Кем был евгений в поэме медный всадник. Образ евгения в поэме александра пушкина медный всадник. Образ главного героя произведения

В поэме «Медный всадник » не указаны ни его фамилия, ни чин, ни место службы.


Автор ничего не говорит о прошлом своего героя, его внешности, чертах характера.

Пушкин только намекает на его аристократическое происхождение, как и на само его имя:

Прозванья нам его не нужно,

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало;

Но ныне светом и молвой

Оно забыто…

Лишив Евгения особых отличительных примет, Пушкин превращает его в самого заурядного человека из толпы, мечтающего о тихом счастье:

«Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой пойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…»

Но вот в городе разыгрывается страшная стихия, которая приносит с собой многочисленные несчастья. И тихий, неприметный Евгений, охваченный тревогой за судьбу близких, забывает о собственной безопасности.

Он совершает смелый поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные » к ветхому домику «у самого залива », где жила его невеста Параша.

Последствия страшного наводнения были так разрушительны, что от их вида Евгений сходит с ума. Он покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде. Люди начинают насмехаться над ним и презирать его.


Но бедный, бедный мой Евгений…

Увы, его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял. Мятежный шум

Невы и ветров раздавался

В его ушах. Ужасных дум

Безмолвно полон, он скитался.

Его терзал какой-то сон…

… Он скоро свету

Стал чужд, весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.

Одежда ветхая на нём

Рвалась и тлела. Злые дети

Бросали камни ему вслед

Нередко кучерские плети

Его стекали, потому

Что он не разбирал дороги

Уж никогда; казалось – он

Не примечал. Он оглушён

Был шумом внутренней тревоги

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек,

Ни то ни сё, ни житель света,

Ни призрак мёртвый…

В финале поэмы Евгений неожиданно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана»:

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом.

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! –

Шепнул он, злобно задрожав,-

Ужо тебе!».

Очень ясно виден конфликт между государством и отдельным человеком. Но разрешения этого конфликта в поэме нет, по-видимому, он вообще неразрешим.

Поэма «Медный всадник» предстает перед нами как трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, который стал жертвой «исторической необходимости ».

В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений - один из центральных персонажей. Этот герой является своеобразным обобщением, порождением «петербургской» эпохи в отечественной истории. Его можно назвать «маленьким человеком» - ведь жизненные смыслы Евгения заключаются в простом человеческом счастье. Он желает обрести уютный дом, семью, благополучие.

Обобщенный образ

При подготовке характеристики Евгения из «Медного всадника» можно подчеркнуть, что А. С. Пушкин в своем произведении «Медный всадник» специально отказывается от присвоения Евгению какой-либо фамилии. Этим поэт стремится показать, что занять его место может абсолютно любой человек. В образе этого персонажа нашли свое отражение жизни многих тогдашних петербуржцев.

Смысл этого обобщения заключается в том, что Евгений в поэме является олицетворением народной массы, воплощением тех, кто оказался несчастным и обездоленным по вине правительства. В момент вспышки мятежа Евгений, пусть и на секунду, уравнивается с императором. Возвышение его происходит в тот момент, когда он, находясь среди бушующих волн, сидит «на мраморном звере верхом». В этом положении Евгений уравнивается в своих масштабах с великаном.

Противопоставление Петру

Продолжая давать характеристику Евгению из «Медного всадника», стоит отметить противопоставление героя императору. В сцене наводнения читатель видит Евгения сидящим за Медным всадником. Он сложил руки крест-накрест (здесь поэт проводит параллель с Наполеоном), однако у него нет шляпы. Евгений и всадник смотрят в одном направлении. Но их мысли заняты совершенно разными вещами. Петр вглядывается в историю - его не интересуют жизни отдельно взятых людей. А взгляд Евгения устремлен на дом его возлюбленной.

В характеристике Евгения из «Медного всадника» можно указать, что в лице Петра и Евгения великий русский поэт олицетворил два начала - безграничной человеческой слабости и точно такой же беспредельной мощи. В этом споре сам Пушкин становится на сторону Евгения. Ведь мятеж «маленького человека» против вмешательства в его жизнь вполне правомерен. И именно в этом мятеже читатель видит духовное пробуждение главного героя. Бунт является тем, что заставляет прозреть Евгения. Вина же «кумира» перед такими людьми трагична и не может быть искуплена. Ведь он покусился на самое ценное - свободу.

Кто ближе читателю?

В этом противопоставлении двух героев читатель видит их основное отличие, которое также дополнит характеристику Евгения из «Медного всадника». Герой наделен живым сердцем, он умеет переживать за другого человека. Он может печалиться и радоваться, смущаться и трепетать. Несмотря на то что Медный всадник предстает перед нами занятым размышлениями о жизнях людей, об их благоустройстве (здесь поэт имеет в виду и самого Евгения как будущего обитателя города), большую читательскую симпатию все-таки вызывает этот «маленький человек», а не «кумир».

Мечты Евгения

Бедность его не является пороком. С ней можно справиться, если упорно трудиться; тогда она станет временным явлением. Здоровье и молодость главного героя - это намек поэта на то, что пока что Евгений ничего другого не может предложить обществу. Он трудоустроен в чиновничьей конторе. Ему не очень нравится такая жизнь, однако он надеется на лучшее и готов работать долго и упорно, чтобы добиться благополучия. Точно так же дела обстоят и с квартирой, которую снимает Евгений в одном из дальних районов. Главный герой надеется на то, что и она будет сменена на лучший вариант.

В характеристике Евгения в поэме «Медный всадник» можно упомянуть и о его возлюбленной. Девушка Евгения по имени Параша - под стать ему. Она небогата и живет вместе со своей матерью на окраине города. Евгений любит девушку, мыслит свое будущее только с Парашей, связывая с ней все лучшие мечты. Но события, которые произошли в дальнейшем, разрушили планы «маленького человека». Река потопом накрыла домик Параши и ее матери, унесла их жизни. Из-за этого Евгений тронулся умом. Страдание его было неизмеримо. Он скитался по городу в одиночестве, две недели питаясь лишь теми подачками, которые давали ему бедняки.

Гибель Евгения

Утомленное сознание персонажа рисует ему бредовые картины - так продолжается поэма «Медный всадник». Характеристика Петра и Евгения может содержать описание момента гнева «маленького человека», обращенного на императора. Евгений начинает обвинять Медного всадника в том, что он основал город в таком месте. Ведь если бы Петр выбрал другую область для города, то жизнь Параши могла бы сложиться по-другому. И обвинения «маленького человека» настолько полны брани, что его воображение не выдерживает и оживляет памятник Петру. Он гонится всю ночь за Евгением. Тот засыпает под утро, изможденный от этой погони. Вскоре от горя главный герой погибает.

«Маленький человек» или герой?

Наводнение, которое превратилось для Евгения в личную трагедию, превращает его из простого человека в Героя поэмы «Медный всадник». Характеристика Евгения, кратко изложенная, может содержать в себе его описание в начале поэмы и преобразование по мере развития событий.

Сначала тихий и неприметный, он становится поистине романтическим персонажем. У него оказывается достаточно смелости, чтобы, рискуя собственной жизнью, отправиться в лодке через «волны страшные» к маленькому домику, находящемуся у самого Финского залива, где жила его возлюбленная. В поэме он лишается ума, а безумие, как известно, нередко сопровождает романтических героев.

Характеристика Евгения в поэме «Медный всадник»: амбивалентность персонажа

Этот пушкинский персонаж обладает амбивалентностью - с одной стороны, он мал и безлик; с другой - Евгений является единственным героем произведений поэта, который обладает рядом человеческих достоинств. Он вызывает у читателя сострадание, а в какой-то момент - даже восхищение. Несмотря на то что Евгений является простым обывателем, его отличают высокие нравственные качества. Этот бедный чиновник умеет любить, быть верным и человечным.

Характеристика героя Евгения в поэме «Медный всадник» была любопытна многим исследователям литературного наследия Пушкина. Некоторые из них, например Ю. Борев, видят в Евгении не меньшую тайну, чем в образе императора. Да, он «маленький» человек, частное лицо. Однако персонаж претендует на самоценность. В его мечтах немало высоких моментов. Безумие его можно назвать «высоким», ведь в нем герой выходит далеко за рамки обыденного сознания.

С помощью многих приемов великий русский поэт достигает сочетаемости двух противоположных образов - императора и мелкого чиновника. Ведь для Пушкина миры этих героев равнозначны.

Сочинение

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.

Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

…я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине)

являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его "маленьким" человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей "петербургского" периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но "мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах". Именно шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с "кумиром на бронзовом коне". Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, "того, чьей волей роковой под морем город основался". В нем родились чувство ненависти к "державцу полумира" и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: "Ужо тебе!..".

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений "прозревает", он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние "грозного царя", олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, "мгновенно гневом возгоря", наказывает "безумца бедного". При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный "шепотом". Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это "святое" безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Сюжет и композиция поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Петра I Проблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник» Образ Петербурга в поэме Пушкина "Медный всадник" Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник” Образ стихии в поэме "Медный всадник" Правда Евгения и правда Петра (по поэме Пушкина «Медный всадник») Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник» Конфликт в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник» Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Конфликт частного человека и государстваВерсия для мобильных Конфликт личности и государства в поэме Пушкина "Медный всадник"

«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…»
А.С. Пушкин «Медный всадник»

В 1833 году впервые была опубликована поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Это произведение насчитывает 481 стих и включает в себя огромное количество ярких и высокопоэтичных эпизодов, величественных образов и живых картин, предстающих перед глазами читателя. Пушкин органично сочетает множество жанров и стилей, мотивов, художественных и композиционных приемов. Это одно из глубочайших и смелых произведений поэта, в котором он противопоставляет императора Петра Великого, символизирующий государство, и простого работящего человека, его обыденные проблемы, устремления и волнения.
«Медный всадник» отличается от других произведений этого жанра - в том числе и от поэм Пушкина - необычайной гибкостью стиха, разнообразием стилистических приемов, где торжественность стихотворной формы сменяется простотой повседневной речи, звучащей здесь не менее поэтично. Повторение одних и тех же слов, выражений и образов придает поэме определенную музыкальность.
Произведение можно отнести к таким литературным жанрам, как поэма, ода, утопия, антиутопия, повесть.
Петр I во время войны со шведами приказывает построить на отвоеванной территории, на Неве, на «мшистых, топких берегах» новую столицу, которая будет поражать всех своей красотой и величием, Петроград, «полнощных стран красу и диво». Петр мечтает о том, что этот город вскоре станет культурным центром России, всей Европы. Здесь должны будут проходить судоходные торговые пути, «сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам».
Евгений – обычный русский парень, не выделяющийся из общей серой массы представитель обедневшего дворянства. Пушкин пишет о Евгении, что он «…молод и здоров, трудится день и ночь готов». Евгений работает и мечтает. Мечтает о том, что однажды заработает на дом, куда сможет привести свою невесту Парашу, и где они станут жить счастливо вдвоем.
Однако его мечте не суждено было сбыться: во время очередного наводнения -- постоянного спутника строительства Петербурга, Параша погибает. Несчастный Евгений сходит с ума.
Именно трагическая судьба простого человека, простого рабочего, повинного исполнять работу во имя государя стала центральным сюжетом поэмы. И именно на государя, на Петра возлагает Евгений ответственность за гибель своей возлюбленной.
Стихия взбунтовала против человека, возжелавшего ее покорить, она не желала сдаваться. Но и Петр не желал отступать. В этом обезумевший Евгений обвинил его стоя у подножия Медного всадника, воздвигнутого в честь царя, спустя месяцы бездумного блуждания.
В какой-то момент Евгению чудится, что всадник ожил, его лицо повернулось к юноше, и государь гневно смотрит на него. Евгений бежит прочь – а за собой он слышит топот медных копыт. Погоня длится всю ночь. Всю ночь обезумевший Евгений мечется по опустевшему городу. И всю ночь всадник мчится за ним на своем медном коне.
Жизнь Евгения не закончилась в ту ночь: он продолжает жить и трудится, селится в отдаленном домике. Но его разум никогда не восстановится: проходя мимо памятника Петру Великому, пишет Пушкин, каждый раз молодой человек снимает свой картуз в знак приветствия, вспоминая ту страшную ночь, когда они носились по Петербургу.
Умирает Евгений так же, как умерла и Параша: случилось наводнение, и маленький ветхий домик, где автор поселил своего героя, сносит потоком. Спустя время руины дома убирают. На пороге дома рабочие находят мертвого Евгения – и хоронят тут же.
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» пронизана глубокой трагичностью. Высокий, патетический слог вступления, торжественность и поэтичность «скачки» по городу в кульминации сюжета сменяются скупостью повествования, подчеркивающей тяжкую обыденность смерти ни в чем не повинного Евгения.
Никакого эпилога. Смерть героя обрывает рассказ, как будто автор говорит нам: что на этом все, и дальше и говорить не о чем. Никаких выводов и никакой морали. Пушкин не принимает чьей-либо стороны. Он избегает оценивать решения Петра, не осуждает и не оправдывает обезумевшего юношу. Не будем делать этого и мы. Ведь не может политика государства блюсти интересы только одного человека. Но и Петра не должно принимать абсолютно правым.

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.

Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

…я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине)

являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его "маленьким" человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей "петербургского" периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но "мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах". Именно шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с "кумиром на бронзовом коне". Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, "того, чьей волей роковой под морем город основался". В нем родились чувство ненависти к "державцу полумира" и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: "Ужо тебе!..".

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений "прозревает", он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние "грозного царя", олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, "мгновенно гневом возгоря", наказывает "безумца бедного". При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный "шепотом". Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это "святое" безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.