Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». История создания рассказа. Приёмы создания образов. Идея. Анализ «После бала» Толстой В каком году написано произведение после бала

Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа "После бала", коротко рассмотрим историю его создания. В этой статье вы также найдете композиционные особенности произведения и его сюжет. Рассказ "После бала" был опубликован после смерти Льва Толстого в 1911 году, хотя написал он его в 1903. Такая тенденция возвращенной прозы была характерна для того литературного периода. Рассказ основан на реальных событиях. Живя с братьями в Казани, Толстой узнал от брата Сергея подробности его личной жизни. Брат влюбился в дочь военного начальника, но увидя жестокость ее отца, забыл о женитьбе и больше не появлялся в их доме. Эта история произвела огромное неизгладимое впечатление, и позже стала основой сюжета рассказа "После бала".

Толстой долго раздумывал о названии рассказа. Но назвал его именно так, и это немаловажно в анализе "После бала", потому что Толстому важно было показать, как поведет себя человек после определенных обстоятельств, как будет вести себя в новой окружающей среде.

Жанр рассказа и его тема

Произведение "После бала" Толстого - рассказ, потому что повествуется об одном событии и одном главном герое. Прослеживается одна сюжетная линия. Именно рассказы писал Толстой в расцвете своей литературной деятельности. Но в данном рассказе описаны две эпохи: эпоха прошлого, т.е. 40-е годы XIX века, и конец XIX века. Такой прием автор использовал для того чтобы показать, что ничего в общественном устое не поменялось.

Проводя анализ "После бала" Толстого, важно учесть тему произведения. Главная тема рассказа - нравственность. То, как один случай кардинально меняет мировоззрение человека. Подтемой является жизнь солдата. Описана служба длинною в двадцать пять лет, беспрекословность, тяжесть условий.

Другие детали анализа

Идея в рассказе раскрывается через систему образов. Это - Иван Васильевич и полковник. Они являются камнем преткновения. С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза. Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика. Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича.

Давайте посмотрим, кто является главными героями рассказа "После бала":

  • Иван Васильевич. Приятный молодой человек, влюбленный в Вареньку. Он сделал переоценку своей жизни и поступков, увидя зверскую жесткость. Он задумался над тем, что такое человечность и как нужно относиться к людям. После увиденного он решил, что никогда не сделает никому больно.
  • Петр Владиславович. Крепкий старик, который искреннее любит свою дочь. Мужчина обходительный и галантный на балу, добрый хозяин, но в сцене с расправой предстаёт перед читателями в совсем другом свете.

Сюжет и композиция

Некий краткий анализ рассказа "После бала" мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой. Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки. Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом. Время действия рассказа - одни сутки.

Описание презентации Рассказ «После бала» История создания. Лев Николаевич по слайдам

Рассказ «После бала» История создания. Лев Николаевич Толстой Prezentacii. com

Расширить знания о биографии писателя; Показать своеобразие историзма Толстого; Познакомиться с историей создания рассказа «После бала» ; Определить социально-нравственные проблемы рассказа; Цели урока:

Л. Н. Толстой «После бала» Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя граф Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских. Мать писателя – М. И. Болконская Отец — Николай Ильич Толстой. Биография Льва Николаевича Толстого

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя. Ясная Поляна при жизни писателя. Ясная Поляна в наши дни.

Лев Николаевич Толстой получал образование в Казанском Университете сначала на восточном, затем на юридическом факультете. Толстой поступает на военную службу на Кавказе, где получает офицерский чин. Участвовал в Крымской войне. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856).

В начале 1860 -х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. В этой школе ребята учились писать, читать, считать, были у них занятия по обществознанию, русской истории рисованию, пению.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина» .

К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. Тяготясь барским укладом жизни в усадьбе Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82 -летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Что такое рассказ? (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.) Сколько сюжетных линий в рассказе? (Как правило, одна сюжетная линия.)

Особенности жанра. Жанр – разновидность, тип повествования. Жанры бывают: -эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.); — лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.); — лиро-эпическими (поэма, баллада); — драматическими (комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)

Какова жанровая принадлежность произведения Л. Н. Толстого «После бала» ? Перед нами рассказ, так как соблюдаются все жанровые признаки: прозаическое, небольшое по объему произведение, повествуется об одном событии, небольшое количество действующих лиц.

История создания рассказа Рассказ написан в 1903 году. Лев Николаевич Толстой пишет о сороковых годах XIX века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным. Вступление Николая I на престол связано с таким историческим событием как Восстание Декабристов.

История создания рассказа. Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л. Н. Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л. Н. Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни» . Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала» ?

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй» , «Дочь и отец» , «А вы говорите…» . Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала» ? Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра» . Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л. Н. Толстого? 2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет? 1. Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью в жизни. 2. На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.

Анализ композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Композиция – построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Задание! Сопоставить две сцены: на балу и наказание татарина по следующим признакам:

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала Слова и выражения, употребляемые в сцене описания наказания солдата Слова, обозначающие цвет Слова, обозначающие звуки музыки Слова, обозначающие чувства Слова, обозначающие действия, движения

Какой принцип использует Л. Н. Толстой для построения своего рассказа? Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.

Это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя. Контраст —

Как вы думаете, почему рассказ имеет название «После бала» ? Важнейшие события, повлиявшие на дальнейшую судьбу главного героя, происходят после бала.

1. Найдите ключевые слова-эпитеты первой части. Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник? 2. Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением» ? 3. Прочитайте описание пейзажа на с. 36 -37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя? Анализ первой части.

1. С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы? 2. Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин? Анализ второй части.

Анализ литературного героя. Литературный герой – художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя. 1. Назовите героев рассказа Л. Н. Толстого «После бала» 2. Образ полковника: — описание внешности, портрет; — характер; — поступки, поведение героя на балу и в сцене избиения солдата; 3. В чем особенность характера полковника?

Сопоставление частей рассказа Характеристики На балу После бала Чувства Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. Цвет Белый, розовый, румяный, серебряные, светло. Черное, красное, пестрое, белые. Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль. Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос. Детали Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера. Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное. Шел твердой, подрагивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчившийся человек.

Анализ таблицы 1. Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа. 2. Какова роль детали – замшевой перчатки полковника – в рассказе? 3. С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? 4. Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

1. О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ? 2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? 1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича. 2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи» . Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.

Эпизод бала и события после бала противопоставлены другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности. Вывод:

Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе «После Бала» ? Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы» .

Домашнее задание: 1) Ответить на вопросы 1 -7 (стр. 40) 2) Подготовить характеристику героев рассказа «После бала»

История создания произведения Толстого «После бала»

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».
Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения
«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л.Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.

Тематика произведения

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.
В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
В рассказе Л.Н. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.

Характер конфликта

Анализ произведения показывает, что основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.
Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Сюжет и композиция

В ходе анализа произведения мы приходим к выводу, что сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку Б. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами, полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.
Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.
Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.
Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.
«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Художественное своеобразие

Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.
Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так, при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись). Связано это с тем, что белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.
В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.... это была... жесткая, нехорошая музыка».

Значение произведения

Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
В 2008 г. исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и телевидению. «Не зная Толстого, — писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни.
С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.
Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствует духовному обогащению.
В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни.
Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.
Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 г. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

Это интересно

Эпизод, описывающий наказание солдат, имел предысторию. Впервые он появился в статье Л.Н. Толстого «Николай Палкин», написанной в 1886 г.
О подробностях жестокого наказания шпицрутенами писатель узнал, когда вместе с Н.Н. Ге-младшим и М.А. Стаховичем шел пешком из Москвы в Ясную Поляну. На ночлег остановились у 9 5-летнего солдата, который и рассказал им эту историю. Хотя сам Толстой никогда не был свидетелем такого наказания, рассказ произвел на него огромное впечатление. Лев Николаевич в тот же день сделал наброски статьи в своей записной книжке.
Статья «Николай Палкин» представляет собой диалог между автором и солдатом, который постепенно переходит в размышления лирического героя о событиях тех лет.
Каждое слово у Толстого обладает необычайной выразительностью и емкостью. Так, в рассказе есть чрезвычайно знаменательный по своему смыслу эпитет: «гибкая палка такой высочайше утвержденной толщины...». Он включен Толстым с определенной целью — указать, что деспотизм и жестокость идут от самого царя, определяются самодержавной системой. Указание, что толщина шпицрутенов была утверждена самим царем, основано на документальных данных.
Известно, что Толстой был знаком с запиской Николая I, в которой со всеми подробностями был предначертан царем обряд казни декабристов. По поводу этой записки Толстой с возмущением писал, что «это какое-то утонченное убийство».
В своей статье «Николай Палкин» автор упоминает о знакомом полковом командире, который «накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».
Эта сцена представляет собой как бы промежуточный этап между статьей «Николай Палкин» и рассказом «За что?», приближаясь больше к последнему.
Эмоциональное воздействие этой сцены на читателя усиливается от произведения к произведению («Николай Палкин» — «После бала» — «За что?»). Здесь Толстому удается наиболее ярко передать чувства, мысли, переживания героев во время экзекуции, их душевные и физические страдания.
Советуем прочитать
Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. — М., 1981.
Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX - начала XX века. — М., 1993.
Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1978.
Ломунов КН. Лев Толстой в современном мире. — М., 1975.
Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. — М., 1975.
Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого: Наблюдения и раздумья. — М., 1983.

Урок № 5 Литература 8 класс
Тема: Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

Цели: расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. Воспитывать культуру речи, любовь к чтению, честность, справедливость.

Методические приемы: рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, различные издания книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

III . Повторение изученного

Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

Какие его произведения вы читали? («Кавказский пленник», «Детство».)

IV . Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 году в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои наиболее известные романы: «Война и мир» и «Анна Каренина», здесь выросли его дети, здесь он создал шко­лу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до своей смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.

Толстому удавалось удивительно верно и точно знать людей и верно их изображать. Этому он учился всю жизнь путем самопознания и само­анализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. Толстой вырабатывал для себя правила жизни и ра­боты. Например: «Перечитывая и поправляя сочинение, не думать о том, что нужно прибавить (как бы хороши ни были приходящие мысли), если только не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а думать о том, как бы выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни были хороши эти лишние места)».

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления пра­вил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядоч­ности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необду­манности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было само­совершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание.

Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Особое внимание писатель всегда уделял истории. В ранней юности

она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории. Об особенностях историзма писателя мы узнаем из статьи учебника.

V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Л.Н. Толстой»

(с. 330-332) : Беседа по вопросам

Что такое рассказ? (Рассказ - эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, доже всю жизнь героя. В. рас­сказе, как правило, одна сюжетная линия.)

Докажите, что «После бала» - рассказ. .

Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Тол­стой? (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая 1, прозванного Николаем Палкиным.)

Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?


(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются

справедливость"», человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить. в умах и сердцах таких людей!»)

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

Первоначально рассказ называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите...». Почему писатель остановился на названии «После бала»? (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец, его возлюбленной.)

VI. Динамическая пауза.

Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя: Тол­стой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых ге­роями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди...». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)

Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми ува­жаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.)

Какие события описаны в рассказе? (В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя какого произведения напоминает это описание? («Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это описание походит на рассказ о себе героя повести И.С. Тургенева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет по вине «случая». Этот «случай» - главное событие рассказа то, ради чего он написан.)

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Тема. Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.

Цель :

  • выявление исторической и философской основы рассказа, связанной с теорией Л.Н.Толстого непротивления злу насилием; особенностей композиции рассказа, значения деталей, воссоздающих атмосферу бала и наказания солдата;
  • формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления философской основы рассказа, лексического слова «служака».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.Работа над темой.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

3.Заполнение таблицы.

Предпосылки создания рассказа «После бала»

Призыв Л. Н. Толстого к нравственному самоусовершенствованию и «непротивлению злу насилием»

Интерес Л.Н. Толстого к легенде об «уходе» Александра I и жизни его в Сибири под именем старца Федора Кузмича

Антимилитаристские взгляды писателя в годы пребывания Толстого на Кавказе и в Крыму

Возмущение Л.Н. Толстого карательными мерами самодержавия. Книга «Царство Божие внутри вас»

Отражение сюжетной канвы рассказа в памфлете «Николай Палкин» (1886)

Беседы с 95-летним николаевским солдатом, И.Н.Захарьиным-Якуниным, со своими однополчанами, с братом - свидетелем казанской жизни

Факты биографии отца и брата Л. Н. Толстого

Каковы жизненные источники рассказа «После бала»? Какие события воссозданы в рассказе? Что еще знаете вы об этом времени?

4. Слово учителя.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

Рассказ «После бала» - яркое выражение противоречий в мировоззрении и творчестве великого художника слова; это произведение, в котором Толстой, внутренне сознающий необходимость коренного изменения социального строя, вновь ставит больной вопрос русской жизни - что делать, как жить, чтобы добро победило зло.

На какие части можно условно разделить рассказ? От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Жанровая принадлежность произведения.

Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычносоставляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и болееобъемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.

В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.

5. Анализ содержания первой части рассказа.

5.1. Слово учителя.

Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика - Ивана Васильевича.

Каков Иван Васильевич в обрамлении рассказа и в самом рассказе?

Иван Васильевич в обрамлении рассказа - опытный рассказчик, всеми уважаемый человек, много передумавший о цели и смысле жизни, многое переживший и оценивший происшедшее с позиции своего жизненного опыта.

В самом рассказе Иван Васильевич - молодой человек, богатый, жизнерадостный, влюбленный в Вареньку.

Назовите известные вам произведения, где использован сходный прием.

Таким образом строится рассказ и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, и в «Асе» И.С.Тургенева.

Какой смысл придает этот прием художественному произведению?

Эта форма повествования дает возможность для непосредствен самоанализа и самораскрытия: Иван Васильевич комментирует и оценивает свои поступки.

5.2. Выразительное чтение начала рассказа от слов «Вот вы говорите…» до слов «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее, утра».

Молодежи, новому поколению, стремящемуся разобраться в социальных причинах зла жизни, противопоставлен умудренный опытом человек, пользующийся заслуженным авторитетом.

Какие точки зрения на то, от чего зависит моральное и социальное состояние общества, нашли отражение в данном эпизоде? Найдите цитаты, содержащие ответ на вопрос.

«Все дело в среде, среда заедает». «Все дело в случае».

Может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя или все дело в среде, в обстоятельствах, которые зачастую оказываются сильнее намерений человека?

В рассказе противопоставлены не только политические взгляды, но и нравственный идеал двух поколений: молодежи 1840-х и молодежи 1900-х годов. За что осуждает Иван Васильевич современную молодежь?

5.3. Выразительное чтение от слов «Был я в то время студентом...» до слов «Танцевал я хорошо и был не безобразен».

В речи Ивана Васильевича звучит подспудное осуждение современной ему молодежи за ее пристрастие к кружкам, политическим вопросам, за безнравственное поведение.

5.4. Слово учителя.

Толстой видел путь к социальной гармонии в моральном «просветлении» и самоусовершенствовании, от которых зависело, по его мнению, и улучшение жизни всего общества. В рассказе поставлен вопрос о необходимости осуждения социального зла этой жизни и личного неучастия в этом зле, непротивления злу насилием.

Таким образом, на первое место выдвигаются этико-эстетические проблемы, философскому разрешению которых отвечает идейно-композиционное строение произведения. «Случай» раскрывается Толстым путем контрастного сопоставления сцен бала и экзекуции.

Какие эпизоды и образы противопоставлены в рассказе?

Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника. Первая часть «сцен бала описана человеком, для которого все это - далекое прошлое». Во второй части это уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто все видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит.

5.6. Слово учителя.

История рассказа от лица дворянина-студента, счастливого своей молодостью, ощущением бушующих жизненных сил, восторженно обнимающего «весь мир своей любовью». Сцена бала согрета чистым и светлым чувством первой любви. Обычный губернский бал овеян ореолом чего-то прекрасного, неповторимого, лишь однажды встречающегося в жизни.

5.7. Обращение к домашнему заданию.

Как в рассказе изображен бал, танцы? Какими предстают перед читателем герои?

Бал

«Бал чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского»

Варенька

«...Прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, держалась она необыкновенно прямо... царственный вид, ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. В белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. ...Высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Нельзя было не любоваться».

Отец и мать Вареньки

«Добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны.

Высокая статная фигура ее отца, полковника с серебряными эполетами. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a laNicolas I, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником»

Танцы

«Улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо все по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек»

Чувства Ивана Васильевича

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен -был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

Какова Варенька в изображении Л. Н. Толстого?

Героиня - воплощение красоты и грации. Она царствует на этом балу, как и в сердце Ивана Васильевича. И хотя автор ни одним словом не приоткрывает внутренний мир Вареньки, мы чувствуем, что она и Иван Васильевич в эти мгновения живут одними мыслями и желаниями.

Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца?

Белый и розовый (в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках).

Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании?

Иван Васильевич многократно упоминает о статности отца и дочери. (Высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная, держалась прямо. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.)

О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца?

Рассказчик объединяет в сознании слушателей Вареньку и ее отца-полковника.

5.8. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из первой части рассказа конструкции «я + глагол», эмоциональные определения, однородные члены, употребленные попарно при характеристике чувств Ивана Васильевича. Какие чувства героя передают эти конструкции?

Конструкции

Цитаты

«Я + глагол»

«Я взял перышко; я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я; я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее»

Эмоциональные определения

«Восторженное, нежное чувство», «ласковые, милые глаза»

Однородные члены предложения, употребленные попарно

«Выразить весь свой восторг и благодарность», «в знак сожаления и утешения», «все смотрели на нее и любовались ею», «вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела»

Такие конструкции способствуют передаче эмоционального состояния рассказчика.

Какие детали особо подчеркнуты в изображении родителей Вареньки?

Бархатное пюсовое платье, брильянтовая фероньерка, открытые старые, пухлые, белые плечи и грудь, как портреты Елизаветы Петровны.

Полковник с серебряными эполетами, с белыми a laNicolas I подвитыми усами; небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь, воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

О чем свидетельствует в описании хозяев бала косвенное указание напортрет Елизаветы Петровны и Николая I?

Полковник и его жена стремятся внешне походить на самодержцев Романовых.

Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице: «Хозяйка бала«в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на головеи с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»;«услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и селизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом...»? Какое чувство находит отражение в замечаниях рассказчика «небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь»?

Уже в описании безвкусно одетой хозяйки бала и ее мужа - камергера,полковника, отца Вареньки, стремящихся внешне походить на Романовых, подспудно пробивается чувство неприятия этих людей Иваном Васильевичем.

Автор замечает, что продвижение по службе полковника обусловлено в первую очередь не ратными подвигами на полях сражений (грудь, небогато украшенная орденами), а ревностной службой в николаевскойармии.

Почему в описании танца полковника и его дочери Толстой обращаетвнимание на такую деталь: «...натянув замшевую перчатку на правуюруку, - «надо все по закону»?

Полковник привык все делать «по закону», по правилам. Действуя позакону, он не забывает во время танца надеть замшевую перчатку, как это и было предусмотрено правилами светского этикета.

Как характеризует полковника слово «служака»?

Лексическая работа: служака.

Кто дает такую оценку хозяевам бала: юный Иван Васильевич или всеми уважаемый, умудренный опытом Иван Васильевич?

Оценка и описание внешнего облика людей «света» даны в несколькоироническом и сатирическом плане уже с позиции постаревшего Ивана Васильевича, а не прежнего восторженного и пылкого юноши.

Сцена бала описана человеком, для которого все это уже далекое прошлое. События даны в строгой последовательности, постепенно, обстоятельно, а главное - обобщенно.

5.9. Итоги работы над содержанием первой части рассказа.

Почему описание бала не отличается глубиной психологических характеристик, тонкостью суждений рассказчика? Каков смысл замечания Ивана Васильевича: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»?

Внешнее, неглубокое, скользящее по поверхности описание бала психологически оправдывается влюбленностью рассказчика, воспринимавшего все происходящее в розовом свете.

Любовь к Вареньке сделала героя по-настоящему счастливым: он переносит свою любовь на все и всех. «Бал был чудесный...» - это уже позднейшая оценка, и не какого-то определенного момента, а всего бала вообще.

Рассказчик как бы оправдывает себя, свои оценки необычностью состояния, в котором он находился.

6. Анализ содержания второй части рассказа.

6.1. Слово учителя.

После бала Иван Васильевич находится в приподнятом настроении, он счастлив и все еще продолжает жить прекрасными впечатлениями бала. Музыка еще звучит в душе. Во второй части рассказа характер изображения действительности резко меняется. Повествование развертывается как непосредственное впечатление молодого человека. Время повествования и время действия совпали. Это рассказ о первом столкновении юноши-интеллигента с жизнью.

Вторая часть рассказываемого эпизода из жизни Ивана Васильевича показывает скрытую от посторонних глаз, внутреннюю и поэтому подлинную сторону личности и характера полковника (а косвенно и всего губернского общества), и отношение его к своим подчиненным.

6.2. Исследовательская работа с текстом.

Каковы детали пейзажа, звуки во второй части рассказа? Как Толстой изображает наказание, полковника и чувства героя?

Пейзаж

«Лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими»

Звуки

«Звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

Барабанщик и флейтщик, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию»

Вид наказываемого

«Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»

Описание наказания

«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. Поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте»

Полковник

«И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата.

Подать свежих шпицрутенов! - крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся»

Чувства Ивана Васильевича

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Заснул только к вечеру, и то после того, кик пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян»

Почему, оказавшись на улице, Иван Васильевич обращает внимание на детали, подробности, мимо которых обычно проходил?

Чувства влюбленного Ивана Васильевича обострены. Он замечает туман, насыщенный водою снег; пешеходов и ломовых с дровами на санях, лошадей, покачивающих мокрыми головами, видит трудовой народ, рабочий день которого начинается рано утром.

Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему?

Описание сцены экзекуции - кульминация рассказа. Именно этот момент становится переломным в мировосприятии главного героя.

Какой цвет преобладает в описании?

Преобладает черный цвет: что-то большое, черное; много черных людей; солдаты в черных мундирах.

Какие цвета контрастно противопоставлены в этой сцене?

Страшным контрастным пятном на этом черном фоне выделяется окровавленная спина наказываемого за побег солдата.

Почему в описании музыки, звучащей в сцене наказания, автор употребил слово «флейтщик», созвучное слову «барабанщик», а не флейтист?

О чем свидетельствует эмоциональный тон эпизода?

Эмоциональный тон эпизода свидетельствует об авторской позиции, заключающейся в отрицании всякого насилия.

Какой смысл приобретает замечание кузнеца - свидетеля страшного наказания?

Восклицание «О, Господи» говорит о том, как мучительно ему все это видеть.

Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании?

Иван Васильевич испытывает чувство сострадания к татарину даже через много лет.

Как относится к происходящему полковник? Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.

Чувства Ивана Васильевича и полковника противопоставлены друг другу. Для Ивана Васильевича экзекуция - это узаконенная мерзость; для полковника - обычное воинское поручение. Он не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. Вот почему он может так поступить.

Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу?

Действуя «по закону», он после бала той же «сильной рукой в замшевой перчатке» бьет по лицу слабосильного солдата.

Полковник убежден, что во всех его действиях и поступках нет ничего необычного, что, подвергая экзекуции беглого солдата, он поступает так, ка велит закон.

Почему в ряду слов, обозначающих жертву наказания, несколько раз повторяется слово «человек»: «Все так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека»; «...я не поверил, чтобы это было тело человека»?

Почему в данном синонимическом ряду употреблено слово «наказываемый», относящееся к канцелярскому стилю?

Для того чтобы показать, что в царской армии экзекуции были делом обычным, привычным для многих.

6.3. Слово учителя.

Словом «татарин» называли любого нерусского солдата. Оно раскрывает причины побега - люди других национальностей особо подвергались унижениям и оскорблениям. Единственным выходом для них зачастуюоставался только побег.

Каково значение комментария, которое звучит в ответ на призыв несчастного «Братцы, помилосердствуйте»: «Но братцы не милосердствовали»?

В этой фразе звучит горькая ирония автора, размышляющего о том, чтодаже простые солдаты не осознают всей тяжести совершаемых преступлений, воспринимая все происходящее как закономерность.

Как повел себя после бала Иван Васильевич? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свой ответ.

Почему Иван Васильевич испытал чувство стыда при виде этой сцены?

Иван Васильевич почувствовал себя ответственным за жестокость ибесчеловечность, которые стали привычными, обыденными.

Почему любовь героя к Вареньке угасла?

Иван Васильевич считал единым целым Вареньку и ее отца. Сцена наказания, в которой участвовал отец возлюбленной, показала, что ощущение гармонии и счастья, испытанное на балу - обман, улыбки полковникаи его дочери - фальшь.

6.4. Выразительное чтение от слов «Что ж, вы думаете, что я тогда решил,что то, что я видел, было - дурное дело?» до слов «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился...»

Почему Иван Васильевич отказался от службы? Какова нравственная позиция Ивана Васильевича?

Душевная гармония была нарушена, герой мучительно ищет правду, смысл жизни и свое место в ней, но так и не может понять «право», по которому один человек может безнаказанно издеваться над другим, прикрываясь законом. Столкнувшись с проявлением зла в мире и абсолютной уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий, он понимает, что единственно верный путь - это отстраниться от зла. Герой не в силах изменить мир, однако может не участвовать во всеобщем зле.

Иван Васильевич приходит к идее неучастия во зле и личного самосовершенствования. Какое замечание слушателей свидетельствует о том, герой пошел именно по пути нравственного самосовершенствования?

III. Подведение итогов урока.

Какова причина событий, изображенных в рассказе? Назовите нужные слова из данных: «самодержавие», «власть», «карьерные устремления», «равнодушие», «беззаконие», «жестокость», «произвол», «государство», «строй». Обоснуйте свой выбор.

Самодержавие, власть.

В первоначальном варианте рассказ имел такой финал: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Почему Л. Н. Толстой отказался от первоначального замысла?

Чем актуален для нас рассказ Л. Н. Толстого?

Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».

Слово учителя

Лев Николаевич Толстой исходил из убеждения, что деспотизм, ничем не ограниченная власть меньшинства не только порождают, но и насаждают безнравственность. Следовательно, в основе рассказа лежит идеи единства нравственной и социальной справедливости.

IV. Домашнее задание.

Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов (задание 1 рабочей тетради, с.47-48, ч.2).

Предварительный просмотр:

В) антитеза;

Г) ретроспектива.

Ж) внутренний монолог

Г) осуждение деспотизма

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа :

А) последовательность излагаемых событий;

Б) цикличность излагаемых событий;

В) антитеза;

Г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа:

А) рассказ в рассказе; Б) повествование от первого лица;

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение; Б) возмущение; В) восторг; Г) пренебрежение.

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) особое значение сцены расправы над солдатом;

В) важность утра, следующего за балом.

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

А) антитеза Б) подбор эпитетов В) прямая авторская оценка

Г) цветопись Д) звукопись Е) описание одного героя

Ж) внутренний монолог

6. Определите основную идею рассказа:

А) судьба человека зависит от случая

Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость

В) идея личной ответственности человека

Г) осуждение деспотизма

7. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

А) замшевая перчатка Б) белые усы и бакенбарды

В) блестящие глаза и радостная улыбка В)»домодельные» сапоги

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивления злу насилием»

В) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

9. Отметьте импонирующее вам утверждение: