Кризис газетных киосков

Открытие сети газетных киосков — бизнес с небольшими инвестициями, достаточно востребованный, ведь свежая пресса всегда пользуется спросом.

Реализация бизнес-идеи начинается с выбора подходящего расположения для торговой точки (людные, посещаемые, с высокой проходимостью объекты, в идеале – территории рынков, остановки транспорта, подземные переходы к метро, вокзалы и т.п.) и специализации (исключительно газеты или, наряду с ними, прочие печатные издания – журналы, каталоги, карты, путеводители, методические и учебные пособия). Нужно отметить, что это бизнес в рамках достаточно высокой конкуренции, хотя часто можно увидеть соседство двух киосков, которые прекрасно уживаются друг с другом.

В зависимости от величины стартового капитала, которым располагает желающий открыть свой бизнес в этой сфере, киоск можно арендовать (в среднем 200$ в мес.) или купить (от 3000$ за 3-4 кв.м.). В последнем случае размещение торгового павильона согласовывается с муниципальными властями или частными лицами, которым принадлежит территория. Часто точку со свежей прессой размещают в торгово-развлекательных центрах, аренда тут на порядок выше, но зато автоматически решаются вопросы охраны, отопления, электрификации.

Киоски «под ключ» уже оснащены всем необходимым – витриной, прилавком, полочками. Закупки минимальны – стул для продавца, обогреватель, яркая вывеска или выносной штендер.

Сложнее с ассортиментом печатной продукции. Заказывать сразу большое количество газет не имеет смысла – они быстро теряют свою актуальность. Начать стоит с изучения потребительских предпочтений – именно спрос покажет, какое издание и в каком объеме наиболее популярно. С глянцевыми журналами и развлекательными газетами по типу «сканворды» и «кроссворды», недорогими книгами в мягком переплете дело обстоит проще, такая продукция может продаваться до года, актуальна среди потребителей, несмотря на дату выпуска. Популярны также ежемесячные журналы, которые выходят тематическими сериями (на тему путешествий, рукоделия, цветоводства и т.д.), коллекционные подборки с вложениями, за такой продукцией приходят не стихийные, а постоянные клиенты.

Местная пресса закупается у издательств или типографий по специальным ценам, журналы и прочий «глянец» – у оптовых компаний. Тут все зависит от объема партий и договоренностей.

В один киоск требуется один или два, работающих посменно, продавца.

Многие считают, что газетный бизнес скоро изживет себя. Конечно же, наличие Интернет, прямых годовых подписок в какой-то степени снижает объемы продаж стационарных газетных точек, при всем этом их количество меньше не становится. Чтобы получать прибыль, которая может составлять до 300 $ («чистыми») с одного киоска в неделю, рекомендуется сразу открывать сеть торговых точек с прессой.

Секрет успеха бизнеса – выгодное месторасположение. Многих предпринимателей это направление привлекает небольшими инвестициями на старте и, как следствие, минимальными рисками в случае неудачи. Часто этот бизнес – это дополнительный источник дохода к уже существующему. Есть и хорошие перспективы развития – меленький киоск расширить до книжного магазина, букинистической лавки или организовать сбыт не только газет и журналов, но и канцелярских товаров, учебных принадлежностей.

Специально для ХОБИЗ.RU

В Москву продолжают возвращаться киоски. Когда окончилась лужковская эпоха, в городе, как вы помните, прошла масштабная зачистка от киосков, ларьков и лотков огромного пространства, прежде всего площадей у метро. Большинство этих торговых точек располагалось стихийно, с городом они никак не были согласованы, они мешали людям нормально передвигаться и были ужасно оформлены. Хорошо, что от этого бардака в итоге избавились.

Но этот шаг вызвал у горожан противоречивые чувства. Конечно, передвигаться по городу стало удобнее, но малый бизнес взвыл, а многие потребители стали жаловаться, что магазины шаговой доступности неспособны заменить ларьки, потому что их слишком мало, да и работают они обычно часов до 8. Не говоря уже о том, что москвичи потеряли возможность покупать любимое печенье у знакомых тёток по дороге с работы.

Сейчас власти Москвы продолжают выставлять киоски на аукционы , количество торговых точек всё растёт. Это значит, что они пользуются спросом у арендаторов, что не может не радовать: малый бизнес и в кризис никуда не делся.

Ларьки "Мороженое" из нового лота будут выглядеть так. В Москве уже появилось несколько десятков торговых точек нового образца.

А вот хлебный ларёк того же дизайна.


Фото: газета "Измайлово"

Унификация никуда не исчезла, но понятно, что, во-первых, так для города дешевле, а во-вторых, это помогает обуздать иногда слишком бурную фантазию арендаторов, которые оформляют свои киоски как попало. Торговые точки в едином стиле – это грамотное решение для современного города.

Но когда-то в Москве всё было иначе... Давайте вспомним, какими раньше были московские киоски.

01. Киоски на ВДНХ, 1972 год

02. Киоски у метро "Беляево", 1990

03. Ларьки у Ярославского вокзала, 1959

04. Ларьки на Тверской, 1991

05. Лавка-фургон в Вятском переулке, 1930

06. Лавки у Китайгородской стены, 1930-1934

07. Ларьки у Ярославского вокзала, 1959

08. Табачный ларёк на Рождественке, 1957

09. Киоск "Боржом", Театральная площадь, 1920-1930-е годы

10. Киоск "Соки - воды" на ул. Горького, 1960

11. Киоск "Фанта" на ВДНХ, 1989

12. Пивной киоск у Мясницких ворот, 1926

13. Киоск "Союзпечати" на проспекте Мира, 1989

14. Киоски на 1-м Поперечном проезде у входа на ВДНХ, 1984

15. Пивной ларёк на Трубной, 1979

16. Киоск Госиздата у Большой Московской гостиницы

17. Книжный киоск в Кремле, 1957

18. Почтовый киоск в ЦПКиО, 1930

19. Пивной киоск в Госпитальном переулке, 1962

20. Пивной киоск на ВДНХ

21. Киоск "Табак" на ул. Чехова, 1983

22. Немецкий рынок, овощной ларёк, 1959

23. Торговые киоски у входа в парк Сокольники, 1947

24. Киоск Мосгалантереи, ВСХВ, 1954

25. Колониальная и бакалейная лавка Рудкевича в Петровских Выселках, 1895-1898

26. Киоск и справочное бюро напротив гостиницы "Балчуг", 1972-1976

27. Ларёк у Яузских ворот, 1976

28. Пивной ларёк на 9-й Парковой, 1989

29. Ларёк "Мороженое", 1985

30. Киоск на ул. Воровского, 1980-1981

31. Киоски Международного Красного стадиона, 1924

32. Газетный киоск на Преображенке, 1963-1964

33. Киоск у гостиницы "Москва", 1974

34. У пивного ларька с раками, 1968

35. Ларёк "Квас" на Лесной улице, 1985-1989

36. Киоск у Никитских ворот, 1920-1925

37. Газетный киоск, 1967

Экономические показатели работы газетного киоска, при условии оформления помещения в аренду.

В сфере малого бизнеса существует немало направлений, позволяющих заняться своим делом даже с незначительной суммой стартовых инвестиций. Одной из таких перспективных идей является открытие собственного газетного киоска.

Конечно, для получения хорошей прибыли одной торговой точки будет недостаточно, и поэтому со временем, предприниматели стремятся организовать целую сеть, размещая павильоны в различных районах города. Но для того чтобы попробовать свои силы в качестве бизнесмена, для начала одного киоска будет достаточно.

Актуальность

Газетные киоски относятся к такой категории торговых точек, которые не требуют особых усилий в вопросе размещения. Кроме того, они всегда имеют своего потребителя, а их продукция пользуется постоянным спросом. Поэтому коммерческая деятельность в данной сфере является всегда актуальной, способной приносить хоть и небольшой, но стабильный доход.

Несмотря на то что сегодня грядет век электронных технологий, благодаря чему пользователи все чаще для получения необходимой информации используют различные интернет-ресурсы, актуальность работы газетных киосков на современном рынке пока не уменьшается. Ведь для многих людей прочтение газеты, журнала или любовного романа остается привычным образом жизни. Сегодня на самом пике продаж различные виды кроссвордов и сканвордов.

Конечно, конкуренция в этой нише бизнеса очень большая (в любом населенном пункте работает немало точек по продаже прессы), но газетные киоски, как и табачные ларьки, и продуктовые магазины должны находиться во всех даже отдаленных районах города. Важно только перед открытием дела провести анализ данного сегмента и определить места с наименьшим скоплением конкурентов.

Например, в пределах территории одного рыночного комплекса может уживаться два, а то и три газетных павильона.

Регистрация и организация бизнеса

Для начала необходимо пройти государственную регистрацию своего бизнеса. Для содержания газетного киоска проще всего выбрать форму собственности в виде ИП, что позволит предпринимателю сэкономить не только силы и время, но и денежные средства. Чаще всего, в этом случае регистрационный процесс занимает не более одной недели.

Если же существует необходимость создания юридического лица, то самой подходящей формой деятельности будет ООО. Стоит только учитывать, что в этом случае:

  • обязательно наличие уставного капитала (не менее 10 тыс. рублей);
  • процедура регистрации обойдется намного дороже, чем с ИП;
  • потребуется длительный срок для завершения регистрационного процесса.

При этом обе формы позволяют бизнесменам использовать УСН, при которой налог составляет не более 6% от суммы основных доходов и 15% от величины операционной прибыли. Независимо от выбранной формы собственности, код ОКВЭД такой деятельности выглядит, как 47.42, что означает розничную торговлю газетами и канцтоварами в специализированных торговых точках.

Место расположения киоска

Наилучшим местом расположения газетного киоска станет многолюдная область города. Иными словами, чтобы торговая точка приносила стабильную выручку надо выбирать места с большим потоком людей:

  • возле спусков в метро;
  • возле остановок общественного транспорта;
  • на территории вокзалов дальнего следования и привокзальных площадях;
  • на рыночных площадях;
  • возле магазинов и ТЦ или на их территории.

Оборудование

Прежде чем приступить к оборудованию внутреннего содержания торговой точки, необходимо подобрать подходящее помещение для его организации. Конечно, не всегда с этой целью используют обособленный киоск и павильон, ведь торговать газетами можно и с витрины магазина, но с экономической стороны такой вариант считается самым выгодным.

Приобрести киоск можно несколькими способами:

  1. Купить готовый павильон в собственность.
  2. Соорудить конструкцию с нуля.
  3. Оформить строение в долгосрочную аренду.

Также важно учитывать, что скорей всего при любом варианте, земельный участок под киоском будет принадлежать местным органам власти, а значит потребуются дополнительные хлопоты по оформлению на него договора аренды. Кроме того, при открытии газетного павильона на территории вокзала или ТЦ, за место под ним также придется платить арендную плату.

Основное же оборудование для внутреннего устройства газетного киоска состоит из систем автономного отопления и электроснабжения. В дополнении могут потребоваться специальные витрины и стеллажи. Кроме того, важно позаботиться и о внешнем виде своего павильона.

Ассортимент

Ассортимент газетного киоска может быть представлен товарами различного предназначения. Среди них можно выделить следующие большие группы торговой продукции:

  1. Свежая пресса. Приобрести ее для перепродажи достаточно легко, так как современные производители газет и журналов активно сотрудничают с мелкими предпринимателями.
  2. Книги. Здесь надо учесть, что это не специальная или классическая литература, а простые романы и детективы, которые охотно раскупаются людьми, желающими скоротать время при поездке в автобусе, электричке, поезде и т. п. В эту же группу можно отнести и такие популярные на сегодняшний день скандворды, ключворды и красочные детские журналы.
  3. Канцтовары и бытовые мелочи. Многие люди уже привыкли, что эти предметы продаются в газетных киосках. Прежде всего, это ручки и карандаши, без которых невозможно отгадывать кроссворды.
  4. Еще одним популярным видом товара, пользующимся спросом, являются карточки для оплаты сотовой связи. Важно только размещать их на видном месте витрины, чтобы потенциальные покупатели могли обратить на них внимание.

Разнообразие остальных товаров будет напрямую зависеть от местоположения торговой точки. Например, если киоск стоит рядом с больницей, то в его ассортимент можно запросто включить расчески, носовые платки, салфетки, шампунь, мыло, зубную щетку и пасту и многое другое.

Персонал

Газетный киоск должен работать без перерывов и выходных дней, а потому для одной торговой точки потребуется нанять двух продавцов, которым установить посменный график труда.

При этом от сотрудников не требуется наличие каких-либо особых навыков, достаточно только уметь продавать и быть добросовестным работником, ведь киоск будет всегда обеспечен заинтересованными покупателями. В связи с минимальными должностными обязанностями, как правило, продавцам газетных киосков выплачивается небольшая зарплата.

При желании на первых порах, бизнесмен может реализовывать свою продукцию самостоятельно.

Реклама

Что касается рекламы газетного киоска, то здесь особых мероприятий не потребуется, так как у таких торговых точек есть всегда «свой» покупатель. Как правило, она заключается в правильном внешнем оформлении павильона, куда входит заметная вывеска (например, «свежая пресса») и, возможно, рекламные и информационные плакаты поставщиков.

При необходимости на небольшом расстоянии от ларька можно расставить специальные указатели, позволяющие потребителям увидеть, что недалеко находиться павильон с:

  • газетами;
  • журналами;
  • книгами;
  • канцтоварами.

Финансовая составляющая бизнеса

При составлении проекта бизнеса по содержанию газетного киоска необходимо уделить внимание не только организационной части, но и его финансовой составляющей. С этой целью стоит провести вычисления таких важных показателей деятельности, как:

  • стоимости открытия;
  • стоимости поддержания;
  • размера будущих доходов;
  • срока окупаемости.

Стоимость открытия и поддержания

Как уже говорилось, открытие бизнеса по содержанию киоска, торгующего прессой, не требует особых капиталовложений. Например, если планируется покупать готовый павильон, сделанный «под ключ», то для небольшой торговой точки в качестве стартовой суммы понадобится около 300-500 тыс. рублей. Если говорить об аренде помещения, то сумма начальных вложений будет существенно ниже примерно около 100 тыс. рублей.

В дальнейшем большую долю в структуре текущих затрат станут занимать статьи расходов на закупку торгового материала, на арендную плату (за павильон и/или земельный участок) и на оплату труда. Но сумма таких издержек, как правило, колеблется в пределах 40-60 тыс. рублей в месяц.

Размер будущих доходов

Если говорить о единичном газетном киоске, то размер будущих доходов, получаемых с него, будет разниться каждый месяц. Все зависит от потока потенциальных покупателей, ежедневно посещающих территорию месторасположения павильона.

Средняя выручка киоска за день может варьироваться от 1 до 3 тыс. рублей. Поэтому сумма ежемесячных доходов от такой сферы деятельности составляет около 70-80 тыс. рублей.

Срок окупаемости

Невозможно рассчитать и точную сумму чистой прибыли, которую готов приносит киоск по продаже прессы. Иногда она может не превышать 10-15 тыс. рублей в месяц. Исходя из этого, можно определить срок окупаемости первоначальных вложений:

  1. При покупке готового киоска стартовые расходы окупятся не ранее, чем за 2,5-3 года бесперебойной торговой деятельности.
  2. При аренде помещения под торговую точку начальный капитал окупится уже к концу первого года работы.

Материалы о ситуации с газетными киосками и ларьками в Москве и других городах. Именно здесь большинство из нас покупает не только газеты, но и партворки. А ситуация с киосками в последнее время вовсе не радостная.

Распространение газет и журналов - это не столько коммерческая торговля, сколько обеспечение доступа к информации людям, для которых покупка свежей прессы - ежедневная потребность и привычка. Но несмотря на то, что солидный объём свежей печати продается именно через газетные киоски, будущее их весьма туманно.

74% столичных жителей покупают прессу именно в мелкой рознице. Половина опрошенных во время исследования была недовольна расположением киосков и хотела бы, чтобы их снова вернули к метро и остановкам общественного транспорта.

Все негативные экономические факторы вместе в последнее время привели к тому, что 25% киосков печати просто закрылись.

В Москве после закрытия многих мелких и средних киосков, павильонов и магазинов существует серьёзнейший дефицит этого сегмента торговли .

Ситуация на журнальном рынке сегодня сложная. Перспективного немного. Без поддержки властей через несколько лет в Москве станет проблемой купить свежую прессу.

4 крупнейшие отраслевые организации независимых региональных издателей (АРПП, ГИПП, Национальная сеть распространения прессы «Союзпечать» и Альянс) подписали открытое письмо Президенту России В.В. Путину, в котором обратили его внимание на появившуюся проблему.

Дело в том, что поступают предложения закрыть киоски прессы - их содержать сегодня стало невыгодно. Зарплата киоскеров при этом - неподъёмно низкая, работать желающих нет. Три крупных московских предприятия, работавших в этой сфере, обанкротились. Тенденция к банкротству продолжается.

Журнально-газетный рынок переживает ситуацию перераспределения в связи с шокирующе быстрым развитием технологий - бумажные и электронные версии момент оспаривают свой приоритет.

Есть некоторые надежды: например, в 2012 году было много запусков новых изданий, включая зарубежные лицензии и большое количество специализированных изданий в регионах. Но многие издания закрываются. Соотношение закрывающихся журналов соответствует открывшимся.

Современные настораживающие процессы, происходящие на рынке прессы:

  • тиражи печатных изданий падают, это связано с уменьшением спроса на печатную продукцию
  • читающая часть населения стареет, а подрастающее поколение не читает на бумажном носителе
  • рентабельность продаж падает до минимального уровня, сокращаются обороты

По подсчетам Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), только за последние полтора года количество киосков печати в Москве сократилось на 20%. Сейчас их около 2 тысяч. В новой схеме, которая принимается по Москве, в городе будет 2364 киоска . То есть примерно один киоск на 5 с лишним тысяч москвичей. Это значительно ниже (более чем в три раза) рекомендованной Минкомсвязи нормы для мегаполиса: один киоск на 1500 человек.

Будущая схема дислокации киосков прессы в Москве до сих пор не утверждена, и операторы рынка опасаются, что часть объектов будет демонтирована и вывезена, тем более что в ряде районов этот процесс уже начался.

Владельцы киосков пытаются выровнять ситуацию, предлагая и другие услуги. Но попытка поставить в киоски копировальную технику как дополнительную услугу населению дала нулевую эффективность, а продажа продуктов питания ещё не прижилась.

Результативно показывает себя новое направление – «хобби для детей и взрослых» (раскраски, вышивание, вязание и т.п.), продажи повышают выручку, выравнивают рентабельность киосков.

Для сохранения киосков надо продолжить коллективный поиск новых форм и методов торговли, новых форматов предоставления услуг горожанам в киосках и объектах прессы.

Киоскёры не могут завышать цены на периодические издания. Никто не будет покупать дорогие газеты и журналы, тем более, что у киосков печати существуют конкуренты - супер- и гипермаркеты, в которых также есть отделы, торгующие периодикой.

Развивается (особенно в регионах) возможность выдавать в киосках интернет-заказы (малогабаритные, в первую очередь книги, канцелярию, мелкие игрушки).

Обесточивание киосков

«Объединенная энергетическая компания» требует от владельцев киосков, которые расположены на улицах, попавших в программу улучшения улиц, заменить воздушные линии электроснабжения подземными кабельными. За свой счёт и до 30 июля 2015 года. Потом киоск просто отключат от электросети. Осенью 2014 года провести подземный кабель стоило 1,5 миллиона рублей. Для киосков это неподъёмная сумма. Они и без того балансируют на грани рентабельности.

Торговый сбор

У торговцев прессой одна радость:

Мосгордума 24 июня 2015 г. приняла закон «О внесении изменений в закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» и статью 3 закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе». В соответствие с документом, до 1 января 2021 г. торговый сбор не будут выплачивать владельцы нестационарных торговых объектов со специализацией «Печать», и бытовых услуг, – в том случае, если площадь торговых полок не превышает 10% общей площади объекта, а торговый зал не должен занимать более 100 кв. м.

Торговый сбор с предприятий розничной торговли начал действовать в Москве с 1 июля 2015. Для нестационарных объектов он составляет от 28 тысяч до 81 тысячи рублей в квартал в зависимости от расположения. АРПП, Гильдия издателей периодической печати, Минпромторг - все предупреждали депутатов Госдумы об опасности поправок в Налоговый кодекс, которые могут разорить малый бизнес. Эти жалобы (спустя полгода) услышали депутаты городского парламента. Отсрочку согласовали за неделю до вступления поправок в силу.

Таким образом, эта беда киоскам прессы пока не грозит. По крайней мере, до 2021 года.

Но расслабиться не получается.

Июль 2015 :

Киоски прессы в Москве вновь оказались на грани исчезновения. По словам руководителей крупнейших московских сетей по распространению газет и журналов, ими получены официальные уведомления от префектур нескольких округов Москвы о безотлагательном демонтаже сразу 35 киосков с периодической печатью.

Новые киоски

Перед отраслью стоит первостепенная задача - организовать процесс замены устаревших киосков прессы на новые образцы, утверждённые Москомархитектурой.

Несколько лет мэрия требовала от распространителей прессы обновить допотопные киоски. Темпы обновления мэрию не устраивали. Поэтому в конце 2014 года городское правительство решило заменить киоски самостоятельно. При этом новые объекты станут собственностью мэрии (казённое предприятие «Мосгорпечать»). Мосгорпечать будет сдавать их в аренду распространителям.

Палатки планировалось производить по единым стандартам по заказу правительства Москвы. В апреле 2015 года Департамент торговли и услуг города Москвы даже представил концепцию единого дизайна опытных автоматизированных киосков под брендом «Всё сам», разработкой внешнего вида которых занималась студия Артемия Лебедева. Устанавливать такие киоски планируется на улицах, парковках и в переходах.

2015 год. Киоски нового поколения

В центре Москвы в самое ближайшее время появятся киоски нового образца. Уличная торговля кардинально меняет имидж.

В сборочном цехе в Климовске уже проверяют работу киоска нового образца. Подключают к сети, монтируют светодиодные ленты. Здесь есть свой отдельный электрический щиток. "В этом киоске использованы только современные материалы. Это алюминий - металл с высокой устойчивостью к коррозии - и стекло, здесь больше ничего нет ", - рассказывает разработчик киоска Александр Золотарев.

Витрины - в полтора раза больше, чем у обычных ларьков. Позже внутри установят необходимое оборудование для торговли и хранения продуктов. Продавцам здесь будет комфортно и зимой и летом. Термопокрытие позволит сохранять тепло в мороз, а кондиционер, который предстоит установить, - охлаждать воздух летом. Окошко, которое обычно открывается в сторону, здесь поднимается наверх. Это удобнее, потому что занимает меньше места.

У каждого типа ларьков будет единый, легко узнаваемый дизайн .

Первые восемь павильонов разыграют в Центральном округе уже летом 2015 года.

Пилотный проект уже запущен - киоск с мороженым на Тверской. На витрине - не фантики от продуктов с написанными от руки ценниками, а электронное табло со всей необходимой информацией. Таких павильонов в центре Москвы в ближайшие месяцы должно появиться две сотни. А в следующем году они начнут распространяться по всему городу.

Разработаны 6 типов павильонов . Они будут отличаться по специализации и площади:

  • кассы по продаже театральных билетов займут 4 квадратных метра
  • киоски с мороженым, хлебом, овощами и фруктами - 6
  • печатную продукцию будут продавать в ларьках площадью 12 и 15 квадратных метров
  • минимаркеты будут от 100 до 150 квадратных метров

Меняется сам принцип организации уличной торговли. Коммерсантам в аренду теперь будут сдавать не торговые площадки, а готовые павильоны . Единого стилевого оформления, узнаваемые. Срок действия договоров увеличится с 3 до 5 лет.

Новый дизайн киосков в Москве с 2015 года. Цветочный киоск. Источник всех изображений: Москомархитектура

Весной 2015 года московскую розничную торговлю ждут большие перемены. Все торговые палатки отныне будут производиться по единым евростандартам по заказу правительства Москвы, а предприниматели будут брать их у властей города в аренду на 5 лет. К маю в столице появится дополнительно около 700 новых киосков, все они будут построены городом и отданы в аренду, сообщает комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы .

Власти Москвы планируют обновить торговые точки под мелкую розничную торговлю за 6-9 месяцев, рассказал глава департамента городского имущества Москвы Владимир Ефимов. «Город изначально говорил о том, что площадки предоставляются на три года. По истечении этого срока по условиям договора предприниматель обязан освободить торговую площадку. Ни один договор мы досрочно расторгать не планируем. Мы приняли решение, что торговые павильоны будут заставлять город в едином архитектурном облике. Их количество будет увеличено приблизительно на 10%. Поэтому мы исходим из того, что количество предпринимателей, работающих в этой сфере, не уменьшится, а увеличится» , - сообщил чиновник.

Ефимов также добавил, что все места мелкорозничной торговли будут разыгрываться через электронный аукцион, что делает систему прозрачной: «Город предоставлял площадку на размещение торгового объекта на три года, по каждому из этих договоров город безусловно выполняет свои обязательства и ни один договор досрочно расторгать не планируем. Все те договоры, которые есть - они действуют. Те, по которым будут заканчиваться сроки действия, мы планируем на эти площадки устанавливать новые торговые павильоны, которые будут соответствовать архитектурному облику и предоставлять их уже в пользование предпринимателю для ведения торговой деятельности. У всех, у кого заканчивается договор, будет происходить замена торговых павильонов» .

Необходимость смены палаток спустя всего три года после их последнего обновления глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк объясняет так: «Сейчас требуется другой внешний вид, и ситуация совершенно иная» .


Новый дизайн киосков в Москве с 2015 года. Продуктовый киоск

Происходящие изменения прокомментировала заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук, сообщившая, что новые киоски были разработаны Москомархитектурой таким образом, что их специализацию и ассортимент можно будет видеть издалека. По её словам, «в городе ведется политика по формированию единого художественного образа, в том числе торговых площадок. К разработке типовых архитектурных объектов привлекались как производители, так и потребители. Мы консультировались с продавцами мороженого, прессы, овощей и фруктов» . При нынешней разработке архитектурно-художественных решений киосков город изготовил опытные образцы, для того чтобы при массовом производстве можно было учесть некоторые негативные моменты: «Нынешние образцы сделаны с учетом некоторых предыдущих негативных моментов. Мы произвели утепление полов, наладили систему водоотведения с крыш, провели дополнительное освещение, антивандальные мероприятия и т. д.» .

«Первые образцы можно уже увидеть в районе Тверской, 13 - театральные кассы и киоск-мороженое. Уже по городу стоят вендинговые автоматы „Всё сам“. Самое важное, что это автоматы, направленные на торговлю не одним видом продукции: там достаточно широкий ассортимент: продовольственные и другие товары. Были использованы достаточно высокотехнологические решения применены при подготовке архитектурных решений» , - отметила Гук.


Новый дизайн киосков в Москве с 2015 года. Киоск «Всё сам» - автоматизированный киоск для продажи товаров повседневного спроса,

С владельцами объектов мелкорозничной торговли теперь будут заключать договор не на три, а на пять лет. Переход от трехлетнего договора к пятилетнему позволит повысить инвестиционную привлекательность и повысить эффективность деятельности малого бизнеса, полагают в Москомархитектуре. Город теперь будет предоставлять полностью оборудованные торговые павильоны, и с момента подписания договора предприниматель может вести в них торговую деятельность.

В Москве в 2014 году было примерно 7,7 тыс. палаток и киосков, по данным департамента торговли и услуг города. Все они размещены по договорам с правительством Москвы, которые заключены примерно три года назад и в ближайшие два месяца истекут. Власти Москвы перезаключать их не будут, рассказал РБК президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов и подтвердил глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Непродление договоров означает демонтаж палаток, а они почти новые, были закуплены предпринимателями по требованию города в 2012 году, напоминает Максимов. «Теперь нам говорят, что будут за счет города устанавливать какие-то объекты и их будут выносить на аукционы, а все, что они [ранее] утвердили как образец эстетики и функциональности, надо выбросить» , - говорит он.

«Когда в 2011 году проходили аукционы, всем было предложено сделать палатки самостоятельно по определенному образцу. Теперь получается, что мы их должны выбросить. А у нас из 22 палаток все в хорошем состоянии» , - говорит Алексей Коровкин, владелец сети палаток хлебобулочных изделий. Покупка одного нового павильона по требованию мэрии три года назад обошлась в 1 млн руб., рассказывает другой владелец киосков. Пришлось взять кредит, который он выплачивает до сих пор.

Идея замены павильонов странная, потому что они еще не пришли в негодность, отмечает Коровкин. Он также опасается, что изготовление 5-10 тысяч новых палаток для Москвы может затянуться. Он не уверен, что чиновники сделают их удобными в силу отсутствия у них соответствующего опыта. Стоимость палатки без дополнительного оборудования он оценивает в 300 тыс. руб., с полным оснащением - в 500 тыс. Но городу с учетом инфляции и других факторов это будет стоить заметно дороже, считает он.



Ситуация, в которой предпринимателям приходится закрывать бизнес, беспокоит Минэкономразвития, заявила РБК помощник министра Елена Лашкина. «В Минэкономразвития поступают обращения с жалобами предпринимателей на регулирование сферы нестационарной торговли на уровне регионов, в том числе из Москвы» , - заметила она.

Регионы вправе распоряжаться своей землей и помещениями, сказала она, но закрытие бизнеса ведет к потере рабочих мест, росту социальной напряженности и мешает сбыту сельхозпродукции региональных производителей. Поэтому министерство предлагает уточнить федеральное законодательство в части нестационарной торговли. В том числе закрепить минимальные сроки размещения павильонов и разработать компенсации для бизнеса в случае изменения схем размещения.


Новый дизайн киосков в Москве с 2015 года. Киоск-мороженое

Нарушения прав малых и нестационарных торговцев замечает и Минпромторг. Год назад министерство направило в регионы свои предложения по изменению ситуации, сообщили РБК в пресс-службе министерства. «Минпромторг как федеральный регулятор отрасли считает, что в основу функционирования мелкорозничной торговли должны быть положены принципы стабильности и долгосрочности осуществления предпринимателями их прав, а также принцип «меняется место - сохраняется бизнес» , - передал через пресс-службу замминистра Виктор Евтухов.


Новый дизайн киосков в Москве с 2015 года. Книжный киоск

Нестационарная торговля в цифрах*

  • 7,7 тысяч павильонов и киосков насчитывалось в Москве летом 2014 года
  • 22 тысяч палаток было в Москве при мэре Юрии Лужкове
  • От 300 тысяч до 1 млн рублей составляет стоимость одной оборудованной палатки
  • 1,5 года требуется на окупаемость одной нестационарной торговой точки
  • 450-500 тысяч рублей составляет средняя ежемесячная выручка с одного киоска
  • 50-80 тысяч рублей в месяц – ежемесячная чистая прибыль с одного киоска
  • В 26,5 тысяч рублей в месяц оценивалась максимальная стоимость аренды 6 м² земли в центре Москвы в 2011 году
  • Более 50 тысяч человек остались без работы после массового закрытия киосков в столице в 2011 году