Культурология - Берестовская Д.С. Определение понятия личности в культурологии


1. Культура и личность

1 Социальная сущность личности

2 Личность в разных культурах

2 Типы социализации личности

3 Модернизация и личность

Барокко

Значительность деятельности художников-передвижников в XIX веке

Литература


1. Культура и личность


.1 Социальная сущность личности


Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика). Однако не только указанные социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее «носителем» является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.

Конечно, та или иная степень индивидуализации имеется в каждой культуре, и поэтому зачастую рассматривается типичная или базовая личность в культуре как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе.

Проблемы личности рассматриваются разными дисциплинами. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, для которой личность представляет некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида. В новейших психологических теориях, связанных со школой советского ученого Л.С. Выготского, раскрывается, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе межличностных процессов в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, элиты, профессиональные, возрастные, половые и прочие.

В русском языке принято словом личность обозначать либо отдельного человека в обществе, т.е. индивида, либо человека как носителя социальных характеристик, либо как совокупности свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность.

Социология культуры рассматривает не только объективные, безличные аспекты существования элементов и структур культуры, но и субъективный план, воплощенный во внутреннем мире человека. Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой - личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества.

Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках определенной культуры или культурной группы. Степень индивидуализации сильно различается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа. Обратим внимание и на то обстоятельство, что становление личности в истории культуры требует двух предпосылок.

Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация, установка на самоценность «я», ее внутреннего мира, не совпадающего с требованиями внешнего мира, а иногда и противостоящего им.

Во-вторых, эта внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать принятые нормы, что могло бы ослабить сложившуюся («рутинную») и еще необходимую систему регуляции.

Религиозная реформация, а затем растущая секуляризация в ряде западных стран, развитие буржуазного общества и частной собственности обеспечивают постепенное обособление частной жизни от публичной, личных взглядов от тех, что приняты в обществе. Однако длительное время явное проявление инакомыслия и несходства в образе жизни сурово осуждалось в общественном мнении. Необходимость поддержания приличий и условностей воспринималось личностью зачастую как тяжелое бремя. Поддержание этих условностей при внутреннем несогласии с ними воспринималось как лицемерие, а их нарушение формировало различные виды предпринимательства, авантюризма и девиантного поведения. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.

Таким образом, личность является базовой субстанцией в развитии культуры, которая, в свою очередь, зависит от внешней среды, формирующей ее внутренние ценностные ориентации.


.2 Личность в разных культурах


Личностное начало, идея личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

Культурная европейская традиция утверждает человека автономным субъектом деятельности, подчеркивает, прежде всего, его единство, цельность, тождественность «Я» во всех его проявлениях.

Напротив, в восточных культурах ролевые функции во многом перекрывает самосознание личности. Здесь человек рассматривается, прежде всего, как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.

В классической китайской традиции высшей добродетелью считалось подчинение человека узаконенным нормам и подавление им своего «Я». Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмоций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме.

Несколько иначе выглядело отношение личности к обществу в классической индийской традиции. В философских системах человеческое «Я» оказывалось обусловленным не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверх личного духа, по отношению к которому телесное и эмпирическое «Я» - временное и преходящее явление. К тому же вера в карму как череду переселения душ делает бытие каждого индивида условным, лишает его самостоятельной ценности.

Только в европейско-американской культуре личностное начало получило статус безусловности, не подчиненности другим регулятивным принципам (сакральные принципы, святость непреходящих ценностей, Священного Писания, общеобязательная идеология). Устойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлаживании своей деятельности.

Происходившее в западной цивилизации длительное выяснение принципов деятельности индивида, отстаивающего свои интересы в мире конкуренции, привело к значительному углублению проблемы личности, показало всю ее сложность и неоднозначность. Либерально-оптимистические взгляды открывали путь к анархическому своеволию и вместе с тем к социальным конфликтам.

Психология и особенно психоанализ освободили нас от иллюзий своего «я» в той же мере, в какой литература и живопись низвергли портрет, который восторжествовал как жанр в эпоху великих побед классического рационализма».

Таким образом, для формирования устойчивой социокультурной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработанных в лоне западной цивилизации.


.2 Типы социализации личности


В каждом обществе вырабатывается процесс социализации личности, т.е. развития человека активного, полноценного члена общества. В его ходе осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. Через различные социальные механизмы и институты индивид осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы. Существует немало определений процесса социализации, но, несмотря на некоторые различия в акцентах, сущность этого процесса понимается как усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры. Поэтому говорят об особенностях социализации в различных общественно-экономических системах и существенных отличиях в положении индивида в условиях первобытнообщинного, античного, феодального (европейского), крепостнического (восточного) и капиталистического или социалистического общества. В рамках одного и того же общества огромное значение для особенностей социализации имеет классовая принадлежность индивида.

На реальную судьбу личности влияет соотношение между социальными условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой.

Конкретизируя детерминанты социализации, следует отметить социально-групповую, культурно-религиозную и этническую принадлежность индивида, характер трудовой деятельности, которой занята общность в целом и каждая отдельная семья - главный и первичный механизм социализации, экономический и социальный статус родителей и ближайших родственников ребенка и т.д.

Несмотря на многообразие стадиальных и культурных различий докапиталистических обществ, процесс социализации в них характеризовался общими чертами. В традиционном обществе не существовало специализированных институтов, и социализация отличалась малой расчлененностью и маловероятностью тех норм и ценностей, которые должны были усваиваться индивидами. Слабая дифференцированность, пространственная и временная ограниченность передачи социокультурного опыта жизни сковывают возможности первичных коллективов. Отсутствие институтов культуры, специальной системы образования и средств коммуникации приводило к тому, что коллективный опыт передавался, прежде всего, через устную речь (в том числе фольклор), житейскую мудрость и опытность, которые приходили к индивиду со временем и были прямо пропорциональны его возрасту. Продолжительность жизни индивида ставилась важным условием накопления и сохранения социально значимой информации, что придавало возрасту высокий престиж. Почитание старейшин заменяло институциональный механизм передачи культурного опыта.

Но и в настоящее время в развивающихся странах социализация ребенка в первые годы осуществляется, как правило, традиционными методами и традиционными институтами. В деревнях ответственность за воспитание подрастающего поколения по традиции несет вся община. Свой ранний возраст (до 3-4 лет) ребенок проводит обычно в тесном общении с матерью. Со временем в его воспитание включаются дедушки и бабушки, старшие братья и сестры, дяди и тети и другие родственники. В любом обществе детей приобщают путем мелких поручений и игровых ситуаций к определенным формам трудовой деятельности, учат быть послушными и уважать старших, знать культуру и мораль своего народа, соблюдать определенные нормы и правила поведения.

В основе традиционного воспитания лежат наблюдение, подражание и участие. Социализация включает разнообразные физические упражнения, отражающие элементы трудовой деятельности и культурных ритуалов, обучение ремеслу, религии и обычаям. Освоение всего этого стимулируется как поощрением, так и суровым наказанием. Важным средством передачи традиции являются танцы, музыка, народный фольклор.

К концу 80-х гг. число детей дошкольного возраста намного превысило отметку 1 миллиард. Подавляющая часть новых жителей нашей планеты родится в развивающихся странах. От того, как пройдет социализация этого поколения, какую информацию получит оно в ходе этого процесса, к каким идеалам и ценностям приобщится, во многом будет зависеть то, в чьих руках окажутся судьбы большей части человечества в начале нового тысячелетия.

Но не только семья в развивающихся странах сохраняет функции главного социализирующего фактора и служит трансмиссией для передачи культурных традиций и ценностей от поколения к поколению. Важным механизмом социализации являются религиозные школы, которые оказывают заметное влияние на воспитание молодежи.

Существует немало и других социокультурных институтов, которые традиционно продолжают выполнять в развивающихся странах значимые функции социализации. Традиционные народные представления - религиозные обряды и ритуалы, кукольный театр - не окостенелые остатки прошлого, а чрезвычайно активные и функционально значимые культурные институты.

Таким образом, тип социализации личности зависит от соотношения между социальными условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой


.3 Модернизация и личность


В настоящее время радикально меняется содержание социализации за счет количественного увеличения, качественного усложнения и расчленения той информации, которую должен освоить индивид в ходе формирования своей личности. Однако все эти изменения, в той или иной степени присущие любому обществу, в сегодняшнем афро-азиатском ареале протекают через такие разнородные механизмы социализации, которых не знало еще ни одно из ранее существующих обществ.

Разрыв с традиционализмом и модернизация в культурном плане ведут к распаду прежнего единообразия и устойчивости. Плюрализм ценностных пластов отражает прогресс в сфере материального производства, дифференциацию самой социальной структуры - формирование различных социальных и профессиональных групп, классов, прослоек. В свою очередь, сама аксиологическая вариативность становится одним из условий мобильности социальной системы, ее прогрессивного развития, способствует созданию предпосылок для индивидуализации личности.

Все это усиливает динамику, меняет механизмы социализации личности. Рушатся прежние перегородки, отгораживающие то социокультурное поле, в рамках которого происходила, прежде всего, социализация индивида.

Важно отметить, что, несмотря на социально-экономические, политические и этнокультурные различия, везде школа и образование играли доминирующую роль в формировании новых, более современных и динамичных качеств личности подростка. Те из подростков, которые дольше посещали школу, не только более информированы и обладают более развитыми навыками устной речи. У них иное восприятие времени, более сильное чувство личной и социальной ответственности. Они более активно участвуют в общественных делах, более восприимчивы к новым идеям, по иному взаимодействуют с другими людьми. Они больше ценят науку, быстрее воспринимают любые изменения и более подготовлены к тому, чтобы значительно ограничить количество своих будущих детей.

Богатство личности заключается в богатстве ее реальной деятельности и содержательности ее общения с обществом. Достижение в полной мере этого богатства составляет гуманистический идеал, возможность реализации которого зависит от уровня развития производительных сил.

Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ - следствие социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, «возмещением» за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении.

За последние десятилетия много исследований по социологии культуры было посвящено маргинальной личности. Через эти исследования удалось раскрыть важные закономерности в характере культурных изменений, происходящих в освободившихся странах в ходе модернизации. Маргинальная личность - это человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать (даже если ему будет дана такая возможность) со своим прошлым и его традициями и никогда не будет совершенно принят в новое общество, в котором он теперь пытается найти для себя место. Он человек на рубеже двух культур и двух обществ, которые никогда полностью не совпадут.

Маргинальная личность является продуктом миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

Состояние маргинальности, если оно приобретает стойкий характер, делает личность конгломератом разноплановых социальных ролей и культурных ориентации, порождает внутреннюю напряженность, психические расстройства и срывы. Вместе с тем именно такое совмещение элементов разных культур может приводить к обогащению личности, создавать предпосылки для развития ее творческих способностей.

Особенности социализации способствуют возникновению неустойчивости и эклектичности в структуре личности (особенно личности маргинала) в условиях переходного общества. В такой личности странно уживаются традиция и современность, мистика и рационализм, знание и архаические предрассудки, религиозная созерцательность и политический динамизм.

Одним из важнейших факторов, влияющих на человека в переходном обществе, является «революция ожиданий», которая обещает ему улучшить экономическое положение, предоставить землю, недорогие продукты питания, работу, т.е. удовлетворить основные желания. Такие ожидания во многом перестраивают внутренний мир людей, как в городе, так и в деревне. Но при этом возникают тяжелые коллизии от столкновения ожиданий с действительностью. В городе индивид (зачастую недавний выходец из деревни) оказывается лишенным работы, жилья, нормального и достаточного питания, медицинского контроля. Тяготы и лишения рассеивают мираж, углубляют разочарование новоявленного горожанина. Вместе с тем его кругозор расширяется - он узнает о существовании иного образа жизни, других религий и политических воззрений, учится терпимости в отношении норм поведения и привычек, нередко противоречащих его собственным. Но терпимость имеет свои пределы и переходит в зависть, озлобленность, гнев из-за вопиющей несправедливости, экономического, да и политического неравенства, растущей пропасти между кричащей роскошью и предельной бедностью.

Все эти факторы и процессы создают тот социальный контекст, в котором рождается «переходная личность» - изолированный, одинокий и беззащитный человек, вырванный с корнями из привычной среды и тщетно ищущий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эквивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удается приобрести профессию, усвоить городские обычаи и влиться в ряды квалифицированных рабочих, офицеров, интеллектуалов, предпринимателей.

Однако большинство так и остается в переходном состоянии. Потеряв относительное спокойствие традиционного мирка, маргинальный человек стремится, во что бы то ни стало, обрести новую стабильность, новые авторитеты взамен прежних с тем, чтобы от них услышать четкие указания на то, как жить и что делать дальше.

Таким образом, личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к обществу в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности культура, по сути дела, не может реализоваться. Однако личность не может быть целиком отождествлена со всей культурой данной общности. Она вмещает в себя какую-то ее часть, а вернее, различные элементы, отвечающие социальному положению личности и характеру социализации. Вместе с тем в условиях интенсивного взаимодействия культур личность может в той или иной степени сталкиваться с иными ценностями, нормами и типами поведения. Это требует знаний о другой культуре, способности адаптации к разной культурной среде. Социология культуры призвана стать одним из средств, способствующих развитию такой способности.

культура личность барокко передвижник


2. Барокко


Идеологически католицизм вынужден был адаптироваться к пантеистическим общественным воззрениям. В результате новый тип храма, возникший как реакция на протестантизм, - порождает одновременно и новый художественный стиль - барокко. В образном отношении барокко осуществляет пантеистическую программу - оживляет, одухотворяет все части здания и интерьера, заменяя прямые линии изогнутыми, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания, населяя плоскости и углы лепными изображениями животных и людей.

В социальном отношении барокко можно рассматривать как прошение королевских покоев - архитектура зданий, садов и парков продолжение интерьера. Ковры и мозаики клумб, подстриженная, подправленная растительность французских парков со статуями, беседками, павильонами, прудами, украшенные снаружи лепкой и живописью здания стирали различия между будуаром, парком и оперной хоралией. Церкви Ф. Борромини и Л. Бернини прихотью и роскошью превосходят дворцы королей Франции. Доминирующим видом искусства является живопись.

Новое отношение к архитектуре позволило по-иному подойти к градостроительству: возникают планировочные системы, прямолинейные улицы завершаются площадями, площади образуют целостные живописные ансамбли, часто украшенные многофигурными фонтанами.

Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св. Петра в Риме. К центрическому купольному собору Св. Петра (Браманте и Микеланджело) Карло Мадерна пристроил базиликальную часть. Фасад собора с приставными коринфскими колоннами стал центром ансамбля площади, спроектированной Л. Бернини. Четырехрядная гигантская колоннада (284 колонны и 80 столбов высотой 19 м), увенчанная 96 статуями, окружает овальную площадь, украшенную двумя фонтанами и египетским обелиском, а затем, сужаясь, завершается у западного фасада собора.

Интерьер собора Бернини наполнил позолотой, узорами, регалиями, скульптурой - от конной статуи Константина в вестибюле до тридцатиметровой кафедры Св. Петра в конце главного нефа.

Скульптура барокко стремится к живописности, Бернини располагает ее в нишах, украшает разноцветным мрамором, бронзой, позолотой. Содержанием скульптур этого стиля является безудержный порыв. Драматическая динамика, постоянно граничащая с театральностью, надуманным пафосом и экзальтацией (Л. Бернини - «Давид», 1623 г.; «Экстаз св. Терезы», 1644-1652 гг.; П. Пюже - «Милон Кротонский», 1682 г.).

Шедевром Л. Бернини является скульптурная группа в небольшой Церкви Санта Мария делла Виттория - алтарь св. Терезы. Ангел со стрелой с улыбкой готовится пронзить сердце монахини, замершей в сладостном экстатическом ожидании. Белоснежные мраморные фигуры в пышных одеждах, сливающихся в единое облако, помещены в нишу из Цветного мрамора. Ниша освещена льющимся сверху светом, стекающим по нависшим золотым лучам.

Иллюзия стала целью искусства барокко, т.к. оно борется с обыденным, материалистическим сознанием, которое не все считает живым и одухотворенным. Непременным приемом этого искусства является иносказание, аллегория. Живопись может (должна) показать живую подвижную сущность вещей, в первую очередь с помощью света, который традиционно рассматривался как излияние божества. Если ранее священная история воспринималась как давно свершившаяся, то искусство барокко открыло нам некий новый план реальности, в котором чудесное происходит постоянно. Его можно увидеть и в повседневных бытовых сценах (если их осветить именно этим божественным светом).

Толчком к рождению новой живописи послужило творчество М. Караваджо (1573-1610 гг.). Глубина и значительность содержания роднит его с мастерами Возрождения, простота и чистота форм предваряет тенденции зарождающегося академизма и классицизма, но живописные массивы фигур и магия животворящего света сродни искусству барокко. Однако наивысшие достижения барокко достигнуты живописцами Нидерландов и Испании.

Наиболее ярким живописцем этого стиля стал П.П. Рубенс,заполнявший свои гигантские полотна массивами мускулистых тел, залитых золотистым искрящимся светом заката. Менее праздничны, но более глубоки картины Рембрандта- вершины XVII в. Скупо расходуя яркие солнечные лучи, живописец лишь на миг заставляет трагическую действительность отступить в темноту, которая занимает часто большую часть полотна. Придворный вариант этого стиля приносит славу и богатство фламандцам Рубенсу и Ван Дейку во всех столицах Европы, а сам Рембрандт с его подлинным интеллектом обречен на бедность и непонимание в буржуазной Голландии. Ближе голландцам оказались жизнерадостный и виртуозный Хальс,бытовой жанр, получившие широкую популярность натюрморт и пейзаж.

Открытие Америки и поток золота, устремившийся оттуда, вызвали деградацию сельского хозяйства и ремесла Испании. Социальная структура общества перестала эволюционировать, напротив, стала разрушаться. Сращение королевской власти с инквизицией гарантировало стабильность духовных установок. Особенно явно эта стабильность и синхронность с итальянской культурой проявилась в живописи. Живопись испанской школы ближе к манере Караваджо - Рибера, Сурбаран. Однако дух дворянской Испании сближает их иногда не только с поздним Возрождением, но и с готическим искусством. Впрочем, как раз соединение этих мотивов с подчеркнутой живописностью и является признаком барокко.

Вершина развития испанской живописи - творчество Веласкеса(1599-1660 гг.). Используя и развивая различные жанры и тематику, обращаясь и к жизни двора, и к быту простых людей, Веласкес сочетает глубину психологического анализа с новыми достижениями колористики, передавая мерцающую материальность воздушной среды. Как весомые подтверждения божественного могущества чисто средневекового характера воспринимаются портреты шутов и карликов. Художника интересует не столько контраст между духовным величием и физической немощью, сколько возможность средствами живописи преодолеть их внешнюю убогость, сделать ее привлекательной («Портрет шута Себастьяна Моро», 1648 г.).

Образование большой массы городского населения обусловило развитие зрелищной «индустрии», в том числе театра. Ориентируясь на вкусы толпы, обе школы испанского театра - Лопе де Веги и Педро Кальдерона - достигают больших высот. Продолжая традиции плутовского романа, народных театрализованных представлений и героической драмы, Лопе де Вега создает произведения, и в наши дни успешно идущие на сцене: социально-политическую драму «Фуэнте Овехуна», популярные любовные комедии «Собака на сене», «Учитель танцев» и др. Т. Молина впервые разрабатывает легенду о Дон Жуане. В несравненно более мрачных красках изображена испанская действительность в драмах чести, морально - и религиозно-философских драмах П. Кальдерона («Стойкий принц», «Жизнь есть сон», «Маг-чудодей»). В литературе испанского барокко выделяются два противоборствующих стиля: темный (культизм) - изощренно усложняющий художественную образность (Л. де Гонгора-и-Арготе) и трудный (концептизм) - стремившийся к смысловому насыщению текста (В. Грасиан). Возрожденные к началу XVII в. формы античной словесности (эпическая поэма, трагедия, ода, элегия, буколика) служат основой салонной литературы барочного стиля и во Франции.

Таким образом, барокко - это художественный стиль, который в образном отношении осуществляет пантеистическую программу - оживляет, одухотворяет все виды искусства, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания.


3. Значительность деятельности художников-передвижников в XIX веке


Уход из Академии художеств в 1863 г. четырнадцати выпускников в знак протеста против академических догм положил начало борьбе с официальным искусством. Образование в Петербурге Артели художников, а с 1870-х годов более широкого объединения - Товарищества передвижных выставок, под руководством В. Крамского при участии критика В. Стасова и мецената П. Третьякова - во многом определило путь дальнейшего развития русского искусства.

Диапазон творчества членов «Товарищества» был чрезвычайно широк: социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет. Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений. Новый идеал личности был создан Крамским в портретах крупнейших деятелей русской культуры - Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова. Пристальный интерес к евангельской тематике в духе «нравственного христианства» проявил Н. Ге: «Тайная вечеря», «Голгофа», «Что есть истина?». Художник по-новому трактовал исторические сюжеты - переломные моменты истории подавались им через психологическую драму отдельного человека. Большую роль в развитии пейзажа сыграли А. Саврасов и И. Шишкин.

Крупнейший художник-реалист, яркий и характерный представитель передвижничества - И. Репин глубоко и разносторонне отразил современную ему русскую действительность: «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», «Не ждали». Огромна галерея портретов, написанных Репиным на протяжении всего его творческого пути. Среди работ мастера изображения простых русских людей, знаменитых представителей науки и искусства, военачальников, государственных деятелей. Уникальна в этом плане картина «Заседание Государственного совета».

Страстно и мощно показал в своих картинах судьбы народа В. Суриков. Глубокий интерес к переломным событиям русской истории, проникновение в дух древности, даже особый колорит, присущие его творчеству означали поворот к «историческому мышлению» в живописи: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».

Среди выдающихся мастеров русского искусства несколько особняком стоит творчество талантливого живописца К. Маковского. Студент Академии художеств, он один из тех, кто в знак протеста вышел из нее, некоторое время был членом Артели художников. В дальнейшем Маковский пошел собственным путем, не примыкая ни к академическому правлению, ни к передвижничеству. Художник писал то, что его интересовало. Полотно «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской набережной в Петербурге» имело большой успех и было куплено Александром П.

Таким образом, творчество художников-передвижников наполнено активным поиском новых форм и способов выражения своих взглядов на мир. Реализм XIX в. их уже не удовлетворял. Для них было ясно, что обличительный подход к действительности не может полностью соответствовать художественным задачам изобразительного искусства. Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений. Это во многом определило путь дальнейшего развития русского искусства.


Литература

  1. Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Наука, 1994. - С. 235-248.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс,1999. - С.156.
  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 591 с. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движ. сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия "человек", "индивид", "личность".

Понятие "человек" обозначает общие свойства чел. рода, а "личность" – един. представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие "личность" не является синонимом понятия "индивид". Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу опр. объект. и субъект. условий.

Понятие "индивид" характеризует отл. черты каждого конкр. человека, понятие "личность" обозначает дух. облик индивида, сформ. культурой в конкр. соц. среде его жизни (во взаимодействии с его врожд. анатомо-физиол. и психол. качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, кот. формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творч. потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личн. устремлений и поступков личности являются культ. ценности. Следование цен. образцам свидетельствует об опр. культ. устойчивости общества. Человек, обращаясь к культ. ценностям, обогащает дух. мир своей личности.

Система ценностей, оказ. влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его соц. выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культ. мира.

Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее дух. начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует соц. жизнь, сглаживает жив. инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становиться интел. - духовной, нрав., творч. личностью. Культура формирует внутр. мир человека, раскрывает содержание его личности. Разрушение культуры нег. воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

26 Социализация и инкультурация

Влияние культуры на личность происходит в процессах инкультурации и социализации, с помощью кот. человек овладевает знаниями и навыками, необх. для жизни в обществе и в той или иной конкр. культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом соц. ролей и норм. При этом человек формируется как личность, соц. и культ. адекв. обществу. В ходе социализации происходят вхождение индивида в соц. и культ. среду, усвоение им ценностей общества, позв. ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкр. культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при кот, с одной стороны, культура определяет осн. черты личности, с другой - человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основопол. чел. навыков (типы общения с др. людьми, формы контроля общ. поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оцен. отношение к разл. явлениям окр. мира и т. д.).

Результатом инкультурации является сходство человека с др. членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации. Содержание процесса инкультурации составляют личн. развитие, соц. коммуникация, приобретение осн. навыков своего жизнеобеспечения.

Осн. механизмами инкультурации являются имитация (повторение людьми прив. навыков поведения, набл. в поведении других людей) и идентификация (в ходе кот. детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных поз. механизмов инкультурации, есть и нег. механизмы - стыд и вина.

Осн. агентами социализации и ин-культурации являются семья, группа сверстников, уч. заведения, СМИ, разл. пол. и общ. организации. На разных этапах жизни эти факторы действуют по-разному. В раннем детстве вед. роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и др. факторы.

Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к сам. освоению социокульт. реальности, накапливает собств. жизн. опыт, начинает играть разл. соц. роли.

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Личность как объект и субъект культуры
    • Глава 2. Главные составляющие культуры личности
    • Заключение
    • Список используемой литературы
Введение Слово "культура" в обиходной речи не вызывает никаких затруднений, им пользуются широко, и его смысл интуитивно ясен всем вне зависимости от того, о чем идет речь: говорится ли об античной культуре, или о культуре производства, или о культуре личности и т.д. но эта ясность исчезает, едва мы пытаемся выработать научное определение культуры. Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности культуры, мы должны подчеркнуть одно важное в свете рассматриваемой в данной работе проблематики обстоятельство: культура - это грань, граница, разделяющая две качественно различные формы бытия: естественную, природную, подчиняющейся жесткой власти причинно-следственных отношений, и искусственную, сотворенную, возникшую в процессе свободной творческой деятельности человека. Сама культура в этом смысле есть искусственная, оформляющая природное, стихийное, которое не уничтожается, а выступая в иной форме, приобретает новое содержание. Главной преобразующей силой такого преобразования выступает человек-личность. Именно личность соединяет мир естественной природы и мир второй природы. При этом сокровенной тайной личности, её экзистенционально-метафизическим началом является свободный дух, творчески усиливающий и перерабатывающий культуру, созданную для него предшествующими поколениями. Последнее обстоятельство обуславливает двойственное положение личности в мире культуры: с одной стороны личность формируется под воздействием окружающей её культурной среды, а с другой стороны сама личность может изменять сложившуюся в данный момент времени и в данном социуме культурную ситуацию. Всё вышесказанное делает исследование взаимозависимости "личность-культура" достаточно интересным.Глава 1. Личность как объект и субъект культуры На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Личность определяется как "индивидуальная внутренняя социальность, конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности" См.: Ильенков Э. В. Что же такое личность? С чего начинается личность. М., 2003. С.325., "устойчивая совокупность социально значимых черт" См.: Краткий словарь по социологии// под ред. Д.М. Гвишиани. М., 1988. С. 144. , характеризующих индивида, продукт включения индивидов в социокультурную среду, или как "человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений" См.: Философский словарь// под ред. И.Г. Фролова. М., 2006. С. 222.. Общепринятым в научной литературе является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер. Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. Даже высочайшие произведения искусства, созданные, но утраченные людьми, перестают быть феноменом культуры до тех пор, пока их вновь не коснется одухотворяющая все деятельность человека. Более того, культура как таковая, культура всей своей чистоте, подлинности существует только в актах деятельности человека или по созданию, воссозданию объектов, преобразующих внешнюю среду (т.е. предметов материальной культуры), или же в актах по преобразованию внутренней природы самого человека (такие акты и образы можно отнести к духовной культуре личности).Человек изначально становится объектом культуры. И даже, если рассматривать культуру как деятельность человека природы (как внутренней, так и внешней) в соответствии с определенным планом действий, очевидным представляется то, что сам этот идеальный план не закладывается в сознание человека от рождения. Ведь все без исключения собственно человеческие способы жизнедеятельности, формы деятельности, обращенные на другого человека и на любой предмет, ребёнок усваивает извне. Культура того или иного социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений, нормы права и т.д. Индивид в процессе социализации, воспитания и саморазвития усваивает все эти идеальные нормативы См.: Андреев А. Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998. С. 30. .В процессе становления личности происходит уже в существующем культурном контексте, при его непосредственном воздействии на индивида. Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а вернее, мира культуры. Ребёнок учится действовать как человек, взаимодействовать с другими людьми, учится мыслить. Чувствовать и выражать свои мысли и чувства словами. Осваивая предметы мира культуры, человек учится действовать по-человечески. Воспринятые формы деятельности, или какие-либо всеобщие нормы культуры, организуют сознательную волю отдельного человека, упорядочивают её проявления вовне.Субъектом культуры, носителем социально-человеческой деятельности ребёнок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. Индивид, овладев всеобщими формами человеческой жизнедеятельности, сам вырабатывает внутренние образы, образцы, соответствующие его потребностям; он определяет их ценность для себя и других в соответствии с теми идеалами и целями, которые ставит перед собой он сам и все человечество. Он осмысливает эти образы, выражает их в словах и претворяет в делах своей активной деятельностью, создавая нечто объективно существующее: вещь или поступок. Подлинное усвоение культуры происходит лишь в том случае, когда индивид не только обретает культурные формы, выработанные предшествующими поколениями, но и сам как субъект культуры производит новые идеи, формы, ценности Культурология: курс лекций. В 2 ч. Ч.1/под ред. В.Ф.Мамонова. Челябинск, 2007. С.49..Как субъект культуры, человек существует с тех пор и до тех пор, пока он активно производит и воспроизводит свою реальную жизнь в формах, созданных им самим или другими людьми, в формах, принадлежащих той системе культуры, её контексту, в который она вписана. Данное условие может быть выполнено только тогда, когда индивид будет способен адекватно воспринимать смысл произведений культуры. Именно восприятие смысла, деятельность в соответствии с ним и будут актами культуры. Данное утверждение становится особенно понятным на следующем примере: "трактор для дикаря - просто груда металла, у современного филолога этот предмет может вызвать множество ассоциаций, но проникнуть в подлинный смысл данного феномена культуры может только человек, владеющий тем идеальным содержанием, которое было заложено в трактор, человек, расшифровавший это содержание и научившийся действовать в соответствии с ним. И так обстоит дело с любым произведением культуры: вы не прочтете книгу, пока сами не научитесь читать; вы не поймёте фильм, пока не овладеете языком кино, пока не попытаетесь разобраться в идеях фильма См.: там же. С.49. См.: там же. С.49. См.: там же. С.49. См.: там же. С.49. См.: там же. С.49.В том случае, когда идеальное, смысловое содержание предмета усвоено индивидом лишь формально, лишь как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи реальной с действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к идеальному образу критически. Он не может отстраниться от формы деятельности, критически осмыслить её и, возможно, изменить в соответствии с меняющейся реальностью и развивающимся человеком. Индивид попадает под действие этой формы и становится её функцией. Люди попадают в зависимость от вещей, зачастую не понимая их истинного смысла, их ценности, которая была заложена в них трудом предшествующих поколений и которая механистически укладывается в подсознание лишь как назначение предмета. В такой ситуации человек делается акультурным, становится механизмом, а не человеком, не субъектом культуры, так как он не создает культуру, а формально потребляет её, оставаясь лишь объектом культуры.Только индивид, продуцирующий истинно человеческие ценности, служащий человеческим целям и идеалам, и осуществляющий их в своей жизнедеятельности, может быть субъектом культуры, а следовательно, человеком как таковым, личностью.В этом смысле, личностью может быть назван индивид, который овладел формами преобразования не только внешней природы, но и внутренней - формами деятельного развития самого себя. Человек - единственное существо, которое может относиться к самому себе как к "некоему другому". Он может отстраниться от себя, от своего образа и поработать с собой, своим образом, его созданием и изменением. Такая возможность отстранения дается человеку его взаимодействием с предметами и с другими людьми, с миром культуры, который создал сам человек.В процессе взаимодействия с другими людьми возникает ситуация, когда действие индивида, направленное на другого человека, отраженное возвращается обратно к нему и тем самым превращается из действия, ориентированного на другого, в действие, направленное (опосредованно через другого человека) на самого себя.

Такая сложная взаимозависимость личности и социума, личности и культуры обуславливает одну из главных качеств личности - её уникальность. Неповторимость свойственна каждой личности настолько органически, что если её отнять, то исчезнет сама личностьСм.: Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 2006. С.389.

См.:Андреев А. Н. Указ. изд. С.30.. уникальность жизненного пути субъекта создаёт неповторимость индивидуальности. Индивидуальность и личность - это два полюса человека: первый представляет собой единичное, второй - особенное и общее, которые присущи человеку как его неотъемлемые составные части. Одновременно с этим мы можем констатировать тот факт, что любой человек, являясь существом уникальным, выстраивает свой субъективный мир, имея возможность соотносить его с общечеловеческими мерками, нормами культуры. И чем больше будет соответствовать этот духовный мир индивида человеческому миру культуры, тем более значимой будет личность данного человека.Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что "личность - "внутренняя социальность раскрывающая в себе все проявления культуры человечества". При этом пред нами всегда будет не просто человек, а "коллективный человек" (К.Г. Юнг), не личность, - а коллективная личность. Личность и культура соотносятся как субъект и объект культуры (соотношение может меняться на противоположное). Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.Личность вбирает в себя, стягивает в одной точке "Я" все те социальные отношения, на которых основывается современное ей общество. Она не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной жизнедеятельности. Личность как таковая существует лишь в системе реальных человеческих взаимоотношений через вещи, слова, поступки, объекты культуры, составляющие как бы единый организм. В такой "организм" может быть объединена или социальная группа, или этнос, или всё человечество. Личность опосредованно, через бесконечное количество отношений, каждый индивид на земном шаре реально связан с каждым другим, даже с тем, с которым он никогда непосредственно не входил и никогда не войдет в контакт. И эти связи становятся реальными в том случае, если человек владеет общими для всех людей формами социальной жизнедеятельности. Чем больше особенных форм жизнедеятельности осваивает индивид в своем развитии, тем более крупной оказывается личность этого человека, тем большее влияние оказывает она на других людей. Личность и культура выступают как две принципиальных формы существования духовности. Создается своеобразный банк культурных ценностей, которые могут быть востребованы и реализованы только субъектом, их создавшим: личностью. Вне личности культурная информация мертва, без личности её просто не может быть. Чтобы познать человека - надо познать культуру, а чтобы познать культуру, надо познать человека. В итоге личность и культура соотносятся как субъект и объект. Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.Глава 2. Главные составляющие культуры личности Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения.Культура нравственного сознания и поведения должна быть рассмотрена как целостная система элементов, выражающая объективную социальную необходимость последовательного формирования такой культуры нравственного сознания, которая адекватно воплощалась бы в поведении. В свою очередь, культура нравственного поведения - форма объективированной культуры нравственного сознания. Эта особенность моральной культуры объясняется ее единой "целью", "миссией", которая состоит в формировании "моральной надежности" личности. Единство культуры нравственного сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной культурой общества и практическую реализацию этой культуры.Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.Именно на основе единства этих факторов формирование моральной культуры личности и складывается ее нравственная мудрость как единство и гармония знания моральных требований - и их воплощение в поступках, способности найти оптимальное благородное решение, и проникновенного нравственного чувства, неповторимого личного опыта жизни, и основного богатства моральной культуры общества.В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. Ведь в любом случае прежде, чем принять требования данной системы морали или культуры в целом, надо их знать. Нравственные знания расширяют сферу морального выбора и делают сам выбор более обоснованным. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Роль и значение ценностей в жизни и общества трудно переоценить. В этой связи мы можем согласиться с известным русским ученым П. Сорокиным, который справедливо отмечал, что без оценок человеком "лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями" и именно ценность служит фундаментом всякой культуры Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарян. М.,2007. С.139. . Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.Обратимся ко второй составляющей нравственной культуры личности - культуре её нравственных чувств, эмоциональной стороне индивидуальной нравственности. Диапазон этих чувств может быть очень широк: от ситуативной реакции на личное оскорбление до высоких гражданских скорбей и радостей. Они могут быть направлены вовнутрь (чувства стыда, раскаяния, угрызения совести и т.п.) и вовне (чувства сострадания, ненависти, равнодушия и т.д.).Особую роль нравственные эмоции и чувства играют в человеческом общении. Здесь они - высшая ценность и цель. Общение, лишенное эмоционального тепла не может удовлетворить одну из высших, гуманистических в своей основе, потребностей человека в "роскоши человеческого общения" (Экзюпери) Культурология: Курс лекций. В 2ч.Ч 1/Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007. С. 56.. Однако абсолютизировать роль моральных чувств в структуре личности не следует, ибо они не являются панацеей от всех моральных ошибок и аморализма.Диалектическим единством, сплавом рационального и рационального уровня в нравственной структуре личности являются убеждения. Гарантию моральной надежности личности, дают уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.Культуру повседневного поведения личности составляют культура поступка и этикета. Этикет представляет собой ритуализированные формы человеческих взаимоотношений в той или иной среде, имеющий классовую, национальную и историческую окраску. Несмотря на всё многообразие этикетных форм, можно найти в них нечто устойчивое, представляющее непреходящую общечеловеческую значимость, а именно: вежливость, такт, скромность, точность, простота.Гораздо более сложную характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок в нравственной сфере не тождественен физическому действию: поступком может быть вербальное действие или просто уклонение от действия. В поступке всегда присутствует мотив. Любой поступок опосредован нравственным отношением человека к другому человеку.Культуру личности можно характеризовать и с точки зрения эстетической культуры. Это можно рассмотреть на примере центрального звена в эстетическом сознании человека - эстетическом вкусе. Под вкусом обычно понимается способность человека интуитивно постигать и эмоционально оценивать эстетические и художественные ценности. Существует две предпосылки формирования эстетического вкуса: психологическая и социокультурная. К первой относятся развитые основные психические способности человека: эмоциональность, интеллект, воображение, фантазия, интуиция. Неразвитость любой из указанных предпосылок обуславливает искажение вкуса. Эстетический вкус возникает тогда, когда человек включается в контекст человеческой культуры, эстетических отношений. Поэтому очень важной содержательной стороной вкуса являются эталоны, усвоенные личностью, культурный опыт общества. Усвоенные людьми ценности превращаются у каждого человека в своеобразные праобразы и критерии восприятия, которые и называют эстетическими эталонами. Объективный критерий вкуса -отношение личного эстетического опыта к опыту общества: чем полнее индивид усвоил опыт общества, тем развитее. В эстетическом опыте общество есть и классика, традиция, и актуальный опыт с его новаторством, поэтому развитый эстетический вкус характеризуется освоением и того, и другого. Неразвитый вкус - это когда человек абсолютизирует определенные эстетические или художественные ценности, их уровень, форму и содержание, тем самым, обедняя, исключая духовное богатство и многообразие эстетических ценностей.Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности. Выделяют три уровня развития эстетической потребности:1. Начальный - "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок;2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей;3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы См.: там же. С. 62.. Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры.Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.Заключение Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально-предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры, её пассивный реципиент. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности.Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся система, является актором культуры и включает в себя множество составных элементов, таких как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Каждый человек воспринимает и, внутренне в своём субъективном мире, в своем отношении к действительности признаёт своей культуру, в категориях которой он осознаёт реальность, которая сформировала его человеческие качества.Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры - максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история культуры - это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.Список используемой литературы

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.

2. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения.М. 2003.

3. Ильенков Э.В. что же такое личность? С чего начинается личность. М., 2003.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2006.

5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани. М., 1988.

6. Культурология: Курс лекций. В 2ч. Ч.1 / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007.

7. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Под ред.Н.Г. Багдасаряна. М., 2007.

8. Философский словарь // Под ред. И.Г. Фролова. М., 2006.

мера освоения человеком материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике; совокупность, личных образцов поведения, методов деятельности, продуктов этой деятельности, идей и мыслей. Проявляется в виде внутренней спонтанной, культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в виде культуры функциональной, т.е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения.

Отличное определение

Неполное определение

Культура личности

это качество проявлений личности, вызванное сознательным или переведенным в режим автоматизма, ставшим неосознаваемым подчинением требованиям культуры. Так как личностные особенности дифференцируются в зависимости от того, какого содержание и тип преодолеваемых проблемных ситуаций, какие психические механизмы по преимуществу участвуют в преодолении социально значимых затруднений, то вместе с организацией конкретного механизма по критериям культуры его использования выделяются те или иные составляющие культуры личности (культура самоопределения личности, культура мышления личности, культура переживания личности и т.п.). Поскольку личностные качества отличаются от индивидуальных и субъективных качеств, то культура личности не предполагает рассмотрение ситуаций и проявлений человека вне социально значимой деятельности и в ситуации точного соблюдения норм деятельности. Индивидная самореализация лежит вне культуры и культурологического анализа, а адекватная реализация требований нормы имеет иное направление в культурном оформлении качеств человека (например, культура волевых проявлений). Тем самым, культура личности и культурные проявления личности анализируются, фиксируются в ситуациях социально значимых затруднений в деятельности, требующих от человека использования своих индивидуальных качеств в пределах оформленной проблемы в деятельности. В рамках проблемы устанавливается граница между тем, что остается нормативно значимым и тем, что перестает быть нормативно значимым или что требует поиска зоны новых нормативных содержаний. Инновационная ориентация, где социальные ценности не девальвируются, а лишь переопределяются, является источником порождения личностных качеств, а внесение культурного оформления этих качеств и приводит к появлению культуры личности. Именно эти качества предопределяют высшие проявления человека в жизни и профессиональной деятельности.

ветвь культурной антропологии, в которой изучаются связи между принятыми в обществе способами воспитания детей и психическими характеристиками взрослой личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Культура и личность

проблема, исследованию к-рой в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со вт. пол. 19 в. и породившей такие понятия, как “нац. характер”, “нац. психология”. В ее развитие внесли вклад идеи таких классич. мыслителей, как Тард, Вундт, Дильтей, Шпенглер, Ницше и др. Первоначально (к. 20 - нач. 30-х гг.) исследование проблемы “К. и л.” было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер и др.). В этот период сложились такие категории, как “личность”, “социализация”, “Инкультурация”, “культурный паттерн”, “базовая, или модальная личность”. Направление, посвященное проблеме “К. ил.”, имеет важное значение для изучения этнокультурных процессов, поскольку ориентировано на сравнительно-культурные исследования следующих ключевых тем: соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов данной этнич. культуры и специфич. для нее стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной; соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифичными характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; связь модальных черт личности с реализацией социально необходимых для поддержания функций этнич. культуры; соотношение этноспецифичных модальных черт личности и культурных паттернов с характерными для данной этнич. культуры поведенч. и психич. отклонениями от принятых в ней норм. В наст. время проблема “К. и л.” составляет одну из предметных областей в рамках более широкого теор. направления “психол. антропология” и относится к изучению механизмов воспроизведения в опр., в том числе этнич., культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт. Лит. : Этнология в США и Канаде. М., 1989; Этнологич. наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М., 1991; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Honigmarin J.J. Personality in Culture // R. Naroll, F.Naroll. Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973. Э.А. Орлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996