Французский писатель Золя Эмиль. Произведения, которые не забыты спустя много лет. Роман Творчество – художественный анализ. Золя Эмиль

Золя Эмиль - автор произведений, пользующихся популярностью и в настоящее время.Онявляется классиком зарубежной литературы XIX века. Родился в самом красивом и любвеобильном городе Франции, Париже, как бы сейчас сказали, под знаком Овна (2 апреля 1840 года). Писатель обладал натурой целеустремлённой и страстной, что ярко подчёркивалось в его произведениях. В отличие от своих современников, он ярко выражал собственное мнение на страницах своих книг, за что, по некоторым версиям, и поплатился в результате.

Кто он такой

Многим поклонникам творчества может быть интересна и биография. Эмиль Золя очень рано остался без отца. Его папа - выходец из Италии, по профессии инженер, строил водоканал в городе Экс-ан-Прованс. Именно там и проживало семейство Золя. Но тяжёлый труд и большая ответственность не позволили отцу увидеть сына взрослым. Он рано умер, оставив мальчика сиротой в возрасте семи лет.

На фоне этого ребёнок пережил личную драму. Оставшись с матерью, он начал пренебрежительно относиться ко всем мужчинам. Семья испытывала материальные трудности, вдова, надеясь на помощь со стороны друзей, уехала в Париж.

Начало творческого пути

В столице Золя оканчивает лицей и, по воле счастливого случая, устраивается на работу в издательство, где начинает неплохо зарабатывать. Чем занимается молодой человек? Он пишет рецензии, пробует себя в написании

Золя Эмиль - чрезвычайно чувствительная натура, душевные переживания и нищенское существование сразу после смерти отца не убили в нём романтика. Он обладал плохим зрением и дефектами речи, но при всём этом прекрасно пел. В восемнадцатилетнем возрасте он впервые влюбляется в девочку двенадцати лет. Отношения двух молодых людей были самыми нежными и невинными. Но в остальном своём жизненном пути он не был столь целомудренным.

В 25 лет будущий писатель знакомится, влюбляется и женится на Александрине Мелей. Детей у них не родилось, что сделало супругов абсолютно чужими, так как оба страстно желали иметь полноценную семью.

Литературная деятельность и семейная жизнь

Всю свою неудовлетворённость семейной жизнью Золя Эмиль вкладывает в творчество. Его романы - буквально литературные традиции, настолько откровенно и открыто писатель демонстрировал публике запретные темы. Только сам автор оставался отчуждённым, не сочувствуя тому, о чём писал.

Он прожил с женой восемнадцать лет, но по-настоящему счастлив не был. Только знакомство с Жанной Розро, с двадцатилетней высокой темноглазой девушкой, позволило немного изменить его мировоззрение. Золя Эмиль влюбляется и покупает для неё отдельный дом. И в этот период жизни он сумел познать счастливое чувство отцовства, потому что Жанна родила ему двоих детей. Два года влюблённым удавалось скрывать отношения, но в конце концов он рассказывает жене всю правду. Конечно, это не могло не расстроить Александрину, но вскоре она понимает, что не стоит разводиться и скандалить, она принимает детей, а после смерти Жанны вплотную занимается ими и соглашается дать фамилию отца.

Творчество

Список книгавтора велик. Он начал создавать литературные шедевры очень рано. Сборник его рассказов «Сказки Нинон» был написан, когда ему исполнилось двадцать четыре года. Каждый роман Эмиля Золя пользовался популярностью у читателей. Герои, хоть и вымышленные, были списаны автором с натуры. Поэтому персонажи легко узнаваемы.

Есть произведения, которые считаются лучшими его творениями. Таков роман «Западня». В нем автор раскрыл причины нищенского существования своих героев. В их лености и нежелании найти работу заключается тот итог, который могут наблюдать читатели: крайняя нищета, алкоголизм, духовное обнищание.

Ниже приведены самые известные произведения автора:

  • Эпопея "Руггон-Маккары";
  • "Карьера Ругонов";
  • "Деньги";
  • "Добыча";
  • "Чрево Парижа";
  • "Поступок аббата Муре";
  • "Жерминаль";
  • "Нана";
  • "Человек-зверь".

Смерть автора

Золя Эмиль ведёт активную политическую жизнь. И смерть писателя из-за факта причастности его к политике имеет не совсем ясно выраженные причины. По официальной версии, автор умер, имея неосторожность отравиться угарным газом в собственной квартире. Но имеются и неофициальные предположения, что писатель был убит. Причём к злодеянию приложили руку его политические враги.

Многие современные образованные люди нашего времени зачитываются его романами. Если прочесть некоторые отзывы на самые известные его произведения, то можно заметить, что читатели отмечают неподдельную правдивость описанного состояния нищенствующего класса в Париже. Потому-то его и относят к писателям-реалистам, изображающим истинную картину жизни обыкновенных парижских рабочих, людей небогатых. Начиная читать Эмиля Золя, невольно приходится обратить внимание на автобиографичность его прозы.

Чтобы сказать, насколько хорош автор, насколько понятны его создания, нужно изучить тот период, когда он жил и творил Золя Эмиль. Биография, список книг, отзывы и вся другая информация о нём очень противоречива и является не менее увлекательным чтением, чем его романы.

Ругон-Маккары - 14

Стояла июльская жара. Клод до двух часов ночи бродил по Рынку, он никак
не мог вдосталь налюбоваться красотой ночного Парижа. Когда он проходил мимо
ратуши и часы на башне пробили два, его застигла гроза. Дождь зачастил с
такой силой, капли были такие крупные, что Клод, растерявшись от
неожиданности, пустился почти бегом по Гревской набережной. Добежав до моста
Луи-Филиппа, он почувствовал, что задыхается, и остановился; решив, что
глупо бояться дождя, он медленно пошел через мост, размахивая руками,
наблюдая, как газовые фонари гаснут под ливнем и все кругом погружается в
непроглядную темноту.
Клод был уже почти дома. Когда он повернул на Бурбонскую набережную,
вспышка молнии осветила на острове св. Людовика старинные особняки,
вытянувшиеся прямой линией по узкой улице вдоль Сены. Вспышки молний
отражались в высоких окнах с незакрытыми жалюзи, придавая печальный вид
фасадам и выхватывая из мрака то каменный балкон, то перила террасы, то
скульптурные украшения фронтона. Мастерская художника находилась поблизости,
на углу улицы Фам-Сан-Тет, под самой крышей старинного особняка Мартуа.
Набережная то озарялась молнией, то вновь погружалась во мрак; и вдруг
ужасающий удар грома потряс спящие улицы.
Подойдя к низкой, обитой железом сводчатой двери, Клод, которого совсем
ослепил дождь, стал шарить по стене, отыскивая звонок, и вздрогнул от
неожиданности, наткнувшись в темноте на человеческое тело. При новой вспышке
молнии он увидел высокую девушку, одетую в черное; она совершенно промокла и
дрожала от страха. Новый удар грома оглушил их обоих. Клод вскрикнул:
- Черт побери! Вот не ожидал... Кто вы? Как вы сюда попали?
Все опять погрузилось во мрак. Клод слышал только, как девушка
всхлипывает.
- Сударь, умоляю вас, не обижайте меня... - лепетала она. - Во всем
виноват извозчик, которого я наняла на вокзале; он страшно ругался, и он
бросил меня здесь... поезд из Невера сошел с рельс. Мы опоздали на четыре
часа, и на вокзале я не нашла того, кто должен был встретить меня... Боже
мой! Ведь я впервые в Париже, сударь, я совершенно не знаю, где я
очутилась...
Ослепительная вспышка молнии вновь осветила ее, и она, сразу умолкнув,
широко раскрыв глаза, в ужасе стала озираться по сторонам. Окутанный
лиловатой мглой, вставал перед ней незнакомый город, подобный призраку.
Дождь кончился. На другом берегу Сены, на набережной Дез-Орм, обозначились
маленькие, серые, испещренные вывесками дома с неровной линией крыш; за ними
горизонт расширялся, светлел, его обрамляли налево - синий шифер крыш на
башнях ратуши, направо - свинцовый купол собора св.

Биография Эмиля Золя

Писатель Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже и рос в итальянско-французской семье. Свое детство и школьный период Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Когда ему еще не исполнилось 7 лет, скончался отец и семья оказалась в очень непростом финансовом положении. Но госпожа Золя с расчетом на поддержку друзей покойного супруга вместе с сыном в 1858 г. переезжает в Париж.

В начале 1862 года Эмиль устраивается на работу в издательство «Ашет». Здесь он неплохо зарабатывает и может свое свободное время тратить на литературные занятия. Он читает запоем, следит за новыми изданиями, пишет рецензии на последние книжные новинки для журналов и газет, заводит знакомство с популярными писателями, пробует себя в прозе и поэзии.

В издательстве Золя проработал примерно 4 года и уволился, надеясь, что сможет прожить за счет своего литературного таланта. И в 1864 г. он издает дебютную книгу «Сказки Нинон», объединившую рассказы разных лет. Этот период творчества отличается влиянием романтизма. В романах «Исповедь Клода», «Завещание умершей», «Марсельские тайны» показаны история возвышенной любви, противопоставление реальности и мечты, передан характер идеального героя.

Особенного внимания заслуживает роман «Исповедь Клода». Это жесткая и слабо завуалированная автобиография. Данная неоднозначная книга сделала личность Эмиля скандальной и принесла долгожданную популярность. Свою славу писатель только приумножил, когда положительно оценил живопись Э. Мане в обзоре художественной выставки.

Приблизительно в 1868 году у Эмиля возникла идея написания серии романов, которые были бы посвящены одной семье - Ругон-Маккарам. Судьбы этих людей исследовали уже несколько поколений. Первые книги из серии не очень заинтересовали читателей, но 7 том «Западня» был обречен на большой успех. Он не только приумножил славу Золя, но и его состояние. И все последующие романы серии поклонники творчества этого французского писателя встретили с огромным энтузиазмом.

Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» - это самое главное литературное достижение Золя. Но ранее он еще успел написать «Терезу Ракен». После своего ошеломляющего успеха Эмиль издал еще 2 цикла: «Три города» - «Лурд», «Рим», «Париж»; а также «Четыре Евангелия» (всего было 3 тома). Таким образом Золя стал первым романистом, который создал серию книг о членах одной семьи. Сам писатель, называя причины выбора такой структуры цикла, утверждал, что хотел продемонстрировать действие законов наследственности.

В этот период эстетические и политические взгляды Золя окончательно устанавливаются. Республиканец и демократ сотрудничает с оппозиционной печатью, пишет и распространяет статьи, разоблачающие французскую военщину и реакционный режим Наполеона.

Когда Золя вмешался в скандальное дело Дрейфуса, это стало сенсацией. Эмиль был убежден, что офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса, который по национальности был евреем, в 1894 г. несправедливо осудили за продажу военных секретов Германии. Так писатель разоблачил армейское руководство, указав на их ответственность за судебную ошибку. Золя оформил свою позицию в виде открытого письма и с заголовком «Я обвиняю» послал его президенту республики. За клевету литератора приговорили к году тюрьмы. Но Эмиль сбежал в Англию и вернулся на родину в 1899 году, когда Дрейфуса наконец-то оправдали.

Золя стал вторым после Виктора Гюго в рейтинге популярности французских писателей. Но 28 сентября 1902 года писатель из-за несчастного случая скоропостижно скончался в собственной парижской квартире. Он отравился угарным газом. Но, скорее всего, это подстроили его политические враги. Эмиль Золя был страстным защитником гуманизма и демократии, за что и поплатился своей жизнью.

Кроме краткой биографии Эмиля Золя присмотритесь к другим сочинениям по этой теме.

В 1886 году свет увидел роман Золя “Творчество” (“L’Oeuvre”) о жизни художника. Писатель был очень доволен своим романом и писал Анри Сеару, закончив роман:

“Я очень счастлив, а главное, очень доволен концом”.

Но такова была реакция лишь самого писателя, а художники-импрессионисты встретили появление этого романа с явным раздражением. Все художники сразу же поняли, что Золя ничего не понимает в живописи и в творчестве художников, особенно, импрессионистов, и они расценили выход в свет романа “Творчество”, как разрыв с импрессионистами.

И это произошло в то время, когда импрессионисты добились первых успехов и начали завоёвывать признание публики. Клод Моне сразу же написал Золя:

“Я очень долго сражался и боюсь, что в момент успеха критики могут использовать вашу книгу, чтобы нанести нам решительный удар”.

Однако никто не мог понять, кого же Золя вывел под именем главного героя романа Клода Лантье, хотя многие другие персонажи романа легко узнавались.

Когда молодой тогда, а позднее известный критик, Густав Кокийо попросил Золя “расшифровать” имена героев романа, тот ответил:

“К чему называть имена? Это те побеждённые, которых вы, безусловно, не знаете”.

Если широкая публика и критики гадали, кто же скрывается под именами различных героев романа, то Сезанн сразу же увидел, что Золя использовал для книги множество моментов из их совместной молодости в Эксе, а также вывел их общих знакомых, лишь изменив их имена. А в Клоде Лантье Сезанн узнал самого себя, свои характерные высказывания и даже жесты.

Сезанн был обижен, да что там - просто оскорблён этим романом, тем более что Золя показал своё полное невежество в живописи:

“Эмиль хотел бы, чтобы я поместил на своих пейзажах женщин, разумеется, нимф, как у папаши Коро в лесах Виль д’Авре… Этакий кретин! И он приводит Клода Лантье к самоубийству!”

Дружба Сезанна с Золя на этом закончилась, но художник нашёл в себе силы ответить писателю:

“Дорогой Эмиль! Только что получил твою книгу “Творчество”, которую ты был столь любезен прислать мне. Я благодарю автора “Ругон-Маккаров” за доброе свидетельство его памяти обо мне и прошу с мыслью о прошлом разрешить мне пожать ему руку. Искренне твой. Рад был пережить чудесные мгновения прошлого. Поль Сезанн, 4 апреля 1886 года.“

Даже владелец лавки для художников “папаша” Танги не одобрил этот роман:

“Нехорошо это, нехорошо. Никогда не поверил бы, что господин Золя, такой порядочный человек, к тому же друг этих людей! Он их не понял! И это очень прискорбно!”

Из беседы Сезанна и Амбруаза Воллара об Эмиле Золя

Воллар : “Однажды, когда Сезанн показывал мне маленький этюд, сделанный им с Золя в дни молодости, около 1860 года, я спросил его, к какому времени относится их разрыв”.

Сезанн : “Между нами не было никакой ссоры, я первый перестал ходить к Золя. Я больше не чувствовал себя у него в своей тарелке. Эти ковры на полу, слуги и сам он, работающий теперь за бюро резного дерева! В конце концов, у меня создалось такое впечатление, словно я делаю визит министру. Он превратился (простите меня, мсье Воллар, я не говорю это в дурном смысле) в грязного буржуа”.

Воллар : “Мне кажется, что люди, которых можно было встретить у Золя, представляли необычайный интерес: Эдмон де Гонкур, отец и сын Доде, Флобер, Ги де Мопассан и многие другие”.

Сезанн : “Действительно, у него было много народа, но то, что там говорилось, было такое… Однажды я заговорил было о Бодлере: это имя никого не интересовало”.

Воллар : “Но о чём же там беседовали?”

Сезанн : “Каждый говорил о количестве экземпляров, в котором он издал свою последнюю книгу или надеялся издать следующую, разумеется, слегка привирая при этом. Особенно стоило послушать дам…”

Воллар : “Но неужели там не было никого, кроме мужчин с большими тиражами и тщеславных женщин! Например, Эдмон де Гонкур…”

Сезанн : “Это правда, у него не было жены; но и корчил же он морду, слушая все эти цифры”.

Воллар : “Вы любите Гонкуров?”

Сезанн : “Прежде я очень любил “Manette Salomon”. Но с тех пор как “вдова”, как его назвал кто-то [это был Барбе д’Оревильи], начала писать одна, мне уже не приходилось читать ничего подобного…

Итак, я лишь изредка посещал Золя, потому что мне было очень тяжело видеть, что он стал таким барином; как вдруг однажды его слуга доложил мне, что его господин никого не принимает. Я не думаю, что это распоряжение касалось специально меня, но мои посещения стали ещё реже… И наконец Золя издал “L’Oeuvre” ("Творчество”)…
Нельзя требовать от несведущего человека, чтобы он говорил разумные вещи об искусстве живописи. Но, чёрт побери, как смел он говорить, что художник кончен, раз он написал плохую картину! Если картина не удалась, её швыряют в огонь и начинают новую! ”

Воллар : “Но как же Золя, который столько мне говорил о вас и в таких сердечных выражениях, с таким волнением…”

Сезанн : “Послушайте, мсье Воллар, я должен вам это рассказать…

Позже, находясь в Эксе, я узнал, что Золя недавно приехал туда… Я узнал о его приезде в то время, когда находился на “мотиве”; я писал этюд, который мне неплохо удавался; но чёрта ли мне было в этюде, когда Золя находился в Эксе! Не теряя времени даже на то, чтобы сложить свои вещи, я мчусь в отель, где он остановился. Но один товарищ, которого я встречаю по пути, сообщает мне, что накануне в его присутствии кто-то сказал Золя:

“Вы собираетесь якшаться с Сезанном?”

И Золя ответил:

“Чего ради мне встречаться с этим неудачником?”

Тогда я возвратился на “мотив”.

Французский литературный деятель, лидер и основоположник натурализма во французской литературе, ставший известным и читаемым в России быстрее, чем на родине.

2 апреля 1840 года в семье француженки и итальянца, получившего французское гражданство, появился на свет Эмиль Золя. Отец мальчика Франсуа Золя, будучи инженером, подписал контракт на строительство канала, это поспособствовало тому, что в 1843 семья переехала в город Экс-ан-Прованс.

Совместно с партнерами Франсуа создает компанию для реализации проектов. Работа начала продвигаться в 1847 году, но отец Эмиля получил воспаление легких, от чего трагически и скоропостижно умирает.

В том же году мальчика определили в пансион при колледже. Там он знакомится с будущим знаменитым французским художником постимпрессионизма – , дружба с которым будет продолжаться больше 25 лет. Становится поклонником творчества и Альфреда де Мюссе, получает и религиозное освещение. Город Экс ни один раз откликнется в произведениях Золя под придуманным наименованием Плассан.


Однако после смерти отца мать остается вдовой, живет на пенсию, которой катастрофически не хватает. В 1852 году вынуждена вернуться в Париж, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В результате судебных разбирательств компанию признали банкротом.

С полным разочарованием для себя в 18 лет Эмиль приезжает к матери в Париж, где жизнь полна ограничений из-за материального положения. Попытка построить будущее юриста провалилась, Золя провалил экзамены.

Литература

После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя 4 года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка. Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон». Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.


Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей.

Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения. Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.


Эмиль Золя в 25 лет

Уловки торговли, понятные в наше время, становятся откровением в конце 19 века. Особое внимание уделяется женщинам в произведениях автора, в романе «Дамское счастье» не исключение: сильные, волевые и не зависящие от мужчин. Литературные критики полагают, что прототипом персонажей стала мать писателя.

В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.


Собрание сочинений Эмиля Золя

Роман «Нана» получил популярность не только во Франции. В России он был напечатан в трех изданиях, но текст произведения был неполным. Объяснялось это запретом царской цензуры. Героиней повествования стала девушка Анна Купо, прототипом которой стала знакомая писателю куртизанка Бланш Д’Антиньи.

Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» - семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться.


Эмиль Золя непрерывно от литературной деятельности занимался общественно-политической. Смелая и нашумевшая работа – публикация «Я обвиняю», вышедшая как ответ на Дело Дрейфуса. Многие знаменитости выступили на стороне офицера, еврея по национальности, которого обвинили в шпионаже на стороне Германии. Французского офицера приговорили к пожизненному сроку. Эмиль Золя пополнил список знаменитых персон Франции, поддерживающих Дрейфуса.

Личная жизнь

В молодые годы, после приезда к матери в Париж, Эмиль познакомился с Александриной Мелей, которая долгое время оставалась любовницей писателя. Связь с представительницей среднего класса стала по душе и матери писателя – серьезная, честолюбивая, хрупкая и одновременно сильная девушка. В 1870 году Эмиль женился на Александрине, но был один омрачающий фактор в семье – детей у пары не случилось.


По злой иронии судьбы, спустя годы, жена нанимает в дом молодую служанку Жанну, которая становится любовницей Золя. Длительное время писатель пытался скрывать запрещенные отношения, при этом обеспечивая молодую 20-летнюю девушку. Но когда у пары родился первый ребенок, хранить тайну больше не было смысла.

Эмиль женился на Жанне Розро, у пары родился второй малыш. Новая семья приносила писателю счастье и вдохновение в творчестве.

Смерть

Умер писатель в 62-летнем возрасте из-за отравления угарным газом. Официальной версией стала поломка в доме каминного дымохода. Некоторые издания публиковали последние слова Эмиля с обращением к жене о плохом самочувствии. Вызывать доктора отказался. Смерть наступила 29 сентября 1902 года.


У современников писателя были подозрения о неестественной смерти – убийстве. Спустя 50 лет журналист французской газеты Жан Бореля напечатал расследование «Убит ли Золя?». Он опубликовал подозрения в умышленном убийстве писателя, где раскрыл разговор фармацевта и трубочиста, который признался в умышленном загрязнении дымохода квартиры Золя.

Библиография

В списке можно перечислять большое количество сочинений: новеллы, повести, литературно-публицистические произведения, но особого внимания заслуживают романы.

  • 1865 – «Исповедь Клода»
  • 1866 – «Завет умершей»
  • 1867 – «Тереза Ракен»
  • 1867 – «Марсельские тайны»
  • 1868 – «Мадлена Фера»
  • 1871 – «Карьера Ругонов»
  • 1873 – «Чрево Парижа»
  • 1874 – «Завоевание Плассана»
  • 1880 – «Нана»
  • 1883 – «Дамское счастье»
  • 1885 – «Жерминаль»
  • 1890 – «Человек-зверь»
  • 1891 – «Деньги Разгром»