Как создавался роман «Мастер и Маргарита. IV. Принципы построения сюжета Как создавался роман

IV. Принципы построения сюжета

Что такое сюжет?

Сюжет - это «изложение событий».

Красная Шапочка отправляется в лес, встречает там волка, идет к бабушке, снова видит волка, принимает его за бабушку, спрашивает: «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?», тут приходят дровосеки, и волку настает конец. Изложение событий является простым перечислением или пересказом того, что произошло либо в «реальном» мире, либо в мире «выдуманном». Совершенно очевидно, что в сказке о Красной Шапочке всего лишь излагаются определенные события.

Старик уходит в море, чтобы поймать большую рыбу, Майкл Корлеоне мстит убийцам своего отца, Лимас попадает в Восточную Германию - все это изложение неких событий. Каждый сюжет - изложение событий. Но это еще не все.

Подумайте над следующей цепочкой событий:

Джо вскакивает с кровати, одевается, готовит перекусить, прыгает в машину. Он проезжает несколько кварталов, останавливается у дома своей девушки. Она прыгает в машину. Девушку зовут Салли. Они едут на пляж, где валяются на горячем песке весь день. На пляже они обедают, а по дороге домой съедают мороженое.

Является ли изложенная цепь событий сюжетом?

Большинство читателей интуитивно скажут: «нет».

Все дело в том, что эти события не стоят вашего внимания. Джо поехал с девушкой на пляж, они там поели - ну, и что дальше? События в данной цепочке бессмысленны, потому что мы не видим их последствий. Если мы назовем сюжет «изложением событий», с таким определением далеко не уйти. Необходимо отметить, что сюжет является «изложением последовательных событий».

И это все?

Что, если я расскажу вам о страданиях каучукового дерева, когда на стволе делают надрезы, чтобы собрать сок, или об испытаниях и горестях, выпавших на долю мотолодки по дороге в Конго? Получилось бы интересно, надели я каучуковое дерево или мотолодку человеческими качествами. Джонатан Ливингстон - чайка с человеческим сердцем. Джонатан Ливингстон и паровозик, сказавший: «Думаю, у меня все получится», интересны не потому, что являются соответственно чайкой и паровозиком, а потому, что обладают человеческими душами.

Таким образом, сюжет - это не просто последовательность событий, а последовательность событий, в которых задействованы люди-персонажи. Причем не просто персонажи, а интересные персонажи. Читать просто о ком-нибудь скучно. Хочется читать о персонажах, способных будоражить воображение.

С учетом этого сюжет можно определить как «изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей».

Неплохо, но все же чего-то не хватает. Мы забыли о том, что персонажи в результате конфликта должны меняться. Если персонаж на протяжении всего сюжета не меняется под действием страданий, которые видит или испытывает, получается не сюжет, а повествование о приключениях. Поэтому полное определение сюжета звучит так: «Сюжет - это изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей, меняющихся в результате произошедших событий».

Из книги Структура художественного текста автора Лотман Юрий Михайлович

5. Конструктивные принципы текста Выше мы говорили о потенциальной возможности для поэтического текста перевести любое слово из резерва смысловой емкости (h1) в подмножество, определяющее гибкость языка (h2), и наоборот. С этим органически связано построение текста по

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

Принципы сегментации поэтической строки Приступая к анализу стиха как ритмической единицы, мы исходим из предпосылки, что стихотворение - это смысловая структура особой сложности, необходимая для выражения особо сложного содержания. Поэтому передача содержания стиха

Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил Аронович

Ю. В. Доманский. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века. Опыт построения типологии г. Тверь Понятие «архетип», введенное К. Г. Юнгом, закрепилось во многих научных областях, в том числе и в литературоведении, где архетип понимается как универсальный прасюжет или

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

Из книги Как написать гениальный детектив автора Фрей Джеймс Н

7 Принципы рассмотрения литературного произввдения В ряду задач, выполняемых литературоведением, изучение отдельных произведений занимает весьма ответственное место. Это самоочевидно. Установки и перспективы освоения словесно-художественных текстов у каждой из

Из книги Как написать гениальный роман автора Фрей Джеймс Н

XI. Теория сюжета Начало действияПервые несколько слов вашего романа могут сыграть решающую роль в его дальнейшей судьбе. Чем интересней начало, тем больше шансов увлечь читателя, подписать договор с литературным агентом и получить от издательства гонорар.Начало

Из книги Пристальное прочтение Бродского. Сборник статей под ред. В.И. Козлова автора Коллектив авторов

Принципы построения драматического эпизода В драматическом произведении наличие развивающегося конфликта обязательно. Это утверждение справедливо не только для драматического произведения в целом, но и для каждого эпизода.Поскольку в эпизоде есть развивающийся

Из книги В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь автора Лотман Юрий Михайлович

А.А. Маслаков. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЗЫ ПОЭТА В ЭССЕ И. БРОДСКОГО «НАБЕРЕЖНАЯ НЕИСЦЕЛИМЫХ» «Ах, вечная власть языковых ассоциаций! Ах, эта баснословная способность слов обещать больше, чем может дать реальность! Ах, вершки и корешки писательского ремесла». И.А. Бродский

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» «Евгений Онегин» - трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчеркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского

Из книги Альманах Felis №001 автора Лагутин Геннадий

Из книги Введение в славянскую филологию автора Кесарийский Прокопий

Из книги Осип Мандельштам. Философия слова и поэтическая семантика автора Кихней Любовь Геннадьевна

Принципы филологической реконструкции «славянских древностей» Гумно. Лестница - «столб». Внутренняя форма слова «медведь». Витязь и богатырь. Шлем и меч; копье, дубина, палица, лук, стрелы, щит и др. Военные приемы древних славян как преломление их национального

Из книги (О переводе) автора Полевой Николай Алексеевич

Глава 2. Семантические принципы поэтики

Из книги Секс в кино и литературе автора Бейлькин Михаил Меерович

Принципы поэтического перевода. Критика переводов В первой, изданной, части Подражаний и переводов г. Мерзляков поместил восемь отрывков из трагедий Эсхила, Софокла, Эврипида и два отрывка из IV и IX песней «Энеиды», все переведенные (важное обстоятельство в нашей

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Принципы воспитания по Давенпорту Принцип гедонизма, согласно которому наслаждение - единственное благо в мире, подвергся уничтожающей критике ещё философом древности Сократом (в передаче Платона). Английский философ Джордж Мур также полагает, что удовольствие не

Из книги автора

Общие принципы писательской работы Принцип - это степень компромисса с действительностью. «Каждый пишет, как он слышит», - поёт Булат Окуджава. Но слух можно развивать. Собранные здесь притчи и близкие к ним тексты помогают развитию внутреннего слуха и творческого

Писательница и блоггер К.М. Уэйланд (или Уиланд? Уилэнд?.. да простят меня переводчики и поправят) предлагает следующие 7 шагов , которые помогут вам взять сырую идею и сделать из нее конфетку.

Подходить к созданию плана произведения стоит с пониманием, что он не только не стеснит вас, а наоборот - поможет найти увлекательные и оригинальные решения, до которых иначе додуматься было бы почти нереально. План - это карта местности. С ее помощью вы сможете проложить кратчайший маршрут... или вдоволь попетлять, заглянув во все интересные места и собрав коллекцию магнитиков на холодильник.

Кроме того, план поможет избежать сюжетных тупиков, а значит сэкономит кучу времени. Не говоря уже о деньгах за лечение депрессии, алкоголизма и кофеиновой зависимости (а они рано или поздно настигают каждую творческую личность, которая пренебрегает предварителным планированием). На то, чтобы переделать черновик романа, могут уйти месяцы, переделка плана же займет... несколько минут? час? Зависит от вашей скорости печати.

1. Определитесь с замыслом

Замысел - это то, о чем вы хотите написать, выраженное самым общим образом в нескольких предложениях. "Давным-давно в одной далекой галактике юноша спас девушку" - это многообещающе, но как замысел не прокатит. Нужны подробности. А именно:

  • Протагонист: кто главный герой?

  • Ситуация: чем он интересен? Каково его состояние на момент начала истории? А каким он будет в конце?

  • Цель главного героя: чего он хочет в начале, на что готов пойти? Что изменится к концу?

  • Антагонист: как и почему кто-то станет мешать главному герою?

  • Трагедия: какие неприятности вы готовы наслать на главного героя?

  • Конфликт: что станет делать главный герой, когда столкнется с неприятностями? И почему ему придется справляться с ними на протяжении целого романа?

Например: парнишке с фермы, Люку Скайуокеру (протагонист), не сидится на месте (ситуация) - он хочет уехать из дома и стать космическим пилотом, как его отец (цель). Люк отправляется на поиски пропавших дроидов, и в это время нехорошие личности убивают его дядю и тетю (трагедия). Теперь Люк должен вернуть дроидов владелице и не дать Империи (антагонист) полностью подчинить себе галактику (конфликт).

2. Сделайте наброски нужных эпизодов

Теперь, когда у вас есть замысел, займемся поисками гениальных идей для его воплощения. Запишите все, что успели придумать к этому моменту. В голове у вас наверняка вертится несколько эпизодов, диалогов, сцен - вот их и запишите. Даже если не знаете, как они стыкуются вместе, что было до, что будет после, о чем вообще речь и т.д. Главная цель на данном этапе - собрать как можно больше информации об истории. Что с ней делать, решим после.

Сделали? Отлично. Отложите на минуту ручку/клавиатуру и окиньте получившийся список орлиным взором. Написанное, наверное, вызывает кучу вопросов. Запишите их. Да-да, если чего-то не знаете, если какие-то детали эпизода не ясны - делайте пометку и записывайте вопрос. Лучше заранее пересчитать все дыры в сюжете и понять, в каких направлениях предстоит думать дальше.

Теперь пройдемся по каждому вопросу в отдельности. Есть какие-нибудь идеи? Даже несколько? Записываем. Неважно, если идея бредовая - на ее могилке еще может распуститься орхидея гениальности. Перебираем варианты решения в поисках наименее предсказуемого для читателя. Рвите шаблоны, переворачивайте с ног на голову стереотипы, удивляйте самих себя. Большинство из придуманного вы, возможно, так и не напишите, поэтому дайте волю воображению. Сочиняйте, задавайте новые вопросы, ищите неожиданные ответы - говорите сами с собой, не опасаясь, что вас услышат санитары.

3. Познакомьтесь со своими персонажами

Настало время поближе взглянуть на всех тех забавных человечков (или не человечков), над которыми вы так весело издевались во втором пункте. Чтобы все их трепыхания выглядели логично и обоснованно, неплохо бы узнать о героях побольше.

Возьмем, к примеру, протагониста. Что он делал до того, как попал в ваш роман? Начните с трагедии. Не могли ли какие-то события в прошлом вашего протагониста послужить причиной? Почему он реагирует на трагедию именно так? Возможно, какие-то неразрешенные проблемы из прошлого еще усложнят ему жизнь и повлияют на развитие конфликта?

После того, как вы определитесь с биографией своего героя в общих чертах, проведите с ним интервью. Задавайте вопросы и позвольте персонажу ответить на них: своим голосом, исходя из своего мировоззрения и понимания ситуации. Если вы вдруг знаете английский, то, возможно, этот опросник вам поможет: 365 вопросов для вашего персонажа.

4. Исследуйте обстановку

Неважно, происходит действие у вас на заднем дворе или на планете Шелезяка, приступая к написанию романа, вы должны хорошо представлять себе его географию.

Не пытайтесь чересчур упростить себе жизнь. Не стоит выбирать места только потому, что они вам знакомы или нравятся. Обстановка должна работать на сюжет. Если вы можете с легкостью перенести действие в другое место, то, возможно, стоит поискать альтернативные локации. Найдите то место, которое обогатит вашу историю и позволит лучше раскрыться персонажам.

Основываясь на имеющемся списке эпизодов, составьте список необходимых локаций. Можно ли некоторые выкинуть или объединить, ничего при этом не потеряв? Вероятно, так и стоит поступить. Но решать вам.

Кстати, то же самое касается ненужных персонажей.

5. Напишите план

Очень надеюсь, что к этому моменту вы уже готовы взяться за написание плана целиком. В пункте 2 вы думали о том, что должно произойти, пункт 3 дал представление о действующих лицах, в 4 пункте вы определились с обстановкой - настало время все это объединить.

Идите по порядку, эпизод за эпизодом, пытаясь собрать имеющиеся сцены в некое целое. Это ваша основная задача - придать хаосу осмысленность и структуру. План может включать лишь краткое описание (Саша и Маша встретились в кафе), может быть подробным (Саша тупил за чашкой чая, в это время Маша решила попробовать ирландский кофе, но перепачкалась в сливках; Саша это заметил, рассмеялся, Маша обиделась, Саша предложил оплатить ее заказ и т.д.) или очень подробным (Смеркалось. В середине января в уездном городе N. Александр зашел в кафе, которое давно рекомендовал ему Миша...).

Сосредоточьтесь на ключевых для каждой сцены моментах. Продумайте, с чьей точки зрения будет вестись повествование. Каковы цели задействованных в эпизоде персонажей, чего они хотят? Что может усилить конфликт? Как можно ярче продемонстрировать основную идею? Как это повлияет на последующие эпизоды?

В итоге у вас должна получиться непрерывная последовательность. Обращайте внимание на возможные нелогичности, провисы, "рояли". Если что-то не клеится и вы чувствуете, что забуксовали, попробуйте перейти к следующей известной вам сцене и потихоньку отмотать назад. Например, вам нужно, чтобы персонажи оказались в пункте А, но вы не знаете, как это сделать. Начните с пункта А. Что происходит? Почему происходит именно это? Попробуйте, вдруг получится по последствиям опознать причину.

6. Напишите сокращенный план

Для удобства и быстрого поиска попробуйте написать сокращенный план, эпизодник. Просто перечислите основные точки сюжета, не вдаваясь в подробности. Это может быть полезно по нескольким причинам.

Во-первых, эпизодник поможет взглянуть на историю под новым углом. Из-за обилия деталей в основном плане вы что-то упустили или забыли? Самое время это исправить. Во-вторых, эпизодник облегчает решение глобальных задач. Вам нужно понять, сколько прошло времени? Оценить количество глав и частей книги? Увидеть, как соотносятся получившийся план и первоначальный замысел? Доказана ли основная идея? Эпизодник вам поможет.

7. Напишите роман

План готов. Теперь можно заняться черновиком. Каждый раз, приступая к работе, сверяйтесь с планом: обращайте внимание на сцену, которую вам предстоит написать, и на ту, что следует за ней. Держите в голове все проблемные места, попробуйте найти решения еще до того, как начнете писать.

А когда (заметьте, не "если", а "когда") вы поймете, что существуют иные, более удачные решения, что первоначальный план можно улучшить, - просто сделайте это. Не раздумывая. Потому что план - это не рельсы, а вы - не трамвай. План - это всего лишь карта. И вы вольны в любой момент свернуть с проторенной тропы и отправиться в джунгли на поиски приключений.

Если же после всего вы по-прежнему считаете, что план вам не нужен - у меня для вас есть замечательная

Это графический роман художника-иллюстратора Игоря Олейникова, который работал в киностудии «Союзмультфильм» над знаменитыми фильмами «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Мартынко».

Мы поговорили о самом романе, как он был придуман, о скрытых смыслах и о том, как оставаться «голодным» художником и начать наконец рисовать.

Лариса: Почему выбор пал именно на такую, русскую сказку?

Игорь: Перед этой книгой я делал другую - о сказках Даля. И там была эта сказка про лису и зайца. Когда я решил сделать графический роман, то подумал, что это должна быть очень известная история, но рассказанная совершенно по-новому. И как раз в этой сказке все сошлось.

Я пытался искать другие сказки, но не нашел лучше. Именно эта - самая выразительная. Здесь и яркий конфликт, и звери выразительные, и характеры. Борьба добра со злом, где зло - это лиса, существо в фольклоре ифернальное недоброе, а добро - петух, который прогоняет нечисть.

Лариса: Я прочла множество трактовок вашей сказки: кто-то считает, что это история про то, чтобы научиться противостоять тому злу, которое есть в мире. Была также версия, что петух - это феникс, созидательная энергия огня и книга привязана к нынешнему году петуха. Но о чем сказка на самом деле? Про что она?

Игорь: Про страхи, которые есть во всех нас. И про то, как с помощью этих страхов манипулируют нами. Каждый подвержен страхам в той или иной степени, и я сам тоже. Кстати, эта идея не сразу ко мне пришла. Сначала это была просто выразительная сказка, а потом я понял, что это ведь о наших страхах.

Каждый герой сказки чего-то боится, а лиса манипулирует ими через эти страхи. Она каждому проецирует его собственный страх. Собака - это военный, а каждый военный побаивается вышестоящего. Поэтому лиса в образе генерала. Медведь - уголовник, и его пугают полицией. Бык сбежал с арены. Но и лису взяли таким же страхом - смертью. Петух с косой олицетворяет этот страх. Он напяливает на себя череп лисы, там даже хвост есть, с рыжей кисточкой на конце.

Лариса: Столько мелких отсылок, значений! Похоже, мне нужно получше присмотреться к каждой картинке.

Игорь: Да, тут надо смотреть в картинку и включаться. Эту книгу нельзя просто пролистать и все. Здесь надо немножко подумать. Эта сказка не для детей, да и не для всех взрослых. Кстати, в книжке есть текст самой сказки, который проясняет происходящее. Сказка должна вызывать много вопросов. По сути, это такой социальный графический роман и для современной России тема очень актуальна.

Лариса: Сколько у вас ушло времени на работу над книгой? Как вы ее писали?

Игорь: Над книгой я работал месяца два, наверное. Очень быстро, потому что для меня это было одно сплошное удовольствие, поток позитива.

Как я ее рисовал? Я вообще люблю брать книжку и вытаскивать из нее скрытый смысл, находить второй, третий, четвертый слой. Садишься на диван с блокнотиком, начинаешь чиркать, и вдруг начинают лезть мысли. Плюс к этому, конечно, у меня была большая практика на Союзмультфильме, 30 лет все-таки в анимации. А там надо постоянно что-нибудь придумывать.


Лариса: Обычно писатели, художники и режиссеры вшивают какие-то секретики и т.д. У вас в книжке есть какие-то такие вот вшитые штучки?

Игорь: Сейчас припомню. Начиналось у меня с того, что некто стоит и рассматривает фотографию домика. Со спины мы не видим, кто это. И потом начинается история. Позднее, в самом конце картинка раскрывает нам, что этот некто - дворник с лопатой. Отъезжаем, а это лиса. Лиса, которая работает дворником теперь.

По сюжету лиса собирает деньги со своих родственничков и незаконно строит гигантскую надстройку, превращая дом в общежитие, которое сдает и использует для собственного обогащения. А потом ураган, который все разрушил, и теперь родственнички разоряют лису своими исками. В общем, тут еще экономическая подоплека была.

Кстати, во всех вариациях сказки нет концовки, где петух бы отпустил лису. Такая сказочка веселая, добрая, но в конце обязательно петух зарубил лису. Почему зарубил, почему он не мог ее отпустить? И мы думали с издателем: отпустить или же зарубить? Все-таки решили сделать как в сказке и зарубили ее. В конце книжки могила, а на ней тень зайца. Если в начале тень лисы на зайце лежит, на обложке, то здесь тень зайца на лисе. Такой вот круговорот.

Лариса: Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать художником, начать рисовать, но почему-то боится?

Игорь: Главное, не бойтесь. Вот и все. Хотя это очень трудно. Очень многие боятся упасть в своих глазах, понизить свою самооценку, когда услышат - нет, это нам не подходит. Боятся получить отказ. Я вижу, что это присутствует почти у всех молодых. Надо быть очень смелым, чтобы этого избежать.

У меня даже есть пример про женщину, которая работала на Союзмультфильме в одно время со мной. Она была ассистентом режиссера и не умела рисовать, но страшно хотела научиться. Один ее знакомый художник начал ставить ей натюрморты, и она стала рисовать, наплевав на всякое общественное мнение. И эта женщина стала совершенно замечательным художником, вошла в Международный союз художников, ее картины выставлялись на именитых выставках. Она смогла все это сделать просто потому, что ей чихать было на всякое мнение.

Лариса: А как вы сами преодолели эти страхи? Или, возможно, просто огромная любовь к этому делу была?

Игорь: Во-первых, я всегда очень любил рисовать, всегда. И если уж быть честным, меня отец пинком под зад выгнал из проектного института, где я работал инженером у него в отделе. Придал мне решимости действовать. Так я попал на Союзмультфильм. А дальше пошло уже само.



Лариса: Как вы думаете, что губит талантливых художников чаще всего?

Игорь: Губит, художник перестает развиваться. Я тоже, конечно, трудно перехожу на новое, но я хоть пытаюсь. Губит, когда начинаешь механически работать.

Лариса: Есть такая известная фраза, что художник должен быть голодным. В каком плане вы ее понимаете, что это для вас?

Игорь: Это не физический голод,это желание работать,искать что-то новое (физически конечно надо быть сытым, так как будучи голодным возьмешься за что угодно лишь бы заработать). Желание,как и движение, есть жизнь. Говорят, старость наступает тогда, когда исчезают желания. У меня пока еще есть желание работать.

Биография Ивана Антоновича Ефремова изложена на многих сайтах, посвящённых его творчеству и героям. Здесь я хочу рассказать о нём, как о Мастере, создавшем «Таис Афинскую». Михаил Булгаков ввёл в литературу замечательное имя – Мастер. И Иван Ефремов по праву носит его. Как грустно, как тоскливо, что такое произведение игнорируется новым поколением, которое предпочитает его лёгкому развлекательному чтиву! Или, ещё хуже, узнаёт о Таис и Александре Македонском из романа Эрлер. А ведь когда-то книги Ефремова продавались миллионными тиражами, раскупались на чёрном рынке.

Продолжение http://www.tais-club.ru/tais_files/kak_roman.htm

Рецензии

«находятся читатели, которые с уверенностью пишут, что любовной связи между Таис Афинской и Александром Македонским быть не могло»
Эта уверенность ни на чем не основана. Другое дело, что нельзя с уверенностью сказать, была ли любовная связь Александра с Таис. Можно лишь утверждать, что эта женщина входила в окружение царя, и именно ей по преданию принадлежит сомнительная слава подстрекательницы сожжения Персеполя. Сам же Александр, по свидетельствам древних, не был большим поклонником женщин.

«Ефремов написал не исторический роман»
Роман, конечно, исторический, а некоторые неточности (диспут о Венере Милосской – явный анахронизм) и художественный вымысел вполне допускаются жанром исторического романа, повествующего, в частности, об эпохе походов Александра Македонского.

«Я могу только предполагать, что Иван Ефремов, подобно многим другим выдающимся личностям, получал информацию из других сфер… Я верю, что между Таис и Александром могла быть именно такая любовь, которую показал нам писатель. »
Это ваше право, как право других относиться к таким предположениям и вере скептически.

«Его жизненный опыт, его проницательность, сбывшиеся пророчества, наблюдательность и любовь к человечеству не могли создать ложные отношения и ложную книгу.»
Перечисленные качества ни при чем. Мне в свое время очень нравились исторические романы Гюстава Флобера «Саламбо», Джека Линдсея «Ганнибал», Гора Видала «Юлиан», Лиона Фейхтвангера «Иудейская война» и «Испанская баллада». Талант этих писателей столь велик, что всему, что в этих романах говорится, веришь. Однако во многом речь идет лишь о «нас возвышающем обмане», который дороже «тьмы низких истин».
Наверняка лишь можно сказать о том, что Александр был очень сложной личностью, страдавшей манией величия. Это был военный гений, к тому же обуреваемый параноидальной страстью стать властелином мира. Он возомнил себя сыном Зевса (и заставил всю Грецию это признать – известно анекдотическое постановление афинского народного собрания «считать Александра богом, если он того хочет»); пройдет 300 лет и первые римские императоры учредят культ своей божественности. Что касается «ложных отношений и ложной книги» - вы, на мой взгляд, абсолютизируете роман, он становится для вас некой догмой, светочем, высшей правдой. Низкая истина, повторюсь, могла быть совсем иной, но мы никогда об этом не узнаем, пока не изобретем способ наведываться в прошлое и наблюдать «как всё было на самом деле».

Роман - это не просто набор из 33 букв и горстки знаков препинания. У него есть назначение - заставить читателя окунуться в мир, созданный автором, почувствовать вещи, места и миры, о которых он не знал. Разжечь в читателе жажду узнать, что же произойдёт дальше, заставить его перевернуть страницу и обнаружить, что чтение романа не только принесло удовольствие, но заставило немножко измениться и открыло для него что-то новое.

Самые популярные жанры литературы

Как начать писать? Прежде чем сесть за написание романа, автор должен определить: для кого он хочет писать? Кто будут его читатели? Что их интересует и что сегодня читают больше всего? Многочисленные опросы показали, что на сегодня самые читаемые жанры - это любовный роман, фантастика, детективы и классика.

Любовные романы

Как правило, читают их в большинстве своём женщины, которые видят в жизни только стирку, уборку, работу, кухню и вечно занятого мужа. Им необходима романтика, красота. Им нужны красивые имена героев, сильные персонажи, запоминающиеся места. Они не будут читать о любви сантехника к кухарке.

Но если автор рискнёт рассказать об этом, то ему необходимо подумать над тем, как увлечь своих читательниц - продумать трогательный сюжет. Понять, как писать любовные сцены в романе так, чтобы самый непривлекательный с первого взгляда герой «заиграл», выделился. На протяжении всего произведения отмечать, как чувства героев изменили их, через какие трудности им пришлось пройти, чтобы доказать или показать свою любовь.

Фантастика

Фантастический жанр предпочитают в основном подростки или компьютерные гении. В плане жанрового разнообразия здесь есть где развернуться. Это может быть приключенческая история с невероятными украшениями: перевоплощения и необычные трюки, необыкновенные места и технические «навороты».

Фантастический жанр и хорош тем, что здесь можно придумать название, которое заинтригует читателя, создать увлекательный сюжет, взяв за основу народную сказку с ее чудовищами, волшебниками и храбрыми рыцарями или киберфантастику с её электронными новшествами.

Фэнтези - довольно популярный жанр потому, что здесь неограниченное «поле деятельности» для автора. И как написать фантастический роман, в каком ключе, зависит только от его воображения. Основной набор фантаста - главный персонаж, предмет его любви, могучие покровители или соратники. И конечно, противоборствующая сторона: главный злодей - коварный и непобедимый.

Детективы

Романы этого жанра всегда читали, читают и будут читать. Почему они популярны? Прежде всего, читатель желает развлечься, убежать от реальности. Ему нравится разгадывать преступление, словно ребус. Начало романа - это головоломка, которая ставит в тупик. А автор играет: скрывает улики, наводит подозрение на совершенно невиновного персонажа, который и ведёт себя так, словно он и есть преступник.

И читатель зачастую идёт неверной дорогой, его догадки ошибочны. Как правило, герой детектива - сыщик - превосходит читателя в сообразительности и изящно раскрывает преступление. Чтобы написать детектив, одной головоломки, конечно, недостаточно. Как научиться писать романы в жанре детектива? Во-первых, читателю интересно следить за ходом мыслей героев, преследовать вместе с сыщиком преступника и обосновывать догадки и подозрения.

Наказание злодея - тоже немаловажная деталь, читатель испытывает удовольствие при виде преступника, получившего по заслугам. Зачастую читатель отождествляет себя с главным героем, вживается в его роль и повышает собственную значимость. Хорошо написанный детектив вызывает у него уверенность в реальности происходящего. И он продолжает снова и снова входить в роль сыщика, читая один роман за другим.

Классика

Великие творения невозможно не знать. Классическая литература актуальна во все времена. Конечно, новую «Войну и мир» создавать не надо. Как написать роман, который покорит не один десяток читателей? Наполнить его глубоким смыслом, поднять глобальные актуальные проблемы, основываясь на вечных ценностях. Такое произведение никого не оставит равнодушным, будет интересно во все времена и станет приносить пользу.

Формула захватывающего произведения

На самом деле того, чего ещё не было написано, довольно много. Важно придумать что-то оригинальное, необычное. Одним словом, своё. Общей схемы написания романа нет. Да и не было никогда. Поэтому не существует универсальной формулы того, как писать романы, пользующиеся спросом. Но изобретать велосипед тоже не нужно. Начинающему мастеру пера достаточно воспользоваться общей структурой: сюжетом и композицией.

В хорошем произведении всё логически связано: одно действие (событие) вытекает из другого, и всё то, что к этому не имеет отношения, убирается. Основной принцип - последовательные, логически построенные действия героев. Это и есть сюжет произведения. Затем необходимо определиться с элементами сюжета. Что нужно тщательно продумать перед тем, как написать роман?

  • Экспозиция - персонажи, их взаимоотношения, время и место действия.
  • Предзнаменование - намёки, какие-либо знаки или подсказки, приоткрывающие дальнейшее развитие сюжета.
  • Завязка - важный элемент любого произведения. Это событие, которое развивает, провоцирует конфликт.
  • Конфликт - это основа любого произведения. Что может лечь в основу конфликта? Человек (персонаж) против человека или против самого себя. Герой против общества или природы. Человек против сверхъестественного или техники.
  • Нарастающее действие - важное условие того, как написать роман, который держит читателя в постоянном напряжении. Необходимо создать цепь событий, которые берут начало от конфликта. Постепенно действие нарастает и достигает пика.
  • Кризис - точка кульминации. Кризис начинается непосредственно перед кульминацией или одновременно с ней. Это именно тот момент, когда противоборствующие стороны сталкиваются, то есть встречаются лицом к лицу.
  • Кульминация - это самый значительный момент в романе. Самый интересный, так как герой сжимает зубы и идёт до конца либо ломается и проигрывает.
  • Нисходящие действия - это события или действия героев, которые ведут к развязке.
  • Развязка - разрешение конфликта. Герой побеждает или достигает поставленной цели, остаётся ни с чем или вовсе гибнет.

Как написать роман

Правила создания сюжета выделяют один элемент - кризис. Как сказано выше, это кульминационная точка в романе. Именно этот момент выделяет произведение, делает его захватывающим. Что характерно для него? Во-первых, кризис отражает жанр произведения.

Во-вторых, он должен буквально перевернуть жизнь героя, нарушить естественное течение его жизни, изменить её в худшую сторону. Этот момент требует особого внимания автора, так на преодоление последствий кризиса должна уйти вся книга, весь запланированный объем произведения. В противном случае получаются короткие романы, не раскрывающие полностью идею произведения.

В-третьих, кризис должен захватить самого автора. Только в этом случае книга будет увлекать и читатель не заснёт на середине романа. После того как автор определился с кризисом, нужно решить, что готов сделать герой для его преодоления, на что он пойдёт для достижения своей цели. Он должен быть уверен, что это единственно возможный путь выхода из создавшейся ситуации. Это и будет главная цель героя.

Четыре составляющие кризиса

Придумывая завязку, подводя персонаж к кризису, ни в коем случае не надо торопиться. Это своего рода фундамент произведения. И автору предстоит на нём строить. Плохо продуманный замысел рухнет, а мастерски созданная, умная завязка только придаст энергии и силы, которые и помогают создать полноценные шедевры, а не наполовину недописанные, короткие романы.

Обладание и избавление

Предметом обладания (избавления) может быть человек, идея, чувство, информация. Пытаясь разрешить кризис, персонаж должен этого добиваться. Например, девушка желает выйти замуж, но родные всячески препятствуют этому. И она пытается избавиться от их гнёта. Или отец ищет похищенного ребёнка. Желание найти своё чадо настолько сильно, что его не остановят никакие препятствия.

Трагические последствия

Герой не смог достичь своей цели, последствия ужасны - они полностью разрушают его жизнь. Не столь важно, как начать писать, а главное - дать понять читателю, что здесь многое поставлено на карту. Дать прочувствовать, пережить с героями всю трагичность сложившейся ситуации, страх. Одним словом, затянуть читателя, наделить персонажей чувствами, присущими каждому человеку. Создать ситуацию, которую просто необходимо разрешить. Девушка, не сумев преодолеть гнёт семьи, останется несчастной. Отец, не сумев спасти ребёнка, потеряет его.

Высокие побуждения

Это то, что всегда притягивает читателя. Если автор произведения наделит своего героя хотя бы одним достойным побуждением для достижения цели, читатели будут сопереживать ему, восхищаться и побуждения героя найдут отклик в их сердце. Какие высокие побуждения достойны внимания читателей? Это может быть чувство долга, любовь, достоинство, честь. Товарищество, справедливость, патриотизм зачастую находят у читателей отклик. Раскаяние и самоуважение - достойные, благородные побуждения.

Важно выделить сильные стороны. Например, следователь, раскрывая преступление, руководствуется чувством долга. Отец, спасающий ребёнка, руководствуется любовью. Более мягкие - великодушие или доброта - не произведут на читателя должного впечатления. Следует отметить негативные стороны - зависть, злобу, ненависть, гордыню, жадность, похоть.

Такими чертами наделяют обычно антигероев. Молодые писатели зачастую упускают этот момент: создать сильный персонаж с негативными побуждениями довольно трудно. Пожалуй, единственное негативное побуждение, которое может привлечь внимание читателя, - это месть. Когда герою не оставили выбора и единственный способ добиться справедливости - это месть.

Преодоление препятствий

И последнее, что должен сделать герой, чтобы добиться своей цели, - преодолеть препятствия. Автору необходимо создать непреодолимые препятствия. Кажется, что цель недостижима. Пересмотреть созданный кризис, насколько он глубок и непреодолим. При необходимости кризис можно усугубить: ухудшить ситуацию, сделать её масштабней, поменять какие-то элементы местами или место действия.

Конфликт разрешается

Почему важно построение сюжета? Потому что за время существования литературы выработана определённая схема воздействия на читателя. Если роман не вписывается в неё, он будет вялым и нелогичным. В объёмных произведениях с несколькими сюжетными линиями все вышеизложенные элементы повторяются неоднократно и подчиняются этим правилам построения сюжета.

Кроме того, построение цепи событий, переход от завязки к конфликту должен быть правдоподобным. Как написать роман, отвечающий этим требованиям? У персонажа должны быть серьёзные причины поступить так или иначе. Развязка, завершение конфликта - это результат действий героя произведения. В каждой сцене необходимы логика и здравый смысл. Читатель будет чувствовать себя обманутым, если персонажу просто везёт. Уважать персонажей он будет только в том случае, если они того заслужили - сделали что-то достойное.

Отступление от правил

Автор хочет отступить от общепринятых правил, но не знает как? Писать романы в стиле трэш - сейчас это довольно модное направление. В таком произведении автор отступает от правил. Он не скован литературными формами. Это просто поток сознания, расслабление, куски мыслей. Но тем не менее здесь должна быть интересная сюжетная линия. Должны присутствовать элементы, цепляющие читателя: юмор, настроение, бесовщинка, безудержное сумасшествие и т. п. То, что встряхнёт читателя.

Написать произведение с захватывающим сюжетом, необычными местами и нехарактерными для современного мира поступками можно, если окунуться в историю. Именно так. История любой страны, города, знаменитого сражения или биография известной личности интересны во все времена. Как писать Создать шедевр, достойный внимания, несущий в себе историческую ценность можно, только досконально изучив факты, свидетельства. Читатели внимательны к мелочам.

Желая воссоздать историю, необходимо изучить тот период времени, в которое автор хочет поместить своих героев. Обратить внимание на одежду, дома, обстановку, утварь, привычки, моральные ценности того периода. Буквально окунуться в то время. Выстроить сюжетную линию, вплести интригующих героев, наделить их высокими целями.

Название

Как придумать название книги - гениальное, запоминающееся? Прочтите книгу и подумайте о ее идее. Продумайте названия, подходящие к основному посылу или к главным эмоциям, которые вызывает ваш роман. Выпишите из книги излюбленные фразы. Может, они станут названием произведения. Подумайте о том, чтобы назвать роман в честь главного героя. Это довольно распространенная практика. Загадочные названия интригуют читателя, который ищет что-то необычное. В то же время название должно давать достаточно информации о предмете книги, но не слишком много, чтобы читатель оставался заинтересован. Будьте оригинальны. Придумайте название, которое будет выделяться из массы подобных.

Самое главное - не пугаться, если окажется, что роман с таким названием уже есть. Читателей всё равно больше. Знаменитыми становятся прежде всего книги, чьи авторы смогли придумать удачное название, собрать в единое целое идеи, мысли, факты и создать захватывающий, логически выстроенный сюжет.