Формирование целеполагания. Тренинг целеполагание Ролевая игра для тренинга на целеполагание

"Чтобы проходить сквозь стены нужно три вещи - видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий". Х/ф «Чародеи»

"- Нельзя поверить в невозможное!

- Просто у тебя мало опыта, - заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!" Льюис Кэрролл

Рассказывают, что для того, чтобы стать мастером в любом деле, необходимо заниматься этим самым делом ни много ни мало – 10 000 часов.

Поговаривают также, что дорога в тысячу шагов начинается с первого шага.

Не знаю, как вы, но улитка, упорно ползущая по склону Фудзиямы, вполне может это подтвердить.

Мир недавно облетела история о пожилом бегуне, который выиграл марафон у опытных спортсменов только потому, что не знал, что во время многосуточного забега можно спать – и бежал все время без остановки. Он просто не знал – и в его картине мира даже не было иных вариантов.

А как же прекрасная история про полноватого по меркам природы майского жука, который по всем законам аэродинамики летать не может, а он, жучара такой, летает и преспокойно живет!

Они просто не в курсе, что нельзя – поэтому все получается.

Как часто вы думаете о том, чего хотите достичь, понимаете, что у вас-то точно не получится, и перестаете что-либо делать?

Как часто цель, которая для вас прямо-таки Цель целей, затухает на глазах, когда вы ужасаетесь невозможным вариантам ее реализации и…. просто перестаете что-либо делать?

Как часто ваши сотрудники/коллеги/руководители закатывают глаза от поручений и, грустно плача, говорят вам, что все это (поставленная задача) невозможно/неисполнимо/дико и опасно (нужное подчеркнуть)?

Развитие, успехи в жизни и работе возможны только с грамотной постановкой целей и их дальнейшей реализацией.

Можно, конечно, оставить все на власть Потока, говорить, что Вселенная решит все за меня, но здесь как-то не осознанностью веет, а попахивает, мягко говоря, не самым лучшим образом.

Ваши результаты напрямую зависят от вашей проактивности.

Программа тренинга:

Блок классики:

1. Значение планирования и целеполагания в управленческой деятельности

2. Постановка цели и грамотное планирование

3. Трансформация проблем в цели. Чем желание отличается от целеполагания.

Критические ошибки при постановке целей.

4. Виденье – миссия – корпоративная культура – цели компании и сотрудников. Как ставить индивидуальные цели на общий результат; Виденье и миссия – согласование с целями на ближайший год; Как видеть ближние результаты с дальними перспективами;

Инструменты блока:

1. Принцип SMART со смысловым упором

2. Ромб изменений: от проблемы к реализации цели

3. Технология и принципы целеполагания – как ставятся цели. SWOT и T.O.T.E. на практике. Что нужно понять до того, как ставить цель

4. Метод «Шести шляп» в корпоративном формате или один из способов принятия решений

5. Теория личностных смыслов и как мотивировать себя и сотрудников на достижение поставленных целей – что на самом деле мотивирует персонал и за что отвечает руководитель

6. Язык проблем – язык решений. Как на уровне постановки задач избегать обратного делегирования

Блок современных тенденций:

1. Визуализации будущего опыта как средство целеполагания в настоящем

2. Коучинговые технологии: индивидуальный и командный коучинг

3. Целеполагание и мотивация сотрудников с помощью вопросов и прояснение целей

4. Осознание и реализация собственных целей

5. Важность пересечения целей Компании и личных целей

Инструменты блока:

1. Форсайт-технологии

2. Коучинг: общая методология и диагностический анализ

3. Нарративные практики

4. Вопросы для сотрудников: что нужно учитывать, чего не нужно бояться

5. Пирамида потребностей по Маслоу логических уровней Дилтса

Для кого:

1. Руководители компаний

2. Сотрудники разного уровня

3. Желающие поставить цель и уже наконец ее реализовать

4. Жаждущие развиваться

Формат работы:

Активное участие, эксперименты, world - cafe , мастерская, лаборатория, теоретические блоки, групповые дискуссии (внутренний монолог – бесплатно).

Кофе-брейки случаются, обеды не всегда.

Рабочие тетради выдаем, сертификаты нет.

Вдохновение в ассортименте!

Инструменты:

Работа в группах и в парах

Обратная связь

Мозговые штурмы

Исследовательская работы

Продолжительность тренинга - с 12.00 до 18.00 6 февраля 2016 г.

Стоимость - Бесплатно

Адрес проведения: Санкт-Петербург,

– ведущий бизнес-тренер

«ИСКУССТВО ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ»

Для студентов

Пояснительная записка .

Постановка целей– это выражение в виде четких намерений и в точных формулировках наших интересов, потребностей или задач, что помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Постановка цели - безусловная предпосылка планирования, а следовательно, и успеха -заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах надо достичь. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к.цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться.

Тренинг– безопасная среда развития, возможность экспериментировать и двигаться в сторону заранее определённой цели. Тренинги позволяют молодым людям в коллективе единомышленников, ощущая принятие и дружеское отношение, поработать над собой, разобраться со своим внутренним миром, отношениями между людьми. Это возможность задуматься и поменять что-то в жизни, стать более уверенным в своих силах, услышать мнение других ребят, понять, что его проблемы не «эксклюзивны» - многие его сверстники сталкиваются с подобными вещами.

Цели тренинга : овладение навыком постановки целей, развитие компетенции целеполагания, рост уровня самоактуализации и осмысленности жизни участниками тренинга.

Задачи тренинга:

    Осознание значения планирования и целеполагания для учебы и жизни в целом.

    Освоение видов и способов постановки целей.

    Осознание возможностей трансформации проблем в цели.

    Освоение технологий и принципов целеполагания.

    Освоение элементов позитивного мышления.

Форма работы – тренинг.

Методы:

    Ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие поднимаемым темам.

    Индивидуальная и групповая рефлексия.

    Отработка умений и навыков в специальных упражнениях.

    Групповые дискуссии.

    Разбор конкретных ситуаций.

    Метафорические притчи и истории.

    Психофизиологические методики.

    Мини-лекции.

    Диагностические процедуры.

    Релаксационные методы.

    Мозговой штурм.

    Выполнение домашних заданий.

    Работа с видеоматериалами.

    Видеоанализ.

    Работа с раздаточными материалами.

Тема

Кол- во часов

Введение в тему «Постановка цели». Трансформация проблем в цели. (Секрет)

Колесо баланса жизни: как объять необъятное и двигаться вперед

ФКР. КРЕДО. (Разум человека, спортивная визуализация) Правила формулирования целей

Ценности. Стратегические цели. Нацеленность на результат. Лестница мастерства.

Мотивация достижения. Вдохновение. Как его создавать? Утренние и вечерние вопросы, Ник Вуйтич

Введение в тему «Постановка цели».

Трансформация проблем в цели

Знакомство

Упражнение «Имена – это важно»

Широко распространенное упражнение, которое облегчает группe начало знакомства. Участники в игровой форме узнают и заучива­ют имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание при задействовании кинесте­тической памяти.

Материалы : Множество мягких игрушек или свернутые шерстяные носки.

Группа встает в круг.

Объявите, что приглашаете группу к участию в ритуале, который со­вершают при приветствии жители тропических островов.

Игру начинает ведущий. Поднимает выбранный для игры предмет (игрушку) над головой и громко называет свое имя. Затем передаёт предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и пе­редать предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает иг­рушку, называет свое имя и передает ее своему соседу справа. Когда игровой предмет, пройдя полный круг, снова окажется у ведущего в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направле­нии. Снова психолог громко произносит свое имя и передаёт предмет соседу слева. После завершения этого круга группа переходит к следующей, более динамичной части тренинга.

Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Начинает первым ведущий: установив визуальный контакт с одним из участников, гром­ко называет его по имени и бросает ему игрушку. Поймавший продол­жает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Не останавливайте игру до тех пор, пока предмет не по­бывает в руках каждого участника хотя бы по два раза. Если группа велика по объему, обязательно убедитесь в том, что никого не забыли.

Теперь Вы приглашаете группу к следующей фазе упражнения. По­просите каждого члена группы сказать несколько слов благодарности тому, кто передает ему игрушку, обращаясь при этом к нему по имени. Например: «Большое спасибо, Мария». Но при этом может произойти так, что участнику передает игрушку человек, чье имя он еще не за­помнил. В этом случае игрок говорит: «Большое спасибо...» и ждет, что «неизвестный» ему представится. Через некоторое время темп игры можно ускорить.

На этом этапе можно ввести в действие вторую и третью игрушки (в за­висимости от величины группы) и продолжить процедуру знакомства. Обратите внимание на то, чтобы правила игры соблюдались. Един­ственное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что все участ­ники должны быть еще внимательнее, поскольку в помещении станет шумно. Игроки должны по-прежнему передавать друг другу предме­ты и благодарить того, кто передал им игрушку. На этом этапе созда­ется атмосфера живого экзотического ритуала, который помогает группе сделать первые шаги на пути к становлению ее как команды.

Остановите игру через 2 минуты и попросите любого желающего на­звать имена всех членов группы. В группе из восемнадцати человек почти всегда находятся трое или четверо, у которых это не вызывает сложностей. По желанию группы можно усложнить правила: предло­жите участникам поменяться местами и спросите, может ли кто-ни­будь теперь назвать все имена.

Принятие правил работы в группе

Предварительные разговоры о правилах фактически являются формой заключения психологического контракта между участниками, группой и ведущим.

Примерные правила

    Активная работа на занятии каждого участника.

    Внимательность к говорящему.

    Доверие друг к другу.

    Недопустимость насмешек.

    Не выносить обсуждение за пределы занятия.

    Право каждого на свое мнение.

    Правило ноль-ноль: начинать вовремя.

Основное содержание занятия

Как вы понимаете слово цель?

Цель – это конечное желание, стремление, намерение чего-то достичь. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что цель – это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Далее, психолог раздает учащимся первые два листа из тетради к тренингу (обложка, которую необходимо подписать и 1-й рабочий лист). Ребята под руководством ведущего работают с вектором продвижения и личной целью на время тренинга.

Упражнение «Желания»

Материалы: бумага, ручки или карандаши, 2-й рабочий лист из тренинговой тетради

Процедура проведения. Каждому из участников предлагается на рабочем листе написать свои желания (самые разные). Желательно, чтобы их было порядка 20 шт. Потом на отдельные полоски бумаги выписывается фиксированное количество желаний - до 10. Отбор желаний ученики производят сами по произвольному признаку. Следующим шагом подростки объединяются в пары по принципу комфорта или интереса. Им предлагается по очереди предъявлять своему визави полоску-желание, описывая его (желание) самым подробным образом и приводя аргументы «за». В это время напарник держит полоску за другой край и на каждый аргумент «за» приводит свой аргумент «против». Т.о. получается условное «перетягивание». Если у какой-либо стороны заканчиваются аргументы, полоска с желанием остается у напарника. Так «тестируются» желания каждого из участников. На руках у них остаются только «заряженные» истинные желания, имеющие все шансы стать целями и быть реализованными.

Обсуждение.

Просмотр фильма «Секрет» (1ч). с последующим обсуждением

Упражнение «Уйти, чтобы остаться» (резервное)

Довольно часто, особенно в начале тренинга, участники демонстрируют ведущему свое нежелание работать в группе. Они ведут себя так, как будто в любом другом месте им находиться гораздо приятнее, чем в этой комнате. В та­ких ситуациях можно прибегнуть к простому приему.

Процедура проведения. Попросите Ваших подопечных представить, что они сейчас находятся в любом другом мес­те, которое им нравится. Оттуда они «вернутся» отдохнувшими, и вы вме­сте сможете продолжить работу. Скажите им следующее.

Садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глу­боких выдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние пол­ной удовлетворенности. Вспомните, как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха и выдоха, представив свое дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и которые уносят вас глубоко в ваш внутрен­ний мир.

Теперь в ваших фантазиях идите в то место, где вы чувствуете себя лучше всего, где нет проблем, напряжения, а все окружающее радует глаз. Это может быть место, которое вы знаете, или место, существую­щее только в вашей фантазии. Когда вы окажетесь там, осмотритесь: какие цвета вокруг, какие формы имеют окружающие вас вещи, тепло здесь или холодно, как вы здесь дышите? Какие звуки вы слышите, что можете потрогать? Хочется ли вам походить, посидеть или полежать в этом месте? Вам понравилось бы что-то делать здесь или вы просто наслаждаетесь атмосферой этого места? Осваивайтесь здесь, испро­буйте все возможности, какие вам дает это место (1 минута).

Вдруг вы замечаете лежащий на видном месте подарок. Это подарок для вас. Подойдите ближе, потрогайте его, рассмотрите со всех сто­рон. Исследуйте его, подумайте, что вы сможете с ним сделать. По­тратьте часть времени на то, чтобы сжиться с ним, полюбить его (1 минута).

Если вы уже готовы вернуться, снова три раза сделайте глубокие вдох и выдох и попрощайтесь со своим местом, запомните его, чтобы вам всегда было легко сюда вернуться. Сохраните в себе впечатления от подарка. Потянитесь и откройте глаза. Вы снова окажетесь среди нас, но отдохнувшие и расслабившиеся.

Попросите участников рассказать о том, где они побывали и как на­шли свой подарок. Эти рассказы укрепляют доверие между членами группы и делают последующие шаги в совместной работе более инте­ресными и продуктивными.

Рефлексия

Колесо баланса жизни. Как объять необъятное и двигаться вперед

Разминка

Упражнение «Шанхайцы»

На второе занятие могут прийти участники, которые по какой-либо причине пропустили первую встречу и процедуру знакомства. Кроме того, практика показывает, что некоторым учащимся требуется припомнить, как кого зовут. Кроме обозначенных выше задач, оно создает впечатление, что группа решила общую проблему и что у нее есть определенная цель. При этом ребята могут познакомиться или вспомнить имена друг друга без смущения и рассказать о себе.

Возможно, участникам покажется интересной история о том, как это уп­ражнение получило свое название. В XIX веке капитаны кораблей попол­няли свою команду матросами при помощи разных уловок, в том числе и путем обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть «шанхай­цами». Проверьте, есть ли в Вашей группе люди, которые пришли сюда не добровольно, а под чьим-то давлением. Для них символика этого упраж­нения будет особенно важной.

Материалы: Вам потребуется веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу. Обычно это несколько метров.

Процедура проведения: Сначала попросите группу принять нужную позу. Для этого все вста­ют в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает зак­ручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль», которую Вы плотно обматываете веревкой. Луч­ше всего это сделать на уровне бедер, чтобы звенья «спирали» почув­ствовали, что весьма крепко друг к другу привязаны.

Теперь объясните группе задание: в этом положении участники долж­ны пройти некоторое расстояние. По пути каждый должен предста­виться и рассказать о себе что-нибудь необычное.

Постарайтесь сделать так, чтобы, выполняя Ваше задание, участники были застрахованы от опасностей. На их пути не должно быть лест­ниц, дверей, острых углов. Поясните группе, какой именно путь ей предстоит. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.

Перед выполнением задания напомните участникам, что они, несмот­ря на необычный способ передвижения, должны запомнить все, что будет говорить каждый из них.

После того как задание выполнено, все «освобожденные» возвраща­ются обратно в комнату и встают в круг. Теперь попросите рассказать о том, что запомнилось в ходе передвижения. Для этого поочередно указывайте рукой на каждого участника и спрашивайте всю группу, как зовут этого участника и что он рассказал во время движения. Вы должны быть готовы к тому, что ответы будут в большинстве случаев правильными (движение активизирует нашу память).

Основное содержание занятия

Психолог продолжает тему целеполагания, и просит обратиться ко 2-му рабочему листу из тетради по целеполаганию. Психолог предлагает кому-то из учащихся зачитать вслух варианты «Что такое цель?», по разным источникам.

Цель - виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. (Словарь синонимов Русского языка)

Цель - филос., есть представление, которое человек стремится осуществить… Понятие цели есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная форма волевой мотивации… (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Данная работа проводится для того, чтобы показать учащимся, что цели могут быть связаны с

Желаниями, стремлениями. - Цели связаны с намереньем. - Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего. - Цели связаны с волей и сознанием. - Цель – это интегратор процессов. - Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.

В этой части можно спросить у учащихся их мнение, Какая из формулировок им ближе, понятнее и почему?

Колесо «Баланс жизни»

Материалы: лист рабочей тетради карандаши, фломастеры, ручки.

Процедура проведения. Ведущий выдает учащимся лист из рабочей тетради «Колесо «Баланс жизни».

Психолог предлагает ребятам написать возле каждого сектора, что для них в жизни является самым важным. (Возможные названия: учеба, друзья, увлечения/хобби, семья, родители, учителя, внешность, здоровье и т.п.)

Далее вводится шкала от 1 до 10. Предлагается описать одним-двумя предложениями каждый сектор на «10». Как это дружба на «10»? учёба на «10» ? (именно для тебя!). Далее необходимо внутри секторов отметить реальное положение дел по каждому сектору, поставив определенную цифру на этой шкале, отчеркнув часть сектора и закрасив его тем цветом, который захочется использовать. В результате получается целостная картина того, что в жизни на текущий момент является важным и существенным для каждого участника. диаграмма, Вывод, который может сделать группа – на таком «колесе» далеко не уедешь.

Следующий шаг – выбор «запускающего» сектора. Это такой сектор, изменения в котором смогут затронуть каждый (или большинство) из остальных частей колеса. Например, учащийся выбирает здоровье. Если буду здоров, то меньше буду пропускать занятия в школе, а это повлияет на успешность обучения. Если буду здоров, то буду внешне хорошо выглядеть, родители не будут за меня переживать, чаще буду видеться с друзьями, смогу больше уделять внимание своему хобби, и т.д.

Таким образом, прикидкой прорабатывается колесо баланса. Как только запускающий сектор определен, он помечается вектором с движением вовне. Далее можно дать возможность высказаться участникам, что получилось, какой из секторов стал запускающим.

Рефлексия

Формат конечного результата. КРЕДО.

Правила формулирования целей

Разминка

Упражнение « Работа в команде»

Это упражнение одновременно является ритуалом, игрой и экспериментом. Здесь должны быть задействованы все основополагающие качества для успешной работы в команде. Помимо коммуникации, взаи­мопонимания и взаимодействия от участников потребуется творческая энергия и интуиция.

Материалы: Вам потребуется несколько воздушных шариков, которые надо пред­варительно надуть, а также достаточно большое помещение, чтобы участники могли свободно двигаться.

Процедура проведения. Попросите участников разбиться на группы по три или четыре чело­века.

Тройки равномерно распределяются по помещению, так чтобы не ме­шать друг другу двигаться, и берутся за руки. Каждая команда полу­чает воздушный шар.

Теперь их задача состоит в том, чтобы удерживать шар в воздухе, не помогая себе при этом руками (можно задействовать лишь плечи или локти). Дайте командам немного потренироваться. Пусть во время тре­нировки они попытаются удерживать шар в воздухе при помощи раз­ных частей тела.

После тренировки начинается сама игра: Вы называете ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар. Через 15-20 секунд вы называете другую часть тела (голову, колени, локти, нос, левое плечо, правая нога и т. д.).

После этого этапа можно усложнить задачу, комбинируя команды, на­пример: «Голова и локоть». Это значит, что игроки должны сначала удерживать шар головой, затем - локтем (при этом не важно, кто из игроков подбрасывает шар, меняя положение тела, важно, чтобы была соблюдена последовательность).

Вы можете называть и более изощренные комбинации (например, со­стоящие из трех и более позиций, причем в последовательности, кото­рая будет наиболее неудобна для игроков). Напоминайте игрокам, чтобы они удерживали шар в воздухе и в перерывах между Вашими командами. Когда Вы собираетесь закончить игру, дайте такую коман­ду: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.

Основная часть

Материал: листы рабочей тетради, ручки, карандаши.

Каждый участник должен, ориентируясь на свое колесо баланса, выбрать и сформулировать (пока черновым образом) две цели (рекомендуем отрабатывать постановку целей на одной учебной и одной не учебной целях.)

Прежде чем перейти к определению учащимися собственных целей, психолог знакомит их с принципами постановки целей и просит на своих листах придумать и зарисовать условное обозначение каждого пункта.

Формат конечного результата (ФКР)

Позитивная формулировка. Необходимо избегать отрицания в формулировке цели - наше подсознание плохо воспринимает операцию логического отрицания.

Принципиальная достижимость (конкретность). Это правило требует не столько научной обоснованности, сколько конкретности формулировки, которая должна четко описывать ожидаемый результат.

Достижение цели должно максимально зависеть от самого человека, т.е. она должна быть подконтрольна . И обязательноэкологична , что означает отсутствие негативных последствий как для самого человека, так и для окружающих.

Работа с листом постановки цели (КРЕДО)

После этого этапа психолог обращает внимание учащихся на ещё одну возможность проверить цель по КРЕДО.

Идет последовательное заполнение всех пунктов листа (активное задействование в этой деятельности возможностей левого и правого полушарий). Таким образом, на руках у участников появляется 2-е детально прописанные цели как минимум с 3-мя первыми шагами в каждой.

Просмотр с обсуждением д/ф ВВС «Разум человека» (возможности визуализации в спорте, танцах и т.п.)

Упражнение "Розовый пузырь" (резервное упражнение по управляемой визуализацией)

Психолог: «Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите глубоко, медленно и естественно. Постепенно расслабляйтесь глубже и глубже.

Представьте то, что вы хотите иметь. Представьте, что желаемое уже проявилось. Создайте как можно более четкую мысленную картинку.

Теперь мысленно окружите свою фантазию розовым пузырем; ваша цель находится в этом пузыре. Розовый цвет - цвет сердца; вибрация этого цвета такова, что когда вы окружаете им воображаемый объект, вы можете быть уверены, что сотворенная вами вещь будет наиболее полно соответствовать вашему существу.

Рефлексия

Ценности.

(1 час)

«Круг приветствия»,«Хвастовство»

Во время первого круга приветствия каждый должен похвастаться перед группой каким- либо своим продвижением в области достижения поставленных им целей, своих проявленных способностях, сильными сторонами в освоении «искусства постановки целей».

Анализ работы над достижением целей.

Ценности – это то, чем мы являемся. Это не то, чем мы хотели бы быть. И не то, чем на наш взгляд, мы должны быть. Это то, кем мы являемся в жизни – в данный конкретный момент. В ценностях воплощается наша уникальная сущность.

Упражнения на прояснение ценностей.

Каждое из приведенных ниже упражнений выполняется в новой паре. Затем обсуждается в общем кругу. Упражнения занимают достаточно времени, поэтому могут быть проведены на нескольких занятиях.

Вопросы

    Кто вы в ваши лучшие моменты?

    Какие качества вы цените в друзьях?

    Если бы вам предложили прожить один день в виде животного, какое животное вы бы выбрали? Что для вас существенного в жизни в роли этого животного?

    Если бы вы строили дом, каким бы он был? Почему вы хотите иметь именно такой дом? Чем это ценно для вас?

Пиковые моменты времени

    Определите те особые пиковые моменты, которые приносили особенное удовлетворение. Сконцентрируйтесь на конкретном «моменте», отбросьте детали.

    Что важное произошло в тот момент? С какими ценностями соотносился тот момент? Какие ценности сопутствовали вашей жизни на тот момент?

Необитаемый остров

Если бы вы попали на необитаемый остров…

    Какие 5 музыкальных произведений вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

    Какие 5 предметов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

    Какие 5 фильмов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

    Каких 5 людей вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

Обязательные потребности

Чего еще в жизни, кроме основных жизненных потребностей, вам необходимо достичь или иметь? Какие ценности должны безоговорочно присутствовать в вашей жизни, без которых вы лишились бы счастья?

Люди, которыми вы восхищаетесь

    Вспомните трех человек, которых вы глубоко уважаете. Назовите по одному качеству каждого из них, которым вы восхищаетесь.

Радость и удовлетворение

Что в жизни доставляет вам наибольшую радость и удовлетворение и придает вам новые силы? В чем важность этих вещей?

Упражнение «Начинайте, представляя конечную цель».

Закройте глаза. Представьте себе, вы прожили длинную жизнь, вам исполнилось 60 лет. Вы пригласили на юбилей близких людей. В назначенный день собрались гости. Это ваши взрослые дети, родители, внуки, сослуживцы, с которыми вы работали, соседи, братья, сёстры, друзья. В этот день много забот, и вы сами немного задержались. И вот вы заходите в прихожую и слышите, что гости обсуждают вас, говорят какие-то слова. А теперь серьёзно задумайтесь о том, какие слова о себе и своей жизни вы бы хотели услышать от каждого выступающего. Каким мужем или женой, отцом или матерью предстанете вы в их выступлениях? Каким братом или сестрой, каким другом? Каким коллегой по работе? Какую оценку своего характера хотели бы запечатлеть в их памяти? Внимательно посмотрите на окружающих вас людей. Какой след хотели бы вы оставить в их жизни?

Проанализируйте ценности, которые удалось выявить во время сегодняшней работы.

Ценности человека являются основой при формулировке стратегических целей

Продолжительность: 5 – 6 часов.

Целевая аудитория тренинга: управленческий, педагогический, проектный персонал, чья деятельность связана с планированием, анализом и принятием ответственных решений.

План тренинга:

Блок 1. «РАБОТА С ЦЕЛЯМИ»

4. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

5. Работа с опасениями по Декартовой схеме.

6. Решётка Келли.

7. Процесс «Кто Я?»

8. Процесс «Личный герб и девиз».

Блок 2. «контур управления. Планирование и контроль».

9. Контур управления.

10. Контур управления. Этап 1. Постановка целей.

11. Контур управления. Этап 2. Планирование. Инструменты планирования. Установка параметров.

12. Контур управления. Этап 3. Мониторинг. Методы контроля.

13. Контур управления. Этап 4. Анализ и корректировка.

14. Подведение итогов. Завершение тренинга.

15. Сбор письменных отзывов о тренинге.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Планшеты.

2. Бумага для письма (формат А4).

3. Ватман (2 – 3 листа).

4. Маркеры цветные (по возможности +фломастеры).

5. Позитивный настрой и инициатива.

Ход тренинга.

1. Приветствие, установление контакта и внимания.

2. Постановка целей на тренинг. Договорённости.

Рассказываем о том, что, как показывает практика, в мире только 5% людей умеют правильно ставить себе цели и добиваться их. Правильно поставленная цель – это 90% успеха задуманного. далее обозначаем содержание тренинга. После этого оговариваем правила поведения и взаимодействия на тренинге.

Предлагаем каждому участнику записать в листе целеполагания свою цель на этот тренинг. Затем, по желанию озвучить.

3. Упражнение «жизненные цели».

Шаг 1. уделите 15 минут времени поиску ответа на вопрос «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте всё что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашего бытия. Фантазируйте. Чем больше, тем лучше. После этого в течение 2х минут решите, что бы вы хотели добавить в свой список.

Шаг 2. Сейчас вам две минуты на то, чтобы выбрать из вашего списка

то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после ещё две минуты – чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев – две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над своими целями. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель – приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно, даже меняете направление, но главное, знаете, куда идёте.

Отвечайте на первый вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Но, составляя списки средне- и краткосрочных целей, пишите так, как если бы это были ваши последние годы, дни и месяцы. Первая рамка поможет вспомнить всё, к чему стремитесь. Вторая рамка позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

4,5. Работа с целями. SMART – цели. Декартова система.

Цели должны быть SMART

Для придания целям ясности и конкретности необходимо ответить на ряд вопросов (Декартова схема):

Теперь, чётко обозначив и осознав свои цели, давайте поговорим о плате за их достижение. Попробуем ответить на следующие вопросы:

· С какими трудностями я могу столкнуться на пути к своей цели?

· На что я готов ради достижения своей цели?

· Чем я готов пожертвовать во имя своей цели?

Записав ответы на эти вопросы на бумаге, попробуем обозначить свои самые серьёзные страхи и опасения на пути к цели. Затем пропустить через декартовую схему, оценить их объективную значимость.

6. Решётка Келли.

После проведения описанных выше действий с целями, попытаемся определить, что нас больше всего привлекает и отталкивает в людях.

Возьмите чистый лист бумаги, разрежьте пополам. Одну половину разрежьте на шесть равных частей. На трёх из них напишите имена трёх ваших знакомых, которым вы симпатизируете. На трёх других – имена знакомых, к которым вы испытываете нейтральные чувства. Теперь переверните эти карточки именами вниз и перемешайте. Неразрезанную половинку листа расчертите пополам. Теперь возьмите три из шести бумажек с именами и откройте. Найдите одно положительное качество, которыми обладают двое из троих ваших знакомых, чьи имена окажутся на бумажках. Запишите это качество в правый столбец половинки. В левом столбце запишите противоположное качество. Процедуру повторить 15 раз, затем проранжировать качества, записанные в правом столбце.

Примечание: качества лучше выражать именами прилагательными, так проще будет подбирать противоположные по значению.

Полученный список – рейтинг ценностей конкретного человека. Он отражает систему ценностей данного человека. И в какой-то мере является критерием оценки поступков других людей. Следует показать, что у каждого человека система ценностей своя, она уникальна. Это следует учитывать при общении и уважать взгляды других людей.

7,8. Процесс «Кто я?», Процесс «Личный герб».

Процесс «Кто я?»

Каждый отвечает на вопрос не более чем десятью словами и пишет ответ на карточке. 5 мин. Ходят, смотрят, знакомятся с ответами друг друга.

Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот ёмкий вопрос «Кто я?». Кто–то считает наиболее важным одно, кто–то другое. Первые три ответа, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я – образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я – образ в первом приближении.

Итак, подчеркните первые три ответа на вопрос «Кто я?». Каждый из этих ответов отображает какую – то сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны. Каким мог быть ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте? В качестве девиза может выступать всё что угодно: известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное – чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе. Теперь обратитесь ко второму, третьему пункту, придумайте девизы к ним и запишите на отдельных листах. Следующее задание – к каждому пункту придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.

Есть ли среди нас люди, в жилах которых течёт дворянская кровь?

Процесс «Личный герб».

Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным древним родам и приглашены на бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золочёных каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же за гербы, и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было легче – кто-нибудь из их предков совершил благородное деяние, которое прославляло его и отображалось на гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придётся потрудиться над созданием собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для разработки у вас уже есть. Но, может быть, вы сможете придумать нечто ещё более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений и позиций в познании себя? В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы чётко понять, с кем он имеет дело.

Вот примерная форма герба: герб разделён по горизонтали на две части, верхняя разделена по вертикали на три. 10 мин.

Левая часть – мои главные достижения в жизни.

Средняя часть – то, как я себя воспринимаю.

Правая часть – моя главная цель в жизни.

Нижняя часть – мой главный девиз в жизни.

А теперь, дамы и господа, у вас есть у каждого по минуте, чтобы представить свой герб и девиз. Вариант: разбиться на пары и после пятиминутной подготовки каждый должен представить своего напарника.

9. Контур управления.

Подумайте о важном задании или проекте, который вы планировали и выполнили, но который вызвал у вас проблемы. Каковы были главные причины проблем, которые вы испытали?

Многие менеджеры сказали бы, что большинство проблем в выполнении планов связаны с людьми и с неожиданными событиями. Поэтому далее мы обсудим эти вопросы, но сначала рассмотрим теоретические основы нашей практики планирования и контроля.

Сущность рациональной теории планирования и контроля проиллюстрирована на рисунке, который известен как «контур управления». Мы можем дать определение «планированию» и «контролю». Планирование – это процесс разработки того, что делать и как это делать, чтобы достичь некоторой цели (этапы 1и2). Контроль – процесс обеспечения успешного выполнения запланированных задач (этапы 3и4).

Контур управления.

Этап 1: установите цели

Если вы собираетесь взять на себя какую-нибудь инициативу, большую или маленькую, то сначала ясно представьте себе, чего вы хотите достичь. Полезно также установить определённые критерии успешного достижения поставленной цели, чтобы знать, достигли вы её или нет.

Цели должны быть SMART

При постановке целей в интересах всех участников сделать так, чтобы они были ясными и однозначными. Это значит, что они должны обладать определёнными характеристиками. Эти характеристики можно запомнить по первым буквам английской аббревиатуры SMART , т.е. цели должны быть:

· Конкретными (specific – S ) – ясными и чёткими в отношении того, что должно быть достигнуто.

· Измеримыми (measurable – M ) – т.е. указывать, как и чем будет измеряться успех.

· Согласованными (agreed – A ) – с целями и миссией организации, а в идеале с человеком, который будет работать ради достижения поставленных целей, и с любым, на кого может повлиять результат их достижения.

· Реалистичными (realistic – R ) – достижимыми с учётом имеющихся ограничений и необходимости согласования с другими целями.

· Определёнными во времени (timed – T ) – для достижения цели устанавливается необходимое время.

И всё же, если мы имеем цели соответствующие принципу SMART , нам всё равно нужно что-то ещё, что поможет удостовериться в достижении этих целей. Мы не можем себе позволить ждать окончания проекта, чтобы узнать о своём успехе или неудаче. Нам необходимо знать по мере продвижения вперёд, как идут дела, а для этого нужен план и параметры, по которым мы можем контролировать движение к цели.

Этап 2: составьте план, определите параметры и выполняйте задачи

Выяснив, что вы хотите сделать, важно далее спланировать действия, а затем начать выполнять запланированное. На этом этапе необходимо определить параметры – промежуточные контрольные показатели, которые можно рассматривать как критерии для оценки продвижения в направлении ваших целей. Из составленного плана можно получить показатели, определяющие величину планируемого продвижения к указанной дате.

Рассматривая создание планов на данном этапе, мы умышленно упростим некоторые вопросы. По своей сути процесс планирования представляет собой:

· Планирование:

Ø Установка ясных целей;

Ø Определение задач, которые следует выполнить;

Ø Распределение ресурсов, необходимых для выполнения задач;

Ø Составление рабочего плана, отвечающего вашим потребностям как менеджера.

· Контроль:

Ø Мониторинг продвижения к цели (контроль);

Ø Пересмотр планов согласно контуру управления. (корректировка).

Таким образом, при допущении, что цели, поставленные ранее, являются разумными, мы должны определить, какие задачи надо выполнить для достижения этих целей. Для этого мы рассмотрим два различных метода.

· Первый метод – это карты памяти. На простой карте памяти – иногда их называют «паукообразными» схемами – можно увидеть основную проблему (или идею) в середине страницы, от которой вы рисуете ответвления к каждой составляющей вашего понимания проблемы. Каждая из таких составляющих, в свою очередь, делится на более детальные части. Таким образом, карты памяти могут помочь раскрыть и зафиксировать ваше понимание проблемы в целом.

· Второй метод – это «дерево задач». Такая схема является более логичной и структурированной по сравнению с картами памяти. Планируемый проект подразделяется на составные части. Вы начинаете с предполагаемой работы в целом, а затем задаёте себе вопрос» какие два или три (четыре, пять) основных элемента составляют этот объём работ?» Затем каждый из этих элементов последовательно рассматривается и дробится до такой степени детализации, которая вам необходима. Составление такой схемы является хорошим способом обеспечить определённый уровень логической согласованности, исчисляемый количеством сформулированных подзадач на каждом уровне схемы.

Определив перечень задач, можно заняться графическим представлением их последовательности в формате плана. Наиболее часто используемым в этих целях инструментом является диаграмма Ганта, которая представляет собой форму полосовой диаграммы. Диаграмма Ганта – это просто координатная сетка, на которой слева страницы перечислены все задачи, а в верхней части страницы находится временная шкала. Сетка заполнена полосками, обозначающими продолжительность каждой задачи

Люди приспосабливают подобную диаграмму к своим целям, поэтому её внешний вид может быть различным. Например, некоторые люди показывают пунктирной линией продолжение полосы, чтобы обозначить, сколько ещё может длиться выполнение задачи сверх положенной даты, не вызывая сложностей. Другой вариант – оставить достаточное место под каждой полоской, чтобы потом другим цветом обозначить здесь реальные результаты продвижения к цели на интересующую дату.

Этап 3: проводите мониторинг движения к цели

Недостаточно просто определить соответствующие показатели: должен обязательно происходить процесс сравнения текущих реальных результатов с плановыми показателями.

Вы поставили цели, определили задачи, которые следует выполнить, составили план и обозначили различные контрольные точки, которые будут служить индикаторами. Теперь необходимо проверять, что происходит, и формировать некое суждение на основе полученной информации. Перечислим диапазон методов мониторинга, как формальных, так и неформальных:

· Наблюдение и личное участие: важно просто наблюдать, что происходит и быть доступным как для персонала, так и для коллег;

· Регулярная отчётность: например подготовка письменных отчётов для руководства;

· Отчёт об исключительных ситуациях: подготовка отчёта только в случае отклонения от плана;

· Опросы и обсуждения: возможно, во время встреч по проекту или визитов;

· Учётные записи и типовая статистика: например, составление бюджетных распечаток.

Этап 4: действуйте в соответствии с результатами мониторинга

Контроль достигнутых результатов может показать, что всё хорошо, но скорее всего он зафиксирует. Что реальное продвижение не соответствует плану или даже изменило первоначальные цели. Таким образом, мы могли бы продолжить без изменений, пересмотреть задачи или, если это в нашей компетенции, пересмотреть первоначальные цели. Затем мы продолжаем процесс мониторинга, проверки текущего состояния дел на предмет возможных отклонений от намеченного плана, принятия решений и перепланирования, в случае необходимости проходя и ещё раз по контуру управления, пока задача не будет выполнена.

После проведения мониторинга вы можете выбрать одно из трёх действий:

· Пересмотреть цели. Это радикальная мера, но иногда случается, что по мере выполнения плана истинный характер первоначально заявленных целей становится очевидным, и весьма разумным является внесение в них изменений.

· Внести изменения в задачи, которые всё равно следует выполнить, чтобы избежать отклонения от плана (или компенсировать их). Это самый распространённый способ действий. Обычно, если мониторинг показывает возникновение некоторой задержки, то в предстоящие недели должно быть выполнено больше задач, либо намеченные задачи должны быть выполнены быстрее, чтобы компенсировать такую потерю времени. При этом может понадобиться перераспределение ресурсов.

· Продолжить без изменений. Это может оказаться разумным в том случае, если отклонения незначительны.

Большинство современных людей активно пользуются интернетом. В этой «информационной сети» мы можем, с одной стороны, быстро и легко получить практически любую нужную нам для бизнеса информацию, а с другой стороны, надолго завязнуть в «интернетовской паутине», потерять много времени и так ничего толкового не найти.

От чего зависит результативность нахождения нужной и полезной информации в интернете?

Ответ простой: чтобы быстро найти необходимую информацию нужно ввести правильный поисковый запрос в поисковики Яндекс, Гугл и т.п. Другими словами «Правильный поисковый запрос-это правильно выставленная цель».

Точно также в Карьере и Бизнесе: от правильности поставленной цели зависит ее достижение не только каждым конкретным сотрудником, но и всей компании в целом.

Цели тренинга «Целеполагание. Как правильно ставить цели и легко достигать их с наименьшими затратами времени и Денег»:

  • задать правильное направление движения каждому сотруднику и всей команде;
  • научить планированию минимально-затратного и максимально-легко-достижимого пути к желаемым результатам;
  • создать высокую мотивацию к достижению намеченных краткосрочных и долгосрочных целей;
  • сформировать понимание зависимости между правильным целеполаганием, эффективным управлением временем и финансовым благополучием.

Зачем необходимо обучиться управленческому искусству «Целеполагание»?

Целеполагание - первичная фаза управления любым коммерческим предприятием, в которую входит постановка, как генеральной цели, так и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией Компании, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Целеполагание является основной функцией руководителей разного уровня.

Целеполагание-объединяющий стержень всех стадий управленческой работы: информационной, организационной, регулирующей, координирующей, контрольной.

Целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности.

И, пожалуй, самым главным аргументом в пользу прохождения этого тренинга является следующий подтвержденный наукой «Психология Управления» и реальной практикой факт: главный залог прибыльности и результативности любого коммерческого предприятия заключен в наличии стратегических и реально достижимых целей организации, а также в способности руководителей разного уровня к их постановке.

Результатом этого тренинга станут умения:

  • планировать рабочее время с учётом ближних и дальних целей,
  • находить минимально-затратные и максимально-выгодные пути достижения различных целей;
  • правильное формулирование целей так, чтобы легко и быстро достигать их.

Что получит Компания в результате проведения этого тренинга?

Увеличение производительности труда сотрудников без повышения зарплат и увеличения временного ресурса.

Умение правильно ставить цели – один из важнейших навыков по-настоящему успешного человека.

«Успешные сотрудники=Успешная Компания» — вот формула успеха Стива Джобса (основатель компании «Apple»).

Формы проведения тренинга : очный «Корпоративный» , онлайн «Корпоративный»,онлайн «Персональный».

Хотите узнать подробнее об онлайн-формате этого уникального тренинга?
Нажмите на кнопку «Онлайн-тренинг»:

Тренинг ведет Раздольская Анна -психолог, сертифицированный бизнес-тренер и коуч-консультант.

Посмотрите видео и познакомьтесь с Анной прямо сейчас:

Программа очного и онлайн-тренинга «Целеполагание.Как правильно ставить цели,чтобы легко и быстро достигать их?»

Тема 1.Устройство человеческого сознания:

  • Психология целеполагания
  • Магия числа «7»
  • Наведения порядка в Разуме с помощью Пирамиды Дилтса
  • Фильтрация целей: проверка на истинность.

Тема 2.От мечтаний к достижению целей:

  • Условия целеполагания
  • Конфликты целей
  • SMART-технология постановки целей
  • Правила визуализации целей

Тема 3.Принятие эффективных управленческих решений:

  • Принцип Парето
  • Матрица Эйзенхауера
  • Матрица сравнений

Тема 4.Планирование деятельности:

  • Чувство времени-базис планировании
  • Формула успеха за день
  • Стратегическое планирование

Тема 5. Как правильно объяснять и ставить задачи своим сотрудника.

Ролевые игры по конкретным целям, согласованных с заказчиком.

Внимание! Бонус!

Тема 6.Эффективный самоменеджмент:

  • Методы самонастроя на работу
  • Способы увеличения КПД временного ресурса, позволяющие за меньшее время получать лучшие результаты.

Тренинг целеполагания

Целевая аудитория: подростки, юноши, взрослые.

Цель: научить основам продуктивного целеполагания.

Задачи:

    Определение понятий цель и целеполагание.

    Обучение правильной постановке целей.

    Визуализация и осознание цели посредством методики «Лестница достижений».

    Определение основных жизненных целей и ценностей, расстановка приоритетов.

Оборудование: стикеры, листы формата А4 по количеству участников, маркеры, фломастеры.

Этапы

Время

Примечание

    Орг.

момент

Добрый день. Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит?

Именно сегодня мы займемся осознанием и постановкой наших целей.

Предупреждаю, что тренинг скорее направлен на осознание, погружение, нежели имеет развлекательный характер.

1 мин

2. Выделение основных понятий

Но для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель и «целеполагание». Для того, чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия – это «желание» и «мечта».

    1 группа обсуждает и готовится ответить на вопрос: «Что такое желание?»

    2 группа: «Что такое мечта».

    И 3 группа: «Что такое цель?»

(обсуждение)

Т.о. мы определили, что низшей ступенью является желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Затем идет мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие – цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия.

Что же влияет на достижение цели? Какие факторы?

Их можно разделить на внешние . Какие причины могут помешать достижению цели:

И внутренние . Какие причины могут лежать в самом человеке?

Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний. Я вам даю время, а вы подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды?

10 мин

Разбиение участников на группы

Ответы групп

3. Упражнение – разминка, диагностика

У каждого их вас есть стикеры. Напишите на стикере свое имя и приклейте на пол в любое место.

Теперь возьмитесь встаньте и возьмитесь за руки. Вы свободно можете передвигаться по комнате, не расцепляя рук. Ваша задача в течение 2х минут хотя бы раз наступить на свой листочек. Один раз – это минимум.

    Есть ли те, кто ни разу не смог наступить на свой стикер? Почему это произошло?

    Итак, есть ли люди, которым удалось наступить на свой листочек больше 2х раз?

    Какими способами вы добились таких результатов?

    А кому было легче управлять людьми? Какими способами вы управляли людьми? Кому было легче следовать?

Это простое и незамысловатое упражнение имеет диагностический эффект, т.е. вы сейчас прекрасно продемонстрировали свое поведение при достижении каких-либо целей. Наступить на стикер – это была своего рода небольшая цель. Кто-то приклеил стикер около своего места, кто-то решил рискнуть и приклеил далеко. Тем самым мы можем видеть, что одни люди ставят передл собой маленькие цели, это происходит либо от неуверенности в себе, неготовности на продолжительную и интенсивную работу, либо таким людям проще ставить маленькие цели и потихоньку приходить к нужному результату. А люди, которые не приклеили стикеры далеко, не боятся ставить глобальных, долгосрочных целей. Я не думаю, что один из вариантов лучше.а другой хуже, лучше тогда, когда вы выбирает стратегию. Которая вам подходит. Задумайтесь над тем, может зря вы ставите столь отдаленные цели или же наоборот, столь маленькие, вдруг вы можете гораздо больше?

9 мин

Раздача стикеров

Деление на 2 группы

Постановка цели

А сейчас мы с вами постараемся сформулировать одну цель, над которой будем работать на протяжении всего тренинга. Подумайте, какую цель вы бы хотели достичь, желательно, чтобы ее реализация была выполнена в течение одного года.

Перед тем как ее записать, пройдемся по основным правилам постановки цели.

Правильная постановка цели – это фундамент нашего сооружения под названием «Достичь цель». Фундамент будет прочный, поэтому будет состоять из кирпичей.

Кирпич № 1. Позитивная утвердительная формулировка. Например, вместо «не хочу жить с родителями» надо «хочу жить отдельно от родителей». Ум не воспринимает негативно заявленные цели. Психологи давно заметили, что наш мозг не воспринимает частицу «Не».

Кирпич № 2. Цель должна быть конкретной, измеримой. Конкретизируйте свою цель, чтобы желаемый результат был четким, понятным не только вам, но и окружающим. Как вы узнаете, что цель достигнута? Какой конкретно результат? Как он выглядит?

Кирпич № 3. Цель должна иметь конкретный срок завершения. Мы склонны получать все и сразу. Цели с такими нереальными сроками обычно не выполняются. Срок должен быть конкретный, т.е. не «через 5 лет», а «1 января 2016 года».

Кирпич № 4. Необходимо учесть экологичность и последствия. Какие могут быть негативные последствия для вас, если вы достигнете эту цель? Допустим, вы поставили себе цель накопить 10 тысяч к сенятбрю 2014 на планшет. Для этого вам необходимо устроиться на работу. Но достижение этой цели может помешать другим вашим целям н-р, хорошо учиться или больше помогать маме. Расставьте приоритеты. Стоит ли планшет вашей плохой учебы?

Кирпич № 5. Цель согласована с ценностями и убеждениями. Цели, которые согласованы с ценностями, выполняются гораздо легче и быстрее. Можно внести изменения только в формулировку цели, и это уже будет совсем другая цель, которая выполнится гораздо эффективнее.

Кирпич № 6. Цель должна быть достижимой. Убедитесь в достижимости цели хотя бы теоретически. Если чувствуется, что цель слишком сложна, но все-таки вы ее хотите - просто поставьте срок достижения чуть больше. Либо ищите другие, реальные ресурсы, которые можно использовать для достижения цели в тот срок, который вы поставили.

А теперь, следуя этим правилам сформулируйте свою цель и запишите на листочке.

5 мин

На стену вывешиваются «кирпичики» с надписями.

Визуализация и осознание цели

«Лестница достижений»

А теперь перейдем к визуализации нашей цели. Визуализировать – это представить в рисуночном, графическом варианте нашу цель на листе.

    Нарисуйте лесенку, состоящую из 6 ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда ваша цель абсолютно не достигнута. Верхняя – когда она осуществлена полностью.

    Запишите 2-3 признака на первой ступеньке, обозначающих особенности ситуации, когда ваша цель не достигнута. А теперь, напишите на верхней ступеньке, 2-3 признака, по которым вы можете определить, судить, что цель достигнута полностью.

    Подумайте, на какой ступеньке достижений вы находитесь сейчас. Обозначьте эту позицию и запишите 2-3 ее главных характеристики. Важно записывать, не то, что вы делаете для достижения цели, а что уже конкретно сделали.

    А теперь главный вопрос: что конкретно вам нужно сделать, чтобы подняться на ступеньку выше и выше? Запишите. Это будут ваши задачи для достижения цели.

    Когда конкретно каждый из вас сделает то, чтобы приблизиться к цели на одну ступеньку.

Помогли ли данная методика прояснить вашу цель? Увидели ли вы цель новыми глазами?

А есть те, кто посмотрел на то, что нужно сделать, что вам для этого потребуется, и решил, что цель не стоит таких затрат?

Есть ли желающие, кто бы хотел рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения?

10 мин

Психолог рисует лестницу

Рассказ участников тренинга

Упражнение «До черты»

Итак, я кладу это предмет на пол. Ваша цель – отойти от этого предмета на 5 метров и с закрытыми глазами двигаться по направлению к этому предмету и остановиться тогда, когда с вашей точки зрения, вы будете максимально близко находится к предмету, но ни в коем случае не переступите его. Предлагаю выполнять задание по 2 человека.

Обсуждение: Чем вы руководствовались при принятии решения, в какой именно момент остановиться?

Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть». В каких ситуациях целесообразно использовать один из двух принципов?

10 мин

Психолог кладет предмет на пол

Упражнение

«Вам осталось жить»

Представьте, что вам осталось жить 20 лет и напишите, что вы хотите успеть за это время – создать семью, родить двоих детей, побывать в 33-х странах, выучить английский через Скайп, получить второе высшее, и т.д. Цели должны быть конкретными.

    Теперь посмотрите на этот список и ответьте себе на вопрос: «Что бы я сделал, если бы мне оставалось жить 15 лет?». Скорее всего, что-то из списка придется вычеркнуть – сделайте это.

    И, наконец, вам остается 5 лет – что вы будете делать? Может быть, это несколько пунктов из первоначального списка, а, может, что-то совсем другое?

Обсуждение: В процессе этого упражнения вы сможете четче определить свои цели и сроки их выполнения, особенно в долгосрочном периоде.

10 мин

Раздаются листочки

Упражнение «Через три года»

У каждого из нас есть в жизни проблемы, какие-то требуют немедленного решения, какие-то мы откладываем и лишь усугубляем. Я вам предлагаю одно упражнение, которое позволит взглянуть на нерешенные дела по-другому, шире. А также определить, что вам действительно важно.

Итак, составьте список наиболее важных дел в данный период жизни, над решение которых вы сейчас работаете (3-5 пунктов).

А теперь я вас прошу разделиться на пары. Лучше, если вашей парой будет мало знакомы для вас человек.

А теперь представьте, что вы стали старше на 3 года. Подумайте об этих проблемах «задним числом», будто уже прошло 3 года.

    Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

    Как она влияет на вашу жизнь теперь, по прошествии 3 лет?

    Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, то как бы вы стали ее решать?

Обсуждение: По-другому ли вы стили смотреть на проблемы, перенесясь на 3 года вперед? Какой вывод вы сделали после упражнение и беседы с напарником?

Итак, психологами установлено, что мы достигаем 80 % успеха, затрачивая на все это 20% усилий, а оставшиеся 80% усилий обеспечивают лишь 20% достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80% жизненного успеха.

10 мин

Участникам раздаются листочки

Рефлексия

Чем помогают такие упражнения в целеполагании? Понимая, что для вас важнее всего в жизни, что вы хотите успеть сделать во что бы то ни стало, вы учитесь отсекать лишнее, и ставить во главу угла то, что для вас наиболее значимо. Вы не будете ставить себе цели, которые ни прямо, ни косвенно, не ведут вас к большим целям, которые вы увидите в своем будущем. Очень важно периодически (хотя бы раз в год) проверять себя заново, не изменились ли ваши цели, ведь человек – это процесс, в котором постоянно происходят изменения.

Посмотрите на рисунок, здесь изображены круги Эйлера. Подумайте и оцените прошедший тренинг по 3 критериям, которые написаны внутри круга. Критерий «Интерес» означает, что вам на тренинге было интересно. Нескучно. Критерий «Осознание» означает, что у вас появилось новое видение своих целей, своей жизни и того, что вы вообще хотите реализовать. Критерий «Результат» означает насколько полезной стал тренинг для вас, считаете ли вы подобные упражнения действенными и нужными, помогут ли они вам в дальнейшей жизни.

Поставьте плюс на пересечении тех критериев, которые, как вы считаете, были достигнуты лично вами. Если же тренинг не дал ни одного из результатов, то поставьте плюс за границами кругов.

Спасибо за работу и оценку!

5 мин

Вывешивается наглядность, на котором изображены круги Эйлера с надписью «Интерес», «Осознание», «Результат».