Какая бывает акварель. Дневник одной молодой особы. Характеристика живописи с применением акварельных красок

Основа акварельной краски - цветной пигмент, который находится в большой концентрации в суспензии, а в процессе высыхания рассеивается по всей поверхности полотна, проникая внутрь и окрашивая его. В заводских акварельных красках, в качестве вяжущего вещества чаще всего применяют природные материалы, такие, как гуммиарабик или пропилен гликоль. У каждого производителя существуют свои секреты уникального состава суспензии - это основная (ключевая) композиция.

Акварельная краска - это водорастворимый материал, достичь такого эффекта удается благодаря находящимся в её составе вяжущим веществам и пигментам, они то и не растворяются в воде. Пигменты можно условно разделить на несколько категорий: натуральные неорганические (природные или металлические пигменты из природных месторождений), синтетические неорганические (природные или металлические пигменты, образованные путем соединения химических реактивов и руд, изготовленных на промышленном производстве), натуральные органические (пигменты, созданные на основе животных или растительных материалов), синтетические органические (пигменты - на основе углерода (чаще всего состоят из нефтяных соединений). На сегодняшний день, существует такая практика, что художники, пишущие свои полотна в основном для продажи, чаще пприменяют в работе материалы, на основе синтетических пигментов. В широком смысле именно по количеству пигмента краски можно определить разницу между шедеврами профессиональных художников и работами студентов, в полотнах живописцев можно наблюдать большее количество пигментов. Если вы хотите узнать больше по этой теме - советуем прочесть статью "Как делают акварельные краски".

Виды акварельной краски

Выделяют определенные типы акварельной краски, выпускаемой серийно: краски в металлических тюбиках, напоминающие по консистенции зубную пасту, похожие на небольшие пироги в маленькой пластиковой форме, для того, чтобы они стали пригодными для работы - нужно добавить большое количество воды и жидкие краски.

Тюбики и чаши

В 17-18 веке художники извлекали пигмент из растений, минералов и пытались изготовить его самостоятельно из гуммиарабика, гранулированного сахара и воды. Первый набор акварельных красок, был создан в конце 18 века, Томасом и Уильямом Ривсом (William and Thomas Reeves), а в 1832 он был доработан фирмой “Winsor and Newton”. Они сделали краски более влажными и решили сменить деревянную коробку на аккуратную фарфоровую чашу, обернутую фольгой, сделав краски более мобильными и облегчив тем самым работу с ними.

В 1846 году впервые появились краски в тюбиках: Уинстон и Ньютон внедрили их, как более продвинутый вариант масляных красок, которые фирма впервые представила в 1841 году. Больше информации об изобретении тюбиков для краски и о том, как это повлияло на импрессионизм, в статье "Импрессионизм и фотография".

Жидкие акварельные краски


Жидкие акварельные краски - это концентрированные жидкие субстанции, объем которых может колебаться от 1 до 8 унций (от 28 до 224 гр.) Или в еще более мелких бутылочках, в зависимости от бренда производителя. Они дарят яркий, глубокий цвет, который, при добавлении воды приобретает некую размытость и бледные оттенки. Такие краски больше подходят для работы с краскопультом, чем для стандартного способа нанесения материала, кистью на холст. Интенсивности цвета и густота краски, зависит от производителя, но исходя из их общих характеристик, можно сказать, что они скорее подойдут младшим школьникам, чем профессиональным художникам.

Термин Акварель (франц. aquarelle, англ. painting in water colours, итал. aquarelle или aqua-tento, нем. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei; от лат. aqua - вода) имеет несколько значений.
Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве).
Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов.
И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный.

Во всем многообразии существующих красок, акварельные краски по праву принято считать одними из самых древнейших и любимых художниками самых разных школ и направлений.
Ученым известны образцы работ, выполненных акварелью, современные египетским папирусу и иероглифам. В византийском искусстве с помощью акварели украшали церковные богослужебные книги. Позднее ею пользовались для раскрашивания рисунков и подмалёвки на досках. Мастера эпохи Возрождения акварелью делали эскизы к своим станковым и фресковым произведениям. До наших дней дошло немало рисунков, оттушёванных карандашом и раскрашенных затем акварелью. В их числе можно назвать работы таких великих художников как Рубенс, Рафаэль, Ван Остаде, Лессюер и др.
Благодаря сравнительной простоте их использования и относительной доступности, акварельные краски получили весьма широкое употребление в изобразительном искусстве.

Состав акварельных красок.
Основой состава акварельных красок является тонко перетертый пигмент к которому в качестве связующего добавляется незначительное количество различных клеев растительного происхождения (гуммиарабика, декстрина, траганта, вишневого клея и др.). Так же в состав в определенных пропорциях входят еще мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые виды смол (преимущественно смолы-бальзамы), благодаря добавлению которых краски обретают твердость, мягкость, пластичность, а также другие необходимые качества.
Как правило, акварель бывает твердой - в виде плиток, размещаемых в специальных маленьких емкостях (кюветах) или мягкой - в тюбиках.

Российские производители акварельных красок
Из числа крупнейших самых известных производителей акварельных красок в России существующих в настоящее время необходимо выделить два. Это московское ОАО «Гамма» и питерский ЗКХ «Невская палитра». Оба предприятия выпускают высококачественную краску, как для профессиональных художников, так и для любителей, учащихся, школьников.
Лучшей по качеству акварелью среди продукции «Гаммы» можно назвать серию «Студия» (выпускается как в кюветах, 2,5 мл., так и в тубах, 9 мл.).
У «Невской палитры» бесспорно лучшей акварелью является серия «Белые ночи» (так же выпускается в кюветах, 2,5 мл. и в тубах, 18 мл.). Лично я предпочитаю работать именно этими красками (пользуюсь в основном кюветами), но у каждого художника, естественно, свои вкусы и пристрастия.
Кроме «Белых ночей» ЗКХ «Невская палитра» выпускает акварель серий «Сонет» и «Ладога», но и та и другая заметно уступают первой.

В качестве примера приведу образцы полной палитры (выкраски) московской «Студии» и питерских «Белых ночей».
Выкраска Акварели ОАО «Гамма» (материал взят с сайта «Гамма»)

Выкраска Акварели ЗКХ «Невская палитра» (материал взят с сайта «Невская палитра»)

Кроме того, ЗКХ «Невская палитра» производит так же серию красок «Сонет». Их качество немного хуже вышеупомянутых акварелей, и палитра не такая богатая, но зато стоят они дешевле.

Зарубежные производители акварельных красок
Многие широко известные в мире зарубежные компании-производители художественных красок выпускают акварель. Как правило, каждая фирма представляет свою продукцию двумя линиями. Обычно одна из них - это дорогие, высококачественные акварельные краски, изготовленные на основе натуральных пигментов, для профессиональных художников. Такая палитра содержит большое количество цветов и оттенков, а сами краски весьма долговечны и светостойки. Другая линия предназначена для студентов, учащихся, любителей живописи. Эти краски могут изготовляться на основе синтетических заменителей, по характеристикам близки к натуральным краскам, но все же уступают им по качеству, благодаря чему значительно дешевле и более доступны. Они менее долговечны и светостойки. Палитра содержит соответственно меньшее количество цветов (оттенков).

Голландские акварельные краски
Известнейшим производителем акварельных красок в Голландии является фирма «Old Holland», берущая свое начало в середине 17-го века. Ее акварель представлена богатейшей палитрой в 160 цветов.


Другим, не менее знаменитым, производителем акварели является фирма «Royal Talens», основанная в 1899 году. Ее продукция на современном рынке представлена двумя линиями:
«Rembrandt» (палитра 80 цветов)


«Van Gogh» (палитра 40 цветов)



Английские акварельные краски
Одним из известных производителей акварели в Англии является компания «Winsor & Newton», основанная в 1832 году в Лондоне. В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Artists Water Colour» (палитра 96 цветов)

«Cotman Water Colour» (палитра 40 цветов)


Другим английским производителем акварели является фирма «Daler-Rowney». Ее продукция также представлена двумя линиями:
«Artists" Watercolour» (палитра 80 цветов)

«Aquafine» (палитра 37 цветов)


Итальянские акварельные краски
Известнейшим итальянским производителем акварельных красок является фирма «Maimeri». В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Maimeri Blu» (палитра 72 цвета)

«Venezia» (палитра 36 цветов)

Французские акварельные краски
Известный французский производитель «Pebeo», фирма основана в 1919 году. На сегодняшний день в ассортименте ее продукции представлены две линии акварельных красок:
«Fragonard extra fine watercolour» (палитра 36 цветов)

Дорогие читатели, в данной статье мы расскажем вам о живописи акварелью, ее составе, видах, технике писания и новинках в области рисования данным материалом.

Характеристика живописи с применением акварельных красок

Акварель – это живопись с использованием водорастворимых прозрачных красок.

Ее свойства – это воздушность, легкость, тонкие переходы цвета.

Акварельная техника объединяет в себе черты графики и живописи. У графики акварель взяла ключевую роль бумаги и отсутствие рельефного мазка, у живописи – позаимствовала построение форм и пространства цветом, наличие множественных тонов.

В основном, акварелью рисуют на бумаге. Работая, приходится очень часто ее смачивать водой. Характерный размытый мазок может образоваться только на мокрой бумаге. Существуют разные способы ее смачивания. Бумагу можно натянуть на специальную рамку и затем смочить. Также ее выкладывают на мокрую фланель или на стекло. Степень смачивания непосредственно зависит от требуемого результата. Нередко художники используют и другие способы.

Чтобы вода полностью впиталась в бумагу, рекомендуется оставить маленькие лужицы на ее поверхности. Благодаря этому можно добиться различных эффектов.

Состав акварели

Акварельная краска состоит из красящего связующего пигмента (декстрин и гуммиарабик), пластификатора (инвертированный сахар и глицерин) и различных добавок. Не применив пластификатор, краска быстро становилась бы хрупкой и пересыхала. При помощи добавления антисептирующего вещества – фенола – предотвращается появление плесени. Еще одна чрезвычайно важная добавка, которая вводится для препятствия скатывания краски в капли, – это желчь быка.

Виды акварельных красок

Акварельные краски бывают двух видов: «школьные» и «художественные».

Школьные акварельные краски Профессиональные акварельные краски

Школьные краски значительно уступают художественным краскам по дисперсности, ровному слою, возможности лессировки и стойкости свету. Но самое главное – это уметь ими пользоваться. Настоящий мастер может создать шедевр, используя самые обычные школьные краски.

Новинка: акварельные карандаши

Недавно в продаже появились акварельные карандаши. Рисовать этими карандашами можно двумя способами: сначала раскрашивают необходимый участок, а потом размывают его водой, или же смачивают бумагу и потом рисуют карандашами. Благодаря второму способу можно достичь более насыщенного и яркого цвета.

Акварельная краска состоит из пигмента и водорастворимого клея (связующего). В качестве связующего в акварели используют гуммиарабик, но в дешевых красках его могут заменять декстрином, вишневым клеем и др. Дополнительно, при производстве акварельной краски, добавляют пластификатор (глицерин, мед, патока) для эластичности пленки, консерванты (антисептики) от плесени и смачиватель (бычья желчь) для равномерного нанесения на поверхность.

ВИДЫ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК

Полутвердые в кюветах

Это сухая краска, изначально залитая в жидком виде в прямоугольники небольшого размера, которые расфасованы в наборы или продаются поштучно. Стандартный объем кюветы примерно 2,5 мл, но также продаются и “половинки” (half-pans), которые удобны для зарисовок вне дома.Чаще всего, такими акварельными красками работают на небольших форматах (трудно "вытащить" нужный объем краски из сухих кюветок).

Внутренняя сторона крышки набора чаще всего используется в качестве палитры. Если коробка пластиковая - краска может въедаться, а в металлические с эмалью - нет.

    (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЛЕНИНГРАД, ЛАДОГА)
  • Краски акварельные TALENS ARTCREATION

Мягкие в тюбиках

Практически - жидкая краска. Самое главное отличие ее свойств от акварели в кюветах – насыщенный цвет и яркость. Хорошо подходит для заливок и больших форматов, в том числе и с точки зрения экономии. Как правило, во время работы акварель выдавливают из туб в пустые кюветы, которые лежат в коробке-палитре. Когда работа заканчивается, излишки краски так и остаются в кюветах. Коробка-палитра закрывается. Даже если краски немного подсохнут, их сбрызгивают водой и они опять готовы к употреблению. Самая популярная кисть для работы краской из тубы на больших форматах - мягкий флейц.

Жидкая “акварель”

Не является акварелью по своему составу. В первую очередь потому, что она сделана не из пигментов, а из красителей. Правильнее было бы называть ее неводостойкими чернилами, обладающими свойствами, присущими акварели. Хорошо подходит для иллюстраций и скетчей.

Кратко можно выделить следующие вспомогательные средства:

  • Связующие для акварели и гуаши
Которые позволяют самостоятельно сделать краски, используя пигмент и связующее.
  • Разбавители для акварельных красок
Для уменьшения поверхностного натяжения воды, что позволяет наносить краску более равномерно, исключая сгущение краски или изменения ее цвета.
  • Средства для маскирования
Маскирование – временно скрытие элементов, на которые не должна попасть краска.
  • Добавки для эффектов поверхности
Различные пасты и гели для увеличения пастозности краски и создания декоративных рельефов, увеличения глянца или блеска, для создания эффекта металлик и многие другие.
  • Грунт для акварели

Таким грунтом можно загрунтовать любые поверхности (холст, дерево, бумагу), после чего на них можно работать акварельными красками.

БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК


Считается, что в акварельной живописи первоочередным является качество бумаги. Даже качественная краска на плохой бумаге не сможет продемонстрировать все красоту своих оттенков и прекрасные свойства. Для акварельной бумаги первостепенное значение состав и проклейка. Проклейка обеспечивает акварельную бумагу минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии.

Вдохновляющие акварельные работы Юлии Барминовой







Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных - применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.

Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.

Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.

Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.

Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!

С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.

Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита - голубая.

Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.

В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.

Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.

Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.

Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.

Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.


Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:

  • Красящие пигментированные частицы.
  • Основное связующее вещество.
  • Растворительные добавления.
  • Наполнительные материалы.

Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.

В роли связующего вещества часто применяются:

  • натуральный либо животный клей,
  • природная смола,
  • углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
  • твёрдые масляные продукты,
  • полимерные добавления.

Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.

Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:

  • водные,
  • масляные,
  • спиртовые,
  • кетоновые,
  • эфирные,
  • другие углеводородные соединения.

Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.

Темперная краска

В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.

Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.

Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.

Основу акварельных красок составляют:

  • Природный гуммиарабик.
  • Растительные смолы.
  • Пластифицирующие вещества.
  • Глицерин либо сахарный песок.

Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.

Гуашевая краска

По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.

Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.

Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.

Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.

Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.

Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.

материалы по теме

Производство по выпуску металлического кремния ГК «Титан» ранее планировалось организовать в Омске. Тем не менее, население города отстояли право на безопасную экологию. Сегодня против строительства данного завода на территории Южного Урала выступают жители Новоуральска. Под петицией свои подписи поставили свыше 30 тысяч человек.

Современные производители сталкиваются с большой проблемой при разработке малярной лакокрасочной продукции, и одной из причин может быть то, что образцы красок просто дают им возможность оценить протекание дисперсии в реакционной емкости. Теперь исследователи из Fraunhofer сотрудничают с Потсдамским PDW Analytics GmbH впервые для постоянного наблюдения за производством лаков, красок и клеев в реальном времени и таким образом проектирования более эффективного метода для разработки красок.