Когда был построен пашков дом. Место, благоприятствующее рождению легенд. Описание дома Пашкова

Пашков дом находится в самом центре Москвы, на Ваганьковском холме, напротив московского Кремля. Стоящий высоко, вровень с Боровицким холмом и Кремлем, дом имеет своего рода мифологию: в соответствии с ней он является как бы архитектурным архетипом независимости, фронды и дворянской вольности, противостоящим Кремлю.

Здание это было построено в 1784-87 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Егоровича Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, дворянина не очень знатного происхождения. Его отец был денщиком Петра Великого.

Предположительно его архитектором считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый.

Существует старая легенда, что дом построен задом наперед. Фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а вход в него - с другой стороны, со Старо-Ваганьковского переулка. Легенда гласит, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую, которая в 1785 году повелела прекратить баженовские работы в Царицыно, построил дом таким образом, чтобы он задом смотрел на Кремль и его обитателей.

Но всё это очень маловероятно. Прежде всего потому, что в 1785-ом году дом уже вовсю строился, то есть, спроектировано здание было раньше, чем Екатерина нанесла обиду великому зодчему.

«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком — писал П.А. Вяземский. - На горе, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».

Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса), служившая символом побед царствования его матери.

В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.

Пашковы владели домом до 1831-го года. Кто владел домом следующие восемь лет, неизвестно, но кто-то владел точно, не мог же такой дворец стоять без хозяина. А в 1839-ом году Пашков дом был выкуплен казной.

Первоначально здесь был открыт Дворянский институт при императоре Николае I. Потом, в 1852-ом году здесь разместилась Четвертая мужская московская гимназия. Но надо сказать, что для гимназии это здание уж слишком роскошно.

И в 1863-ем году, уже в царствование государя Александра Николаевича, в этом здании открылась Румянцевская библиотека, и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, генерал-фельдмаршала, был страстным коллекционером и чего только не собирал.

У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев делает свой музей общедоступным, и библиотеку тоже. В 1863-ем году сюда начали приходить люди.

Император Александр II очень это поощрял, и даже подарил музею знаменитую картину А.А. Иванова «Явление Христа народу», которая когда-то демонстрировалась именно здесь, и для которой был оборудован специальный «Ивановский зал».

Кроме того, император высочайше повелел, чтобы экземпляр каждой изданной в России книги обязательно доставлялся в Румянцевскую библиотеку. Так началось формирование того уникального книгохранилища, которое при СССР носило название «Библиотека имени Ленина», а сейчас называется «Российская государственная библиотека».

Ну и закончим, конечно, Булгаковым. «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев» .

Иногда именуется «Пашков дом».

Возведён в 1784–1787 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью П. Е. Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым.

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.

К ним относятся: скульптурная декорация над фронтоном центрального портика, статуя Минервы на крыше бельведера, само оформление бельведера (обрамлённого полуколоннами ионического ордена вместо колонн коринфского) и балюстрад, опоясывающих крышу здания и галерей.

Несмотря на бесконечные дифирамбы Дому Пашкова и тот факт, что это действительно один из красивейших архитектурных памятников Москвы, следует помнить, что существующая композиция здания неполна, так как она изначально требует обязательного наличия на бельведере (представляющего собой постамент или пьедестал) статуи или скульптурной группы, стоявшей там до начала XIX в. Из-за незаконченности композиции бельведера (ставшей дурной традицией с начала XIX в.) само здание теряет свою целостность - пустота бельведера совершенно не соответствует замыслу архитектора.

Сомнительным и несоответствующим ранним историческим изображениям Пашкова дома является ярко-зелёный цвет крыши бельведера, диссонирующий с белоснежным цветом целого здания.

«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком» - писал П. А. Вяземский, вспоминая о своем раннем детстве, пришедшегося на эпоху расцвета дома Пашкова.. «На горе, отличающийся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решётке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».

Пашков дом был одним из символов старой Москвы, о которых писал А. С. Пушкин:«невинные странности москвичей были признаком их независимости» («Путешествие из Москвы в Петербург»).

Стоящий на высоком холме, вровень с Боровицким холмом и Кремлём, дом имеет своего рода мифологию: в соответствии с ней он является как бы архитектурным архетипом независимости, фронды и дворянской вольности, противостоящим Кремлю.

Пашков дом имеет несколько основных этапов своей истории: с момента постройки до 1839 г. был в собственности семейства Пашкова и его наследников, с 1839 г. был выкуплен казной для Московского университета и по 1861 г. в нём располагался Дворянский институт, с 1861 г. по 1921 г. - Румянцевский музей (в XIX в. здесь постоянно экспонировалась картина А. А. Иванова «Явление Христа народу», для которой был оборудован специальный Ивановский зал).

С 1921 г. Румянцевский музей был выведен из Пашкова дома и здание находилось в распоряжении Государственной публичной библиотеки СССР им. Ленина (ныне Российской государственной библиотеки, РГБ). Пашков дом был закрыт на реконструкцию в связи с аварийным состоянием в 1988 г., в настоящий момент объявлено о её фактическом завершении.

Главный дом с двумя боковыми флигелями является объектом культурного наследия федерального значения.

Адрес: ул. Моховая, 26

Как добраться до дома Пашкова: ст. метро Боровицкая.

Дом Пашкова, или, как его еще называют, Пашков дом принадлежит к числу самых красивых и известных зданий в Москве. Здание было построено в 1784-1786 году для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, который приходился сыном денщику самого Петра I. Предположительно, автором проекта стал В.И. Баженов, но поскольку никаких документальных свидетельств не осталось, то авторство остается под вопросом. Хотя, если полагаться на устные рассказы, и на то, что дом возведен в характерной для Баженова архитектурной манере, можно считать создателем дома именно его.

Дом Пашкова сразу же стал новой Московской достопримечательностью. Его изображали на своих полотнах художники, с видом на дом выпускали почтовые марки, открытки и календари, фасад здания украшал даже этикетки на спичечных коробках и конфетные фантики. И сам дом, и холм, на котором он построен, окутаны ореолом таинственности. Ваганьковский холм считают одним из возможных мест, где спрятана библиотека Ивана Грозного. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса Пашкова дома фигурирует в качестве места встречи Воланда и Азазелло.

Здание было построено на Ваганьковском холме, недалеко от Кремля и Каменного моста. Высокий холм послужил своеобразным пьедесталом зданию. Парадный въезд в этот прекрасный дом-дворец выходил в Староваганьковский переулок, а главный фасад здания смотрел на улицу Моховую - это было оригинальным решением, ранее не практиковавшимся. Таким образом, у здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и более домашний и уютный, обращенный во двор. По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице дом расположен под небольшим углом, поэтому красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.

Внизу, на склоне холма в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее, когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном. Дом Пашкова, который часто называли дворцом, стал первым светским зданием в Москве, из которого можно было видеть Кремль не снизу. Из окон дома видны были и Ивановская и Соборная площади, а позднее - храм Христа Спасителя. На участке находилась и церковь Святого Николая Угодника - бывшая домовая церковь Пашковых.

В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. Некоторое время пустовал. В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания. Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны - такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы. В результате внешний вид дома Пашкова незначительно изменился: он был утяжелен за счет того, что при восстановлении бельведера прежние круглые коринфские колонны заменили на трехчетвертные ионические, таким образом, установив над легким ордером более массивный. В процессе реконструкции изменился вид боковых галерей. Вначале переходные балконы были открытыми, а теперь их накрыли двускатной крышей.

После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина - А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).

В 1839 году дом Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову. В результате Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие". В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II. Для посетителей музейной библиотеки был ус троен читальный зал на 300 мест, а позднее его расширили до 500 мест, использовав антресоли. В 1916-1919 годы в музее под руководством архитектора В.А. Веснина был построен и оборудован кабинет Л.Н. Толстого.

В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей.

В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы 20-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад. Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика. Теперь же холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое. В это же время была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде вместо герба Пашкова был установлен герб СССР. Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.

В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР - это произошло вовремя очередного текущего ремонта. В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года. Затем библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.


Историческая справка:


1784-1786 г.г. – построен дома Пашкова
1812 г. - дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен
1815-1818 г.г. – дом Пашкова отстроили
1939 г. - дома был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета
1861 г. - Пашков дом передали Румянцевскому музею
1870 г. - здание значительно обветшало
1914 г. - рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал
1916-1919 г.г. - в музее под руководством архитектора В.А. Веснина был построен и оборудован кабинет Л.Н. Толстого
1921 г. - музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку
1917 г. - поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек
30-е г.г. - снесли ограду, окружавшую сад
1980 г. - с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР
1986 г. - когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел
1988-2007 г.г. – дома Пашкова закрыли на реконструкцию

Вконтакте

Дом Пашкова - одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом - нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.
На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, - это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Описание

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц.

Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Shakko , CC BY-SA 3.0

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив , увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать и

Планировка здания

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором.

Оригинальность решения - въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа.
Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста - противопоставлено большое и малое:

  • центральный объём здания - служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом - узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса - центрального объёма главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это - излюбленные приемы классицизма.

Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.

В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения.

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса , служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким.

Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым.


неизвестен , Public Domain

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал - особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор - в конце анфилады зал второго этажа.

В 30-е годы XX века произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика.

Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х годах была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.