Краткое сведения о художнике картины радуга. Описание картины И. К. Айвазовского «Радуга. Описание картины Айвазовского «Радуга»

Иван Айвазовский (17. 07. 1817 - 19.04.1900) - художник-маринист имперской России, по происхождению - армянин (Ованесс Айвазян), непревзойдённый в своём жанре мастер, придерживался в своих произведениях романтического стиля.

Количество картин, созданное Айвазовским за годы жизни, приблизилось к шести тысячам. Были в его творчестве полотна на восточные и армянские сюжеты, просто пейзажи, но большая часть картин Айвазовского посвящена морским пейзажам и батальным сюжетам. Известны его картины «Девятый вал», «Ночь в Гурзуфе», «Чёрное море», «Неаполитанский залив», «Кронштадский рейд», «Чесменский бой».

Иван Константинович всю жизнь творил в рамках одной темы, и он достиг совершенства в пределах морской тематики. Однако критики стали обвинять его в несовременной манере письма, в угасании таланта. Айвазовский ответил критикам картиной «Радуга». Он написал её в 1873 году, «Радуга» положила начало новому периоду в творческом развитии художника.

Только на поверхностный взгляд эта картина типична для Айвазовского. Тема «Кораблекрушения», конечно, не нова для него, но это полотно в сравнении с предыдущими полотнами стоит особняком. Художник на этот раз отказался от ярких красок, колорит «Радуги» приглушенный, в оттенках проработана точность. При всём романтизме «Радуги» сделан шаг в направлении реализма.

По сюжету картины разыгравшийся шторм топит корабль. Рядом скалистый берег. Очевидно, судно налетело на подводный риф. Бушующая толща воды изображена так, словно художник сам присутствует на месте крушения. Ветер размётывает брызги волн в пыль, и очертания берега смутно видны. Судно тоже окутано туманом, его вот-вот поглотит морская пучина.

На переднем плане картины шлюпка с потерпевшими кораблекрушение. Утлое судёнышко кажется скорлупкой среди разбушевавшейся водной стихии. Люди не теряют надежды на спасение, пытаются управлять лодкой, но борьба с бурей отняла много сил. Самые активные у руля и на вёслах, другие прижались к бортам в страхе, женщина обхватила руками маленького ребёнка и напряжённо смотрит на волны.

Но вот солнечный луч с неба озарил мятущееся море, в брызгах воды заиграла радуга над головами страдальцев. И волны стали тише, уже не захлёстывают шлюпку. Отчаяние людей сменилось надеждой, один человек сорвал шапку и поднял лицо вверх, благодаря небеса. Радуга - всегда добрый знак, и люди, несомненно, спасутся.

Цветовая гамма картины для того времени стала новаторством. Наблюдается постепенный переход в эмоциях и красках. Там, где тонет корабль, вода темна, на ней лежит тень. Этот участок картины вызывает тревогу и страх. Но незаметно краски, светлеют, в волнах появляются лиловые и голубые оттенки радуги, золотятся солнечные блики. Радуга преобразила небо и море. Цветовая палитра в этой работе отличается разнообразием, но краски нежные, неброские.

Картина «Радуга» в целом даёт позитивный настрой: никогда не надо терять надежду. Наверняка, эти люди перед лицом опасности молились о спасении. Кто-то из них был услышан. Так что, просите, и дано будет вам.

Холст, масло. 102x132 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. номер: 801
Поступление: Приобр. П.М.Третьяковым до 1893 у автора.

Начиная с 1860-х годов, "импровизационная" манера письма Айвазовского, не "копировавшего" мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, выражением которых стала организация на рубеже 1860-70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники исповедовали жесткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. В это же время критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина "Радуга", обозначившая новый этап в творчестве художника.

С одной стороны, перед нами очередное "кораблекрушение" Айвазовского. Но, с другой, оно совсем не похоже на прежние его "кораблекрушения" и "бури". Не отказываясь от собственных принципов, он в этой работе сильно модернизирует их – особенно заметно это в колористическом решении полотна.

Прежние "утрированные" (по собственному слову живописца) краски уступают место более сдержанному и вместе с тем более тонко разработанному колориту. Меньшая "придуманность", педалированная "реалистичность" – это очевидная реплика художника в диалоге с современностью. Хотя романтическая напряженность остается характерным признаком и этой работы.
http://www.art-catalog.ru

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, – нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер – без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…"


Радуга.
1875.

Разноцветная дугообразная полоса на небе, образующуюся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Дождь всё ещё звенел над степью. От Гремячего Лога до дальнего пруда, в полнеба, стала горбатая, цветастая радуга. (Шолохов. Поднятая целина.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с радугой.

Успокоение

Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.

Ф. Тютчев.
1830.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
1900-е.

Радуга в субботу – дождь на всю неделю (Ирландия).

Если радуга появляется вечером, она предвещает ясный день; если же утром – то на другой день следует ждать дождя. Точно такая же примета существует у немцев.

Многие дикие народы боятся радуги. Например, дикари острова Ниас не решаются даже взглянуть на радугу, считая, что это огромная сеть, поставленная мощным духом, чтобы поймать их тени. А тени они отождествляют с душами. А тени они отождествляют с душами.

В свете этого факта представляется интересным тот ритуал, который мы наблюдали несколько лет назад в одном из посёлков Северной Англии. Едва завидев радугу, здешние дети тут же сложили на земле крест из двух палочек. Когда мы спросили, зачем они это сделали, они ответили просто: «Чтобы откреститься от радуги».

Углубившись в изучение странных обычаев и поверий, мы провели небольшое расследование. Посёлок назывался Лидс (Западный Райдинг, Йоркшир), и наши расспросы показали, что обычай «Отгонять радугу» всё ещё был популярен среди здешних стариков. Он заключался в том, чтобы сделать крест из двух палочек и положить на их концы четыре камешка.
Но каким образом это помогало от радуги? Старики не могли нам ничего объяснить: они знали лишь, что радуга должна растаять, поскольку так говорили их родители и родители их родителей. Что же касается причины, по которой это должно случиться, то они никогда не знали и не интересовались ею.

Всё это заставило нас предположить, что разгадку тайны следует искать в небе. Ведь хорошо известно, что древние считали небо Дорогой Богов. После того, как скандинавский бог Один построил свой небесный дворец, он провёл к нему мост Бифрост, по которому можно было туда проникнуть. Бифрост был трёхцветным, и посередине него пролегла красная полоса, ибо он был из огня и должен был поглощать души, недостойные вступить во дворец. Таким образом, Бифрост, или Дорога Богов, превратился в Дорогу Душ, восходящих на небеса.

В Норвегии и Дании до сих пор можно найти старые надгробные камни с руническими надписями типа: «Нагейлфр построил этот мост для своего сына Анунда.»

Что за мост подразумевается здесь?

Конечно же, радуга – древний Бифрост, по которому души переправляются через Млечный Путь к месту своего вечного успокоения.

Скандинавское влияние в северных графствах Англии было очень сильным: многие здешние названия имеют скандинавское происхождение. Поэтому вполне можно предположить, что радуга и по сей день остаётся здесь мостом для душ, уходящих на небеса – то есть, приметой близкой смерти. Отогнать радугу – значит продлить чью-то жизнь; вот почему дети из северных графств складывают крестики, чтобы «откреститься от радуги».

В Австрии и кое-где в Германии до сих пор считается, что души умерших детей поднимаются на небеса по радуге.

Идея сравнить радугу с мостом принадлежит античным народам. Деметра, древнегреческая богиня смерти, имела среди своих жриц Капитул Моста; а саму её называли Владычицей Моста. В Риме жрец был строителем мостов, понтификом, поскольку он принимал на себя заботу о душах, переправляющихся в иной мир.

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
1900-1905.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя. Радуга.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга. Этюд.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.

Борис Ольшанский.
Волхова с радугой.
2002.

Иван Константинович Айвазовский.
Радуга.
1873.

Николай Никанорович Дубовской.
Радуга.

Картина «Радуга» И. К. Айвазовского явилась ответом художника на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера письма не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и обозначило новый этап в творчестве живописца.

На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». С другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины.

Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «придуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма.

Мы видим корабль, терпящий крушение возле скалистого берега. Люди отчаянно пытаются спастись на шлюпке. Художник показал бурю на море так, словно сам находится в открытом море среди разбушевавшейся стихии. Сквозь ветер и брызги волн силуэт тонущего судна и очертания берега кажутся размытыми. Тревожное грозовое небо полностью сливается с морской стихией.

Колорит картины – это изысканные оттенки и переходы голубоватых, розовых, зеленых, лиловых тонов. Поток солнечного света, проникающий сверху вниз сквозь весь этот хаос, ложится на воду разноцветной радугой. Как мираж, радуга то мерцает, то исчезает – прозрачная, чарующая, мягкая. Волны становятся меньше и уже не несут опасности. Радуга обещает спасение. Уныние людей, спасающихся на шлюпке, сменяется оживлением. Кто-то поднял вверх руки, благодаря Всевышнего.

Общее настроение картины – радостное, светлое. Живописец воспевает героизм людей, вышедших победителями из неравной схватки со стихией.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Радуга», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Айвазовский написал свою одну из прекрасных картин – «Радуга» в 1873 году с нетипичной для себя манерой. Данная картина выделяется от других работ автора непривычностью в плане рисования.

Трагедия крушения корабля передана совершенно по-новому: необычной цветовой палитрой, усовершенствованной техникой воспроизведения той беды с моряками и с посылом о чудесном спасении – о чем свидетельствует присутствие радуги.

Радуга картина Айвазовского – это, пожалуй, единственное полотно, в котором мастер морской живописи переступил собственные творческие устои и дал понять критикам что «талант – не иссяк, манера – новейшая.»

Тем, кому не по наслышке знакомо творчество художника будут утверждать, что данное полотно – самая непривычная работа от всех остальных. Оно не оставит обывателя просто так, без ощущения некого участия в гуще событии.

Радуга. 1873 Холст, масло. 102 × 132 см. Третьяковская галерея, Москва.

Описание картины

Описание картины одним словом невозможно, даже самые именитые мастера пера испытывают порой затруднения в ее описании.

Саму картину изобразили в нестандартной передаче цветового решения: вместо насыщения автор отдал предпочтение строгим оттеночным методам.

В своей «Радуге» Иван Айвазовский хотел отступить от принципов и представил то, что сейчас является классикой реализма. А он знал, как лучше описывать детали капризов погоды (особенно, морские непогоды) – ведь несмотря на возраст и славу (на момент написания данной работы ему было 53 года) не оставлял главную любовь жизни – дальние морские походы. Даже ходили слухи, будто он погиб во время одного кораблекрушения и после этого назло всем Иван Константинович нарисовал одну из знаменитейших своих вещей – что занесла имя автора в художественное наследие России.

Это грозное море, выкинувшее умирающий корабль к скалам. Также к гиблой мачте нагоняется огромное количество туч, образуя тьму. Ураган, вперемешку с огромными волнами, препятствуют спасению выживших и всеми природными волнениями стараются выбить из людей последние силы, дабы придать их тела морской глубине.

Но люди, что спасаются от неминуемой гибели, стараются сохранить покидающую их энергию (дабы ее восполнить – откидываются к стенкам лодки, передавая весла следующим). Но надежду на спасение дарит радуга. Она, словно мираж, неожиданно появляется и также пропадает – явно идет ее борьба с бурей. Судя по преобладающей световой гамме и выделению радуги Иваном Айвазовским – опасность минует, также многоцветовой колоритности произведению придают расположенные прозрачные солнечные лучи на водной поверхности.

В чем же секрет картины?

Айвазовский Радуга – что в ней особого? Казалось бы, картина, повествующая о природной катастрофе и чудесном спасении команды потонувшего судна, чем она манит к себе огромное количество обывателей и разбирающихся в искусстве?

Над этим вопросом задумывались многие, видевшие само полотно или фото в художественных книгах или музейных буклетах.

Несмотря на ноту трагичности, сама картина несет положительный посыл: люди, на кажущуюся безысходность и невозможности сопротивляться морскому урагану – побеждают невзгоду, увидев свет и радужный след, что заставляет из последних энергетических запасов грести до берега (держаться до последнего).

Картина как-бы говорит: «нет ничего непреодолимого»

Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения.

Сегодня данную картину русского художника, феодасского происхождения и в жизни придерживался маринисткой позиционной политике, можно увидеть в главной сокровищнице культурных наследии – в Третьяковской галереи.

Интересное дополнение о Айвазовском наследии от Третьяковской галереи

Полотно было куплено у самого автора его другом и крупным коллекционером П.М. Третьяковым, считавшим «Радугу» жемчужиной русской живописи.

На этом фото изображена «Радуга» Айвазовского, мнение неоднозначное: для кого оно будет положительным и героическим, а кому покажется грозной с темной, пугающей стороны.

Само художественное произведение написано в 1873 году, оригинальный ее размер составляет 102х132 сантиметра. Висит картина не в традиционно позолоченной рамке, а в черной – почему именно в таком обрамлении – неизвестно. Эксперты предполагают, что таким способом маэстро давал понять критикам – это был ответ на их обвинения в отсутствии каких-либо новшеств в написании полотен.

Айвазовская «Радуга» своего рода экспериментальная работа на тему шторма у Ивана Константиновича, ибо созданная им же техника усовершенствована, цвета приобретают не столько яркости, но и глубинности палитры – передающие атмосферу битвы морского гневного настроя (погубившей судно у скал) и имеющим что-то с божественным могуществом. Не стоит забывать, что в процессе написания художник представлял себя в той группе из 13 выживших, которым пришлось почувствовать на себе гнев моря, в панике стараются убежать и приходит высшая помощь (об этом свидетельствует сложение рук для молитвы и сосредоточенное выражение лица у одного из них) – что придает ощущение реальности происходящего.

«Радуга» − больше чем обычная картина?

Помимо философского смысла, картина содержит и библейский смысл:

Хоть картина позиционируется критиками как представитель жанра реализм, некоторые все же определяют и к романтизму. Почему? Ответ содержится в основном элементе – радужному явлению. Сам по себе природный знак весьма интересен, но в живописном понимании это олицетворение образа ведущего праведника, что предстает перед группой людей, помогающий избежать смерти в пучинах вод.

Извечная борьба между темными силами с божьими проиллюстрированы здесь боем грозной бурей и светлой радугой.

Тьма манит, но губит
Свет нелегок, но спасает

Интересный факт: название полотна было в начале иным – «Шторм», но из-за нехарактерных цветовых вариантов и передачи той чувствительности и эмоциональности – автор картины решил переименовать ее в более необычное для темы, уникальное и вызывающее те пережитые минуты, что испытывал сам художник.