Именины алексей божий человек. Имя Алексий в православном календаре (Святцах)

[Греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ] († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.). Сказание об А. ч. Б., одном из самых почитаемых в правосл. мире святых, начало складываться на христ. Востоке - в Сирии, затем получило широкое распространение в средневек. европ. агиографической традиции. Признанная ныне древнейшей сир. версия жития повествует о том, как не названный по имени юноша из знатной и богатой рим. семьи перед венчанием оставил свою невесту (так и не увидев ее), бежал из дома и сел на корабль, к-рый доставил его в Селевкию Сирийскую.

Оттуда он попал в Эдессу - крупнейший город Сев. Месопотамии. Там юноша раздал все свои деньги, облекся во вретище и поселился на паперти храма. Прибывшие в город слуги отца, посланные им на поиски сына во все концы света, не узнали юношу в убогом нищем. Проведя 17 лет в молитве и посте, А. ч. Б. скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни «человека Божия» (сир. ), к-рую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412-435), можно предположить, что житие было написано, вероятно на основе устного предания, во 2-й пол. V - нач. VI в.

Ранее IX в. сир. сказание получило известность в К-поле (возможно, в связи с переселением туда сир. монахов-акимитов), где появилась ранняя греч. версия жития. Именно ею, вероятно, пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в к-ром впервые названо его имя - Алексий. Согласно этой версии, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город. Придя в Лаодикию, он сел на корабль, отправлявшийся в Тарс, но в пути был застигнут бурей и оказался в Риме. Поняв, что это знак Божий, он попросил пристанища в доме родителей (приводятся их имена: Евфимиан и Аглаида), но не открылся им. 17 лет А. ч. Б. подвизался под видом нищего, пребывая в непрестанном посте и молитве, терпя издевательства от слуг и слыша рыдания матери и невесты (с к-рой, согласно этой версии, он успел обвенчаться до своего бегства). Почувствовав приближение смерти, святой подробно на письме изложил все, что с ним случилось. В это время в церкви, где шла служба в присутствии «архиепископа и обоих императоров» и находилось множество народа, из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде». После двухдневных поисков тот же голос указал на дом Евфимиана, где и было обретено тело А. ч. Б. Прочитав оставленное им жизнеописание, родные предались безутешным рыданиям. Честные мощи по имп. приказу были перенесены для поклонения в храм, и по всему городу начались чудесные исцеления. Согласно одной из гипотез, под Римом визант. агиографы могли подразумевать «Новый Рим» - К-поль.

На основе ранних сир. и греч. житий была создана (вероятно, ок. Х в.) 2-я сир. версия, в к-рой механическое совмещение эдесского сказания с сир. переводом визант. жития привело к «двойной смерти» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (неизвестное в к-польской традиции). В 1-й араб. (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как 2-я араб. редакция восходит исключительно к к-польской версии и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В Х в. появилось греч. переложение жития в сборнике Симеона Метафраста . Кроме того, известны неск. греч. версий, а также ряд лат. редакций жития, в к-рых помимо имен А. ч. Б. и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

На Западе почитание А. ч. Б. не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X в. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 г. в Рим изгнанного со своей кафедры митр. Дамасского Сергия . Получив от папы храм св. Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, А. ч. Б. венчался накануне своего бегства из дома), митр. Сергий основал там мон-рь для греч. и лат. иноков, с 987 г. упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и А. ч. Б. (Nerini F. De templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii historica monumenta. R., 1752. P. 378, 381). В 1216 г. здесь было объявлено об обретении мощей А. ч. Б. и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора св. Петра , где, по одной из версий жития, святой был погребен.

В средневек. Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник рус. делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 150) (здание не сохранилось). В греч. мон-ре Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава А. ч. Б., по преданию подаренная этой обители имп. Мануилом II Палеологом в 1414 г.; А. ч. Б. почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 г. албанцы разграбили мон-рь и продали св. главу в Ларису, где по прошествии неск. лет ее нашел игум. Лавры Анфим и вернул в обитель (ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 132). На Руси, в новгородском соборе Св. Софии , находилась рука А. ч. Б., похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII в. В описи Софийского собора 1749 г. значится серебряный позолоченный ковчег с мощами А. ч. Б., находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - начала XIX в. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 36-37). В наст. время мощей А. ч. Б. в Софийском соборе нет.

Изучение агиографической традиции, связанной с А. ч. Б., началось с первой научной публикации лат. жития болландистами в ActaSS (Iul. T. 4. 1725. P. 238-270). Тогда было замечено, что в приведенной там же в лат. переводе араб. версии (Ibid. P. 262) отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.- господин князь). Г. Массман и Д. В. Дашков исходили из того, что сказание об А. ч. Б. имеет к-польское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сир. версии жития впервые высказали в 1889 г. Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сир. понимания святости.

Особую проблему представляет отношение визант. сказания об А. ч. Б. к сказанию о прп. Иоанне Кущнике (пам. 15 янв.). Основные события сказания об этом святом, жившем в К-поле в 1-й пол. V в., совпадают с житием А. ч. Б.- побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме неузнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие А. ч. Б. далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.

Известно множество переводов жития А. ч. Б., восходящих либо к лат. версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греч. в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С зап. житийной традицией тесно связаны «песни» А. ч. Б., появившиеся, вероятно, в XI в. в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе А. ч. Б. считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением (см. также Лолларды).

Древнейшая слав. пространная версия жития (РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII в.), восходящая к греч. редакции, в к-рой присутствуют элементы как визант., так и лат. традиций (BHG, N 51), была переведена к кон. XI в. и вскоре получила распространение на Руси. 2-я слав. редакция (РГБ. Троиц. № 9, XIV-XV вв.) сделана с использованием более пространной греч. версии. Краткое житие А. ч. Б. переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского , вторично переведено в 1-й пол. XIV в. (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. древнейшее слав. пространное житие, исправленное по греч. текстам (BHG, N 51 и 52), а также краткое житие включены под 17 марта в ВМЧ. Новый перевод жития с греч. языка, сделанный в 1659 г. Арсением Греком , печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (с 1660).

А. В. Муравьёв, А. А. Турилов

Гимнография

Принятое в наст. время в правосл. Церкви последование А. ч. Б. содержится уже в Минеях Студийской редакции (напр., РНБ. Греч. № 227-3. Л. 18-19, XII в.). Канон А. ч. Б. (2-го гласа), составленный прп. Иосифом Песнописцем, имеет акростих: «Тя, Божия человека, восхваляю, блаженне». В Минее, изданной Московской Патриархией в 1978-1989 гг., гимнография А. ч. Б. дополнена до бденной службы (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 33-51). По рукописям христ. Востока (Sinait. gr. 609. Fol. 66v - 68v, XI в.; Sinait. gr. 611. Fol. 106-108v, XIV в.) в серии «Analecta Hymnica Graeca» опубликован канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Германа, отсутствующий в печатных Минеях (Ταμεῖον. Ν 534. Σ. 177-178). Софронию (Евстратиадису) известны отдельные издания последований А. ч. Б., осуществленные в Венеции (1837) и в Патрах (1866, 1875, 1888, 1913); также он сообщает, что в одной из рукописей Кавсокаливитского скита на Афоне выписана служба, отличная от помещенной в греч. печатной Минее.

Ист.: BHO, N 36-44; BHG, N 51-56; BHL, N 289-301; ActaSS. Iul. T. 4. Venetiis, 17482. P. 238-270; ЖСв. Март. С. 329-341; Massmann H . F . Sanct Alexius" Leben. Quedlinburg; Lpz., 1843; La vie de Saint Alexis: Poème du XIe siècle et renouvellements des XIIe, XIIIe et XIVe siècles / Éd. G. Paris. P., 1872, 1974r; Schipper J . Englische Alexiuslegenden des 14. und 15. Jh. Strassburg, 1877; Amiaud A . La légende syriaque de Saint Alexis, l"Homme de Dieu. P., 1889; Das Leben des hl. Alexios von Konrad von W ü rzburg / Hrsg. R. Henczynski. B., 1898; Esteves Pereyra F . M . Légende grecque de l"Homme de Dieu saint Alexis // AnBoll. 1900. T. 19. P. 241-253; R ö sler M . Die Fassungen der Alexius-Legende. W.; Lpz., 1905; Адрианова В . П . Житие Алексия, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917 [слав.]; Dunn J . Life of Saint Alexis // Revue Celtique. 1920/1921. T. 38. P. 133-143; ̓Ακολουθία καὶ βίος τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ̓Αλεξίου. ̓Εν Κιάτῳ, 1933; Servaes F . W ., Bripius J . De laudibus sancti Alexii. Köln, 1966; Cerulli E . Les vies éthiopiennes de saint Alexis l"Homme de Dieu. Louvain, 1969. Vol. 1-2. (CSCO. T. 298-299; Aethiop. 59-60); Житие и деяния человека Божия Алексия // Византийские легенды / Вступ. ст., пер., примеч. С. В. Поляковой. М., 1994р. С. 156-161; ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 789-796.

Лит.: Бессонов П . Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д . Стихи и сказания про Алексея Божия человека // Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L . Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge // Mélanges d"archéologie et d"histoire d"École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F . La vie syriaque de S. Alexis et l"authenticité substantielle de sa vie latine // Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J .-P . Alexis (1) // DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L . Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B . de . Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis // AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М . Ф . Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C . E . Les origines de la légende de Saint Alexis l"homme de Dieu // Revue belge de philologie et d"histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A . La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté // Études sur l"histoire de la pauvreté / Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W . Alexius // TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H . Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum // Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch . An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А . В . Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии // ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А . Г . Житие Алексея Божия // СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С . А . Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M . van . La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne // OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem . Le monachisme syriaque // Le monachisme syriaque aux premières siècles de l"Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г . И . Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания) // Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А . А . Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

А. Ю. Никифорова

Иконография

Самое раннее предположительное изображение А. ч. Б. сохранилось на одном из фрагментов фрески в крипте рим. ц. святых Вонифатия и А. ч. Б. на Авентинском холме (VIII в.). Уже в древних памятниках заметно сходство облика А. ч. Б. и св. Иоанна Предтечи : напр., на миниатюре в лондонской, т. н. Феодоровской, Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19 352. Fol. 165r). Рус. иконописные подлинники XVI-XVIII вв. также отмечают это сходство, описывая святого следующим образом: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь» (Софийский подлинник. РНБ. Соф. № 1523, 2-я четв. XVII в.); «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»» (Филимонов. С. 295); «борода космочками» (Строгановский подлинник, посл. треть XVIII в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., также говорится, что А. ч. Б. «подобен Предтече» (Ч. 3. § 13. № 72).

В Минологии за февраль-март (ГИМ. Син. гр. № 183. Fol. 211r, 2-я четв. XI в.), исполненном в К-поле, вероятно, для имп. Михаила IV, представлена кончина А. ч. Б. У одра святого изображены имп. Гонорий, берущий из рук А. ч. Б. свиток с его жизнеописанием, в изголовье - священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах - скорбящий отец святого. изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в К-польский синаксарь. Это единственный в визант. искусстве пример сюжетной композиции, посвященной А. ч. Б.

Впосл. в рукописных Минологиях помещаются единоличные изображения святого (напр., Минологий, созданный в Фессалонике в 1327-1340 гг.- Охоn. Bodleian. F.1. Fol. 32v; греко-груз. рукопись XV в.- РНБ. O. I. 58. Л. 104). Подобные изображения встречаются в циклах иконных минологиев (напр., Лицевой Минологий за год на 6 иконах, Синайский гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в.), в монументальных росписях XII-XV вв. (напр., ц. св. Иоанна Богослова в Гарденице в Лаконии (Пелопоннес), 1-я пол. XII в.; кафедральный собор в Монреале (Италия), 1180-1190).

В храмовых росписях изображение А. ч. Б. обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в ц. Вознесения в Милешевском мон-ре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,- поясное изображение во 2-м ярусе на юж. стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг. (обновлены в 1568),- в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в ц. св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко А. ч. Б. изображается в календарных циклах росписей, к-рые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, напр. ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.

На Руси одно из ранних изображений А. ч. Б. имелось в росписи конхи жертвенника ц. Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где А. ч. Б. и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение »; во фресках 1378 г. Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине А. ч. Б. представлен в рост в помещении жертвенника на вост. грани сев.-вост. столпа; в ц. Успения на Волотовом поле , 80-е гг. XIV в.,- в диаконнике на вост. грани юго-вост. пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в ц. Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На возду́хе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ А. ч. Б. у сев. стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание » с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре А. ч. Б.; рядом с А. ч. Б. представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547–1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ А. ч. Б. на сев. грани юго-вост. столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на сев. стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

В зап. искусстве в основном изображались сюжеты жития А. ч. Б.: напр., в росписи XI в. в подземной ц. Сан-Клементе в Риме; в миниатюрах рукописей XII в. (напр., Stuttgarter Passionale. Stuttg. hist. 2° 58. Fol. 12v, ок. 1130 г.), где представлены служанки, выливающие грязную воду на святого, сидящего на нищенском ложе; Римский папа, поклоняющийся А. ч. Б., возлежащему на смертном одре. Эта традиция нашла продолжение в витражах и фресках XIV-XV вв., в гравюрах XVI-XVIII вв.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; Филимонов Г . Д . Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М., 1873. С. 83; он же . Иконописный подлинник. С. 295; Тренев Д . К ., Попов Н . Д . Миниатюры греческого менология № 183 Московской Синодальной библиотеки. M., 1911; Laty š ev . Menol. Fasc. 1. 1911. P. 245-252; Demus O . The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. P. 118; Onasch K . Ikonen. B., 1961. S. 396. abb. 121; Антонова, Мнёва . Каталог. T. 1. C. 238-239. Кат. № 273. ил. 208.11; Т. 2. C. 35-36. Кат. № 380; C. 52. Кат. № 399; С. 300. Кат. № 770; Мурьянов М . Ф . К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII в. // Ricerche slavist. , 1966. Vol. 14. P. 29-41; он же . Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Der Nersessian S . L"illustration des psautiers Grecs du Moyen Âge: Londres, Add. 19.352 (fol. 165r) // Biblioth. d. Cah. Arch. P., 1970. Vol. 5. Fasc. 2. fig. 265; Мнёва H . E . Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля 1508 года // ДРИ. М., 1970. С. 195: табл. 5:23, 24; Krausen E . // LCI. Bd. 5. Sp. 90-91; Мujовић . Менолог. С. 205, 277-279; Дёр Нерсесян С . Московский менологий // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. cт. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 105-106; Вздорнов Г . И . Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок, 1378-1978. M., 1976. С. 63, 126-127. илл. 72-73; Лаурина В . К . Реставрационные работы в ГРМ // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 179-180, 182; Γκιόλης Ν . ῾Ο ναός τοῦ ῾Αγίου ̓Ιωάννου τοῦ Θεολόγου Γαρδενίτσας // Λακονικαὶ Σπουδαί. 1977. Τ. 3. Σ. 64. Fig. 22; Spatharakis J . Corpus of dated illuminated greek manuscripts to the year 1453. Leiden, 1981. Vol. 1. N 237; Vol. 2. P. 60. Fig. 427-429; Tomekovi ć S . Les saints eremites et moines dans le décor du nartex de Mileševa // Милешева y историjи cрпског народа: Међунар. науч. скуп поводом седам и по векова постоjања. Jуни, 1985. Београд, 1987. С. 51-65. Fig. 3, 22; Бабић Г ., Kopaћ В ., ћирковић С . Студеница. Београд, 1986. С. 158. Сл. 125; Малкин М . Г . Два живописных ансамбля Дионисия и его преемников // ДРИ. М., 1989. С. 123-131; Качалова И . Я . Монументальная живопись // Качалова И . Я ., Маясова H . A ., Щенникова Л . А . Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 35-36; Щенникова Л . А . Станковая живопись // Там же. С. 49; Маркина Н . Д . Новое произведение Якова Казанца из Успенского собора Московского Кремля // ГММК: Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 8. С. 48-60; Š ev č enko N . P . The Walters" «Imperial Menologion»// J. of the Walters Art Gallery. Baltimore, 1993. Vol. 51. P. 43-64, ill; idem . Imperial Menologion: The Glory of Byzantium: Art and culture of the middle Byzantine era, A. D. 843-1261: Catalogue / The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 1997. N 56; Толстая Т . В . Изображения преподобных на алтарных преградах русских храмов XV-XVI вв. // Искусство Древней Руси: Пробл. иконографии. М., 1994. С. 23-44; Aiuto Р . D . Nuovi elementi per la datazione del Menologio Imperialе: i copisti degli esemplari miniati // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Cl. di scienze morali, storiche e filologiche. Rendiconti. Ser. 9. R., 1997. Vol. 8. Fasc. 4. P. 715-747; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. С. 540-541. № 274. Т. 2. С. 312-313. Ил. 31; Пивоварова Н . В . Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи: канд. дис. СПб., 1999. С. 14-15; она же . К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) // ДРИ: Русь и страны Византийского мира, XII век [в печати].

T. B. Толстая

Алекси?й, человек Божий

Икона XVIII век
Рождение:

IV век в Риме

Почитается:

в Православной и
Католической Церквях

В лике:

преподобных

Главная святыня:

мощи в базилике свв Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме

День памяти:

Алекси?й, челове?к Бо?жий (греч. ???????? ? ???????? ??? ???? ; конец IV века - начало V века) - христианский святой (в лике преподобных), аскет. Почитается Православной (день памяти - 17 марта по юлианскому календарю) и Католической (день памяти - 17 июля) Церквями. Житие святого Алексия было широко известно и популярно как на Востоке, так и на Западе. Мощи Алексия, человека Божия, находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме.

Реальное существование Алексия не подтверждается никакими источниками, кроме житийных, в связи с чем его историчность остаётся под вопросом.

Жизнеописание

История святого Алексея известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём Алексий умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V - начале VI веков. Около IX века появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.

Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью ». После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.

После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) Алексий пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Шанлыурфа в Турции). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.

По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

Никем не узнанный Алексий вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли Алексия, но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, Алексий продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.

В 417 году во время воскресной литургии в соборе святого Петра глас Божий указал молящимся: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его ». В следующий четверг тот же глас указал народу: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите ». Император Гонорий и папа Иннокентий I напрасно спрашивали Евфимиана - он ничего не знал о живущем в его доме праведнике. И лишь тогда приставленный к Алексию слуга рассказал Евфимиану о подвижничестве Алексия.

Евфимиан, поспешно вернувшись в свой дом, не застал Алексия в живых. Лицо усопшего сияло, а в руке у него был некий свиток. Напрасно Евфимиан и домашние пытались изъять свиток из рук святого. Только когда прибывший в дом папа Иннокентий I испросил у святого позволения прочесть свиток, рука Алексия разжалась. Из свитка присутствовавшие узнали о том, кем на самом деле был человек Божий.

Тело Алексия было выставлено для прощания на площади, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии и похоронили его в церкви святого Вонифатия на Авентинском холме.

Почитание святого Алексия

Широкое распространение получила история святого Алексия на православном Востоке. Первые упоминания о человеке Божием (пока что безымянном), жившем милостынею в Эдессе при епископе Раввуле (412-435) и оказавшемся впоследствии родом из знатной римской семьи, встречаются уже в V веке в сирийских источниках. До IX века включительно почитание святого Алексия распространяется сначала по Сирии, а оттуда по всей Византийской империи. Начиная с X века, имя святого Алексия появляется в римских святцах.

Возникновение культа святого Алексия на христианском Западе связывается с приездом в Рим сирийских священнослужителей, вынужденных бежать от мусульманских притеснений. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII митрополиту Сергию Дамаскскому. Сергий основал при церкви монастырь для монахов как греческого, так и латинского обрядов. Возникший монастырь прославился как «Обитель Святых », в последующие века обитель стала одним из центров благочестия, а её насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Наиболее известным выходцем этой обители был святой Адальберт Пражский.

В 1216 году мощи святого Алексия были обретены и положены под главным престолом церкви на Авентинском холме. Сама церковь уже с 986 года стала называться в честь уже двух святых - Вонифатия и Алексия. Мощи святого Алексия были разделены: глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (по преданию подарена обители императором Мануилом II), в новгородском соборе святой Софии хранилась рука святого похищенная, согласно сказанию XVII века, из Рима новгородским купцом. От мощей частицы отделяются и в настоящее время: например, в 2006 году в дар Иоанно-Предтеченскому монастырю из Италии была передана частица мощей святого Алексия.

Скорее всего, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, вышедшим из «Обители Святых », житие святого Алексия стало широко известным в Западной Европе. Поэма Тибо Шампанского о святом Алексии является первым произведением, написанным на лангедойльском диалекте французского языка. О жизни святого Алексия рассказывается в «Legenda aurea» («Золотой легенде») и «Vita dei Patri» - ценных житийных источниках XIII века. В 1632 году в Палаццо Барберини была поставлена опера о жизни святого Алексия на музыку Стефано Ланди и либретто Джулио Роспильози (будущего Климента IX). В 1710 году Камилло де Росси написал ораторию на тот же сюжет.

Житие святого Алексия было очень популярным сюжетом для церковного искусства в Италии. Самой ранней из известных фресок является «Житие святого Алексия» в базилике святого Климента в Риме. На этой фреске изображены события последних лет жизни святого: возвращение в Рим и встреча с отцом; почивший Алексий с хартией в руке; папа Иннокентий I умоляет святого разжать руку; родные узнают в почившем своего сына.

Из Византии почитание святого Алексия человека Божия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву » (1790 год) Александра Радищева, история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы.

Иконография

Предположительно самое раннее (VIII век) изображение святого Алексия сохранилось на фреске в крипте базилики святых Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме. В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения Алексия с Иоанном Предтечей:

…образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нём написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения ».

В росписях православных храмов изображение святого Алексия обычно помещалось в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников. В русской иконописи изображения святого Алексия часто носят патрональный характер. Особенно ярко это проявилось в середине - второй половине XVII века так как святой Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича. В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной).

Для европейского искусства характерны в основном отдельные сцены жития святого Алексия (например, на фресках XI века в церкви Сан-Клементе в Риме, в миниатюрах рукописей XII века). Наиболее часто изображали служанок, выливающих грязную воду на святого в одеждах нищего или римского папу, приклоняющего колени перед Алексием, лежащим на смертном одре. Эта традиция прослеживается в витражах и фресках XIV-XV веков и в гравюрах XVI-XVIII веков.

Гимнография

На Востоке ранние тексты службы святому Алексию известны по Типикону Великой церкви (X век), Стишному Прологу (XI век), Студийско-Алексиевскому Типикону (1034 год). В западных источниках: Мессинском Типиконе 1131 года и Евергетидском Типиконе (первая половина XII века) имеются указание на совершение службы Алексию с Аллилуйя, а при совпадении празднования с субботой или воскресением - петь стихиры, седальны и читать житие.

Православная гимнография
Тропари, глас 4 Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах, яко бесплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие.
Яко чистоты светильник пресветел показался, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрия делатель преизряден. Сего ради предстояши Господеви, всех Царю. Егоже моли даровати нам мир и велию милость.
Кондак, глас 2 Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в ним нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование.

В настоящее время в православной церкви употребляется служба святому Алексию, содержащаяся в минеях студийской редакции, и канон святому, составленный преподобным Иосифом Песнописцем.

Современный взгляд Католической Церкви

В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора, праздник святого Алексия человека Божия был исключён из нового издания Общего Римского календаря (1969). Таким образом, воспоминание святого Алексия 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви, оно совершается лишь в странах и монашеских орденах, связанных со святым. В католическом ордене алексиан, чьим покровителем является святой Алексий, его память совершается с особой торжественностью. Основанием для исключения из Общего календаря послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В Католической энциклопедии житие святого Алексия излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой ».

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел.

В честь Алексия, человека Божьего, был назван источник и район города Харькова Алексеевка.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Католическая энциклопедия (англ.)
  • Алексий, человек Божий // Православная энциклопедия

Святые покровители носящих имя Алексей

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси
Память святителя Алексия, митрополита Московского в течение года празднуется четыре раза: 12/25 февраля, 20 мая/2 июня - день обретения честных мощей святого, в день Собора Владимирских святых - 23 июня/6 июля и в день Собора святителей Московских - 5/18 октября.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси – покровитель Москвы и Московской области, известен как чудотворец. Ему молятся об излечении глазных заболеваний, когда грозит потеря зрения, перед операциями на глазах. Икона святителя защитит дом от обрушения в случае аварии или стихийного бедствия. Как покровитель по имени, святой Алексий позаботится о Вашем здоровье, сохранит благополучие в семье, поможет воспитать хороших детей.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святителя Алексия, митрополита Московского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой преподобный Алексий, человек Божий
День памяти установлен Православной Церковью 17/30 марта.
Святой Алексий – пример величайшего христианского смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби. Молитва, обращенная к иконе Преподобного Алексия, поможет больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Алексий Бортсурманский, иерей Праведный Алексий родился в селе Бортсурманы Симбирской области в 1762 году. Отец его был священником, и Алексий тоже закончил духовную семинарию. После чего был рукоположен во диакона.

Один случай изменил всю жизнь праведного Алексия, сделав его ревностным подвижником Божиим. Как-то раз отца Алексия позвали к умирающему человеку в близлежащую деревню. Была глубокая ночь, отец Алексей не совладал со своим раздражением и сердито выгнал посланника, а сам лег спать. Но уснуть так и не смог мучимый стыдом за содеянное. Он собрался и поехал. Когда отец Алексий вошел в дом к умирающему, тот уже умер, а около его постели стоял ангел со Святой Чашей в руках.

Явление ангела настолько поразило отца Алексия, что он упал на колени около постели скончавшегося и молился всю ночь. Вернулся отец Алексий уже совсем другим человеком. Жил в постоянной молитве и посте. Каждый день совершал литургию. Все свободное от службы и молитвы время посвятил помощи ближним. Утешал приходивших к нему людей, тайно помогал попавшим в беду.

А ближе к концу жизни он совсем отказался от мирских забот, совершая аскетические и молитвенные подвиги. Отец Алексий сподобился многих Божественных откровений, за его святую жизнь Господь наделил святого Алексия даром исцеления и прозорливости. Слава о Бортсурманском Чудотворце распространилась далеко за пределы его селения.

Богомольцы той местности, где жил праведный Алексий, приходившие к великому русскому святому Серафиму Саровскому, чтобы получить благословение, слышали от преподобного старца слова о том, что у них есть свой ревностный молитвенник: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».

Чудеса исцеления продолжались и после кончины праведного Алексия. В народе существовал обычай, после молитвы на могиле святого Алексия взять с собой горстку земли, которая помогала излечить самые тяжелые болезни. Как и обещал незадолго до своей кончины, святой Алексий не забывает тех, кто его помнит.

Алексий Зосимовский (Соловьев), иеросхимонах
Преподобный Алексий родился в 1846 году в московской многодетной семье. Отец его был настоятелем храма преподобного Симеона Столпника, он то и стал для Алексияобразцом благочестия. Личность отца, его образ жизни заложили основы нравственного и духовного развития будущего подвижника.

С детства Алексий сторонился веселых забав и развлечений, его притягивала иная жизнь, жизнь во славу Господа. Сверстники часто обращались к нему с просьбой рассудить спор, признавая таким образом его мудрость уже в столь юном возрасте. С детства пел в церковном хоре, преподобный Алексий очень любил музыку. В 1866 году Алексий завершил обучение в семинарии, но в Духовную Академию не пошел, выбрав скромный путь приходского диакона. Служил в храме Святителя Николая в Толмачах.

Через 28 лет преподобный Алексиий был рукоположен в сан в пресвитера и определён в штат Кремлёвского Успенского собора. Всю свою жизнь преподобный наполнил молитвой, часто он вел службу за других, внеочерёдно. После смерти жены отца Алексия тяготила мирская жизнь, но он не уходил в монастырь - ждал, когда подрастет сын - Михаил. Как только Михаил женился, преподобный Алексий покинул Успенский собор и ушел в Зосимову пустынь.

Здесь он принял монашеский постриг. Игумен Зосимовой пустыни - отец Герман, принимая всеми уважаемого и известного отца Феодора (так звали преподобного до принятия монашества), служившего в главном храме страны, опасался, что новый послушник «заражен» грехами гордости и самомнения. Поэтому первое время отец Герман специально смирял преподобного Алексия, так, например: ему выдавали самое плохое одеяние, на службе ставили ниже всей братии.

Вскоре отец Герман узнал насколько высоки у преподобного Алексия иноческие душевные качества, понял его светлую душу. Настороженность к новоприбывшему сменилась уважением, а уважение любовью. Многие молодые монахи стали духовными детьми преподобного Алексия и приходили к нему исповедоваться, а через несколько лет и отец Герман выбрал святого Алексия своим духовником. Преподобному Алексию поручили учить молодых монахов Закону Божию.

С течением времени основным делом преподобного Алексия стало старчество и духовное наставничество. К нему со всех сторон шли люди разных профессий и разного положения, священники и миряне.

Привлекал их отец Алексий своей искренностью, он никогда не лицемерил, не говорил угодных человеку слов, всегда очень трепетно относился к человеческой душе, обладал мудростью и даром прозорливости. Его благочестивая жизнь, молитвенные подвиги и глубочайшее смирение были образцом для подражания.

По многу часов подряд, без перерыва принимал отец Алексий стекавшихся к нему духовных чад, со временем даже пришлось ввести билеты для исповедников: 110 билетов на два дня.

Конец жизни преподобного был омрачен событиями, происходившими в 1917 году в России. В 1923 году власти закрыли Зосимову пустынь, преподобный Алексий перебрался в Сергиев Посад. К тому времени преподобный уже с трудом передвигался, а потом и вовсе слег, в 1928 году преподобный Алексий скончался.

Алексий Константинопольский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 9/22 августа.

Алексий Константинопольский пострадал за иконы. Он происходил из знатного рода. Как образованный человек, он не одобрял возникшего в Византии религиозно-политического движения, направленного против икон. В 730 году император Лев III с поддержкой патриарха иконоборца Анастасия запретил их почитание. Он отдал приказ убрать все образы из храмов.

Алексий Константинопольский вместе с другими жителями города стал свидетелем того, как срывали чудотворную икону Спасителя с Медных Ворот. Многие годы она находилась под верхней площадкой. Что бы ее достать воин воспользовался длинной лестницей. Пока он снимал образ, внизу в толпе поднялись возмущенные таким святотатством крики. Алексий и другие люди оттолкнули лестницу и воин разбился. Разгневанный император приказал посадить их в тюрьму. Там они пробыли 8 месяцев, и каждый день мужественно переносили мучения, которым их подвергали. После всех узников казнили. Так Алексий Константинопольский принял мученическую смерть. Через 139 лет его мощи были найдены нетленными.

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 24 апреля/7 мая.

Жил в XIII веке. Совершал свои подвиги во имя Христа ежедневно и в течении всей жизни в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

30 марта празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. Где в Москве можно помолиться этому святому?

– один из самых почитаемых в христианском мире святых. В 1969 году из календаря Католической Церкви его имя было исключено, так как житие преподобного не подтверждается историческими источниками. Впрочем, это не мешает сохранению в лоне Католической Церкви ордена алексиан, активно занимающегося социальным служением и считающим своим небесным покровителем преподобного Алексия.

Что касается Православной Церкви, то у нас почитание преподобного Алексия не прекращается с IX века. На Руси житие аскета, отказавшегося от семьи и жившего подаянием, распространяется с XI века. Но мощей святого и храмов в его честь существовало мало. В середине XVIII века среди святынь собора Софии Новгородской упоминается похищенная в Риме местным купцом рука преподобного, но сейчас ее там нет.

В Москве святынь, связанных с именем преподобного Алексия, тоже немного. В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (дом 20) находится чтимая икона преподобного, написанная в живописной манере. Святой Алексий изображен на ней пишущим хартию, в которой, согласно житию, он сам изложил свою историю и просил прощения у родителей и безутешно оплакивавшей его невесты.

Еще одна святыня – икона с частицей мощей преподобного – находится в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря (Мал. Ивановский пер., 2). В обители также пребывают множество чудотворных и почитаемых икон и мощей, а в алтаре собора – частица Животворящего Креста Господня.

Другая икона с частицей мощей находится в храме преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе (2-й Красносельский пер., 3 – добираться пешком от ст. метро Красносельская).

Храм преподобного Алексия, человека Божия, в Красном селе

История этого храма уникальна: он относился к монастырю, который трижды менял «место жительства». В XIV веке Алексеевский Зачатьевский монастырь стоял на Остоженке. В 1547 году, после очередного пожара, обитель была переведена в урочище Чертолье – ныне улица Волхонка.

В 1633-1634 гг. в честь рождения цесаревича Алексия, чьим небесным покровителем был преподобный Алексий, человек Божий, была выстроена посвященная святому одна из последних двухшатровых церквей. Позже указом Патриарха Никона строительство на Руси шатровых храмов было запрещено – предписывался повсеместный переход к крестово-купольному зодчеству, как более древнему.

В 1838 году монастырские постройки были уничтожены. На их месте начал строиться храм Христа Спасителя. Обитель перевели в окраинное Красное Село.

В 30-х годах XX столетия монастырь повторил судьбу большинства обителей русской земли – был закрыт. В храме преподобного Алексия создали дом пионеров.

Только в 2000-м году церковь была передана верующим, причем восстановительные работы начались лишь спустя два года. А главная святыня – образ Алексия, человека Божьего, с частицей мощей – была пожертвована храму неизвестным коллекционером в 2001 году.

С древних времен почитают святого Алексея. Это Божий человек, который не был пострижен в монахи, однако причислен к лику преподобных.

«О Великий Христов угодник, святой Божий человек Алексей, моли Бога о нас!» - так может звучать краткая молитва, которую можно читать ежедневно любому человеку о защите своего дома, семьи, города и государства в целом. Можно просить помощи и защиты в опасных житейских ситуациях, на море и на суше, в зоне военных действий и просто утром, на день грядущий.

Имя

Защита, отражение, предотвращение - все эти слова характеризуют Алексея. Это имя занимает особенное положение на Руси. В православном календаре день святого Алексея встречается не один раз, есть несколько святых с таким именем. Православные верующие особо почитают сына Романовых - царевича Алексея. Царевича Алексея и преподобного связывает невидимая нить. Ведь только при нем стали служить в храмах специальную службу и строится храмы с именем святого.

Например, по приказу царя Михаила Романова, в селе, входящем в собственность княжны Трубецкой, был построен храм имени преподобного. Это село носило название Копытово, а позже переименовано в Алексеевское. Здесь царь проводил достаточно времени, охотясь и просто отдыхая с семьей. Именно из этого места он отправлялся на богомолье в Со временем деревянная церковь обветшала, и ее разобрали. Престол же перенесли в построенный каменный храм Тихвинской Божией Матери, где теперь есть Алексеевский придел.

Корни

Сам святой Алексей имеет римские корни. Его родители были благочестивы, имели знатное происхождение. Отца звали Евфимиан, а мать - Аглаидой. Рождение долгожданного сына римской четы пришлось на 5-й век. Алексей воспитывался в христианских традициях, на примере родителей, которые постоянно помогали нищим, вдовам, странникам, сиротам и всем, кто нуждался в их помощи. С юных лет он хотел служить только одному Богу, однако, когда достиг возраста совершеннолетия, вынужден был обручиться с молодой девушкой из знатных.

Но не прожив с ней, сразу молодой жених отдал невесте свое кольцо. «Пусть между нами будет Господь…» - сказал Алексей, дав понять жене, чтобы она хранила кольцо, пока Бог не обновит их своей благодатью. Сказав сие, он отправился в Азию, где раздал все, что у него было, и принял облик нищего.

Теперь Алексей, святой человек, стал простым нищим, просящим возле храма подаяния. Ночи он отвел для горячей молитвы к Богу. Так длилось на протяжении семнадцати лет. Едой преподобному служили только вода с хлебушком. Нельзя описать радость, испытанную им при принятии милостыни от собственных слуг, которые находились в поисках пропавшего господского сына и промыслом Бога оказались в этих местах.

Слуги не узнали хозяина в исхудавшем нищем, просящем подаяния у храма. Алексей прослыл человеком Божиим и праведником среди местного населения. Дабы слава не зацепила его сердце, он решил покинуть это место и отправился из Эдессы, города, где провел все это время (сегодня это современная Турция), куда глаза глядят, сев на первый попавшийся корабль, который направлялся в Тарс (на родину апостола Павла).

Промысел Божий

Но промыслом Божиим святой Алексей не попал в место назначения. Сильная буря изменила ход корабля, и он оказался снова в Риме. Придя к себе домой, он не был узнан своими родителями, женой, слугами… Но они с радостью приняли странника и предоставили ему место в своих владениях. Так праведник провел еще семнадцать лет, подвергаясь всяческим издевкам со стороны слуг, которые отбирали у него пищу, присылаемую богомольцу с господского стола. Нельзя сказать, что святой прожил эти годы легко, наблюдая со стороны за родителями и женой, которые скорбели о пропавшем Алексее…

Смерть

Почувствовав приближение смерти, святой Алексей, человек Божий, описал подробно свою жизнь. А в это же самое время народ услышал глас Бога в самом соборе Святого Петра, который призывал найти человека Божия, способного помолиться о Риме. Люди были в недоумении, как услышали второй раз призыв Бога. Это произошло уже в присутствии самого императора Гонория. Голос указал на дом господина Евфимиана, где слуги подтвердили о присутствии в нем нищего, который творит непрестанную молитву и смиренно сносит все унижения. Придя в дом к Евфимиану, люди увидели почившего смертью праведника Алексея, лицо которого сияло, а в руках был свиток с описанием всей его жизни.

Первые чудеса

Долго рыдали родители и жена у тела святого. Они были поражены его праведностью. А свиток в руках Алексея был так зажат, что никто не мог его взять. И только после того, как сам император смиренно встал на колени перед телом праведника и просил его разжать руки, дабы взять написанное, свиток стал доступен для прочтения.

После того как тело подвижника было перенесено на соборную площадь, к нему потекли потоки паломников, многие из которых получили чудесные исцеления. Останки святого нес даже сам император. Погребен богомолец был тридцатого марта в церкви Святого Вонифатия. Теперь это День святого Алексея. Именно здесь он когда-то венчался со своей женой. Так святой Алексей, не приняв монашеского пострига, достиг праведности и почитается как великий подвижник, получивший лик преподобного.

Почитание

До десятого века почитание святого распространялось в основном по православному Востоку. С десятого века его имя появляется в святцах Рима. В 1216 г. были обретены мощи святого. Они положены под престол храма, расположенного на Авентинском холме. Хотя сама церковь еще с 986 г. носила имя святого Вонифатия и Алексея. Ниже расположено фото святого Алексея, изображенного на иконе. Сегодня мощи святого разделены и хранятся в разных частях православного мира. Существуют предания о подаренной императором Мануилом вторым греческой обители Агиа-Лавра главе Алексея, о похищении новгородским купцом руки праведника из Софии и другие. В 2006 г. в Иоанно-Предтеченский монастырь прибыла частица мощей, подаренная итальянской стороной.

В Западной Европе имя святого быстро приобрело известность, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, прибывшим сюда с Востока. Первым европейским произведением стала поэма, написанная лангедойским диалектом французского языка, автором которой стал Тибо Шампанский.

Прославление образа

В России образ святого, его жизнь и подвижничество вдохновили художников и писателей на создание различного рода произведений. Его почитание пришло из Византии. В Средние века приобрела большую популярность книга «Святые сказания», автором которой был Иаков Варагинский. В народе это сочинение известно больше под названием «Золотая легенда». По всей Европе было известно об этих легендах. В книге было описано двести житий святых, среди которых был и праведник святой Алексей. Сочинения были переписаны в монастырях на разные языки: от каталонского, немецкого до польского.

«Золотая легенда» не раз подвергалась критике во времена Реформации, но при этом по популярности она уступала только Библии. Вплоть до семнадцатого века на основе сказаний из «Золотой легенды» было созданы множество икон, картин, гравюр, фресок, ораторий, опер и других произведений искусства. Среди них весомое место занимает святой Алексей. На Руси в это самое время, при царствовании Алексея Михайловича, было сложено множество песен, стихов и сказаний, посвященных праведнику.

Времена СССР

Но и в последующие годы имя Алексей было прославлено. Например, во времена Советского Союза героев с именем Алексей было достаточное число. Была даже написана известная песня «Алеша», авторами которой стали и Эдуард Колмановский. Алеша - это был собирательный образ, национальный герой не только для русских, но и для болгар. Песня «Алеша» стала гимном города Пловдива, а рядовой Алексей Скурлатов стал прототипом для одиннадцатиметрового монумента. Он был участником военной операции 1944 года в Болгарии, разведчиком и связистом телефонной линии между Софией и Пловдивом.

Забвение

К сожалению, после определенных событий в 1989 году песня «Алеша» перестала играть ежедневно на радиостанции города Пловдив. Местная община требовала снести и монумент как признак «советской оккупации». Однако по решению болгарского Верховного суда памятник не тронули, оставили его как символ Второй мировой войны. Имя Алеша до сих пор является очень популярным среди славянского населения, особенно в России и Болгарии. А в известном городе Харькове в честь святого назван целый район - Алексеевка. Там же находится и источник с одноименным названием.

Иконография и церковные службы

Касательно иконографии можно сказать, что первая икона Святого Алексея относится ко временам восьмого века. Он был изображен на фресках Римского храма Святых Вонифатия и Алексея на Авентинском холме. Русская иконопись характеризуется некоторым сходством в образах святого Иоанна Предтечи и праведника Алексея. В Европе иконопись в основном изображает сцены из жизни богомольца, согласно сказаниям, описанным в разных источниках. Чаще всего изображаются римский папа с преклоненными коленями перед почившим святым и слуги, выливающие грязную воду на нищего Алексея.

На службах в церкви православный святой Алексейупоминается в студийной редакции миней и при чтении специального канона, составленного Иосифом Песнописцем. В отличие от православной церкви, католическая исключила празднование святого из нового календаря.

Это произошло в ходе реформаторского движения. Теперь этот день необязателен для празднования, но стал памятным и торжественным для монастырей и орденов, носящих имя праведника. Однако святой Алексей житие свое прожил так не для прославления себя, а для возможности соединиться со своим Небесным Отцом, творцом всего видимого и невидимого, даятелем жизни и света, любви и добра.

Молитвенные воздыхания

По всему христианскому миру слышны воздыхания к Богу и просьбы, обращенные ко святому. В православии это особенный праведник, к которому ежедневно обращаются верующие. Известно множество случаев исцеления и других чудес, которые проявляет Бог по отношению к людям, в сердцах и устах которых звучит молитва святому Алексею, просьбы помочь, обращенные к праведнику, стяжавшему у Бога великую благодать своей подвижнической жизнью.

Эта молитва описана во многих православных молитвословах и других источниках. Их можно приобрести в церковных лавках, православных храмах, можно найти на электронных ресурсах в интернете. Однако, даже если у вас нет ее под рукой, вы всегда можете в глубине своей души в сердечной молитве обратиться к святому за помощью. Скажите своими словами все то, что наболело, обратитесь к нему как к другу и живому предстоятелю пред Всевышним. Будьте уверены: ваша просьба будет обязательно услышана, и, если она не противоречит Божьему закону, если она не будет направлена во вред другим или самому себе, Бог обязательно ответит на просьбу святого Алексея о вашей нужде.