Joseph haydn биография. Йозеф Гайдн. Краткий обзор и биография.История создания фортепиано. Йозеф Гайдн краткая биография

Содержание статьи

КАЛЬВИН, ЖАН (Calvin, Jean) (1509–1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной иерархии, но в 1528 недоброжелатели добились его изгнания. Мать Кальвина, Жанна Лефранк, была благочестивой женщиной из знатной валлонской семьи. Маленький Жан, отличавшийся выдающейся одаренностью, получил начальное образование вместе с отпрысками одного знатного семейства в замке Монмор. В 1524–1528 Кальвин изучал специальный курс формальной логики в коллегии Монтегю в Париже, где преподавание велось все еще схоластическими методами и где царил суровый аскетический дух. Однако Кальвин стремился раздвинуть узкие рамки этого обучения за счет интенсивных самостоятельных занятий различными научными дисциплинами. Первоначально его предназначали к церковной карьере (в возрасте 13 лет ему был обеспечен бенефиций), однако после окончания факультета свободных наук он, по желанию отца и по собственной склонности, решил обратиться к юриспруденции. В Орлеане и в Бýрже он слушал лекции самых знаменитых ученых-правоведов средневековых и ренессансных школ, и в 1531 закончил изучение права со степенью лиценциата. В этот период Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, старался расширить свои познания в области классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий к трактату Сенеки О милосердии (De clementia ), опубликованный в 1532. Однако более важными для всей последующей жизни Кальвина стали его контакты с теми евангелическими и реформистскими сообществами, которые во Франции объединялись вокруг гуманиста Фабера Стапуленсиса (ок. 1455–1536); эти люди не только изучали Библию на языках оригинала, но и были знакомы с сочинениями М. Лютера, чьи 95 тезисов против индульгенций были опубликованы в 1517. Вращаясь в кругу сторонников Лютера, Кальвин постепенно и сам примкнул к евангелическим христианам. Впоследствии он писал: «Поначалу я столь упорно держался за это папистское суеверие, что мне нелегко было выбраться из этой бездны. Но внезапным обращением Бог принудил мое сердце к покорности». Нет сведений, когда именно произошел его окончательный разрыв с Римом – в 1527–1528 или в 1532–1533. Однако доподлинно известно, что в конце 1533, после революционной реформистской речи, произнесенной ректором Сорбонны Николаем Копом, которого, возможно, вдохновлял Кальвин, последнему пришлось срочно бежать из Парижа, спасаясь от преследований. Он жил под чужим именем в Ангулеме, Нераке, Нуайоне, Пуатье, Орлеане и Кле. Усиливающиеся гонения на евангелических христиан во Франции в конце концов вынудили его совсем покинуть страну: Кальвин отправился в Страсбург, а затем в Базель. Там он познакомился со многими вождями Реформации – Генрихом Буллингером, Мартином Буцером, Вольфгангом Капитоном, Симоном Гринеем и Освальдом Миконием. Кроме того, в 1536 Кальвин осуществил первое издание своего важнейшего теологического труда – Наставление в христианской вере (Institutio religionis christianae ). Эта книга в некоторых моментах явно перекликалась с катехизисами Лютера; она была задумана с целью дать краткое изложение протестантского вероучения и защитить французских протестантов от обвинений в том, что они, подобно анабаптистам в Германии, восстают против государственной власти. В целях самозащиты Кальвин предпослал своей книге пространное и изысканное посвящение французскому королю Франциску I.

Весной 1536 Кальвин жил какое-то время в Италии при дворе герцогини Ренаты Феррарской, а осенью того же года в последний раз посетил Нуайон. Оттуда он намеревался направиться в Страсбург, однако очередная вспышка войны между Карлом V и Франциском I Французским сделала недоступной дорогу через Лотарингию, и ему пришлось ехать через Женеву. В Женеве он предполагал лишь переночевать, однако о его прибытии стало известно Г.Фарелю, только что приступившему к церковной реформе в Женеве. Фарель просил и даже умолял Кальвина, уже снискавшего себе известность в ученых кругах благодаря своей книге, остаться в Женеве и прочитать курс богословских лекций. Он полагал, что будет весьма полезно, если автор Institutio выступит с лекциями по Св. Писанию и продемонстрирует гражданам Женевы, где Реформация еще только-только набирала силу, что она означает не только политическую независимость от Савойи и от епископа, но жизнь в соответствии с евангельскими заповедями и обетованиями. Если Кальвин поначалу отказывался взять на себя эту задачу, то лишь потому, что у него имелись иные планы и что он, по своему душевному складу, склонен был избегать публичности. Однако проникшись убеждением, что Богу действительно угодно, чтобы он способствовал торжеству Реформации в Женеве, он со всем рвением и усердием взялся за роль профессора и проповедника Св. Писания.

На первых порах Кальвин намеревался осуществить коренные преобразования, полностью изменив физический и духовный облик города. К сожалению, уже через три года этот план провалился – отчасти из-за гордыни и упрямства женевцев, отчасти из-за нетерпеливости самого реформатора. Кальвин был изгнан из города. Он вновь поселился в Страсбурге и жил там с 1538 по 1541, однако не как проповедник и вероучитель, а как ученый. Здесь, помимо чтения лекций в собранной им вокруг себя небольшой общине беженцев из Франции, он получил возможность познакомиться с тем типом церковной организации, о котором он сам мечтал; это была подлинно евангельская церковь, с богослужебным чином, церковной дисциплиной, совместным пением псалмов. Кроме того, он участвовал в религиозных диспутах, состоявшихся в Хагенау, Вормсе и Регенсбурге по инициативе Карла V, и опубликовал второе, существенно расширенное издание Institutio . Важной стороной его деятельности было переубеждение анабаптистов и возвращение в церковь многих из них. В 1540 в Страсбурге Кальвин женился на Идлетте де Бюр, вдове раскаявшегося анабаптиста.

Однако все это время он не забывал о женевцах, а женевцы не забывали о нем. В начале 1539, вскоре после изгнания, он, по просьбе Бернеза, написал блестящий ответ кардиналу Садоле, который разослал пастырское послание с целью возвратить женевцев в лоно католической церкви. После 1540 внутренние осложнения вынудили женевцев настойчиво просить Кальвина вернуться в Женеву. Осенью 1541 Кальвин уступил этим просьбам – при условии, что ему будет предоставлена возможность осуществить нововведения, которых он добивался раньше, т.е. произвести церковную реформу на основе новой системы церковных должностей («церковные ордонансы», ordonnances ecclésiastiques, 1541) и единого чина богослужения («чин церковных молитв и песнопений», forme des prières et de chants ecclésiastiques, 1542), а также принятия нового катехизиса. С этого начался второй период деятельности Кальвина в Женеве. Сам он уже не был порывистым и страстным энтузиастом, как прежде, это был зрелый и осмотрительный строитель церковной жизни, и дело его в скором времени приобрело мировое значение.

Его заслуга состоит прежде всего в строительстве подлинно евангельской церкви. Взяв за образец Новый Завет и древнюю церковь, Кальвин создал в Женеве такую церковную организацию, которая впоследствии стала нормативной для реформатских церквей во всем мире. Он учредил четыре обязательных церковных служения: пасторов, докторов (учителей богословия), пресвитеров (старейшин) и диаконов (помощников). Пасторы вместе с учителями образуют vénérable companie des pasteurs («досточтимое собрание пастырей») для руководства катехизацией и обучением, а пасторы вместе со старейшинами – «консисторию» для надзора за нравами и поведением членов церкви. Старейшины (пресвитеры) вместе с диаконами занимаются материальными нуждами паствы, попечением о бедных, а также берут на себя часть пастырской работы. Когда эта организация получила фиксированный чин служб и литургии, включая пение псалмов и исповедь, появилась возможность создать общину верующих, которые не просто собирались бы на воскресное богослужение, чтобы возблагодарить Бога и получить назидание, но старались всю свою жизнь превратить в служение Богу. При том, что церковь остается центром, оказывающим влияние на всю жизнь верующих, это служение Богу может осуществляться в повседневных делах, в преподавании в школе, в заботе о нищих, так что и экономическая, и политическая жизнь, и вообще – вся частная и вся общественная жизнь посвящается служению Богу. Кальвин устроил свою церковь как общину верующих, руководствующихся сознанием, что каждый ее член, в соответствии со своими способностями и занимаемым положением, должен стремиться превратить мир в «зрелище славы Божией» (theatrum gloriae Dei). Кроме того, реформатор попытался, введением строгой внутренней дисциплины, сделать церковь независимой от светских властей и дать ей возможность жить по своим законам отдельно от государства и даже вопреки воле гражданских властей. Неукоснительно придерживаясь этого курса и назначая самые суровые наказания за отступления от чистоты вероучения и за пренебрежение заповедями церкви, Кальвин постоянно вступал в конфликты со своими оппонентами, пока, в 1555, его последователи не получили большинства в магистрате. Широко известны его акции, направленные против С.Кастеллиона, А.Перрена, Бертелье, Больсека и М.Сервета. Однако неверно было бы обвинять в этих преследованиях одного Кальвина или видеть в нем на этом основании нетерпимого и нестерпимого деспота, «гордую, надменную, тираническую натуру, – как о нем говорили, – преисполненную жестокости и ненависти по отношению к своим врагам». Кальвин никогда не руководствовался в своих действиях личными мотивами, но всегда исходил из политической необходимости и из представлений своей эпохи. Ясное сознание цели, к которой следовало стремиться, его собственное глубочайшее чувство ответственности, особенности политической и религиозной ситуации в Женеве и те конкретные задачи, которые стояли перед Кальвином, побудили его добиться в 1544 смещения Кастеллиона с должности ректора Женевской коллегии из-за расхождений в религиозных мнениях, изгнания в 1552 Больсека, выступившего с критикой учения Кальвина о предопределении к спасению, и казни в 1553 испанского врача Мигеля Сервета как лжеучителя и еретика, отрицающего учение о Троице. По убеждению Кальвина, Женева, укрепившись изнутри, должна была сделаться бастионом Реформации, однако власть над Женевской республикой никогда не была самоцелью для реформатора. Его подлинной целью было вернуть Францию к евангельской вере, – и не только Францию, но и многие другие страны, церковные и духовные лидеры которых поддерживали контакты с Кальвином, – Шотландию, Англию, Нидерланды, Польшу и Трансильванию (если ограничиться упоминанием наиболее важных). Только включив каждого отдельного христианина в церковную общину и добившись строгого соблюдения вероучительной и церковной дисциплины, Кальвин смог довести до конца дело Реформации в качестве преемника Лютера в Западной и Центральной Европе. Только с помощью энергичных и жестких мер (которые, в случае необходимости, могли быть и достаточно гибкими) и только посредством унификации церковной организации и богослужения Кальвину удалось сделать Женеву центром протестантской духовности и образцом высоконравственного уклада жизни. О выдающихся способностях Кальвина, о его великодушии и подлинной широте (а отнюдь не узости) взглядов лучше всего позволяют судить его усилия к объединению церкви. Всегда и везде, где только было возможно, Кальвин стремился объединить протестантов. К сожалению, эти усилия увенчались лишь единственным успехом – принятием «Цюрихского соглашения» (Consensus Tigurinus, 1549), закрепившего компромисс между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии в трактовке учения о евхаристии .

Вплоть до сегодняшнего дня сохраняет значение обширное литературное наследие Кальвина. Он не только проповедовал и обучал детей, взрослых и студентов, но и очень много писал – «экспозиции» (толкования) и гомилии почти на все книги Ветхого и Нового Завета, теологические трактаты (большей частью – памфлеты в защиту женевской Реформации и Реформации в целом), поучительные и назидательные письма. Его главные идеи были изложены в уже упомянутом трактате Institutio religionis christianae. Этот труд Кальвин переписывал и дополнял несколько раз, пока он не разросся до четырех толстых томов. Institutio Кальвина – самое важное вероучительное сочинение за всю историю Реформации и самая обширная и исчерпывающая богословская система за всю эпоху от Фомы Аквинского до Ф.Шлейермахера. Она остается самым ярким образцом протестантской мысли. Задуманная просто как введение в Св. Писание и изложение его содержания, эта книга, сохраняя верность своему предмету – Библии, не оставляет в стороне также и чисто церковное предание. В ней рассматриваются и живо обсуждаются идеи античной философии, отцов Церкви (особенно Иоанна Златоуста и Августина), схоластов (Петра Ломбардского, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Дунса Скота и Бернара Клервоского), представителей современной Кальвину Римско-католической церкви, Эразма Роттердамского, Лютера, Буцера, Меланхтона, анабаптистов, спиритуалов и антитринитариев. Таким образом, Кальвин собрал и систематизировал все главные богословские идеи своего времени, однако нельзя сказать, что он сам придерживался каких-то определенных теологических принципов. Его теологическую систему невозможно свести ни к одной из включенных в нее идей – например, к идее предопределения. Он просто берет библейские истины и сочетает их, руководствуясь высшим принципом – представлением о ключевой роли Христа.

Учение Кальвииа.

Исходным пунктом учения Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе, открывающей Institutio : «Вся наша мудрость, поскольку она вообще заслуживает имени мудрости и является надежной и достоверной, складывается из двух основных вещей: познания Бога и познания самих себя». Познание себя и познание Бога взаимообусловлены, однако первенство следует отдать познанию Бога. По мнению Кальвина, это познание – semen religionis («семя религии») – посеяно в каждом человеке, даже – язычнике. Однако этого недостаточно – не потому, что Бог далек от человека, а потому, что человек далек от Бога. Поэтому естественная теология (познание Бога на основе познания природы и истории) не обеспечивает истинного познания Бога; такое знание мы получаем лишь там, где сам Бог отверзает уста (иными словами, из божественного Откровения, запечатленного в Ветхом и Новом Завете). Библия не нуждается в обосновании ни с помощью какой-либо промежуточной инстанции (например, церкви или разума), ни с помощью представления о вербальной инспирации (как бы «божественной диктовке»), однако она нуждается в свидетельстве Св. Духа, поскольку лишь Бог может адекватно свидетельствовать о себе. Только Бог может привести нас к подлинному, недвусмысленному уразумению Откровения.

Нелегко проследить все теоретические следствия этого учения. Именно с ним связана та независимость, та внутренняя сила, столь характерные для протестантизма. Признавая авторитет одного только Бога, человек освобождается от власти и авторитета других людей, и его жизнь отныне укоренена единственно в вечности. В то же время, это учение служит обоснованием свободы совести и вероисповедания.

В своем учении о Боге (учение о Троице; различение знания о Боге как о Творце и знания о Боге как об Искупителе) и в учении об ангелах, дьяволе и человеке Кальвин придерживается традиционной и общей для протестантских богословов позиции, однако его отличает особое внимание к вопросу о предопределении и, в еще большей степени, – его учение о «законе». Говоря о Св. Писании, он подчеркивал единство Ветхого и Нового Заветов и то, что Ветхий Завет (и как обетование, и как закон) указывает на Христа, в этом и выразилась одна из наиболее своеобразных черт его теологии, основанной на представлении о неразрывной связи божественной благодати и божественного закона. Декалог, смысл заповедей которого разъясняется у пророков и в заповедях Христа, для Кальвина был не просто «учителем», данным падшему человеку, но одним из моментов непреходящего союза с Богом. В десяти заповедях выражена вечная воля Бога. Это его благодетельный дар – «закон, определяющий мысли и поступки, который принимается добровольно и с благодарной покорностью, – своего рода компас для совершающих земной путь людей, необходимый грешникам, получившим благодать» (К.Барт). Это учение навлекло на Кальвина обвинения в законничестве – столь же беспочвенные, как и многие другие.

В своей христологии Кальвин развивает учение древней церкви – халкидонское учение о двух природах во Христе, учение о communicatio idiomatum («общении свойств», т.е. взаимоотношении божественной и человеческой природ в богочеловеке) в раннем христианстве и в зрелой схоластике. Согласно этому учению, Сын Божий таинственным образом был всецело человеком Иисусом Христом, но в то же время пребывал как Сын Божий «вовне» (extra), одесную Отца (это представление называют Extra Calvinisticum). Кроме того, Кальвин придавал особое значение роли Христа как посредника между Богом и человеком: по-новому осмыслив уже существующую традицию, он сформулировал учение о трояком служении Христа (пророческом, царском и священническом). В своей трактовке сотериологической роли Христа он, в целом, придерживается «Апостольского символа веры» , но, в отличие, скажем, от Лютера, истолковывает слова о «сошествии во ад» («descensus ad inferos») как указание на глубочайшую душевную скорбь Христа.

Центральное место в сотериологическом учении Кальвина (учении о спасении) отводится, естественно, Св. Духу. Личность и служение Посредника, Иисуса Христа, обеспечивает спасение человека только благодаря действию Духа Святого. Св. Дух созидает веру, дарует знание Бога, побуждает ответить «да» Богу, располагает к доверию и покорству и, кроме того, обеспечивает «единение» (unio) со Христом. Только Св. Дух побуждает к покаянию, творит освящение и делает возможной подлинно христианскую жизнь, определяющие черты которой – самоотречение, молитва и созерцание вечной жизни. Не вдаваясь в подробности, следует, в этой связи, указать, что идея «славы Божьей» играла у Кальвина главенствующую роль. О реальности возрождения человека и его христианской жизни свидетельствует прежде всего то, что воля Бога все более укореняется в нем и постепенно замещает собою в той или иной мере необходимые человеку самообладание и воздержность, так что человек все меньше и меньше принадлежит себе и все больше и больше – Богу. Никто другой из теоретиков протестантизма не подчеркивал с такой горячностью, как Кальвин, что главная цель христианской жизни – не теоретическое познание Бога, но безоговорочное подчинение воле Бога, нравственные поступки, дисциплина и добросовестное выполнение своих обязанностей. Особенно существенно то, что Кальвин переориентировал этику с индивида на общество. Не столько через личную святость и аскетизм, сколько через труд и умеренное пользованием благами мира сего, служение ближнему и неустанное служение общине христианин обретает способность «шествовать вперед по пути своего призвания» и изменить облик мира сего.

Для сотериологического учения Кальвина чрезвычайно важен еще один момент: вера, деятельное стремление к святости и надежда всецело обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым, однако милосердным божественным избранием, которое настигает нас лишь в том случае, если мы веруем во Христа. Начиная с первого издания Institutio Кальвин отчетливо сознавал, что главное в христианском вероучении – это избранничество во Христе, о котором говорится, к примеру, в Послании к Ефесянам 1:4: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним...» К сожалению, Кальвин иногда замутнял библейское учение метафизическими спекуляциями на тему двоякого предопределения (суть его в том, что одни люди предопределены к вечному блаженству, другие – к вечному проклятию). В этом он отступал от своих собственных богословских принципов. Тем не менее, общий смысл его учения о предопределении совершенно ясен. То, что человек, существо греховное и непослушное, не проклят и не отвергнут Величием Бога, но может уповать на вечное спасение, никак не объяснить какими-либо достоинствами или заслугами человека; он объясняется только благодатью и чудом милосердной любви Бога, которая открывает себя в Иисусе Христе. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» (Женевский катехизис ). Христианская жизнь, направляемая благодаря этому избранию к покаянию, вере, освящению и надежде, имеет своим основанием отнюдь не определенное расположение человеческой воли, но только чистую избирающую божественную любовь. А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Хотя в своем учении о предопределении Кальвин часто заходил слишком далеко, однако, будучи правильно истолкованным, это учение имело большое положительное значение. Именно ему кальвинистская Реформация была обязана своей сокрушительной мощью, своим уникальным бунтарским духом и своей неустрашимостью. Если французские гугеноты, армия О.Кромвеля и сторонники реформатского вероисповедания в католических областях Европы обладали, помимо готовности пострадать за веру, мужеством видеть ничтожество всех человеческих подвигов и достоинств перед лицом Всевышнего, бороться за свое дело с ощущением свободы, которое обусловлено сознанием независимости от мира сего, сражаться и умирать за свою веру, то причину их решительности и мужества следует видеть только в основанном на их вере представлении о том, что они были избраны Богом и что их охраняет Бог, превосходящий могуществом смерть и дьявола.

Кроме того, в Institutio Кальвин много внимания уделяет учению о церкви. Сама по себе церковь не есть объект веры, но она – матерь всех верующих и она позволяет им собраться в единую христианскую общину. Как уже было отмечено, церковь для Кальвина олицетворяется прежде всего ее служителями, которым дарована «власть ключей», осуществляемая через проповедь и через надзор за церковной дисциплиной. Только через слово Божье и через правильно осуществляемые таинства крещения и евхаристии (в учении о таинствах Кальвин занимает умеренную позицию, не абсолютизируя их значения, но и не впадая в спиритуалистическое преуменьшение этого значения) церковь делается подлинным собранием верующих. Кальвину представлялось, что Римско-католическая церковь не удовлетворяет этим требованиям, и потому он воспринимал ее как неистинную церковь.

С точки зрения Кальвина, государственная власть (administratio politica) также есть одно из орудий благодати. Возникновение государства есть не просто следствие первородного греха, но результат исполнения благодетельной Божьей воли. Его функции состоят в защите законности и порядка, понимаемых как соблюдение десяти заповедей. Кальвин настаивает на том, что христианин должен принимать участие в государственной жизни. Он должен оказывать послушание властям, а иногда даже терпеть несправедливость со стороны несправедливых властей. Однако примечательно, что и тем, кто занимает низшие ступени в государственной иерархии, Кальвин оставляет право сопротивляться. Отсюда в позднейшем кальвинизме был выведен общей закон о праве человека постоять за себя.

Влияние Кальвина.

Большая часть идей, высказанных Кальвином в Institutio и других его сочинениях, по-прежнему сохраняет свое значение для теологии и церкви (например, его учение о «свидетельстве Духа Святого», testimonium Spiritus Sancti, о тройственном служении Христа, о предопределении, о славе Божьей и об устроении церкви). Однако мысль Кальвина оказала не меньшее влияние на всю западную цивилизацию. Оно сказалось на формировании либерально-демократической концепции прав человека, права на самозащиту и в целом – на экономическом развитии Запада и его общественном сознании, не говоря уже о влиянии Кальвина на отдельных мыслителей и политических деятелей – от О.Кромвеля до В.Вильсона, от И.Канта до И.Г.Песталоцци, А.Вине, К.Барта и Э.Бруннера.

Жан Кальвин скончался 27 мая 1564, до времени состарившись под бременем недугов и непрестанных трудов, предпринятых им во имя Бога, в духе его собственного девиза: «Сердце христианина должно быть выше стремления к собственному спасению».

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin, ср.-франц. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон - 27 мая 1564, Женева) - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рождение и детство

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был отправлен отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.

Образование

В Париже изучал диалектику. Владел (?) церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. У Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки. После смерти отца, он бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.

Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует на собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

Протестант

Во второй половине 1532 года становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов. Кальвин читает проповеди в лавке.

В октябре 1533 года Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа - ректора университета. После произнесения речи ректор был вынужден сбежать в Базель. Против Кальвина, как автора речи, также начато преследование, и он в крестьянской одежде покинул Париж. Под чужим именем скрывался на юге Франции. В мае 1534 года отказался от своих приходов. Некоторое время жил при дворе Маргариты Наваррской. Написал свой первый теологический труд «Сон душ». Кальвин планировал вернуться в Париж, но после скандала с распространением протестантской пропаганды в королевском дворце 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов. Кальвин окончательно покидает Францию.

В Базеле

Кальвин поселяется в Базеле, где жили многие французские эмигранты. Живёт под чужим именем. Принимает участие в переводе Библии на французский язык, заканчивает свой труд «Наставление в христианской вере».

«Наставление в христианской вере» впервые было издано в 1536 году в Базеле. Основные идеи, изложенные в сочинении: каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру.

Весной 1536 года Кальвин посещает город Феррара, живёт при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII. Кальвину удалось склонить герцогиню к Реформации; их переписка продолжалась до его смерти. Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. Из-за войны поехал в Базель через Женеву.

В Женеве

В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках епископа. Епископ избирался соборным капитулом. Епископу подчинялся Совет, также избираемый из членов соборного капитула. Совету подчинялся суд. Исполнительная власть принадлежала Савойскому графу (позднее герцогу). Городская община пользовалась широкими правами самоуправления.

Город был крупным торговым центром, привлекавшим большое количество иностранцев. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета. С 1535 года протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а Собор Святого Петра из католического стал реформатским.

В июле 1536 года Кальвин остановился на одну ночь в гостинице Женевы. Старые парижские друзья Кальвина сообщили Г. Фарелю, что в городе появился автор «Наставления в христианской вере». Фарель просит Кальвина остаться в городе и принять участие в организации новой церкви. Кальвин уезжает в Базель, но в конце августа возвращается в Женеву.

Кальвин пишет «Катехизис» - краткое изложение своих взглядов на реформацию. В 1537 году Катехизис единогласно был принят городским советом, и граждане Женевы начали приносить присягу новой формуле веры. В городе устанавливаются строгие порядки, у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция.

3 февраля 1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации. 23 апреля Генеральное собрание требует изгнания из Женевы Кальвина и Фареля в 3-х дневный срок. Кальвин и Фарель уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить совет Женевы вернуть проповедников. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина - в Страсбург.

В Страсбурге

В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви Святого Николая. На лекции Кальвина приезжало много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных. В сентябре 1540 года Кальвин женился на вдове Иделетте Штордер.

В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние в Женеве, а политические противники Кальвина были казнены или погибли.

21 сентября 1540 года совет Женевы принимает решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября возвращается в город.

Идеи Кальвина

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Реформы Кальвина

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета.

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина - либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли - «Женевский папа». Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчеркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались всеобщей обструкции.

Наставление в христианской вере, Женева, 1559

Женева превратилась в центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию - высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Сочинения

Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum - главного труда - «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • Освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • Национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • Английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом - регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Литература

  • Кальвин, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Полный текст
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. - СПб., 1893.
  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991. - С. 61-272.
  • Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. - Cambridge, 1984.
  • Павленков Ф. Овчинников В. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. - М.: Олма. - ISBN 5224031214
  • Д. Б. Порозовская. Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. - СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.

Йозеф Гайдн был рожден весной 1732 года в деревне в Австрии. Его отец был мастером, чинившим колеса у карет. Родители мальчика любили петь и музицировать. Они заметили в своем сыне склонность к музыке и отправили его учиться. Мальчик пел в капелле на праздниках и похоронах. Он научился играть на разных инструментах.

Молодой человек занимался с известным музыкантом, так как в его образовании было много пробелов. Он изучал разные книги о музыкальной теории. В этот период Йозеф сочинял сонаты.

В 50-е годы молодой человек работал при дворе. Он писал произведения для оркестра.

Композитор женился в 1760 году. Несмотря на то, что музыкант хотел детей, пара ими так и не обзавелась. Супруги не сошлись характерами. Жене не нравилась профессия музыканта. Она была равнодушна к его произведениям. Но разводы тогда были запрещены, поэтому паре пришлось жить вместе.

Потом Йозеф работал при дворе князя, его семья была самой влиятельной в Венгрии и Австрии. Он писал музыку, руководил оркестром. Вскоре композитору было дано разрешение писать свои произведения не только для королевской семьи, но и продавать их, и печатать. Благодаря этому изменению в жизни композитора, музыкант довольно быстро завоевал международную популярность.

В Вене музыкант был представлен Моцарту, они сдружились. В Европе в это время появились новые музыкальные жанры. Искусство активно развивалось.

Когда князь умер, его сын распустил оркестр, так как не любил музыку. Композитор поехал в Англию, там он писал симфонии. В столице Англии музыкант давал концерты. Он был очень популярен и разбогател. Около года спустя композитор познакомился с Бетховеном и стал его преподавателем.

Йозеф вернулся на Родину, поселился в большом доме, работал капельмейстером, продолжал писать музыку. Композитор скончался весной 1809 года.

Для детей

Биография Йозефа Гайдна о главном

Великий венский классик родился в 1732 году в деревне, которая находилась на границе Австрии и Венгрии. Отец Иоганна Гайдна был колёсным мастером. Человеком он был грамотным, и разбирался в музыке. Вся большая семья, а было у ремесленника двенадцать детей, увлекалась любительским пением. Уже в раннем возрасте у мальчика обнаружили прекрасный голос, и стремление учиться музыки. Это привлекло внимание дальнего родственника, который был учителем музыки в соседнем городе. В возрасте шести лет родители отпустили мальчика учиться в город, где жил кузен отца, учитель и дирижёр местного хора. Два года Иоганн учился читать, писать, играть на различных инструментах, пел в хоре.

В 1740 году Иоганн был зачислен в Собор Святого Стефана в Вене хористом и получил место солиста. Жизнь хористов была спартанской: плохо питались и много работали. Но, несмотря на тяжёлые условия, преподавание было профессиональным.

В 1749 году капельмейстер выгнал его из хора из-за сломавшегося голоса. Пять лет Иоганн ведёт нищенское существование, стараясь заработать себе на жизнь. Одолжив денег, Гайдн снял маленькую комнатушку, приобрёл старенький клавесин и начал работать. Круглые сутки он преподавал и учился. Всё, что ни делал молодой музыкант, было связано с музыкой. В эти годы он создал свои первые произведения, сочинял и на заказ.

В 1759 году Гайдна приглашают на должность капельмейстера к графу Морцина. Для венского аристократа он сочиняет лёгкую музыку, которая ему нравилась, полную радости и любви. Сочиняет первые симфонии.

В 1760 году композитор влюбляется в одну из своих учениц, но девушка решила уйти в монастырь. Поторопившись, в 28 лет Иоганн женится на её старшей сестре. О чём потом жалел всю жизнь. Брак был весьма неудачный. Мало того, что Мария-Анна была бесплодна, так ещё и терпеть не могла музыкальное творчество мужа и старалась при каждом удобном случае досадить ему.

Период с 1761 по 1790 Гайдн работает капельмейстером в семье богатейших аристократов венгерского рода. Музыкант руководил оркестром, сочинял музыку, проводил каждую неделю концерты. В течение 29 лет он пережил три поколения Эстерхази. Работой у аристократов Иоганн был доволен, приличное жалованье, на которое он позже купил дом, и относительная творческая свобода. Сочиняет многочисленные симфонии, оперы, оратории и многое другое. Становится известным во всей Европе.

В одной из рабочих поездок в Вену, Гайдн встретился с Моцартом. На протяжении всей жизни композиторов связывала крепкая дружба. Моцарт был большим поклонником таланта Гайдна, и посвятил ему целых шесть струнных квартетов.
В 1790 году оркестр Эстерхази был расформирован.

С 1791 года работал в Лондоне, где в Оксфорде его наградили званием «Доктор музыки». Жизнерадостный характер Гайдна и его остроумие нашли отражение во всех его сочинениях.

Возвратившись в Вену, композитор стал ведущим музыкантом эпохи. Одним из его учеников был Бетховен, но из-за его нелёгкого характера совместная работа была недолгой. До конца жизни композитор оставался мастером музыкальных шуток. Даже в Симфониях №83 «Курица» и №82 «Медведь» ему удавалось шутить. Обладая умением подражать с помощью звуков животным и природным явлениям, создаёт оратории «Создание мира» и «Времена года».

В 1809 году Иоганн Гайдн умер в своём доме, после насыщенной и плодотворной жизни.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АВСТРИЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ РЕ МИНОР»

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В МНОГОЧИСЛЕННЫХ СЦЕНАХ СВАДЕБ НА ЭКРАНЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ В ФИЛЬМЕ «СВАДЕБНЫЕ ПРИЛИПАЛЫ».

МУДРЫЕ СЛОВА: «Я БЫЛ ОТРЕЗАН ОТ МИРА. ВОКРУГ НЕ БЫЛО НИКОГО, КТО БЫ СМУЩАЛ МЕНЯ ИЛИ ИЗВОДИЛ. Я БЫЛ ОБРЕЧЕН НА ОРИГИНАЛЬНОСТЬ».

На протяжении тридцати лет Йозеф Гайдн был слугой. Следует признать, высокопоставленным слугой, и все же, как обыкновенный повар, он ежедневно выслушивал распоряжения своих хозяев.

Слуга, по определению, обязан постоянно кланяться, шаркать ножкой и всячески лебезить, однако преимущества его положения также очевидны. Многие годы у Гайдна была публика, всегда готовая слушать его сочинения, качественный оркестр под рукой и досуг, чтобы заниматься тем, что его более всего интересовало в музыке.

Разумеется, Гайдн был счастлив, когда в конце концов оказался предоставленным самому себе, но пользы, которую принесли ему годы, проведенные в услужении, он никогда не отрицал. Этот опыт помог ему превратиться в одного из самых оригинальных - и влиятельных - композиторов своего времени.

СИЛЕН ТАЛАНТОМ, БОГАТ НИЩЕТОЙ

Гайдн родился в семье колесных дел мастера в австрийской деревне Рорау неподалеку от венгерской границы. Его отец Матиас самостоятельно выучился играть на арфе и долгими зимними вечерами развлекался тем, что наигрывал народные мелодии. Второй сын Матиаса, Йозеф, с ранних лет подпевал отцу красивым высоким голосом. Родители отметили, что мальчик на удивление точно попадает в ноты. Рорау мало что могла предложить музыкально одаренному ребенку, и когда Гайдну было всего шесть лет, его отправили в город Хайнбург к пожилому родственнику, школьному учителю.

В Хайнбурге Гайдн провел два года, постигая различные премудрости, но по-настоящему заманчивые горизонты открылись перед ним, когда в городе побывал проездом директор капеллы венского собора Св. Стефана. Услышав, как поет юный Гайдн, венский музыкант определил его в соборный хор мальчиков.

Увы, мальчишечьим сопрано уготована короткая жизнь. Подростком Гайдн, беспокоясь за свое будущее, всерьез подумывал сохранить голос, пополнив ряды кастратов, но отец каким-то образом узнал о его планах и срочно выехал в Вену, чтобы помешать сыну их осуществить. Когда у Гайдна сломался голос, директор хора немедленно его уволил. Шестнадцатилетний юноша оказался на улице с тремя рубашками, потрепанным пальто и обширными музыкальными познаниями.

КУЛИНАРНЫЙ СЕКРЕТ ФРАУ ГАЙДН

По счастливой случайности Гайдн встретил отзывчивого знакомого, который не позволил ему спать на улице. Спустя некоторое время Гайдн «разбогател» настолько, что смог снять себе жилье в Вене - убогую комнатенку на шестом этаже без печки и даже без окна; но он сумел наскрести на пианино, а больше ему ничего и не надо было.

Играя в венских оркестрах, изредка исполнявших его собственные сочинения, Гайдн постепенно привлек внимание знатных меломанов, и в 1759 году он получил место капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Таким образом у молодого человека появилось достаточно средств, чтобы жениться. Он влюбился в Терезу Келлер, дочь постижёра, но родители постановили отдать Терезу в монахини. Однако Келлеры, наметанным глазом увидев в Гайдне добротного жениха, уговорили его жениться на сестре Терезы - Марии-Анне.

Если этот союз и внушал кому-либо трепетные надежды, очень скоро они были развеяны в прах. Мария-Анна, будучи старше мужа, обладала сварливым характером, но ее самый непростительный изъян - с точки зрения мужа - состоял в том, что она совершенно не интересовалась музыкой. «Ей все равно, за кем быть замужем - за сапожником или художником», - жаловался Гайдн. Детей у них не было, и спустя несколько лет семейная жизнь свелась к сценам ревности и взаимным оскорблениям. По слухам, фрау Гайдн использовала партитуры мужа в качестве бумаги для выпечки.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Несмотря на семейные трудности, дела у Гайдна шли отлично. В 1761 году его взяли помощником капельмейстера к князю Палу Анталу Эстерхази, богатому и влиятельному венгерскому дворянину, имперскому фельдмаршалу и, кстати, покровителю музыкантов. Гайдну предписывалось дирижировать вышколенными оркестром и хором Эстерхази и сочинять музыку как для ежедневного пользования, так и для особых случаев, а взамен композитору полагалось завидное жалованье, уютное жилье и щедрая дотация на приобретение одежды. Семейство Эстерхази было настолько довольно Гайдном, что с ним не захотели расставаться, когда князь Пал Эстерхази умер и титул перешел к его младшему брату Миклашу, который позднее назначил Гайдна главным капельмейстером.

Высокая должность не отменяла того факта, что Гайдн оставался на положении слуги - в его контракте содержалось недвусмысленное требование ежедневно являться к князю за распоряжениями. Гайдн потратил немало сил и времени, угождая самолюбивому князю и придворным; его письма пестрят льстивыми фразами («лобзаю край вашей мантии»!), без которых обращение слуги к знатному вельможе было немыслимо. Одной из самых сложных обязанностей Гайдна было посредничество между оркестрантами и двором; за доброту и щедрость по отношению к музыкантам его прозвали Папа Гайдн.

ДЕКОЛЬТЕ КОКЕТЛИВОЙ ГРАФИНИ ТАК ПОРАЗИЛО МОЛОДОГО И НЕЖЕНАТОГО ГАЙДНА, СИДЕВШЕГО ЗА КЛАВЕСИНОМ, ЧТО БЕДНЯГУ БРОСИЛО В ЖАР.

Каждую весну княжеский двор выезжал в загородное поместье Эстерхази, где оставался до поздней осени. Зимы в Вене были прискорбно короткими, и в итоге Гайдн провел тридцать лет в стороне от музыкальной жизни. В изоляции ему пришлось экспериментировать на свой страх и риск. Не обладая ни блестящей интуицией Моцарта, ни самозабвенным интересом Баха к теории музыки, Гайдн продвигался вперед не впечатляющими рывками, но медленно, шаг за шагом. Со временем он стал замечательным композитором и музыкальным реформатором. Он преобразил симфоническую форму, сделав ее такой, какой мы ее знаем сегодня. По сути, он создал струнный квартет, раз и навсегда определив его структуру, в рамках которой композиторы с тех пор и творят. Хотя многие сочинения Гайдна появлялись лишь с единственной целью потрафить вкусам патронов (он написал бессчетное количество трио с участием любимого струнного инструмента князя Миклаша - баритона, ныне вышедшего из употребления, - и немало комических опер для придворного театра в поместье Эстергази), однако Йозеф Гайдн создавал и другие произведения, те, что завоевали признание слушателей стройностью, изяществом и жизнеутверждающей интонацией.

НАКОНЕЦ-ТО СВОБОДЕН

Почти тридцатилетнее вынужденное затворничество закончилось в 1790 году со смертью князя Миклаша. Наследовал Миклашу его сын Антон, к музыке не расположенный. В результате Гайдн обрел свободу в профессиональной жизни. (В личной жизни он тоже чувствовал себя свободным от обязательств; с некоторых пор они с Марией-Анной жили раздельно, и Гайдн заводил романы на стороне, неизменно благопристойные.) Он проехал по Англии и Италии с триумфальными гастролями, дирижируя своими собственными сочинениями, и неоднократно выступал в Вене.

Князь Антон умер в 1795 году, его сменил Миклаш II, решивший возродить музыкальную славу дома Эстерхази. Поскольку этот Миклаш Эстерхази, в отличие от своих предшественников, не собирался жить в деревенской глуши, Гайдн вернулся на службу - скорее, из любезности, чем по причине искреннего рвения. В эти годы Гайдн работал над ораториями «Сотворение мира» и «Времена года», которые ныне считаются его лучшими работами: изобретательность композитора и красота произведений действительно бесспорны. С наступлением нового, девятнадцатого века Гайдна оставили и силы, и здоровье. Его последние годы были омрачены жестокостями войны между Австрией и наполеоновской Францией. 12 мая 1809 года французы начали мощную бомбардировку Вены, пушечные ядра падали в нескольких метрах от дома Гайдна. Столица Австрии скоро капитулировала, однако французы поставили у порога Гайдна почетный караул. Он умер 31 мая, сразу после полуночи.

СТРАННЫЕ ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ГОЛОВЫ ГАЙДНА

Поскольку вокруг бушевала война, Гайдна хоронили второпях. Однако в 1814 году князь Миклаш II испросил разрешения перевезти прах композитора в поместье Эс- терхази в Айзенштадте. Тело эксгумировали, но когда официальные представители открыли гроб, они к своему ужасу обнаружили, что у тела отсутствует голова.

К охоте за головой Гайдна приступили немедленно. И выяснилось, что два страстных энтузиаста френологии - науки, ныне почившей, но весьма популярной в девятнадцатом веке (френология претендовала на определение свойств личности по шишкам на черепе), - подкупили могильщика, с тем чтобы заполучить голову композитора. Эти двое горе-френологов, Розенбаум и Петерс, хранили череп Гайдна в сделанном на заказ черном ящике.

Когда тело без головы привезли в Айзенштадт, князь Эстерхази почувствовал себя глубоко оскорбленным. Он приказал полицейским обыскать дом Петерса, но позднее узнал, что жена Розенбаума спрятала череп в соломенном матрасе и во время обыска возлежала на кровати, притворяясь, будто спит. В итоге князь заплатил Розенбаумам, и в обмен на внушительный чек они отдали ему череп - по их уверениям, подлинный.

В конце концов череп Гайдна оказался в одном из венских музеев, где и пролежал до 1954 года, когда князь Пал Эстерхази воссоединил тело композитора с головой в захоронении, которое находится в австрийском городе Айзенштадте (земля Бургенланд). Так, спустя 131 год, Гайдн опять обрел целостность.

МАЛЕНЬКИЙ БАРАБАНЩИК

Иоганн Матиас Франк, родственник и опекун малолетнего Гайдна в Хайнбурге, руководил местным оркестром, игравшим на городских праздниках и похоронах. Внезапная кончина ударника поставила Франка в весьма затруднительное положение, и ему ничего не оставалось, как наскоро научить семилетнего Гайдна, обнаружившего раннюю музыкальную одаренность, играть на барабане. Но беда была в том, что барабан оказался слишком тяжел для маленького мальчика. Сметливый Франк нашел горбуна, согласившегося привязать барабан себе на спину, и юный Гайдн весело и налегке маршировал по улицам Хайнбурга, отбивая ритм на горбуне, шествовавшем перед ним.

ДРУЗЬЯ НАВЕКИ

Гайдн познакомился с Моцартом в Вене в 1781 году, и они сразу подружились, несмотря на разницу в возрасте, составлявшую 24 года. Каждый признавал за другим подлинный музыкальный талант. Моцарт утверждал, что искусству струнных квартетов он выучился у Гайдна, а Гайдн однажды объявил отцу Моцарта: «Скажу вам по чести и призываю Господа в свидетели, ваш сын - величайший из всех известных мне композиторов».

Моцарт умер, когда Гайдн находился в длительной отлучке в Лондоне. Поначалу Гайдн отказывался верить в смерть друга, надеясь, что это всего лишь ложные слухи. Но печальное известие подтвердилось, и Гайдн впал в глубокую скорбь. Много лет спустя, в 1807 году, когда кто-то из приятелей заговорил о Моцарте, Гайдн разрыдался. «Простите, - сказал он, - каждый раз, когда я слышу имя Моцарта, я должен, должен его оплакать».

ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ!

В 1759 году, получив первую прибыльную должность в качестве домашнего музыканта у графа Карла фон Морцина, Гайдн был довольно молодым человеком, чья профессиональная занятость и высокие моральные устои до той поры оберегали его от знакомства с радостями плоти.

Однажды, когда Гайдн сидел за клавесином, хорошенькая графиня фон Морцин наклонилась, чтобы взглянуть на ноты, по которым он играл, и девственнику Гайдну открылся великолепный вид на декольте графини. Музыканта бросило в жар, и он прекратил играть. Графиня осведомилась, в чем дело, и Гайдн воскликнул: «Но, Ваше сиятельство, от такого зрелища любой опустит руки!»

Гайдн обладал незаурядным композиторским чувством юмора. Музыканты придворного оркестра Эстерхази, скучая по родным, расстраивались всякий раз, когда переезд в город из деревенского поместья опять откладывался, и Гайдн придумал, как ненавязчиво выразить их чувства в очередной симфонии, которую он сочинял. В его «Прощальной» симфонии отсутствует привычный грандиозный финал, вместо этого музыканты завершают свои партии одну за другой, и, заканчивая, каждый задувает свечу и уходит. В самом конце на сцене остаются лишь первые скрипки. Князь понял намек: на следующий день после исполнения «Прощальной» симфонии он отдал команду готовиться к отъезду.

Другая симфония предназначалась специально для лондонской публики, которая, как заметил Гайдн, имела неприятную привычку задремывать во время исполнения медленных частей. Для своей следующей симфонии Гайдн сочинил невероятно нежное, спокойное Andante: под конец этой медленной части звуки совсем замирали, а затем в наступившей тишине оркестр взрывался музыкой и громом литавр. На премьере публика едва не попадала с кресел - так родилась симфония «Сюрприз».

ЗАКЛЯТЫЕ ВРАГИ

Хотя друзья Гайдна прекрасно знали, что композитор давно не живет со своей женой, уровень взаимной враждебности супругов не переставал их удивлять. Однажды некий приятель обратил внимание на большую стопку нераспечатанных писем на столе Гайдна. «А, это от моей жены, - объяснил композитор. - Она пишет мне раз в месяц, а я отвечаю ей раз в месяц. Но ее письма я не вскрываю и почти уверен, что она не читает моих».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

37. Йозеф Дейнер На следующий день Джэсон явился к Гробу, не сомневаясь, что тут же получит тысячу гульденов. Но банкир заявил:– Не хочу быть невежливым, но боюсь, что это нарушит условия господина Пикеринга, который оговорил, что сумму эту следует выплатить его

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

РАДЕЦКИЙ ФОН РАДЕЦ ЙОЗЕФ 1766-1858 Австрийский полководец. Фельдмаршал.Йозеф Радецкий родился в Требнице (ныне в Чехии). Происходил из старинного аристократического рода, из которого вышло немало известных военачальников Австрийской империи.Военную службу Йозеф фон

Из книги Сексуальный миф Третьего Рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Портрет в интерьере. Озабоченный Мефистофель. (Йозеф Геббельс) «Каждая женщина привлекает меня подобно пламени. Я брожу вокруг подобно голодному волу, но в то же время как робкий мальчик. Я иногда отказываюсь себя понимать». Эти слова написал в дневнике Йозеф Геббельс,

Из книги Командиры «Лейбштандарта» автора Залесский Константин Александрович

Основатель «Лейбштандарта». Йозеф (Зепп) Дитрих Зепп Дитрих был, безусловно, самым известным представителем не только «Лейбштандарта», но и всех войск СС. На его долю достались и высшие отличия: он был одним из немногих генерал-полковников войск СС, один из двух кавалеров

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БРЕЙЕР ЙОЗЕФ. Йозеф Брейер родился 15 января 1842 г. в Вене. Его отец, Леопольд Брейер, был преподавателем в синагоге. Мать умерла, когда Йозеф был еще маленьким, его воспитанием занималась бабушка. Было решено не отдавать Йозефа в начальную школу, вместо этого отец сам

автора Ильин Вадим

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Франц Йозеф Галль Франц Йозеф Галль. Гравюра XVIII в.Энтузиасты познания – едва ли не самые оригинальные люди, а их чудачества не только занятны, но и поучительны.…На одном из парижских кладбищ в августе 1828 года прошли странные похороны. Гроб был заколочен наглухо: у

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Франц Йозеф Гайдн Господин стандарт Герой этой истории, без всякого преувеличения или ложного пафоса, может быть смело признан родным отцом для всей классической музыки и для всех ее несгораемых партитур. Дирижер Геннадий Рождественский как-то заметил, что в сознании

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

15. Йозеф фон Штернберг И всё же она отказала… Заинтригованный рассказами Лени, Штернберг отправился на киностудию, чтобы самому увидеть Марлен. Он нашёл её в буфете, где она пила кофе в перерыве между съёмками. Особого впечатления актриса на режиссёра не произвела. Она

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Глава 7. Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф Фон Габсбург Эрцгерцог Д’Эсте Любовники и любовницы. Дерзкий мальчишка. Кронпринц без панталон. Секс втроем. Трагическая развязка. Расплата. Чудеснейший человек, сказывали, добрый и благожелательный - одним словом,

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Радец-Йозеф фон Радецкий (1766–1858) Йозеф фон Радецкий прожил на белом свете 92 года - прямо скажем, редкий случай для полководца. Своей славой он обязан двум главным противникам: наполеоновской Франции, которая не раз посягала на могущество Австрийской империи, и

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

«Ангел смерти» Йозеф Менгеле Йозеф Менгеле, самый известный из нацистских преступников-врачей, родился в 1911 году в Баварии. Изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934 году вступил в CA и стал членом НСДАП, в 1937 году вступил в СС. Работал в

Из книги Моя жизнь автора Райх-Раницкий Марсель

ЙОЗЕФ К., ЦИТАТА ИЗ СТАЛИНА И ГЕНРИХ БЁЛЛЬ Слой льда, по которому я двигался, был очень тонким, он мог провалиться в любую минуту. Как долго будет терпеть партия положение, когда тот, кто исключен из нее, постоянно публикует критические статьи, и - что было необычным - нигде

Из книги Бетховен автора Фоконье Бернар

«Папа Гайдн» Людвиг сидит за фортепиано. Его репутация пианиста-виртуоза уже прочно утвердилась в Бонне. Его манера игры мощная, но, как говорит Вегелер, «неровная и жесткая». Чего ей не хватает? Нюансов, некоторого изящества… Конечно, мы никогда не узнаем, каким пианистом

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

42. Йозеф Геббельс Берлинская премьера фильма, назначенная на 4 декабря 1930 года, обещала быть «горячей». Немецкие газеты наперебой обсуждали и сам роман, и снятый по нему американцами фильм. Диапазон оценок был чрезвычайно широк. В одних газетах и роман, и фильм обливали

Биография

Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау , недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае , где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер , директор капеллы венского собора св. Стефана . Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

Служба у Эстергази

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер .

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона , альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
  • «Армида», 1783 г.
  • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)
  • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
  • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд »
Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
  • большая органная месса Es-dur (1766 г.)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
  • малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации

Память

  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий .

В художественной литературе

  • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. - М .-Л. , 1947.
  • Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. - М ., 1972.
  • Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение . - М ., 1973.
  • Баттерворт Н. Гайдн. - Челябинск, 1999.
  • Й. Гайдн - І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. - Л. В. Русакова. Вип. 27. - Харків, 2009. - 298 с. - ISBN 978-966-8661-55-6 . (укр.)
  • Dies . Haydn’s Biographie. - Вена, 1810. (нем.)
  • Ludwig . Joseph Haydn. Ein Lebensbild. - Нордг., 1867. (нем.)
  • Pohl . Mozart und Haydn in London. - Вена, 1867. (нем.)
  • Pohl . Joseph Haydn. - Берлин, 1875. (нем.)
  • Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. - ISBN 978-3-89816-285-2
  • Arnold Werner-Jensen . Joseph Haydn. - München: Verlag C. H. Beck, 2009. - ISBN 978-3-406-56268-6 . (нем.)
  • H. C. Robbins Landon . The Symphonies of Joseph Haydn. - Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
  • Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn . Haydn: His Life and Music. - Indiana University Press, 1988. - ISBN 978-0-253-37265-9 . (англ.)
  • Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. New York: Macmillan. 2002. ISBN 0-19-516904-2

Примечания

Ссылки