Кающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио). Эрмитаж. Образ кающейся магдалины в живописи

Кающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио). 1560 г
Поступление в 1850 из собрания Барбариго. Венеция
К образу кающейся Марии Магдалины Тициан обращался неоднократно. Среди всех созданных им на эту тему полотен эрмитажное является лучшим. Оно хранилось в мастерской Тициана в его доме и спустя несколько лет после смерти художника стало собственностью патриция Кристофоро Барбариго, которому сын Тициана продал дом вместе с картинами. В 1850 г. из собрания дворца Барбариго "Магдалина" попала в Эрмитаж.
Согласно легенде, Мария Магдалина провела много лет в покаянии в пустыне. В живописи Ренессанса редко можно встретить женский образ, равный по эмоциональной силе созданному Тицианом.
Зал получил название "Тицианова кабинета", так как здесь были собраны полотна Тициана, приобретенные в 1850 г. в составе коллекции Барбариго. "Этот великий род в течение веков собрал неисчислимые сокровища…. И среди них особое место принадлежит Картинной галерее классиков венецианского искусства, которая по количеству работ Тициана Вечеллио может быть названа уникальной…" - писал современник. Патрицианское семейство Барбариго связывали с Тицианом долгие дружеские отношения. После смерти художника Кристофор Барбариго купил у сына Тициана дом и картины великого мастера. Среди полотен, ставших гордостью эрмитажной коллекции, упоминается "Кающаяся Мария Магдалина". Эту картину, согласно преданию, Тициан держал в руках в свой смертный час. Для Императорской галереи приобретение собрания Барбариго стало значительным и в какой-то степени символическим событием: это со времен Екатерины II единственный случай покупки полной коллекции.
Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем ничего не известно. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Из существующих ныне вариантов эрмитажная картина, несомненно, лучшая. Другие экземпляры «Кающейся Марии Магдалины», находящиеся в музее Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арсицио), значительно уступают ей.

Эль Греко « Кающаяся Мария Магдалина » Ок. 1589 г. Музей изящных искусств, Будапешт.

Ефим Шифрин - Кающаяся Мария Магдалина Эль Греко
Семен Альтов "Магдалина"

А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. Тебе сколько лет, мальчик? Пятнадцать? Отвернись, тебе еще рано смотреть такие вещи. Внимание! Я начинаю!
Центральное место в творчестве так рано ушедшего от нас Эль Греко по праву занимает полотно площадью полтора квадратных метра -- "Кающаяся Мария Магдалина". На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря.
Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время? Она здесь откровенно кается.
Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меня угораздило?" -- как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.
В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать. Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще было пятнадцать.
Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глаза бросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток.
И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина. Эль Греко умышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям в глаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, то можно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, что ее лицо краснеет.
Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть.
Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтому никто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не просто крупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенному зрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции.
Даже пейзаж за спиной Магдалины написан не только ради того, чтобы как-то заполнить свободное от Марии место, -- эти промозгло-серые, опостылевшие коричневые тона кричат об ужасных условиях, в которых жили простые, никому не нужные испанцы.
На всех картинах художнику удавались глаза. Особенно хорош у Магдалины правый глаз. Ниже, под глазом, хорошо виден рот, из которого доносится немой вопрос.
Давайте дружно вглядимся в нежное тело, написанное в теплых тонах. Да, Мария - девушка не из рабочей семьи! На руках ни одной царапины, тем более мозоли. Трудно придется Магдалине в дальнейшей жизни.
На коленях у Марии лежит книжка и чей-то череп. Сейчас трудно сказать, кто позировал художнику. Над этим придется поломать голову нашим искусствоведам.
Слева от черепа мерцает графин с какой-то жидкостью. Что это? Вода, вино или другой яд? Неизвестно! Но вкус приятный.
В целом картина поражает своей чистотой. Белоснежные кружева, покрывало поверх Магдалины все это говорит нам о тяжком труде испанских прачек, день и ночь стирающих белье испанской знати, погрязшей в роскоши, вине и женщинах.
Таким образом, можно рассматривать "Кающуюся Марию Магдалину" как суровый документ той далекой эпохи. Документ, подписанный рукой Эль Греко, замечательного художника, умершего в 1614 году, не дожившего до правильного понимания своей картины более трехсот шестидесяти лет.

Кающаяся Мария Магдалина - один из излюбленных сюжетов в изобразительном искусстве.

Тициан (Vecellio Tiziano)
Кающаяся Мария Магдалина Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эль Греко. Мария Магдалина

Эль Греко, холст/масло. Кающаяся Мария Магдалина.

Хусепе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина. 1641. Прадо

Лука Лейденский. Кающаяся Мария Магдалина

Поль Бодри. Кающаяся Магдалина

Антонио Канова
Кающаяся Мария Магдалина, Музей Эрмитаж, Петербург

Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой.

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы ничего больше о ней не знаем.

Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами.

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями. О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном.

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.


«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.

В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей , из которой просто изгнали бесов.

В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром . (Лук. 7:37-38).


Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".


Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей.
Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.


Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии».

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.

Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).

матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A.
вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.

Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами
Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.


Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите.





СМОТРИТЕ ЕЩЕ

Кто такая Мария Магдалина? В СССР мы представляли это смутно. Что кающаяся грешница это конечно понятно. Но что это святая, спутница Христа, мироносица, свидетельница его распятия, первая увидевшая его воскресшим - это конечно не представляли (я точно не представлял). Вообще прошу этот пост сильно верующих не считать святотатством-это скорее воспоминание и размышление.

Мозаика Н.К. Бодаревского в Храме Спаса на крови. (Отметим что Храм Спаса на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра 2 и оттуда тянутся длинные нити российской истории и российских исторических персонажей, это конечно Николай Иванович Кибальчич, который перед казнью придумал космическую ракету, рисунки его были опубликованы только в 1918г.) Что 1 марта 1881г Александр 1 был убит знают, но даже имена покушавшихся и казнённых народовольцев знают далеко не все. Скажут они были террористы... А вы прочитайте их биографии, какие это были люди! Они могли составить Славу России, а совершенно бездарно были погублены царским режимом. А с чего всё началось? С хождения в народ, когда они хотели народ обучить и просветить. А их на каторги и в ссылки. Так что и царизм виноват что царя убили. По крайней мере простить по христиански их надо, тем более они заповедь нарушили и в отношении них заповедь нарушили)


Казнь народовольцев - первомартовцев
Казнённые: Андрей Желябов
Николай Кибальчич
Софья Перовская
Тимофей Михайлов
Николай Рысаков

К первомартовцам примыкал проведший долгие годы в заключении Николай Морозов, вообще самый интересный человек с биографией которого удалось в жизни познакомиться. Да, внуком Кибальчича был главный маршал авиации и любимец Сталина Александр Голованов
Ну мы отошли от Марии Магдалины. Не столкнуться с образом Марии Магдалины было почти невозможно. Дело в том, что в Эрмитаже есть картина Тициана. А в СССР искусство широко пропагандировалось и тиражировалось. Естественно эта репродукция появилась в массе журналов и изданий, а также телепередач (а про ЭРМИТАЖ был снят огромный сериал)


Эрмитаж
Ну откуда мы могли тогда знать (в школе), что это не единственная Мария Магдалина Тициана Вечеллио Были ещё и повторы (образ зацепил и автора и зрителей)

Музей во Флоренции

Музей Поля Гетти (США)
Естественно все копии сделаны с одной женщины (Джулии Фестины)
Обратите внимание, что картины несколко отличаются ракурсом, накалом раскаяния и...степенью обнажённости модели.
Теперь знаменитая интермедия Ефима Шифрина о Марии Магдалине (автор Семён Альтов)

Ну это конечно все тогда жившие слышали и смеялись. Но всё на свете неисповедимым путём связано. Что Шифрин дитя репрессий, так как родился в Магаданской области, где его отец отбывал ссылку знают многие, но уже далеко не все. А вот дальше интересней. Всё время со мною спорят, что адмирал Павел Степанович Нахимов не еврей. Попробуйте найти одного единственного Нахима хоть русского, хоть украинца (намякивают, что предок Нахимова был казак Нахименко), хоть кого угодно, но не еврея. Вот вам хоть гугл, хоть яндекс. Ну и кто у вас вылетает первый? Конечно - Нахим Залманович Шифрин. Сразу говорю, мне как интернационалисту абсолютно не важно, кто человек по национальности, но попытки антисемитов обязательно сделать адмирала Нахимова русским, ну хотя бы славянином конечно вызывают только улыбку.
Но вот ещё что интересно. Говорит - то он про картину Эль Греко. (А мы конечно представляли тогда картину Тициана). Но что это за картина??? Оказывается их тоже было несколько и про какую всё это написано не совсем ясно.

1577

1590

С Эль Греко можно уже тихо тронуться умом. У него это вообще разные Марии, от слова вообще. Это разные женщины. И похоже я не все его картины на этот сюжет нашёл.
Но и Эль-Греко далеко не исчерпал тему, тема эта для художников одна из самых любимых

Гверчино

Carlo DOLCI

Виктор Васнецов

Эдельфельд 1890

Carlo Crivelli - Mary Magdalene, 1476

Периджино - Мария Магдалина, ок. 1500

Караваджо

Э. Ф. Сандис - Мария Магдалина

Maestro della Maddalena di Capodimonte - Maddalena penitente, 17 ст.

José de Ribera - Maria Magdalena,1641

Гвидо Рени - Кающаяся Мария Магдалина

Хайес - Молитва Марии Магдалины 1825

Хайес-Кающаяся Мария Магдалина

Джампетрино

Ла Тур, Жорж де. Кающаяся Мария Магдалина


Арнольд Бёклин -Плачь Марии Магдалины над телом Христа 1868

Джеймс Тиссо- Кающаяся Мария Магдалина

Жан Беро - Магдалина в Доме Симона фарисея 1891

Джузеппе де Рибера

Хендрик Тербрюгген- Меланхолия или Мария Магдалина 1628

Альфред Стевенс 1887

Антонио Канова

Доменико Фетти 1621
Вот то что размещено здесь-это ничтожная часть того, что есть. То есть это ОГРОМНЫЙ пласт мировой культуры. Смысл самого образа. Если согрешил, то можно покаяться и жить как честный человек. Художники стараются отображают образ раскаявшейся грешницы ставшей святой, а люди...люди пока продолжают благополучно грешить (стяжать, убивать, прелюбодействовать и лгать). Но тем не менее раскаяться никогда не поздно (пока жив).