Хип-хоп группы

Вряд ли в наше время есть кто-то, кто не слышал такого словосочетания - «хип-хоп». Слышать-то слышали, да вот не все наверняка знают, что оно обозначает. Танец это или музыка? А может и то, и другое? Нужно разобраться…

Что такое хип-хоп

«Хип-хоп - это стиль жизни», - говорят приверженцы данного направления. И такое определение, безусловно, полностью характеризует его. Хип-хопом нельзя заниматься, не живя им.

Это культурное движение появилось в начале 1970-х годов в Америке, в среде афроамериканцев. Это так называемая уличная культура, которая, став популярной среди черных, в дальнейшем завоевала и признание белых. Изначально к хип-хопу относились только музыка и танцы, но затем «география» хип-хопа расширилась. Социальный протест - вот что такое хип-хоп представлял из себя поначалу. Протест против всего, что не устраивало молодое поколение. Впрочем, подобные нотки сохраняются в этой культуре и поныне, другое дело, что она превратилась в модное (а значит и коммерческое) направление уже в начале нашего столетия.

Виды хип-хопа

Существует несколько направлений, помогающих понять, что такое хип-хоп, поскольку каждое имеет свое особое значение. В музыке это рэп и битбокс, в танце - брейк-данс, хаус, флексинг и прочие, в изобразительном искусстве - граффити, в спорте - стритбол. Некоторые относят к уличной культуре, в том числе и баскетбол. Важно отметить, что человек, занимающийся хип-хопом, не обязательно должен посвящать себя лишь одному направлению, он вполне может совмещать и увлечение рэпом, и брейк-данс и даже «наскальную живопись» граффити.

Особенности

Основным отличием хип-хоп культуры является свободный стиль в одежде. Считается, что начало такой моде положили тюремные робы огромных размеров, куда мог влезть любой. Также и в хип-хопе - принято носить вещи, на размер, а то и несколько, больше, чем нужно.

«Классикой жанра» здесь являются широченные штаны или джинсы, кроссовки (не кеды!), мешковатые толстовки с капюшонами, которые закрывают лицо, узкие шапки, кепки с широкими козырьками (для тех же случаев). Некоторые представители хип-хоп движения (в основном афроамериканцы) любят различные аксессуары - массивные цепи (золотые, например), напульсники, кулоны и всякое такое. Что хип-хоп еще отличает от прочих культур, так это особые прически - коротко стриженые волосы либо дреды, но не слишком длинные.

История танца

Главным из всех танцев хип-хопа считается брейк-данс. Он возник самым первым, и появлением своим обязан человеку по имени Кул Херк. Вернее сказать, брейк-данс потихоньку развивался и до него, однако не в таком виде, каким его знают сейчас. Танцоры крутили элементы, стоя на ногах, а не на голове. Именно с Кул Херка же началась другая эра брейк-данса. Он читал тексты под музыку (позднее это перерастет в рэп), а между выступлениями делал перерывы (то есть «брейки», с английского break - перерыв), для того, чтобы танцоры («дэнсеры», с английского dance - танец) могли показать свои навыки. Так и стал популярным брейк-данс - первый танец в хип-хоп культуре (впрочем, данная культура тогда еще не имела своего названия, но об этом чуть позже).

Уже впоследствии один за одним стали появляться иные танцевальные направления, а затем возникли и баттлы, так называемые встречи-споры между командами или отдельными танцорами, когда они по очереди демонстрируют свои таланты и умения.

Главной особенностью танца является импровизация. Выступающий не придумывает заранее движения, он выходит и действует «по наитию». И если сначала хип-хоп танец был уличным, то теперь его активно изучают и в танцевальных студиях. Особенную популярность он завоевал после выхода фильмов, ему посвященных (например, «Шаг вперед» или «Бит Стрит»).

Музыка хип-хопа

Хип-хоп в музыкальной индустрии появился примерно в те же годы, что и в танце. Первые мастера хип-хоп песен называли себя Master of Ceremony (сокращенно MC), вот откуда пошло это слово. Они были ди-джеями (сокращенное от английского disk-jokey), сводившими начитанный под определенный ритм рифмованный текст. Такая музыка снискала большую популярность на вечеринках.

Помимо Кул Херка, читавшего таким образом своим тексты, среди «первопроходцев» в рэп-культуре можно отметить ди-джея Африку Бамбату и Сильвию Робинсон. Именно последняя смогла сделать так, что рэп зазвучал «из каждого утюга». В то время, когда никаких пластинок, студий и прочего еще не было и в помине, она организовала студию звукозаписи для рэп-исполнителей. Первый сингл в этом формате появился на рынке в 1979 году и просто взорвал его. В песне были отражены все главные темы хип-хоп культуры - независимость, свобода, секс, быт, соперничество.

Популярность среди белых рэп обрел к середине 1980-х годов, а в девяностые появляются такие яркие представители этого движения, как Доктор Дре, Снуп Дог, Тупак Шакур, в конце десятилетия - Эминем (единственный белый из перечисленных) и другие. Хип-хоп, рэп выходят за пределы Соединенных Штатов и начинают свой путь к славе по остальным странам.

Первую награду, а значит, и первое официальное признание деятели рэп-культуры получили в 2004 году. Тогда престижная премия «Грэмми» за лучший альбом была отдана именно рэп-исполнителям.

Граффити

Происхождение слова «граффити» связано с итальянским (graffito - царапать) и греческим (graphein - писать) языками. Это вид изобразительного искусства на стенах домов, лестницах, гаражах - в общем, самовыражение в живописи в общественных местах. Сейчас граффити у многих ассоциируется с вандализмом, потому что, к большому сожалению, некоторые предпочитают «самовыражаться», на деле только портя предметы культуры, старины или памяти, расписывая их нецензурными словами или похабными картинками. Однако начиналось все совершенно иначе.

Первое граффити приписывается некому молодому нью-йоркцу по имени Джулио, который оставлял свой «автограф» с именем и номером улицы на стенах во всех районах американского города. Его идею подхватил другой американец, который позже даже дал подробное интервью, где рассказал о причинах такого поступка. Вслед за двумя этими ребятами молодежь по всей стране начала «расписываться» на чем ни попадя. Этот своеобразный «флэш-моб» и назвали граффити.

В России

Русский хип-хоп появился в Самаре в начале восьмидесятых. На обыкновенной студенческой вечеринке местная команда «Час пик» сделали получасовую программу, которую потом выпустили альбомом. В конце восьмидесятых годов стали активно, как грибы после дождя, то тут, то там возникать различные рэп-команды, а в начале девяностых рэп-движение захватило страну. «Бэд Баланс», Михей, «Мальчишник», Дельфин, Богдан Титомир - вот лишь немногие имена и названия из целого списка артистов, появившихся в те годы.

В начале двухтысячных заявили о себе новые исполнители - Децл, Лигалайз, Гуф, Баста. Последний активно работает и по сей день, имея свой лейбл, кстати, выступает он под целыми тремя псевдонимами. Примерно в это же время узнали в русском хип-хопе, что такое баттлы, они зародились в нашей стране приблизительно в 2006 году и к настоящему моменту приобрели огромную популярность. Одним из наиболее известных рэп-артистов на сегодняшний день в России считается Оксимиррон.

Детский хип-хоп

Если изначально танцы в стиле хип-хопа были свойственны лишь «детям улиц», то теперь хип-хопу обучают в специальных студиях, в том числе и детских. Направление брейк-данс очень популярно среди подрастающего поколения. А поскольку учат, как правило, опытные в данном движении педагоги, детям посещать подобные занятия вдвойне веселей. Хип-хоп для детей часто организовывают в том числе и на базе учебных заведений. Таким образом, у школьников есть возможность самореализоваться практически «без отрыва» от учебного процесса.

Танцы в стиле хип-хоп очень полезны детям не только потому, что дают возможность выразить себя, но и потому, что прекрасно влияют на все группы мышц, развивая ребенка физически. И если сначала считалось, что брейк-данс - танец исключительно для мальчишек, сейчас им с удовольствием занимаются и девочки.

  1. Название «хип-хоп» переводится с английского языка как «подъем-скачок» (hip - подвижная часть тела, подъем, hop - прыжок, скачок, движение).
  2. Данное название для появившейся культуры придумал ди-джей Африка Бамбата.
  3. Известный российский рок-исполнитель Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», начинал именно с рэпа.
  4. Самым дорогим альбомом в истории мировой музыки считается альбом хип-хоп группы «Ву-Танг Клан».
  5. Официальный день рождения хип-хопа - 11 августа 1973 года.

Можно по-разному относиться к хип-хоп культуре, любить ее или ненавидеть, понимать и принимать или нет. Однако нельзя не признать, что в настоящее время именно это движение, пожалуй, является лидирующим, особенно в музыкальной индустрии. Поп-музыка и рок постепенно отходят на задний план, уступая дорогу «голосу улиц». А значит, что-то такое есть в хип-хопе, раз он живет и процветает уже столько лет.

В честь великих артистов, навсегда изменивших музыку, а также в честь их успеха, команда журнала Billboard опубликовала список лучших хип-хоп / ритм-энд-блюз певцов и певиц последних 25 лет.

Список составлен на основе еженедельных чартов Hot R&B/Hip-Hop Songs и Top R&B/Hip-Hop Albums с 5 января 1985 года до 6 ноября 2010 года. Позиции расположены в соответствии с количеством недель, проведенных на первом месте.

Тут можно увидеть и тех артистов, которых успешны и по сей день, так же как и уже и ставших классиками исполнителей, и ритм-энд-блюз див, чьи записи расходятся миллионными тиражами по всему миру, и скромных гениев, своим талантом перевернувших представление о современной музыке. Каждый исполнитель, каждый голос – все они неповторимы, и без них невозможно представить шоу-бизнес сегодня.

50. Тэвин Кэмпбелл (Tevin Campbell)
49. En Vogue
48. Джо (Joe)
47. Брэнди (Brandy)
46. Канье Уэст (Kanye West)
45. Крис Браун (Chris Brown)
44. Макуэлл (Maxwell)
43. Патти Ля Белль (Patti LaBelle)
42. Destiny"s Child
41. Не-Йо (Ne-Yo)
40. Мьюзик Соулчайлд (Musiq Soulchild)
39. Нелли (Nelly)
38. Эминем (Eminem)
37. Снуп Догг (Snoop Dogg)
36. Бобби Браун (Bobby Brown)
35. Tony Toni Tone
34. Шаде (Sade)
33. Кенни «Бэбифейс» Эдмондс (Kenny "Babyface" Edmonds)
32. Джеральд Леверт (Gerald Levert)
31. LeVert
30. Jodeci
29. Кейшиа Коул (Keyshia Cole)
28. 50 Cent
27. Алия (Aaliyah)
26. Стиви Уандер (Stevie Wonder)
25. TLC
24. Моника (Monica)
23. New Edition
22. Анита Бейкер (Anita Baker)
21. Лил Уэйн (Lil" Wayne)

20. T.I.

В 2001 году, после 27 места в R&B/Hip-Hop Albums с альбомом I"m Serious, рэппер T.I. разорвал контракт со звукозаписывающей компанией Arista Records и организовал свой собственный лейбл Grand Hustle Entertainment. Первый же альбом Trap Muzik, выпущенный самостоятельно, занял второе место в альбомном чарте в 2003 году. За ним последовали еще более успешные записи-лидеры чартов - Urban Legend 2004 года, King 2006 года, T.I. vs. T.I.P. 2007 года и вышедший в 2008 году Paper Trail, который провел на первом месте рекордные пять недель. Конечно, невероятный успех музыканта в последние годы несколько омрачен его проблемами с законом: T.I. провел год за решеткой по причине обвинения федерального суда, а в марте 2010 года после выхода на свободу впутался в еще более громкий скандал с наркотиками.

19. Тупак Шакур (Tupac Shakur)

Трагически погибший в сентябре 1996 года рэппер Тупак Шакур – настоящая хип-хоп икона. При жизни он успел выпустить только четыре альбома, два из которых достигли вершины альбомного чарта – вышедший в 1995 Me Against The World (4 недели на первом месте) и All Eyez On Me 1996 года (3 недели на первом месте). Через два месяца после его смерти был выпущен его альбом The Don Killuminati: The 7 Day Theory, где Тупак использовал псевдоним Макавели (Makaveli). Запись была лидером чарта целых шесть недель. Шокирующий факт: Тупак предсказал свою гибель на этом альбоме и был к ней совершенно готов. Музыкант оставил огромное творческое наследие, посмертно было выпущено множество его альбомов, четыре из которых становились лидерами чартов.

18. Тони Брэкстон (Toni Braxton)

Последний успех Тони Брэкстон – ее недавний релиз альбома Pulse, ставший R&B/Hip-Hop Album in 2010. Карьера певицы длится уже двадцать лет, с 1992 года она постоянно выпускает хит-синглы. Первым из одиннадцати лидером хит-парадов стал Give U My Heart из фильма «Бумеранг». Также бешеную популярность получили ее песни You"re Making Me High / Let It Flow и He Wasn"t Man Enough.

17. Boyz II Men

Участники этой потрясающей группы не уставали удивлять своими талантами с самого дебюта, случившегося в 1991 году с песней Motownphilly, достигшей четвертой позиции в R&B/Hip-Hop Songs hit, и продолжившегося с It"s So Hard to Say Goodbye to Yesterday, ставшего первым из их пяти хитов номер один. Три альбома из дискографии группы занимали первые места, что в 1999 года позволило Billboard назвать Boyz II Men лучшей группой 90-х.

16. LL Cool J

Джеймс Тодд Смит (реальное имя LL Cool J) – настоящий хип-хоп пионер. Он был одним из первых артистов, начавших записываться на ставшем одним из самых авторитетных лейблов Def Jam Recordings. Его дебютный альбом Radio достиг шестого места в R&B/Hip-Hop Albums в 1986 году. Следующий релиз Bigger & Deffer провел одиннадцать недель на вершине чарта. Больше среди рэп-артистов лидерами были только альбомы Эм Си Хаммера (MC Hammer) Please Hammer Don"t Hurt (29 недель в 1990) и Recovery Эминема (13 недель в 2010 году). В данный момент музыкант увлекся карьерой в кино и на телевидении.

15. Бейонсе (Beyonce)

После распада альма-матер певицы – мега-успешной группы Destiny"s Child (42 позиция в этом списке), Бейонсе начала сольную карьеру. В ее копилке – пять синглов номер один, среди которых такие хиты, как Irreplaceable (девять недель на первом месте) и Single Ladies (Put a Ring on It) (12 недель). Каждый из ее трех альбомов становился лидером R&B/Hip-Hop Albums. Но несмотря на успех в мировых хит-парадах и статус одной из самых талантливых артистов современности, в этом списке ее опережает собственный муж – рэппер Джей Зи (Jay-Z).

14. Лудакрис (Ludacris)

Рэппер и актер Кристофер Бриджес (настоящее имя музыканта) начинал свою карьеру как диджей на радио WHTA-FM под псевдонимом Крис Лова-Лова Chris Lova Lova. Его харизма и обнаружившийся талант отлично читать рэп воплотились на его первом сингле What"s Your Fantasy, вошедшем в первый десятку R&B/Hip-Hop Songs в 2000 году. Дебютный альбом Лудакриса Back For The First Time в том же году достиг второго места в альбомном чарте и положил начало череде успеха в карьере музыканта – четыре ее последующих альбома становились лидерами хит-парадов

13. Майкл Джексон (Michael Jackson)

Король поп-музыки вполне может быть также назван Королем ритм-энд-блюза. Это звание более чем заслуженно, принимая во внимание его семь альбомо-лидеров чарта R&B/Hip-Hop Albums (пять из которых выпущены в последние 25 лет) и бесчисленное количество хит-синглов. Несмотря на трагическую смерть Джексона, его прекрасная музыка продолжает жить с нами – и на дисках, и в чартах. В 2009 году This Is It - заглавный трек с документального фильма «Майкл Джексон: Вот и все» - вошел в первую двадцатку песенного чарта, а диск с саундтреком стал лидером чарта альбомного.

12. Кит Свэт (Keith Sweat)

Кит Свет – один из самых любимых американских артистов. Его любят поклонники всех возрастов, ведь его синглы становились хитами практически в каждую важных музыкальную эпоху: в 1988 году - I Want Her, его первая песня, попавшая в чарты; в 1991 году - I"ll Give All My Love to You или в 1998 году - Come and Get With Me, записанная совместно со Снуп Доггом. Всего в первую десятку песенного чарта вошло 16 его песен, из которых 7 добрались до первого места. В 2008 году к ним добавился еще один сингл, Just Me.

11. Принс (Prince)

Карьера Принса началась задолго до обозначенных рамок этого списка – еще в 1978 году. Когда в R&B/Hip-Hop Songs попал один из его первых синглов Soft and Wet, Принс продолжает править в этом чарте уже четвертое десятилетие с кажущимся бесконечным потоком альбомов и хитов. С 1985 года в его копилке – 30 релизов, попавших в альбомный чарт – больше, чем у любого другого артиста. Девятнадцать из них попадали в первую десятку. Три его последних альбома – 3121, вышедший в 2006 году, Planet Earth 2007 года и также тройной диск 2009 года Lotus Flow3r/MPLSound/Elixr – становились лидерами.

10. Алиша Кис (Alicia Keys)

Алиша Кис буквально ворвалась в шоу-бизнес со ставшим уже легендарным альбомом Fallin’, вышедшем в 2001 году. Каждый из пяти альбомов певицы становился лидером альбомного чарта, в том числе и последний, The Element of Freedom, открывший 2010 год пять неделями на первом месте. Алиша Кис, помимо певческого дара, обладает великолепным талантом пианистки. За девять лет ее карьеры альбомы Кис в США проданы тиражом более 17 миллионов экземпляров.

9. Фредди Джексон (Freddie Jackson)

Возможно, поклонники поп-музыки не слишком знакомы с хитами Фредди Джексона, так как он ни раз за свою карьеру не переступал десятой позиции Billboard Hot 100. Но в ритм-энд-блюз чартах он известен очень хорошо, являясь автором восемнацати песен, вошедших в первую десятку: от Rock Me Tonight в 1985 до хита 1992 года I Could Use a Little Love (Right Now). В чарте R&B/Hip-Hop Albums четыре его альбома становились лидерами, в том числе и вышедший в 1986 году Just Like the First Time, который пробыл на вершине целых 26 недель.

8. Джей Зи (Jay-Z)

Шон «Джей Зи» Картер прошел долгий карьерный путь, чтобы в 1996 году создать свой собственный лейбл вместе с Дэймоном Дэшем (Damon Dash) и Каримом Бурке (Kareem Burke) после того, как одна звукозаписывающая компания за другой отказывались подписывать с ним контракт. После своего дебютного альбома Reasonable Doubt, получившего высокую оценку критиков, а также третью позицию в R&B/Hip-Hop Albums, и второго диска In My Lifetime, Vol. 1, поднявшегося за строчку выше, вышел его альбом-прорыв - Vol. 2 - Hard Knock Life, в 1998 году пробывшего лидером чарта целых шесть недель. Всего на счету у музыканта – одиннадцать альбомов номер один (в том числе два совместных с Р. Келли (R. Kelly) диска).

7. Лютер Вандросс (Luther Vandross)

Этот певец с неповторимым голосом в период между 1985 и 2007 году записал 36 хитов, из которых двадцать вошли в первую десятку, а шесть заняли первое место в R&B/Hip-Hop Songs. К сожалению, две последних позиции случились посмертно – Вандросс умер в 2005 году в возрасте 54 лет. Ключ к популярности музыканта – его умение находить общий язык с молодой аудиторией. Он записывал дуэты с Дженет Джексон (Janet Jackson), Мэрайей Кэри (Mariah Carey) в 90-х, а в 2004 году – с Бейонсе. Песня Dance With My Father, которую он написал и исполнил совместно с Ричардом Марксом (Richard Marx), в том же году завоевала премию «Грэмми» в номинации «Песня года».

6. Ашер (Usher)

После более чем скромного начала карьеры в 1993 году (56 место у песни под названием Call Me a Mack из фильма «Поэтичная Джастис» с Дженет Джексон в главной роли и 25 позиция у дебютного альбома), Ашер добился многого – продажи его альбомов составляют более 22 миллионов копий. Помимо более чем успешной карьеры в музыке и в кино, Ашер обладает невероятным продюсерским чутьем – именно он открыл миру поп-феномен Джастина Бибера (Justin Bieber).

5. Дженет Джексон (Janet Jackson)

Легендарная Джанет – обладательница самого большого числа синглов-лидеров песенного хит-парада. Их целых пятнадцать: только Р. Келли (R. Kelly) и Ашер могут приблизиться к этому рекорду. Даже брат певицы Майкл Джексон, несмотря на всю свою популярность, записал всего восемь хитов номер один. Между 1985 и 2001 годами певица стала настоящей иконой. Песен, вошедших в первую десятку мировых чартов, у нее больше, чем у какого бы то ни было артиста: двадцать семь.

4. Мэрайя Кэри (Mariah Carey)

За свою двадцатилетнюю карьеру в шоу-бизнесе на счету у этой певицы – бесчисленное количество рекордов и наград. Ее песни восемнадцать раз становились лидерами Billboard’s Hot 100 – больше было только у The Beatles. Ее песня One Sweet Day оставалась на вершине хит-парада целых 16 недель. С мировыми продажами альбомов в 52.7 миллионов копий, Мэрайя Кэри – самый успешный ритм-энд-блюз артист, и третья по популярности исполнительница среди всех жанров, после Гарта Брукса (Garth Brooks) и вышеназванных The Beatles.

3. Уитни Хьюстон (Whitney Houston)

Когда в 1984 году Уитни Хьюстон впервые попала в R&B/Hip-Hop Songs chart в качестве приглашенной вокалистки на сингле Тедди Пендерграсса (Teddy Pendergrass) Hold Me, многим стало понятно, что эта девушка станет звездой. К тому же, талант был в ее крови: ее мать Сиси Хьюстон (Cissy Houston) – уважаемая певица в стиле госпел/ритм-энд-блюз, а двоюродная сестра Дионн Варвик (Dionne Warwick) на протяжении десятилетий была неизменной частью чартов Billboard. На счету у дивы – восемь синглов номер один и пять мегауспешных альбомов, в том числе и последний, вышедший в 2009 году диск I Look To You.

2. Мэри Джей Блайдж (Mary J. Blige)

Один из самых авторитетных музыкантов и продюсеров нашего времени Шон Дидди Комбс (Sean "Diddy" Combs) назвал ее «Королевой хип-хопа», и этот титул вовсе не преувеличение. Популярнейшие синглы исполнительницы You Remind Me и Real Love положили начало ее головокружительной карьере как одной из самых блестящих певиц своего времени. Двадцать хитов, занявших первое место, восемь альбомов-лидеров мировых чартов – достижения, которые вряд ли кто-то вскоре сможет преодолеть.

1. Р. Келли (R. Kelly)

Р. Келли стал лидером в этом списке, и место это совсем не напрасно. С января 1985 года он записал 35 топ-10 хитов, вошедших в R&B/Hip-Hop Songs (больше, чем у кого бы то ни было), и в общей сложности 84 песни, вообще попавшие в этот чарт. Среди них – одиннадцать лидеров, в том числе Bump N" Grind (12 недель на вершине хит-парада) и Down Low (Nobody Has To Know) (7 недель). 11 альбомов, ставших лидерами R&B/Hip-Hop прочно закрепили его статус как одного из ведущих артистов не только своего поколения, но и всей истории шоу-бизнеса вообще. Легендарный исполнитель не останавливается на достигнутом – в этом году вышел его 56 топ-40 сингл When a Woman Loves.

не секрет, что в последние годы мы все чаще слушаем хип-хоп, листаем инстаграмы современных девушек-эмси, например M.I.A. , и следим, как Азилия Бэнкс методично цапается с Игги Азалией и другими своими коллегами. Чтобы лучше понимать, в чем очарование современных див хип-хопа, мы решили оглянуться на 30 лет назад и рассказать о пионерках жанра, проложивших дорогу миллионам последовательниц и задавших тренды, на которых держится сегодняшняя поп-культура.

В серии постов мы расскажем о представительницах трех периодов становления хип-хоп-культуры и о том, как девушки-эмси пробивали себе дорогу в мире мужского рэпа. Сегодня речь пойдет о героинях конца 70-х-начала 90-х годов, некоторые из которых начинали как единственные участницы в мужских рэп-группах, зарабатывали первые в истории хип-хопа «Грэмми» и без зазрения совести использовали секс как оружие в борьбе за место под солнцем.

соня батоврина

MC Sha Rock

В апреле 2013-го Sha Rock назначена главным куратором литературной коллекции, посвященной хип-хоп-культуре,
в библиотеке Корнелльского университета.

Леди Sha Rock, она же Шэрон Грин, считается первой женщиной-эмси и одной из икон женского хип-хопа, на годы вперед установившей стандарты читки для будущих див речитатива. В середине 70-х, когда рэп-культура еще только-только формировалась, Sha Rock дебютировала на сцене как единственная девушка в мужской группе Funky 4 + 1. К слову, команда стала первым рэп-коллективом, который появился на американском национальном телевидении в эфире шоу Saturday Night Live, и первой рэп-группой, заключившей контракт с рекорд-лейблом. Еще одним творческим успехом Funky 4 + 1 стал 9-минутный трек «That"s the Joint», удостоившийся звания лучшей песни 80-х от музыкального критика The Village Voice Роберта Кристгау.

Помимо громкой музыкальной карьеры Sha Rock известна общественными достижениями: она много лет проработала в системе уголовного наказания США, в том числе занималась просветительской работой и менторством среди подростков.

Роксан Шанте

Основательница дисса как полноценного рэп-жанра и зачинатель самой длинной цепочки ответных диссов, получившей название «Roxanne Wars». Будучи 14-летней девчонкой из Куинса, Шанте записала «Roxanne"s Revenge» (1984) - дисс на песню популярной в 80-х хип-хоп-группы UTFO «Roxanne, Roxanne». Парни пели о лирической героине по имени Роксана, которую не смогли впечатлить своим рэп-мастерством и, соответственно, не сумели склеить. Шанте ответила UTFO расчетливой и хлесткой импровизацией от имени Роксаны, жестко прокомментировав успехи парней в музыке, их внешность и умственные способности. Впоследствии примеру Шанте последовали еще порядка 100 исполнителей, записавших свои диссы в рамках «Roxanne Wars». Для самой же Роксан Шанте «Roxanne"s Revenge» стала не просто дебютным треком, положившим начало громкой, но скоротечной популярности, но и главным хитом за всю ее недолгую музыкальную карьеру. В любом случае, нельзя не признать, что без смелого для своего времени выступления Шанте мы, возможно, не наблюдали бы сейчас, как публично кроют друг друга Азилия Бэнкс и Игги Азалия. Рэп-дивы перестали бояться быть дерзкими еще в 80-х, и слава богу.

Сегодня Роксан Шанте - практикующий психолог.
В числе прочего она советует пациентам выпустить своего
внутреннего эмси и прокричать вслух все, что у них на уме

J. J. Fad


В 2006 году певица Ферги использовала фрагмент из главного хита
J. J. Fad « Supersonic» в своем треке «Fergalicious»

Это трио с восточного побережья США вошло в историю рэп-музыки как первая женская хип-хоп-группа, чей сингл был номинирован на «Грэмми» и достиг платинового статуса. Песня J. J. Fad «Supersonic» с одноименного альбома продержалась в чарте Billboard целых четыре месяца, но оказалась первым и последним успехом трио. Своей краткосрочной популярностью группа обязана продюсерам Dr. Dre и DJ Yella, которые разнообразили звук J. J. Fad типичными для 80-х и понятными для массовой аудитории электропоп-мотивами. О том, что главный хит трио актуален и сегодня, свидетельствует хотя бы тот факт, что под него можно устроить танцевальный баттл в видеоигре Dance Central 3 наравне с треками Мисси Элиот и Ники Минаж.


MC Lyte

В прошлом году MC Lyte запустила некоммерческий
фонд Hip Hop Sisters Foundation, через который помогает
начинающим хип-хопершам

MC Lyte (Лана Мишель Мурер) - одна из самых влиятельных и уважаемых рэп-исполнительниц за всю историю музыки. Дерзкая и прямолинейная, она одной из первых стала освещать в песнях социальные проблемы. Так, дебютный трек «I Cram to Understand U» (на минуточку, 1986 года!) MC Lyte посвятила невозможности отношений с парнем, который сидит на крэке. Во времена былой славы рэперша составляла достойную конкуренцию популярным мужчинам хип-хоперам вроде парней из Run DMC. Очень быстро завоевала признание со стороны музыкальных критиков и закрепила свое положение несколькими успешными альбомами. Более того, MC Lyte одной из первых заметила талант Мисси Элиот и в середине 90-х записала с ней трек «Cold Rock a Party».

Рэперша до сих пор изредка выпускает новые песни, параллельно снимается в кино и сериалах, а также успешно работает как закадровый диктор: например, она стала официальным голосом кабельного канала Starz.

Куин Латифа

Женщина множества талантов, начавшая свою карьеру как битбоксер в 1998 году и ставшая первой рэп-артисткой, номинированной на «Оскар» (за фильм «Чикаго»). Музыкальная карьера Куин Латифы резко пошла в гору в 1993 году после выхода сингла «U.N.I.T.Y.», принесшего ей «Грэмми». Эту песню-протест против неуважительного отношения к женщинам в фаллоцентричном мире рэп-музыки и в социуме в целом радиостанции крутили без цензурных запикиваний, чтобы подчернуть важность посыла артистки, хотя каждый куплет Латифа заканчивала строчкой «Who you calling a bitch?». С тех пор артистка считается одной из главных ролевых моделей для темнокожего рэп-комьюнити. Учитывая, что осенью у Куин Латифы должно выйти собственное дневное ТВ-шоу, такими темпами она рано или поздно и Опру подвинет.


В 2000-х Куин Латифа заработала «Золотой глобус»
и премию Гильдии киноактеров за роль ВИЧ-положительной
матери-одиночки, борющейся с наркозависимостью в ТВ-фильме
канала HBO «Жизнеобеспечение»

Salt-N-Pepa


Этим летом у Salt-N-Pepa проходит ностальгический мини-тур по США

Salt-N-Pepa - это рэперши Salt (Черил Джеймс) и Pepa (Сандра Дэнтон), а также DJ Spinderella (Дейдра Ропер), все вместе они - одна из первых женских и по-настоящему успешных хип-хоп-групп своего времени. Девушки попали в международные чарты и историю рэп-музыки благодаря хиту «Push It» - привязчивой песенке на тему секса с характерным танцем, который участницы трио исполняли на сцене и который преданные слушатели имитируют до сих пор, но уже совсем под другие мелодии. В своем творчестве Salt-N-Pepa не стеснялись поднимать темы, которые оставались под запретом для других рэперов. Так, второй крупный хит группы «Let"s Talk About Sex» вышел в 1991-м и был запрещен на многих американских радиостанциях при том, что все заработанные на записи средства шли в фонд борьбы со СПИДом. Впрочем, это не помешало песне получить номинацию на «Грэмми», а Salt-N-Pepa выиграть награду, правда, несколько лет спустя и уже за другой трек, зато с показательным названием «None of Your Business».

Активная и даже по сегодняшним меркам успешная карьера группы продолжалась до начала 2000-х, после чего девушки занялись семейной жизнью, написанием мемуаров и радовали старых поклонников появлением в ТВ-шоу, музыкальных и не очень, и на мероприятиях, посвященных пестованию легенд хип-хопа.


Мони Лав

Эмси из Великобритании, Симона Гуден больше известна под сценическим именем Мони Лав. Сегодня, описывая свой вклад в становление хип-хоп-культуры, она называет себя «первой коммерчески успешной импортной рэпершей в истории хип-хопа». И в общем-то не лукавит. Протеже Куин Латифы, Лав дважды номинировалась на «Грэмми» и стала одной из первых британских рэп-исполнительниц, подписавших контракт с мэйджор-лейблом и добившихся мирового признания. В конце 80-х и начале 90-х Мони Лав была частью влиятельной группировки артистов Native Tongues (Куин Латифы, парни из De La Soul и A Tribe Called Quest и др.) - пионеров джаз-рэпа, настроенных позитивно и открыто и превративших это свое отношение к музыке и жизни в полноценный мейнстримовый жанр. Лав до сих пор смущается, когда ее ставят в один ряд с такими столпами хип-хоп-культуры, как Роксан Шанте и Sha Rock, но потом с гордостью рассказывает, что с благодарностями за вдохновляющий пример к ней подходили Ники Минаж, Da Brat и Left Eye из TLC.

Нене Черри

Шведка Нене Черри честно заслужила место в нашем списке хип-хоп-пионерок благодаря своему таланту смешивать уличный стиль и дизайнерскую одежду и в жизни, и в клипах. Шутим. Главный вклад Черри в становление хип-хоп-культуры 80-х - это, конечно, песня «Buffalo Stance» - наглядный пример того, как на стыке рэпа и поп-музыки может родиться взрывной хит, одинаково любимый фанатами хип-хопа и почитателями танцевальных ритмов. При этом характерный для Нене Черри микс фэшна и музыки в «Buffalo Stance» соблюден идеально: трек отсылает к группировке фотографов, моделей и стилистов Buffalo, частью которой была артистка, и одновременно обыгрывает термин «stance», описывающий характерную позу манекенщиц со страниц модных журналов Лондона того времени. Нельзя не отметить, что с точки зрения эстетики первые клипы Нене Черри, например «Manchild», сегодня органично вписываются в один ряд с роликами современных сипанк-артисток. В своеобразном предвидении будущего тренда и заключается гигантская заслуга Черри: мы сейчас не про сипанк, а про то, как элементы хип-хопа спустя всего пять лет станут неотъемлемой частью звука целой плеяды женских поп-групп вроде All Saints и Spice Girls.

В середине 2000-х Нене Черри выступала на сцене
нью-йоркского театра «Апполо» с группой Gorillaz, с которой
записала совместный трек «Kids With Guns»

НЕ СЕКРЕТ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ мы все чаще слушаем хип-хоп, листаем инстаграмы современных девушек-эмси, например M.I.A. , и следим, как Азилия Бэнкс методично цапается с Игги Азалией и другими своими коллегами. Чтобы лучше понимать, в чем очарование современных див хип-хопа, мы решили оглянуться на 30 лет назад и рассказать о пионерках жанра, проложивших дорогу миллионам последовательниц и задавших тренды, на которых держится сегодняшняя поп-культура.

В серии постов мы расскажем о представительницах трех периодов становления хип-хоп-культуры и о том, как девушки-эмси пробивали себе дорогу в мире мужского рэпа. В шла речь о первопроходцах жанра - первой девушке-эмси, основоположнице дисса и т.д. Сегодня рассказываем о героинях второй волны - середины 90-х и первого десятилетия 2000-х годов. Они умело мешали хип-хоп и поп-музыку, первыми стали заигрывать с интернет-аудиторией, а в обычной жизни зачастую вели себя как парни и махали кулаками направо и налево.

соня батоврина

DA BRAT

Рэперша из Чикаго Шанти Харрис, она же Da Brat, прославилась в начале 90-х благодаря дебютному альбому «Funkdafied», мгновенно разлетевшемуся по миру миллионом копий и принесшем ей звание первой сольной хип-хоп-исполнительницы, чья пластинка достигла платинового статуса. Второй фактор, сделавший Da Brat звездой, - ее имидж взрывной, агрессивной и намеренно неженственной артистки, которую прозвали «Снуп Доггом в юбке». Харрис из той касты рэперш, что читают про реальные проблемы и жизнь улиц. Когда в нулевых в погоне за ускользающей популярностью Da Brat решила привнести в свой имидж больше секса - отказалась от мешковатых рубашек в пользу коротких шорт и глубоких декольте, - это ей не сильно помогло. К тому же поменять характер куда сложнее, чем аутфит: Харрис регулярно ввязывалась в склоки, заканчивавшиеся для ее оппонентов физическими увечьями, за что в 2008 году была приговорена к трем годам тюрьмы. Выход Da Brat на свободу сопровождался веб-сериалом Brat Chronicles: In Transition о том, как артистка адаптируется к нормальной жизни. И да, она вернулась к привычному образу плохой девчонки в брюках и футболке на три размера больше.

Bahamadia

Мягкий бит, низкие тона, вдумчивая лирика - в этом вся Bahamadia. Антония Рид (настоящее имя хип-хоперши) начинала как диджей в родной Филадельфии, но стала известна как эмси и член рэп-группировки Gang Starr Foundation. К концу 90-х Bahamadia заработала прочную фан-базу по всему миру, а ее творчество стало наглядным примером того, как хип-хоп из сугубо американской субкультуры превратился в мейнстримовую. Репутацию популярной и уважаемой исполнительницы Bahamadia закрепила длинным списком коллабораций с представителями самых разных музыкальных жанров, начиная с земляков The Roots и рэпера Talib Kweli и заканчивая британским драм-н-бейс-продюсером Рони Сайзом и трип-хоперами Morcheeba.

В одном из интервью Bahamadia призналась, что в 85%
случаев ее вдохновляет чистый ритм, плюс иногда еще
отдельные строки из Библии и всякие книжки.

Лил Ким

В середине 90-х Диди (он же Пафф Дэдди) отказался взять Лил Ким под
крыло своего лейбла Bad Boy Records, потому что не верил, что женщины способны
выпускать успешные хип-хоп-альбомы. Позже Лил Ким доказала его неправоту
тремя платиновыми пластинками.

Лил Ким привел в хип-хоп не нуждающийся в представлении рэпер Notorious B.I.G., чьей любовницей она была до самой его трагической смерти и в чьем проекте Junior M.A.F.I.A. дебютировала в середине 90-х. При этом нельзя утверждать, что Лил Ким прославилась за счет кого-то. Чтобы стать ролевой моделью для будущих поколений див хип-хопа, ей более чем хватило ума и харизмы. Фирменными знаками артистки стали дерзкая лирика, сумасбродный стиль (например, нельзя не отметить ее любовь к цветным парикам) и едкие высказывания по любому поводу. Дебютный альбом Лил Ким «Hard Core» (1996) сразу попал на 11-ю строчку американского Billboard 200 - до этого с таким успехом в чарт не входила ни одна пластинка ни одной рэп-исполнительницы, и это уже не говоря о том, что «Hard Core» дважды был признан платиновым. С неменьшим успехом публика приняла и два следующих альбома Лил Ким. Однако коммерческие достижения артистки меркнут перед тем влиянием, которое она оказала на собирательный образ дивы хип-хопа - такой, какой ее представляли тогда и представляют сегодня миллионы слушателей, в том числе те, кто мало знаком с историей рэп-музыки. Как это обычно и бывает, большинство последовательниц эстетики Лил Ким не смогли воспроизвести ее образ в полной мере и просто скатились до грубой и чрезмерной эксплуатации сексуальности. Ту же Ники Минаж в 2011 году Лил Ким в лоб назвала «плагиаторшей» своего стиля и даже посвятила сопернице дисс «Black Friday» - между прочим, это одна из лучших песен Ким за долгое время.


Фокси Браун

В середине 2000-х Фокси Браун пережила потерю слуха, но даже в самые тяжелые моменты отказывалась носить слуховой аппарат и предпочитала, чтобы кто-нибудь просто настукивал ей ритм по плечу: так артистка могла записывать песни.

Некогда лучшая подруга Лил Ким, превратившаяся в соперницу и затем во врага. Ким принадлежала к лагерю Notorious B.I.G., Фокси Браун - к группировке Jay-Z, конфликт между кланами в конце концов и рассорил рэперш, которые до сих пор друг с другом не разговаривают. Инга Марчанд (настоящее имя Фокси) считается одной из последовательниц Лил Ким в том, что касается вызывающе сексуального имиджа, но определенно уступает ей в творческом плане. Впрочем, дебютный альбом Браун «Ill Na Na» принес рэперше платину, а последовавшая за ним пластинка «Chyna Doll» - первую строчку Billboard 200, сделав Фокси второй хип-хоп- артисткой за всю историю музыки (первая - Лорин Хилл), добравшейся до вершины чарта. Последний лонгплей рэперши вышел в 2001 году, и с тех пор большинство новостей о Браун касались ее проблем с законом. Рэперша регулярно нападает на людей по каким-то нелепым поводам: соседка попросила сделать музыку потише - получила в глаз телефоном BlackBerry, горничные в отеле не дали утюг - рэперша плюнула им в лицо. В итоге в 2007 году Фокси оказалась за решеткой за драку с двумя манхэттенскими маникюршами, и к сожалению, это последняя яркая новость от рэперши за долгие годы.

Мисси Элиот

Певица, сонграйтер, продюсер, актриса, трендсеттер - таланты Мисси Элиот можно перечислять до посинения, и мало кто посмеет с ними поспорить. Одна из самых ярких женщин-эмси в музыкальной истории, до того, как запеть сама, Мисси писала тексты для других артистов (например, для Алии) и преуспела в этом как никто другой. Долгое время Элиот работала с Тимбалэндом, во многом благодаря совместным достижениям оба превратились в настоящих мастодонтов хип-хопа. Дебютный альбом артистки «Supa Dupa Fly» выстрелил в 1997 году не только музыкально, но и как визуальный продукт. Клипы для Мисси снимал Хайп Уильямс, на тот момент уже зарекомендовавший себя как один из главных режиссеров хип-хоп-клипов 90-х. О масштабе успешности и влиятельности Мисси Элиот говорят пять статуэток «Грэмми», пять платиновых альбомов и более 30 млн копий пластинок, проданных только в США. Вдаваться в подробности мы, пожалуй, не будем, потому что уверены: Мисси еще наворотит столько дел, что ее биографию на «Википедии» придется еще не раз редактировать нашим детям.

В 2004 году Элиот озвучила одного из персонажей
«Подводной братвы», а также написала и исполнила на пару
с Кристиной Агилерой песню «Car Wash»
для саундтрека мультфильма.

Ив


Формально свою первую «Грэмми» Ив выиграла в 2000-м как одна
из коллабораторов на треке The Roots «You Got Me», но номинально рэперша
награду не получила: Ив не была указана на именной табличке статуэтки.

Первая популярность пришла к Ив благодаря рэперу DMX, который заметил начинающую артистку и привел на лейбл Ruff Ryders. Впоследствии они стали главными большими звездами компании. Ив с ее короткой стрижкой, платиновым блондом и татуировкой с собственным именем на груди получила титул «первой леди Ruff Ryders» и считалась жесткой артисткой, которая добивалась того, чтобы ее воспринимали в первую очередь как музыканта, а не как очередную смазливую девчонку, читающую рэп. Оба альбома, выпущенных Ив на Ruff Ryders, имели невероятный успех и быстро достигли платинового статуса. Однако в музыкальной истории певица навсегда останется благодаря синглу «Let Me Blow Ya Mind», записанному дуэтом с солисткой группы No Doubt Гвен Стефани и спродюсированному Dr. Dre. Песня принесла Ив статуэтку «Грэмми», награду за лучшее женское видео на MTV Video Music Awards и сегодня легко может встать в один ряд по узнаваемости, например, с хитом Blur «Song 2». В последние годы Ив больше увлечена выпуском собственной линейки одежды и съемками в кино. В 2013-м после долгого перерыва артистка выпустила альбом «Lip Lock», который получил неплохие отзывы критиков, но, к сожалению, не смог вернуть рэпершу на былой уровень популярности.


Лорин Хилл

«У меня есть проблемы со скоростью . Я часто
задерживаюсь и часто опаздываю. Мне очень важно правильно
выбрать, что надеть. Так во мне говорит женщина», - призналась
певица в интервью Esquire.