История русской литературы 20 века тесты. Основные вопросы литературы XX века. М. Цветаева была поэтом

1. Фантастический реализм» М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Художественное своеобразие и структурная организация романа. Значение романа для развития современной русской литературы.

2. Творчество А.Н.Толстого советской эпохи. Жанрово-тематические особенности романа «Петр I». Новаторство писателя.

3. Творческий путь В.В. Набокова. Жанрово-стилевое многообразие романов писателя (2-3 произведения по выбору).

4. Концепция социалистического реализма в литературных дискуссиях конца 20-х - начала 30-х годов. Основные идейно-эстетические категории метода. Споры о соцреализме в современной критике.

5. Художественное осмысление гражданской войны в России в ранней советской прозе 20-х годов (А. Фадеев, М. Булгаков, Б. Пильняк, М. Шолохов и др. - 2 автора по выбору). Жанрово-стилевое многообразие прозы этого периода.

6. Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» как литературный памятник эпохи. Трагический эпос романа. Споры о романе в литературной критике.

7. Основные темы и мотивы дореволюционной прозы И.А. Бунина. Мастерство Бунина-художника.

8. Творчество С.А. Есенина. Особенности его художественного мира. Своеобразие поэтики.

9. Русский символизм и его литературно-эстетические концепции. Старшие и младшие символисты. Кризис идей.

10. Концепция мира и человека в творчестве А. Платонова. Своеобразие философской прозы писателя (на материале рассказов и повестей «Усомнившийся Макар», «Джан», «Чевенгур», «Котлован» и др.).

11. Творческая эволюция А. А. Блока. Особенности художественного мира поэта (поэтические циклы «Стихи о Прекрасной Даме, «Страшный мир», «На поле Куликовом»).

12. М.А. Булгаков - драматург. Пьесы о гражданской войне в контексте героико-революционной драмы 20-х годов. («Дни Турбиных», «Бег»). Жанрово-композиционные особенности.

13. Поэзия постмодернизма. Основные направления и творческие установки (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Е. Шварц, Т. Кибиров, И.Жданов и др.).

14. Проза И.А. Бунина эмигрантского периода. Традиции русской классической литературы в творчестве писателя («Жизнь Арсеньева», цикл рассказов «Темные аллеи»).

15. Русский футуризм как авангардное течение в литературе XX века. Творчество В.В. Маяковского дореволюционного периода. Урбанистические мотивы. Образ лирического героя, своеобразие поэтики.

16. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в прозе 50-60-х годов: жанры, своеобразие конфликта и героя (Ю. Бондарев, В. Гроссман, К.Воробьев, В. Астафьев и др. – 2 автора по выбору).

17. Творчество В.В. Маяковского 1917-1930 гг. Многообразие тем и образов в лирике поэта. Сатира Маяковского в процессе утверждения социалистических идеалов нового общества.


18. Акмеизм как литературно-эстетический феномен «серебряного века». Творческие манифесты и поэзия акмеистов (А.А.Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам).

19. Пути развития поэмы 50-60-х годов. Социально-философское осмысление эпохи, судеб народа в произведениях А.Твардовского, А.Ахматовой, А.Смелякова, В.Федорова и др. (на примере 2-3 произведений). Образ лирического героя, особенности жанра и стиля.

20. Постмодернизм в русской литературе: причины зарождения, жанровое и стилевое своеобразие постмодернистской прозы (на примере 2-3 авторов).

21. Творческий путь Л.М. Леонова. Проблемы эволюции творческого метода, жанра и стиля. Особенности психологизма в романах писателя («Вор», «Русский лес», «Пирамида» - по выбору).

22. «Возвращенная» литература и ее место в литературном процессе конца 1980-90-х годов («Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина и др. - на примере 2-3 произведений).

23. Поэзия Н. Рубцова. Основные темы и мотивы в лирике поэта. Своеобразие поэтики.

24. Драматургия 50-60-х годов: проблемно-тематические и жанрово-стилевые аспекты (на примере 2-3 авторов).

25. Проблематика и поэтика ранних пьес А.М. Горького («Мещане», «Варвары», «Враги» - по выбору). Мастерство Горького-драматурга в пьесе «На дне».

26. Творчество А.М. Горького советского периода. Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» как «движущаяся панорама десятилетий». Особенности психологизма в романе.

27. Жанр исторического романа в литературе русского зарубежья. Особенности проблематики и стиля (М. Алданов, М. Осоргин, А. Солженицын - по выбору).

28. Творческий путь М.М. Пришвина. Основные темы и мотивы творчества писателя.

29. Развитие драмы 1980-90-х годов: нравственная проблематика, характер конфликта, типология героя (М. Рощин, В. Розов, А.Галин, Э.Радзинский, Л. Петрушевская, Н. Коляда и др. - на примере 2-3 авторов).

30. Культурная атмосфера «оттепели». Поэзия этого периода (на примере творчества 2-3-х авторов).

31. Гуманистический пафос творчества А.И. Куприна. Мастерство Куприна- новеллиста. Повести «Молох» и «Поединок» как образцы русской реалистической прозы на рубеже веков.

32. Жанровое и стилевое многообразие лирики военных лет. Поэма в годы войны. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как литературный памятник эпохи.

33. Литературная эмиграция первой волны: судьба и творчество (К.Бальмонт, И.Шмелев, Д.Мережковский и др.- по выбору).

34. А.И.Солженицын. Жизнь, творчество, личность писателя.

35. Творческие искания А.М. Горького на рубеже 1890-1900-х годов. Идейно-художественное своеобразие романтических и реалистических произведений писателя.

36. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Творческая история произведения. Судьба России, народа и интеллигенции, трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление.

37. Театр А.Вампилова. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Автор и его герои (на примере 1- 2-х пьес). Влияние творчества А. Вампилова на отечественную драму 1970-80-х годов.

38. «Деревенская проза» 50-70-х годов и споры о ней в критике. Русский национальный характер в рассказе А.Солженицына «Матренин двор», в повестях В.Белова «Привычное дело», В. Распутина «Последний срок». «Деревенская проза», на современном этапе: общая характеристика

39. Творческие искания Л.Н.Андреева. Своеобразие его художественного метода. Особенности психологизма в прозе писателя. Место Андреева в русской литературе XX века

40. В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность писателя.

Контрольный срез знаний

по предмету: «Литература» (II курс)

I -вариант

I уровень

Варианты ответов

Какое название получила литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи?

А) Бронзового века

Б) Серебряного века

В) Золотого века

Г) Железного века

Эти течения русской поэзии XX века следует называть модернистскими

А) реализм, романтизм

Б) символизм, акмеизм

В) комизм, лиризм

Г) абстракционизм, социализм

А) С.Есенин

Б) В.Брюсов

В) Н.Гумилев

Б) С.Есенин

В) М.Цветаева

Г) А.Ахматова

О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

А) о смерти Анны

Б) об убийстве Костылева

В) о самоубийстве Актера

Г) о расправе Василисы над Наташей

Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии

А) С.Есенин

Б) В.Маяковский

В) Н.Гумилев

Кому из персонажей пьесы М.Горького «На дне» принадлежит эта самохарактеристика?

«Всю жизнь мою дрожала… Мучилась, как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…

В) Квашня

Г) Костылева

Ниже приведен фрагмент из поэмы А.Б.лока «Двенадцать». Какой прием использует автор?

Черный вечер.

Белый сне.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

А) сравнение

Б) антитеза

В) олицетворение

Г) эпитет

Какой город описан в поэме А.Ахматовой «Реквием»?

А) Москва

Б) Волгоград

В) Петербург (Ленинград)

Г) Самара

Назовите имя лирического героя поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

А) Александр

В) Сергей

Г) Михаил

2 уровень

11. Кто из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» так описывается?

«С десяти лет вместе с кличкой «левша» отпала у него привычка заменять правую руку левой. Но до последнего времени он мог с успехом держать левой все, что делал правой. И левая была у него даже сильнее».

12.Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит фразу «Рукописи не горят»?

13. Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» написал поэму о Христе? Укажите его псевдоним.

14. Назовите фамилию главного героя рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

15. Какая черта поэзии русского модернизма не имеет отношения к поэзии футуризма?

Контрольный срез знаний

по предмету: «Литература»

II -вариант

I уровень

Варианты ответов

Кто из перечисленных поэтов не представляет символизм?

В) Брюсов

Г) Северянин

Кому принадлежат эти слова в пьесе М.Горького «На дне»?

«Все мы на земле странники… Говорят, - слыхал я, - что и земля-то наша в небе странница».

Г) Бубнов

Кто из представителей «старого мира», появляющихся на первых страницах поэмы А.Блока «двенадцать», сопровождает двенадцать и в финале поэмы?

В) старушка

В) жандарм

А) Б.Пастернак

В) В.Брюсов

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»

Б) В.Брюсов

В) С.Есенин

Г) М.Цветаева

Какому персонажу пьесы М.Горького «На дне» принадлежит афоризм: «Ни одна блоха не плоха: Все черненькие, все – прыгают»?

Кому из персонажей М.Булгакова «Мастер и Маргарита» соответствует данное описание?

«Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала куриная кость».

А) Воланд

Б) Азазелло

В) Берлиоз

Г) Левий Матвей

Кому из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» соответствует данное описание?

«Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд … текуч, неуловим».

А) Коршунов

Б) Г.Мелехов

В) Корнилов

Г) Листницкий

Какой прием использует В.Маяковский в фрагменте из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето,

Была жара,

Жара плыла –

На даче было это.

А) антитеза

Б) анафора

А) Б.Пастернак

Б) А.Куприн

В) И.Бунин

Г) Л.Андреев

2 уровень

11. Что является основным лейтмотивом пьесы М.Горького «На дне»?

12. Определите название стихотворения А.Блока по ключевым строчкам:

«В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне…»?

13. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». По деталям интерьера определите владельца дома:

«Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном - сирень, липа и клен».

14.Из приведенного списка персонажей выберите только реальных исторических лиц, появляющихся в романе М.Шолохова «Тихий Дон»:

Астахов, Александр I , Николай II , Голицын, Коршунов, Корнилов, Багратион, Каледин, Листницкий, Подтелков, Кошевой, Меншиков, Долохов.

Ключи верных ответов

I -вариант

1 уровень

2 уровень

1) Б

2) Б

3) А

4) В

5) В

6) Г

7) А

8) В

9) В

10) В

11) Григорий Мелехов

12) Воланд

13) Иван Бездомный

14) Шухов

15) камерность.

II- вариант

1 уровень

2 уровень

1) Г

2) А

3) Б

4) Г

5) В

6) В

7) Б

8) А

9) Г

10) В

11) Спор о правде – смысловой центр пьесы.

12) «Незнакомка»

13) Квартира Мастера в одном из Арбатских переулков.

14) Астахов, Николай II , Коршунов, Корнилов, Каледин, Листницкий, Подтелков.

15) Ю.Бондарев

Контрольная работа (тест) (9 класс)

По творчеству И. Бунина, М. Булгакова, М. Шолохова, А. Солженицына

И. Бунин «Темные аллеи»

1.Укажите годы жизни И.А. Бунина

а) 1860-1904

б) 1865-1921

в) 1870-1953

г) 1899-1960

2. И.Бунин родился

а) в Нижнем Новгороде

б) в Москве

в) в Воронеже

г) в Таганроге

3. После октябрьской революции И. А. Бунин

а) был осужден и расстрелян

б) эмигрировал в США

в) остался в России

г) эмигрировал во Францию

4. Николай Алексеевич из рассказа «Темные аллеи» оставил Надежду

а) из-за разницы в социальном положении

б) так как полюбил другую

в) так как был женат

г) из-за решения родителей

5. В рассказе «Темные аллеи» главные герои встречаются

а) после 20 лет разлуки, вызванной ее замужеством

б) после многих лет, проведенных им на дипломатической службе

в) более 30 лет после того, как он ее бросил

г) после разлуки, вызванной войной

6. Устами Надежды из рассказа «Темные аллеи» Бунин утверждает

а) что вечная любовь невозможна

б) что женщина способна на вечную любовь

в) что любви нет

г) что любовь не умирает со смертью предмета любви

М. Булгаков «Собачье сердце»

7. Жанр произведения

а) юмористическая повесть

б) сатирическая повесть

в) сатирический роман

8. Действие в произведении происходит

а) в Петербурге

б) в Ленинграде

в) в Москве

9. Профессор Преображенский проводит эксперимент, ставящий целью:

а) изучение анатомии и физиологии человека

б) превращение собаки в человека

в) улучшение человеческой породы

10. По мнению профессора Преображенского разруха «поселилась»:

а) в сердцах людей

б) в головах людей

в) в домах людей

а) подтвердил гениальность и талант врача

б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела

в) не удался

12. Шариков, став человеком после операции:

а) сохранил доброе расположение к людям, стремился к труду

б) перенял худшие черты Клима Чугункина

в) не смог найти свое место в обществе, так как ему не хватало знаний

13. Произведение написано:

а) в 1920 году

б) в 1925 году

в) в 1927 год

М.Шолохов «Судьба человека»

а) 1956-1957гг.

б) 1946-1947гг.

в) 1967-1968гг.

г) 1953-1954гг.

15. Сколько лет было Ванюше, когда рассказчик встретил Соколова с мальчиком?

а) четыре – пять

б) пять-шесть

в) шесть-семь

г) семь-восемь

16. Сколько времени ждали рассказчик и Соколов лодку?

а) четыре часа

б) три часа

в) два часа

г) полтора часа

17. Сколько лет было Андрею Соколову, когда началась война?

а) 40 лет

б) 41 год

в) 44 года

г) 45 лет

18. «Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души» - говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?

а) на их дом упала бомба

б) погибли в гражданскую войну

в) были репрессированы

г) погибли в голодные годы

19. Какими профессиями владел Андрей Соколов?

а) шофер
б) плотник

в) рабочий на заводе

г) слесарь

20. Почему об Анатолии «даже в центральной газете писали»?

а) отличник учебы

б) талантливый спортсмен

в) проявил способности к математике

г) совершил героический поступок

21. Сколько лет прожили вместе Ирина и Андрей?

а) пятнадцать лет
б) семнадцать лет

в) девятнадцать лет

г) двадцать лет

22. В каком году Андрей Соколов попал в плен?

а) в 1941 году

б) в 1942 году

в) в 1943 году

г) в 1944 го

23. Почему Андрей Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба? Совпадает ли мнение героя с мнением автора? (Ответ должен содержать не менее 10 предложений).

А. Солженицын «Матрёнин двор»

24. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

а) деревенская проза

б) городская проза

в) военная проза

г) интеллектуальная проза

25. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

а) лишний человек

б) маленький человек

в) преждевременный человек

г) праведный человек

26. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

а) модернизма

б) реализма

в) классицизма

г) экспрессионизма

27. Эпизод разрушения дома является:

а) завязкой

б) экспозицией

В) кульминацией

г) развязкой

28. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

а) притчи

б) былины

в) эпоса

г) жития

29. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

а) рассказчик

б) лирический герой

в) главный персонаж

г) постоялец

30. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:

А) диалектными

б) устаревшими

в) жаргонными

г) неологизмами

31. Какое слово в рассказе «Матрёнин двор» неоднократно используется в разных значениях?

А) деревня

б) зло

в) добро

г) неустроенность

Тест

Вариант 2

  1. Когда Соколов попытался совершить первый побег из плена?

А) по дороге в Познань

Б) бежал с силикатного завода, на котором работал

В) работал на каменном карьере

Г) был отправлен рыть могилы военнопленным

2. Определите, описание какого героя дано: «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на "о" налегал, будто коренной волжанин».

А) Крыжнев

Б) немец Мюллер

В) немецкий инженер, в чине майора армии

Г) друг Соколова, пригласивший его работать водителем.

3. В каком году погибли Ирина с детьми?

А) 1941 год

Б) 1942 год

В) 1943 год

Г) 1944 год

4. Кем стал Анатолий после того, как записался на фронт?

А) зенитчиком

Б) артиллеристом

В) снайпером

Г) ракетчиком

5. Где впервые увидел Ваньку Андрей Соколов?

А) Андрей увидел его на дороге, возвращаясь с рейса

Б) Ваню приютили бездетные друзья Андрея

В) Ваня сидел у чайной

Г) Ваня прибежал на элеватор, где разгружался Андрей

6. Каким образом Андрей лишился шоферской книжки?

А) отобрали, так как Андрей пристрастился к алкоголю

Б) съехал с дороги и сбил корову

В) Андрею стало нехорошо в пути, он попал в аварию

Г) Ваня прижимался к Андрею, и он упустил руль

7. Как погиб Анатолий?

А) был убит в сражении под Москвой

Б) попал в плен

В) убит в Берлине

Г) оказался в доме, на который упала бомба

8. Определите, какие фразы принадлежат Андрею Соколову, а какие – рассказчику:

1)Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом.

2) Два осиротевших человека, две песчинки.

3) Этакий маленький оборвыш.

4) И я весь превратился в слух.

5) Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать.

6) А на фронте ты такой не нужен...

7) И вдруг словно мелкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся.

8) Глядя мне прямо в глаза, как небушко, глазами...мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.

9. В чем отличие понятий «жизнь» и «судьба». Почему М. Шолохов для названия рассказа выбрал именно второе слово?

Ответы

Вариант 1

  1. А,В,Г

Вариант 2

  1. 5,6 – Андрей Соклов

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ УСТНОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ XI(XII) КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В 2004/05 УЧЕБНОМ ГОДУ

Объяснительная записка

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12ФЗ с изменениями на 22 августа 2004 года, освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.

Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку).

В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторная работа, демонстрация опыта и др.).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.

Выпускник XI (XII) класса для итоговой устной аттестации может выбрать любые предметы, изучавшиеся на ступени среднего (полного) общего образования.

На итоговой аттестации по всем учебным предметам проверяются соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение.

Общеобразовательное учреждение имеет право в предложенный материал внести изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные экзаменационные билеты. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

При подготовке к устной итоговой аттестации выпускников рекомендуется учесть особенности изучения различных учебных предметов.

Начальник Управления государственного надзора

по соблюдению законодательства Российской Федерации

в сфере образования В.И. ГРИБАНОВ

Примечание: В этот список входят билеты по следующим 20-ти предметам:

ЛИТЕРАТУРА – XI класс

По литературе предлагается три блока экзаменационных билетов: для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предмета и национальных школ. Вопросы составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания литературного образования.

Общеобразовательная школа

Каждый экзаменационный билет состоит из двух вопросов: первый вопрос связан с произведениями русской литературы XIX в. или более раннего времени, второй – с русской литературой ХХ в. Включается чтение наизусть.

Примечание: Ниже следует не оригинальный текст экзаменационных билетов, напечатанный в "Вестнике образования" март 2005, а вопросы из экзаменационных билетов, размещенные автором этого сайта в хронологическом порядке.

1. «Слово о полку Игореве » – призыв к единению Русской земли. (Билет 1)

2. Роль монологов Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 2)

3. А.С. Пушкина . (Билет 3)

5. Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Билет 5)

6. Стихотворения А.С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них. (Билет 6)

7. М.Ю. Лермонтова . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 7)

8. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как психологический роман. (Билет 8)

9. Мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова . (Билет 9)

10. Души «мертвые» и «живые» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 10)

11. Стихи Ф.И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 14)

12. Проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов». (Билет 13)

13. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», его авторская оценка. (Билет 12)

14. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 17)

15. Тема поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова . (Билет 18)

16. Гуманизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 20)

17. Нравственные проблемы в пьесах А.Н. Островского . (На примере одного произведения.) (Билет 11)

18. Человек и природа в лирике А.А. Фета . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 15)

19. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина . (На примере одной сказки.) (Билет 19)

20. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова . (На примере одного произведения.) (Билет 16)

21. Тема семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21)

22. Патриотическая тема в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 22)

23. А.П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости. (На примере одного произведения.) (Билет 23)

24. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 24)

25. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 2)

26. Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 4)

27. Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 5)

28. Творчество одного из поэтов серебряного века. (Билет 23)

29. Лирический цикл А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 22)

30. Тема России в лирике А.А. Блока . (Билет 10)

31. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». (Билет 8)

32. Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 12)

33. Темы и образы ранней лирики В.В. Маяковского . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 21)

34. Тема любви в прозе А.И. Куприна . (На примере одного произведения.) (Билет 3)

35. Тема любви в прозе И.А. Бунина . (На примере одного рассказа.) (Билет 1)

36. Тема Гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». (Билет 6)

37. Сатира в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». (Билет 7)

38. Патриотическая тема в лирике М.И. Цветаевой . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 13)

39. Романтические мотивы в лирике М.И. Цветаевой . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 20)

40. Поиски человеком смысла жизни в произведениях А.П. Платонова . (На примере одного произведения.) (Билет 9)

41. Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». (Билет 19)

42. Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 11)

43. Тема коллективизации в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». (Билет 15)

44. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 16)

45. Фронт и тыл в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 18)

46. Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.) (Билет 17)

47. Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 14)

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Евгений Онегин" 1823-1838

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Герой нашего времени" 1840

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Мертвые души" 1842

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

"Обломов" 1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Отцы и дети" 1862

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Преступление и наказание" 1866

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"Война и мир" 1867-1869

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Вишневый сад" 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

"Старуха Изергиль" 1895

"На дне" 1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Стихи о прекрасной даме" 1904

"Двенадцать" 1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

А.И.Куприн – (1870 – 1938)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Белая Гвардия" 1922-1924

"Собачье сердце" 1925

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

"Доктор Живаго" 1955

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

А.И. Солженицын – (род. 1918)

"Матренин двор" 1961

Творчество одного из поэтов серебряного века.

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

Школа (классы) с углубленным изучением предмета

Национальная школа

Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не выполнена.