История акивы

Обращаю внимание всех, изучающих Священное Писание, на замечательный труд "Две Библии - два пути". Книгу можно пока найти в сети.
Предлагаю к прочтению одну из глав этой книги.

Тора и Талмуд: фальсификация пророчеств о Христе
Авторы обезображенных текстов

Иисус Христос говорил иудеям: Испытайте писания, яко вы

мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Ин. 5, 39, 46).

Действительно, современный греческий текст преизобилует пророчествами о Христе, тогда как еврейский текст «очищен» от них. Исходя из того, что историческая хронология доказала - как видно из вышеизложенного - правоту Септуагинты и опровергла масоретскую хронологию, мы с уверенностью утверждаем, что все современные разночтения двух текстов - плод преднамеренной правки новых иудейских мудрецов.

Но где и как и кем конкретно совершилось это поругание Библии?

Когда полководец Веспасиан во главе римских легионов подошел к Иерусалиму и окружил его, всем книжникам и фарисеям, сведущим в законе и счислении лет, стало понятно, что они будут свидетелями окончательного исполнения Даниилова пророчества: Град же и святое рассыплется, со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе (Дан. 9, 26) . Глядя с крепостных стен на тысячи сверкающих на солнце шлемов, копий и щитов римских воинов, жителям было совершенно ясно: Иерусалиму не остаться в живых. Но вместе с его падением рушилась и традиция ожидания Машиаха как всемирного земного царя. И если спасти Иерусалим было невозможно, то для спасения этой традиции чрез искажение библейских текстов созрели все условия. Мудрецы Израилевы подыскали себе новый центр, чтобы оттуда управлять народом и беспрепятственно совершать работу по исправлению священных текстов.

Еврейский историк Кастейн писал: «Группа учителей, ученых и воспитателей переправилась в Ямнию, возложив на свои плечи судьбу целого народа и приняв ответственность за него в последующие века… В Ямнии были созданы центральные органы управления еврейского народа».

Вдохновителем и одним из интеллектуальных лидеров фарисейства в то время был ученый раввин Иоханан бен Заккай. Он предвидел грозившую евреям катастрофу и «был буквально одержим стремлением основать еврейскую духовную академию. Осажденный Иерусалим представлял собой чудовищную картину. Люди тысячами умирали от голода и эпидемий. Выход из города был запрещен под страхом смертной казни. Чтобы обмануть зилотов, Иоханан бен Заккай прибег к хитрости. Ученики его со стенаниями провозгласили, что их великий рабби стал жертвой заразной болезни. Городские власти разрешили похоронить ученого раввина за стенами города. Ученики понесли на плечах заколоченный гроб с живым рабби прочь из города, прямо к шатру Веспасиана. Там они открыли гроб, и Иоханан бен Заккай выбрался наружу. Он изложил великому полководцу свою просьбу: если Веспасиан станет императором, пусть он разрешит ему и нескольким его ученикам основать в каком-нибудь городе Палестины небольшую школу». И Веспасиан обещал. Действительно, в 69-м году Веспасиан занял римский трон и сдержал свое обещание. Иоха-нан основал первую академию в городе Ямнии, недалеко от Средиземного моря.

Центр книжной учености переходит из Иерусалима в Ямнию. Здесь же, после разрушения Иерусалима, обосновывается и Великий синедрион. Осуществляется соответствующая подготовка учителей-рабби, после которой они могут становиться «пастырями» своих «овец». Одновременно возрождается и развивается идея ожидания прихода Машиаха.

Новая академия в Ямнии являлась хранительницей преданий Израиля, и патриарх управлял народом. Этот патриарх и академия, долженствовавшие сделаться политическим и религиозным центром еврейского народа, состояли из главы, совета книжников фарисейской секты, единственной оставшейся сплоченной среди общего разложения государственного организма.

Патриарх и верхушка мудрецов по-прежнему посылали своих гонцов во все еврейские колонии и взимали налог дидрахмы, вносившийся исправно, несмотря на то, что императоры немедленно по разрушении храма потребовали уплаты его в пользу казны. Патриарх имел право надзора за синагогами всего мира, решал все вопросы, касавшиеся вероучения, испрашивая лишь мнение синедриона, назначал или сменял старейшин народа. Его судебная власть была весьма обширна; он не только имел право судить лично или через своих судей, разбирать тяжбы, но и ведал делами уголовными, что давало ему право приговаривать к штрафам, тюремному заключению и ко всем видам телесного наказания, за исключением смертной казни.

Взяв соплеменников цепко в свои руки, секта фарисеев занялась совершенствованием свода своих законов и распространением их на всех евреев, что и нашло свое выражение в составлении основ Талмуда и создании сети синагог, являвшихся центром религиозного, политического и экономического управления рассеянными по всему миру евреями.

Римляне, подавив восстание и разрушив Иерусалим, мало обращали внимания на почти неизвестную им секту, поддерживающую связь с рассеянными по всему свету евреями. И академия в Ямнии пользовалась относительной свободой. Верховная фарисейская власть не была явной и, следовательно, легко уязвимой, а наоборот, тщательно замаскированной и известной лишь исключительно верхам раввинского ордена, старейшинам общин Израиля. (По ходу исторических событий тайное иудейское правительство находилось последовательно в Ямнии, Тивериаде и Вавилоне, а затем было переведено в Константинополь и в Салоники.)

Спустя некоторое время после обоснования в Ямнии место председателя Великого Синедриона наси Иоханан бен Заккай передает Гамлиэлю Второму, после чего сам всецело отдается работе по внесению изменений в тексты и систематизации устной Торы и, соответственно, созданию новых правил, обрядов, преданий, проистекающих из нового текста. Когда эта работа была в своем «скелете» закончена в 100 году н. э., 5608 году от Адама, Синедрион, возглавляемый Гамлиэлем Вторым, провел канонизацию не только нового текста, но и отбросил целый ряд книг как несозвучных с новыми представлениями о Машиахе и могущих пролить свет на искажения в хронологии. В частности, не включил в состав священных книг исторические книги Маккавеев, повествующие о восстании Маккавеев в 165 году до н. э., а следовательно, явно уличающие новую хронологию в неточности. Их признали апокрифами - не священными.

Книжники-масореты - неутомимые труженики новой академии, хранители традиции, изъяли из всех синагог во всем мире списки священных книг и заменили их собственными, переписанными строго, точно и многократно проверенными - по буквам - самими масоретами.

В дальнейшем ни одна книга Священного Писания не могла быть дана в синагогу под страхом херема, то есть проклятия, без того, чтобы двенадцать книжников не сверили ее по букве с текстами, предварительно исправленными и «очищенными» от неугодных мест.

Одним из самых известных книжников, подъявших великий труд в этом отношении, был раввин Акиба бен Иосиф, ученик Иоханана бен Заккая.

Еврейская энциклопедия и другие еврейские книги свидетельствуют о том, что Акиба был неевреем по происхождению, родившимся в семье простолюдина-прозелита и не получившим в детстве и юности никакого образования. Начав в сорокалетнем возрасте изучение Торы и Закона, Акиба затем создал новую, талмудическую Библию - не только для палестинских евреев, но и для евреев рассеяния, говоривших на греческом языке.

Но как это произошло?

Именно раби Акиба впервые взялся за классификацию и собрал воедино устные предания, которые до сих пор ходили среди евреев в виде разрозненных сведений и тайных свитков.

Акиба создал свой собственный Мидраш, при помощи которого насильно внес традицию в самый текст Св. Писания. Здесь, по словам Еврейской энциклопедии, «мы видим не столько желание добиться истинного смысла библейского текста, сколько попытку во что бы то ни стало подтвердить авторитетом Св. Писания тот или иной установившийся в религиозной практике обычай, то или иное представление автора, то или иное правило или поучение. Все это послужило причиной того, что в своем толковании Мидраш удалялся все более и более от естественного понимания и здравого смысла библейских текстов.

Библия теперь толковалась совсем не с целью исследовать действительный смысл ее. Это противоречие между толкованием Библии и ее действительным смыслом хорошо понимали и чувствовали сами талмудисты. Так, раби Исмаил бен Элиша возразил однажды раби Элиезеру бен Гиркан: «Воистину, ты говоришь Писанию: молчи, а я буду толковать!»

В целом творчество Акибы должно признать результатом столкновения искаженного мессианского учения иудейских старейшин и христианской веры».

Без сомнения, Акиба пришел к убеждению, что после разрушения еврейского государства необходимо всеми способами укрепить власть касты книжников и фарисеев («посвященных») над иудейским народом. Сама Еврейская энциклопедия отмечает: «Акиба был убежден в необходимости для иудаизма наличие центрального авторитета и, стремясь упрочить за патриархом главенство над евреями, являлся преданным приверженцем и другом Гамлиэля Второго».

Сделать эту связь между евреями централизованной и подчиненной единой системе мысли, единому мировоззрению, как ничто лучше могло лишь новое иудейское учение. Книжники видели, что Св. Писание не только не может помочь осуществить замыслы новых иудейских мудрецов, но и прямо препятствует им, уводя правоверного еврея к Божественному откровению и непреложной Божией истине, дающей человеку внутреннюю свободу. И именно это послужило основанием для талмудического перевода Библии, сделанного раби Акибой совместно с его учеником Аквилой. И этот вариант Библии должен был, по мысли Акибы, сделаться достоянием всего еврейского народа.

Начиная с первой четверти II века нашей эры, христианство все больше и больше распространялось среди эллинского еврейства, среди иудеев, говоривших по-гречески. Сильным орудием в борьбе христианства с искаженными новоиудейскими представлениями о Мессии была именно Септуагинта, которая с логической непреложностью разъясняла евреям все обстоятельства жизни Мессии и признаки Его пришествия и Его благодатного царства. Имея перед собой этот богодухновенный перевод древних пророков, новые мудрецы и книжники оказывались бессильными перед лицом истины. Вот почему «нужен был новый греческий перевод Писания, который вполне соответствовал бы новоеврейскому талмудическому пониманию священных книг и исключал бы всякую возможность их христологического истолкования» (Еврейская энциклопедия).

Нужен был новый перевод, ибо, как не скрывая, признаются сами еврейские историки, «прежний греческий перевод, составленный в эпоху Птоломеев, не соответствовал более требованиям новейшей интерпретации». Необходимо было «освободить» евреев диаспоры от владычества богодухновенного перевода семидесяти толковников и заменить его текстом, который более соответствовал бы талмудическому толкованию каждого библейского слова.

И ту, и другую потребность и стремились удовлетворить раби Акиба и трудившийся под его руководством переводчик Аквила.

Исторические свидетельства (и христианские, и еврейские) утверждают, что Аквила так же, как и Акиба, был прозелитом, родом из Понта в Малой Азии, язычником по изначальной вере, принявшим позже христианство. И только потом Акиба, отлученный от Церкви за усиленные занятия астрологией, перешел в иудаизм.

Став иудаистом, прозелит Аквила учился у раби Элиезера и раби Акибы и перевел Писание по указаниям (или, по словам Талмуда, «из уст») своих учителей. Так, он перевел слово «альма» у Исаии (7, 14), которое семьдесят толковников перевели словом «Дева», как «молодая женщина» (Еврейская энциклопедия).

Таким образом Аквила и Акиба «дали говорящим по-гречески евреям талмудическую Библию», и побуждением к тому было желание «обезоружить христиан и, главным образом, христиан из иудеев, которые извлекали из Писания доказательства об истинности христианского учения. Этот же мотив руководил Акибой и в его стремлении освободить евреев диаспоры от владычества Септуагинты» (Еврейская энциклопедия).

Кроме того, прозелит Онкелос, которого некоторые отождествляют с Аквилой, сделал перевод нового текста на арамейский язык - Таргум.

Таким образом, как, не скрывая, свидетельствует Еврейская энциклопедия, «иудаизирование Св. Писания было произведено в противовес христианству».

Далее в Еврейской энциклопедии читаем: «Но этой меры было недостаточно; можно было опасаться, что евреи все же попадут под влияние христианства, которое все больше и больше утверждалось среди народов обширной империи. Акиба пришел к выводу, что необходимо создать какой-нибудь противовес духовному влиянию со стороны христианского мира. В связи с этим Акиба объявил доктрину, согласно которой в языке Писания нет ничего, что было бы только формой, что из всего в тексте Писания можно извлечь скрытый смысл. Нет ничего излишнего - ни слова, ни слога, ни даже буквы. Важнейшее значение должно признать за каждой частицей, каждым значком. В отдельных словах и знаках Писания Акиба, таким образом, увидел подробные и конкретные указания на обрядовую сторону религиозной жизни».

Таким образом, словеса Божии, несущие глубокий смысл о природе человеческой души, о тайной сокровенной жизни сердца человека и его связи со своим Творцом, о Божественной природе Мессии и Его всеобщем духовном царстве, о неизреченном милосердии Божием, создавшем все творение и ради избытка Своей любви обещавшем Искупителя для спасения человеческого рода, об обновлении человека и возведении его в достоинство первозданного Адама и о многих других Божественных тайнах, питающих и оживляющих дух человека, ибо Бог есть Дух, - все эти великие изречения Божественного Ума целой школой книжников были низведены со своей высоты лишь до указаний на множество важных обрядовых норм, законодательных положений и этических поучений. Из Св. Писания - великого творения Божественного Ума был изгнан дух и осталась лишь буква.

Читаем вновь Еврейскую энциклопедию: «Первые масореты установили орфографию, произношение и кантилля-цию, ввели квадратное начертание букв. Им же следует приписать и счисление букв, слов и стихов, замену некоторых слов другими, удаление некоторых выражений по отношению к Богу и прибавление лишних слов. Таннаи упоминают некоторые места из Библии, откуда с несомненностью вытекает то, что древний текст отличался от нашего, и видим прямое признание, что «библейский текст носит на себе следы древней корректуры».

Итак, новая Библия с новым составом книг (не 50, а 39) на трех языках (еврейском, греческом и арамейском) начала свою войну против древних, не- уничтоженных еврейских текстов и текста Септуагинты. После того, как в основу еврейской Библии и новых переводов ее был заложен антихристианский фундамент, работа над ее шлифовкой не закончилась. Она продолжалась вплоть до X века.

Особенно тщательная работа по «оттачиванию» самого яркого орудия борьбы со Христом, или, как говорят масоре-ты, «самого древнего и неиспорченного, восходящего к самому Моисею», текста Библии, падает на VII-X века. Именно в это время масореты не только «доводят до совершенства» противохристианское истолкование священных текстов, а и вводят новую систему особых значков для огласовки еврейской письменности (сейчас основу письменного текста составляют буквы, передающие лишь согласные звуки, а гласные добавляются и произносятся согласно особым правилам).

Поскольку до Кумранских находок (в 1947 г. н. э.) наиболее древними из существующих ныне библейских рукописей, содержащих масоретскую традицию, являлись две рукописи из коллекции Фирковича, хранящиеся в Санкт-Петербургской Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (одна содержит свод книг пророков и датируется 916 г. н. э., а другая - весь текст Ветхого Завета и датируется 1008 г. н. э.), а также одна рукопись Британского музея - Каирский пергамент Кодекса книг пророков (895 г. н. э.), то ученые пришли к выводу, что работу над кодификаций своей Библии масореты закончили в X веке. Именно тогда, поскольку нет ни одной другой более ранней рукописи, произошло «заметание следов» - уничтожение всех других текстов, хоть в чем-то отличных от принятого образца.

Из книги Вольф Мессинг. Драма жизни великого гипнотизера автора Димова Надежда

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РАВВИН Лунные беседы 10 сентября 1899 года в местечке под Варшавой под названием Гура-Кальвария в семье польских евреев родился первенец, которого решено было назвать Вольфом. Гура-Кальвария – странноватое название местности, не правда ли? А произошло оно

ЧАСТЬ ПЯТАЯ БЕН-АКИБА

Из книги Бранислав Нушич автора Жуков Дмитрий Анатольевич

ЧАСТЬ ПЯТАЯ БЕН-АКИБА Будь я министром и убеги у меня поросенок, я бы оповестил об этом все окружные управления полиции. «Министерский поросенок» Кордовский калиф Абдурахман III, желая сосчитать, сколько счастливых и радостных дней имел он за время своего

ГЛАВА ВТОРАЯ БЕН-АКИБА УСТАЕТ

Из книги Бранислав Нушич автора Жуков Дмитрий Анатольевич

ГЛАВА ВТОРАЯ БЕН-АКИБА УСТАЕТ «В этой великолепной мозаике каждый камешек имеет и свою особую ценность», - пишет крупнейший советский исследователь творчества юмориста А. Хватов о фельетонах Бен-Акибы. Действительно, мозаика великолепна. Но если приглядеться

РАВВИН-ВАЛЮТЧИК

Из книги автора

РАВВИН-ВАЛЮТЧИК Бен Иегуда был задержан как перекупщик валюты. Признавая справедливость предъявленного ему обвинения, он упорно отказывался сдать золото, спрятанное в надежном тайнике.- Я бы на вашем месте согласился, - увещевающе-бархатным «адвокатским» голосом

Раввин в аду

Из книги Свитки из пепла автора Полян Павел Маркович

Раввин в аду 1То, что в годы немецкой оккупации Польши называлось регирунгсбецирком (административным округом) Цихенау, было до этого частью исторической польской Мазовии и северной частью Варшавского воеводства (до 1920 года – частью Царства Польского, то есть России).

185. РАВВИН

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

185. РАВВИН Вы называете чудом, когда Бог исполняет волю вашего раввина; мы же именуем чудом, когда наш раввин исполняет волю Бога.Каган - ПреданиеРаввин, которого не хотят выдворить из города, - не раввин; но раввин, которого на самом деле выдворяют из города, - не

Раввин

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Раввин - духовный руководитель еврейской общины, к которому евреи обращаются за авторитетным решением различных галахических вопросов (см.

Раввин

Из книги Энциклопедический словарь (Р) автора Брокгауз Ф. А.

Раввин Раввин (от раб – «учитель») – духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские. Право на занятие должности P., по

Акиба

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Раввин

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Раввин из Одессы

Из книги автора

Раввин из Одессы Пройдя паспортный контроль, Сандер узнал, что его рейс отменен из-за забастовки пилотов Swiss Air и что ему придется лететь в Санкт-Петербург на самолете Украинских авиалиний. Как пассажира бизнес-класса, его пригласили в VIP-салон, где кроме него оказался еще

Раввин поторопился

Из книги Дети (май 2007) автора Русская жизнь журнал

Раввин поторопился Убийство еврейского студента в Петербурге не было «направлено на то, чтобы раздробить Россию» Когда в Петербурге двадцатью ударами ножа убили студента биофака СПбГУ и по совместительству преподавателя еврейской гимназии Дмитрия Никулинского,

Р. АКИБА

Из книги Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений автора Автор неизвестен

Р. АКИБА Венчики ТорыСказание рав Иуды со слов Рава:Когда Моисей взошел на небо, ему открылось такое видение: сидит на престоле Всевышний и украшает буквы Торы венчиками.– Господи, – вопрошает Моисей, – для чего эти венчики?Отвечает Всевышний:– Через много поколений

Раввин и мыловар

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Раввин и мыловар Шли однажды вместе раввин и мыловар.- Что толку в еврейской религии? - спросил мыловар. - Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие

Раввин не имитирует

Из книги Когда Бог смеется (сборник рассказов-медитаций) автора Мелло Энтони Де

Раввин не имитирует Когда молодой раввин сменил на посту своего отца, все стали говорить, что он совершенно на него не похож.- Совсем наоборот, - ответил молодой человек, - я в точности похож на отца. Он никого не имитировал, и я никого не имитирую.Будь самим собой!

‏עֲקִיבָא ‏‎

Супруга Rachel, wife of Rabbi Akiva [d]
Дети Joshua ben Karha [d]

Биография

Бедный и незнатного происхождения, Акива был, по преданию, потомок гоя , перешедшего в иудаизм (гера). Его отец Йосеф, праведный гер, происходил из потомков ханаанского полководца Сисары , воевавшего против Израиля во времена пророчицы Деворы (Рав Нисим Гаон, Брахот 27б; Рамбам).

В книгах каббалы указывается, что р. Акива был воплощением души праотца Яакова - и как Яаков пас стада своего будущего тестя Лавана, так и р. Акива пас стада своего будущего тестя Калба Савуа (Седер адорот) .

До 40 лет он служил у богача Калба Савуа и не только не изучал Тору, но и не умел читать (Авот дэраби Натан 6:2). В то время он даже ненавидел знатоков Торы (ИТ, Назир 7:1). Дочь хозяина, Рахель, заметив в нём хорошие душевные качества, захотела стать его женой. Но когда Акива полюбил Рахель, дочь своего хозяина, та поставила условие: они смогут пожениться только в том случае, если он сам станет учить Тору (Ктубот 62б) . Отец слышать не хотел о выборе своей дочери, но, несмотря на это, брак состоялся. Калба-Савуа выгнал из дома дочь и её мужа и лишил их наследства. Акива и Рахель жили в глубокой нищете. Для того, чтобы прокормить семью, Акива собирал хворост и часть его продавал. Выходя замуж, Рахель поставила Акиве условие, что он будет учить Тору. Так в возрасте 40 лет, по настоянию своей жены, он пошёл вместе со своим сыном в Хедер и начал учиться читать. Все свои силы он отдавал учёбе и вскоре превзошёл всех учителей. Заручившись разрешением Рахели, р. Акива на 24 года покинул семью и ушёл в Лод учиться в иешиву к р. Элиэзеру и р. Иехошуа .

Он начал с изучения алфавита. В Авот дэраби Натан (6:2) рассказывается, что Акива обратил внимание на сквозное отверстие, пробитое в скале водой, ниспадающей по капле с обрыва, - и он сделал вывод: можно изменить судьбу упорным, каждодневным трудом.

За годы учёбы рабби Акива достиг высшей степени раввинской учёности. Когда он, в сопровождении множества учеников вернулся домой, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве.

В дальнейшем Рабби Акива стал главой йешивы в Бней-Браке , в центральной части Иудеи . Слава о нём обошла всю землю и к нему стали стекаться ученики, число которых доходило до 24 тысяч. Почти все его ученики погибли во время эпидемии. Позднее р. Акива приблизил к себе нескольких учеников. Среди них были р. Меир, р. Шимон бар Йохай и другие мудрецы, на основании мнений которых впоследствии была записана Мишна .

Рабби Акива назван в числе четырёх мудрецов, вошедших в Пардес .

Рабби Акива был одним из руководителей Сангедрина в Явне и знал 70 языков.

Рабби Акива первый сделал попытку к составлению свода Мишны , впоследствии, окончательная редакция этого свода была сделана р. Иегудой ха-Наси .

Несмотря на преклонный возраст, Рабби Акива принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы , которого объявил царём-мессией , против императора Адриана , совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Иудеи, очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания. По подавлении восстания и взятии крепости Бейтар (в г. н. э.) Рабби Акива был казнён римлянами мучительной смертью (крюками содранная кожа) на сцене амфитеатра в Кесарии , по ряду сказаний - на 120 году от роду. Похоронен в Тиверии (современная Тверия) на берегу озера Кинерет.

Мировоззрение

В трактате Авот приведено его изречение, отражающее исключительно сложную корреляцию между Божественным Провидением и полной свободой выбора, предоставленной человеку. «Всё предопределено, - учил р. Акива, - но дано право выбора… Всё даётся под залог, и на всех живых уже наброшена сеть; лавка открыта, и Хозяин отпускает в долг; долговая книга открыта, и рука пишет; и всякий, кто желает взять взаймы, приходит и берёт. Но изо дня в день сборщики обходят каждого человека и взимают с него долги - как с ведома человека, так и без его ведома …» (Авот 3:15-16). Комментаторы поясняют смысл аллегории: «лавка» - это мир со всеми его соблазнами и возможностями (Раши), «сборщики долгов» - наказания за нечестивые дела (Рамбам), «сеть» - смерть, от которой не сумеет скрыться ни один из живущих (Раши).

Раби Акива также говорил (Авот 3:13): «Традиция - ограда Торы» (то есть устная традиция ограждает от неверного понимания письменной Торы - Раши).

Последние дни

Осознав, что самоотверженность евреев опирается на их веру, римский император Адриан издал декрет, запрещающий под страхом смерти изучение Торы и соблюдение её заповедей. Тем не менее, р. Акива по-прежнему «собирал множество людей, сидел и изучал с ними Тору» (Брахот 61б).

Вскоре после падения Бейтара р. Акива был заключён в тюрьму, а 10 тишрей, в Йом кипур, римляне подвергли его мучительной казни.

В Талмуде рассказывается, что он умер, произнося слова Торы: «Слушай, Израиль! Господь - Бог наш, Господь - един!», - "и вышла его душа на слове «един» (Брахот там же).

Талмуд свидетельствует, что в день его гибели родился р. Йеуда Анаси (см.), глава мудрецов следующего поколения и кодификатор Мишны (Кидушин 72б; Седер адорот).

Могила р. Акивы находится возле Тверии .

Считается, что рабби Акива - единственный из мудрецов Талмуда , который осознано отдал свою жизнь и был казнён ради Народа Израэля и учения Торы.

Пять учеников

В конце жизни, после того, как все его прежние ученики погибли во время эпидемии, р. Акива приблизил к себе нескольких молодых мудрецов, ставших впоследствии лидерами своего поколения. Среди них были р. Меир, р. Нехемья, р. Йеуда бен Илай и р. Шимон бар Йохай.

На основе устной традиции, переданной через этих учеников р. Акивы, впоследствии были записаны Мишна, Тосефта (сборник законов, не включённых в Мишну, который был составлен учениками Раби Йеуды Анаси) и алахические мидраши на Тору. В талмудическом трактате Санхедрин (86а) разъясняется: «Мишна основывается на мнении р. Меира, Тосефта - на мнении р. Нехемьи, мидраш Сифра - на мнении р. Йеуды, мидраш Сифри - на мнении р. Шимона, но все они опирались на то, чему научились у р. Акивы».

В молодости раби Акива был бедным безграмотным пастухом. У его хозяина была прелестная дочь по имени Рахель. Акива полюбил Рахель и она отвечала ему взаимностью. Когда Акива попросил Рахель выйти за него замуж, она ответила:

— Я согласна, но прежде ты должен обещать мне, что пойдешь учиться и станешь знатоком Торы.

Акива обещал.

Когда отец Рахели узнал, что его дочь хочет выйти за-муж за безграмотного пастуха, он страшно разгневался.

— Если ты станешь женой этого невежды, ты больше мне не дочь. И я не желаю, чтобы ты оставалась в моем доме.

Несмотря на отцовский гнев, Рахель вышла замуж за Акиву. Они поселились в маленькой бедной хижине. Куча соломы на полу служила им постелью.

Стараясь выполнить обещание, данное Рахели, Акива просиживал ночи напролет, согнувшись над грифельной доской при свете дымящейся лучины. Он начал учиться с алфавита. Трудно было Акиве сосредоточиться на буквах: во-первых, он был уже не очень молод, а во-вторых, он целый день пас овец и нередко засыпал от усталости. К тому времени, когда родился их первый сын, Акива забросил учебу. Мальчик подрастал и часто, подражая отцу, играл в пастуха. Глядя на мальчика, Рахель с го-речью думала: "Неужели и сын мой вырастет невеждой, как его отец?"

Однажды, проходя мимо ручья, струящегося по скале, Акива обратил внимание на глубокую борозду в скале, прорезанную струями воды. И он подумал: "Если струи воды способны проточить камень, то не может быть, чтобы ежедневное учение не оставило следа в моей голо-ве".

В тот же день он возобновил свои занятия. На сей раз он приступил к занятиям вместе с сыном. Глядя на них, Рахель была несказанно счастлива.

Чем больше Акива учился, тем труднее было ему понять, почему он этого не делал раньше. За несколько недель учения он далеко опередил своего сына.

Вскоре Рахель поняла, что ее муж наделен большими способностями и ему нужны учителя, чтобы лучше постичь всю мудрость Торы. И она стала убеждать мужа отправиться в Явнэ, где находятся самые выдающиеся знатоки Торы.

— Кто же будет кормить тебя и детей? — не соглашался Акива. На этот вопрос Рахель не нашла ответа.

Однажды она стояла на берегу тихого пруда и гляделась в свое отражение. Шаль соскользнула с ее головы и волосы рассыпались по плечам. У нее были прелестные волосы: длинные, густые, отливающие золотистым блеском. Акива называл волосы Рахели короной ее красоты. И тут ей в голову пришла мысль. В окрестности часто появлялся торговец, предлагавший купить женские волосы. И она решила продать свои волосы, чтобы на вырученные деньги жить, пока Акива будет учиться. Она наполнила кувшин водой и отправилась домой, сняла со стены большие ножницы, которыми Акива стриг овец, и отрезала ими свои волосы. Накинув на голову шаль, она поспешила на поиски бродячего торговца.

Дети уже спали, когда Акива вернулся домой, в темноте он не заметил, что Рахель состригла волосы. Рахель высыпала на стол кучу сверкающих монет.

— Акива, — сказала она. — Теперь ты можешь отправиться в Явнэ.

Акива уставился на жену в полном недоумении.

Неужели ты решилась попросить о помощи у отца? - с горечью спросил он.

— Конечно же нет, — поспешила Рахель успокоить мужа. — Мне бы моя гордость никогда не позволила сделать такое. Просто приходил бродячий торговец, предложил купить волосы, и я продала свои. Не смотри на меня так, Акива. Волосы отрастут, зато насколько ничтожна корона красоты перед величием короны.

— Что ты будешь делать, когда деньги кончатся? Ведь невозможно изучить Тору ни за месяц, ни за год.

Я молода и здорова и я могу работать. Ты обещал стать знатоком Торы, так иди же и не возвращайся, пока не выполнишь своего обещания.

Через несколько дней Акива отправился в Явнэ.

ПАСТУХ СТАНОВИТСЯ УЧЕНЫМ

Учителями Акивы в Явнэ были известные раввины, ученики рабана Йоханана бен Закая: раби Элиэзер бен Гурканос и раби Йегошуа бен Хананья.

Раби Йегошуа состарился, он по-прежнему был беден, зарабатывая себе на жизнь производством игл. Но бедность не влияла на его настроение. Его прекрасные глаза по-прежнему выдавали живой ум и часто в них появлялся озорной блеск. Он был известен не только среди евреев, даже римляне восхищались его острым умом.

— Никто, кроме тебя, учитель, не способен найти мгновенный ответ на любой, самый трудный вопрос, — говорили ему часто его ученики.

— Это не совсем так. Я вам расскажу историю, из которой вы узнаете, что я не один, что есть и другие. Однажды я встретил маленькую девочку, которая несла в руках блюдо, прикрытое салфеткой. "Что у тебя на блюде?" — спросил я девочку. И она ответила: "Если бы моя мать хотела, чтобы ты знал, что на блюде, она не покрыла бы ее салфеткой".

И раби Йегошуа от души рассмеялся.

Раби Йегошуа всячески помогал Акиве, увидев в нем способного ученика.

Однажды раби Йегошуа рассказал своим ученикам о нескольких изречениях своего учителя рабана Йоханана, которые он не мог понять. Акива вызвался их растолковать, после чего раби Йегошуа сказал:

— Вы еще будете свидетелями того, как мой ученик превзойдет своих учителей.

Прошло много лет, пока Акива смог вернуться домой. Подойдя к двери, он услышал разговор:

— Твой муж бросил тебя, - говорила соседка. - Попроси раввинов, чтобы они потребовали его возвращения.

Тут послышался тихий, но твердый ответ Рахели:

— Мой муж отправился учить Тору. Он обещал мне не возвращаться, пока не станет великим ученым. Если бы

он сейчас пришел домой, не выполнив своего обещания, я бы снова отправила его учиться и не позволила бы ему вернуться, пока он не станет великим учителем.

Тогда Акива понял, что если он зайдет в дом, то разлука будет еще тяжелее. И он, не входя в дом, отправился назад, чтобы стать тем, кем хотела его видеть Рахель.

РАХЕЛЬ ВОЗНАГРАЖДЕНА

Многие годы Рахель не имела известий о своем муже. Но вот однажды до нее дошла новость, что в их деревню должен прибыть великий мудрец в сопровождении многих своих учеников. Она надеялась через них узнать что-либо о своем муже. Она присоединилась к народу, собравшемуся встретить мудрецов. К своему удивлению она узнала в мудреце своего мужа Акиву. Радостный крик вырвался у Рахели и она принялась пробиваться сквозь толпу народа к Акиве. Когда ученики заметили, что какая-то женщина неистово пробивается к их учителю, они попытались удержать ее. Но раби Акива остановил учеников:

— Всем, чего я достиг и чему я научил вас, я обязан этой женщине, - сказал он, - это моя любимая жена Рахель.

Один из посетителей раби Акивы был отец Рахели. Он не знал, что знаменитый ученый - его зять. Он пришел к раби за советом.

— Раби, - сказал он. — Много лет назад моя дочь вышла замуж за бедного безграмотного пастуха вопреки моей воле. Я дал обет, что никогда не прощу ей этого. Теперь я раскаиваюсь в данном мною обете, я хочу помириться с дочерью и быть вместе с нею и моими внуками.

Раби Акива сказал:

— Сначала ответь мне, что послужило причиной твоего обета — бедность этого человека или его невежественность.

— Конечно же, его невежественность. Ведь он не знал ни алфавита и ни одной, даже простой, молитвы.

— В таком случае я освобождаю тебя от твоего обета, ибо твой зять стал большим знатоком Торы.

После чего он признался изумленному старику, что он и есть Акива, его зять. На радостях отец Рахели бросился целовать руки раби Акиве, а затем поспешил в маленькую хижину, чтобы обнять свою дочь.

— Я отдам вам половину своего состояния, чтобы раби Акива мог все свое время посвящать учению, — сказал он.

Наконец-то Рахель была вознаграждена за долгие годы ожидания. Она, ее любимый муж и их дети жили в покое и достатке.

У раби Акивы и Рахели родились еще сын и дочь. Однажды кто-то задал вопрос:

Того, у кого есть множество виноградников и множество слуг, чтобы прислуживать ему.

Третий сказал:

— Того, кто довольствуется тем, что имеет. Раби Акива же сказал так:

— Того, у кого хорошая жена.

МУДРЕЦ, УЧИТЕЛЬ, СУДЬЯ

Раби Акива стал членом Сангедрина. Он был также судьей и учителем. У него была своя академия и многие жаждали стать его учениками. Многие известные и уважаемые знатоки Торы прислушивались к его советам, воздавали ему огромные почести. Но раби Акива не возгордился. Часто, допрашивая обвиняемого, он говорил ему:

— Помни, что ты стоишь не перед Акивой сыном Йосефа, а перед Всевышним, благословен Он!

И теперь раби Акиве приходилось часто и надолго оставлять семью. Он разъезжал по стране, собирая пожертвования в пользу бедных. Иногда он отправлялся и за пределы страны. Но не трудности пути беспокоили раби Акиву. Его волновало тяжелое положение его народа, который изнемогал под гнетом римских правителей. И он надеялся, что придет время, когда римский император откажется от жестокости по отношению к евреям. Он понимал, что должен терпеливо ждать и учить терпению других.

НАРУШЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ

Тяжело было народу из-за нищеты и огромных налогов, которыми его облагали римские власти. Но больше всего народ тосковал по своему святому Храму. Он не

терял надежды, что когда-нибудь Храм будет восстановлен.

Как-то раби Акива в сопровождении своих учеников направился в Иерусалим, чтобы помолиться на Храмовой горе, среди развалин Храма. В это время из руин выбежала лисица. Мудрецы залились слезами, а раби Акива улыбнулся.

Чему ты улыбаешься? - спросили его мудрецы.

А о чем вы плачете? - вопросом на вопрос ответил им раби Акива.

— Мы плачем о том, что своими глазами увидели, как сбываются слова пророков: "Гора Сион в запустении. Лисы гуляют по ней".

— Вот и я улыбаюсь по этому же поводу, — сказал раби Акива. — Ведь если сбылись несчастья, о которых предсказывали пророки, значит сбудутся и их добрые предсказания!

И мудрецы в ответ сказали:

О, Акива, как умеешь ты успокоить нас.

Вскоре в Сангедрин пришла весть, что римский император собирается позволить евреям восстановить Храм. Евреи ликовали, они больше не думали о нищете и налогах, все их мысли были направлены на скорое спасение. Они стекались к развалинам Храма, чтобы расчистить место от мусора и камней.

Когда придет разрешение на постройку Храма, место уже будет готово, — говорили они.

Но время шло, а разрешения не было. Беспокойство охватило народ:

Зачем нам дожидаться милости Рима? Мы можем освободить Иерусалим от римлян и построить Храм.

Раби Акива пытался сдерживать нетерпеливость людей:

Погодите еще немного, может быть, мы получим в конце концов долгожданное разрешение от императора.

Но самому раби Акиве все труднее и труднее было ждать. Ему было уже почти восемьдесят лет. Его любимая жена Рахель умерла, умер и его старший сын. С беспокойством думал он - доживет ли до того дня, когда сможет своими глазами увидеть восстановленный Храм.

Но вот император умер, так и не дав разрешения, и его сменил новый император, который любил строить. Он объявил однажды, что собирается посетить Иерусалим. Народ с надеждой ожидал визита императора.

Когда император поднялся на Храмовую гору и увидел разрушенный город, он пообещал, что Иерусалим будет отстроен заново и новый Храм будет воздвигнут на месте прежнего.

Не успел народ порадоваться этой вести, как на него обрушился страшный удар:

— Новый город будет не еврейским, а римским и в новом Храме будет поставлен алтарь в честь римского бога — Юпитера.

Евреи решили поднять восстание против Рима.

Теперь уже раби Акива не пытался отговаривать взбунтовавшийся народ. Во главе восстания встал Шимон из города Козиба. К нему стекались люди со всех концов страны, предлагая помощь. Шимон обучал их военному искусству. Как-то раби Акива пришел к повстанцам. Там он увидел Шимона из Козибы. Это был человек огромного роста, не ведающий страха, исполненный веры и безгранично преданный своему народу. Его молодые воины во многом были похожи на своего вождя. И раби Акиве вспомнился стих из Библии:

— Звезда (Кохба) взойдет над Израилем.

Тогда он возложил руки на голову Шимона и благословил его:

— Не Шимоном из Козибы ты будешь зваться, а "Бар Кохбой" — Сыном звезды.

В ДНИ ОПАСНОСТИ

Когда началось восстание, римский император послал на его подавление своего самого лучшего полководца.

Воины Бар-Кохбы сражались с беспредельным мужеством. Никогда еще римлянам не приходилось иметь дело с таким упорным и решительным противником. Почти два года боролись отряды Бар-Кохбы против римлян. Основные силы Бар-Кохбы расположились в крепости Бей-тар, куда приходили повстанцы по потайному ходу. Предатель открыл римлянам вход в крепость. Когда римляне ворвались в нее, евреи отказались сдаться. Они предпочли умереть сражаясь, чем стать рабами. Все защитники Бейтара погибли. Вместе со своими воинами погиб и Шимон Бар-Кохба.

Вскоре после этого новая беда обрушилась на евреев. Император объявил гонения на еврейскую религию.

— Религия дает силы этому упрямому народу, — заявил он. И он запретил евреям соблюдать законы Торы, изучать ее и обучать Торе других. За нарушение императорского указа карали смертью.

Мудрецы Торы собрались на тайный совет в городе Лоде. Они собрались темной ночью в заброшенном подвале. Обсуждался вопрос:

Следует ли рисковать жизнью ради изучения Торы? Были раввины, что считали:

— В такое опасное время достаточно соблюдать законы Торы, а ее изучение нужно отменить.

Но раби Акива возразил:

Изучение важнее всего. Без него люди вскоре забудут законы Торы, а кроме того, чтобы соблюдать заповеди, нужно не только знать их, но и понимать их смысл. Б-г завещал нам: "Не оставляйте Тору Мою". Как же можем мы прекратить ее изучение?

Раввины согласились с раби Акивой и было решено ни при каких условиях не прекращать учение и обучать других.

СМЕРТЬ РАБИ АКИВЫ

Римляне закрыли все еврейские академии. За каждым домом, где жили раввины, велось неусыпное наблюдение. Но евреи находили разные пути, как ускользнуть от надзора. Они изучали Тору, просто прогуливаясь по улицам. В гуляющем старике с юношей трудно было заподозрить изучающих Тору. Часто группы молодых людей делали вид, что отправляются в лес на охоту. Снаряженные луками и стрелами, они забирались глубоко в лес и там занимались учением. Наиболее строгая слежка была установлена за раби Акивой. Но он не прекращал обучать своих учеников. Передавая им свои знания, он подготовил немало раввинов, учителей и судей.

Как-то раз к раби Акиве пришел еврей по имени Папос. Папос был одним из тех, кто считал неразумным рисковать жизнью ради учения.

Акива, - сказал он, - ты же знаешь, что, обучая Торе, ты подвергаешь свою жизнь опасности. Как не боишься ты римлян, ведь они следят за тобой больше, чем за всеми другими?

На что раби Акива ответил ему притчей:

Как-то раз лиса прогуливалась вдоль ручья. Вдруг она заметила, что на дне ручья мечутся рыбы в панике.

"Чем вы так напуганы?" — спросила их лиса. "Мы прослышали, что люди раскинули сети по всему ручью и нам скоро придет конец". "Зачем же вы жметесь ко дну! Поднимитесь на берег и продолжайте жить в мире и покое", — предложила лиса. "Видно, напрасно считают, что лиса — самая мудрая из всех зверей, — сказали рыбы. — Разве тебе не известно, что вода — наша стихия, какие бы опасности ни грозили нам в воде, на суше мы погибнем гораздо быстрее".

Закончив притчу, раби Акива сказал:

— Тора для еврея все равно, что вода для рыбы. Если нам трудно жить, соблюдая ее законы, то без Торы мы наверняка погибнем.

Вскоре раби Акиву арестовали. Его заключили в темницу, а затем приговорили к смерти. Смерть раби Акивы была мучительной. Несмотря на страшные пытки, он не произнес ни единого слова, которого добивались от него его мучители. Он улыбался, губы его шевелились в беззвучной молитве. Он умер со словами:

Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь один! Глубоко скорбел народ, оплакивая кончину раби Акивы. Но их утешала мысль, что не зря погиб раби Акива. Он оставил после себя множество учеников, способных продолжать его дело.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

В период между и есть один очень интересный денек. Как известно, со второго дня от Песаха евреи ведут "отсчет омера", начинавшийся принесением в жертву в Иерусалимском Храме омера ячменя и заканчивавшийся через 49 дней жертвенным приношением пшеницы в день получения Торы. (На всякий случай поясним: омер - древнееврейская единица измерения объема, равная примерно 2,49 куб.см, или 1/10 часть эйфы ). 33-й день этого отсчета является праздником, и даже имеет свое наименование - . Впрочем, такое наименование оригинальностью происхождения не отличается; "лаг" - это ивритские буквы ל (ламед, числовое значение - "30") и ג (гимел, числовое значение - "3"), которые вместе и дают число 33. То есть, буквально праздник называется "33-й день омера". Таким образом еврейская традиция как-бы намекает: праздник можно устроить себе в любой день, был бы повод J

В этот день как раз повод есть, и даже не один. В отличие от названия праздника, главный повод для него как раз очень даже оригинальный: в этот день традиционно принято весело отмечать день...смерти! Смерти одного из самых выдающихся еврейских каббалистов рабби Шимона бар Йохая, или Рашби, случившейся примерно в 160 году н.э. Не подумайте, будто бы Рашби настолько всех достал, что его отход в мир иной евреи празднуют почти две тысячи лет. По традиции, этот праздник установил сам Шимон бар Йохай - знал что-то такое, каббалист все-таки. Но мы пока не о нем, а о втором поводе. Этот повод также, мягко говоря, интересный: на 33-й день счета омера завершилась эпидемия, унесшая жизни 24 000 учеников рабби Акивы, одного из самых значительных (если не самого) мудрецов Талмуда. Рашби, кстати, также был учеником рабби Акивы, но стал им уже после окончания эпидемии. Опять-таки, что-то знал.

Рабби Шимон бар Йохай. Для чего у него на лбу написано "Шма Исрель" - известно только автору рисунка. Возможно, так автор представлял себе богобоязненность .

Рабби Акива - личность примечательная. Родившись в простой и бедной семье, он до 40 лет даже не умел читать. Но изменила все, как это ни банально, любовь. Акива работал пастухом у богатого человека по имени Калба Савуа, и влюбился в его дочь Рахель. Та ответила взаимностью, но прекрасно понимала, что при таком раскладе будущего у них нет. Девушка привыкла к хорошей жизни, а рай в шалаше как-то особо не вдохновлял. Здесь надо отметить, что с доталмудической эпохи вплоть до возникновения хасидизма ситуация в еврейском мире была неизменной - уровень знания Торы определял уровень положения человека в обществе. И точно так же, как бедняк ненавидит богача, Акива, согласно мидрашу, ненавидел ученых и мудрецов. Был таким себе классическим пролетарием еврейского разлива. Но Рахель, видимо, разглядела потенциал жениха и поставила условие: он должен стать приличным человеком, другими словами - знатоком Торы. "Дорогая, диалог еще возможен или ты таки однозначно уже права?"- с робкой надеждой спросил будущий рабби. Но Рахель категорическим жестом указала направление на Лод, где располагалась знаменитая Элиезера бен Орканоса и Иегошуа бен Хананьи, по современной аналогии - ВУЗ 4 степени аккредитации.

Умная еврейская жена все рассчитала точно. Они поженились, отец предсказуемо лишил молодоженов наследства и изгнал из дома, и Акива отправился в Лод. Согласно традиционным еврейским источникам, в иешиве он пробыл целых 24 года; историки же называют несколько меньший срок - приблизительно 13 лет. За это время Акива сумел достичь больших высот и стал "рабби" - получил равинскую смиху из рук главы иешивы. Вполне естественно, что тесть восстановил в наследстве Рахель и принял вернувшегося зятя с радостью, ведь состоять в родстве с мудрецом Торы было весьма и весьма почетно.

В 95–96 гг. н.э. Акива был уже крупным религиозным авторитетом и главой иешивы в Бней-Браке . Талмуд говорит, что его имя "стало известно от одного конца мира до другого" (Йевамот 16а), а если мудрецы Торы расходились во мнении при рассмотрении какого-либо закона, то окончательное решение принималось с учетом мнения рабби Акивы (Эрувин 46б). Мидраш "Бемидбар раба" рассказывает, что Акива постиг такие тайны Торы, которые в свое время не открылись самому Моисею.

Рабби Акива стал одним из руководителей в Явне и впервые начал систематизацию галахических законов. Предположительно, именно он разделил собранный материал на 3 части - Галаху (законы), Тосефту (пояснение к законам) и Мидраш (повествования, легенды, проповеди и пр.) На основе этих работ рабби Иегуда га-Наси впоследствии составил Мишну - свод законов, ставший основой Талмуда и изучаемый сегодня в еврейских учебных заведениях во всем мире.

Фразу "Люби ближнего твоего как самого себя" (Ваикра 19:18) рабби Акива называл "великим правилом Торы". Многие авторитеты полагают, что данный стих относится ко взаимоотношениям только внутри еврейского народа, но Акива учил, что эта заповедь имеет общечеловеческий характер. По его мнению, еврей обязан любить всех людей, поскольку каждый человек создан по образу и подобию Творца.

Рабби Акива. Иллюстрация к пасхальной аггаде из Мантуи, Италия, 1568 год.

Талмуд (Хагига, 14б) приводит интереснейшую историю, над трактованием которой ломало головы не одно поколение мудрецов:

Четверо вошли в Пардес: Бен-Азай, Бен-Зома, Ахер и рабби Акива.

Бен-Азай глянул - и умер.

Бен-Зома глянул - и повредился в уме.

Ахер глянул - и начал рубить насаждения.

Рабби Акива вошел в мире и вышел в мире.

Небольшое пояснение. "Пардес" (буквально "фруктовый сад", ивр.) - это четыре уровня понимания Торы. Названия этих уровней начинаются с букв "П", "Р", "Д" и "С":

Пшат - простой смысл, т.е. прямое значение того, что написано;

Ремез - скрытый смысл, на который намекает написанное;

Драш - толкование;

Сод - тайный, каббалистический смысл.

"Войти в Пардес" буквально означает постигнуть всю Тору. Только четверо мудрецов за всю историю смогли сделать это. Но, как это часто бывает, войти гораздо легче, чем выйти, и лишь рабби Акива сумел выдержать такое испытание. В чем же было его отличие от трех других великих мудрецов? Известные комментаторы Торы Раши (рабейну Шломо Ицхаки) и Маарша (рабби Шмуель Элиезер Эйдельс) приводят следующее мнение: Бен Азай настолько стремился к знаниям, что, дойдя до высшей точки, его душа покинула тело и устремилась к их источнику, проигнорировав свое главное предназначение - работать в материальном мире. Бен Зома интеллектуально был ниже своего коллеги, и он оказался не в состоянии безболезненно воспринять те истины, которые ему открылись. Ахер, он же Элиша бен Абуя, увидев огромную силу зла, решил, что оно существует отдельно от добра, является его самостоятельным антиподом. Он разуверился в традиционных истинах иудаизма и "начал рубить насаждения" - стал публично нарушать законы Торы, настраивал молодежь против ее изучения; по некоторым источникам, даже помогал римлянам в борьбе против евреев. Выражаясь языком "Звездных войн", перешел на темную сторону Силы. Именно из-за такого изменения великий знаток Торы Элиша бен Абуя упоминается в Талмуде исключительно под именем Ахер - буквально "Другой".

Рабби Акива же избежал таких ошибок. В отличие от Бен Азая, получение знаний было для него не целью, а инструментом исполнения воли Вс-шнего; с интеллектом, похоже, тоже все было в порядке; и, в противоположность Ахеру, Акива сумел разглядеть, что все в этом мире имеет один-единственный источник. "Все предвидено, но воля (свобода выбора) дана; мир судится добром, все однако зависит от большинства деяний" . Эта фраза рабби Акивы вошла в один из важнейших текстов Мишны - "Пиркей Авот" ("Поучения отцов").

Существует также множество других комментариев и версий. Например, П.Полонский пишет, что в разных поколениях были и другие знатоки Торы, входившие в Пардес, но о них Талмуд не упоминает, поскольку те входы-выходы проходили спокойно и безболезненно. А вот неудача трех из четырех великих мудрецов вызвала большой резонанс; обусловлена она была тем, что данный временной период являлся ключевой точкой поворота еврейской истории - разрушение Второго Храма, поражение восстания Бар Кохбы, изгнание из Иудеи, уничтожение Иерусалима. Именно поэтому не все мудрецы смогли осознать и воспринять такие катаклизмы.

Четверо, вошедшие в Пардес. Фрагмент миниатюры из итальянского манускрипта XVII века. Бен Азай уже умер, но до пола еще не долетел, остальные пока не определились. Сложно сказать, кто из них рабби Акива. Можем предположить, что главным героем манускрипта был Бен Азай - мало того, что только его можно уверенно здесь идентифицировать, так на всякий случай он единственный из всех еще и подписан.


Один из самых драматичных моментов еврейской истории - восстание Бар Кохбы, в котором активное участие принимал и рабби Акива. Он совершал поездки в отдаленные еврейские поселения, расположенные за пределами Иудеи, собирая там деньги и призывая людей присоединиться к восставшим. Но особый интерес вызывает то, что рабби Акива провозгласил лидера повстанцев Бар Кохбу Мошиахом - невиданный ни до этого, ни после этого шаг. Да, впоследствии в Европе появлялись неоднократно самозванцы, объявлявшие себя мессиями, но никакого следа в истории они не оставили. За исключением, конечно, . Однако, никогда в истории претендентов на почетную должность Мессии в качестве промоутера не выступала такая значительная личность. Ведь рабби Акива был не только выдающимся мудрецом Торы - он, по мнению практически всех еврейских авторитетов, являлся лидером поколения! Впоследствии он, впрочем, пересмотрел свое мнение по поводу Бар Кохбы, но вопрос остается открытым. Как мудрец, постигший Пардес (в отличие от ВСЕХ своих коллег!), избежавший ошибок там, где не справились другие, не менее достойные праведники, смог ошибиться в важнейшем для еврейского народа вопросе? Эта тайна остается неразгаданной. Попытку внести некоторую ясность предпринимает Рамбам (рабби Моше бен Маймон), еще один из крупнейших еврейских авторитетов. Рамбам предполагает, что Бар Кохбу все же нельзя называть лже-мессией; лидер повстанцев действительно был потенциальным Мошиахом (что и почувствовал рабби Акива), но, увы, этот потенциал реализовать не смог, допустив ряд ошибок...

Серебряная тетрадрахма Бар Кохбы. Возможно, именно на эту монету покупал рабби Акива автомат в каком-нибудь ашкелонском военторге...


У рабби Акивы и без того проблем хватало. Как уже упоминалось в начале статьи, эпидемия унесла жизни 24 000 его учеников. С исторической точки зрения здесь есть две противоположности. Что касается количества жертв - такое вполне можно допустить, ведь в средневековье эпидемия чумы выкашивала целые регионы. Но само количество учеников вызывает уважение, и даже некоторое подозрение. Такая толпа одновременно должна была занять целый город, и уж точно никак не могла бы разместиться в одном учебном заведении. На секундочку - Днепровский национальный университет обучает около 15 000 студентов, а это десятки учебных корпусов, расположенных по всему городу, и сотни преподавателей! Значит, скорее всего, речь идет общем количестве людей, в какой-то период проходивших обучение в иешиве рабби Акивы. Об этом же говорит и Талмуд (Ктубот 63а). Но тогда возникает другой интересный вопрос. Вероятность того, что 24 000 человек, учившиеся в разные годы (пусть даже в одной и той же иешиве в Бней-Браке) компактно проживали в одном месте, близка к нулю; наверняка они расселились по всей Иудее, а то и за ее пределами. Но речь идет о смерти только этих учеников - другими словами, эпидемия действовала ну очень избирательно...

Впрочем, у Талмуда есть ответ на этот вопрос. В трактате Йевамот 62б сказано, что это наказание к ним пришло из-за одного общего греха - отсутствия взаимоуважения. Казалось бы, не самая страшная провинность, в наше время практически любой человек поставил бы ее далеко не в самом начале списка грехов. Но в том-то и дело, что это были ученики рабби Акивы, для которого любовь к ближнему была самой сущностью Торы, ее главным принципом. А без взаимоуважения любовь к постороннему человеку не возможна. Выходит, что ученики получили от своего наставника какие-то теоретические и практические знания, но самого главного они у него перенять не сумели. Таким образом, посредством эпидемии Бог четко обозначил приоритеты духовных качеств мудрецов Торы, а вместе с ними - и каждого еврея.

Существует и другое объяснение, переводящее это событие из религиозной сферы в историческую: 24 000 учеников рабби Акивы погибли во время восстания против римлян. Поскольку отношение Акивы к восстанию Бар Кохбы общеизвестно, нет никакого сомнения в том, что его ученики также принимали активное участие в войне. Такое количество мужчин просто никак не могло остаться в стороне. По сегодняшним меркам они могли бы составить 1,5 дивизии (!), а ведь армии древности были куда меньше современных.

Такое объяснение кажется вполне логичным, особенно для религиозного скептика, но тут есть один нюанс. ТаНаХ и Талмуд часто приводят общие факты без конкретики, что оставляет возможность для построения различных версий того или иного события. Но в данном случае в Талмуде написано четко: смерть наступила от эпидемии болезни "аскара", которую сегодня отождествляют с дифтерией. Скрупулезные евреи насчитали всего 903 вида смерти (об этом также написано в Талмуде), и аскара - самый тяжелый из них. Исторически время писания Талмуда к нам гораздо ближе, чем, допустим, Торы, и достоверность сведений в нем уж точно не ниже, чем в других дошедших до нас источниках того времени.

Могила рабби Акивы в Тверии, Израиль.


Не менее интересный вопрос возникает и в связи с самим праздником Лаг ба-Омер. Таких вопросов даже целых два. Во-первых, почему мы вообще отмечаем это событие. В истории еврейского народа, к сожалению, достаточно эпизодов, когда погибали целые общины. Но в еврейском календаре нет таких дат, за исключением дня памяти жертв Шоа. Лишь в некоторых отдельных общинах помнили свои траурные даты и читали специально приуроченные молитвы, да и эта традиция исчезла вместе с европейскими общинами, после Второй мировой. А во-вторых, зачем отмечать окончание эпидемии, когда все уже умерли? Написано, что было 24 000 учеников, и столько же умерло. Получается, умирать больше было некому, что же праздновать-то?

Попробуем поискать ответы. Что касается первого вопроса, то здесь все же есть особенность: никогда в еврейской истории не случалась массовая смерть исключительно мудрецов Торы. (Справедливости ради отметим, что в тот период времени, на который пришлась Иудейская война, было убито римлянами около 600 000 евреев, но смерть учеников рабби Акивы была другой, как и ее причина). Наверняка люди, обучившиеся у Акивы, ставали раввинами, судьями, главами учебных заведений в своих поселениях. И такая массовая гибель интеллигенции, конечно же, стала катастрофой для всего еврейского народа. Кроме того, религиозные авторитеты проводят следующую мысль: акцентирование на этом дне не дает нам забыть ту ошибку, которую допустили ученики рабби Акивы, ведь она ни на грамм не потеряла актуальности и сегодня.

Второй вопрос также имеет интересный ответ. В хабадских и многих других ашкеназских общинах в дни от Песаха до Лаг ба-омер принято соблюдать некоторые траурные обычаи - не стричься, не носить новую одежду, не устраивать свадеб и т.д. Все запреты снимаются в 33-й день отсчета омера, и это создает впечатление, что траур закончился. Но дело в том, что, по мнению большинства мудрецов и знатоков истории, эпидемия среди учеников рабби Акивы продолжалась все 50 дней между праздниками Песах и Шавуот, но в 33-й день она приостановилась, и в этот день никто не умирал. Поэтому многие сефардские общины после Лаг ба-омер продолжают соблюдение траурных традиций. Также есть мнение, что эпидемия продолжалась 2 или более года подряд, и каждый раз приостанавливалась в Лаг ба-омер. Таким образом, на фоне 7 недель несчастий один день, когда ничего плохого не происходило, превратился в праздник.

И празднуем мы, определенно, не зря. Поскольку после окончания эпидемии у рабби Акивы появились другие ученики, имена которых сегодня известны всем, изучающим Талмуд - ведь без них этого Талмуда просто не было бы. Это р. Меир, упоминавшийся "основатель" праздника р. Шимон бар Йохай, Йегуда бар Илай - все они были наставниками составителя Мишны рабби Йегуды га-Наси.

Сам же рабби Акива после падения крепости Бейтар в 135 году н.э., ознаменовавшего поражение восстания Бар Кохбы, был арестован римскими властями и казнен в Кейсарии. О его значении для еврейского народа говорит талмудический трактат Сангедрин 86а: "Мишна основывается на мнении рабби Меира, Тосефта - на мнении рабби Нехемьи, мидраш Сифра - на мнении рабби Йеуды, мидраш Сифрей - на мнении рабби Шимона, но все они следуют взглядам рабби Акивы ".