Кир булычев в мире литературы. «Землетрясение в Лигоне». Работа и образование

Внеклассное занятие по литературному чтению с презентацией, 4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса. Кир Булычёв. Миллион приключений


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса по теме: «Кир Булычёв. Миллион приключений». Данное мероприятие входит в цикл «Из списка литературы на лето». Материалы из цикла можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся четвёртых классов.
Предварительная работа: принести книги Кира Булычёва, подготовить рассказ или презентацию о своём интересном увлечении или хобби – коллекционировании.
Цель: знакомство с творчеством Кира Булычёва и его произведением «Миллион приключений».
Задачи:
- уточнить знания детей о творчестве Кира Булычёва;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- прививать любовь к чтению в целом;
- совершенствовать культуру младшего школьника.

Ход мероприятия

Учитель: Чтобы узнать о каком писателе сегодня пойдёт речь, предлагаю Вам разгадать следующие загадки. Если Вы дадите правильные ответы на все загадки, то сможете прочитать надпись на доске.
Примечание: Отгадывая загадки, учитель по порядку открывает буквы в надписи на доске.
Примерные загадки:
1.Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга).
Учитель открывает букву К.
2.Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя).
Учитель открывает букву И.
3. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет чёрный след. (Ручка).
Учитель открывает букву Р.
4.Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в... (Библиотеку).
Учитель открывает букву Б.
5. Понимает каждый школьник,
Чтоб чертить, нужен … (Угольник).
Учитель открывает букву У.
6. Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка).
Учитель открывает букву Л.
7. Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквы все важны,
Эту букву знаешь ты. (Буква ы).
Учитель открывает букву Ы.
8. Ходит весь век, а не человек? (Часы).
Учитель открывает букву Ч.
9. Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках - это … (Ёжик).
Учитель открывает букву Ё.
10. Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без... (Воды).
Учитель открывает букву В.
На доске открывается надпись: Кир Булычёв.


Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с Вами будем знакомиться с творчеством Кира Булычёва. Как Вы думаете это его настоящее имя или псевдоним? И почему Вы так считаете?

Учитель: Мы с Вами уже знаем, что такое псевдоним. Предлагаю вспомнить.

Учитель: Верно, псевдоним в переводе с греческого языка - ложное имя; выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Назовите писателей, у которых были псевдонимы.
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Верно. Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся на определённые группы, в основе которых лежит принцип их образования.
Вот некоторые группы:
1. Шуточный псевдоним , цель которого произвести комический эффект на читателей. Например, М. М. Зощенко - Назар Синебрюхов, Семён Курочкин и другие.
2. Псевдоним, связанный с географическими объектами , чаще всего с местом рождения или жительства. Он может служить добавлением к настоящей фамилии. Например, Д. Н. Мамин - Сибиряк (настоящее - Д. Н. Мамин). В раннем детстве его семья переехала в Сибирь, в которую он сразу и навсегда влюбился, отсюда и псевдоним - Сибиряк.
3. Псевдонимы, которые являются подлинными фамилиями других авторов . Вениамин Каверин . Настоящая фамилия - Зильбер Вениамин Александрович. Псевдоним «Каверин» взят от гусара, приятеля молодого Пушкина.
4. Псевдоним, образованный от фамилии близкого родственника. Такие псевдонимы имеют: Ахматова, Гарин-Михайловский, Гоголь, Маяковский, Плещеев и Кир Булычёв.
5. Можно выделить псевдонимы, образованные из имени или фамилии матери автора. Кир Булычёв.
Учитель: Таким образом, псевдоним Кир Булычёв относится сразу к двум группам и представляет интерес. Настоящее имя - Можейко Игорь Всеволодович. Псевдоним образован из имени жены писателя Киры Алексеевны Сошинской и девичьей фамилии матери, Марии Михайловны Булычёвой. Изначально псевдонимом Игоря Всеволодовича был «Кирилл Булычёв». Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв, хотя очень многие люди почему-то обращались к фантасту «Кир Кириллович».
Учитель: Как вы думаете, а нужны ли писателям псевдонимы? В чём причина того, что писатель берёт псевдоним?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Хорошо. Узнать о причинах некоторых известных и знакомых нам писателей поможет презентация.

Примерный текст:
Льюис Кэрролл - Чарлз Латуидж Доджон, знаменитый автор «Алисы в Стране Чудес», английский писатель, был математиком, фотографом, логиком, изобретателем. Псевдоним выбран не случайно: писатель перевёл своё имя - Чарлз Латуидж – на латинский, получилось «Каролюс Людовикус», что по-английски звучит как Кэрролл Льюис. Затем поменял слова местами. О том, чтобы серьёзному учёному публиковать сказки под собственной фамилией, не могло быть и речи. Настоящая фамилия писателя частично «проявилась» в сказочном персонаже - неуклюжей, но остроумной и находчивой птице Додо, в которой сказочник изобразил самого себя.
Настоящее имя Марка Твена Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, американский писатель. Для псевдонима он взял слова, которые произносят при измерении глубин реки, «мерка - две» (mark - twen). «Мерка - две» - это глубина, достаточная для прохода судов, и эти слова часто слышал молодой Клеменс, работая машинистом на пароходе.

Марк Твен - американский писатель (1835 - 1910 г. г.)

Анна Ахматова - Анна Андреевна Горенко, русская поэтесса, обязана своим литературным псевдонимом бабушке, которая вела свой род от татарского хана Ахмата. Фамилия бабушки Ахматова и стала литературным именем юной поэтессы.
Игорь Всеволодович Можейко или Кир Булычёв , вплоть до 1982 года скрывал своё настоящее имя, считая, что руководство Института, где он работал, посчитает его занятие несерьёзным и уволит своего сотрудника.


Учитель: А хотели бы вы присвоить себе псевдоним? Если да, то какой? И почему? Нарисуйте эмблему со своим псевдонимом.
(Далее следует работа в парах и ответы детей).
Примечание: Детям будет лучше выполнять это задание, работая именно в парах. Если ребёнку тяжело придумать псевдоним, то сосед может помочь ему, подсказать, задавая наводящие вопросы и т. д.
Учитель: Кир Булычёв – это не единственный псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Оказывается у него их было много. Вот некоторые из них:
Игорь Можейко
Игорь Всеволодович Всеволодов
Ю. Лесорубник
Сейн Джи Майн
Николай Ложкин
Лев Христофорович Минц
Юрий Митин
Свен Томас Пуркинэ
Б. Тишинский
С. Фан
и другие.
Учитель: Узнать об Игоре Всеволодовиче Можейко, его семье и творчестве, сможем, посмотрев презентацию.

Игорь Всеволодович Можейко (1934 - 2003 г. г.)

(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Учитель: Советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист, лауреат Государственной премии. Игорь Всеволодович Можейко родился в 1934 году в Москве в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой. Во втором браке матери есть сестра - Наталья. В 1957 г. окончил Московский педагогический институт иностранных языков. Познакомился со своей будущей женой Кирой в студенческие годы в общей компании. Им обоим было тогда чуть больше двадцати лет. Игорь Всеволодович и Кира Алексеевна прожили вместе всю жизнь - свыше сорока лет. А тогда, в далёком 1957 году они, поженившись, уехали на год в Бирму , где в то время велось большое строительство.


Учитель: Кир Булычёв работал переводчиком и корреспондентом по специальности - востоковед.
Востоковедение - совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Будучи в Бирме недолго, семья вернулась в Москву. В 1959 году Кир Булычёв поступил в аспирантуру Института востоковедения. В 1960 году рождается дочь Алиса. После рождения дочери, семья снова отправляется в Бирму во второй раз, оставив маленькую дочку у бабушки. Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году. С 1963 года Кир Булычёв работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. Писал научно-популярные очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня», потому что много ездил по стране. Кир Булычев очень много путешествовал и по миру.


Учитель: Побывал он в Китае, на Филиппинах, в странах Европы... Особенно запоминающейся была поездка в Индию в качестве переводчика с известным режиссером Александром Згуриди - первым ведущим телепередачи «В мире животных». Кир Булычёв был учёным-востоковедом, автором многих монографий, доктором исторических наук, имеет научные труды по истории Юго-Восточной Азии. Он действительно много путешествовал - объездил практически весь мир. Домой привозил необычные скульптурки, украшения, бирманские лаковые шкатулки. Очень тонкая, изящная работа местных мастеров.

Бирманские лаковые шкатулки

Учитель: В Институте востоковедения он работал до конца своих дней. А фантастику начал писать в свободное от работы время - в 32 года. Хоть он и издавал свои произведения исключительно под псевдонимом, Киром Булычёвым его никто не называл. В семье, друзья, коллеги всегда обращались к нему по имени. Фантастику начал писать в 1965 году. Первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв». Своё настоящее имя писателю удалось сохранить в тайне до 1982 года, когда за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна Третьей планеты» он был награждён Государственной премией. Учёный и фантаст в одном лице - сочетание необычное… Киру Булычёву многое было интересно. Он хорошо знал историю и современное положение в Бирме, куда дважды ездил в командировки и прожил там, в общей сложности более двух лет.


Учитель: При этом Кир Булычёв испытывал потребность писать фантастику. Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки. Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным и мрачным. Человек понял, что может раскрыть многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человечество овладеет всеми силами природы. Так и возникла в литературе научная фантастика, дающая толчок мысли и простор фантазии человека. Первые такие произведения принадлежат перу замечательного французского писателя прошлого века Жюля Верна . По его следам пошли другие. Книги советских писателей-фантастов полны веры в человека, в его светлое будущее, веры в победу справедливости и счастья.

Жюль Верн (1828 – 1905 г. г.) - французский географ и писатель

Учитель: Посмотрите у Вас в руках книги Кира Булычёва. Как Вы думаете, ребята, что привлекает в них читателей? Почему не остывает к ним интерес?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Верно, привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, мечты, переживания. Ведь главный герой фантастической литературы - это наш, земной человек. Человек, от которого зависит будущее. Среди первых произведений писателя были сказочно-фантастические истории о девочке Алисе - жительнице XXI века. С этих историй начинается сказочно-фантастический цикл произведений под общим названием "Девочка с Земли", получивший широкую известность и популярность в 80-90 годы прошлого века. Самые первые фантастические произведения были опубликованы в 1965 году - это были сказки про Алису и рассказ «Когда вымерли динозавры». Спасая номер в журнале «Искатель», в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, Кир Булычёв поспорил, что напишет за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться...


Учитель: Игорь Всеволодович и Кира Алексеевна назвали свою дочь в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Так как имя было запоминающееся, и встречалось в тот момент не так нечасто. Прообразом Алисы Селезнёвой - главной героини произведений Булычёва - стала дочь писателя-фантаста. А фамилия Селезнёва была девичьей фамилией тёщи Кира Булычёва, матери жены. Кир Булычёв любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей. Любимый читателями персонаж из историй про Гусляр профессор Лев Христофорович Минц очень похож на известного этнографа Льва Мироновича Минца, друга Кира Булычёва. Герой Булычёва - космический медик Павлыш, прототипом которого является корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш.


Учитель: Российскую фантастику, литературу и науку невозможно представить без Кира Булычёва. Он был остроумным и оптимистичным человеком. Писал ночами, лёжа на полу. В это время суток ему работалось хорошо - можно было сосредоточиться. Днём его отвлекали бесконечные телефонные звонки. Кир Булычёв любил смотреть спортивные передачи, особенно футбол. В юности любил ходить в походы. Жена - Кира Алексеевна Сошинская - писательница-фантастка, художница, иллюстратор многих его книг, переводчица, архитектор по образованию. Дочь - Алиса Лютомская (Можейко) - архитектор.


Учитель: Помимо литературного творчества у Кира Булычёва был целый «веер интересов» . Ребята, а у Вас есть интересные увлечения или хобби? Какие? Расскажите о них?
(Далее следуют рассказы детей, возможно с презентациями).

Коллекция минералов 3 А класса

Коллекция кристаллов 3 А класса

Учитель: Как видим, многие из нас что-нибудь собирают: наклейки, открытки, магнитики, модельки автомобилей и так далее. Эти предметы являются одними из наиболее распространённых коллекционируемых вещей. Но бывают памятные вещи, которые являются гораздо более странными. Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).

Коллекция кукол Барби

Коллекция утюгов

Учитель: У Кира Булычёва таким интересным увлечением была фалеристика . Кто из Вас знает, что это такое?
(Далее следуют ответы детей).
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Фалеристика - имеет два значения: 1. Научная дисциплина, занимающаяся изучением истории орденов, медалей и других знаков отличия. 2. Коллекционирование нагрудных знаков, значков, сувенирных, юбилейных жетонов и т.п.
У Кира Булычёва была большая коллекция служебных знаков . Он проявлял большой интерес к истории. Кроме служебных знаков, он коллекционировал сначала старинные пистолеты , потом - сабли, военные головные уборы : каски, треуголки и т. д.

Старинный пистолет

В коллекции Кира Булычёва был, например, багор венецианского гондольера периода XIX века огромная палка с крюком на конце, «инкрустированная» экзотическими монетками, которые доставались владельцу. Все они прибивались маленькими латунными гвоздиками.


Причём коллекции он собирал не все одновременно. Когда прежнее увлечение вытеснялось новым, коллекция продавалась, начиналось создание следующей. Его коллекции были не очень большими и ценными. Кир Булычёв больше собирал не атрибутику, а информацию о ней. Затем он писал об этом книги. Считал себя большим знатоком фалеристики. Популярна книга Кира Булычёва «Беседы о фалеристике» (1990 год) по истории фалеристики и наградных систем, где доступно говорится о зарождении, истории и традициях награждений и знаков отличия.


Учитель: Кир Булычёв человек сделал большой вклад в развитие российской фантастики и науки. Если говорить о творчестве Кира Булычёва, то следует отметить, что общее количество изданных произведений, публиковавшихся под настоящим именем, исчисляется сотнями. Большей частью это работы по истории, востоковедению, и литературоведению, публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр. Чего только не придумал за свою жизнь этот фантастический писатель!
Популярные циклы: о самой необычной девочке 80-х Алисе Селезнёвой - «Приключения Алисы», о вымышленном городе «Великий Гусляр», о бесстрашном и благородном «Докторе Павлыше», о суперагенте Андрее Брюсе.
Произведения Кира Булычёва разных жанров: приключенческая, биографическая, научно-популярная и научно-художественная литература. Таким образом, талант писателя раскрылся в полной мере, он писал и детективы, и стихи, и пьесы, и разноплановые повести и рассказы. Его произведения переведены на многие языки мира.
Вот некоторые произведения Кира Булычева: «Котёл» (1992 г.), «Золушка на рынке» (1999 г.), «Сто лет тому вперёд», «Алиса и её друзья в лабиринтах истории» и многие другие. Помимо создания собственных произведений, Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов.


Кроме того, Кир Булычёв является одним из первых создателей литературных сериалов . Книги каждого цикла писались много лет, причём, не всегда сквозной герой был главным, порой он играл эпизодическую роль. Над самым долгим и многотомным циклом об Алисе Селезнёвой писатель работал всю свою жизнь.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним произведением Кира Булычёва - «Миллион приключений» . Это детский научно-фантастический роман из цикла «Приключения Алисы». Роман был написан в 1976 году. В полном варианте впервые опубликован в 1982 году. Роман переведён на чешский, польский, узбекский, молдавский, монгольский языки.


Учитель: "Миллион приключений" - третье произведение про девочку из будущего, Алису Селезнёву. Первая книга - "Путешествие Алисы" - яркая, но слишком детская, повествование в ней ведётся от лица отца Алисы. Вторая - "Сто лет тому вперед" - тяжеловесна по содержанию. Третья - "Миллион приключений" - писателю удаётся на славу. Именно здесь самая удачная форма повествования. Четвёртая книга - "Заповедник сказок".


Учитель: Книга "Миллион приключений" до сих пор, в отличие от первых двух, не подверглась экранизации. В конце 1980-х Кир Булычёв написал сценарий для телевизионного фильма, но, к сожалению, он так и не был снят. В этом фильме один из главных героев, отчаянный романтик и любитель приключений Павел Гераскин, должен был исполнить песню, слова к которой также написал Булычёв.
(Далее следует работа по книге с прочитыванием некоторых моментов).
Примерный текст:
Произведение состоит из четырёх частей-повестей, мало связанных между собой. На самом деле, "Миллион приключений" состоит как бы из трёх с половиной частей. Какие рассказы входят в первую часть? Первая часть – это несколько рассказов. Где происходит действие? Действие происходит на московской станции юных биологов. Увлекательные исследования и подвиги питекантропа Геракла, только разжигают аппетит. На какой планете оказываются Алиса и её друзья? Они летят в настоящую экспедицию, на загадочную планету Пенелопа. Где их ждёт первая остановка? В городе туристов Жангле, где весьма странный субъект по имени Фуукс забросит Пашку и Алису в настоящий средневековый мир. Что ждёт героев в третьей части? В третьей части юные биологи разбивают лагерь в джунглях планеты Пенелопа. Однако, помимо захватывающих открытий, им придется столкнуться с коварством галактического преступника. Какого старого друга встречает Алиса? В четвёртой части Алиса принимает предложение своего старого друга, космоархелога Рррр "заехать в гости, отведать скррулей". Неугомонный Пашка не может простить ей отказа взять его с собой.
Примечание: Так как произведение объёмное, можно дать некоторое время для самостоятельного чтения по выбору и желанию детей.


Выводы по произведению: Фантастическая повесть знакомит нас с научными открытиями, гипотезами, идеями, воплощение которых - дело будущего. Герои повести, юные биологи, совершают путешествия на другие планеты. Алиса Селезнёва и её друзья попадают в удивительные приключения. Алиса добрая и весёлая - она совершает много необыкновенных поступков и помогает людям. Захватывающий сюжет прекрасно передан через богатый, но лёгкий язык Кира Булычева. Книга читается на одном дыхании.
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить картинки – иллюстрации к этому произведению. А если кто пожелает, тот может сам выступить в качестве художника и нарисовать что-то своё. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).



(Далее на доске создаётся выставка творческих детских работ).
Примечание: Если время позволяет, то с комментарием и обсуждением выполненных работ, особенно тех, кто сам нарисовал иллюстрации к произведению.
Учитель: Ребята, представляете, когда я была примерно такого же возраста, как вы, книги Кира Булычёва читала вся страна, а фильмы, снятые по мотивам его произведений, были самыми популярными телесериалами для детей и подростков. Подробно об этом узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
По произведениям Кира Булычёва сняты многие художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, а также выпущены диафильмы.

Кадр из фильма "Шанс", 1984 год

И всё это несмотря на то, что отношения у писателя с кинематографом складывались весьма противоречиво. Лишь десять лет продолжалось творческое содружество сценариста Кира Булычёва с кино. Первый и последний фильм писателя были созданы на Киностудии имени Горького. Первый опыт работы в кино - "Через тернии к звездам" (режиссер Р. Викторов, 1980 г.) - оказался очень удачным и перспективным. Фильм был хорошо принят зрителями, получил международные призы и был удостоен Государственной премии . В наше время, учитывая популярность фильма, проведена техническая реставрация, после которой фильм на качественно новом техническом уровне вновь радует зрителей. Последней работой Кира Булычева в кино стал фильм - "Подземелье ведьм" (режиссер Ю. Мороз, 1990 г.).
Кир Булычев как актёр снимался в двух фильмах - "Родимое пятно" по своему рассказу.

Кадр из фильма "Родимое пятно"

И в эпизодической роли в фильме "Хоккеисты" . (Мосфильм, 1964, режиссер Р. Гольдин).

Кадр из фильма "Хоккеисты"

Кроме того, он был автором сценария и ведущим в документальном фильме "Свидание с "Кометой" . Более двадцати произведений Кира Булычёва были экранизированы. По повести «Сто лет тому вперёд» (1977 г.) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» - один из самых популярных детских фильмов середины 1980-х. Именно Алиса Селезнёва стала героиней популярного фильма "Гостья из будущего".
В 1982 году Кир Булычёв стал лауреатом Государственной премии за фильм "Через тернии к звёздам" и мультфильм "Тайна третьей планеты" . Кроме того, он стал лауреатом премии фантастики «Аэлита-97».
Примечание: Полный перечень художественных кинофильмов, короткометражных, телевизионных, мультипликационных, документальных фильмов и фильмов-спектаклей в приложении.
Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Кир Булычёв - удивительный человек, сочетавший в себе огромную эрудицию, разностороннюю одарённость, художественное воображение, искренность, доброжелательность и поразительную скромность. В настоящее время, книга «Миллион приключений» является образцом старой, правильной и доброй фантастики.
Кир Булычёв говорил, что: «Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, но только ещё лучше». Всю свою жизнь он стремился к этому.
Благодарю Вас за занятие!

Приложение
Художественные кинофильмы
Бросок, или Всё началось в субботу
Комета
Лиловый шар
Подземелье ведьм
Похищение чародея
Слёзы капали
Через тернии к звездам
Шанс
Короткометражные фильмы
Альтернатива
В одной знакомой улице
Золотые рыбки
Районные соревнования по домино
Родимое пятно
Эксперимент-200
Телевизионные фильмы и фильмы-спектакли
Выбор
Гостья из будущего
Миллион приключений. Остров ржавого генерала
Можно попросить Нину?
Осечка
Поляна сказок
Похищение чародея
Снегурочка
Умение кидать мяч
Мультипликационные фильмы
Два билета в Индию
Кладезь мудрости
Копилка
Перевал
Тайна третьей планеты
Узники "Ямагири-мару"
Чудеса в Гусляре
Яблоня
Документальные фильмы
Свидание с "Кометой"

Конспект итогового урока с презентацией. Литературное чтение по теме "Что за прелесть эти сказки!",

Кир Булычев – россиский и советский писатель, историк, востоковед родился 18 октября 1934 года в Москве.

Детство

«У меня все от мамы» – говорил знаменитый автор многих произведений. Ее именем и отчеством он будет называть героинь своих книг. Отец оставил семью еще до начала войны. Сменивший его отчим погиб за два дня до победы.

Марии Михайловне нелегко пришлось с двумя детьми. Она сменила множество работ, при этом продолжала учиться и осваивать новые специальности.
Тяжело вкалывала на фабрике, работала водителем, была комендантом крепости, в которой хранились снаряды и патроны.

Когда родился Игорь, пришлось сменить военную форму на гражданскую одежду. В годы военного лихолетья снова встала в строй, выполняя свой долг перед Родиной.

Будучи студентом института иностранных языков, Булычев не сидел на месте. Куда-то ходил, где-то ездил, карабкался по горам, хотел побольше всего увидеть. Получив диплом, работал в далекой Бирме (теперь Мьянма) на стройке.

В детстве

Затем поступил в институт Востоковедения и,работая в журнале «Вокруг света», по заданию редакции объездил тысячи разных мест на Земном шаре. Так что кругозор у будущего писателя был поразительным.

Журналистика, наука и третий – «несерьезный» путь в фантастику. За псевдонимом пришлось скрыться, потому, что в один момент, а Можейко было тогда 33 года, один из его рассказов был принят в печать.

Он работал в институте и не хотел, чтобы там знали о его побочных увлечениях. К тому же совместительство в советское время не одобрялось. Предположить тогда, что станет писателем, Игорь Всеволодович не мог, а усугублять свое положение на работе не хотел.

Признавался, что много грехов за ним водилось – в колхоз не поехал, профсобрание прогулял, с кем-то не по-товарищески поступил. Для идеологически выдержанного советского времени почти антисоциальный элемент. Поэтому взял имя супруги, мамину фамилию и стал Киром Булычевым. В разные периоды творчества было еще и пять других псевдонимов.

Карьера

Интересно, что фантастику литератор не связывал с мечтой и верил в добро как таковое, в дружбу. Общечеловеческие ценности не ассоциировал с какой бы то ни было религией, в которой он хорошо разбирался. Говорил, что вполне возможно существование высшего разума, но понять ему это не дано, так как подобные вещи настолько выше его.

Игорь Всеволодович садился писать книгу, не зная наперед, чем она закончится, и какой будет финал. Иначе ему было просто скучно. Поэтому он и не стал выдающимся ученым, как он сам утверждал.

Ученый и прозаик был убежден в том, что будущее непредсказуемо. Считал шарлатанами тех, кто гадал и обещал в скором времени наступление конца света, всемирной катастрофы и апокалипсиса.

Приводил в пример научно просчитанный прогноз, сделанный во второй половине ХІХ столетия – через сотню лет улицы больших городов невозможно будет очистить от куч навоза из-за все увеличивающегося гужевого транспорта.

Относительно вопросов веры во что-то или в кого-то, то автор многих книг уверен, что главное нужно быть думающими, критически мыслящими, соображающими людьми. Ведь население России приучили верить по указке сверху, так что проблем со сменой очередной веры не было и не будет.

Верили Сталину, потом оказалось, что это культ личности. Верили Хрущеву – в итоге объявили его волюнтаристом и проходимцем. Верили Брежневу, а после его смерти выяснилось, что он маразматик и причина застоя. Верили Горбачеву, но через пять лет развалился СССР, и последний советский лидер не кто иной, как предатель и враг.

Булычев подчеркивал в одном из своих интервью, что народ, который приучен верить, а не думать, будет всегда переживать различные неприятности. Как историк и доктор наук он полагал, что государство в котором он жил непременно развалится, но не думал, что это произойдет так скоро. Всем хорошо нужно учить историю.

Многогранный талант

Что такое цензура популярный фантаст хорошо знает и сложности с ней возникали неоднократно. Однако, по мнению, Игоря Всеволодовича все зависит от самого писателя. Чтобы не идти на сделку со своей совестью, то для «жизни и покушать» он писал вещи, которые напечатают.

Если же хотелось написать материал, который цензура не пропустит, Булычев его писал, но показывал лишь близким родственникам и друзьям. Когда советские времена завершились, все статьи, что были «в стол» теперь уже напечатаны.

В систему он не был встроен, на расстоянии держался с коллегами. В той ситуации самому оказалось легче, никто не подставит. Писатель никогда не подличал. Себя не считал ни революционером, ни борцом. Прочитав книгу «Как стать фантастом.

Записки семидесятника» закрадывается мысль, что писать Булычев стал потому, что так распорядилась жизнь. Нельзя было по другому. Ощущение того, что ни один персонаж не «сросся» со своим автором. Какой-то осадок на душе у литератора, чувствуется некое разочарование.

Наследие писателя действительно не маленькое. Сюда входят разные произведения, разделенные на тематические группы, которые объединены одним сюжетом и общими героями. Здесь и девочка-подросток, и агент, и доктор, город веселый, потом город грустный, другие персонажи и фантастические линии.

Отдельной строкой идут романы и повести не собранные в определенный общий цикл. Среди них значительные произведения Булычева, каждое из которых заслуживают отдельной статьи. Роман «Убежище» увидел свет уже после смерти замечательного писателя и был этаким российским ответом юному английскому волшебнику Гарри Поттеру.

Учебные издания и документальные произведения. Среди них «Тайны античного мира», «Исторические тайны Российской империи». Энциклопедии и справочники, антологии, несколько пьес, рассказы («Когда вымерли динозавры» и т.д.), сказки. А еще переводы фантастических произведений иностранных авторов – Артура Кларка, Мака Рейнолдса и др. А еще 600 стихотворений автора и десятки маленьких рассказов.

Были и экранизация художественных фильмов. Особенно это касается пятисерийной картины «Гостья из будущего», приблизившего к славе автора повести «Сто лет тому вперед». В то же время в Голландии запретили эту киноленту из-за сексуальной дискриминации.

Невероятная глупость даже при всей заангажированности их законодательства. А в фильме «Через тернии к звездам» партийное начальство не разрешило к показу многие эпизоды, хотя зритель попадает в полностью вымышленный мир с инопланетянами, причем события происходят в 23 веке.

Замечательный мультфильм, где птица Говорун отличается умом и сообразительностью.

Личная жизнь

Человеком Булычев был оптимистичным, любил шутить. Он из того поколения, которое было «понимающим», поэтому в произведениях его юмор печальный. В историю входить он не хотел, утверждая, что в нее, как правило, входят убийцы: правители, короли, полководцы.

А фантаст старался жить спокойно и не портить жизнь другим людям, хотя ему завидовали и пытались разными способами опорочить имя писателя. Его успешность и яркость не давала покоя тем, кто его окружал в повседневной жизни. Он старался относиться к этому как к мелкой неприятности.

Женат был Булычев на Кире Сошинской, писательнице и профессиональной художнице, которая делала иллюстрации к его книгам. Когда родилась дочка, отец искал для нее нестандартное имя. Назвал Алисой, а затем уже и героиня книг была так названа (напоминает свою тезку из сказок Кэррола). Внук Тимофей – архитектор. Вместе с мамой имеют общее увлечение – любят погружаться в воду с аквалангом.

Булычев и Кира Сошинская

Имея за спиной институт переводчиков, литературовед говорил, что первый у него язык английский, а второй чешский. Считалось теоретически, что Булычев знал бирманский язык, но практически он его не знал.

Писатель коллекционировал головные уборы и служебные знаки, а до этого пистолеты с ударно-кремнёвым замком и сабли. Считал себя большим знатоком фалеристики (награды). Приходилось покупать и выменивать полулегально разные старинные вещи на неафишируемых барахолках где-то на Ленинских горах. Теперь это Воробьёвы горы. Иногда милиция разгоняла всех этих любителей марок, монет и потертых раритетов.

Когда появились компьютеры, он на них не работал. Есть фото, где писатель сидит перед выключенным компьютером. Машину всегда водила жена, Игорь Всеволодович – нет. В романах и повестях отсутствуют детальные технические описания. Так свидетельствует его дочь. Удивительно даже, ведь в межпланетных полетах, природа как таковая отсутствует полностью, одна лишь техника да электроника.

От домашнего быта Булычев был очень далек. Разве что продукты покупал. Будучи человеком непрактичным, влил как-то кипяток в бутылку, отчего та взорвалась.

Всегда носил пиджак, так как там много карманов. В них нужно было помещать блокноты, различные записи и прочие бумажки. Спина болела из-за тяжелой сумки, набитой под завязку книгами, которую Игорь Всеволодович носил через плечо.

Как-то раз из Индии Булычев контрабандно привез в карманах пальто двух маленьких обезьян. Они несколько лет прожили в его квартире. Дочка их кормила, вспоминает какими они были кусачими эти лемуры, хотя и невероятно красивыми.

Особых пристрастий к еде у фантаста не было. Из любимых блюд – отварная говядина, посыпанная солью и молоко. В Подмосковье имелась дача, но потом она сгорела. Вообще огородником он был никаким.

Какая там лопата, лежал на траве и читал книги – вот основное занятие. В отпуске за всю жизнь фактически не был и спортом не занимался. Футбольные матчи по телевизору смотрел, это ему нравилось.

Умер писатель в возрасте 68 лет, причиной стала онкология, с которой он долго боролся. У него была некая отрицательная установка, которую Игорь Всеволодович не раз озвучивал, говоря, что его отец прожил 69 лет, и что ему якобы тоже больше не светит. Нельзя себя программировать на негатив.

О Булычеве в его доме напоминает множество подарков, которые он привозил издалека. Например, необыкновенной красоты коралловые бусы с Филиппин, а еще висящие на стенах написанные им акварели.

1 оценок, среднее: 4,00 из 5)


Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Булычёва Кира

Кир Булычев (настоящее имя – Можейко Игорь Всеволодович) – советский и российский писатель.

Детство и юность

Игорь Можейко родился в Москве 18 октября 1934 года в семье Всеволода Николаевича, юриста, бывшего слесаря, и Марии Михайловны (в девичестве – Булычевой), работницы карандашной фабрики Арманда Хаммера. Всеволод Николаевич был выходцем из белорусско-литовских шляхтичей, однако от своего дворянского происхождения отказался еще в возрасте 15 лет. Мария Михайловна была офицерской дочерью, выпускницей Смольного института благородных девиц.

В 1939 году, после 14 лет брака, Всеволод и Мария развелись. Спустя какое-то время Мария Михайловна вновь вышла замуж. Ее избранником стал Бокиник Яков Исаакович, ученый в области фотографической технологии, доктор химических наук. Вскоре в семье родилась Наталья – младшая сестренка Игоря.

7 мая 1945 года Мария Михайловна стала вдовой – Яков Исаакович погиб на фронте. Больше замуж она не выходила.

Игорь Можейко после окончания средней школы стал студентом Московского государственного института иностранных языков имени Мориса Тореза. В 1957 году он окончил это учебное заведение.

Работа и образование

После института Игорь Всеволодович в течение двух лет работал в Бирме переводчиком и корреспондентом советского информационного агентства «Агентство печати «Новости». В 1959 году Игорь вернулся в Москву и стал аспирантом Института востоковедения АН СССР. В свободное от учебы время Можейко писал географические очерки для журналов «Азия и Африка сегодня» и «Вокруг света».

В 1963 году Игорь устроился работать в Институт востоковедения. Своей специализацией он выбрал историю Бирмы. В 1965 году Можейко успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Паганское государство (XI-XIII века). В 1981 году Игорь Всеволодович защитил докторскую диссертацию «Буддийская сангха и государство в Бирме»

Литература

Первый рассказ Кира Булычева «Маунг Джо будет жить» был опубликован в 1961 году. Фантастическую прозу Булычев начал писать в 1965 году. Дебютное произведение, написанное им в этом стиле, – рассказ «Долг гостеприимства».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий псевдоним литератора – Кир Булычев – появился так. Кир – это мужской аналог имени жены писателя Киры. Булычев – девичья фамилия матери автора. Таким образом Игорь Всеволодович отдал дань уважения самым важным в его жизни женщинам. Любопытно, что до начала 1980-х годов никто не знал, кто именно прячется под этим необычным именем. Свою личность Булычев раскрыл лишь в 1982 году. Причина, по которой писатель не желал открываться публике, состояла в том, что Можейко, сотрудник Института востоковедения, доктор наук, боялся, что его руководство посчитает написание фантастики глупым и несерьезным занятием и удалит ученого из рядов своих работников. Впрочем, после раскрытия тайны ничего подобного не произошло.

За годы своей творческой деятельности Кир Булычев написал несколько десятков книг. В общей же сложности он опубликовал несколько сотен своих произведений. По работам Булычева было снято более двадцати фильмов и мультфильмов: «Сто лет тому вперед», «Гостья из будущего», «Тайна третьей планеты», «Остров ржавого генерала» и так далее.

Кир Булычев был членом Творческих советов журналов фантастики «Если» и «Полдень. XXI век».

Личная жизнь

Верной спутницей жизни писателя Булычева была Кира Алексеевна Сошинская, писательница-фантастка и художница. В 1960 году у супругов родилась дочь Алиса (именно в ее честь и получила свое имя Алиса Селезнева из знаменитого произведения литератора).

Болезнь и смерть

В начале 2000-х годов врачи диагностировали у Кира Булычева тяжелое онкологическое заболевание. Болезнь была обнаружена на поздней стадии, шансов на выздоровление почти не было. 5 сентября 2003 года писатель скончался. Его тело было похоронено на Миусском кладбище в Москве.

Награды и премии

В 1982 году Кир Булычев был удостоен Государственной премии СССР. В 1997 году писатель получил литературную премию «Аэлита» за весомый вклад в фантастику. В 2002 году Булычев стал первым кавалером «Ордена рыцарей фантастики».

Посмертно в 2004 году Кир Булычев был награжден Российской литературной премией имени Александра Грина и «АБС-премией».

Память

В 2003 году журнал «Если» учредил Мемориальную премию имени Кира Булычева, вручаемую писателям за высокий литературный уровень и человечность, проявленные в произведении.

Kир Булычёв (настоящее имя И́горь Всeволодович Можeйко ; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, Москва) — советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Как утверждает сам писатель в своей автобиографии

Автор, известный также как Игорь Всеволодович Можейко, родился в
Москве, в Банковском переулке возле Чистых прудов 18 октября 1934 года в
семье пролетариев — слесаря Всеволода Николаевича Можейко и работницы фабрики Хаммера Булычевой Марии Михайловны.

…Ближе всего к славе я приблизился после выхода на телеэкраны пятисерийной картины режиссера Арсенова « ». Главную роль там играла очаровательная .
И получилось так, что ее полюбили сто тысяч мальчишек.
Всем захотелось с ней познакомиться, ходить с ней в кино и делать уроки. Мальчики писали письма, студия имени Горького была этими письмами завалена по уши, среди писем были перлы мальчишеской изобретательности, вроде такого: «Дорогой режиссер! Я люблю вашу картину, но еще больше я люблю . Если вы сомневаетесь в моих чувствах, я могу и жениться».
Коля К. 6 класс «Б».
(…) Но если мне самому приходилось выступать перед детской аудиторией, то стоило произнести слова о том, что я писал сценарий фильма «Гостья из будущего», как по залу прокатывался восхищенный гул. И я понимал, как мне повезло в жизни: я был знаком с и в любой момент мог пригласить ее в кино или кафе-мороженое.

Булычев Кир (Кирилл). Настоящее имя: Можейко Игорь Всеволодович. Псевдонимы: Минц Лев Христофорович, Ложкин Николай, Маун Сейн Джи.

Русский советский прозаик, киносценарист и учёный-историк, известный также произведениями других жанров (приключенческой, биографической, научно-популярной и научно-художественной литературы), один из ведущих и самых плодовитых авторов советской НФ 1960-2000-х гг. Родился в Москве, в 1957 г. окончил Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме переводчиком на строительстве. В 1959, вернувшись из Бирмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Тогда же начал писать для журнала «Вокруг света» научно-популярные очерки, в связи с чем много ездил по стране. С середины 1960-х - научный сотрудник Института востоковедения АН; автор многих монографий, научно-популярных и научно-художественных книг; доктор исторических наук. Печататься начал с 1960 г. Лауреат Государственной премии СССР (1982 - за кинодраматургию). В 1965 г. Булычев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)» и стал работать востоковедом по специальности «История Бирмы». В научном мире он известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Первые НФ публикации - рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» (1965; напечатан как переводной, автором указан «бирманский прозаик Маун Сейн Джи») и подборка рассказов - «Девочка, с которой ничего не случится» (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 в. Алисы Селезнёвой, с которой дебютировал в НФ Булычев, положили начало долгой серии детской НФ, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков; повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборник - «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984), «Непоседа» (1985), «Пленники астероида» (1988), «Новые приключения Алисы» (1990); ряд произведений экранизирован (чаще всего - по сценарию самого Булычева) в виде художественных фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов. Начатая свежо и талантливо - Булычев умело заполнил долго пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то же время нравственно-«педагогической» НФ для детей и подростков, - серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая пополняться новыми повестями по инерции; а кардинальные изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-90-х гг. превратили образ «пионерки» коммунистического близкого будущего в анахронизм. Тем не менее, успешная - на протяжении четверти века - издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутьё Булычева, ближе всех в советской НФ (исключая - по иным причинам - А. и Б. Стругацких) подошедшего к статусу автора-«бестселлериста».

Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Булычев впечатляюще продемонстрировал ранними рассказами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединёнными в сборник «Чудеса в Гусляре» (1972); выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на котором можно было наблюдать столкновение узнаваемого советского быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными фантастическими событиями, часто поданными как умная пародия на штампы НФ литературы, - от «рутинных» высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания - в рассказе «Поступили в продажу золотые рыбки» (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия - в повести «Марсианское зелье» (1971); последняя экранизирована. Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние рассказы - а впоследствии и объёмные повести - о жителях Великого Гусляра не принесли нового качества, была утеряна пародийная лёгкость, а на фоне политического «застоя» 1970-80-х гг. мягкий и вполне «безопасный» юмор Булычева иногда начинал раздражать своей благостностью; несколько «осмелел» писатель только в конце 1980-х - повесть «Перпендикулярный мир» (1989) и др. «постперестроечные гуслярские» истории. Поздние произведения цикла составили сборники - «Великий Гусляр» (1987), «Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе» (1989), «Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра» (1990).

Разностороннее НФ творчество Булычева не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние рассказы и повести, которые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий - от Г. Уэллса до С. Снегова) сборник «Люди как люди» (1975), определивший «экологическую нишу» Булычева в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психологического рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров НФ, юмор, ёмкий лаконичный язык интеллигентной «городской прозы»; другие произведения короткой формы составили сборники - «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Похищение чародея» (1989), «Коралловый замок» (1990). В ряде рассказов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантастических изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в «Короне профессора Козарина» (1973), искусственного зрения - в рассказе «Глаз» (1978); в повести «Умение кидать мяч» (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом; экранизирована. В рассказе «Можно попросить Нину?» (1973) наш современник может говорить по телефону с абонентом из осаждённого Ленинграда 1941 г.; в повести «Половина жизни» (1974) агрессивные пришельцы похищают с Земли простую русскую женщину, которая, однако, не упала духом в полной изоляции от себе подобных и «нашла себя», став героиней на далекой планете. Интересна и детально проработана остросюжетная повесть «Похищение чародея» (1979), рассказывающая о том, как наши потомки - историки из далекого будущего - пытаются осуществить «прогрессорскую» деятельность в средневековом российском прошлом, спасая гения-самородка; экранизирована. Среди других рассказов выделяются два остроумных примера «вывертов» эволюции: «Когда вымерли динозавры?» (1967) и «Мутант» (1977).

Ряд более традиционных «космических» повестей и рассказов Булычева объединён одним героем - космическим медиком Павлышем, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш. (На «Сегеже» писатель путешествовал как корреспондент журнала «Вокруг света» в 1967 г. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычева - «Снегурочка» (1973), а также повести - «Великий Дух и беглецы» (1972) и «Закон для дракона» (1975). К циклу примыкает редкий в творчестве Булычева НФ-роман «Последняя война» (1970) - одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете, куда, с целью возродить жизнь на атомном пепелище, прибыла земная экспедиция. Из других произведений, связанных с освоением космоса, выделяются: психологическая новелла «О некрасивом биоформе» (1974), герой которой претерпевает полную биологическую трансформацию организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете; рассказы «Мир странный, но добрый» (1967; др. «Так начинаются наводнения») и «Хоккей Толи Гусева» (1972), в которых действие развертывается на планетах с необычными физическими, климатическими и экологическими явлениями. Повесть «Перевал» (1980), ставшая первой частью романа «Посёлок» (1988), - увлекательная «робинзонада» потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать рудименты земной цивилизации; по мотивам повести создан полнометражный мультфильм. Также экранизирована остросюжетная повесть «Подземелье ведьм» (1987), соединяющая элементы «космической оперы» и «героической фэнтези» и посвященная приключениям агента Земли на неблагополучной планете; с нею сюжетно связан роман «Агент КФ» (1984, 1986).

В середине 1980-х гг. за Булычевым закрепилась репутация добротного мастера коммерческих НФ сериалов (об Алисе, о Великом Гусляре), не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями обращением к «политике», но и не снижающего наработанного литературного уровня.

В девяностые годы прошлого века писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить тематику своих произведений, и эти попытки представляются заслуживающими внимания читателей и критиков. В повести «Смерть этажом ниже» (1989) рассказывается о катастрофе секретного химического завода в сибирском городе и о попытках местных властей скрыть информацию о тысячах жертв; сборник Булычева - «Апология» (1990) - включает различные по уровню и тематике рассказы, напр., «Встреча под Ровно» (1990) - история тайной встречи Гитлера со Сталиным, причём оба диктатора оказываются на поверку инопланетянами, жестокими «воспитателями» земной цивилизации.

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева: повести «Меч генерала Бандулы» (1968) и романе «На днях землетрясение в Лигоне» (1980). Перу Булычева принадлежат также многочисленные переводы английской и американской НФ и ряд сценариев НФ фильмов и фильмов в жанре «современной сказки» - «Через тернии - к звёздам» (в соавторстве с Р. Викторовым); опубликован в двух частях: «Дочь космоса» (1980) и «Ангелы космоса» (1981); «Комета» (в соавторстве с Р. Викторовым), «Слезы капали» (в соавторстве с А. Володиным и Г. Данелия; поставлен в 1982 г.), «Поляна сказок» (поставлен в 1988 г.) и др.

Под псевдонимом Ю. Михайловский Булычев выполнил перевод повести Хайнлайна «Если это будет продолжаться...», а под псевдонимом Александр Ге - перевод рассказа Саймака «Денежное дерево» для журнала «Искатель».

Начиная с 1989 г. К. Булычев пишет большой роман «Река Хронос», который перерастает в цикл «Хронос», состоящий уже из нескольких романов. На рубеже веков Булычев продолжает писать как произведения с уже известными героями (циклы Алиса, Гусляр, Театр теней), так и другие произведения (в т. ч. циклы ИнтерГпол, Веревкин). В этот период талант писателя раскрывается в полной мере, он пишет детективы (цикл Лидия Берестова), стихи, пьесы, разноплановые повести и рассказы. Пафос и книги Кира Булычева - вещи совершенно несовместные. Отсутствие пафоса - это ведь, в сущности, признак ума и хорошего вкуса.

По произведениям Кира Булычева сняты художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, выпущены диафильмы. Его произведения переведены на многие языки мира и народов бывшего СССР.

Лауреат премии фантастики «Аэлита-1997».