных провидцев, что легко объяснимо: Верн тщательно следил за всеми новинками науки и техники. И конечно, он был в курсе того, что конфедераты использовали подводную лодку в ходе Гражданской войны в США.

Но утлая конфедератская скорлупка с педальным приводом не идет ни в какое сравнение с главным героем романа 1870 года «20000 лье под водой» – могучим «Наутилусом», где все работает за счет электричества. Да и способность лодки Жюля Верна подолгу не всплывать на поверхность тоже куда ближе к современным атомным субмаринам. Кстати, в фактическом продолжении этого романа – «Таинственном острове» – Верн вооружил «Наутилус» торпедами, но это уже не было предвидением: это морское оружие к тому времени успешно применялось в реальности.

Робот – Карел Чапек

Чешский писатель Карел Чапек не просто предсказал появление роботов – он-то, собственно, и придумал само это слово! Оно происходит от чешского «robota», то есть подневольный труд. Впервые «роботы» появились в 1920 году в пьесе «Р.У.Р. (Россумские универсальные роботы)», написанной Карелом Чапеком вместе с братом Йозефом.

После этого роботы буквально завоевали мир, став вполне обыденным явлением сегодня. Примечательно, что Прага, где сочинил свою знаменитую пьесу чешский писатель, является родиной дальнего предка роботов – глиняного Голема. Это искусственное существо, способное выполнять команды хозяина, по легенде, создал праведный пражский раввин Лев для защиты своих соплеменников.

Спутники связи – Артур Кларк

Фото: NASA

Сегодня никому и в голову не приходит, что колоссальная часть мировой сети связи базируется на геостационарных спутниках: работает телевизор или телефон – и хорошо! Между тем, еще семь десятков лет назад такая идея была не просто революционной, а вообще выглядела завиральной. Но будущая легенда мировой фантастики англичанин Артур Кларк, работавший в Британском межпланетном обществе, считал иначе. О чем и написал в 1945 году в своем эссе «Космическая станция: Для применения радио».

В ней он впервые обосновал применение именно геостационарных, то есть расположенных на орбите в постоянном месте над поверхностью Земли, спутников связи. К этой идее Кларк, давний энтузиаст космической техники и межпланетных путешествий, пришел, основываясь на своем военном опыте: он служил в королевских ВВС и занимался специальной радиосвязью и радарами.

В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война , Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение .

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной .

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов , виды Новгорода, исторические события , выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Предсказания в искусстве

Искусство. 9 класс

Тема: Искусство предвосхищает будущее.



Предсказание - это сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем.


Художественное мышление, лучше чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности. Именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через некоторое время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.



Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство –время («Машина времени»).



"Машина времени" - первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, описывающий путешествие в мир будущего, населенный двумя видами существ, в которые превратился человек: морлоков, обитающих в подземном мире и обслуживающих машины, и хрупких элоев совершенно не приспособленных для труда. За тысячелетия и те и другие практически лишились разума, превратившись в полуживотных.



В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера

«Война миров»

«Война в воздухе»

« Когда спящий проснется»


В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв «Царство муравьёв»


В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы. Там же есть «атомная бомба» сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома


В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры «Люди как боги»


«Первые люди на Луне»

Уэллс открыл также такие идеи, как антигравитация, ускоритель темпа жизни и многое другое .


Александр Романович Беляев

советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.




«Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) Иногда его называют российским «Жюль Верном»


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

русский советский писатель и общественный деятель, граф.


Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.



Изобразительное искусство


Леонардо да Винчи был поистине гением. Яркий представитель типа «универсального человека», вместивший в себе все ключевые моменты эпохи и выразивший их в своей деятельности, он сделал поистине громадный вклад в развитие науки.


Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.


Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей. После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.


Изобретения

  • Парашют
  • Колесцовый замок
  • Велосипед
  • Танк
  • Лёгкие переносные мосты для армии.
  • Прожектор
  • Катапульта
  • Робот
  • Двухлинзовый телескоп.
  • Изобретения

Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой?

Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.

Акваланг Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности.

Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.


Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены. Крылатый планер Покорение стихии воздушной интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

Трехствольная пушка Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.



"Апокалипсис"


Накануне 16 века художник вернулся в Нюрнберг после первого путешествия в Италию.

В это время Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод, жестокие поборы. По всей стране поднималась волна народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и инквизицией.

В эти дни Дюрер создает серию гравюр на дереве "Апокалипсис" . Серия включает в себя 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова. Персонажи гравюр одеты в костюмы его времени, канонические образы лишены святости..


Хотя популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году, «Апокалипсис» имеет мощный политический подтекст. Художник недвусмысленно намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии, виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет страшная кара. «Четыре всадника» Апокалипсиса символизируют войну, мор, суд и смерть.


Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель.




Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.





К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник.

Москва и московские посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной архитектурой и пестрыми толпами людей.



Революционные события художник перевел в космический, фантастический план.

В картине нет реальных примет жизни. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал художник события и потрясения революционного времени.


Примером такого явления, как предсказание в искусстве можно считать картину «Большевик» Б. М. Кустодиева.


Б.М. КУСТОДИЕВ

«БОЛЬШЕВИК»

Главный герой картины – большевик, изображен на фоне города. Большевик выше всех домов и даже церкви, а его красное знамя заслоняет голубое небо. На фоне большевика народ смотрится ничтожно. В своей картине Б. М. Кустодиев применил метафору, которую многие годы не могли разгадать.



В начальный период творчества К.С.Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.


«Купание красного коня»

Это полотно воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее " буревестником революции в живописи ".




В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Чарльза Айвза (1874-1954)


Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Домашнее задание

Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас? (письменно)


ТЕСТ

1.Жюль Верн его произведения

  • Человек-неведимка
  • Человек –амфибия
  • Машина времени
  • Аэлита
  • 20 000 льё под водой
  • тест

В картине «Купание красного коня» Петрова-Водкина конь является символом

  • отваги
  • молодости
  • судьбы России
  • солнца
  • революции

Юон «Новая планета» художник хотел изобразить

  • новые открытия в науке
  • события и потрясения революционного времени
  • фантастический пейзаж

А.Толстой его произведения

А -Война миров

Б - Гиперболоид инженера Гарина

В - Путешествие к центру Земли

Г- Голова профессора Доуэля


Какие изобретения сделал Леонардо Да Винчи

  • акваланг
  • телефон
  • лазер
  • робот

Фото: Jakub Krechowicz/Rusmediabank.ru

Как известно, многие писатели и поэты обладают способностью к предвидению. Причем им случается предсказывать как события, имеющие отношение к ним самим, так и глобального масштаба…

Смертельные прозрения

Знаменитый Марк Твен в молодости служил рулевым на судне «Пенсильвания», курсирующем по Миссисипи. Однажды ему приснился зловещий сон: в железном гробу лежало тело его младшего брата (в то время служившего вместе с ним) с букетом белых цветов на груди. Наутро будущий писатель рассказал сон своей сестре, но затем забыл о нем. Какое-то время спустя он поссорился с капитаном и перешел на другое судно. А через несколько дней «Пенсильвания» затонула. Брат Сэмюэля Клеменса (таково настоящее имя писателя) оказался в госпитале города Мемфиса. Сэм ухаживал за ним, но на седьмые сутки брат умер. Сэмюэль, видя, что уже ничем не может ему помочь, заснул от усталости. Проснувшись, он увидел, что труп брата уже лежит в железном гробу. На его глазах какая-то женщина положила на грудь покойного букет белых цветов. Так сбылся Марка Твена…

Поэт Николай Гумилев в одном из своих стихотворений рисует образ мастерового, отливающего пулю, которой поэта убьют. В 1921 г. он был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян…

От Глупова до большевиков

Однако писатели способны предсказывать не только события, связанные с их собственной судьбой. Например, в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей повести «История одного города» изобразил город Глупов, где жестокий губернатор отменил все праздники, кроме двух. Один из них отмечался весной и служил «приготовлением к предстоящим бедствиям», а другой - осенью и был посвящен «воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных». Сразу после революции большевики тоже отменили в стране все традиционные праздники, введя вместо них политические - 1 мая и 7 ноября… Означали эти даты примерно то же самое, что и в сказке о городе Глупове.

Космос как предчувствие

Похоже, что взгляд литературного творца способен проникать не только в трагическое будущее, но и охватывать грядущие достижения прогресса.

Кто из нас в детстве не читал «Путешествий Гулливера» знаменитого английского писателя Джонатана Свифта? Внимание исследователей уже давно привлекает рассказ о летающем острове Лапута, где якобы случайно довелось побывать герою книги. Автор как будто умышленно останавливается на научно-технических подробностях, в общем-то не совсем уместных в художественном повествовании. Так, Свифт пишет: «Летучий или плавающий остров имеет форму правильного круга диаметром в 1837 ярдов, или около 4,5 мили: следовательно, его поверхность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около 200 ярдов. На ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глубиной. Наклон поверхности острова от окружности к центру служит естественной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ручейки и текут к середине, где вливаются в четыре больших , каждый из которых имеет около полумили в окружности и находится в 200 ярдах от центра острова».

Далее Свифт сообщает, что остров способен летать в воздухе благодаря огромному магниту, укрепленному на алмазной оси, и приводит детальное описание устройства двигателя. Тогда, в 1726 г., ничего подобного еще не было изобретено. Люди практически ничего не знали и о возможностях магнитного поля.

Ученые жители Лапуты «могли добывать из воздуха селитру и водянистые частицы». Меж тем, лишь 30 лет спустя после смерти Свифта французский химик Лавуазье определил состав воздуха. В романе содержатся и почти точные сведения о расстоянии от Марса до двух его спутников...

Певец технического прогресса

Знаменитому американскому фантасту Рэю Брэдбери удавалось предсказывать многие научно-технические достижения задолго до того, как они появились. В 1953 г. вышел роман Брэдбери «451º по Фаренгейту», многие страницы которого были посвящены усовершенствованным техническим средствам связи и информации: «телевизорные стены», передатчики, наушники-«ракушки»… Тогда это казалось сказкой. Но сегодня телеэкраны во всю стену, радиосвязь на расстоянии - уже никого не удивят, а человек с наушниками - тем более… И даже говорящий домофон и приставка к телевизору, которая в нужный момент автоматически произносит имя хозяйки, - это вполне реальные вещи.

В рассказе «Будет ласковый дождь», написанном в 1950 г., писатель описывает «умный дом», первые разработки которого появились только в 1991 г. В рассказе «Убийца» (1953) - радиобраслет, выполняющий те же функции, что и , изобретенный в 1983-м… В романе «451º по Фаренгейту» герой отправляется за своими сбережениями в круглосуточный банк, а в 1980-м появились первые банкоматы…

Что же происходит? Либо писатели действительно предвидят будущее, либо придуманные ими сюжеты каким-то образом влияют на ход событий… А возможно, они просто «считывают» отдельные варианты грядущего, которые порой, воплотившись в произведениях, становятся явью. Иначе как объяснить все эти почти невероятные факты?


Предсказания в искусстве

Литература


Русские народные сказки

Русский народ всегда верил в чудеса. Поэтому во всех наших сказках имеются волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, чудо-зеркальце, летучий корабль и т.д.



Писатели-мыслители, такие, как Верн, Уэллс, Лем, Альтов, Ефремов, Стэплдон, способны предвидеть будущее лучше, чем футурологи, астрологи и прочие пророки современности. Причина проста: авторы прогностической фантастики пишут о качественных скачках в развитии человечества. Они не движутся по кругу идей, как цирковая лошадь, подгоняемая кнутом воображения, - они выходят за пределы.

Можно выделить две группы писателей-фантастов. В первую включить авторов, которые цель своего творчества видели в том, чтобы представить, каким может стать будущее человечества. Во вторую группу - авторов, для которых фантастика лишь метод, антураж, фон для создания «сказания о человеке». Авторами, относившимися к первой категории, были Александр Беляев, Генрих Альтов, Иван Ефремов (из советских писателей) и Жюль Верн, Герберт Уэллс, Хьюго Гернсбек, Олаф Стэплдон, Станислав Лем (из писателей западных).


Жюль Габриэ́ль Верн

8 февраля 1828, Нант, Франция - французский географ и писатель, классик, один из основоположников научной фантастики. Член Французского Географического общества.

«С Земли на Луну» (1865)

«Путешествие к центру Земли» (1864)

«Вокруг Луны»(1869,

«20 000 льё под водой»( 1870)


Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830). В действительности это не пророчество о русской революционной смуте, а переживание тех тревожных и бедственных событий, которые принес Европе и России 1830 год. По южным и юго-восточным губерниям России прошли «холерные бунты». 3 июня 1830 года во время одного из них был убит губернатор Севастополя Н.А. Столыпин – родной брат бабушки Лермонтова.

В Польше вспыхнуло восстание, во Франции произошла революция. Это дало особое настроение 16-летнему поэту.

Он пытается спроецировать на Россию опыт кровавой Французской революции 1789–1794 годов. Важно обратить внимание, что в автографе стихотворения рядом с названием имеется авторская приписка: «Это мечта».


В поэтической ткани стихотворения хорошо видны нити прошлых исторических событий.

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь – и поймешь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.


Эдгар По

19.01.1809 – 01.10.1849

Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма.

Создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики.

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838)


Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в пригороде Лондона Бромли (графство Кент). На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более, 3 книги для детей и автобиографию.

В 1895 году Уэллс написал своё первое художественное произведение - роман «Машина времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее.

«Война миров», «Человек-неведимка»


В 1914 году Герберт Уэллс написал свой пророческий роман «Освобожденный мир», в котором предсказал применение ядерного оружия массового поражения и неконтролируемые последствия этого шага. Уэллс-то писал просто поучительную историю о ядерном кошмаре и массовой смерти,

но, возможно, роман повлиял на развитие ядерного оружия. В 1932 году книгу прочитал физик Лео Силард, год спустя он разработал концепцию нейтронной цепной реакции, а 1943 году получил патент


Морган Эндрю Робертсон (1861 -1915) Американский писатель в жанре фантастики.

Самым известным произведением Робертсона стала повесть, впервые изданная в 1898 году под названием «Тщетность» («Futility» ) , и переизданная с небольшими изменениями в 1912 году под названием «Тщетность, или крушение Титана» .

В ней описывается последнее плавание корабля «Титан», считавшегося непотопляемым и затонувшего в третьем обратном рейсе, при попытке поставить рекорд скорости в пересечении Атлантического океана .


Известность «Тщетность» получила через 14 лет, когда в апреле 1912 года от столкновения с айсбергом затонул лайнер «Титаник».

  • почти полностью совпадают основные технические характеристики «Титана» Робертсона и реального «Титаника»,
  • время крушения (апрельская полночь),
  • причина крушения (предельная скорость в сложной ледовой обстановке и, как следствие, столкновение с айсбергом и сильные повреждения правого борта)
  • главная причина большого числа жертв (нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна).

  • С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность,
  • а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
  • Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник".

Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев

(4 (16) марта 1884) - 6 января 1942) - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). Иногда его называют российским «Жюль Верном».


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

(29 декабря 1882 (10 января1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя - 23 февраля1945, Москва) - русский советский писатель и общественный деятель, граф. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»).

Н. Гумилев

Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. У необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии Владимира Николаевича Таганцева (1889–1921). 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 л., б. дворянин, филолог, член коллегии изд-ва ”Всемирная литература”, женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петроградской боевой контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией

в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров,

которые активно примут участие в восстании, получил от

организации деньги на технические надобности… Приговорить

к высшей мере наказания – расстрелу».

Из стихотворения «Я и Вы»:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник, мытарь И блудница крикнут: Вставай!

Из книги: «Африканская охота. Из путевого дневника»: «А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».


Рэймонд Дуглас Брэдбери

22.08.1920-05.06.2012

«Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его»

Американский писатель, считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений.

«451 градус по Фаренгейту»

«Марсианские хроники»

«Вино из одуванчиков»

«Вельд»



Бенжамин Парравичини

1898-1974

Аргентинский художник и скульптор